Научная статья на тему 'Отраслевые рынки в Российской экономике: особенности структуры и характеристики лидерства'

Отраслевые рынки в Российской экономике: особенности структуры и характеристики лидерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2538
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК / РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ / КОНЦЕНТРАЦИЯ ФИРМ НА РЫНКЕ / ОЛИГОПОЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / INDUSTRIAL MARKET / MARKET POWER / CONCENTRATION OF FIRMS ON THE MARKET / OLIGOPOLY STRUCTURE / INTEGRATION TENDENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова А. Т.

Статья посвящена анализу структуры российских отраслевых рынков. Основной акцент делается на идентификации и анализе особенностей лидирующего положения и рыночной власти. Предложена оригинальная методика анализа лидерства, основанная на характеристиках устойчивости и стабильности. В качестве эмпирических примеров выбраны рынок лизинговых услуг и рынок информационных технологий. Показано, что каждый из этих рынков имеет олигопольную структуру, выявлены основные тенденции их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL MARKETS IN RUSSIAN ECONOMY:CHARACTERISTICS OF STRUCTURE AND LEADERSHIP

Industrial markets' structure in Russian economy is discussed in the paper. Main attention is paid to the identification and analysis of leading position and market power. Special original methodology is suggested. This methodology is based on stability and sustainability as main characteristics of leadership. Research approach is implemented for the analysis of lease market and informational technology market. Oligopoly structure of each market is discovered, main tendencies of their development are described.

Текст научной работы на тему «Отраслевые рынки в Российской экономике: особенности структуры и характеристики лидерства»

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

УДК 330 (075.8)

А. Т. юсупова

Институт экономики и организации промышленного производства пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Новосибирск

E-mail: yusupova@ieie.nsc.ru

отраслевые рынки в российской экономике: особенности структуры и характеристики лидерства

Статья посвящена анализу структуры российских отраслевых рынков. Основной акцент делается на идентификации и анализе особенностей лидирующего положения и рыночной власти. Предложена оригинальная методика анализа лидерства, основанная на характеристиках устойчивости и стабильности. В качестве эмпирических примеров выбраны рынок лизинговых услуг и рынок информационных технологий. Показано, что каждый из этих рынков имеет олигопольную структуру, выявлены основные тенденции их развития.

Ключевые слова: отраслевой рынок, рыночная власть, концентрация фирм на рынке, олигопольная структура, интеграционные тенденции.

Введение

Уровень отраслевого рынка представляется сейчас чрезвычайно важным и значимым для понимания проблем функционирования экономических агентов. Структура рынка во многом определяет поведение отдельных фирм, соответственно необходимо понимать, какие виды структуры возможны, как они формируются, чем определяются, как государство влияет на эти процессы.

Любая фирма является субъектом отраслевого рынка, структура которого непосредственно влияет на модели поведения его участников, принимаемые ими решения, результаты их деятельности. Эта взаимосвязь выявлена и объяснена в рамках классической схемы Structure - Conduct - Performance, предложенной в середине XX в. Э. Мэйсоном и Дж. Бэйном (см. [1]). Бурно формирующиеся российские рынки демонстрируют интересные тенденции, которые отражают и типовые закономерности, и специфические условия экономики. Их структура является индикатором состояния отдельных сфер деятельности и общей инфраструктуры. В последние несколько лет накоплен обширный эмпирический материал, позволяющий анализировать особенности рыночных структур, выдвигать гипотезы относительно их дальнейшего развития. Результаты такого анализа представляются важными

для понимания моделей поведения предприятий на этих рынках, формирования прогнозов их состояния.

