Научная статья на тему 'Отрасль ингредиентов: итоги десятилетия (результаты и продуктовые тренды)'

Отрасль ингредиентов: итоги десятилетия (результаты и продуктовые тренды) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ ПИЩЕВЫХ ИНГРЕДИЕНТОВ / FOOD INGREDIENTS INDUSTRY / ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ / FOOD ADDITIVES / ПИЩЕВЫЕ КОНЦЕНТРАТЫ / FOOD CONCENTRATES / КАЧЕСТВО / QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленский В.Е.

Представлен анализ состояния отрасли ингредиентов и пищевых добавок. Рассмотрены базовые аспекты обеспечения качества продукции. Представлены тенденции потребительского спроса на некоторые группы ингредиентов: ароматизаторы, красители, подсластители, усилители вкуса, пищевые концентраты и другие продукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ingredients branch: decade results and products trends

Results of industry development are presented. Base aspects of maintenance of quality of production are considered. Consumer demand tendencies on some basic groups of branch components are presented. The key group of surveyed ingredients: flavors, colorants, sweeteners, taste enhancers, food concentrates at al.

Текст научной работы на тему «Отрасль ингредиентов: итоги десятилетия (результаты и продуктовые тренды)»

УДК 664.87

Отрасль ингредиентов:

итоги десятилетия

(результаты и продуктовые тренды)*

В.Е. Зеленский, доктор-инженер ЗАО «Гиорд», Санкт-Петербург

Сегодня можно смело утверждать, что рынок пищевых добавок в РФ сформировался: определились лидеры направлений и их специализация; многие компании обзавелись собственными производственными структурами достаточно высокого уровня организации и технической оснащенности. Произошли качественные изменения в работе большинства известных фирм-участников рынка с опытом работы более 15 лет: значительно вырос уровень профессионализма как в области ингредиентов, так и методов ведения бизнеса [1]. Все больше внимания уде-

Растет уровень сложности разрабатываемых комплексных полифункциональных пищевых добавок: простая «комбинаторика» монодобавок и пищевого сырья -обычная практика начала и середины 2000-х гг. -окончательно отходит в прошлое.

ляется функциональным, технологическим, химическим и сенсорным характеристикам сырья и добавок. Растет уровень сложности разрабатываемых комплексных полифункциональных пищевых добавок: простая «комбинаторика» монодобавок и пищевого сырья - обычная практика начала и середины 2000-х гг. -окончательно отходит в прошлое. Четко прослеживается инновационное направление развития отрасли -все чаще применяются последние достижения науки и инжиниринга, однако тон развития задают иностранные фирмы.

Рост объемов производимой и поставляемой продукции свидетельствует о росте уровня инвестиций в

Ключевые слова: отрасль пищевых ингредиентов, пищевые добавки, пищевые концентраты, качество.

* Статья приурочена к IV Международной конференции «Индустрия пищевых ингредиентов XXI века», прошедшей 2325 мая 2011 г.

Key words: food ingredients industry, food additives, food concentrates, quality.

отрасли. Многие компании, обладая значительным опытом и расширяя сферу продаж, в том числе поставщики ингредиентов, диверсифицировали свой бизнес и организовали производства. В большинстве случаев такой опыт оказался удачным. Анализ состояния отрасли, выполненный компанией ITE - организатором выставки «Пищевые ингредиенты, добавки и пряности» компанией ITE свидетельствует о том, что «...производство пищевых ингредиентов в РФ по динамике роста опережает другие направления пищевой и перерабатывающей промышленности, это один из наиболее инвестиционно привлекательных и перспективных сегментов продовольственного рынка с высоким уровнем рентабельности» [2].

Характерная черта отрасли - рост зарубежных инвестиций. Консолидация предприятий под эгидой крупных компаний и холдингов может распространяться и на сектор пищевых добавок: производство и торговлю. При этом производственный и исследовательский потенциал таких объединений позволяет реали-зовывать крупные инвестиционные проекты и решать сложные прикладные задачи по обслуживанию крупных предприятий пищевой отрасли.

