13. Walczyk, J.J. Lying person to person about life events: A cognitive framework for lie detection // Personnel Psychology, 2005, vol. 58. P. 141-170.
14. Ekman, P. Is The Startle Reaction An Emotion? / P. Ekman, W.V. Friesen, R.C. Simons // Journal of Personality and Social Psychology, 1985, vol. 49(5). P. 1416-1426.
15. Farwell, L.A. The truth will out - interrogative polygraphy (lie detection) with event-related brain potentials / L.A. Farwell, E. Donchin // Psychophysiology, 1991, vol. 28. - P. 531-547.
16. Жбанкова, О.В. Использование метода вызванных потенциалов головного мозга для выявления скрываемой информации [Электронный ресурс] / О.В. Жбанкова, Т.Д. Бессонова, В.А. Конышев // Актуальное состояние и перспективы развития метода инструментальная «детекция лжи» в интересах государственной и общественной безопасности. Материалы международной научно-практической конференции (2-4 декабря 2008 года) - Режим доступа: http://www.berkano.ru/Pix/2008.pdf - Дата обращения: 11.02.2013.
17. Monteleone, G.T. Detection of deception using fMRI: Better than chance, but well below perfection // Social neuroscience, 2009, vol. 4, issue 6. P. 528-538.
18. Kozel, F.A. Can simultaneously acquired electrodermal activity improve accuracy of fMRI detection of deception? // Social neuroscience, 2009, vol. 4, issue 6. P. 510-517.
19. Ekman, P. Emotions revealed: recognizing faces and feelings to improve communication and emotional life: 1st ed. - NY: Times Books, 2003. 285 p.
20. Ekman, P. The Facial Action Coding System: 2nd ed. [DVD, e-Book] / P. Ekman, W.V. Friesen, J.C. Hager. - Salt Lake City: Research Nexus; London: Weidenfeld & Nicolson (world), 2002.
21. Сошников, Е.А. Современные средства видеоконтроля поведенческих реакций [Электронный ресурс] / Е.А. Сошников, В.А. Кистанов // Актуальное состояние и перспективы развития метода инструментальная «детекция лжи» в интересах государственной и общественной безопасности. Материалы международной научно-практической конференции (2-4 декабря 2008 года) - Режим доступа: http://www.berkano.ru/Pix/2008.pdf - Дата обращения: 11.02.2013.
22. Garwood, M. Two Issues on the Validity of Personnel Screening Polygraph Examinations // Polygraph, 1985, vol. 14, issue 3. P. 209-216.
23. Krapohl, D.J. Principles of Multiple-Issue Polygraph Screening: A Model for Applicant, Post-Conviction Offender, and Counterintelligence Testing / D.J. Krapohl, B.A. Stern // Polygraph, 2003, vol. 32, issue 4. P. 201-210.
24. Model policy for law enforcement / public-service pre-employment polygraph screening examinations [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.polygraph.org/files/ModelPolicyLE-PublicServicePre-employmenttestingJan2009.doc - Дата обращения: 26.08.2012.
25. Оглоблин, С.И. Инструментальная «детекция лжи»: академический курс / С.И. Оглоблин, А.Ю. Молчанов. - Ярославль: Нюанс, 2004. 646 с.
26. Gaschler, W.J. Review of Polygraph Screening Assessment Method // Polygraph, 2001, vol. 30, issue 4. P. 254-259.
27. Handler, M. Focused Polygraph Technique for PCSOT and Law Enforcement Screening Programs / M. Handler, R. Nelson, B. Blalock // Polygraph, 2008, vol. 37, issue 2. P. 100-111.
28. Юрьев, Г.П. Эгоскопия - объективная пиктополиграфическая диагностика гуманитарных рисков персонала [Электронный ресурс] / Г.П. Юрьев, Л.В. Чеховский // Актуальное состояние и перспективы развития метода инструментальная «детекция лжи» в интересах государственной и общественной безопасности. Материалы международной научно-практической конференции (2-4 декабря 2008 года) - Режим доступа: http://www.berkano.ru/Pix/2008.pdf - Дата обращения: 11.02.2013.
