Научная статья на тему 'Особенности мирового рынка золота'

Особенности мирового рынка золота Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3545
715
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК ЗОЛОТА / ЦЕНА ЗОЛОТА / МИРОВЫЕ ЗАПАСЫ / ЗОЛОТОДОБЫЧА / ПОТРЕБЛЕНИЕ ЗО ЛОТА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЗОЛОТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахунова А. Ч.

В статье представлены данные по мировому рынку золота. Рассмотрена информация об объемах добычи по странам, а также анализ и оценка основных показателей и потребления в 2013 году. Среди данных по мировому рынку также рассматривается анализ цен в динамике за несколько лет и экспертные прогнозы ведущих аналитических агентств до 2013 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мирового рынка золота»

гают сегодня до 70%, не выдержат конкуренции.

2. Торможение внутреннего экономического роста страны и увеличение безработицы: из-за вытеснения отечественных производителей, которые по объективным причинам уступают конкурентам по издержкам и качеству. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими.

3. Уничтожение моногородов, которые зависят от одного завода или производства для предоставления рабочих мест и инфраструктуры.

4. Потеря Россией суверенитета и запрет промышленной политики. Меморандум ВТО от 19 марта 2001 постановляет, что национальные законы и регулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает их «более обременительными, чем необходимо». Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правительственного органа любой страны. Именно она решает, является ли тот или иной закон или правило «более обременительными, чем необходимо». Посредством суда ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы, касающиеся, в частности, защиты окружающей среды и социальных стандартов. Таким образом, Россия теряет часть своего суверенитета, поскольку правотворчество и свободное принятие решений будет ограничено. Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответственно, законы ВТО стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.).

5. Потеря продовольственной безопасности. Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет практический невозможно.

Значительное увеличение оттока капитала и отсутствие дополнительных прямых инвестиций в Россию, поскольку только совершенно безрассудный бизнесмен будет вкладывать средства в создание производств в стране, в которой из-за неустранимых природных особенностей невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, например, с китайским производителем. В России при прочих равных абсолютно любой продукт труда значительно дороже по затратам на его производство и доставку к мировым рынкам, а потому заранее неконкурентоспособен по соотношению цены к затратам. Исключение составляют только те товары, которые могут быть произведены только в России.

Увеличение оттока квалифицированной рабочей силы, поскольку в России будет невыгодно создавать не только высокотехнологические производства, но и производства вообще.

Увеличение тарифов на электричество и другие энергоресурсы, что приблизит их к мировым и поставит на грань разорения большинство промышленных предприятий. ВТО - это цена на энергоресурсы, как в Европе. Это бензин, как в Финляндии, это газ, как в Париже, это цена на электричество, как в Берлине.

Резкое снижение платежеспособного спроса на отечественные товары среди населения России.

Невозможность модернизации промышленности

и консервация сырьевой модели экономики: к нам повезут товары, а не технологии.

Ослабление защиты потребителей от воздействия генномодифицированных и злокачественных продуктов, поскольку правила ВТО не позволяют запретить их ввоз, а те государства, которые все же его запрещают, платят большие штрафы.

Вступление России в ВТО и связанное с ним снижение импортных пошлин сделают национальное сельское хозяйство неконкурентоспособным, учитывая субсидирование сельского хозяйства в США и ЕС. Согласно оглашению по сельскому хозяйству ВТО требует открыть рынки стран третьего мира. В это же время США и ЕС продолжают субсидировать сельское хозяйство в своих странах, что в свою очередь ведет к перенасыщению рынков периферии субсидированными продуктами, к падению цен на них и банкротству местных производителей.

Исходя из плюсов и минусов вступления России в ВТО мы видим, что России как стране с импортозамещающей экономикой вхождение в ВТО, не выгодно. А всё потому, что Россия не имеет серьёзной конечной продукции, которая была бы способна к продвижению на внешних рынках. Зато высокоразвитым странам с экспортноориентированной экономикой, таким как США, Япония, Западная Европа, напротив, очень даже выгодно вступление в ВТО.

Результаты от вступления России в ВТО.

Конечно, прошло не так много времени со дня вступления России в ВТО, но уже можно подвести некоторые итоги от вступления России в ВТО: обещанное снижение цен на автомобили, товары и услуги, непродовольственные товары, электротовары, бытовые приборы, мясо, птицу, одежду, не произошло. А даже наоборот, в общем цены на потребительские товары выросли более чем на 4 %. Цены на автомобили вместо того чтобы подешеветь на 10 % как прогнозировалось, подорожали на 3 %, цены на мясо вместо обещанных минус 15 % выросли на 6%, цены на одежду выросли на 5%, цены на непродовольственные товары возросли более чем на 4%.