Потребитель XXI века уже установил новые критерии качества, требования к органолептическим и функциональным свойствам к эстетике и дизайну. Лидеры отрасли стараются самостоятельно формировать политику в области качества и стандартов обслуживания клиентов [3]. Конкуренция растет и ее главное направление - не борьба за сбыт, а

получение права обслуживания производителя пищевой продукции, достижение и превышение среднерыночного уровня интегральной характеристики «цена-качество».

Эффективная работа на рынке ингредиентов - это удовлетворение потребностей клиентов, передача потребителю целевой технологической ценности (высокоинтеллектуальной технологии или продукта), качество, надежность, репутация. Крупные, средние и даже небольшие фирмы, особенно с сильным научно-производственным потенциалом, уделяют этому вопросу повышенное внимание и достигают требуемых результатов [4]. Но существует целый комплекс проблем качества, которые ряд отечественных производителей не могут или не хотят решать. Суть заключается в отсутствии системных междисциплинарных знаний, в упрощении подходов и непонимании специфики, неадекватном трактовании ключевых понятий и определений отрасли, а отчасти - в отсутствии априорной ответственности перед потребителем.

Известно, что основная доля высококачественного сырья и ингредиентов импортируется или вырабатывается на предприятиях в России, принадлежащих иностранным компаниям. Отечественные сырье и ингредиенты вследствие изношенности уста-

ревшеи производственно-технологической базы существенно уступают в показателях качества и в ненорми-руемых стандартами характеристиках. При этом ряд дополнительных факторов приводит к еще большему снижению качества до неприемлемого уровня. Так, на практике отдельные производители допускают обобщение понятий «пищевое сырье», «пищевой концентрат» и «пищевая добавка», что приводит к нарушениям условий разработки, производства, оборота, хранения и транспортирования ингредиентов. Упущен из виду вопрос товароведческой и практической классификации - отсутствует понимание того, что есть сама по себе пищевая добавка. И это несмотря на обилие справочной информации! Нарушена методология разработки и постановки продукции на производство: начиная от маркетинговых исследований и разработки концепции продукта - до выбора сырья и адаптации разработки к условиям производства на конкретном предприятии.

Непонимание сути пищевой добавки как активного вещества с целевой технологической функцией и конкретными физико-химическими свойствами приводит к неверному выстраиванию торговой доктрины продукта. Примером принципиальных ошибок производителей пище-

RAW MATERIALS AND ADDITIVES

вых ингредиентов может служить отсутствие учета сопутствующих свойств добавок и их взаимного влияния (синергизма) в композиции. Они забывают, что выпускают не смеси, а пищевые добавки - высокотехнологичные интеллектуальные продукты.

Наблюдаются и попытки снижения себестоимости сырья путем замены составляющих, что ведет к ухудшению качества продукта, неудовлетворенности клиента, снижению лояльности к поставщику. Непонимание конкурентной среды, некорректное позиционирование товаров, отсутствие и постоянная смена концепции собственных продуктов ведут к ложному позиционированию, невозможности увеличения продаж, ухудшению условий продвижения продукции, финансовым потерям предприятия и утрате репутации.

Ключевым подходом в мировой практике, а теперь и в РФ стала разработка концепции продукта (добавки, ингредиента, сырья): идея, свойства, целевая аудитория, уровень покупательской потребности и привлекательности в конечном пищевом продукте, состав, способ опытного и массового производства. Необходимо добавить, что разработка рецептур и создание концепции продукта, продвижение и поддержка продаж должны идти по стандартизированной для предприятия методике организации и управления системой «разработка - продвижение - продажа - взаимодействие с клиентом», подходы к созданию которой широко публикуются в последние годы [5, 6]. Именно глубокое понимание совокупности задач и методологии их решения позволяет лидерам отрасли успешно достигать высоких результатов.

В последние годы сформировались некоторые тенденции развития рынка ингредиентов. Тенденция натуральности усиливает свою значимость и на рынке РФ, будучи отражением мирового тренда [7]. Привычка части потребителей к высококачественным продуктам, сформировавшаяся в последние годы, также осталась. Естественно, что в нижнем ценовом сегменте особенных изменений не происходит, имеется стабильный уровень потребления, однако так продолжаться долго не будет. Через некоторое время и туда придут разработки, уже начинающие устаревать в верхнем ценовом сегменте.

