В 2005-2006 годах произошел дальнейший причем очень существенный рост цен на золото на мировых рынках. Так, в 1 -ом квартале 2006 года котировки золота поднялись на 24%, а максимальная цена зафиксирована 12 мая 2006 года - 725 долл. за унцию, т.е. роете начала2006 годадостигал почти 40%. В 2012 году цены на золото достигли своего пика -1684 долл. за унцию в среднем по году, что объяснялось, в первую очередь, большим спросом на металл со стороны инвесторов. В 2013 году цены на золото несколько снизились, однако остались на очень высоком уровне - около 1500 долл. за тонну.
Как видно, золото не собирается сдавать позиции одного из ведущих финансовых инструментов, хотя формально желтый металл уже более тридцати лет не является синонимом денег: после отмены золотого стандарта в 1971 году с ценой золота не связана ни одна валюта, и расчеты между государствами осуществляются по форме более современной, нежели физическое перемещение слитков из одного хранилища в другое. Но золотой запас госу-
дарств остается существенным фактором его мощи. Особенно заметным это становится во времена экономической нестабильности: даже не слишком глубокий кризис с неизбежностью влечет за собой рост цен на золото. Если учесть к тому же, что объемы мирового производства золота падают, а спрос на благородный металл, напротив, должен расти (не только со стороны финансовых институтов, но и авиационной, космической, ювелирной промышленности, а также медицины), легко сделать вывод, что золотодобыча по-прежнему является выгодным и социально значимым бизнесом.
Литература
1. Андрианов, В. Золотовалютные резервы : принципы формирования, структура и эффективность использования [текст] / В. Андрианов // Общество и экономика. - 2008. - № 5. - С. 23-53.
2. Брайко В.Н., Иванов В.Н. Золото-2010 // Золото и технологии. 2011. № 2 (12) http://info123.ru/ ¡пуезШзи/до1с1Логдоу|уа-2о1о1от-па-1огекз.Мт1
ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ЛИТВИНЕНКО с.с.
студент, Омский институт (филиал) ФГБ0У ВП0 «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова» КУЛИКОВА Н.В.
магистр, Омский институт (филиал) ФГБ0У ВП0 «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»
Аннотация: в статье представлен анализ региональной системы общественного питания Омской области. Проведен отраслевой анализ основных экономических условий осуществления предпринимательской деятельности, представлен прогноз развития, дана оценка сформировавшейся модели развития системы общественного питания.
Ключевые слова: общественное питание, отраслевой анализ, Омский регион
В течение последних двух десятилетий отрасль общественного питания как в России, так и в Омской области переживала бурные изменения. Особое место стал играть ресторанный бизнес. Однако с 1997 по 1999 год в Омской области было отмечено сокращение предприятий общественного питания. Произошло перепрофилирование части предприятий общепита в мини-предприятия, а с 2000 г. - количество предприятий общепита вновь стало увеличиваться, начала развиваться сеть предприятий быстрого обслуживания, популярная во всем мире.
По данным статистики оборот общественного питания к 2005 году составил 4,7 млрд. руб., или 112,5% (в сопоставимых ценах).
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций составил 31027 млн.руб. [1]
К 2010 году оборот общественного питания составил 7,9 млрд. руб., или 113,2% (в сопоставимых ценах).
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций составил 23138 млн.руб. [1]
Омские предприятия общественного питания контролируются Управлением Роспотребнадзора по Омской области. Основная задача специалистов по надзору за питанием населения - профилактика пищевых отравлений и острых кишечных инфекционных заболеваний. [2]
В настоящее время в Омской области сформирована база для развития отрасли общественного питания, подкрепленная не только наличием собственных предприятий, но и близостью районных и сельских организаций, способных снабжать необходимой продукцией отрасль общественного питания.
В 2009 году доля пищевой промышленности в производстве обрабатывающих отраслей Омской области - 13,5 % .
