112
УДК 1 (091) (47) «192/198» : 001.8
Д. В. Барановский
К вопросу об исследовании философского наследия Н. Ф. Федорова в советский период (1920-1980-е гг.)
В статье рассматривается исследовательский интерес к философским идеям Н. Ф. Федорова в советском научном дискурсе XX в. (1920-1980-е гг.). Проанализирована судьба идей Н. Ф. Федорова в указанный период, выявлены основные научно-философские рефлексии в отношении федоровского наследия.
The article is devoted to scholarly interest to N. F. Fyodorov’s ideas in Soviet academic discourse of the 1920s through the 1980s, the author analyzing their fate in the period under consideration and singling out major trends of philosophical reflection based on his heritage of the time.
Ключевые слова: Н. Ф. Федоров, космизм, русская философия в XX в., история русской философии, философия в СССР, «Философия общего дела», метод исторического анализа.
Key words: N. F. Fyodorov, cosmism, Russian philosophy in the 20th century, history of Russian philosophy, philosophy in the USSR, «common task philosophy», methods of historical analysis.
В современном научном мире не снижается интерес к идеям русского мыслителя второй половины XIX в. Николая Федоровича Федорова. Они изучаются в таких областях знания, как музейное дело, философская антропология, философия культуры, история русской литературы, история педагогики, история архитектуры, библиотековедение. Помимо этого, будучи родоначальником такого философского направления, как русский космизм, Николай Федоров способствовал обоснованию космонавтики и ноосферной концепции.
Однако интерес к учению «московского Сократа», как Федорова называли современники, имел место не всегда: в течение первой половины XX в. в СССР имя Федорова упоминалось редко. Подобная судьба постигла значительную часть представителей русского духовного ренессанса, изучение трудов которых началось только в 1990-е гг. Что касается наследия Н. Ф. Федорова, то мы полагаем, что к началу 1990-х гг. отечественная наука подошла к его изучению с определенной интерпретацией, методологией и устоявшейся традицией. Это положение и будет обосновано в данной статье, посвященной исследовательскому вниманию к идеям Н. Ф. Федорова в советский период (1920-1990-е гг.).
© Барановский Д. В., 2015
113
Идеи Федорова стали известны в 70-е гг. XIX столетия, когда философа, работавшего в то время в Румянцевской библиотеке в Москве, стали называть «загадочным библиотекарем». В этот период философ беседовал с Вл. С. Соловьевым, Л. Н. Толстым, идеи его опосредованно через Н. П. Петерсона были знакомы Ф. М. Достоевскому [15, с. 779-814; там же, с. 814-844; там же, с. 844-937], на которого Федоров имел определенное влияние [4; 15, с. 425]. Изданные его учениками Н.П. Петерсоном и В.А. Кожевниковым в 1906 и 1913 гг. собрания статей и переписка философа малым тиражом и не для продажи стали библиографической редкостью. Эти издания, а также некоторые другие книги последователей учения Н. Ф. Федорова и воспоминания современников послужили в дальнейшем исследовательской базой для изучения философского наследия Н. Ф. Федорова в СССР.
С 1917 по 1950-е гг. в СССР Федоров упоминался в печати крайне редко. В этот период важным фактом является обращение к имени и сочинениям Н. Ф. Федорова А.М. Горького в статье «Еще о механических гражданах» [7]. В этой статье Горький, кратко выделив некоторые естественно-научные элементы учения Н.Ф. Федорова, совершил попытку представить идеи философа в свете марксистсколенинской парадигмы - это была первая попытка согласовать учение московского Сократа и нормы научного творчества в СССР:
«Был у нас замечательный, но мало известный - потому что был своеобразен - мыслитель Н.Ф. Федоров. Среди множества его оригинальных домыслов и афоризмов есть такой: "Свобода без власти над природой - то же, что освобождение крестьян без земли". Это, на мой взгляд, неоспоримо. Капиталистический строй добивается власти над силами природы только для того, чтобы укрепить свою власть над источником живой силы - над физической силой трудового народа. Рабоче-крестьянская власть Союза Советов ставит перед собой иную цель: переработать возможно большее количество физической силы рабочих и крестьян в разумную, интеллектуальную силу и влиянием этой силы ускорить процесс подчинения всех энергий природы интересам трудовой массы» [7, с. 454].
