Научная статья на тему '\ отрасль-аутсайдер \ китайский движок прогресса'

\ отрасль-аутсайдер \ китайский движок прогресса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ отрасль-аутсайдер \ китайский движок прогресса»

\ ОТРАСЛЬ-ЛИДЕР \

Иван ЯКУБОВ

Трактористы

Производители тракторов на колесном ходу по темпам прироста достигли в прошлом году наиболее выдающихся результатов. В 2008 году их было выпущено 10 924 штуки. Это на 42,2% больше, чем годом ранее. Что стало причиной роста этого сектора производства?

*

С

У\

1

Спрос на тракторы начал расти еще в 2005 году, что было связано с массовым списанием техники советских времен. В России в среднем на трактор приходится 195 га обрабатываемой пашни за сезон при норме в 100 га. Есть районы, где каждому трактору приходится осваивать до 500 га.

«С реализацией нацпроекта «Развитие АПК» аграрии смогли приобретать технику на льготных условиях, — объясняет причину повышенного спроса на свою продукцию исполнительный директор ЗАО «Агротехмаш» Андрей Ефимов. — Региональные власти субсидировали две трети ставки выдаваемых банками кредитов на покупку тракторов».

Кроме того, в прошлом году стартовала Госпрограмма развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы с бюджетом 1,416 трлн. руб. Она предусматривает, что закупки сельскохозяйственных тракторов за эти годы вырастут в четыре раза, до 48 тыс. штук. Объем субсидий аграриям на приобретение техники в 2008 году составил 2,45 млрд. руб. «Такая поддержка государства не могла не сказаться на АПК, и как результат — в 2008 году в стране было собрано более 100 млн. т зерна», — резюмирует Андрей Ефимов.

«Урожай зерна к производству тракторов не имеет никакого отношения, — возражает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Все месяцы 2008 года производство колесных тракторов увеличивалось в основном за счет сборки минских машин на нашем Елабужском автомобильном заводе (более 4 тыс. тракторов) и мордовском заводе «САРЭКС» (более 3,3 тыс.)».

Производство тракторов в России в январе - декабре 2008 года

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ 2008 ГОД, ШТУК ЯНВАРЬ - ДЕКАБР 2007 ГОД, ШТУК ИЗМЕНЕНИЕ, %

Тракторы гусеничные и колесные, всего 17 156 12 619 136,0

в том числе: ГУП РТ .ПО ЕлАЗ. ОАО «САРЭКС» 4 047 3 359 2 537 788 159,5 4,3 раза

ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» 3 012 3 120 96,5

ОАО «ТК «ВгТЗ» 2 673 2 628 101,7

ООО «Владимирский моторно-тракторный завод» 1 028 1 045 98,4

ЗАО «Петербургский тракторный завод» 909 942 96,5

ОАО «Липецкий трактор» 898 946 94,9

ЗАО «Агротехмаш» 258 204 126,5

ФГУП ПО «Уралвагонзавод им. Ф.Э. Дзержинского» 181 55 3,3 раза

Вместе с тем российские производители тоже увеличили выпуск своей продукции. Так, Петербургский тракторный завод в 2008 году выпустил 1060 тракторов, что на 35% выше прошлогодних показателей. ЗАО «Агротехмаш» выдал 300 единиц техники — на 30% больше, чем в 2007 году.

Нынешний рост производства тракторов можно объяснить и предпочтениями российских аграриев: отечественная техника с каждым годом становится более конкурентоспособной. «Конкурентные преимущества наших тракторов перед иностранными — это развитая сервисная сеть, ремонтная база. К тому же местная техника лучше знакома нашим механизаторам, — объясняют в Союзе производителей агротехники. — Но главным конкурентным преимуществом остается соотношение цены и качества».

Нынешние показатели отрасли могли быть еще лучше, если бы не кризис. Уже в ноябре 2008 года на фоне снижения цен на зерно и отсутствия доступных кредитных ресурсов упала платежеспособность сельхозпроизводителей. Все это привело к затовариванию нереализованной готовой продукцией складов предприятий сельскохозяйственного машиностроения (на начало декабря 2008 года — на общую сумму около 9,3 млрд. руб.). Андрей Ефимов говорит о 20-кратном снижении реализации на своем предприятии. Директор Петербургского тракторного завода Александр Крикунов свидетельствует о 30% спаде реализации за ноябрь — декабрь минувшего года.

Сложность ситуации заставила премьера России Владимира Путина провести в декабре 2008 года в Ростове-на-Дону совещание по вопросам развития сельскохозяйственного машиностроения. На нем глава правительства заявил о том, что российские банки не будут предоставлять аграриям льготы и субсидии для приобретения в кредит импортной техники. По мнению участников рынка, это решение позволит им выстоять в сложное время. «Впереди весенняя посевная, — говорит Александр Крикунов, — мы ждем увеличения спроса». По оценке заместителя гендиректора «Инкора» Михаила Каширина, производство тракторов в 2009 году, так же, как и спрос на них, будет продолжать расти. Прежде всего, это связано с активным развитием сельского хозяйства и инвестициями в эту отрасль. По расчетам «Инкора», в 2009 году будет произведено, по меньшей мере, 16 060 тракторов на колесном ходу.