В Омске расположено множество предприятий пищевой промышленности, в их числе такие известные как «Инмарко», «Омский бекон», «Росар» выпускает пиво «Сибирская корона», «Багбир», и т. д.), ликёроводочный завод «Оша» (пиво «Златова-ра», «Бизон Бир» и т. д., водка «Монархия»), ликёроводочный завод «Омсквинпром» (выпускает водку «Пять озёр»), завод «Манрос М» (принадлежит
ОАО «Вимм-Билль-Данн - Продукты питания») и др. ЗАО «Завод розлива минеральной воды „Омский"» выпускает минеральную воду «Омская 1». [3]
В Таре расположены маслозавод, хлебозавод и мясокомбинат. В Называевске расположены маслодельный завод и мясокомбинат. В Тюкалинске действует маслосыродельный комбинат. [4]
На сегодняшний день отрасль общественного питания в Омской области представлена широким спектром различных заведений, удовлетворяющих потребности населения. Среди них более 84 различных ресторанов и кафе; более 203 различных баров, пиццерии, чайных, кофейн; 34 столовых; более 14 наименований предприятий фаст-фуд. [5]
Однако не стоит забывать о качестве пищи, которую предлагают различие предприятия. В 2011 году за нарушения санитарного законодательства, выявленные специалистами Управления Роспотреб-надзора по Омской области в сфере общественного питания, составлено 474 протокола на юридических и физических лиц. Общая сумма штрафа составила 1 218 436 рублей. [6]
Наиболее часто выявляются факты несоответствия площади предприятия и объемов производства, нарушения поточности технологических процессов, некачественная уборка и дезинфекция помещений и инвентаря, отсутствие производственного контроля, - сообщили в пресс-службе Роспо-требнадзора по Омской области. [6]
К сожалению, в Омской области еще довольно остро стоит проблема качества выполнения услуг в сфере общественного питания. Приведенные выше данные еще раз подчеркивают необходимость тщательного выбора заведений, мест, в которых человек может ликвидировать чувство голода, не нанося ущерб при этом собственному здоровью.
«Вступление в силу с февраля 2010 года постановления Правительства РФ, согласно которому отменяется обязательная сертификация продуктов питания, не должно отразиться на качестве продукции, производимой в регионе» - как отметил председатель Совета областной общественной организации Омский союз потребителей «Щит» Евгений Рабинович.[7]
Однако, данные по нарушениям зафиксированным органами Роспотребнадзора по Омской области в 2011 году [6] свидетельствуют об обратном.
В настоящее время торговля и общественное питание занимают важное место в структуре экономики Омской области. Численность работающих в этих сферах экономики Омской области составляет 14,5 процента от всего количества занятого населения Омской области.
Доля налогов, уплачиваемых в сфере торговли и общественного питания, в структуре налоговых поступлений в областной бюджет и местные бюджеты превысила 11 процентов. По итогам последних лет торговля и общественное питание стали самыми высокодоходными секторами экономики Омской области. [8]
Однако, в Омской области продолжают существовать проблемы, связанные с отсутствием большого спроса на услуги ресторанного бизнеса, который выражается в отсутствии возможности у людей питаться
в тех учреждениях, средний чек которых превышает 300 рублей. Помимо этого существует еще одна проблема, связанная с качеством пищи. Она обусловлена тем, что производители вынуждены искать более дешевые и низкокачественные варианты продуктов, чтобы удержаться на рынке общественного питания, ведь уже закрепившиеся в этой отрасли предприятия тяготеют от прихода новых конкурентов. И поэтому, всячески стараются препятствовать вхождению новых конкурентов на рынок.
Подводя итог вышеизложенному, хочется еще раз подчеркнуть необходимость развития качественной отрасли общественного питания, направленной не только на удовлетворение потребностей населения в пище, но и способной не причинять вреда здоровью граждан. Для того чтобы поправить положение развития отрасли необходимо поднять уровень дохода населения, ужесточить контроль качества сырья, используемого для приготовления пищи.
Функциональные особенности отрасли общественного питания напрямую зависят от вида услуг, которые осуществляет предприятие.