Эта интерпретация учения Федорова далее разрабатывалась советскими исследователями в 1970-80-е гг.
В 1935 г. вышло автобиографическое сочинение К. Э. Циолковского «Черты из моей жизни». В этом кратком произведении Циолковский упомянул о своей встрече с Н. Ф. Федоровым в Москве: «Кстати, в Чертковской библиотеке я заметил одного служащего с необыкновенно добрым лицом... Он же давал мне запрещенные книги. Потом оказалось, что это известный аскет Федоров - друг Толстого и
114
изумительный философ и скромник» [30, с. 21]. Это упоминание стало основанием для будущих исследователей поставить вопрос о взаимовлиянии Федорова и Циолковского.
Через некоторое время после смерти Циолковского - в 1940-60-е гг. - стали публиковаться художественные и научно-популярные биографии ученого, в которых присутствовали упоминания о его знакомстве с Федоровым, а также поднимался вопрос об эстафете идеи освоения космического пространства, воспринятой Циолковским у Федорова [1; 3; 10]. Попытки авторов ответить на этот вопрос сформировали ряд версий. О знакомстве двух мыслителей писал в 1952 г. журналист и сценарист М. С. Арлазоров в книге «К. Э. Циолковский, его жизнь и деятельность, 1857-1935»:
«Однажды Константин обратил внимание на то, что к списку заказанных им книг добавились какие-то новые; о существовании некоторых он даже и не знал. - Я не заказывал это. - Это вам прислал Николай Федорович, - ответил библиотекарь» [1, с. 12].
Стоит отметить, что Арлазоров в указанной книге представляет Федорова как подвижника книжного дела, но не как оригинального мыслителя, способного повлиять своими идеями на будущего отца советской космонавтики - автор не описывает философские идеи Н. Ф. Федорова. Писатель Д. Я. Дар в 1956 г. посвятил Н. Ф. Федорову целую главу в биографической книге о Циолковском, показав философа руководителем в самообразовании Циолковского и даже духовным примером для молодого ученого: «Философия его [Федорова. - Прим. авт.] была темная, но терпение, с которым он принимал все жизненные лишения ради во имя своих идей, изумило Циолковского и запало ему в душу» [10, с. 50]. В. Н. Голоушкин в книге «Жизнь, отданная науке» [6], выдвинул неожиданную версию о влиянии Циолковского на Федорова: «Весьма вероятно, что мысли Циолковского о покорении Космоса, высказанные им в беседах с Федоровым, и нашли свое отражение в его [Н.Ф. Федорова. - Прим. авт.] книге» [6, с. 22]. Однако наиболее научно обоснованную версию еще в 1940 г. дал в своей книге биограф Циолковского Б.Н. Воробьев:
«Может возникнуть вопрос, не от Федорова ли воспринял Циолковский идеи межпланетных путешествий? Однако для подобного утверждения нет никаких оснований... Достоверно известно, что ни в бумагах архива К. Э. Циолковского, ни в воспоминаниях о нем родных и других знавших его лиц не содержится даже косвенного указания на какие-либо беседы с Федоровым о вопросах космоса и межпланетных сообщений» [3, с. 29-30].
115
До конца 1960-х гг. научной попытки сделать выводы о влиянии идей Федорова на Циолковского в академической историкофилософской науке не было: имя Н. Ф. Федорова не упоминалось в докладах и статьях о жизни отца русской космонавтики [18, с. 9-10; 26]. Но уже к этому времени вопрос о месте Федорова в истории русской мысли вошел в контекст научного дискурса СССР. Изучение вопроса об идейной связи двух мыслителей не является непосредственной задачей данной статьи, но именно упомянутое обстоятельство стало основной причиной исследовательского интереса к философии Н. Ф. Федорова в СССР во второй половине XX в.
Как нам представляется, интерес к наследию Н. Ф. Федорова стал усиливаться в связи с полетом Ю. А. Гагарина в космос в 1961 г. В 1960-е гг., на волне интереса к теориям освоения космического пространства активизировалось изучение биографий виднейших отечественных мыслителей в этой области, в первую очередь К. Э. Циолковского. Интерес к идеям Федорова в этот период носил опосредованный, завуалированный характер, учитывая религиозный характер его идей, несовместимый с марксистко-ленинской идеологией.
