Научная статья на тему 'ОТРАСЛЕВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ОТРАСЛЕВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
116
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТРАСЛЕВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

Умеренно-агрессивный инвестор

1 Чистоозерный 7 36 43 14 0 0 100

2 Краснозерский 24 14 43 19 0 0 100

3 Баганский 27 9 9 9 27 18 100

4 Карасукский 31 15 0 23 23 8 100

5 Купинский 11 7 14 7 25 36 100

Итого по зоне 18 15 23 14 15 15 100

Агрессивный инвестор

1 Карасукский 23 23 38 15 0 0 100

2 Баганский 9 27 45 9 9 0 100

3 Купинский 7 25 46 7 14 0 100

4 Краснозерский 0 0 24 10 38 29 100

5 Чистоозерный 0 0 7 29 29 36 100

Итого по зоне 7 15 33 13 20 13 100

Таким образом, для консервативного инвестора наиболее предпочтительными для инвестирования являются Краснозерский и Чисто-озерный районы. В них доля инвестиционно привлекательных организаций (очень высокая, высокая и средняя привлекательность) составила 32% и 28%, соответственно. Средний уровень привлекательности для этих типов инвесторов имеют Карасукский и Баганский районы - 17% и 16%, соответственно. Купинский район является самым непривлекательным - в нем 6% инвестиционно привлекательных организаций для консервативного инвестора.

Для умеренно-агрессивного инвестора рейтинг районов отличается незначительно. Первое место занимает Чистоозерный район - в нем 30% инвестиционно привлекательных организаций. Краснозерский район на втором месте - 28%. Третье место делят Баганский и Карасукский районы - по 16% инвестиционно привлекательных организаций. И на последнем месте также Купинский район - 11%.

Самыми инвестиционно привлекательными для агрессивного инвестора являются Карасукский и Баганский районы - 31% и 30%, соответствен-

но. Купинский район является также лидером по привлекательности - 28%. У Краснозерского - 8%. И лидер для консервативного и умеренно-агрессивного инвесторов - Чистоозерный район - для агрессивного инвестора является инвестиционно не привлекательным - в нем всего 3% организаций с очень высокой, высокой и средней степенью инвестиционной привлекательности.

Среди районов по оценке инвестором условной инвестиционной привлекательности наиболее экономически эффективным является Карасукский район. Минимальные риски инвестирования - в Чистоозерном районе.

Список использованной литературы:

1. Задков, А.П. Фактор риска в сельском хозяйстве / А.П. Задков. - Россельхозакадемия. Сиб. отд-ние. ГНУ СибНИИЭСХ. - Новосибирск, 2008. - 264 с.

2. Зяблицева Я.Ю. Роль типологии инвесторов в формировании инвестиционной привлекательности организации // Роль бизнеса и власти в развитии агропромышленного комплекса: материалы XV Международной научно-практической конференции. Барнаул, 14-15 сентября 2016 г. / Алтайская лаборатория СибНИИЭСХ СФНЦА РАН. - Барнаул: Алтайский дом печать, 2016. - С. 278-281.

ОТРАСЛЕВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

И.В. Самсонова, д.э.н., профессор ГБУ Академия наук Республики Саха (Якутия) Адрес: irsam@list.ru, 89142897925,8(4112)335711 М.С. Малышева, к.э.н. в.н.с. ГБУ Академия наук Республики Саха (Якутия) Адрес: mot21@vandex.ru. 89142340177, 8(4112)335711

Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия) имеет многовековую историю и отличалось традиционными и экстремальными видами хозяйствования, в частности северным земледелием и растениеводством, скотоводством в условиях резко-континентального климата, табунным

коневодством, северным домашним оленеводством. Оно развивалось вместе с освоением территории, главным образом для обеспечения продуктов питания местного населения.