Конечно, есть и товары которые подешевели, это свинина, правда обещали снижение цен на 15 %, а подешевела она всего лишь на 1 %. Это произошло из-за прошлогодней засухи выросли цены на корма, и Российские производители не смогли снизить цену на свинину, им пришлось сокращать поголовье, в результате чего товара на рынке не прибавилось, следовательно, цены на мясо упали всего лишь на 1 % и снижение пошлин на зарубежную свинину никак не помогло снизить цены на отечественную продукцию.

Так же снизились цены на некоторые телерадиотовары более чем на 2 %, но, к сожалению это объясняется не тем, что Россия вступила в ВТО, а тем, что на рынках обновляется модельный ряд: появилось много «суперновинок», в связи с чем более старые модели быстро подешевели.

На товары, традиционно производимые за рубежом изменений не произошло, т.к. западные производители давно работающие с Россией уже давно открыли здесь свои филиалы, а, следовательно, они не зависят от таможенных пошлин.

Также у нас есть торговые сети, которые закупив более дешёвый товар, не спешат снижать цены для покупателей, предпочитая увеличивать свою прибыль.

Наши потери из-за того, что мы не состоим в ВТО, в год составляют порядка $3 - 4 миллиардов. Поскольку на наши товары в разных странах действуют более 90 запретов. А вступим в ВТО - этих запретов не будет. Например, от вступления в ВТО должна выиграть металлургия - для продукции этой отрасли откроются новые рынки.

В конце 2012 года, уже после вступления в ВТО, металлурги заговорили... о возможных убытках. Из-за непрекращающегося роста тарифов на газ, электричество и железнодорожные перевозки наш металл стал не таким уж и дешевым, и его конкурентоспособность на зарубежных рынках вызывает вопросы. Более того, теперь представители нашей металлургии боятся, что и на российском рынке их «сделают» зарубежные сталевары - в Европе и США газ-то в последнее время дешевеет, а у нас наоборот.

С запретами тоже все оказалось не так уж просто - далеко не все они снялись автоматом.

Теперь уже бывший глава Минэкономразвития Андрей Белоусов жаловался в июне, что ожидания России по присоединению к ВТО оправдались не в полной мере. Надеялись, что «став членом ВТО, сумеем воспользоваться нашим преимуществом... в выработке правил регулирования на целом ряде рынков»[6]. Пока не получилось...

Конечно, рано ещё судить о том, правильным ли было решение вступить в ВТО или нет, ведь прошло не так уж и много времени. Может быть, чтобы увидеть положительные результаты, нужен не год, и не два, но пока, на данном этапе, результаты, к

сожалению, неутешительные. А пока моё мнение о вступлении России в ВТО таково: Россия потеряет возможность развивать свою промышленность и сельское хозяйство, поскольку в ВТО запрещены любые меры их поддержки и защиты. И из-за этого наша страна будет всего лишь поставщиком дешёвых ресурсов, без своего конечного производства. А чтобы российские производители не ушли с рынка, из-за не способности конкурировать, государство, как мне кажется, должно больше уделять внимания субсидированию отечественного производства. Также я считаю, что Россия не очень хорошо подготовилась к вступлению в ВТО, т.к. нужно было для начала создать здоровую конкуренцию, модернизировать отечественное производство. И если эти аспекты будут удовлетворены, то возможно, Россия сможет побороться с другими странами в здоровой конкуренции и извлечь выгоду для России от вступления в ВТО.

Литература

1. http://www.wto.ru/

2. Орлянский Е.А. учебное пособие «Экономическая теория» - Омск 2007

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/neperoBopbi_o_BCTy-плении_России_во_Всемирную_торговую_органи-зацию

4. http://stop-vto.ru/

5. http://video.yandex.ru/ «Что нужно изменить России чтобы вступление в ВТО приносило выгоду»

6. http://www.kp.rU/daily/26123.3/3015487/

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО РЫНКА ЗОЛОТА

АХУНОВА А.Ч.

студент, Омский институт (филиал) ФГБОУВПО «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: в статье представлены данные по мировому рынку золота. Рассмотрена информация об объемах добычи по странам, а также анализ и оценка основных показателей и потребления в 2013 году. Среди данных по мировому рынку также рассматривается анализ цен в динамике за несколько лет и экспертные прогнозы ведущих аналитических агентств до 2013 года.

Ключевые слова: мировой рынок золота, цена золота, мировые запасы, золотодобыча, потребление золота, инвестиционная привлекательность золота.

