Научная статья на тему 'Отраслевая специфика комплекса маркетинга и его составляющих'

Отраслевая специфика комплекса маркетинга и его составляющих Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / MARKETING / ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ASSESSMENT OF NATURAL RESOURCES / РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / REGIONAL MARKETING / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / STATE REGIONAL POLICY / ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА / INDUSTRIAL FIELD ECONOMICS / РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГА / REGIONAL SPECIFICITY OF MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев А.Г., Стеценко А.В.

Эффективная реализация комплекса маркетинга в той или иной сфере означает овладение рынками внутри региона, удержание и расширение их числа за пределы региональной территории, что позволяет реализовывать в полной мере потенциал региона. В статье на примере Орловской области рассмотрено, какие факторы следует учитывать при построении регионального маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sector-specific of marketing complex and its components

The effective implementation of complex of marketing in different spheres means mastering the markets within the region, retaining and expanding their numbers beyond the regional territory, which allows to realize the full potential of the region. In the article on the case of Orel region, we consider what factors should be taken into account in constructing a regional marketing.

Текст научной работы на тему «Отраслевая специфика комплекса маркетинга и его составляющих»

Зайцев А.Г.

канд. экон. наук, доцент

кафедры менеджмента и маркетинга

alexgz@rambler.ru

Стеценко А.В.

канд. экон. наук, доцент

кафедры прикладных экономических дисциплин ГОУ ВПО Орловского государственного университета

орловская область,

региональный маркетинг

отраслевая специфика комплекса маркетинга

и его составляющих

_Аннотация

Эффективная реализация комплекса маркетинга в той или иной сфере означает овладение рынками внутри региона, удержание и расширение их числа за пределы региональной территории, что позволяет реализовывать в полной мере потенциал региона. В статье на примере Орловской области рассмотрено, какие факторы следует учитывать при построении регионального маркетинга.

Оценка природных ресурсов региона свидетельствует, что базовыми для его исходного позиционирования являются так называемые возобновляемые ресурсы. Экономика любой страны, любого региона проявляет свою цикличность в смене подъемов и спадов, повторяемости циклов. Она имеет свое проявление во всех отраслях народного хозяйства. В целом региональный маркетинг должен учитывать специфику каждой отрасли, при этом существует совокупность универсальных

инструментов, применение которых унифицировано в целом, но может иметь специфику в зависимости от вида отрасли и периода ее развития.

В целом, отраслевую специфику, которая влияет на региональный маркетинг, можно проследить на примере Орловской области.

Отраслевая специфика региона

Оценка природных ресурсов региона свидетельствует, что базовыми для его исходного позицио-

кое предпринимательство, 2009, № 7 (2)

нирования являются так называемые возобновляемые ресурсы. Сельское хозяйство располагает обширными сельскохозяйственными угодьями, составляющими 11% от ЦЭР (4). Специализация растениеводства - выращивание ржи, пшеницы, гречихи и зернобобовых и технических культур. В животноводстве развито скотоводство мясомолочного направления, свиноводство, овцеводство, коневодство и птицеводство. Орловская область богата залежами песка и глины, которые используются в производстве керамзита, кирпича, бетона.

Ведущие отрасли: машиностроение и металлообработка - 28,3%, пищевая промышленность - 19,7%, электроэнергетика - 12,2% и промышленность строительных материалов - 11,5%.(4). Данное распределение наглядно демонстрирует преимущества и слабые места орловской экономики, определяет сегменты потенциального усиления маркетинговых исследований ресурсных рынков. Целями регионального маркетинга Орловской области является построение оптимальной модели региона, а также совершенствование управления, повышение культурной привлекательности территории и улучшение инфраструктуры региона (3).

В Орловской области, как и в других регионах России, существует отраслевая специфика регионального маркетинга. Данную специфику необходимо учитывать при реализации маркетинговой стратегии в любой отрасли. Это поможет более эффективно и менее затратно достигать поставленной цели.

В довольно общем виде можно выделить общие и специфические черты для отраслей. К общим чертам можно отнести: сезонность; погодные условия; цикличность; политические условия; внешнеэкономические условия. Данные характеристики сгруппированы на рис. приведенном на с. 178.

Сезонность воздействует на все отрасли Орловской области: на сельское хозяйство, на промышленное производство, на оказание услуг и т.д. В сельском хозяйстве данная особенность проявляется более наглядно - неравномерность использования техники и рабочей силы, неравномерность поступления доходов, потребность в кредитах в зависимости от времени сезона. В промышленности это проявляется в виде смены упаковки (Соса-со1а предоставляет в зависимости от времени года различные этикетки на своем товаре);

Ключевые слова:

маркетинг,

оценка природных ресурсов, региональный маркетинг, государственная региональная политика,

отраслевая экономика, региональная специфика маркетинга

Keywords:

marketing,

assessment of natural resources, regional marketing, state regional policy, industrial field economics, regional specificity of marketing

региональная экономика

Рис. Отраслевая специфика и ее влияние на региональный маркетинг

увеличение производства одного товара и снижение производства другого товара (снижение производства мороженного Орловским заводом). В предоставлении услуг так же наблюдается различия в зависимости от времени года (ЖКХ предоставляет услугу по отоплению жилых помещений в зимнее (холодное) время года).