Целенаправленные агроэкономические исследования в Якутии начались в 1956 г., с мо-

мента организации Якутского НИИ сельского хозяйства. Программно-целевой подход появился в Советском Союзе (СССР) в период перестройки, однако элементы программного управления существовали с момента первых пятилеток. В СССР разрабатывались целевые программы развития отдельных отраслей, которые утверждались Высшим Советом народного хозяйства [8]

В истории развития сельского хозяйства республики самыми благоприятными были 19651990 гг. В этот период поголовье скота в республике до конца 80-х годов росло в основном за счет общественного сектора: для коллективных хозяйств за эти годы выросла с 71,8 до 74%. В начале 90-х годов начался процесс разрушения общественного хозяйства: доля последнего упала до 39%. В среднем за период 1986-1990 гг. производство мясо скота и птицы составляло 67,2 тыс.т., молока 258,3 тыс.т., зерновых культур 30,7 тыс.т., овощи -28,5 тыс. т. В 1985 г. основными товаропроизводителями Якутии были 315 сельскохозяйственных предприятий, из них 116 совхозов Министерства сельского хозяйства. Отмечается, что до 1982 г. производство сельскохозяйственной продукции было убыточным или низкорентабельным. Только после завышения закупочных цен и введения надбавок низкорентабельным и убыточным совхозам производство превратилось в прибыльную отрасль. В 1985 г. все хозяйства Якутии были 100% прибыльными. Рентабельность производства молока составила 16,9 %, мяса -10,9%, растениеводства — 10-31% [4,5]. К 1990 г. в республике насчитывалось 173 сельскохозяйственных предприятий, отчитывающихся в Министерство сельского хозяйства РС (Я), из них 169 совхозов, 1 колхоз и 2 сельскохозяйственных кооператива. Среднегодовая численность работников в сельском хозяйстве составляла 24,9 тыс. человек, среднемесячная заработная плата -458 руб., что, в свою очередь, на 15% ниже, чем общереспубликанская средняя заработная плата (528 руб.). В 1991 г. была создана Ассоциация крестьянских хозяйств и кооперативов Республики Саха (Якутия). С начала 1992 г. шла активная реорганизация хозяйств. К середине 1993 г. прошло реорганизацию 75,6% хозяйств, имеющихся на начало 1992 г., в 1994 г. — 98,3%. В результате проведения преобразований в аграрном секторе образовалось более 4,5 тыс. самостоятельных хозяйств разных форм собственности и различных организационно-правовых форм хозяйствования. В ходе проведения аграрной реформы в связи с реорганизацией совхозов, являвшихся основными сельскохозяйственными товаропроизводителями, сократились посевные площади.

Особенности функционирования сельского хозяйства и его региональные особенности

Роль агарного сектора для экономики региона и динамического развития сельских территорий заключается в сохранении среды жизнедеятельности, природной среды и уклада жизни коренных народов, обеспечении населения продовольствием, формировании занятости населения, улучшением демографической ситуации, повышении жизненного уровня сельского населения [3, с.1].

Постановка рациональной научно-обоснованной аграрной политики применительно к Республике Саха (Якутия) требует учета и анализа региональных особенностей воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве. А именно:

- в республике сельское хозяйство специализируется на производстве малотранспортабельных и скоропортящихся продуктов, а также продуктов традиционных отраслей Севера, которые сформировались под влиянием географического положения, природно-климатических особенностей и социально- экономических факторов. В структуре сельского хозяйства Якутии в 2018 году на долю продукции растениеводства приходится 32,2%, на долю животноводства - 67,8%.

- экономический потенциал республики может позволить вести эффективное производство продукции животноводства и растениеводства;

- сельскохозяйственным предприятиям и крестьянско-фермерским хозяйствам необходимо использовать целостный подход к организации производства сельскохозяйственной продукции ее полной переработке а также эффективному маркетингу сельскохозяйственной продукции, который обеспечит доходный оборот произведенной продукции и услуг, а также наиболее полную занятость и самозанятость местного населения.

-продукция традиционных отраслей (оленеводства, рыболовства, охотничьих промыслов, дикоросов) конкурентоспособна не только на региональном уровне, но и на национальном рынке.

- ведение сельского хозяйства связано с высокими издержками аграрного производства, что связано с большой долей риска.

Концепцией устойчивого комплексного развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р, определены ключевые проблемы развития сельских территорий и выработаны меры социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Эти меры позволяют вывести сельские территории на качественно новый уровень раз-

вития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природ-но-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности. Более 35,8 % населения Республики Саха (Якутия) проживает в сельской местности (342,3 тыс. чел. в 586 сельских населенных пунктах). Значительная часть населенных пунктов имеет население до 500 чел., плотность населения низкая - 0,31 чел. /км2.