29. Honts, Ch.R. Automation of a screening polygraph test increases accuracy / Ch.R. Honts, S. Amato // Psychology, Crime & Law, 2007, vol. 13, issue 2. P. 187-199.
30. Лурия, А.Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 228-234.
31. Scientific Validity of Polygraph Testing: A Research Review and Evaluation - A Technical Memorandum. - Washington, D.C.: U.S. Congress, Office of Technology Assessment, OTA-TM-H-15, November, 1983. 132 p.
32. Холодный, И.Ю. Опрос с использованием полиграфа и его естественнонаучные основы: Ч. I, II // Вестник полиграфа: информационно-аналитический портал о психофизиологическом методе детекции лжи [Интернет-ресурс] Режим доступа: http://www.liedetector.ru/2007/12/23/opros-s-ispolzovaniem-poligrafa-i-ego.html (Дата обращения: 07.12.12).
33. Холодный, И.Ю. Опрос с использованием полиграфа и его естественнонаучные основы: Ч. III, IV // Вестник полиграфа: информационно-аналитический портал о психофизиологическом методе детекции лжи [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.liedetector.ru/2007/12/23/opros-s-ispolzovaniem-poligrafa2.html - дата обращения: 07.12.12.
34. Симонов, П.В. Потребностно-информационная теория эмоций // Вопросы психологии, 1982, №6. С. 44-56.
35. Белова, С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004, с. 109-119.
36. Mayer, J.D. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications / J.D. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso // Psychological Inquiry, 2004, vol. 15. P. 197-215.
37. Cobb, C. Emotional intelligence: What the research says. Educational Leadership , 58, p. 14-18. - Reprinted in Duffy, K.G. // (Ed.) Annual Editions: Psychology 02/03 (32 nd Edition), Guilford, CT: McGraw-Hill/Duskin, 2000. P. 113-117.
38. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
39. Epstein, S. Constructive thinking: the key to emotional intelligence - Westport: Praeger Publishers, 1998. 285 p.
40. Epstein, S. Cognitive-experiential self-theory of personality // Comprehensive Handbook of Psychology / Eds: T. Millon, M. Lerner,
J. Hoboken. - NJ: Wiley & Sons.: 2003. Vol. 5: Personality and Social Psychology. P. 159-184.
41. Бжалава, И.Т. Психологическая установка и кибернетика - М.: Наука, 1966. - 250 с.
42. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии - М.: Смысл, 2006. - 408 с.
43. Запорожец, А.В. Психология действия - М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. -736 с.
Новикова-Грунд М.В.
Кандидат психологических наук, доц.каф.проектирующей психологии Ин-та психологии им. Л.С.Выготского РГГУ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЧЕЛОВЕКА НА ЕГО ТЕКСТЫ. КАРТА
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА
Аннотация
Индивидуальная картина мира человека может быть извлечена из его текстов, формализована и представлена в виде «карты», как уникальная комбинация текстовых параметров. Это позволяет строго и единообразно сопоставлять картины мира различных людей, групп людей, объединенных общей стратегией совладания с экзистенциальными тревогами, а также
88
регистрировать изменения в индивидуальной картине мира человека, произошедшие в результате травмы, психотерапевтического воздействия и других фундаментальных изменений.
Ключевые слова: картина мира, формализация, экзистенциальные тревоги, травма.
Novikova-Grund MW.
PhD in Psycological sciences, associate professor, department of Projecting psychology, Institute of Pscycology named after Vigotsky
L.S.
REFLECTION OF THE PERSONAL IMAGE OF THE WORLD ON THE PERSON’S TEXTS. MAP OF THE
INDIVIDUAL’S IMAGE OF THE WORLD
Abstract
The personal picture of the world could be extracted from one’s texts, formalized and represented as a kind of a "map” - as a unique combination of text characteristics - as its parameters. This affords to compare in a strict and uniformed manner world pictures of different persons and of different groups characterized by common strategies of coping with existential anxieties and to note changes which have taken place in the personal picture of the world in the consequence of trauma, psychotherapy and other fundamental changes.