Согласно ГОСТу Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования» все услуги общественного питания подразделяются на следующие виды: услуги питания; услуги по изготовлению кулинарной продукции; услуги организации потребления и обслуживания; услуги по реализации кулинарной продукции; услуги организации досуга; информационно- консультативные услуги; прочие услуги. [9]
Общественное питание выполняет специфические функции производства, реализации и организации потребления продукции. Производственная функция заключается в осуществлении переработки сырья и выпуске собственной продукции - блюд, кулинарных изделий, кулинарных полуфабрикатов. Изготовление собственной продукции - блюд, кулинарных изделий, кулинарных полуфабрикатов. Изготовление собственной продукции требует создания на предприятиях производственных цехов, и помещений, оснащенных специальным оборудованием, инвентарем и приспособлениями. Продукция общественного питания - готовая к употреблению пища, или полуфабрикат, требующий незначительной доработки, - в большинстве случаев не предназначена для длительного хранения, поэтому ее необходимо немедленно реализовать. Так, например, при массовом изготовлении горячие блюда требуют реализации в течение двух - трех часов, холодные - одного часа. Это обуславливает выпуск продукции партиями, по мере его потребления. Работники предприятий общественного питания должны строго соблюдать санитарно - гигиенические требования, обеспечивать контроль за качеством обрабатываемого сырья, процессами приготовления и реализации готовых блюд. Ассортимент выпускаемой продукции очень разнообразный, для его приготовления используются разные виды сырья, что усложняет организацию производства: многие виды сырья требуют особых условий хранения, разных помещений для механической кулинарной обработки. Для немедленной реализации произведенной продукции оборудуются специальные залы, где организуется обслуживание покупателей. Наряду с
собственной продукцией там продаются покупные товары, которые не проходят дополнительной обработки по изменению свойств продукта, а реализуются втом состоянии, в котором поступили. [10]
В связи с этим можно выделить следующие особенности общественного питания как отрасли народного хозяйства:
Первая особенность заключается в том, что общественное питание объединяет три фазы общественного воспроизводства - производство, обмен (обращение) и потребление. Большая часть продукции, производимая на предприятиях отрасли, здесь же реализуется и потребляется.
Вторая особенность заключается в специфичности продукта, который может состоять из двух элементов: непосредственно продукция кухни и услуги по организации ее потребления. Продукция - это совокупность производимых и реализуемых блюд, кондитерских изделий, покупных товаров и полуфабрикатов. Услуги в данном случае, это совокупность действий и усилий персонала по доведению продукции до потребителя.
Третья особенность заключается в неоднородности в развитии общественного питания. Данная особенность проявляется не только в дифференциации уровня развития данного сектора экономики по регионам РФ, но и в существенной дифференциации внутри регионов РФ. [11]
Помимо этого отрасль общественного питания, выполняет ряд функций, которые присущи другим отраслям экономики.
Среди них можно выделить такие как: оказание санаторно-оздоровительных услуг, питание отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях, сюда можно отнести общедоступные предприятия, предоставляющие диетическое или вегетарианское питание, взаимосвязь с социальной защитой населения заключается в организации питания в школах, в средних и высших учебных заведениях, а также в домах интернатах.
Взаимодействие с отраслью культуры осуществляется через организацию досуга населения, а также путем знакомства с культурой, традициями других народов через национальную кухню и возможно интерьер предприятия питания. Достаточно большая часть предприятий общественного питания входит в комплекс туристско-экскурсионных услуг и в данном случае уровень данных предприятий создает имидж региона, как рекреационной зоны. [12]
На практике существует множество вариантов оценки количественных и качественных показателей состояния отраслей. При анализе состояния отрасли общественного питания в первую очередь рассматриваются показатели качества, то есть оценивается качество предоставляемых услуг, внешний вид заведения, сервис обслуживания, качество продуктов, из которых приготовляется пища. Наряду с этим рассматриваются и количественные показатели, которые важны для создания общего представления о состоянии отрасли. К ним относятся такие показатели, как оборот общественного питания, затраты на питание вне дома, темпы роста отрасли общественного питания, индексы физического объема отрасли общепита, среднедушевой доход, стои-
мость среднего чека в учреждениях общественного питания и другие. При написании данной курсовой работы использовался метод экономической оценки состояния отрасли, который включал в себя анализ вышеуказанных показателей, на основании которых в конце работы были сделаны выводы.