Для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства республика располагает определенными возможностями. Основной целью развития должно быть формирование конкурентоспособного агропромышленного производства, необходимого для насыщения внутреннего рынка собственной сельскохозяйственной продукцией высокого качества.

Сельское хозяйство - одна из главных отраслей экономики Республики Саха (Якутия), на

долю которой приходится около 2% в структуре валового регионального продукта. Организация сельского хозяйства является неотъемлемой частью коренного народа Республики Саха (Якутия). Сам регион непосредственно относится к сельскохозяйственным территориально распределенным пространствам, вследствие чего, что почти 40% населения региона проживает в сельских районах и безусловно имеет весьма тесную связь с селами и их хозяйствами [2, с.11] (см. рис.1).

По численности населения можно сказать, что за рассматриваемый период численность населения, которые проживают в этом регионе, выросла на 6 тыс. человек и прирост составил 0,6 %. Анализируя сложившуюся ситуацию, отметим, что за периоды с 2013 года по 2018 год имеется тенденция роста городского населения на 12,4 тыс. чел. (2%) и уменьшение оттока сельского населения на 3,6 тыс. чел. (1,1%).

Рисунок 1 - Численность населения (оценка на 1 января соответствующего года) *Краткий статистический сборник «Республика Саха(Якутия) в цифрах, 2019

Как видно из таблицы 1, по данным Федеральной службы по статистике (Росстата) в Республике

Саха (Якутия) среднемесячная номинальная заработная плата работников в отрасли сельского хозяйства в отчетном году составляла 32445,7 рубля, что

почти в 2,6 раза выше уровня 2011 года и на 21,3 %. Таким образом, между городом и селом увеличивается разрыв по уровню жизни и доходам.

Таблица 1 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сельском хозяйстве

Показатель годы Темп прироста, %

2011 2012 2013 2014 . 2015 2016 . 2017 . 2018 2018 г. к 2011 г. 2018 г. к 2017 г

Всего по республике тыс, руб 34,1 39.9 46,5 51,1 54,6 58,5 62,2 68,8 > 2 р 9,6

в т.ч. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, руб 12,3 13,8 16,1 18,0 20,8 22,0 26,7 32,4 > 2,6 р 21,3

Отношение среднемесячной ЗП к среднереспубликанскому уровню, % 36,2 34,6 34,5 35,2 38,1 37,6 43 47,1 30,1 9,5

В обеспечении населения республики продуктами питания и жизнеобеспечении сельского населения, сельское хозяйство играет основную роль. Производство местной сельскохозяйственной продукции на региональном продовольственном рынке предотвращает монополизацию локальных рынков поставщиков и является серьезным фактором сдерживания цен на завозимую сельскохозяйственную и пищевую продукцию. В республике сельскохозяйственным производством занимаются свыше 4 300 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 374 сельскохозяйственные организации и 275 родовых общин. Более 87 тыс. личных подсобных хозяйств производят значительную долю мяса, молока, картофеля и ово-

щей. В сельском хозяйстве занято 27,4 тыс. чел., или 5,6 % от численности занятых в экономике. Оно является важнейшей структурообразующей сферой АПК и сырьевой базой предприятий пищевой промышленности республики. АПК Республики Саха (Якутия) является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном федеральном округе - по общему объему производства сельскохозяйственной продукции в пересчете на душу населения Республика Саха (Якутия) занимает второе место (после Амурской области) и производит 18,5% от общего объема продукции сельского хозяйства производимой в Дальневосточном федеральном округе (таблица 2).

№ п/п Темпы роста, %

Показатели Ед. изм. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. к 2017 г. к

2013 г. 2016 г.

