Научная статья на тему 'Отражение и реализация в Российской концепции международной безопасности принципов и норм международного права в части ядерной безопасности'

Отражение и реализация в Российской концепции международной безопасности принципов и норм международного права в части ядерной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДЕРНАЯ ВОЙНА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поляков Семен Алексеевич

Важнейшей проблемой современности является проблема войны и мира, прежде всего, предотвращения ядерной войны. Международное ядерное право является относительно новой отраслью современного международного права. По существу, нормы международного ядерного права являются достаточно сложными, затрагивают сферу регулирования международных отношений морского и космического права, права международной безопасности, окружающей среды и других областей международного права. Среди мер по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии на одно из первых мест в настоящее время выдвинута проблема возмещения ядерного вреда и принятия законодательных актов, регламентирующих режим гражданской ответственности при использовании атомной энергии. Нормы об ответственности за ядерный вред целесообразно включить и в российскую концепцию международной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection and realization in the Russian concept of international security principles and norms of international law in terms of nuclear safety

The most important challenge of our problem is the ma war and peace, especially the prevention of nuclear war. International nuclear law is a relatively new branch of contemporary international law. Essentially, the rules of international nuclear law are complex, affect the scope of regulation of international relations sea and space law, international security, the environment and other areas of international law. Among the measures to ensure the safe use of nuclear energy is one of the first places in the currently an issue of compensation for nuclear damage and the adoption of legislation regulating the regime of civil liability for the use of nuclear energy. Rules on liability for nuclear damage to include tselessobrazno and the Russian concept of international security.

Текст научной работы на тему «Отражение и реализация в Российской концепции международной безопасности принципов и норм международного права в части ядерной безопасности»

Бизнес в законе

1 ’2014

8.4. ОТРАЖЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИНЦИПОВ И НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ЧАСТИ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Поляков Семен Алексеевич, аспирант

Место учебы: Казанский (Приволжский) федеральный

университет

Malkhasyan. art@gmail. com

Аннотация: Важнейшей проблемой современности

является проблема войны и мира, прежде всего, предотвращения ядерной войны. Международное ядерное право является относительно новой отраслью современного международного права. По существу, нормы международного ядерного права являются достаточно сложными, затрагивают сферу регулирования международных отношений морского и космического права, права международной безопасности, окружающей среды и других областей международного права. Среди мер по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии на одно из первых мест в настоящее время выдвинута проблема возмещения ядерного вреда и принятия законодательных актов, регламентирующих режим гражданской ответственности при использовании атомной энергии. Нормы об ответственности за ядерный вред целесообразно включить и в российскую концепцию международной безопасности.

Ключевые слова: Ядерная война, международные отношения, атомная энергия, международные договоры.

REFLECTION AND REALIZATION IN THE RUSSIAN CONCEPT OF INTERNATIONAL SECURITY PRINCIPLES AND NORMS OF INTERNATIONAL LAW IN TERMS OF NUCLEAR SAFETY

Polyakov Semyon Alekseevich, postgraduate student Study place: Kazan (Volga) Federal University

Malkhasyan. art@gmail. com

Annotation: The most important challenge of our problem is the ma war and peace, especially the prevention of nuclear war. International nuclear law is a relatively new branch of contemporary international law. Essentially, the rules of international nuclear law are complex, affect the scope of regulation of international relations sea and space law, international security, the environment and other areas of international law. Among the measures to ensure the safe use of nuclear energy is one of the first places in the currently an issue of compensation for nuclear damage and the adoption of legislation regulating the regime of civil liability for the use of nuclear energy. Rules on liability for nuclear damage to include tselessobrazno and the Russian concept of international security.

Keywords: Nuclear war, international relations, atomic energy, international treaties

Важнейшей глобальной проблемой современности является проблема войны и мира и, прежде всего, предотвращения ядерной войны. В современном мире

накоплено такое количество оружия, применение которого поставило бы под вопрос не только существование человеческой цивилизации, но и сохранение человека как биологического вида.

Международное ядерное право является относительно новой отраслью современного международного права. В отечественной международно-правовой литературе появление этой отрасли рассматривается в связи с возникновением межгосударственных отношений по использованию атомной (ядерной) энергии.

Более 20 лет назад, отечественные ученые-международники отмечали, что закон призван активно содействовать наиболее рациональному

использованию ядерной энергии и обеспечению безопасного развития атомной энергетики. Основная цель правового регулирования отношений, возникающих в указанной сфере, была направлена на развитие ядерной энергетики, безопасности ядерных материалов и объектов, радиационной и ядерной безопасности для граждан, окружающей среды и т.д.1

Один из первых исследователей правовых аспектов использования ядерной энергии, А.И. Иойрыш отмечал, что атомное право складывается как самостоятельная специфическая область правового регулирования и как составная часть внутреннего права, объектом которой являются отношения, возникающие по поводу использования атомной энергии2.

По существу, нормы международного ядерного права являются достаточно сложными, затрагивают сферу регулирования международных отношений морского и космического права, права международной безопасности, окружающей среды и других областей международного права. За последние десятилетия ХХ века в международном ядерном праве кодифицирован целый ряд международно-правовых норм. Этот процесс продолжается и в настоящее время, потому что это особая необходимость, которая связана с развитием и совершенствованием передовых ядерных технологий.