50 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (83) 2009

\ реальный сектор \

\ ОТРАСЛЬ-АУТСАЙДЕР \

В 2008 году в России было произведено 541 тыс. электродвигателей, что на 40% ниже прошлогоднего показателя. Спад объясняется сокращением выпуска механического оборудования, где используется до 30% движков. Так, производство насосов в прошлом году уменьшилось примерно на 12,5%. Такая же картина в станкостроении, где применяется 9% электродвигателей. В 2008 году упал выпуск металлорежущих станков — на 6,3%. Встал Псковский завод электрических моторов. У Владимирского электромоторного завода производство снизилось на 75,3%, у Ярославского электромашиностроительного завода — на 68,6%.

Такой существенный спад заставил гендиректора ОАО «Ярославский электромашиностроительный завод» Турсуна Ахунова написать открытое письмо Дмитрию Медведеву, которое зачитал на ноябрьской встрече с президентом России глава ТПП Евгений Примаков. В нем отмечалось, что «значительный рост цен в 2008 году на продукцию металлургической отрасли (от 30 до 70%) и энергоресурсы (порядка 20%), в несколько раз превышающий средний рост цен на промышленную продукцию, резко снизил рентабельность машиностроительных предприятий, практически свел ее к нулю».

Президент обещал рассмотреть изложенные в письме предложения по поддержке реального сектора. Тем более что в середине прошлого года руководство ОАО «УралЭлектро» — крупнейшего в стране производителя электродвигателей (в прошлом году он изготовил 169,4 тыс. штук) — уже обратилось в комиссию правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, которую возглавляет первый вице-премьер Виктор Зубков.

Российские производители просили ввести импортные таможенные пошлины на трехфазные асинхронные электродвигатели переменного тока мощностью от 0,37 до 375 кВт с высотой оси вращения 63-355 мм, а также на запасные части к ним.

Дело в том, что в последнее время резко возрос импорт электродвигателей и запасных частей из Китая. Так, если в 2007 году доля китайских товаров на рынке электродвигателей составляла в среднем 4%, то сейчас — 14%.

«Китайцы научились копировать нашу продукцию, — объясняет Турсун Ахунов. — К тому же мощная подде-

Крупнейшие производители электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63-355 мм. 2008 год

КОМПАНИЯ КОЛИЧЕСТВО

ЗАО УралЭлектро-СТМ» 169401

ООО ■ ВЭМЗ - Сборка» 131977

ЗАО Мосэлектромаш» 78825

ОАО ■ЭЛДИН. 75711

ОАО ■Сибэлектромотор» 52806

ржка их государством, которое субсидирует экспортнона-правленные отрасли, позволяет наращивать экспансию на наш рынок». Основные импортеры электродвигателей на российский рынок, помимо Китая, — Германия и Украина. Внутреннее потребление электродвигателей в прошлом году, по данным «РусМаркетАналитикс», составило чуть более 1 млн. штук. Российские предприятия выдали 540 тыс. движков. Выходит, что зарубежные производители держали половину нашего рынка.

По словам генерального директора ЗАО «Мосэлект-ромаш» Виктора Плонского, вице-премьер обещал ввести пошлины на импорт зарубежных электродвигателей в размере 5%, дал задание проработать этот вопрос профильным министерствам, но дело зависло.

Виктор Плонский также не скрывает: «Если в среднем в месяц мы производили по 15 тыс. двигателей, то в декабре — всего 2 тыс.». Резко упали заказы, а предприятие работает только под них. В феврале начался небольшой рост, однако в среднем количество контрактов ЗАО «Мос-электромаш» сократилось на 80%.

Главным преимуществом наших двигателей остается их цена и лучшая приспособленность к нашим же электрическим сетям. Виктор Плонский уверен: «Мы все свои двигатели собираем под конкретную отрасль — лиф-тостроительную, вентиляционную, пищевую — учитывая ее специфику и требования. Китайцы пока такой подход скопировать не могут».

«РусМаркетАналитикс» прогнозирует, что производство электродвигателей в 2009 году, так же, как и спрос на них, будут снижаться. Но аналитики считают, что темпы снижения производства должны замедлиться — с 60 до 20%.

V

Китайский

движок прогресса

Сильнее всего по итогам 2008 года в России снизилось производство электродвигателей переменного тока. Отрасль пострадала не только из-за кризиса, но и из-за экспортной экспансии из Китая. Сегодня зарубежные производители держат приблизительно половину нашего рынка движков

\ реальный сектор \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (83) 2009 51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.