Валовая продукция

сельского хозяйства (в

1 фактических ценах) млн.руб. 20867,3 21847,3 22438,8 23246,6 25067,0 20,1 7,8

в том числе

продукция

1.1 растениеводства млн.руб. 6808,6 7398,8 7087,0 7608,3 8451,0 24,1 11,1

продукция

1.2 животноводства млн.руб. 14058,7 14448,5 15351,8 15638,3 16616,0 18,2 6,3

Посевная площадь сельскохозяйственных культур

1 Зерновые культуры га 11 767 10 541 10 668 11 007 11 355 -3,5 3,2

2 Картофель га 8 466 8 602 8 589 8 568 8 396 -0,8 -2,0

3 Овощи открытого грунта га 2 074 2 085 2 157 2 190 2 205 6,3 0,7

4 Кормовые культуры га 23 054 23 347 24 906 24 401 26 523 15,0 8,7

Поголовье скота и птицы

5 Крупный рогатый скот голов 199 229 190 943 187 207 186 556 188 454 -5,4 1,0

6 в том числе коровы голов 79 877 77 243 75 302 74 609 74 215 -7,1 -0,5

7 Свиньи голов 27 824 24 384 23 837 23 149 23 155 -16,8 -16,8

8 Лошади голов 167 642 171 514 176 649 181505 183 889 9,7 1,3

9 Олени голов 177 076 165 270 156 011 156 835 154 635 -12,7 -1,4

10 Птица всех видов голов 747 038 783 786 918 432 989 936 871 502 16,7 -12,0

Производство сельскохозяйственной продукции

Скота и птицы на убой в

11 живом весе тонн 39 301 35 450 35 469 35 058 35 795 -8,9 2,1

12 Валовой надой молока тонн 170 427 168 378 164 572 164 644 166 072 -2,6 0,9

13 Яиц тыс.шт. 136 502 136 565 136 389 117 961 121 499 -11,0 3,0

14 Зерновые культуры тонн 12 579 12 902 8 582 12 781 6 588 -47,6 -48,5

15 Картофель тонн 76 016 76 172 71 925 78 821 79 253 4,3 0,5

16 Овощи тонн 37 027 36 704 35 150 37 303 38 319 3,5 2,7

17 Заготовка сена тонн 472 267 523 875 484 725 457 893 472 601 0,1 3,2

18 Заготовка силоса тонн 12 314 12 233 10 620 14 748 16 903 37,3 14,6

19 Заготовка сенажа тонн 18 676 14 587 9 442 11 418 8 677 -53,5 -24,0

Закуп сельскохозяйственной продукции

20 Заготовка молока тонн 71 346 72 055 72 770 76 342 77 560 8,7 1,6

Таблица 2 - Основные показатели сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)

По данным таблицы 2 можно сказать, что объем производства продукции сельского хозяйства ожидается на уровне 26,4 млрд. рублей. Индекс производства оценивается на уровне 103,3% (в 2017 году - 102,3%). Данная динамика обеспечена за счет значительного роста производства продукции растениеводства на 10,6 % в сопоставимой оценке.

При этом объем финансирования государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы» в 2018 году составил 10,5 млрд. рублей. Это свидетельствует о росте эффективности использования бюджетных средств от 2,4 до 2,5 рублей продукции сельского хозяйства на 1 рубль вложенных средств.

В отчетном году сохраняется положительная динамика производства в пищевой и перерабатывающей промышленности. Объем производства пищевых продуктов составил 7,4 млрд. рублей (в 2017 году - 7,2 млрд. рублей), с индексом физического объема в 95,7% [9].

Для устойчивого развития сельского хозяйства республики необходима существенная государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, что является объективной необходимостью.

В России в условиях аграрных преобразований постепенно формировалась и налаживалась система государственной поддержки сельхозпроизводителей. Однако государственная аграрная политика в России в 1990-е годы была нацелена прежде всего на поддержку крупных унитарных сельхозтоваропроизводителей. Так, в 1993 г. из 106 млрд руб. бюджетных средств, направленных в АПК, 66,5 млрд руб., или 62,7 % от общей суммы, направлено непосредственно крупным коллективным сельхозтоваропроизводителям. На данное время государственная поддержка преимущественно оказывается сельскохозяйственным организациям, и практически половина личных подсобных хозяйств вовлечена в сельскохозяйственную кооперацию, многие регистрировались в крестьянские хозяйства. В результате Якутия стала одним их самых активных регионов по развитию фермерства и кооперации на селе. Сегодня на каждые 1000 человек сельского населения приходится порядка 9 фермеров — по этому показателю Якутия занимает первое место по стране. Впоследствии за последние годы сократилось производство продукции сельского хозяйства в ЛПХ в общем объеме производства с 67,5% в 2000 г. до 46,4% в 2017 г.

Рисунок 2 - Инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве РС(Я) млн.руб.

В рамках реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» 387 граждан, из них 263 молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, улучшили жилищные условия. Ими введено 26,9 тыс. кв. метров жилья. Из общего количества указанных граждан 230 являются работниками АПК.

