Научная статья на тему 'Отображение военных реалий в творчестве Отто Дикса'

Отображение военных реалий в творчестве Отто Дикса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
744
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / АВАНГАРДИЗМ / ОТТО ДИКС / THE FIRST WORLD WAR / OTTO DIX / VANGUARD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вернигорова Евгения Сергеевна

Автор в своей статье проводит анализ творчества немецкого художника Отто Дикса, исследует основные сюжеты и мотивы, характерные для его творчества на примерах самых значительных работ художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHOWING OF MILITARY REALITIES IN OTTO DIX’S CREATIVITY

The author in his article analyses the art of German artist Otto Dix, explores major themes and motifs, typical of his work on examples of the most important works of the artist.

Текст научной работы на тему «Отображение военных реалий в творчестве Отто Дикса»

Вернигорова Е. С.

ОТОБРАЖЕНИЕ ВОЕННЫХ РЕАЛИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ОТТО ДИКСА

20

Первая мировая война стала тяжелейшим испытанием для всех участвовавших в ней государств. В России эта война первоначально называлась Великой, Второй Отечественной войной. Политический конфликт, лежавший в основе событий, привёл к глубоким изменениям во всех сферах деятельности общества, в том числе идеологии, культуре, искусстве, повлиял на развитие стилевых особенностей европейского изобразительного искусства.

Искусство авангарда стало своеобразной реакцией на общемировой кризис культуры. Для данного направления характерны эксперименты в области стиля и форм, отталкивание, а порой отказ от ранее установившихся норм и правил, от традиций.

Первая мировая война в корне отличалась от предыдущих военных конфликтов, в особенности тем, что растущая индустриализация позволила разработать более мощное оружие. Эта война похоронила гуманистические надежды художников. Безрадостная и пессимистическая направленность общественных настроений определяли характер изобразительного искусства художников, ставших непосредственными участниками этой войны.

Тема Первой мировой войны и её последствий нашли отражение в творчестве Отто Дик-са (1891-1969) — немецкого художника и графика, автора эмоционально напряжённых полотен, отличающихся социальными и пацифистскими мотивами.

Отто Дикс родился в Унтермхаусе близ города Гера в Саксонии, в семье литейщика. Дик-су — сыну рабочего, тем не менее, удалось получить прекрасное образование: он учился в дрезденской Школе художественного мастерства

и Академии художеств. Его ранние работы тяготеют к таким направлениям как импрессионизм и экспрессионизм.

В 1914 г., когда художнику было 23 года, он отправился на фронт в качестве добровольца. Всю войну Дикс провёл на западном фронте, был участником жестоких сражений во Фландрии, на Сомме, в Шампани.

Главный и самый печальный жизненный опыт художник приобрёл во время войны, в окопах которой провёл несколько лет. «Ужасы войны, увиденные из окопов Первой мировой и навсегда оставившие след в его душе, привели к изменению не только мировосприятия, но и манеры художника» 1. Война стала главной темой его творчества. Более чем в ста портретах и рисунках Дикс запечатлел её военные кошмары и мерзости.

Примером столь существенной метаморфозы, произошедшей в сознании и творчестве художника, могут служить два совершенно разных автопортрета: «Автопортрет с гвоздикой» (1912 г.) и «Автопортрет солдата Дикса» (1914 г.). На «Автопортрете с гвоздикой» художник, следуя живописным традициям XV-XVI вв., изобразил себя уверенным юношей, грозным и бесстрашным, но совершенно иначе он представлял себя два года спустя. С «Автопортрета солдата Дикса» на зрителя смотрит неуверенный человек, попавший в чуждый ему враждебный и пугающий мир. О смятении и страданиях Дикса говорит грязно-красный тон его произведений. Этот яркий драматичный портретный образ наделён чертами обобщения, так как на «Портрете солдата Дикса»

1 Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи / Текст и сост. Е. В. Иванова. М., 2007. С. 190.

О. Дикс. «Автопортрет с гвоздикой». 1912 г. О. Дикс. «Автопортрет солдата Дикса». 1914 г.

мог быть изображён любой солдат любой страны, участвующий в этой войне.