Мировой рынок золота в широком плане охватывает такие системы драгоценного металла в масштабах всего мира - производство, распределение, потребление. Это понятие еще рассматривается и в более узком плане - в качестве рыночного механизма, обслуживающего куплю-продажу золота как товара на национальных и международном уровнях. При этом следует иметь в виду, что, когда речь идет об основных особенностях и параметрах рынков золота обычно подразумевается, во-первых, купля-продажа наличного металла в слитковой форме и, во-вторых, оптовые методы торговли этими слитками. Соответственно, особенности торговли так на-

зываемым «бумажным золотом» анализируются в рамках деятельности золотых бирж.

В условиях нестабильности мировой экономики золото рассматривается в качестве наиболее надёжного инвестиционного инструмента. В связи с этим актуальна проблема формирования спроса и предложения на мировом рынке золота, в том числе и для России как для золотодобывающей страны и держателя значительных золотых запасов.

Особенностями рынка золота является то, что, во-первых, золото используется фактически всеми государствами в качестве страхового и резервного фонда. Учтенные государственные запасы золота,

сосредоточенные в Центральных банках и резервах МВФ, составляет сегодня более 31000 т. значительная часть этих запасов может быть выставлена на продажу. Во-вторых, еще большие объемы золота имеются у населения (ювелирные украшения, монеты и др.). Часть этого золота - по крайней мере, в виде лома - также поступает на рынок. В результате вырисовывается следующая картина. Основная доля в предложении золота приходится на его добычу. Но объемы добычи обладают значительной пассивностью, соответственно предложение добытого золота из года в год имеет относительно небольшую вариацию - значительно меньшую, чем предложение золотого лома, продажа золота банками и инвесторами.

Запасы золота в государственных резервах стран мира, тонн (февраль 2013 г.)

N° Страна Золотой запас

1. США 8133,5

2. Германия 3391,3

3. Италия 2451,8

4. Франция 2435,4

5. Китай 1054,1

6. Швейцария 1040,1

7. Россия 957,8

8. Япония 765,2

9. Нидерланды 612,5

10. Индия 557,7

11. Тайвань 423,6

12. Португалия 382,5

13. Венесуэла 365,8

14. Турция 359,6

15. Саудовская Аравия 322,9

16. Великобритания 310,3

17. Ливан 286,8

18. Испания 281,6

19. Австрия 280,0

20. Бельгия 227,5

21. Остальные страны мира 3525,5

22. Итого 28165,5

23. Резервы МВФ 2814,0

24. Европейский центральный банк 502,1

25. Банк международных расчетов 116,0

26. Учтенное золото всего 31597,6

Основным потребителем наличного золота является ювелирная промышленность. Спрос там определяется ценой золота. Чем ниже цена на золото, тем выше спрос. Но это действует ,в периоды мирового экономического подъема , если же произойдет спад, то спрос уменьшится и при низких ценах.

Сложилась такая ситуация, что золотодобытчики, которые поставляют основные объемы зо-

лота на мировой рынок, обладают сравнительно малыми возможностями влиять на цену товара чисто экономическими методами - изменением объемов предложения при изменениях цен. Им остается два пути. Первый из них - воздействовать на политику международных банков с целью снижения и упорядочения последними объемов регулярных продаж золота. Второй - приспосабливаться к большим колебаниям цен, уметь так снижать удельные издержки в периоды падения цен, чтобы и в этих условиях обеспечить рентабельность производства.

Добыча золота в мире

По данным GFMS, уже к концу 2003 года мировые запасы добытого золота составили около 150,4 тыс. тонн. Эти запасы распределены следующим образом:

• государственные ЦБ и международные финансовые организации - около 30 тыс.тонн;

• в ювелирных изделиях - 79 тыс. тонн;

• изделия электронной промышленности и стоматологии - 17 тыс. тонн;

• инвестиционные накопления - 24 тыс. тонн.

К 2013 году мировые запасы добытого золота, с учетом объемов ежегодной добычи металла, еще увеличились и составили почти 180 тыс. тонн.

Анализ мировых тенденций развития добычи и разведки золота за последние 25 лет показывает, что активно проявляются тенденции, как на увеличение, так и на уменьшение производство золота. Многократное повышение рыночной цены на золото в семидесятые годы кардинально повлияло на активность его производителей в большинстве стран мирового сообщества. Стало выгодным перерабатывать бедные и труднообогатимые руды; вовлекать в эксплуатацию забалансовые запасы (прежде считавшиеся непригодными к добыче по технико-технологическим и экономическим причинам); возобновлять эксплуатацию ранее заброшенных и «законсервированных» карьеров и полигонов, рудников и шахт; перерабатывать техногенные отвалы многих горно-обогатительных комбинатов, содержащих определенное количество металлов (в качестве попутных компонентов или не полностью извлеченных при первичной обработке).