Анализ международных норм, касающихся нераспространения ядерного оружия, позволил нам прийти к выводу, что эти нормы можно разделить на договоры, регламентирующие нераспространение в определенных сферах и географических регионах, и договоры, которые такими сферами и регионами не ограничены.

Система нормативной базы в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности в России на современном этапе состоит из нормативно-правовых документов трех уровней.

Документы первого уровня - это международные договоры Российской Федерации, федеральные законы3 и подзаконные акты (указы и распоряжения

1 Супатаева О.А. Становление советского атомного права // Правовое регулирование использования атомной энергии в странах - членах СЭВ. - М., 1987. С. 43 - 52.

2 Иойрыш А.И. Атомная энергия. Правовые проблемы. - М., 1975. - С. 24 - 28.

3 Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 3. - Ст. 141; Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков

132

Поляков С. А.

ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ЧАСТИ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Президента РФ* 4, постановления и распоряжения Правительства РФ5) в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Документы второго уровня - это нормативные правовые документы (нормы, правила и стандарты в области ядерной и радиационной безопасности)6, реализующие конкретные положения международных законов, федеральных законов и призванные обеспечить выполнение требований, которые регламентированы законодательными актами и выполняют регулирующую роль, как в основной отрасли, которая вырабатывает атомную энергию и использует источники ионизирующих излучений, так и в смежных с нею отраслях, где источники ионизирующих излучений используются для решения различн ых науч н о-исследовател ьских,

производственных, социальных и общественных задач.

Документы третьего уровня - это регламенты, стандарты и ведомственные документы7,

направленные на достижение соответствия требованиям нормативных правовых докментов второго уровня и призваны конкретизировать показатели, установленные в них, а также возможные способы и пути устранения их несоответствия.

В Концепции внешней политики Российской Федерации до 2020 года определено, что Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях Российская Федерация:

а) подтверждает неизменность курса на создание многосторонних политических и правовых основ универсального и прочного режима нераспространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения и средств их доставки; выступает за соблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о

территории" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 29. -Ст. 2947; и др.

4 Указ Президента РФ от 27 марта 1992 г. N 312 "О контроле за экспортом из Российской Федерации ядерных материалов, оборудования и технологий" // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. -N 15. - Ст. 785; Указ Президента Рф от 27 апреля 2007 г. N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. -2007. - N 18. - Ст. 2185; Указ Президента рФ от 27 апреля 2007 г. N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2007. - N 18. -Ст. 2185; и др.

5 Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 306 "О Правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 12. - Ст. 1442; Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов" // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 19. - Ст. 2188; и др.

6 Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009), Правила безопасности при обращении с радиоактивными отходами атомных станций (НП-002-04), Правила безопасности при хранении и транспортировке ядерного топлива на объектах использования атомной энергии (НП-061-05) и др.

7 Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002), Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03), Общие положения обеспечения безопасности атомных станций (НП-002-97) и др.

запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, а также Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении; активно участвует в деятельности многосторонних режимов экспортного контроля, а также в международных усилиях в сфере контроля за оборотом материалов и технологий двойного назначения, содействует скорейшему вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний; выступает за создание глобального режима ракетного нераспространения на основе юридически обязывающей договоренности и за придание глобального характера обязательствам по Договору между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности;

б) поддерживает процесс создания зон, свободных от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения;

в) выступает за укрепление технической и физической ядерной безопасности в глобальном масштабе, в частности за совершенствование международно-правовых механизмов обеспечения ядерной безопасности и предотвращения актов ядерного терроризма;

г) выступает за предотвращение размещения оружия

в космосе: заключение соответствующего

международного договора, развитие мер транспарентности и доверия в космической деятельности, создание системы коллективного реагирования на равноправной основе на возможные ракетные вызовы и против односторонних ничем не ограниченных действий по наращиванию противоракетной обороны одним государством или группой государств, наносящих ущерб стратегической стабильности и международной безопасности;

д) в интересах решения проблем стратегической стабильности выступает за развитие двустороннего и многостороннего взаимодействия государств, прежде всего обладающих ядерным оружием, в целях обеспечения общей безопасности в духе стратегической открытости, в том числе в сфере доступности для всех заинтересованных стран благ «мирного атома».

По моему мнению, на ближайший период для России среди наиболее актуальных задач в этой области следует выделить:

- усовершенствование системы нормативно-правовых актов верхнего уровня в сфере использования атомной энергии;

- усиление институционной и финансовой независимости органов государственного регулирования в области использования атомной энергии;

- введение в действие механизмов накопления финансовых резервов на будущее снятие с эксплуатации АЭС и других объектов атомной отрасли, захоронения радиоактивных отходов и др.;

- законодательное и финансовое обеспечение строительства новых объектов атомной отрасли и другие.

- в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, регламентирующие ответственность за ядерный вред, а также финансовый и страховой механизмы, обеспечивающие возмещение за такой вред.