Модели и стратегии поведения, выбираемые фирмами, соответствуют особенностям бизнес-систем, на которые опирается их деятельность. По существу, каждое звено бизнес-системы можно рассматривать как отдельный отраслевой рынок, который имеет свою структуру и специфику. Границы таких рынков в силу из связанности с бизнес-системой трактуются очень гибко, их количество может быть любым от 1 до N (где N - число звеньев цепочки создания стоимости). Особенности каждого отраслевого рынка влияют на сбалансированность бизнес-системы. Деятельность каждой фирмы опирается на определенный фрагмент такой бизнес-системы. Рыночная власть, которой обладают и к которой стремятся участники рынка, определяется в том числе и значимостью выбранных звеньев бизнес цепочки. При этом структура каждого отраслевого рынка влияет на определение границ бизнес-системы.

Методология исследования

Анализ структуры выбранных рынков проводился в соответствии с логикой основной парадигмы теории отраслевых рынков [1].

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2008. Том 8, выпуск 3 © А. Т. Юсупова, 2008

Классическая дескриптивная модель «Структура - поведение - результат» (Structure -Conduct - Performance) была предложена Эдвардом Мэйсоном и Джо Бэйном в середине XX в. Согласно этой модели состояние конкретных рынков зависит от особенностей поведения продавцов и покупателей. Поведение в свою очередь определяется структурой рынка, на которую влияют базовые характеристики спроса и предложения.

Структура рынка во многом определяется уровнем однородности, т. е. концентрацией его участников. Оценка общего уровня концентрированности рынка позволяет выявить степень его конкурентности или монополи-зированности. Важную роль при этом играют лидирующие участники рынка - фирмы, контролирующие значительную долю, диктующие правила, обладающие рыночной властью. Используя логику классического анализа, мы сделали акцент на положение ведущих фирм на рынке. Были введены понятия «устойчивость» и «стабильность» лидирующего положения [2].

В соответствии с нашим определением устойчивость лидирующего положения фирмы на рынке означает, что она входит в несколько лидирующих групп одновременно. Иначе говоря, лидерство можно считать устойчивым, если оно основывается на нескольких критериях. Данное понятие трактуется нами достаточно широко. Так, мы рассматриваем множества лидеров рынка, составленные в соответствии со значениями различных индикаторов поведения фирм. Устойчивость определяется пересечениями рассматриваемых множеств. Если лидерство на рынке не явля-

ется устойчивым, то все группы крупнейших фирм не пересекаются между собой, если лидерство устойчиво, то группы во многом похожи по составу участников.

Стабильность лидирующего положения фирмы означает, что она остается в группе лидеров в течение нескольких лет. Эта характеристика отражает лидерство в долгосрочном периоде.

Опираясь на приведенные выше пояснения, можно определить, что лидерство фирмы на рынке лизинговых услуг является устойчивым и стабильным, если оно основывается на нескольких критериях и сохраняется в долгосрочном периоде. Если на рынке существуют подобные фирмы, то можно прогнозировать тенденции развития структуры такого рынка, определять эффективные направления государственного воздействия (рис. 1).

Количественно сформулированные характеристики лидерства можно оценить с помощью простого индикатора - коэффициента устойчивости (стабильности) SC, который определяется по формуле:

N - N

S C — 1 — _ fact min

N„„ - N

где - фактическое количество лидеров, вошедших во все анализируемые множества; ^тш - минимально возможное число лидеров, вошедших во все анализируемые множества; Nmax - максимально возможное число лидеров, вошедших во все анализируемые множества.

Значение коэффициента находится в интервале от 0 до 1. Если оно равно 0, то имеет место неустойчивое (нестабильное) лидерство, если

Рис. 1. Принятая схема анализа структуры отраслевого рынка

коэффициент равен 1, то лидерство является абсолютно устойчивым (стабильным).

Предложенный подход был реализован для анализа двух отдельных отраслевых рынков - рынка лизинговых услуг и рынка информационных технологий (анализ проводился по данным, представленным в справочнике «Лизинговые компании в России» [3], а также в электронных ресурсах: www.raexper.ru; www.rbc.ru).