Для решения актуальных проблем отраслей АПК принят Указ Главы Республики Саха (Якутия) о стратегических направлениях развития сельского хозяйства, что подчеркивает преемственность курса на безусловную поддержку аграрной отрасли как основы экономики якутского села.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для дальнейшего развития сельскохозяй-

ственного производства республика располагает определенными возможностями. Основной целью развития должно стать формирование конкурентоспособного агропромышленного производства, необходимого для насыщения внутреннего рынка собственной сельскохозяйственной продукцией высокого качества.

Для преодоления затяжного и устойчивого аграрного кризиса, перехода сельского хозяйства на динамическое развитие, улучшение условий труда и жизни сельхозтоваропроизводителей нами предложены рекомендации по устойчивому развитию сельского хозяйства в республике.

Таблица 3 - Причины кризиса и рекомендации по устойчивому развитию сельского хозяйства

Причины кризиса Рекомендации по устойчивому развитию сельского хозяйства

Проблемы агропромышленного комплекса: высокая зависимость от государственной поддержки, Дифференциация мер государственной и муниципальной поддержки сельского хозяйства по агроландшафтным районам на основе данных ФГИС «ЕФИС ЗСН», ФГИС «Меркурий», ЕСИАО СХ, Схемы размещения производственных объектов сельского хозяйства и Системы ведения сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) Необходимо разработать программы развития с различными формами государственной поддержки. Доступ сельхозорганизаций и хозяйств на финансовые рынки- повышение роли долгосрочного кредита: льготный кредит на строительство и модернизацию животноводческих помещений следует представлять на 20-25 лет, а на приобретение с/х оборудования на 6-8 лет

Слабая диверсификация аграрной сферы Интеграция деятельности центров компетенций сельскохозяйственной кооперации и ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов для повышения качества кооперации личных подсобных хозяйств граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств; Интеграция сельского, лесного хозяйства и промыслов на базе закрепления леса в частное владение фермерским и коллективным хозяйствам.

Низкий уровень механизации и автоматизации, износ и недостаточное обновление сельскохозяйственной техники; Обновление пропашной тракторной и комбайновой техники до установленных нормативов обеспеченности в расчете на 100 гектаров обрабатываемой площади; Прирост емкости действующих хранилищ картофеля и овощей с современными условиями хранения от 9,2 до 16 тыс. тонн Расширить систему кредитной кооперации и применение лизинга на селе. Отменить сельхозорганизациям налоги на 5 лети, предусмотреть налоговые льготы на ведение сельскохозяйственной дечтельности.

Проблемы развития социально-производственной инфраструктуры села Необходим системный подход к инвестированию объектов инфраструктуры села

Дефицит и отток квалифицированных кадров и с/х отрасли Разработка программ привлечения кадров в села. Повышение доходов работников аграрного сектора.

Низкий уровень менеджмента и маркетинга Улучшение социальной среды обитания: обеспечение благоустроенным жильем, повышение доступа к медицинским и образовательным услугам, улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. Формирование центров промышленного птицеводства и свиноводства вблизи крупных рынков сбыта с развитой транспортной инфраструктурой Стимулирование внедрения новых технологий в производство.

Таким образом, сельские территории как социально-территориальная подсистема общества выполняют производственную, демографическую, этно-культурную, трудовую, жилищную, пространственно-коммуникационную функции, а также социальный контроль за занимаемой территорией, которая является важнейшим условием для успешного социально-экономического развития республики. [2, с. 18]. Дальнейшему эффективному устойчивому развитию сельских территорий должны способствовать также финансовые вливания бюджетов местного самоуправления, поддержка самих жителей села и эффективное использование этих ресурсов. Необходимо законодательно закрепить перечень районов -поставщиков к городам и центрам - потребителям. Необходимо использовать

целостный подход к организации производства, полной переработке продукции, а также эффективному маркетингу сельскохозяйственной продукции, который обеспечит доходный оборот произведенной продукции и услуг, а также наиболее полную занятость и самозанятость местного населения.

Список использованной литературы:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» от 30.11.2010 № 2136-р

2. Дарбасов В. Р., Никифоров А. Г. Продовольственное обеспечение Якутии: теория, опыт, проблемы. Новосибирск: Наука, 2007.