В 1969 г. вышел сборник «Труды третьих чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К. Э. Циолковского», в котором был опубликован доклад советского исследователя истории освоения космического пространства Л. В. Голованова. Название доклада «К вопросу об идейных влияниях на К. Э. Циолковского» [5] является показательным и даже весьма символичным. На наш взгляд, уже из названия видно, что причиной обращения к федоровскому наследию послужила фигура К. Э. Циолковского. Эту работу важно выделить и потому, что в ней впервые в отечественной истории философии на основе научного подхода рассматривается вопрос идейной связи Н. Ф. Федорова и К. Э. Циолковского в контексте философии космизма. Л. В. Голованов исходит из факта знакомства двух мыслителей и известного сходства их идей: «сопоставляя вышедшие впоследствии из-под пера Циолковского труды с работами Федорова, нетрудно убедиться в том, что многие их идеи оказываются созвучными» [5, с. 12]. Автор не делает окончательного вывода касательно степени и однозначности влияния «московского Сократа» на 17-летнего Циолковского, но с научной осторожностью указывает на возможную идейную связь двух мыслителей:
«Сейчас трудно даже предположить, в какой форме эти [Н.Ф. Федорова. -Прим. авт.] идеи стали известны Циолковскому, возможно, что подбирая для юноши литературу, помогая ему в его самообразовании, Федоров лишь намекнул на них - достаточно было намека, чтобы воспламенить пылкое
116
воображение... Именно в те дни, по свидетельству самого Циолковского,
родилась в нем мысль об использовании центробежного эффекта для полета в мировое пространство» [5, с. 12].
Указанная публикация важна помимо прочего тем, что в ней в большом объеме присутствуют обширные, порой на страницу, цитаты из «Философии общего дела» со ссылкой на книгу Н. П. Петерсона [19]. Ведь до того момента в СССР даже отрывки из сочинений Федорова не печатались.
Однако Л. В. Голованов посвятил свой доклад проблеме творческих влияний на К. Э. Циолковского, ввиду чего о Н. Ф. Федорове речь шла лишь в рамках обозначенной темы, а содержанию его философии отводится три страницы. По той же причине автор доклада указывает только на те фрагменты «Философии общего дела», которые касаются темы заявленного им исследования. По понятным причинам автор ни разу не упоминает о философском проекте воскрешения, даже в ущерб целостному пониманию смысла некоторых цитат Федорова: ведь без принятия во внимание «проекта» Федорова невозможно понять смысл его идеи освоения космоса, в основе которой лежит концепция регуляции природы как необходимое условие воскрешения предков. Так, Голованов пишет: «Общее дело управления слепыми силами природы, - верил Федоров, - сможет объединить род человеческий» [5, с. 11] и на этом заканчивает пересказ мысли философа. Однако идея объединения человечества, а также «управления слепыми силами природы», а следовательно, и космическими процессами логически исходит из этической необходимости воплощения проекта воскрешения отцов. Упомянутые Л. В. Головановым идеи - составляющие всего проекта воскрешения Н. Ф. Федорова. Тем не менее, несмотря на упомянутые «лакуны», обусловленные политической идеологией времени, доклад Голованова можно обоснованно считать важным событием в отечественной истории изучения творческого наследия Н. Ф. Федорова в XX в. В дальнейшем в подавляющем большинстве энциклопедических статей и научных работ о Н. Ф. Федорове будет присутствовать ссылка на данную работу.
В 1970-е гг. в СССР исследовательский интерес к наследию Н. Ф. Федорова продолжает усиливаться. В этот цензурируемый, но одновременно плодотворный для судьбы федоровских идей период стали появляться разного рода научные работы, посвященные его биографии, деятельности и философии. Удивительным феноменом в советской историко-философской науке можно назвать статью о Николае Федорове Д. Ляликова, объемом более 5 тыс. знаков, в пятом
117
томе «Философской энциклопедии», выпущенной в 1970-м г. [28, с. 308-309]. В статье упоминается и о влиянии Федорова на Достоевского, и об идейных связях Федорова и Циолковского. Этот факт говорит о наличии определенного уровня анализа философского наследия Федорова в советское время.