Keywords: picture of the world, formalization, existential anxieties, trauma.
В основе предлагаемой работы лежат эмпирические наблюдения над 3000 текстов текстовых методик (ТМ), представляющими собой пары коротких спонтанных рассказов, которые пишутся в течение 15 мин. на специально подобранную тему, один - от собственного лица, а второй - от лица другого человека. Подтвержденные клинической беседой, анамнестическими данными, а также рядом экспериментов, они свидетельствуют о том, что к нерешенной проблеме и к непережитой до конца травме человек возвращается в своих рассказах до тех пор, пока ее не решит и не переживет.
Следствием этого является уточнение: экзистенциальные тревоги и страхи являются объектами постоянного возвращения и повторяются в речи человека многократно, поскольку не могут быть окончательно разрешены и пережиты.
В рамках этой концепции на основе наблюдения за регулярно повторяющимися элементами текстов ТМ был создан стандартный список текстовых параметров, соотнесенных с экзистенциальными тревогами. В него вошли текстовые элементы трех уровней - глубинно-синтаксического, семантического и сюжетного. На каждом из уровней в процессе порождения текста говорящим совершается одновременно множество свободных выборов из ряда теоретически допустимых вариантов, причем относительно осознаваемым является только выбор сюжета (но не его структура), так что системность выборов возможных вариантов не является результатом целенаправленных намерений автора текста.
Стандартный список состоит из 16 позиций, представленных в виде бинарных переменных, и 12 из них включают обязательную опцию "формальный маркер". Вошедшие в список параметры обладают важным свойством - они взаимонезависимы, так что могут присутствовать в тексте в любом наборе. Индивидуальная картина мира человека может быть извлечена из его текстов, формализована и представлена в виде «карты», как уникальная комбинация текстовых параметров. Это позволяет строго и единообразно сопоставлять картины мира различных людей, групп людей, объединенных общей стратегией совладания с экзистенциальными тревогами, а также регистрировать изменения в индивидуальной картине мира человека, произошедшие в результате травмы, психотерапевтического воздействия и других фундаментальных изменений. Ниже приводится Стандартный список текстовых параметров, который используется для создания карты.
Стандартный список текстовых параметров
1. Агенсные конструкции (Ag.). Параметр соотнесенности с актом свободы Семантика параметра: Некто совершает действие по своей воле. Формальные показатели: наличие одушевленного существительного или замещающего его личного местоимения в номинативе (кроме глагола "быть" и "долженствовать"). Примеры: он идет, пишет, думает.
2. Неагенсные конструкции (nAg). Параметр соотнесенности с актом несвободы и с отсутствием силы. Семантика параметра: Некто совершает действие не по своей воле, или: с ним совершает действие кто-то или что-то. Формальные показатели: отсутствие одушевленного существительного или замещающего его личного местоимения в номинативе при глаголе, либо их наличие при глаголе "быть" и "долженствовать". Примеры: ему пришло в голову, открытие было совершено, компьютеры захватят мир.
3. Внешние предикаты (Ex). Параметр соотнесенности с внешним пространством и с движением. Семантика: событие происходит во внешнем пространстве, т.е. его можно видеть и/или слышать. Формальных показателей, поскольку речь идет о семантической оппозиции, нет; но диагностирующими индикаторами служат: описания актов физического перемещения из одного места в другое, описания мимических и пантомимических движений, актов говорения и другого звучания ( т.е. движения голосовых связок и звуковых волн); актов изменений физических свойств и характеристик; актов категоризаций по физическим признакам. Примеры: он побежал, покраснел, был толстым, является алкоголиком.