Рынок лизинговых услуг

Рынок лизинговых услуг - один из наиболее динамичных российских рынков. Он демонстрирует интересное сочетание элементов конкурентной структуры с наличием лидеров, обладающих рыночной властью.

Уровень концентрации отраслевого рынка может быть оценен различными показателями. Анализируя структуру рынка лизинговых услуг на основе стандартных коэффициентов концентрации (CRn), рассчитанных по стоимости текущих сделок, можно выявить его высокую общую концентрированность, наличие явно выраженных лидеров, что показано на рис. 2. Отметим, что величина стоимости текущих сделок отражает текущий портфель участников рынка общую его структуру. Данные анализа показывают, что в динамике характер лидерства претерпевает некоторые изменения. Наряду с доминирующими участниками, обладающими рыночной властью, на рынке действует большое количество фирм, позиции которых сближаются с позициями ведущих участников, в результате чего общий уро-

вень концентрации фирм на рынке подвержен снижению. Такая тенденция явно прослеживалась в период с 2002 по 2004 г., когда шел начальный период активного развития рынка. В 2006-2007 гг. ситуация изменилась, уровень концентрации стал возрастать, хотя его значения, безусловно, далеки от тех, которые имели место на раннем этапе формирования рынка.

Значение другого показателя концентрации - индекса Херфиндаля - Хиршмана (НН1), при расчете которого в отличие от предыдущего учитываются все участники рынка, а не только его лидеры, относительно не высоко. По стоимости текущих сделок в 2004 г. оно составило 581,56, в 2006 г. этот индикатор снизился до 303,77, что подтверждает развитие конкурентного сегмента, в 2007 г. вновь возросло до 356,57, что меньше уровня 2004 г. (табл. 1).

На рис. 3 показана концентрированность рынка к 2007 г., оцененная тремя различными показателями: объемом нового бизнеса, стоимостью текущих сделок и величиной полученных платежей. Наиболее концентрированным рынок является по объему нового бизнеса, относительно меньшая значимость лидеров характерна для величины платежей.

Таблица 1

Значения индекса НН1 на рынке лизинга

Основа расчета 2006 г. 2007 г.

Платежи 267,25 311,89

Новый бизнес 301,8 423,54

Текущие сделки 303,77 356,57

Рис. 2. Коэффициенты концентрации рынка лизинговых услуг, рассчитанные по стоимости текущих сделок

Рис. 3. Коэффициенты концентрации 2007 г., рассчитанные по различным критериям

В табл. 2 и 3 показана динамика значения показателей концентрации, рассчитанные на основе величин полученных платежей и объемов нового бизнеса.

Результаты показывают, что в 2007 г. доля лидеров, рассчитанная по выбранным критериям, возросла. Важно отметить, что рост наблюдался для всех выбранных групп лидеров (п = 4, 6, 8, 10, 20). Наиболее значительное увеличение характерно для объемов нового бизнеса, что дает основания предполагать усиление рыночной власти отдельных участников в перспективе. Относительно большая неравномерность участников рынка (оцененная НН1) также соответствует именно объемам нового бизнеса. В целом же значения индекса НН1 остаются невысокими и свидетельствуют о том, что монополизация данному рынку не угрожает.

Таблица 2 Уровень концентрации рынка, рассчитанный по величине полученных платежей

Год Коэффициент концентрации, %

CRA 'С 3 8 00 СК С820

2006 21,28 28,26 34,74 41,01 64,07

2007 24,25 31,46 37,51 43,19 65,45

Таблица 3 Уровень концентрации рынка, рассчитанный на основе величины объемов нового бизнеса

Год Коэффициенты концентрации, %

С84 С86 С88 СК С820

2006 26,49 34,30 39,85 44,68 62,63

2007 33,85 41,08 47,98 54,37 72,93

Рис. 4 и 5 характеризуют региональные рынки лизинговых услуг в 2007 г. Уровень концентрированности региональных рынков превышает показатели федерального рынка. Следует отметить, что для некоторых субъектов федерации характерно не только наличие лидеров, но очень высокий уровень НН1. На наш взгляд, эти данные свидетельствуют об обособленности и автономности региональных рынков.