Направленность региональной политики

Погодные условия также воздействуют на все виды отраслей в Орловской области, так как это

экономика любой страны, любого региона проявляет свою цикличность в смене подъемов и спадов, повторяемости циклов

одна из сфер, которой человек пока не научился управлять. В сельском хозяйстве из-за погодных условий неизбежны колебания урожайности и валового сбора исходя из этого доходов и прибыльности. В предоставлении услуг по мойке машин населению можно проследить тенденцию: осенью, весной, зимой население обращается чаще на специализированные автомойки, летом большинство справляется собственными силами. Так же погодные условия диктуют свои принципы в продаже и изготовлении определенных видов товаров (теплая, холодная одежда, зонты). Экономика любой страны, любого региона проявляет свою цикличность в смене подъемов и спадов, повторяемости циклов. Она имеет свое проявление во всех отраслях народного хозяйства. Цикличность является особенностью, как сельского хозяйства, производства так и сферы услуг, так как она непосредственно связана со всеми общими чертами

российское предпринимательство, 2009, № 7 (2)

отраслей (смена времен года, последовательность государственной помощи). Направленность государственной политики на стимулирование и развитие той или иной отрасли в определенном регионе определяет развитие самого региона. Здесь можно привести такой пример, что Орловская область исторически считалась областью с сельскохозяйственной направленностью, хотя за последние десятилетия промышленность развивается более быстрыми темпами, поэтому область можно считать индустриальной. Увеличивается доля в общих объемах промышленного производства в машиностроении, черной металлургии, промышленности стройматериалов, цветной металлургии. Развивается так же исторически сложившаяся отрасль промышленности - легкая промышленность. Действуют швейные, обувные и трикотажные фабрики в Орле и Ливнах. Таким образом, направленность региональной (государственной) политики способна развивать одни отрасли и попутно тормозить другие.

Региональное воспроизводство

Существуют и уникальные для каждой отрасли специфические черты: для сельского хозяйства это использование земли как производственного ресурса; для маркетинга услуг специфичным является то, что услуга не имеет конкретной материальной формы и присутствует только в процессе ее оказания; для промышленности Орловской области большое значение имеет научно-технический прогресс, так

важной особенностью регионального воспроизводства следует признать установление макроэкономических,

региональных и внутрирегиональных пропорций

как это основное условие динамичного развития всех отраслей промышленности. Реализация маркетинговой политики тесно связана с понятием регионального воспроизводства. Важной особенностью регионального воспроизводства следует признать установление макроэкономических, региональных и внутрирегиональных пропорций. Наличие всех фаз воспроизводственного цикла и их законченность во времени позволяет говорить о существовании регионального воспроизводства, которое является одним из аспектов региональной экономической политики.

В целом, региональный маркетинг должен учитывать специфику каждой отрасли, при этом существует совокупность универсальных инструментов, применение которых унифицировано в целом, но может иметь специфику в зависимости от вида отрасли и периода ее развития. Если учитывать общие и специфические черты отраслей и правильно их использовать при реализации марке-

региональная экономик

тинговой региональной политики, то можно значительно улучшить основные социально-экономические показатели региона.

Литература

1. Алексеев А.Н. Региональный маркетинговый центр как один из наиболее эффективных инструментов управления экономикой региона: (текст) / А.Н. Алексеев // Стратегия развития региона: социально экономические инновации. -Орел: Изд-во ОРАГС, 2001. - 256 с.

2. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий: зачем, кому и какой нужен маркетинг территорий (Электрон-

ный ресурс). - Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.mar keting.spb.ru/lib-special/regions/ territory/1.htm. - Загл. с экрана. 3. Самостроенко Г.М. Региональный маркетинг: интерграционный подход: учебное пособие: (текст) / Самостроенко Г.М. - Орел, Издательство ОРАГС, 2003. - 116 с. 3. Сайт Орловской торгово-промышленной палаты (Электронный ресурс). - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.palata.orel.ru/ rus/index.shtml. - Загл. с экрана.

Zaytsev A.G.

assistant professor, Cand. of Econ. Sci., Department of management and marketing, Orel State University

Stetsenko A.V.

assistant professor, Cand. of Econ. Sci., Department of applied economic disciplines, Orel State University

Oryol Region, regional marketing

Sector-specific of marketing complex and its components

_Abstract

The effective implementation of complex of marketing in different spheres means mastering the markets within the region, retaining and expanding their numbers beyond the regional territory, which allows to realize the full potential of the region. In the article on the case of Orel region, we consider what factors should be taken into account in constructing a regional marketing.

Поправка

Статья Семеновой Марии Александровны, была опубликована в журнале «Российское предпринимательство» № 6-2 за 2009 г. (с. 102) под названием «Угольная отрасль: состояние и перспективы». Считать правильным авторское название «Формирование конкурентного электроэнергетического рынка в России».

Редакция журнала «Российское предпринимательство»

российское предпринимательство, 2009, № 7 (2)

Отпечатано в типографии ЗАО «Корпорация Знак». Тираж 4000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.