Ресторанный рынок, в России начиная с 1998 г. переживает бурный рост, причем наиболее быстрыми темпами рос рынок общественного питания Москвы. С 2006 года объем ресторанного рынка Москвы ежегодно увеличивался не менее чем на 10-15%. Например, по данным Росстата, в 2008 году рост индустрии общепита составил 20%. Объем рынка общественного питания Москвы за 9 месяцев 2009 года составил 34056 млн. руб. [13]
По данным ФСГС РФ оборот рынка общественного питания в апреле 2009 года составил 30.1 млрд. руб., увеличившись на 7.8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. За январь-апрель 2009 г. оборот общественного питания составил 109.2 млрд. руб., что на 7.3% больше, чем в январе-апреле прошлого года. За 2007 год оборот общепита - 312.4 млрд. руб. (на 11.5% больше показателя за 2006 год - 236.9 млрд. руб.).
Преобладающее количество предприятий общественного питания сосредоточено в Центральном федеральном округе, а из территорий Российской Федерации - в Москве. [14]
Во второй половине 2009 г. темпы отрасли составили 15 % в год. По данным Росстата, в 2005 г. объем валовой выручки владельцев ресторанов, баров, кофеен, закусочных и т.д. в сумме составил около 310 млрд. руб., в 2006 г. - порядка 400 млрд. руб. Развитие рынка общественного питания шло высокими темпами до начала мирового финансового кризиса. [15]
На разных этапах развития российского рынка менялась его структура. В первой половине 1990-х годов бесспорными лидерами рынка были киоски и палатки, и в то же время дорогие рестораны, что соответствовало стратификации общества, которое делилось на дуальные классы очень богатых и крайне бедных.
Далее последовал продолжительный экономический рост, что повысило благосостояние и жизненный уровень среднего класса. Средний класс начал активно приобщаться к образу жизни состоятельного класса, одним из атрибутов которого является питание вне дома. В результате, до начала мирового финансового кризиса 2008-2010 гг, и по мере его ослабления в 2009-2010 гг., существенный вклад в развитие рынка вносили предприятия бюджетного сегмента: кофейни, рестораны casual dinning (среднего сегмента), рестораны fast casual (быстрого питания).
Однако, наиболее динамично развивался сектор фаст-фуда, а его рост в 2006-2008 гг, по оценкам маркетингового агентства Discovery Research Group, составлял 20-27 %. Одновременно, сегмент элитных ресторанов замедлил темпы роста до 15 % в год. [15]
По мнению аналитиков, средний ценовой сегмент является относительно стабильным, он продолжит свой рост и после нивелирования последствий мирового экономического кризиса. Такой оптимистический
Рисунок 1. Темпы роста отрасли общественного питания в России до начала мирового финансового кризиса 2006-2008 гг.
35% * 30% 1 25% & о 20% (Г) О 15% 0 з 10% 1 5% н 0%
Рестор аны ф аст- фуд Рестор аны Элитные р естор аны среднеценового сегмента
прогноз позволяют составить следующие показатели: Темпы роста рынка общественного питания в 2006-2008 гг. составили 30 %. В первом полугодии 2009 года рынок среднего ценового сегмента вырос несущественно по сравнению с аналогичным показателем 2008 года - темпы роста составили 8,4 %, однако уже во второй половине 2009 г. - 15 %. Лидирующий рост среднеценового сегмента отрасли общественного питания показан на рис.1. [13]
По последним данным Росстата предприятия общепита России увеличили оборот с начала 2012 года на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.
