Научная статья на тему 'Отражение философского значения идей А. Л. Чижевского в отечественной справочной литературе'

Отражение философского значения идей А. Л. Чижевского в отечественной справочной литературе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Отюцкий Г. П.

Дается обзор публикаций в отечественной справочной литературе, рассматривающих философское значение идей А.Л. Чижевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение философского значения идей А. Л. Чижевского в отечественной справочной литературе»

12. Drexler K.E. Engines of Creation 2.0: The Coming Era of Nanotechnolo-gy. Updated and Expanded [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www1.appstate.edu/dept/ physics/nanotech/ EnginesofCreation2_8803267.pdf.

ОТРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ИДЕЙ А.Л. ЧИЖЕВСКОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

© Отюцкий Г.П.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Дается обзор публикаций в отечественной справочной литературе, рассматривающих философское значение идей А.Л. Чижевского.

В обыденном сознании граждан России имя Александра Леонидовича Чижевского (1897-1964), одного из основателей космического естествознания, основоположника космической биологии и гелиобиологии, биофизика, основоположника аэроионификации, электрогемодинамики, философа, поэта, художника неизменно ассоциируется с пресловутой люстрой... Однако какую иную информацию, в частности, информацию о философском значении идей выдающегося русского ученого, мог получить из учебной и справочной литературы последней четверти ХХ - начала XXI века отечественный гуманитарий, не получивший специального философского образования и не занимавшийся исследованием творчества А.Л. Чижевского самостоятельно?

Уже через шесть лет после смерти русского исследователя, казалось, было положено начало традиции философского осмысления новаторских идей А.Л.Чижевского в справочной литературе. Так, в 1970 году в последнем томе Философской энциклопедии приведена краткая статья Л. Голованова, в которой А.Л. Чижевский охарактеризован как «биофизик, историк, один из основателей космической биологии». Подчеркнута его пионерская роль в выявлении непосредственного влияния физических факторов космоса и космических ритмов на все уровни организации биологических систем; показано значение открытия А.Л. Чижевским корреляции между циклами солнечной активности и явлениями в биосфере, а также влиянии солнечной активности на психическую возбудимость человеческих коллективов [5, с. 489].

Через восемь лет информация о Л.В. Чижевском появляется в третьем издании Большой советской энциклопедии [3]. Автор ее - тот же Л.В. Голованов, главное внимание в небольшой статье уделено конкретным биогра-

* Профессор кафедры Социальной философии, религиоведения и теологии, доктор философских наук, профессор.

фическим фактам, а все содержание его предыдущей статьи из Философской энциклопедии в этой статье уложилось в одном предложении.

Однако затем эта традиция поддержана не была. Так, в Философском энциклопедическом словаре имя Чижевского упомянуто лишь в статье о К.Э. Циолковском в связи с космической утопией последнего. Отмечено, что «эту утопию можно рассматривать в русле т.н. русского космизма в связи с идеями В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского и др.» [21, с. 766]. Самостоятельной статьи о Чижевском в этом издании нет.

Несколько десятилетий самым распространенным советским справочником по философии был Философский словарь под ред. И.Т. Фролова. Здесь есть статья о К.Э.Циолковском, но даже в шестом - последнем советском -издании этого словаря нет ни специального рассмотрения русского космизма, ни упоминания о Чижевском, как одном из его основателей [20, с. 535].

К сожалению, и во многих постсоветских философских словарях имя А.Л. Чижевского не упоминается. Так, отмечая по поводу Философской энциклопедии и Философского словаря (под ред. И.Т. Фролова), что «время обогнало их», философы Ростовского-на-Дону университета «решили представить свой вариант справочного пособия по философии» [14, с. 5]. В нем есть специальный достаточно крупный раздел «Русская философия», но нет ни понятия «русский космизм», ни имен Л.В.Чижевского и К.Э. Циолковского. В другом философском словаре, подготовленном силами Уральской школы философов, статей, посвященных конкретным философам, нет вообще. Отсутствует и статья о русском космизме, в которой могло бы быть упомянуто имя А.Л. Чижевского [15].