Несмотря на то, что художественное творчество Отто Дикса несло на себе печать влияния авангардистских направлений, он так и не разорвал нить, связывающую его произведения с реалистическим изображением действительности. Этого факта не отрицал и сам художник: «Наша задача создать лицо времени, а как ещё мы можем достичь этого, если не с помощью форм реального мира» 2.

Отто Дикс оставил человечеству панораму ужасов войны. Личные воспоминания художника стали основой множества графических набросков, созданных им во время военных действий, они стали основой его грандиозного графического цикла «Война». Рисунки выполнены в черно-белых тонах и открывают для зрителя настоящую войну — с окопами, болью, страхом и смертью. Художник в своих произведениях весьма яростно обличил бесчеловечность и бессмысленность происходящих во время войн событий на примере Первой мировой войны.

2 Величайшие творцы ХХ века. [Электронный ресурс] // URL: http://gallery2-allart.do.am/ (дата обращения: 28.05.2014).

Картина «Окоп», над которой Отто Дикс работал после войны в 1920-1923 гг., по словам искусствоведов, была наиболее устрашающей. К сожалению, эта картина была утрачена: в 1933 г. фашисты сожгли её, однако осталось её описание. Это полотно явилось вершиной немецкого экспрессионизма. Художник показывал окоп по окончании сражения, где среди месива грязи, обломков брёвен и брошенного, никому больше не нужного оружия можно различить грязные лоскуты одежды и оторванные части тел. Художник изобразил среди трупов убитых на фоне голубого неба тело погибшего солдата, повисшего на проволочном заграждении.

На основе многочисленных зарисовок и картины «Окоп» Дикс, используя алтарную форму произведений, характерных для средневекового искусства, создал в 1929-1932 гг. по- 21 липтих. Эти несколько картин на деревянной основе, связанные по смысловому содержанию, имеют такое же название, как и цикл его графических зарисовок — «Война». В данном произведении прослеживается антимилитаристский мотив, насыщенный негодованием и протестом. Художник изобразил войну как царство смер-

22

ти: военные события следуют по замкнутому кругу: образы марширующих солдат, обречённых на гибель; поле после битвы; павшие в бою и смерть как неминуемый итог войны.

Война — это не только бесстрашные сражения армий, слава героев и победителей. Её последствия видны и в послевоенное время. Они проявляются в боли и горечи утрат и потерь, в силуэтах разрушенных городов, в толпах инвалидов и нищих. Художник Георг Гросс вспоминает в своей автобиографии: «Это были безумные годы. Город казался серым окаменевшим трупом. Дома растекались, штукатурка и краска осыпались, и в мёртвых глазах запылённых окон, ищущих взглядом тех, кто уже никогда не вернётся, стояли слёзы. Я бросался в жизнь, очертя голову, и вскоре вернувшиеся было силы пришли к полному упадку» 3.

Острая социальная направленность отличает послевоенное творчество Дикса. В картинах «Торговец спичками» (1920 г.), «Пражская улица» (1920 г.) художник обращается к теме послевоенного времени, но и в них можно видеть своеобразное продолжение войны, которая навсегда осталась в искалеченных душах миллионов людей.

После написания Диксом гротескной картины «Основные пороки» на тему нацизма в 1933 г., его произведения германско-фашист-

О. Дикс. Работы из графического цикла «Война»

ским правительством были обозначены как «дегенеративное искусство» и более 200 холстов художника были сожжены. Однако Отто Дикс, прошедший через круги военного ада и фашизма, оставил миру глубокие и выразительные художественные произведения, которые являются ярким отображением жестоких событий Первой мировой войны. Анри Барбюс о творчестве Отто Дикса сказал следующее: «Тот, кто извлёк из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он сам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создаёт здесь в ярких вспышках молнии апокалиптический ад войны...» 4

3 Цит. по: Война от первого лица. [Электронный

ресурс] // Альманах «Искусство войны». URL: http://navoine. ru/category/art.html (дата обращения: 28.05.2014).

4 Величайшие творцы ХХ века. [Электронный ресурс].

О. Дикс. «Торговец спичками». 1920 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.