4. Внутренние предикаты (In). Параметр соотнесенности с внутренним пространством и с недоступностью для наблюдения. Семантика: Событие происходит во внутреннем пространстве, душевном или телесном. Оно ненаблюдаемо извне. Формальных показателей, поскольку речь идет о семантической оппозиции, нет; но диагностирующими индикаторами служат: наличие недоступного зрению и слуху внутреннего пространства, а также - и благодаря этому - наличие событий, не осмысляемых как физическое движение. Примеры: он помнит, хочет, боится, у него изменился ход мысли (в последнем случае имеет место метафора движения, но не оно само).
5. Прошедшее время (P). Параметр соотносится с утверждением говорящего, что событие началось и завершилось -произошло. Семантика: событие перестало быть наблюдаемо непосредственно, и уже никто и ничто не обладает силами его изменить. Соответственно, говорящий независимо от характера и оценки события, репрезентирует себя по отношению к нему в рамках оппозиций " быть сильным/слабым" и "быть активным/пассивным" как "слабого" и "пассивного" (в момент говорения). Формальные показатели: грамматические форманты прошедшего времени.
6. Настоящее время (Pr). Параметр соотносится с утверждением говорящего, что событие длится сейчас. Семантика: В длящемся сейчас событии говорящий присутствует и непосредственно его переживает или наблюдает пусть со стороны, но тоже непосредственно, и, соответственно, он обладает силой воздействовать на его дальнейший ход и завершение, однако ему неизвестно, чем завершится это событие. Соответственно, говорящий волен репрезентировать себя любым образом в рамках оппозиций "быть сильным/ слабым" и "быть активным/ пассивным" (в момент говорения). Формальные показатели: грамматические форманты настоящего времени.
7 Будущее время (F). Параметр соотносится с утверждением говорящего, что события еще нет, но некто или нечто может повлиять на то, чтобы оно началось или не начиналось, как и на то, чем оно завершится. Семантика: Говорящий оценивает, обладает ли он, или кто-либо другой, или что-либо другое, силой воздействовать на ход и завершение события. Соответственно, говорящий волен репрезентировать себя любым образом в рамках оппозиций "быть сильным/ слабым" и "быть активным/ пассивным" (в момент говорения). Формальные показатели: грамматические форманты будущего времени.
8. Абсолютное время (A). Параметр соотносится с утверждением говорящего, что событие не определено как потенциально изменяемое или потенциально недоступное воздействиям. Семантика: говорящий умалчивает свою степень включенности в событие, устраняется от определения себя как сильного/слабого или активного/пассивного по отношению к событию. Формальные
89
маркеры: все предикаты, являющиеся не глаголами, а другими частями речи, а также все предикаты (в том числе глаголы), использованные для описания акта категоризации. Примеры: любовь, смерть, описание, категоризация.
9. Количество фигур (Nf). Параметр соотносится с более или менее «эгоцентрической вселенной» автора текста. Семантика: наличие лишь одной фигуры в тексте (Nf=1) означает предельную степень эгоцентризма и одиночество, обычно неосознаваемое, автора текста, который, создавая свой сюжет, сконцентрирован исключительно на себе и не испытывает надобности ввести в текст фигуры других людей; наличие нескольких необобщенных фигур (Nf>1) означает, что «мир других людей» автора текста не пуст. Примеры: Мне удалось похудеть на 20 кг. Это стоило больших усилий. Из рациона были исключены вредные продукты, пришлось заниматься в бассейне и на тренажерах. Теперь я счастлива (Nf=1). Я сбросила лишний вес. Это было трудно. Мама отнеслась к моему похудению с обидой и раздражением. Но мой муж меня поддержал, даже готовил мне салатики. Сейчас и он, и дети мной гордятся (Nf>1).
10-14. Уровни самоотождествления (Zon A-E). Параметр соотнесен со степенями отождествления говорящего с теми, о ком он говорит. Семантика: в зависимости от помещения фигуры на тот или иной уровень тождественности самому говорящему, а также от того, какие уровни остаются незаполненными, говорящий сообщает о существующих у него представлениях о проницаемости внутреннего мира других людей и о сопоставимости их внутреннего мира с его собственным, а также об актуальности/ неактуальности для него осуществить акты проникновения и сопоставления. Формальные маркеры.