Российский рынок лизинговых услуг демонстрирует интересное сочетание конкурентных начал и наличия явно выраженных лидирующих участников. В рамках сложившейся структуры идентификация лидеров, анализ источников и природы их преимуществ представляются очень важными, поскольку эти фирмы в первую очередь формируют лизин-

Рис. 4. Значения коэффициентов CR. по регионам

Рис. 5. Значения НН1 по регионам в 2007 г.

говый бизнес, по их поведению можно строить прогнозы, их существование - индикатор определенной предсказуемости, в расчете на них можно разрабатывать инструменты государственной поддержки и т. д.

Анализ лидерства на выбранном рынке проводился с использованием описанной выше методологии. Были проанализированы множества лидеров участников рынка, сформированные в соответствии со значениями следующих индикаторов:

• объем полученных платежей;

• объем профинансированных лизингодателем средств;

• объем текущих сделок;

• объем нового бизнеса;

• объемы операций с использованием различных финансовых инструментов;

• величина собственных средств;

• объем текущих сделок в регионах;

• объем текущих сделок с отдельными видами активов.

Некоторые результаты обобщенно представлены в табл. 4.

Таблица 4

Характеристика лидерства на рынке лизинговых услуг

Критерии формирования множества лидеров Количество фирм в каждой группе лидеров Общее количество фирм в группах лидеров / максимально возможное количество фирм CS

Устойчивость лидерства

2004 г. Объем полученных платежей; объем профинансированных лизингодателем средств; объем текущих сделок 10 13 / 30 0,85

2004 г. Объемы операций с банковскими кредитами; объемы операций с коммерческими кредитами; объемы операций с векселями 15 31 / 45 0,47

2004 г. Объемы текущих сделок в регионах по 9 регионам 2004 г. Объемы операций с отдельными видами активов по 16 активам 10 10 48 / 90 59 / 160 0,525 0,563

2006 г. Объем нового бизнеса; объем текущих сделок; объем полученных платежей 10 16 / 30 0,67

2007 г. Объем нового бизнеса; объем текущих сделок; объем полученных платежей; объем профинансированных лизингодателем средств 10 16 / 40 0,7

2007 г. Объем нового бизнеса; объем текущих сделок; объем полученных платежей 10 13 / 30 0,85

Стабильность лидерства (2006-2007 гг.)

Объем нового бизнеса 10 14 / 20 0,6

Объем полученных платежей 10 14 / 20 0,6

На основе проведенного анализа можно выделить следующие особенности структуры рынка лизинговых услуг.

1. Структура рынка определяется ограниченным числом лидеров. С другой стороны, наблюдается развитие конкуренции. Можно констатировать наличие двух конкурентных сегментов: группы лидеров, конкуренция между которыми обостряется, и группы остальных участников, конкурирующих между собой.

2. Позиция фирмы на рынке лизинговых услуг в основном определяется текущими операциями и характером взаимодействия с пользователем. Это, на наш взгляд, является косвенной характеристикой неразвитости финансовых механизмов и инфраструктуры финансовых рынков.

3. По ряду индикаторов наблюдаются тенденции формирования устойчивого лидерства: в некоторых случаях оно становится более устойчивым, однако есть и неустойчивые области.

4. Фирмы, лидирующие на рынке, не используют одновременно все возможные рычаги привлечения средств. Лидеры пользуются в основном банковскими кредитами, что отражает в определенной степени общий уровень инфраструктуры финансовых рынков.

5. Лидерам в целом свойственна определенная региональная и предметная специализация, лишь очень небольшое число (1-2) самых крупных игроков рынка сохраняют свои ведущие позиции и в регионах, и по операциям с конкретными видами активов.

6. На основе анализа показателей стабильности лидерства и сопоставления фирм по объемам нового бизнеса можно предположить изменения структуры рынка.

