Научная статья на тему 'Отработка навыка оценки физического развития и статуса питания детей и подростков с помощью симуляционных технологий'

Отработка навыка оценки физического развития и статуса питания детей и подростков с помощью симуляционных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отработка навыка оценки физического развития и статуса питания детей и подростков с помощью симуляционных технологий»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2019» 753

автоматизма выполнение манипуляций. Однако особенности выживаемости знаний определяют необходимость закрепления навыков на протяжении всего периода обучения [1].

Цели исследования: изучить результаты теоретической и практической подготовки студентов. Оценить выживаемость знаний с учетом влияния вредных факторов, работы и сна

Материалы и методы: проведено анкетирование студентов 1-6 курсов по медицинским дисциплинам. В анкету включены как теоретические вопросы, так и опыт применения навыков на практике. Учитывалось наличие работы у студентов, продолжительность сна и влияние вредных привычек.

Результаты: все анкетированные студенты проходили учебную практику на кафедре общей медицинской практики с использованием тренажеров и симуляторов. После проведения детального анализа анкет выявлено, что уровень знаний неотложных состояний соответствует низкому уровню. До 40% опрошенных допускают грубые ошибки и неточности. Причем, на первых курсах имеется устойчивый фон знаний, который значительно снижается к 4-5 курсу [2]. К 6 курсу опять отмечается некоторый подъем, связанный с подготовкой к аккредитации. Немного иначе выглядит картина с навыками базовой реанимации. Уровень правильных ответов доходит до 85%.

Выводы: 1. Выживаемость знаний определяется не только сроком наблюдения, но и наличием практической подготовки по каждой дисциплине в целом и отдельными навыкам в частности. 2. Влияние работы и недостаток сна имеют отчетливое отрицательное влияние на уровень знаний обучающихся [3]. Литература

1. Гостимский А.В., Федорец В.Н., Лисовский О.В., Карпатский И.В., Погорельчук В.В. и со-авт. / Типовые клинические сценарии для фантомно-симуляционного обучения для интернов и клинических ординаторов / ГПМУ. Санкт-Петербург, 2015. Часть 1, 2. Гостимский А.В., Кузнецова Ю.В., Лисовский О.В.

2. Организация симуляционного обучения в СПБГПМУ/Педиатр. 2015. Т. 6. № 3. С. 118-122. 3. Земляной Д.А., Шабалов А.М., Суслов В.М., Крутова Е.С., Львов В.С. и соавт. Техническое сопровождение образовательного процесса с использованием симуляционного оборудования (в учебном фантомном центре).

3. Мат. VI Российского Форума «Здоровье детей: профилактика и терапия социально-значимых заболеваний». СПб., 2012. С. 68.

отработка навыка оценки физического развития и статуса питания детей и подростков с помощью симуляционных технологий

Жугель И.М.

Научный руководитель: к.м.н., доцент Завьялова А.Н. Кафедра общей медицинской практики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность исследования: на изучение и отработку навыков оценки статуса питания различными способами уделяется недостаточно учебного времени. Физическое развитие (ФР) детей является маркером достаточности и адекватности питания, и оказывает влияние на тяжесть течения патологических процессов, темпы выздоровления, эффективность терапии, сроки госпитализации.

Цели исследования: отработать навык оценки физического развития и статуса питания детей и подростков различными способами, провести сравнительный анализ методик.

Материалы и методы: анкетные данные пациентов осмотренных в кабинете врача — диетолога с различными нарушениями нутритивного статуса — 101 чел. Всем произведена антропометрия, оценено ФР по программе WHO AnthroPlus[2], с использованием центильных таблиц[1], сигмальных отклонений и методом импедансометрии (Диамант Аист Мини) [3]. Проведен статистический анализ.

forcipe

том 2 спецвыпуск 2019

elSSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2019»

Результаты: навык оценки ФР и нутритивного статуса (НС) отрабатывали на анкетных данных конкретных пациентов. Сравнили результаты оценки ФР по программе WHO AnthroPlus, по центильным таблицам, сигмальным отклонениям и по данным импедансометрии. Получены прямые корреляционные связи между центильным коридором веса ребенка, z-скор веса по программе WHO AnthroPlus, и процентом дефицита или избытка безжировой и активной клеточной массы (р=0,01). Центильный коридор роста и индекса массы тела ребенка также коррелирует с z-скор роста, Процентом жировой, безжировой и активной клеточной массы по данным импедансометрии (р=0,01). Отработали навык оценки НС и ФР детей различными способами. По времени — быстрее всего работать в программе WHO AnthroPlus, однако, необходимо иметь персональный компьютер с программой. Исследование и оценку НС пациенту можно проводить любым доступным методом, данные будут идентичны.

Выводы: навык оценки физического развития и нутритивного статуса студентами можно формировать с помощью симуляционных технологий. Физическое развитие, как и нутритив-ный статус ребенка можно исследовать по программе WHO AnthroPlus с использованием компьютерного приложения, или с использованием технологически сложного оборудования — импедансометрии, или ручным методом — с помощью центильных таблиц или сигмальных отклонений. Отклонения нутритивного статуса от физиологической нормы выявляются всеми предложенными способами.

Литература

1. Пропедевтика детских болезней под ред. Юрьева В.В., Хомич М.М. ГЕОТАР -Медиа, 2012;

ISBN: 978-5-9704-2215-1. 720 с.

2. https://www.who.int/childgrowth/ru.

3. Николаева И.П. Применение индикаторных и импедансометрических методов определения

жидкостных секторов организма в клинической практике. Методические рекомендации.

НИИ кардиологии. СПб., 1998. 31 с.

изготовление и внедрение в учебный процесс многофункционального хирургического тренажера

Кузнецова А.Н., Абубакарова М.Р.

Научный руководитель: к.м.н., доцент Лисовский О.В.

Кафедра общей медицинской практики.

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность исследования: для безопасной отработки хирургических навыков необходимы манекены и тренажеры [1, 2]. Основная проблема большинства из них — это высокая стоимость и необходимость постоянного пополнения расходных материалов, что ограничивает их доступность в учебном процессе [3].

Цель исследования: разработать и внедрить в обучение тренажер, имеющий реалистичные характеристики, учитывая потребности в постоянном дополнении расходных материалов и доступность для обучающихся.

Материалы и методы: на кафедре общей медицинской практики создан тренажер, позволяющий отработать навыки в хирургии. Апробация последнего проводилась на студентах и клинических ординаторах. В процессе обучения собраны замечания, касающиеся реалистичности. Проведен анализ рынка материалов и методов изготовления.

Результаты: отработка хирургических навыков выполнялась на модулях, имитирующих брюшную стенку, кожу, кишку, сосуды и сухожилия. В ходе обучения выявлены недостатки, связанные с толщиной и эластичностью материалов. Получена обратная связь от специалистов хирургического профиля. Разработана методика обучения для группы студентов на многофункциональном тренажёре. Проведен анализ замечаний. Технология изготовления материалов изменилась в пользу увеличения реалистичности и анатомических соответствий, в том числе для навыков иссечения ногтевой пластинки на модели кисти. На примере модуля отра-

forcipe

том 2 спецвыпуск 2019

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.