ZonA: в описании фигуры присутствуют внутренние предикаты, выводящие за границы хронотопа "здесь и/или сейчас". Примеры: он вспомнил, как бывал в этом месте прошлым летом;
ZonB: в описании фигуры присутствуют внутренние предикаты, которые указывают на наличие другого хронотопа, чем "здесь и сейчас", но не вводят его описание. Примеры: он что-то вспомнил; я мечтаю.
ZonC: в описании фигуры (а чаще - обобщенного множества фигур) присутствуют внутренние предикаты, не указывающие на наличие другого хронотопа, чем "здесь и сейчас", и направленные только и исключительно на одного персонажа. Примеры: он мной восхищается; они все меня осуждают.
ZonD: в описании фигуры (или обобщенного множества фигур) присутствуют только внешние предикаты при отсутствии внешних деталей. Примеры: он стоял у стены.
ZonE: в описании фигуры присутствуют только внешние предикаты, а также более, чем 2 внешние детали. Примеры: он неподвижно стоял у стены, его волосы растрепались, а плечи были напряжены.
15-16. Сюжет (SJ). Параметр соотносится с сообщением об идентичности автора, а также о его жизненных и текстовых стратегиях. Семантика: все сюжеты текстов ТМ были сведены к двум сюжетным макросхемам: «внешней» и «внутренней», а также их комбинациям. «Внешняя» макросхема (SJ1) организовывала события, происходящие в пространстве объектов, доступных стороннему наблюдению; «внутренняя» макросхема (SJ2) организовывала события, происходящие в ментальном или телесном пространстве проективной фигуры из ZonA, недоступном для стороннего наблюдения. Формальные маркеры (SJ1): описание действия заканчивается результатом, который оценивается как позитивный, негативный или амбивалентный. Формальные маркеры (SJ2): описание перцепций и эмоций, не направленное на достижение результата. Примеры (SJ1): Мы гуляли с папой, я ел мороженое. Оно растаяло и упало. Я заплакал. Папа купил мне новое мороженое. Примеры (SJ2): Мороженое было вкусное и красивое. Шоколадные оттенки были темные в глубине и отливали молочным блеском там, где подтаяли. Во рту было холодно и сладко. Шершавый вафельный рожок пах ванилью. (для примеров использованы два фрагмента одного текста).
Легко видеть, что любой короткий связный текст может быть представлен в виде кортежа (упорядоченного множества) приведенных 16 параметров, причем на каждом из 16 мест может стоять 1, если параметр присутствует в тексте, и 0, если он отсутствует (для параметра Nf , который в более подробной версии представлен не как бинарный, а как n-арный, наличие единственной фигуры в тексте кодировалось как 0, а наличие более одной фигуры - как 1). Этот 16-местный кортеж из нулей и единиц был назван «Картой индивидуальной картины мира человека», поскольку каждый из параметров, как было показано выше, соотнесен с экзистенциальными проблемами, а их конкретная комбинация представляет собой образ индивидуальной стратегии совладания с ними.
Таблица 1 - Карта индивидуальной картины мира человека
N параметров 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Названия параметров Ag nAg Ex In P Pr F Ab zA zB zC zD zE Nf SJ1 SJ2
1(наличие)\0 (отсутствие) 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0
Количество теоретически возможных комбинаций составляет 2Л16, соответственно, вероятность случайного совпадения n карт равна 1: [(2Л16)Лп-1]. Таким образом, метод открывает возможность для сравнения малого (в предельном случае всего двух) текстов.
В качестве иллюстрации приведем фрагмент экспериментального исследования текстов ТМ, полученных от 7 пациентов кризисного центра, госпитализированных после повторных попыток суицида. В качестве контрольной группы были использованы 100 текстов ТМ, полученных от учащихся и преподавателей РГГУ, никогда не совершавших суицидальных попыток.