7. На основании низких значений НН1 по рынку в целом и наличия участников, обладающих рыночной властью, в ближайшее время можно предположить активизацию деятельности в области слияний и поглощений.

В целом рынок лизинговых услуг, сочетающий элементы конкурентных структур с рыночной властью, отражает, на наш взгляд, позитивные тенденции формирования общей инфраструктуры рынков.

Рынок информационных технологий

Другой пример нового отраслевого рынка - рынок информационных технологий. Мы рассматриваем информационные технологии (ИТ) как широкий класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных посредством вычислительной техники. Сегментами данного рынка являются: дистрибуция, поставка оборудования и программного обеспечения в рамках интеграционных проектов (проектное программное обеспечение), услуги в области информационных технологий, разработка программного обеспечения, производство оборудования, услуги в области телекоммуникаций.

Данный рынок также представляет собой пример динамично развивающегося рынка, хотя темпы его роста ниже, чем на рынке лизинговых услуг. Общий рост, оцененный по объемам реализации, составил в 2004 г. 32 %, в 2005 и 2006 гг. 28 %.

Ниже (табл. 5 и 6) приведены данные об уровне концентрации этого рынка, рассчи-

Таблица 5

Показатели концентрации рынка ИТ, рассчитанные по объему реализации

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О4 б 37,74 35,86 35,84

О4 ,с б 52,42 50,08 48,55

CR8, % 61,30 60,19 58,03

ск105 % 67,09 66,54 63,81

% % ,0 3" 85,67 85,14 82,00

НН1 575,57 547,6 520,36

Таблица 6

Показатели концентрации рынка ИТ, рассчитанные по численности занятых

Показатель 2005 г. 2006 г.

CR4, % 25,93 22,99

СЯ№ % 32,95 27,44

CRS, % 38,98 35,33

% % ,0 3 44,03 37,89

% % ,0 3 64,06 51,47

НН1 301,75 317,24

танные по информации электронных ресурсов (www.raexper.ru; www.rbc.ru).

Полученные значения НШ свидетельствуют о том, что в целом рынок слабо концентрирован, на таком рынке можно ожидать развития конкурентных моделей поведения. При этом в 2005 г. уровень концентрированности, рассчитанный на основе объемов реализации, уменьшился по сравнению с 2004 г. В 2006 г. снижение продолжилось, что подтверждает формирование конкурентной среды. Отметим, что уровень концентрации, оцененный по численности, демонстрирующий аналогичную тенденцию, еще ниже, чем по объему продаж. Это характерно как для показателя НН1, так и для коэффициентов концентрации. С одной стороны, такое соотношение можно считать обычным, оно имеет место и на других рынках, с другой стороны, данное различие - индикатор существенной неравномерности производительности труда, на основании чего можно прогнозировать наличие фактора поляризации рынка в дальнейшем. Несмотря невысокий уровень общей концентрированности, значения коэффициентов концентрации достаточно высоки, что показывает наличие на рынке явно выраженных лидеров.

Дальнейший анализ особенностей лидирующего положения выявил, что лидерство на рынке характеризуется неустойчивостью, с одной стороны, и стабильностью, с другой (табл. 7).

Уровень устойчивости лидерства, оставаясь в целом не высоким, в 2006 г. увеличился по сравнению с предыдущим периодом. Неустойчивость лидерства по отдельным сегментам рынка свидетельствует о том, что лидерам рынка свойственна предметная специализация, фокусирование активности на отдельных сегментах рынка, на которых они и получают рыночную власть. По объемам реализации лидерство является относительно стабильным.