В 1970 г. выходит книга Н. Н. Гусева «Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1881 по 1885 год» [9]. В книге весьма подробно и обстоятельно описывается тот период жизни писателя, в который Толстой общался с Федоровым, что дает возможность узнать о причинах разрыва между двумя мыслителями, а также, например, мнение Толстого о философии Федорова. Согласно Н. Н. Гусеву, «Достоевский мог серьезно отнестись к фантазиям Федорова, но Толстой не мог этого сделать», «причиной разрыва послужили не мистические чаяния Федорова, которых не разделял Толстой, и не нравственные убеждения Толстого, отрицавшего всякое насилие, а монархические и консервативные убеждения Федорова» [9, с. 77]. Очевидно, автором имеется в виду реакция Н. Ф. Федорова на статью Л. Н. Толстого «О голоде», в которой первый увидел призыв к революционным действиям, неприемлемым для этики Федорова.
В «Советском философском словаре» 1974 г. Федорова именуют представителем русского космизма, пока без указания его родительского отношения к данному учению [23] (впервые же родоначальником русского космизма Федоров будет назван в «Краткой литературной энциклопедии» в 1978 г.). В 1977 г. в свет выходит 27-й том «Большой Советской энциклопедии», в котором есть статья о Н. Ф. Федорове: в ней он также именуется «представителем русского космизма». Данная публикация в энциклопедии, на наш взгляд, сделала имя Н. Ф. Федорова и его «проект» известными читающей советской публике [27]. В том же 1977 г. была опубликована и книга известного популяризатора науки В. Е. Львова «Загадочный старик», посвященная Н. Ф. Федорову, - первая для советской печати развернутая биография философа, в которой автор представил «Философию общего дела» материалистической теорией: «Федоров... в своей философии природы стихийно проявил многие черты материалистической диалектики» [13, с. 181].
Необходимо отметить и публикацию в 1977 г. статьи самого Н. Ф. Федорова «“Фауст” Г ете и народная легенда о Фаусте» в сборнике литературно-теоретических исследований «Контекст-75» [26]. Статье предшествует вступительная статья С. Г. Семеновой, ее сопровождает внушительный перечень примечаний [вступительная статья - 26, с. 311-315; примечания - указ. соч., с. 336-343]. По нашему
118
мнению, это - первая статья, в которой рассматриваются не столько космические аспекты «Философии общего дела», сколько социальные, поскольку статья Н. Ф. Федорова «“Фауст” Гете...» посвящена вопросу социально-научной дифференциации и так называемому «университетскому вопросу»: «Университет отделен от жизни и деятельности, деятельность не управляется знанием, а это отделение знания или науки от жизни и деятельности и составляет университетский вопрос» [26, с. 329].
Публикация статьи «“Фауст” Гете.» с сопроводительной статьей С. Г. Семеновой, а также работа В. Е. Львова расширили спектр изучения наследия Федорова и вывели его идеи в иное, более широкое, нежели космическая философия, поле научного исследования. Однако, несмотря на определенный уровень разработанности учения Н. Ф. Федорова в советское время, ракурс рассмотрения его идей был далек от свободного и полноценного: в философии Федорова акцентировались те аспекты, которые согласовались с марксистско-ленинистской парадигмой: стремление подчинить природную стихию [7], «демократизм» его философии [28]. Более того, в указанных работах философия Н. Ф. Федорова не является самостоятельным предметом историко-философского исследования: она часто появляется как составная часть той или иной научной проблемы - как идейная связь с К. Э. Циолковским [5], компаративное литературное исследование [9; 24; 25] или даже как «критика буржуазного сознания» в отношении отрыва ученых от народа [28, с. 312].
В этом контексте стоит отметить статью 1977 г., также принадлежащую С. Г. Семеновой в альманахе «Прометей» [22], отличающуюся от предыдущих тем, что она полностью посвящена жизни и учению Н. Ф. Федорова. Несмотря на научно-популярный характер, эта работа до сих пор может служить учебным пособием по изучению проблематики творчества Николая Федорова. С. Г. Семенова расширила перечень рассматриваемых научных вопросов, введя в фокус исследовательского внимания существенное количество аспектов наследия Н. Ф. Федорова, факты его биографии и отношений с современниками. Впервые в советское время был описан и интерпретирован сам «проект воскрешения отцов» Федорова.