Таблица 2 - Карты индивидуальных картин мира суицидентов совпали по всем 16 параметрам следующим образом:
N параметров 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Названия параметров Ag nAg Ex In P Pr F Ab zA zB zC zD zE Nf SJ1 SJ2
1(наличие)\0 (отсутствие) 0 1 1 0 0 1 1 1 1 0 1 0 0 0 1 0
Вероятность случайного совпадения составляет 1: [(2Л16)Л7-1], то есть ничтожна.
В контрольной группе совпадений по 16 параметрам не было обнаружено.
Это может интерпретироваться как наличие общей стратегии совладания с экзистенциальными тревогами у группы людей, бесстрашно прибегающих при фрустрирующих обстоятельствах к демонстративным суицидальным попыткам. Комбинация параметров в картах их картин мира свидетельствует, что исследованные суициденты воспринимают себя бессильными и зависимыми от непобедимых обстоятельств (Ag=0), именно поэтому акт суицидальной попытки для них субъективно безопасен и незначителен - ведь любое их действие несущественно и не имеет силы; события их внутреннего мира непереносимы и потому обесценены и умалчиваются (In=0); прошлое также обесценено и «вычеркнуто» вместе с опытом ошибок и побед (P=0), а реальная жизнь и достижение целей состоятся в сверхценном будущем (F=1), которое случится по воле обстоятельств и вне связи с опытом прошлого и усилиями авторов текстов. Наличие только одной фигуры, расположенной в зоне A, и обобщенных фигур в зоне C (zA=1; zC=1; Nf=0) можно расценивать как репрезентацию тотального "эгоцентрического одиночества" в текстах суицидентов, Протагонисты текстов, написанных суицидентами, окружены миром, где вместо конкретных людей с именами, лицами, мыслями и чувствами встречаются только бледные проекции самого автора, единообразно его ненавидящие в "пространстве настоящего" или им восхищенные в "пространстве будущего".
90
Стандартный список текстовых параметров, с одной стороны, является психологически содержательным (соотносится с элементами экзистенциальной картины мира), а с другой, как легко видеть, позволяет, благодаря опции "Формальные маркеры", однозначно выделить 16 точек в любом тексте ТМ, по которым его можно сравнить с любым другим текстом ТМ. Другими словами, любой текст ТМ, а также любой другой спонтанный связный текст, на написание которого было потрачено не более 15-20 мин., может быть представлен в виде набора параметров из списка.
Литература
1. Мэй Р.Экзистенциальные основы психотерапии. В кн.:Экзистенциальная психология, М., 2001
2. 2.Новикова-Грунд М.В.Текстовые методики в группе. В сб.: Труды Института психологии им. Л.С.Выготского, вып.1; М.,
2001
3. 3.Новикова-Грунд М.В.Проблема понимания\ непонимания:от позитивизма к герменевтике. В сб.: Труды Института психологии им. Л.С.Выготского, вып.2; М.2002 )
4. 4.Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной, Б.С.К., Восточно-Европейский институт психоанализа, СПб, 1997
5. 5.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка., М., Педагогика-Пресс 1994
6. 6.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., Класс,1999
Сагайдак С.С.
Кандидат психологических наук, Научно-методическое учреждение Белорусского государственного университета
«Республикансикй центр проблем человека»
МЕТОДОЛОГИЯ РАННЕЙ УБЕЖДАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ
Аннотация
Методология ранней убеждающей профессиональной ориентации на рабочие профессии предусматривает выявление объективных (природных) задатков эффективного выполнения конкретных действий: сенсомоторных, перцептивных,
аттенционных, имажинитивных, мнемических, мыслительных. Методология основана на трех базовых принципах: деятельностный подход; многомерное рассмотрение базовых параметров деятельности; вариативность рекомендаций по выбору профессии с точки зрения наличия смежных (родственных) рабочих профессий и специальностей.
Ключевые слова: рабочие профессии, убеждающая профориентация, природные задатки.
Sagajdak S.S.