Коренные изменения в технологии извлечения металла за счет кучного, кучного с цианированием и биологического выщелачивания в колоннах, метода «уголь в пульпе», усовершенствования других пиро- и гидрометаллургических методов (например, автоклавного обогащения тугоплавких руд) сделали рентабельной вторичную переработку бедных руд и сохранившихся «хвостов» золото-извлекательных фабрик с содержанием золота на уровне 1,0-0,3 г/т и менее.

Географическая структура добычи золота в мире в последние три десятилетия радикально изменилась. Так, в 1980 г. суммарное производство золота в западных странах составляло 944 т, причем в ЮАР производилось 675 т, или более 70 %. Уже к 1990 г. произошли резкие перемены. ЮАР продолжала оставаться крупнейшим в мире продуцентом, но ее производство снизилось до 605 т (35 % суммарного выпуска золота в западных странах). В то же время производство золота в западных странах

4200

4020

3840

3660

3480

3300 ,

1993 2000 2002 2004 min = 3361.0

Источник - World Gold Council

2006 2008 max = 4154.0

2010

2012

возросло на 83 % по сравнению с 1980 г. - до 1755 т. Повышалось быстрыми темпами производство золота в США-до 294 т (в 10 превысило уровень 1980 г.), в Австралии - до 244 т (в 14 раз), в Канаде-до 169 т (почти в 3,5 раза). Возникли новые крупные продуценты золота в юго-западной части бассейна Тихого океана - Филиппины, Папуа - Новая Гвинея и Индонезия.

Быстро росла добыча золота в Латинской Америке. Существенные сдвиги в территориальной структуре золотодобычи имели место и на протяжении 90-х годов.

Другие показатели рынка золота

В период с 1993 по 2005 год производство золота выросло: в Перу почти на 850%, в Индонезии -на 368%, в Китае - на 180%, в Мексике - более чем на 100%, в Мали добыча золота увеличилось в 10 раз, были созданы золотодобывающие отрасли в Аргентине и Кыргызской Республике и это при росте в мире всего 8,7%. В то же время продолжала снижаться добыча в ЮАР, за десять лет более чем на 50%, и хотя в 2002 г. впервые за 9 лет производство металла увеличилось на 1 % по отношению к 2001 г., в 2003 г. объемы добычи золота в этой стране снова упали. В 2012 году объемы добычи золота в ЮАР составили всего 172 т.

С 2007 года крупнейшим производителем золота в мире является Китай. В 2012 году объемы добычи золота в этой стране достигли 379 т. На втором месте расположилась Австралия-266 т в 2012 году, на третьем США - 227 т. Объем добычи золота в России в 2012 году составил 216 т. (четвертое место в мире). В период сильного и длительного (1996-2001 гг.) падения цен на золото золотодобывающие компании значительно снизили удельные затраты - как текущие, так и капитальные. Это достигалось путем уменьшения объемов геологоразведочных работ, закрытия нерентабельных рудников, внедрения капитале - и трудосберегающих технологий, ускоренного развития золотодобычи в странах с дешевой рабочей силой. Если в 1980-х годах основной прирост добычи золота за рубежом обеспечивали США,

Австралия и Канада, то с середины 1990-х. годов добыча в этих странах стабилизируется, а затем и снижается. В то же время быстро росла добыча в Китае, Индонезии, Перу, Гане. Все последние годы идет слияние золотодобывающих компаний. Крупные компании имеют преимущества по возможностям мобилизации средств, проведению научно-технической политики, диверсификации политических и экономических рисков. Структурные сдвиги последних лет с более развитых западных стран в страны с развивающей экономикой, преимуществами которых является дешевый труд, дешевая электроэнергия и т.д. говорит о повышении конкурентной среды в сфере добычи и производства золота.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребление золота в мире

Основные страны-потребители золота четко подразделяются на две группы. С одной стороны - это группа технически развитых стран. Они сравнительно широко используют золото в различных областях техники и промышленных отраслях, а также и для изготовления ювелирных изделий. Среди стран, лидирующих в использовании золота в технических целях: - Япония, США и Германия. Здесь золото выступает как индикатор развития высоких технологий в электронной и электротехнической, космической, приборостроительной промышленности и т.д.

Другой группой государств являются те страны, в которых львиная доля золота, а иногда и вся его масса потребляется на нужды только ювелирной промышленности. Среди них: в Европе - Италия, Португалия; в Юго-Восточной Азии - Китай, Индия и страны островной Азии (Индонезия, Малайзия); на Ближнем Востоке, Малой Азии и Северной Африки, Арабские Эмираты, Израиль, Кувейт, Египет.

На долю главного продуцента ювелирных изделий в Европе - Италии приходится 15,6% золота, использованного в мировой ювелирной промышленности; на основного азиатского производителя золотых украшений - Индию приходится 15,2% золота.