В 1979 г. в сборнике «Вечное солнце: Русская социальная утопия и научная фантастика второй половины XIX - начала XX века» на 11 страницах были напечатаны краткая биография философа и соответствующие теме сборника отрывки сочинений Федорова, озаглавленные составителем С. Калмыковым, очевидно, для большей наглядности «Необходимость выхода в космос», «Проект воскреше-
119
ния» [2, с. 390, 391]. Во вступительной статье к данным отрывкам из наследия философа отсутствуют резко критические замечания, статья носит описательный характер и даже объективно анализирует его место в истории философской мысли: «от утопистов типа Э. Кабэ Федорова отличает глубокое уважение к прошлому, к наследию отцов (отсюда его оригинальное учение о музее и музейном деле) ... В последние годы наблюдается рост интереса к философскому наследию этого оригинальнейшего русского мыслителя» [2, с. 389]. Это является редким случаем для рассматриваемого периода.
Важным событием в изучении наследия Н. Ф. Федорова можно назвать выход в 1982 г. первого в СССР издания «Сочинений» философа в рамках проекта «Философское наследие» института философии АН СССР [25]. Это издание, не воспроизводя весь корпус сочинений мыслителя, тем не менее почти избежало цензуры и стало наиболее полным на тот момент. В качестве вступления к книге представлена статья С. Г. Семеновой, в которой она обстоятельно реферирует философские искания Н. Ф. Федорова, распределяя в известной степени противоречивую философию Общего дела на тематические философские разделы. На тот момент С. Г. Семенова дала самый подробный анализ идей Н. Ф. Федорова. Публикация сочинений Н. Ф. Федорова, по её свидетельству, была встречена решительными мерами: «была арестована часть тиража, снят инициатор издания А. В. Гулыга, инициированы разгромные статьи в светских и церковных изданиях: в "Вопросах философии" выступил. С. Р. Микулин-ский, в "Богословских трудах" - ... Н. К. Гаврюшин. Из всех рукописей в издательствах вымарывалось само упоминание о Федорове...» [15]. В аннотации к названной книге Федоров именуется «эн-циклопедистом-утопистом» [25, с. 5]. Такой категоричный подход -более чем норма для рассматриваемого периода: Федорова в разных изданиях называли то «утопистом», как в Большой советской энциклопедии [27], то «проповедником аскетического склада, во многом ограниченного отсталыми ретроградными настроениями» [11, с. 57], то мыслителем, у которого есть «наивная беспредельная вера шести-десятника-разночинца в спасающую силу техники» [28, с. 308].
Изъятие тиража и критика как Федорова, так и его издателей в указанный период могла быть связана с тем, что в начале 1980-х гг. в СССР наблюдалось усиление идеологической пропаганды, достигшее в 1982-1983 гг. особенной остроты. Официальное закрепление этот процесс получил в июне 1983 г. с постановлением пленума ЦК КПСС «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии» [14].
120
Тем не менее в 1983 г. вышел в свет «Философский энциклопедический словарь», в котором вновь была напечатана статья о Федорове. Как и в словаре 1974 г., Н.Ф. Федорова называют здесь представителем русского космизма. А в «Философском словаре» 1987 г. в статье о Федорове говорится о том, что он предложил альтернативу капитализму и социализму (!) [29, с. 503].
Как указывала С. Г. Семенова, «с конца 70-х гг. Федорова начинают называть родоначальником активно-эволюционного, ноосфер-ного направления в философии и науке XX в., предтечей Н. А. Умова,
В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского...» [15, с. 91]. Подводя итог научным дискуссиям о Федорове и резюмируя собственные выводы, Семенова в дополнительном 9 томе «Краткой литературной энциклопедии» в статье о Н. Ф. Федорове именует философа «родоначальником философии космизма» [12, с. 755]. Названная статья, несмотря на нефилософскую тематику, раскрывает философские проблемы: так, в ней рассматривается эстетическая составляющая философии Общего дела, что дополняет существующую на тот момент научноисследовательскую проблематику в изучении федоровского наследия.