В «Новой философской энциклопедии» опубликована статья В.В. Казю-тинского, более половины которой посвящено фактам биографии А.Л. Чижевского. В следующем абзаце зафиксирован круг интересов мыслителя. Наряду с идеей Чижевского о ритмах солнечной активности отмечается, что он был «убежден в существовании единого физического закона, определяющего, в конечном счете, все процессы в мире» [10, с. 360].

Одно из первых справочных изданий, где философское значение идей А.Л. Чижевского изложено с достаточной полнотой, - словарь «Русская философия». В нем есть обстоятельная статья «космизм», в которой упомянуто имя Чижевского, а специальная содержательная статья о Чижевском принадлежит перу все того же Л.В. Голованова. В ней Чижевский характеризуется уже как «один из основоположников русского космизма». Его главная заслуга, по мнению автора статьи, - «открытие тотального влияния солнечной активности на динамику жизнедеятельности в биосфере, в т.ч. на стихийные массовые явления в человеческом сообществе; по сути, им была тем самым завершена историческая ломка геоцентризма в науке, начатая Н. Коперником» [6, с. 608-609]. Показателен и выбор единственной цитаты из работ Чижевского, емкой и философски значимой, приведенной в этой ста-

тье: «Мы привыкли придерживаться грубого и узкого антифилософского взгляда на жизнь как на результат случайной игры только земных сил. Это, конечно, неверно. Жизнь же, как мы видим, в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли...» [6, с. 609]. При переиздании в 2007 году словарь стал энциклопедией, но сохранил статью Л.В. Голованова с этой цитатой [7].

В известной мере к справочной литературе могут быть отнесены учебные издания по философии. Однако информации о философских взглядах Чижевского и мировоззренческом значении его работ в этих изданиях получить также затруднительно. В основном советском учебнике по марксистско-ленинской философии раздел по истории философии (за исключением возникновения марксистской философии) фактически отсутствовал [13]. Доступную для студентов альтернативу этому учебнику в 80-х гг. ХХ вв. составляли популярный очерк под ред. А.И. Ракитова [17], в котором раздел по истории философии также отсутствовал, и учебное пособие А.Г. Спиркина [16, с. 65-75].

Работа А.Г. Спиркина - одно из первых отечественных учебных пособий по общему курсу философии, в котором, пусть и кратко, но дан исторический обзор основных философских концепций, в том числе, и взгляды ряда представителей русской философии. Однако имени А.Л. Чижевского в нем нет. В это же время публикуются учебники для системы политической учебы, в которых начинает освещаться история развития философской мысли в России [8, с. 74-79], но тоже без упоминания имени А.Л. Чижевского.

Длительное время одним из наиболее фундаментальных учебных пособий по истории философии, предназначенных «для студентов гуманитарных факультетов вузов, а также для самостоятельно изучающих историю философии», являлся «Краткий очерк истории философии», в котором достаточно обстоятельно рассмотрены идеи русских философов к. XIX - н. ХХ вв. [11, с. 538-561]. Есть и специальный параграф, посвященный философским проблемам естествознания и их разработке в отечественной литературе уже в ХХ столетии. Однако имя А.Л. Чижевского в книге не упомянуто ни разу.

Первый учебник по общему курсу философии, в котором приведен весьма обстоятельный раздел по истории философии, в том числе русской философии, был издан в 1989 году. Здесь впервые упоминается имя А.Л. Чижевского именно в связи с философией, однако, лишь как одно из имен в числе «ряда философов, ученых-мыслителей», развивавших идеи русского космизма [4, с. 291]. Впрочем, и через 20 лет, в 2009 году, очередное издание этого учебника информацию об А.Л. Чижевском не расширяет.