В России на технические нужды расходуется 15-17 т золота (55-60% всего количества металла, потребленного в стране), а на изготовление ювелирных изделий - примерно 12 т (40-45%). Доля России среди стран-потребителей золота составляет около 1,0%. По этому показателю Россия находится в одном ряду с такими странами, как Испания, Мексика, Бразилия, Кувейт и др.

По мере того, как золото теряло свои монетарную и сберегательную функции, структура его потребления в мире по отраслям экономики начала меняться. Все больше этого металла поступает теперь на нужды промышленности. За последние 15 лет мировое потребление золота ювелирной промышленностью возросло в 2 раза - примерно до 3 тыс. тонн в год. На ювелирные изделия уходит 85 проц. всего продаваемого золота. Причем более 70 проц. от уровня мирового потребления

Общая структура потребления золота в мире в 1970 (данные World Cold Council - www.gold.org)

приходится на страны Азии и Среднего Востока, традиционно любящие золотые украшения.

Велик спрос на желтый металл и со стороны других отраслей промышленности. Более половины соответствующего объема приходится на электронную промышленность (выпуск электро-, радио- и видеоаппаратуры), почти 20% поглощает зубопротезирование, остальное приходится на разнообразное промышлен-но-бытовое потребление - изготовление тканей с золотыми нитями, золочение одежной фурнитуры и т.д.

Рост спроса промышленного сектора оказал золоту добрую услугу - обеспечивая равновесие на рынке, он смог сдержать дальнейшее падение цен. Но появились новые нюансы, вызванные зависимостью большинства отраслей реального сектора экономики от мировой экономической конъюнктуры. Так, в период валютно-финансового кризиса стран Юго-Восточной Азии в 1998 году мировой промышленный спрос на золото снизился почти на 5%, причем особенно сильный спад потребления (на 8%) произошел в электронной промышленности.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2001 году, когда мир вновь вступил в фазу экономической рецессии. Тогда спрос на золото сократился на 1,5%, особенно в виде драгоценных украшений. И все вновь заговорили о возможности нового витка снижения цен. Опасения оказались не беспочвенны - в 2001 году цена на мировом рынке золота снизилась на 3%.

В начале 2005 года в условиях растущих цен на нефть и при слабеющем долларе ювелиры решили начать скупку золота. За 1-е полугодие 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого потребление золота ювелирной промышленностью выросло на 17%, до 1 411 тонн. При этом в монетарном выражении мировое потребление золота ювелирами увеличилось на 24%, до $US 20,8 млрд.

Вообще же мировое потребление золота в 1-ом полугодии 2005 года выросло на 21% в тоннажном (достигнув 1 939 тонн) и на 29% в долларовом выражении (до $US 26,4 млрд.).

Однако в 1 -ом квартале 2006 года мировое потребление золота снизилось в физическом объеме на 16%, до 835,7 тонны, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Самый значительный спад - на

-2012гг., тонн*

22%, до 534,8 тонны, - отмечен в ювелирной промышленности. Инвестиционный спрос на золото также уменьшился - на 6%, до 196,1 тонны. В долларовом выражении потребление золота в 1-ом квартале выросло на 9%, до 14,9 млрд долл., что, разумеется, связано с ростом цены. При этом объем предложения на рынке золота снизился на 15%, до 868,4 тонны, по сравнению с данными за первый квартал прошлого года. Причем вопреки прежним прогнозам аналитиков предложение сократилось не из-за падения уровня добычи - она, наоборот, выросла на 5%, до 606,8 тонны, - а из-за снижения объема продажи золота Центробанками аж на 57%, до 116,3 тонны.

Это означает, что в сложившейся в мире экономической и политической ситуации золото использовалось прежде всего как финансовый инструмент и страховка от других биржевых рисков - в частности, ослабления доллара и неустойчивости других мировых валют. В этом смысле нефть, цены на которую сейчас являются ключевым фактором для определения стоимости золота, меньше использовалось рынком в качестве исключительно биржевого товара. Уже в 2005-2006 годах ювелиры, особенно в Азии, говорили о намерении замещать золото другими металлами, в частности палладием, который хотя и дорожал, но стоил дешевле золота - около 350 долл. за унцию.

По итогам 2006 года объем потребления золота в Китае составил около 350 тонн. В настоящее время Китай занимает третье место в мире по объему потребления золота, уступая лишь Индии и США. В 2005 году объем потребления золота в стране впервые превысил 300 тонн. В частности, потребность ювелирной отрасли в нем составила241,4тонны, при увеличении на 7,7% по сравнению с 2004 годом. К 2012 году объемы потребления золота в ювелирной промышленности и медицине несколько снизились, в то время как инвестиционный спрос на металл достиг небывалых высот. Объясняется это дороговизной металла с одной стороны и нестабильностью экономической ситуации в мире с другой стороны (мировой экономический кризис 2008 и 2009 годов, а также стагнация и рецессия в странах Европейского союза в 2012-2013 годах). В целом же объемы потребления золота в мире к 2012 году выросли по сравнению с 2006 годом более чем на треть.