Рынок ИТ отличает особое влияние государства, выступающего в роли крупного заказчика. Наличие масштабных государственных проектов позволяет фирмам занять заметную позицию, однако делает их зависимыми. Следовательно, для участников данного рынка характерно стремление сочетать государственные и коммерческие заказы. Специфичность видов деятельности, формирующих данный рынок, обусловливает то, что его участники для получения рыночной власти должны реализовывать крупномасштабные проекты, свя-

Таблица 7

Характеристика лидерства на рынке ИТ

Критерии формирования множества лидеров Количество фирм в каждой группе лидеров Общее количество фирм в группах лидеров / максимально возможное количество фирм CS

Характеристики устойчивости лидерства

2005 г. Объем реализации; численность занятых 10 16 / 20 0,4

2006 г. Объем реализации; численность занятых 10 14 / 20 0,6

2006 г. Специализация участников рынка. Поступления от производства оборудования; производства программного обеспечения; оказания услуг в области ИТ 10 24 / 30 0,3

Характеристики устойчивости лидерства (2005-2006 гг.)

Объемы реализации 10 11 / 20 0,9

Численность занятых 10 13 / 20 0,7

занные с привлечением значительных финансовых ресурсов. Крупные фирмы также имеют преимущества при распределении государственных заказов. В настоящее время инвестиционные возможности основных игроков ограничены. Можно предположить, что они будут стремиться к интеграции, к слияниям и поглощениям.

Выводы

Предложенная схема анализа структуры отраслевого рынка, опирающаяся на характеристики лидерства, применялась нами для изучения ряда российских примеров, два из которых описаны в данной статье. Оба выбранных рынка относятся к числу формирующихся, отражают определенные новые области предпринимательской деятельности, с одной стороны, и представляют собой элементы общей рыночной инфраструктуры, с другой. Уровень их развития можно считать одним из индикаторов состояния инвестиционной и инновационной сфер экономики.

Представленные результаты отражают текущее состояние выбранных объектов. В некоторой степени их можно считать типичными. Так, для большинства современных российских рынков характерно высокое значение коэффициентов концентрации, показывающих наличие лидеров, обладающих рыночной властью. По существу структура рынков представляет собой олигополию. Однако оба представленных рынка отличает и присутствие «эффективной» конкурентной среды, индикатором которой является значение индекса НН1. Такое сочетание можно интер-

претировать как положительную тенденцию, стимулирующую развитие рыночной инфраструктуры в целом.

Анализ положения ведущих фирм показал, что на каждом рынке есть области устойчивого и неустойчивого лидерства. К последней относится предметная специализация, что частично можно объяснить тем, что и тот, и другой рынок находятся на стадии формирования.

На основе выявленных особенностей структуры можно предположить активизацию интеграционных процессов, в частности сделок в области слияний и поглощений. При этом, на наш взгляд, на рынке ИТ это связано в большей степени со стремлением получить значительные инвестиционные ресурсы в условиях стабилизации темпов роста. На рынке лизинговых услуг основная мотивация - усиление рыночной власти за счет контроля над расширением рынка. На каждом рынке велико значение каждого лидера, их поведение во многом является структурообразующим фактором.

Список литературы

1. Scherer F. M., Ross D. Industrial Market Structure and Economic Performance. 3d ed. Boston: Houghton Miffin Company, 1991.

2. Юсупова А. Т. Структура рынка лизинговых услуг в России: анализ, характеристики, основные тенденции // Экономический журнал ВШЭ. 2005. Т. 9. № 3.

3. Лизинговые компании в России: Справ. М., 2004. Вып. 1; М., 2005. Вып. 2.

Материал поступил в редколлегию 27.05.2008

A. T. Yusupova industrial markets in Russian economy: characteristics of structure and leadership

Industrial markets’ structure in Russian economy is discussed in the paper. Main attention is paid to the identification and analysis of leading position and market power. Special original methodology is suggested. This methodology is based on stability and sustainability as main characteristics of leadership. Research approach is implemented for the analysis of lease market and informational technology market. Oligopoly structure of each market is discovered, main tendencies of their development are described.

Keywords: industrial market, market power, concentration of firms on the market, oligopoly structure, integration tendencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.