Такой же подход реализуется во многих современных учебниках по философии. Более девятисот страниц насчитывает учебник под ред. В.В. Миронова. Здесь А.Л. Чижевский упомянут дважды: как представитель русского космизма наряду с Н.Ф. Федоровым, К.Э. Циолковским и В.И. Вернадским

[19, c. 430], а также как выдающаяся личность России [19, с. 764]. Выдержавший пять изданий учебник под ред. В.Н. Лавриненко в рамках русского космизма выделяет два направления: научное и мистическое, упоминает пять его представителей, однако А.Л. Чижевскому здесь места не нашлось [18].

Отсутствует имя А.Л. Чижевского в большинстве учебных пособий по истории философии, даже если в них содержится объемная глава по истории русской философии. Примером может служить работа Б.Н. Бессонова «История философии». В главе, посвященной философии ХХ века, там упоминаются лишь В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков и В.И. Вернадский [2]. В учебном пособии П.В. Алексеева уделено место русскому космизму, однако в числе его представителей названы лишь Н.Федоров, К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский [1].

Авторы ряда учебных пособий, специально посвященных истории русской философии, также не сочли нужным дать характеристику идей Чижевского. В объемной работе А.И. Новикова философия русского космизма оказывается связанной только с идеями Н.Ф. Федорова, а имя А.Л. Чижевского (без какого-либо раскрытия его идей) лишь упомянуто, наряду с В.И. Вернадским и К.Э. Циолковским, в числе мыслителей, сформировавших «научную основу» идей космизма [12]. В лекциях А.Ф. Замалеева подчеркивается, что «из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достигла философия космизма» [9, с. 172]. Однако связывается она только с именами К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.

Статья Л.В. Голованова в словаре «Русская философия» завершается оптимистичным тезисом: «После смерти Чижевского была признана целесообразность дальнейшего развития его идей и всестороннего изучения его научного наследия» [6, c. 609; 7, с. 687]. Как видим, оптимизм этого тезиса не вполне оправдан. И в начале второго десятилетия XXI века, почти через 50 лет после смерти русского ученого, пока еще не сложилась традиция непременного включения имени А.Л. Чижевского в круг тех мыслителей, которым принадлежит значимый вклад в развитие русской философской мысли.

Список литературы:

1. Алексеев П.В. История философии: учебник для студентов высших учебных заведений, изучающих философию. - М.: Проспект, 2010.

2. Бессонов Б.Н. История философии: учебник для студентов вузов нефилософских специальностей. - М.: Юрайт, 2011.

3. Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1978. - Т. 29.

4. Введение в философию: учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989.

5. Голованов Л. Чижевский // Философская энциклопедия / Главн. ред. Ф.В. Константинов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1970. - Т. 5. - С. 489.

6. Голованов Л.В. Чижевский // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М.: Республика, 1995. - С. 608-609.

7. Голованов Л.В. Чижевский // Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М.: Алгоритм, 2007. - С. 686-687.

8. Диалектический материализм: учеб. / Ред. коллегия: Б.Н. Бессонов, В.Д. Баженов, В.С. Готт, И.В. Мартынычев, И.С. Нарский. - М.: Мысль, 1989.

9. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: уч. пособие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 1995.

10. Казютинский В.В. Чижевский // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4.- М.: Мысль, 2010. - С. 360.

11. Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ой-зермана, И.Я. Щипанова. - М.: Мысль, 1969.

12. Новиков А.И. История русской философии. - СПб.: Лань, 1996.

13. Основы марксистско-ленинской философии: учебник / Рук. авт. коллектива Ф.В. Константинов. - изд. 6-е - М.: Политиздат, 1982.

14. Современная философия: Словарь и хрестоматия. - Ростов-/Д.: Феникс, 1996.

15. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. -М.; Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996.

16. Спиркин А.Г. Основы философии: учеб. пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988.

17. Философия: Основные идеи и принципы: Попул. очерк / [А.И. Раки-тов, В.М. Богуславский, В.Е. Чертихин, Г.И. Эзрин; Под общ. ред. А.И. Ра-китова]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990.

28. Философия: учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

19. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / [В.В. Миронов и др.]; под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2009.

20. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - изд. 6-е. - М.: Политиздат, 1991.

21. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.