1970 1975 1980 1984 1994 1996 2005 2006 2012

Добыча из недр 1252,7 910,2 895,7 1058,5 2209,0 2284,0 2450,0 2500,0 2613,0

Область применения:

Ювелирные изделия 1066 516 127 819 2604 2807 2709 2190 1908

Зубопротезирование 58 63 64 51 52 55 62 60 40

Монеты, медали 91 272 201 174 75 60 37 45 315

Электроника 89 66 89 122 192 207 273 312 303

Прочее потребление (вкл. слитки и ETF) 62 57 66 53 200 348 646 663 1306

Суммарный расход 1366 974 547 1219 3361 3477 3727 3270 4406

Средняя за год цена золота, $US за 1 г. 1,0 4,2 19,7 13,0 11,9 12,5 14,2 19,3 54,1

Динамика мировых цен на золото

В сентябре 2011 года за унцию золота на мировых рынках предлагали более 1900 долларов США. По оценкам экспертов цена на золото будет продолжать расти, и в 2015-2016 г. может составить 12500$ за тройскую унцию.

Дата Курс Изменение

13.11 1272,40 0,52%

12.11 1265,80 -1,33%

11.11 1282,80 -0,48%

09.11 1289,00 0,26%

08.11 1285,60 -1,54%

07.11 1305,70 -0,85%

06.11 1316,90 0,50%

05.11 1310,40 -0,29%

04.11 1314,20 -0,10%

02.11 1315,50 -0,01%

При анализе динамики цен на золото за последние 15 лет вырисовывается следующая картина. С 1996 по 1998 цена на золота была значительно ниже, чем в 99-е годы. В 2000-21 г.г. цены несколько повысились, в целом тенденция к их снижению сохранялась вплоть до апреля 2001 года, когда среднемесячная цена составила 260,5 доллара за унцию. Это обусловлено многими факторами, среди которых основными были три:

• высокие объемы производства золота, как первичного, так и вторичного;

• длительный рост курса доллара по отношению практически ко всем валютам мира;

• продажа золота центральными банками некоторых стран из своих запасов.

Рост цены на золото, происходящий в настоящее время на рынке, начался после террористических актов 11 сентября 2001 г., когда рухнул американский фондовый рынок. За день до трагических событий золотая унция стоила 271 долл., а уже через неделю - 293 долл. за унцию. С тех пор котировки на золото в целом неуклонно растут.

Причина повышения спроса кроется также в ухудшении геополитической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке и усилении сомнений среди мирового бизнеса в способности США решить нынешними методами иракский кризис. На финансовых рынках значительно усилилась тенденция к скупке золота, которое рассматривается как наиболее надежное укрытие для капитала в периоды серьезных международных кризисов. Удорожанию золота помогают также слабые позиции американской валюты. Золотодобытчикам такое положение на руку, зато ювелиры ожидают снижения спроса на украшения из этого металла. Глобальная нестабильность в экономике и политике привели зимой 2002-2003 годов к кульминации на рынке золота за весь отрезок поступательного роста его цены: подскочила с 320 до 385 долларов за унцию. Этот подъем начался в декабре 2002 года после резкого усиления курса евро по отношению к доллару США. А также в начале 2003 года, вопреки ожиданиям краткосрочной коррекции цены золота, произошел еще больший ее всплеск. Золотой рынок охватили ажиотаж и сумасшедший настрой на покупки металла, подогреваемые событиями вокруг Ирака и КНДР.

Высокая цена золота заметно сказалась на рынке лома: объем его продаж вырос за 2002 год на 14 % и достиг 778 тонн. Наибольший вклад внес в это Ближний Восток. Главная причина - в низком курсе национальных валют. Так, Египет увеличил продажу лома благодаря девальвации в 2001 году египетского фунта. Для ближневосточного региона стало выгодным продавать свое золото за доллары и, обменивая их на местную валюту, получать большую прибыль в слабых национальных валютах. Предложение со стороны официального сектора (центральные банки) оставалось последние 4 года стабильным: около 480-550 тонн золота. Более высокий уровень продаж (549 тонн) в 2002 году был вызван высокой ценой золота.