Поэтому среди прочих всеобъемлющих мер по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии на одно из первых мест в настоящее время выдвинута проблема возмещения ядерного

133

Бизнес в законе

1 ’2014

вреда и принятия законодательных актов,

регламентирующих режим гражданской

ответственности при использовании атомной энергии. Нормы об ответственности за ядерный вред

целесообразно включить и в российскую концепцию международной безопасности.

Список литературы:

1. Супатаева О.А. Становление советского атомного права // Правовое регулирование использования атомной энергии в странах - членах СЭВ. - М., 1987. С. 43 - 52.

2. Иойрыш А.И. Атомная энергия. Правовые проблемы. -М., 1975. - С. 24 - 28.

3. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 3. - Ст. 141;

4. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 29. - Ст. 2947;

5. Указ Президента РФ от 27 марта 1992 г. N 312 "О контроле за экспортом из Российской Федерации ядерных материалов, оборудования и технологий" // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - N 15. - Ст. 785;

5. Указ Президента РФ от 27 апреля 2007 г. N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного

комплекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2007. - N 18. - Ст. 2185;

7. Указ Президента РФ от 27 апреля 2007 г. N 556 "О

реструктуризации атомного энергопромышленного

комплекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2007. - N 18. -Ст. 2185;

8. Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 306 "О Правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения" // Собрание законодательства РФ. -1997. - N 12. - Ст. 1442;

9. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов" // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 19. - Ст. 2188;

10. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009), Правила безопасности при обращении с радиоактивными отходами атомных станций (НП-002-04), Правила безопасности при хранении и транспортировке ядерного топлива на объектах использования атомной энергии (НП-061-05) и др.

11. Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002), Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03), Общие положения обеспечения безопасности атомных станций (НП-002-97) и др.

Reference list:

1. O.A. Supataeva Formation of the Soviet nuclear law / / Legal regulation of the use of atomic energy in the countries -members of the CMEA. - M. , 1987. Pp. 43 - 52.

2. A.I. loyrysh Nuclear energy . Legal problems . - M. , 1975. -Pp. 24 - 28.

3. The Federal Law of January 9, 1996 N 3-FZ " On Radiation Safety" / / Collected Legislation of the Russian Federation. -1996 . - N 3 . - St . 141,

4. The Federal Law of July 10, 2001 N 92 -FZ "On special environmental programs remediation of contaminated sites territory " / / Collected Legislation of the Russian Federation. -2001 . - N 29.- St . 2947 ;

5. Presidential Decree of March 27, 1992 N 312 "On Export Control of the Russian Federation of nuclear materials , equipment and technologies " / / Vedomosti SND and the Armed Forces. - 1992 . - N 15. - St . 785 ,

6. Presidential Decree of April 27, 2007 N 556 " On the restructuring of the nuclear power industry in the Russian

Federation" / / Collected Legislation of the Russian Federation.

- 2007 . - N 18. - St . 2185 ,

7. Presidential Decree of April 27, 2007 N 556 " On the restructuring of the nuclear power industry in the Russian Federation" / / Collected Legislation of the Russian Federation.

- 2007 . - N 18. -St. 2185 ; etc.

8. Government Decree of 14 March, 1997 N 306 " On the Rules of making decisions about the placement and construction of nuclear installations, radiation sources and storage " / / Collected Legislation of the Russian Federation. - 1997 . - N

12. - St . 1442 ,

9. Government Decree of May 6, 2008 N 352 " On approval of the system of state accounting and control of nuclear materials " / / Collected Legislation of the Russian Federation. - 2008 . -N 19. - St . 2188 ;

10. Radiation Safety Standards ( NRB-99/2009 ) Safety rules for the management of radioactive wastes of nuclear power plants (NP- 002- 04) Safety Regulations for storage and transport of nuclear fuel at nuclear facilities (NP- 061- 05) etc.

11. Sanitary Rules of Radioactive Waste Management ( SPORO-2002 ) Sanitary rules for design and operation of nuclear power plants ( SP AS -03) , General safety of nuclear power stations (NP- 002 -97 ), etc.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензия на статью Полякова С.А. «Отражение и реализация в российской концепции международной безопасности принципов и норм международного права в части ядерной безопасности»

Я, Тюрина Наталья Евгеньевна, к.ю.н., доцент кафедры международного и европейского права юридического факультета К(П)ФУ, рекомендую к публикации написанную Поляковым С.А. статью.

О рекомендуемой статье могу сообщить дополнительно: Статья Полякова С.А. посвящена концепции международной безопасности, в части ядерной безопасности. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку вопросы международного права в части ядерной безопасности являются насущными и играют важную роль в развитии межгосударственных отношений между странами, международными организациями и поддержания мира и безопасности на планете.

Так, использование ядерной энергии должно быть в полной мере урегулировано правовыми нормами. Автором проведена серьезная работа по анализу международных и внутригосударственных правовых норм, доктрине, которая связана с международным правом в сфере ядерной безопасности. Немаловажным является и то, что Поляков С.А. пишет о правовых проблемах при реализации международно-правовых норм права в данной сфере, а также о возможных вариантах их решения.

к.ю.н., доцент,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Тюрина Н.Е.

134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.