За 10 месяцев 2012 года оборот российского общепита достиг 812,3 млрд. рублей. Октябрь стал для индустрии общественного питания России одним из самых удачных месяцев. Оборот общепита в октябре составил 93,7 млрд. рублей. Этот показатель на 1,9% выше показателя сентября 2012 года, а прошлогодний октябрьский превышает на 6,7%. Кроме динамичного октября, высокий рост оборота был зафиксирован в январе и феврале. Тогда показатели отрасли общепита выросли на 6,5% и 7,3% соответственно.
В сентябре рост оборота составил 5,9%. Оборот общественного питания в августе 2012 года составил 85,5 млрд. рублей, или 105,7% (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду предыдущего года, в январе-августе 2012 года - 627,1 млрд. рублей, или 105,4%. [16]
В июле 2012 года оборот отрасли составил 83,3 млрд. рублей, увеличившись на 4,7% по сравнению с июлем 2011 года. Таким образом, в августе оборот предприятий общественного питания вырос на 2,2% по сравнению с июлем. В третьем квартале рост оборота организаций общественного питания составил 5,5%. В 2011 году оборот отрасли увеличился на 6,2% и достиг 903,3 миллиарда рублей. За период с января по март 2012 года оборот отрасли общественного питания составил 218 286, 3 миллионов рублей, а за тот же период 2013 года 243 451,2 млн. рублей.
При проведении своих подсчетов Росстат учитывает оборот ресторанов, кафе, баров, столовых при предприятиях и учреждениях, а также организаций -поставщиков продукции общественного питания. [16]
Подводя итог вышеприведенным показателям, хочется отметить, что в России отрасль общественного питания продолжает набирать обороты. Рост оборотов предприятий наблюдается на протяжении четырех последних лет, что свидетельствует о необходимости развития данной отрасли.
Литература:
1. Сибирский федеральный округ, Омская область, Экономика области к 2011 году, Статистические сборники: Регионы России 2012.
2. Шаронина О., Н.Холодова, Таблицы калорийности продуктов и блюд. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 208 с.
3. Корнеева Е.А., Т.Ю. Аушева, статья / Скажи мне, что ты ешь... [текст] (Главные специалисты-эксперты отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Омской области К вопросу о качестве продуктов в местах общественного питания), [Электронный ресурс], [сайт].: URL: http://www. sibadvokat.ru/magazine/arhiv_nomerov/2009_god/ nomer_6/potrebitelskij_rynok/
4. Общественное питание в современных переходных условиях [Электронный ресурс], [сайт]. URL: http:// www.pitportal.ru/director/10893.html
5. Общепит Омской области оштрафовали более чем на 1,2 млн. рублей [Электронный ресурс], [сайт]. URL: http://www.omskinform.ru /news/42647
6. Данные по средней заработной плате по Омской области на 2013 г. [Электронный ресурс], [сайт]. URL: http://special.omskportal.ru/ru/government/terminal3/orglist/ MTSR/?UUID=9ab10e27-1c12-4c2d-9cf3-9efaeb3840c0
7. Заявление Председателя «Омского союза потребителей «Щит» Евгения Рабиновича: http://www. potrebitel.net/main/news/64338/
8. Общественное питание в современных переходных условиях [Электронный ресурс], [сайт]. URL: http://www.pitportal.ru/director/10893.html
9. «Услуги общественного питания. Общие требования. ГОСТ Р 50764-95» [Электронный ресурс] (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.04.1995 N 200) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
10. «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия. ГОСТ Р 50763-95» [Электронный ресурс] (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.04.1995 N 199) (ред. от 15.05.1996) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
11. Общественные и гуманитарные науки / Журнал 3. Р. Сазонова, Современные особенности развития общественного питания.