1 808

Maja май июл сен ноя янв мае май и юл сен ноя янв мае

2012 2013

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 200J 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Динамика цен на Золото (USD/тройская унция) за последние 15 лет

В 2005-2006 годах произошел дальнейший причем очень существенный рост цен на золото на мировых рынках. Так, в 1 -ом квартале 2006 года котировки золота поднялись на 24%, а максимальная цена зафиксирована 12 мая 2006 года - 725 долл. за унцию, т.е. роете начала2006 годадостигал почти 40%. В 2012 году цены на золото достигли своего пика -1684 долл. за унцию в среднем по году, что объяснялось, в первую очередь, большим спросом на металл со стороны инвесторов. В 2013 году цены на золото несколько снизились, однако остались на очень высоком уровне - около 1500 долл. за тонну.

Как видно, золото не собирается сдавать позиции одного из ведущих финансовых инструментов, хотя формально желтый металл уже более тридцати лет не является синонимом денег: после отмены золотого стандарта в 1971 году с ценой золота не связана ни одна валюта, и расчеты между государствами осуществляются по форме более современной, нежели физическое перемещение слитков из одного хранилища в другое. Но золотой запас госу-

дарств остается существенным фактором его мощи. Особенно заметным это становится во времена экономической нестабильности: даже не слишком глубокий кризис с неизбежностью влечет за собой рост цен на золото. Если учесть к тому же, что объемы мирового производства золота падают, а спрос на благородный металл, напротив, должен расти (не только со стороны финансовых институтов, но и авиационной, космической, ювелирной промышленности, а также медицины), легко сделать вывод, что золотодобыча по-прежнему является выгодным и социально значимым бизнесом.

Литература

1. Андрианов, В. Золотовалютные резервы : принципы формирования, структура и эффективность использования [текст] / В. Андрианов // Общество и экономика. - 2008. - № 5. - С. 23-53.

2. Брайко В.Н., Иванов В.Н. Золото-2010 // Золото и технологии. 2011. № 2 (12) http://info123.ru/ ¡пуезШзи/до1с1Логдоу|уа-2о1о1от-па-{огекз.Мт1

ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЛИТВИНЕНКО с.с.

студент, Омский институт (филиал) ФГБ0У ВП0 «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова» КУЛИКОВА Н.В.

магистр, Омский институт (филиал) ФГБ0У ВП0 «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: в статье представлен анализ региональной системы общественного питания Омской области. Проведен отраслевой анализ основных экономических условий осуществления предпринимательской деятельности, представлен прогноз развития, дана оценка сформировавшейся модели развития системы общественного питания.

Ключевые слова: общественное питание, отраслевой анализ, Омский регион

В течение последних двух десятилетий отрасль общественного питания как в России, так и в Омской области переживала бурные изменения. Особое место стал играть ресторанный бизнес. Однако с 1997 по 1999 год в Омской области было отмечено сокращение предприятий общественного питания. Произошло перепрофилирование части предприятий общепита в мини-предприятия, а с 2000 г. - количество предприятий общепита вновь стало увеличиваться, начала развиваться сеть предприятий быстрого обслуживания, популярная во всем мире.

По данным статистики оборот общественного питания к 2005 году составил 4,7 млрд. руб., или 112,5% (в сопоставимых ценах).

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций составил 31027 млн.руб. [1]

К 2010 году оборот общественного питания составил 7,9 млрд. руб., или 113,2% (в сопоставимых ценах).

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций составил 23138 млн.руб. [1]

Омские предприятия общественного питания контролируются Управлением Роспотребнадзора по Омской области. Основная задача специалистов по надзору за питанием населения - профилактика пищевых отравлений и острых кишечных инфекционных заболеваний. [2]

В настоящее время в Омской области сформирована база для развития отрасли общественного питания, подкрепленная не только наличием собственных предприятий, но и близостью районных и сельских организаций, способных снабжать необходимой продукцией отрасль общественного питания.

В 2009 году доля пищевой промышленности в производстве обрабатывающих отраслей Омской области - 13,5 % .

В Омске расположено множество предприятий пищевой промышленности, в их числе такие известные как «Инмарко», «Омский бекон», «Росар» выпускает пиво «Сибирская корона», «Багбир», и т. д.), ликёроводочный завод «Оша» (пиво «Златова-ра», «Бизон Бир» и т. д., водка «Монархия»), ликёроводочный завод «Омсквинпром» (выпускает водку «Пять озёр»), завод «Манрос М» (принадлежит

ОАО «Вимм-Билль-Данн - Продукты питания») и др. ЗАО «Завод розлива минеральной воды „Омский"» выпускает минеральную воду «Омская 1». [3]

В Таре расположены маслозавод, хлебозавод и мясокомбинат. В Называевске расположены маслодельный завод и мясокомбинат. В Тюкалинске действует маслосыродельный комбинат. [4]

На сегодняшний день отрасль общественного питания в Омской области представлена широким спектром различных заведений, удовлетворяющих потребности населения. Среди них более 84 различных ресторанов и кафе; более 203 различных баров, пиццерии, чайных, кофейн; 34 столовых; более 14 наименований предприятий фаст-фуд. [5]