В 1988 г. в Боровске были проведены «I Всесоюзные Федоровские чтения». На двухдневной конференции было прочитано более 25 докладов на четырех секциях, посвященных различным сторонам философского и жизненного пути первого русского космиста. Таким образом, в переходный период русской истории в отечественной науке появилось первое институциализированное сообщество по изучению философского наследия Н. Ф. Федорова, которое продолжает существовать и оставаться одним из ведущих по сей день.
После распада СССР и институтов, идеологизирующих науку, творчество Федорова стало объектом свободных исследований для различных ученых в контексте широкого спектра научных дисциплин. Среди современных авторов, занимающихся изучением наследия Н. Ф. Федорова и вообще русского космизма, можно назвать А. Г. Гачеву, Ю. Погребинского, Е. Н. Берковскую, О. Д. Маслобоеву, А. Ю. Семенову, Ф. И. Гиренка, А. П. Огурцова, А. О. Горскую, Л. Л. Регельсон, Б. Г. Режабека, А. В. Халявкина и др. Количество участников на последних «Федоровских чтениях», прошедших 37 декабря 2013 г. в Москве - 320 человек [20].
Анализ этапов в изучении философского наследия Н. Ф. Федорова в советский период позволяет выделить следующие основные вехи этого процесса. 1. Публикация в 1938 г. автобиографии К. Э. Циолковского «Черты из моей жизни» [30], в которой описывается встреча с Н. Ф. Федоровым. Это упоминание оказало большое влияние на
121
дальнейший интерес к наследию Н.Ф. Федорова в советский период. 2. Формирование на научном уровне представления об идейной связи Н. Ф. Федорова и К. Э. Циолковского, в особенности в работах М. С. Арлазорова [1], Б. Н. Воробьева [3], В. Н. Голоушкина [6] и др. Данные работы послужили стимулом для дальнейшего обращения к творчеству Н. Ф. Федорова в советский период. 3. Доклад Л. В. Голованова в 1969 г. «Об идейных влияниях на К.Э. Циолковского...», который, несмотря на малый объем упоминаний о философии Общего дела, ввел философское наследие Н. Ф. Федорова в поле научного дискурса. 4. Публикация С. Г. Семеновой «Николай Федорович Федоров (жизнь и учение)» 1977 г., явившаяся первой работой, в которой идеи Федорова выступили как непосредственный объект исследования, в отличие от предыдущих компаративных или тематических исследований. 5. Публикация внушительного объема отрывков из «Философии общего дела» в 1982 г. в сборнике «Сочинений» Н. Ф. Федорова. Эта публикация со вступительной статьей С. Г. Семеновой стала важным этапом в систематизации и исследовании философского наследия Н. Ф. Федорова. Учитывая негативную реакцию на нее некоторых представителей научного сообщества, можно говорить о своего рода диалектическом эффекте, о появлении научного дискурса. 6. Проведение в условиях уже меньшего идеологического давления в 1988 г. «I Всесоюзных Федоровских чтений». В «Федоровских чтениях» отечественная философская наука обрела институциа-лизированную форму исследований философского наследия Н. Ф. Федорова. Это лишь основные труды, повлекшие изменения в научном подходе к философскому наследию Н. Ф. Федорова в период с конца 1920-х до конца 1980-х гг.
Актуальность научной рефлексии в отношении философского наследия Н. Ф. Федорова с каждым годом возрастает, учитывая прогресс в освоении космического пространства, высокие темпы научнотехнического развития, с одной стороны, и глобальные процессы - с другой, ставящие перед человечеством проблемы общемирового масштаба, которые можно решить лишь общими усилиями, общим делом всего человечества, как предсказывал великий русский философ-пророк.
Список литературы
1. Арлазоров М. С. К. Э. Циолковский, его жизнь и деятельность, 18571935. - М., 1952. - 127 с.
2. Вечное солнце: Русская социальная утопия и научная фантастика второй половины XIX - начала XX века / сост., предисл., коммент. С. Калмыкова. - М.: Мол. гвардия, 1979. - 431 с.
122
3. Воробьев Б. Н. Циолковский. - М.: Мол. гвардия, 1940. - 272 с.