12. Успехи современного естествознания № 7 2004, Роль и место общественного питания в современной системе хозяйствования Мурашова С.Ю. Хабаровская государственная Академия экономики
и права, Хабаровск
13. Потенциал отрасли общественного питания: [Электронный ресурс], [сайт]. URL: http://business-obshepit.ru/na-sajte/212-otrasl-obshhe stvennogo-pitaniya-na-sovremennom-etape.html
14. Поздняковский B.M. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза пищевых продуктов: Учебник. 3- е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. - 556 с.
15. Предприятия общепита России увеличили оборот с начала года на 5,6% [Электронный ресурс] URL: (05-12-2012 13:08): http://www.delinform.ru/publ. php?numn=4328
16. Современное состояние и основные перспективы развития ресторанного бизнеса в России [Электронный ресурс]. URL:http://en.coolreferat.com/ Инвестиционная_привлекательности_отрасли_об-щественного_питания
КОММЕРЧЕСК ИЕ БАНКИ -
КАК ИНВЕСТОРЫ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
КУВШИНОВА я.ю.
студентка магистратуры, Омский институт (филиал) ФГБ0У ВП0 «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова» ЗАВГОРОДНЯЯ Т.В.
кандидат экономических наук, доцент, Омский институт (филиал) ФГБ0У ВП0 «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»
Аннотация: в статье представлен анализ региональной системы общественного питания Омской области. Проведен отраслевой анализ основных экономических условий осуществления предпринимательской деятельности, представлен прогноз развития, дана оценка сформировавшейся модели развития системы общественного питания.
Ключевые слова: общественное питание, отраслевой анализ, Омский регион
Инвестиционный банк - это кредитно-финансовый институт, специализирующийся на организации и размещении выпуска ценных бумаг. Основными функциями таких банков принято считать эмиссионно-учредительские и посреднические.
В российском законодательстве нет четкого определения понятия инвестиционного банка. Анализ законодательной базы фондового рынка в России позволяет сделать вывод о том, что коммерческие банки могут выступать как инвестиционные. Как правило, в период радикальных экономических реформ практика идет впереди законодательства, а инвестиционная банковская деятельность развивается более значительными темпами, чем ее законодательное регулирование.
Под инвестиционной деятельностью банка на рынке ценных бумаг понимают деятельность по вложению средств в ценные бумаги от своего имени и по своей инициативе с целью получения прямых (дивиденды, проценты, доход от продажи) и косвенных (усиление контроля над дочерними и зависимыми обществами и др.) доходов. Объектами банковских инвестиций могут выступать разнообразные ценные бумаги, как эмиссионные (акции, облигации), так и
неэмиссионные (депозитные сертификаты, векселя). Совокупность ценных бумаг, принадлежащих коммерческому банку, принято называть портфелем ценных бумаг. Инвестиционный портфель (портфель инвестиций) - совокупность средств, вложенных в ценные бумаги сторонних юридических лиц и приобретенных банком, а также размещенных в виде срочных вкладов иных банковских и кредитно-финансовых учреждений, включая средства в иностранной валюте и вложения в иностранные ценные бумаги. Инвестиции представляют собой денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологи, машины, оборудование, лицензии, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.
Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Субъектами инвестиционной деятельности выступают инвесторы, как физические, так и юридические лица, в том числе банки, а объектами инвестиционной деятельности слу-
жат вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности. Инвестиционная деятельность банков осуществляется за счет собственных ресурсов и заемных, привлеченных средств.
В рамках инвестиционной деятельности банки проводят операции по покупке и продаже ценных бумаг; привлечении кредитов под залог приобретенных ценных бумаг; операции по реализации прав, удостоверенных ценными бумагами (получение процентов и дивидендов, участие в управлении акционерными обществами и др.)
Инвестиционная деятельность банков определяется их местом в экономике и инвестиционном процессе в целом. Представляется возможным выделить следующие существенные для инвестиционного процесса роли банков:
1) банки - ядро холдинга или финансово-промыш-ленной группы;
2) инвестиционные банки первого и второго вида;
3) банки, осуществляющие свою инвестиционную деятельность в режиме обычных предприятий. Это банки, специализирующиеся на неинвестиционной деятельности. Например, экспортно-импортные банки, кредитующие торгово-закупочную деятельность и др.