Однако не стоит забывать о качестве пищи, которую предлагают различие предприятия. В 2011 году за нарушения санитарного законодательства, выявленные специалистами Управления Роспотреб-надзора по Омской области в сфере общественного питания, составлено 474 протокола на юридических и физических лиц. Общая сумма штрафа составила 1 218 436 рублей. [6]

Наиболее часто выявляются факты несоответствия площади предприятия и объемов производства, нарушения поточности технологических процессов, некачественная уборка и дезинфекция помещений и инвентаря, отсутствие производственного контроля, - сообщили в пресс-службе Роспо-требнадзора по Омской области. [6]

К сожалению, в Омской области еще довольно остро стоит проблема качества выполнения услуг в сфере общественного питания. Приведенные выше данные еще раз подчеркивают необходимость тщательного выбора заведений, мест, в которых человек может ликвидировать чувство голода, не нанося ущерб при этом собственному здоровью.

«Вступление в силу с февраля 2010 года постановления Правительства РФ, согласно которому отменяется обязательная сертификация продуктов питания, не должно отразиться на качестве продукции, производимой в регионе» - как отметил председатель Совета областной общественной организации Омский союз потребителей «Щит» Евгений Рабинович.[7]

Однако, данные по нарушениям зафиксированным органами Роспотребнадзора по Омской области в 2011 году [6] свидетельствуют об обратном.

В настоящее время торговля и общественное питание занимают важное место в структуре экономики Омской области. Численность работающих в этих сферах экономики Омской области составляет 14,5 процента от всего количества занятого населения Омской области.

Доля налогов, уплачиваемых в сфере торговли и общественного питания, в структуре налоговых поступлений в областной бюджет и местные бюджеты превысила 11 процентов. По итогам последних лет торговля и общественное питание стали самыми высокодоходными секторами экономики Омской области. [8]

Однако, в Омской области продолжают существовать проблемы, связанные с отсутствием большого спроса на услуги ресторанного бизнеса, который выражается в отсутствии возможности у людей питаться

в тех учреждениях, средний чек которых превышает 300 рублей. Помимо этого существует еще одна проблема, связанная с качеством пищи. Она обусловлена тем, что производители вынуждены искать более дешевые и низкокачественные варианты продуктов, чтобы удержаться на рынке общественного питания, ведь уже закрепившиеся в этой отрасли предприятия тяготеют от прихода новых конкурентов. И поэтому, всячески стараются препятствовать вхождению новых конкурентов на рынок.

Подводя итог вышеизложенному, хочется еще раз подчеркнуть необходимость развития качественной отрасли общественного питания, направленной не только на удовлетворение потребностей населения в пище, но и способной не причинять вреда здоровью граждан. Для того чтобы поправить положение развития отрасли необходимо поднять уровень дохода населения, ужесточить контроль качества сырья, используемого для приготовления пищи.

Функциональные особенности отрасли общественного питания напрямую зависят от вида услуг, которые осуществляет предприятие.

Согласно ГОСТу Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования» все услуги общественного питания подразделяются на следующие виды: услуги питания; услуги по изготовлению кулинарной продукции; услуги организации потребления и обслуживания; услуги по реализации кулинарной продукции; услуги организации досуга; информационно- консультативные услуги; прочие услуги. [9]

Общественное питание выполняет специфические функции производства, реализации и организации потребления продукции. Производственная функция заключается в осуществлении переработки сырья и выпуске собственной продукции - блюд, кулинарных изделий, кулинарных полуфабрикатов. Изготовление собственной продукции - блюд, кулинарных изделий, кулинарных полуфабрикатов. Изготовление собственной продукции требует создания на предприятиях производственных цехов, и помещений, оснащенных специальным оборудованием, инвентарем и приспособлениями. Продукция общественного питания - готовая к употреблению пища, или полуфабрикат, требующий незначительной доработки, - в большинстве случаев не предназначена для длительного хранения, поэтому ее необходимо немедленно реализовать. Так, например, при массовом изготовлении горячие блюда требуют реализации в течение двух - трех часов, холодные - одного часа. Это обуславливает выпуск продукции партиями, по мере его потребления. Работники предприятий общественного питания должны строго соблюдать санитарно - гигиенические требования, обеспечивать контроль за качеством обрабатываемого сырья, процессами приготовления и реализации готовых блюд. Ассортимент выпускаемой продукции очень разнообразный, для его приготовления используются разные виды сырья, что усложняет организацию производства: многие виды сырья требуют особых условий хранения, разных помещений для механической кулинарной обработки. Для немедленной реализации произведенной продукции оборудуются специальные залы, где организуется обслуживание покупателей. Наряду с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.