4. Гачева А. Г. Ф. М. Достоевский и Н. Ф. Федоров. Духовно-творческий диалог: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.00. - М., 2006. - 450 с.
5. Голованов Л. В. К вопросу об идейных влияниях на К. Э. Циолковского // Тр. третьих чт., посвящ. разработке науч. наследия и развитию идей К. Э. Циолковского. Т. 3. - М., 1969. - C. 3-15.
6. Голоушкин В. Н., Костин А. В., Леонтьев П. И. Жизнь, отданная науке. -Тула: Приокское кн. изд-во, 1968. - 163 с.
7. Горький А. М. Еще о механических гражданах // Собр. соч.: в 30 т. Т. 24.
- М., 1953. - С. 447-456.
8. Гречишкин С. С., Лавров А. В. Андрей Белый и Н. Ф. Федоров // Тар-тусский гос. ун-т. Учен. зап. Вып. 459. Блоковский сб. III. - Тарту, 1979. -С.147-164.
9. Гусев Н. Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1881 по 1885 год. - М.: Наука, 1970. - 560 с.
10. Дар Д. Я., Повесть о Циолковском. - Л.: Лениздат, 1956. - 195 с.
11. История философии в СССР: В 5 т. Т. 4 / [Авт. В.Е. Евграфов, В.Ф. Пу-старнаков, Л.А. Коган и др.]. - М., 1971. - 831 с.
12. Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А. А. Сурков. Т. 9. - М.: Сов. энцикл., 1978. - 970 с.
13. Львов В. Е. Загадочный старик: повести. - Л.: Сов. писатель Ленингр. отд., 1977. - 270 с.
14. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. -М.: Политиздат, 1983. - 78 с.
15. Н. Ф. Федоров: pro et contra: в 2 кн. Кн. 1 / сост., вступ. ст. А. Г. Гачевой, С. Г. Семеновой; коммент. А. Г. Гачевой при участии А. Л. Евстигнеевой, Т. Г. Никифоровой, С. Г. Семеновой. - СПб.: РХГИ, 2004. - 1112 с. - (Русский путь).
16. Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов / [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 11.05.2014).
17. Огурцов А. П. Русский космизм (Обзор литературы и навигатор по сайтам Интернета) // Филос. журн. Vox. 2008. - Вып. 4, май [Электронный ресурс].
- URL: http://vox-journal.org/content/vox4-11ogurcov.pdf (дата обращения:
11.05.2014).
18. Перельман Я. И. К. Э. Циолковский, его жизнь и технические идеи // Циолковский К. Э., На Луне. Грезы о Земле и небе / ред. и биограф. очерк Я.И. Перельмана. - М.: ОНТИ, 1935. - С. 9-10.
19. Петерсон Н. П. Н. Ф. Федоров и его книга «Философия общего дела». -Верный, 1912.
20. Программа XIV Международных научных чтений памяти H. Ф. Федорова, 3-7 дек. 2013, Москва.
21. Романовский И. С. Книга и жизнь, очерки о государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина. - М.: Моск. рабочий, 1950. - 388 с.
22. Семенова С. Г. Н. Ф. Федоров: жизнь и учение // Прометей. Т. 11 - М.: Мол. гвардия, 1977. - С. 87-105.
23. Советский философский словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев [и др.]. - М.: Сов. энцикл., 1974.
123
24. Творческое наследие академика Сергея Павловича Королева: Избр. труды и документы - М.: Наука, 1980. - 591 с.
25. Федоров Н. Ф. Сочинения / общ. ред. А. В. Гулыга; вступ. ст., прим. и сост. С. Г. Семеновой. - М.: Мысль, 1982. - 711 с.
26. Федоров Н. Ф. «Фауст» Гете и народная легенда о Фаусте // Контекст-1975 - М.: Наука, 1977, C. 315-336.
27. Федоров Николай Федорович // Большая сов. энцикл.: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1977. Т. 27. - C. 260.
28. Философская энциклопедия / гл. ред. Ф. В. Константинов. Т. 5. - М.: Сов. энцикл., 1970. - 740 с.
29. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.
30. Циолковский К. Э. Черты из моей жизни // Мол. гвардия. - 1935. - № 11. - C. 124-143.