Важные задачи банка-ядра определяются их участием в составе холдингов и финансово-промышлен-ных групп, где они выполняют центральную роль. Это может предполагать выполнение банком ряда функций, таких, например, как:
- определение направлений развития холдингов и финансово-промышленных групп;
- стратегическое планирование развития, включая разработку планов слияний и продаж неэффективных и излишних производств, не соответствующих общей направленности холдинга и финансово-про-мышленной группы;
- клиринговая деятельность между предприятиями-участниками;
- техническая реализации расчетов между предприятиями-участниками;
- финансирование лизинговых операций и другое.
Если есть основания ожидать снижения процентных ставок, то для банка более рационально вложить средства в ценные бумаги. И наоборот, если есть вероятность повышения процентных ставок, то банк должен воздержаться от дальнейшей покупки твер-допроцентных ценных бумаг и постараться продать имеющиеся на балансе.
К банковским инвестициям обычно относят ценные бумаги со сроком погашения более одного года. Банки, покупая те или иные виды ценных бумаг стремятся достичь определенных целей, к основным из которых относятся:
• безопасность вложений;
•доходность вложений;
• рост вложений;
•ликвидность вложений.
Под безопасностью вложений понимается неуязвимость инвестиций от различных потрясений на фондовом рынке, стабильность получения дохода и ликвидность. Безопасность всегда достигается в
ущерб доходности и росту вложений. Оптимальное сочетание безопасности и доходности достигается тщательным подбором и постоянной ревизией инвестиционного портфеля.
Инвестиционный портфель - набор ценных бумаг, приобретаемых для получения доходов и обеспечения ликвидности вложений. Управление портфелем заключается в поддержании баланса между ликвидностью и прибыльностью. Сумма принадлежащих банку ценных бумаг непосредственно связана с умением банка активно управлять инвестиционными бумагами и зависит от размера банка.
Основными принципами эффективной инвестиционной деятельности банков являются:
• Банк должен иметь профессиональных и опытных специалистов, составляющих портфель ценных бумаг и управляющих им.
• Банки действуют тем эффективнее, чем больше им удается распределить свои инвестиции между разнообразными видами фондовых ценностей, т.е. диверсифицировать вложения. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения и т.д.
• Вложения должны быть высоколиквидными, чтобы их можно было быстро переложить в инструменты, которые в связи с изменением конъюнктуры рынка становятся более доходными, а так же чтобы банк мог быстро получить обратно вложенные им средства.
Прямые доходы от вложений в ценные бумаги банк получает в форме дивидендов, процентов или прибыли от перепродажи. Косвенные доходы образуются за счет расширения доли рынка, контролируемой банком, через дочерние и зависимые общества в усиления их влияния на клиентов путем участия в корпоративном управлении на основе владения пакетом их акций.
Объектами банковских инвестиций выступают самые разнообразные ценные бумаги. В российской банковской практике в зависимости от инвестиционных инструментов, используемых для формирования собственного портфеля, в целях учета и отражения в балансе различают вложения в: долговые обязательства; акции.
В настоящее время банковский портфель долговых обязательств формируется, как правило, на основе государственных облигаций, субфедеральных и муниципальных облигаций, облигаций корпораций. Для каждого из этих видов ценных бумаг характерны свои особенности и риски.
При анализе вложений банка в акции следует различать прямые и портфельные инвестиции.
Прямые инвестиции принимают форму вложений в акции в том случае, когда банк приобретает (либо оставляет за собой) контрольный пакет акций той или иной компании, в управлении которой он принимает непосредственное участие, реализуя право голоса по принадлежащим ему акциям.
Портфельные инвестиции в акции осуществляются в форме создания портфелей акций различных эмитентов, управляемых как единое целое. Цель таких инвестиций банков — получение прибыли на основе диверсификации вложений.
Портфель акций является составной частью инвестиционного портфеля банка, под которым пони-