3. Иванов В.А., Терентьев В.В.//Известия Коми научного центра УрО РАН выпуск 2, Сыктывкар, 2010

4. Народное хозяйство Якутской АССР в одиннадцатой пятилетке (1981-1985 гг): статистический сборник

Якутск: Книжное издательство, 1986, 136 с.

5. Основные показатели развития агропромышленного комплекса Якутской АССР за 1981-1985 гг./ Отдел планирования и социально- экономического развития АПК Агропром Якутской АССР. Якутск, 1986, 74 с.

6. Региональная проектная программа Республики Саха (Якутия) «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия) на 2013-2017 годы и на период до 2020 года» // Официальный ин-

формационный портал

7. Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения в Республике Саха (Якутия): Стат.сб/Саха (Якутия_) стат.- Якутск, 2017-59 с.

8. Целевое управление общественным сектором экономики и бюджетирование, ориентированное на результат. Режим доступа: http://samzan.ru/219398

9. http://www.yktimes.ru/новости/v-minselhoze-yakutii-podveli-itogi-rabotyi-za-2018-god/

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ СЕЛА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Г.И. Даянова к.э.н., доцент, ФИЦ «ЯНЦ СО РАН» ЯНИИСХ, И.К. Егорова к.э.н., ФИЦ «ЯНЦ СО РАН» ЯНИИСХ, А.Н. Крылова

м.н.с., ФИЦ «ЯНЦ СО РАН» ЯНИИСХ Адрес: E-mail dajanova@mail.ru, тел./факс (4112)21-45-74, 8914229-18-80

С 2002 года сельская экономика Якутии развивается по программно-целевому методу управления, первым опытом консолидации мероприятий в сельской местности стала Президентская Программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы. Основная цель программы была:

- повышение уровня жизни сельского населения за счет использования материальных, технических, финансовых и трудовых ресурсов;

- создание условий социального, экономического развития и последующего роста цельной единой системы жизнедеятельности сельского поселения, а также превращение их в самостоятельный, мощный экономический фактор развития всего сельского комплекса республики.

В эти годы предприняты программными ме-

роприятиями шаги по систематизации, финансовому оздоровлению и поддержке сельских товаропроизводителей. Были достигнуты определенные результаты - продукция животноводства возросла на 7,5% за счет значительного прироста производства молока, мяса и яиц, перевыполнены параметры программы по численности северных домашних оленей и заготовке пушнины. Практически была преодолена кредиторская задолженность по заработной плате работников предприятий АПК. За пять лет с 2002 года по 2006 год валовое производство сельской продукции в республике увеличилось от 8,14 млрд. рублей до 13,104 млрд. рублей, однако в сопоставимых ценах наблюдается снижение объемов производства - 99,1 % к уровню 2002 года, в том числе по животноводству -107,5 % и по растениеводству - 78,2% (таблица 1).

Таблица 1 - Индекс производства продукции сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия),

в период реализации Программы

Годы Продукция к 2002 году Продукция к 2007 году Продукция к 2012 году

валовая в т. ч. жив-ва в т. ч. раст-ва валовая в т. ч. жив-ва в т. ч. раст-ва валовая в т. ч. жив-ва в т. ч. раст-ва

2002 100 100 100

2003 99,9 103,8 89,5

2004 100,5 105,1 88,4

2005 104,1 105,8 100,4

2006 99,1 107,5 78,2

2007 100 107,7 80,8 100 100 100

2008 102,1 108,4 86,3 102,1 100,7 106,7

2009 102,3 107,9 88,2 102,3 100,2 109,2

2010 99,6 102,5 90,7 99,5 95,2 112,2

2011 94,9 98,2 85,3 94,9 91,2 105,5

2012 93 93,9 88,4 93,0 87,2 109,4 100 100 100

2013 91,6 90,7 90,8 91,6 84,2 112,3 98,5 96,6 102,7

2014 90,8 88,4 93,2 90,8 82,1 115,3 97,7 94,2 105,4

2015 88,9 88,2 88 88,8 81,9 108,8 95,6 94,0 99,5

2016 88,5 86 91 88,4 79,9 112,5 95,1 91,6 102,9

2017 90,5 87,4 94,4 90,4 81,2 116,7 97,3 93,1 106,7

2018 93,5 87,0 104,4 93,4 80,9 129,0 100,5 92,7 118,0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.