PhD in Psychology, Scientific and Methodical Organization of the Belarusian State University "Republican Center of Human
Problems"
METHODOLOGY OF EARLY CONVINCING CAREER GUIDANCE ON WORKING PROFESSIONS
Abstract
The methodology of early convincing career guidance on working professions provides identification of objective (natural) sensory, motor, perceptual, cognitive inclinations. The methodology is based on three basic principles: activity approach; multidimensional consideration of basic parameters of activity; variability of recommendations from the point of view of related working professions and specialties.
Keywords: working professions, convincing career guidance, natural inclinations.
Прогрессивное экономическое развитие страны в значительной мере предопределяется воспроизводством квалифицированных кадров в производящих отраслях народного хозяйства. Особенно важны рабочие профессии, связанные с металлообработкой (слесарь, токарь, фрезеровщик, сверлильщик, сварщик и др.), деревообработкой (столяр, плотник, строгальщик, мебельщик и др.), строительством (каменщик, бетонщик, стекольщик, штукатур, маляр и др.).
В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг в России оказываются практически не связанными: примерно 50% выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование; около 60% выпускников средних специальных заведений и 70% выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются невостребованными [1].
По данным Министерства образования Республики Беларусь, в настоящее время только в г. Минске насчитывается около 20000 вакансий, из которых более 80% составляют рабочие профессии: сварщики, электрики, слесари, строители и т.д. При этом 26% учащихся белорусских средних специальных заведений готовы при благоприятных обстоятельствах поменять не только специальность, но и профессию. После окончания профессионально-технических училищ до 40% выпускников не работают по специальности, причем это никак не связано с отсутствием рабочих мест [2]. Острый дефицит квалифицированных кадров объясняется в том числе ежегодным массовым отчислением с первого курса около 2500 учащихся профессионально-технических училищ. Доминирующей причиной отчисления является потеря желания обучаться специальности. Этот факт свидетельствует о несостоятельности профессиональной ориентации, которая проводится в школах и специализированных центрах.
Базовым принципом профессиональной ориентации человека является целостное исследование совокупности его психологических характеристик. Тем не менее, в практической реализации профориентационная процедура, как правило, смещается в сторону рассмотрения социально-личностного аспекта - коммуникативных качеств, мотивационно-потребностной сферы, самоотношения. Рассмотрение внешних условий труда (спектр рабочих обязанностей, лимитирующих деятельность и придающих своеобразие трудовым функциям) проводится в гораздо меньшей степени.
Профессиональная ориентация и в нашей республике, и за рубежом основана на выявлении склонностей, интересов оптанта методом опроса с последующей интерпретацией результатов в качестве рекомендуемых направлений успешной профессиональной деятельности. Поскольку интересы, как правило, обусловлены социально декларируемыми нормами престижности, они зачастую далеки от реальных индивидуальных возможностей человека. Самыми известными методиками профессиональной ориентации на основе выявления интересов являются «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова [3], «Карта интересов» А.Е. Голомштока [4], «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда [5]. Между тем, анализ социального аспекта потенциальных возможностей личности в профессиональной ориентации не является единственно важным или ведущим для проектирования пути оптимального профессионального развития. Эффективная профориентация подразумевает незатрудненную адаптацию человека к избранной профессии. Это возможно не только при учете склонностей, но и скоррелированном анализе индивидуальных способностей и внешних условий труда, связанной с ними специфики деятельности.
Немногочисленные профориентологи учитывают врожденные задатки способностей, связанные с параметрами высшей нервной деятельности и функциональной асимметрией полушарий головного мозга: работоспособность, стрессоустойчивость, функциональную подвижность, эмоциональную уравновешенность. Но эта технология неприемлема для оптантов 12-14 лет, выбирающих рабочую профессию, поскольку в пубертатный период наблюдается инверсия функциональной асимметрии полушарий мозга, максимум которой отмечается у девочек в 13, а у мальчиков в 14 лет [6]. Смена сенсорных доминантностей может происходить и в 15 лет [7]. Выявление типологии нервной системы также целесообразно осуществлять после 16 лет, по окончании подростковой гормональной перестройки функциональных структур организма [8].
91