Бурное развитие премиального сектора подстегивается потребительским спросом на натуральную высококачественную продукцию. Вопрос цены товара важен, но этот параметр

может быть отрегулирован грамотным подбором сырья, оптимизацией логистики, ценообразования и дистрибуции. Следует ожидать увеличения спроса на натуральные высококачественные функциональные, чистые и антиаллергенные компоненты, диетические и специальные ингредиенты, в том числе для продуктов здорового и спортивного питания [8, 9]. Увеличивается спрос на натуральные красители и ароматизаторы. Существенный рост демонстрируют композиции для обогащения пищевой продукции микронутриен-тами: витаминами, макро- и микроэлементами, минеральными веществами и волокнами - этого не наблюдалось даже в докризисный период.

В сфере напитков также усилился тренд функциональных и здоровых продуктов, что снижает интерес к привычным интенсивным подсластителям, сахарозаменителям и их композициям. Будет и дальше расти применение натуральных или при-родо-производных веществ класса «органик», а доля таких веществ, как сахаринаты, цикламат и т.п., будет снижаться. Уже заметна популяр-

Эффективная работа на рынке ингредиентов - это удовлетворение потребностей клиентов, передача потребителю целевой технологической ценности (высокоинтеллектуальной технологии или продукта), качество, надежность, репутация.

ность инновационных продуктов: сукралозы и неотама, стевиозидов, тауматина и других веществ (неотам Е961 - в РФ уже разрешен к применению). Снижается интерес к привычным вкусам и ароматам, однако с ростом новых видов продуктов происходит повышение спроса на необычные и ранее мало используемые типы сложных и ярких ароматов.

Интересной особенностью сезона стало значительное увеличение предложений по дрожжевым и белковым экстрактам и другим натуральным препаратам для усиления вкуса и аромата пищевых продуктов. Ключевое достоинство новых усилителей вкуса и аромата - существенные результаты по достижению целевого технологического эффекта и ряд дополнительных преимуществ: низкая калорийность, снижение

Тенденция натуральности усиливает свою значимость и на рынке РФ, будучи отражением мирового тренда. Бурное развитие премиального сектора подстегивается потребительским спросом на натуральную высококачественную продукцию.

доли различных присутствующих солей, натрия, активных компонентов и пряностей, что удешевляет себестоимость готового изделия, и др. Продвижение этих относительно новых модификаторов вкуса совпадает с информационными кампаниями в СМИ по дискредитации моноглута-матов и борьбой с засолением гастрономических продуктов, сыров, хлебобулочных изделий. Учитывая пресыщенность потребителя восточными вкусами в продуктах - особенно в сфере ресторанного бизнеса и фаст-фуда - спрос на глутаматсо-держащие продукты будет снижаться. Дополнительным негативным фактором может служить введение аналитических методов контроля содержания пищевых добавок - усилителей вкуса и аромата - предписываемое Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Однако потребление глутаматов в ближайшие 2-3 года резко снижаться не будет.

Растет применение растительных жиров и специальных масложиро-вых систем с высоким содержанием полиненасыщенных жирных кислот. Такие жировые продукты способствуют сбалансированному питанию и соответствуют стратегии ВОЗ по высокой безопасности пищевой про-

дукции. Лидирующими компаниями этого направления отрасли разработаны и широко внедряются фритюр-ные и кулинарные жиры, шортенин-ги, заменители молочного жира, композиции для кремов, взбивных сливок и суфле, заменители масла какао, жировые системы для производства глазурей и мороженого.

Растет потребление пищевых концентратов и полуфабрикатов, смесей для выпечки, бисквитных композиций, сухих композиций для изготовления кремов, топпингов, начинок, сладких добавок и необходимых для их производства пекарских порошков, разрыхлителей и улучши-телей, ореховых и зерновых смесей и т.п. Возрос сегмент этнической и религиозной кухни, увеличивается разнообразие и ассортимент ингредиентов для кондитерских производств [6, 8, 9]. Центральная особенность рынка добавок и ингредиентов - увеличение спроса на комплексные пищевые добавки - специализированные функционально-технологические композиции.

Отрасль ингредиентов бурно развивается, повышается качество и улучшаются показатели безопасности продукции, растет разнообразие и ассортимент. Остро стоящая проблема нехватки квалифицированных кадров постепенно решается вузами страны. Однако уровень подготовки специалистов по процессным-технологическим и бизнес-ориентированным дисциплинам остается недостаточным и требует коррекции [10]. Именно нехватка инженерных и управленческих кадров высшей квалификации приводит к недооценке рисков, проектным и техническим ошибкам, крупным финансовым потерям, что вынуждает лидеров привлекать зарубежных специалистов и сотрудничать с мировыми инжиниринговыми компаниями [11]. В отрасли продолжается развертывание комплексного технического и технологического перевооружения производств [12], что позволит выйти на новый этап развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инновации и их реализация: кризис сегодня, бум продаж завтра (круглый стол участников рынка)// Бизнес пищевых ингредиентов. -2009. - № 6 (15). - С. 14-27.

2. Ingredients Russia - Международная выставка «Пищевые ингредиенты, добавки и пряности» [электронный ресурс]. URL: http:// www.ingred.ru (дата обращения: 15.11.2010).

3. Союз Производителей Пищевых Ингредиентов [электронный ресурс]. URL: http://www.sppiunion.ru (дата обращения: 30.01.2011).

4. Нива-хлеб 20 лет: проблемы отрасли и успехи деятельности/пищевые ингредиенты: сырье и добавки. - 2010. - № 1. - С. 20-22.

5. Закатова, А.М. Концептуальный подход при выборе ингредиентов для производства продуктов пита-ния/А.М. Закатова//Сб. докл. XI Международного форума «Пищевые ингредиенты XXI века». Москва, 2326 ноября 2010 г. - М.: Изд-во ВВЦ, 2010. - С. 27-29.

6. Роенко, Т.Ф. Потребительская привлекательность и экономическая эффективность продуктов. Применение ароматизаторов - новые реше-ния/Т.Ф. Роенко//Сб. докл. XI Международного форума «Пищевые ингредиенты XXI века». -М.: Изд-во ВВЦ, 2010. - С. 30-34.

7. Мэдден, Дж. Новое глобальное исследование Euromonitor: тенденция в сфере ингредиентов для пищевой промышленности - решения вызванные требованиями рынка/ Дж. Мэдден//Пищевые ингредиенты: сырье и добавки. - 2010. - № 1. -С. 17.

8. Закатова, А.М. Потребительские тренды в пищевой отрасли. Тенденции здорового образа жизни в посткризисную эпоху/А.М. Закатова// Сб. докл. XI Международного форума «Пищевые ингредиенты XXI века». Москва, 23-26 ноября 2010 г.- М.: Изд-во ВВЦ, 2010.-С. 81-82.

9. Зеленский, В.Е. Ингредиенты и пищевые концентраты для кондитерского производства, год 2010: краткий аналитический обзор/В.Е. Зе-ленский//Кондитерское производство. - 2010. - № 6. - С. 2-4.

10. Зеленский, В.Е. Бизнес-образование как инструмент развития бизнеса и личности/В.Е. Зеленский// Эссе, Московская международная высшая школа бизнеса, [электронный ресурс]. URL: http://Zielenski. narod.ru/business-article.html (дата обращения: март 2009).

11. Мировые специалисты приходят в Россию (профессионализм -гарантия качества продукции и дела, которому ты отдан без остатка)// Бизнес пищевых ингредиентов. -2010. - № 5 (20). - С. 40-41.

12. Добровольский, В.Ф. Перспективы совершенствования пи-щеконцентратной отрасли до 2020 года/В.Ф. Добровольский, С.В. Зиновьева, Т.А. Васильева, Н.А. Кожин, С.А. Осокин//Пищевая промышленность. - 2010.- №8.-С. 34-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.