Научная статья на тему 'Отношения в семье как фактор развития депрессии у молодежи России и Китая'

Отношения в семье как фактор развития депрессии у молодежи России и Китая Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношения в семье как фактор развития депрессии у молодежи России и Китая»

DOI 10.24412^-37257-2024-1-127-131 Ху Тинтин1,2, Немцев А.В.2

Отношения в семье как фактор развития депрессии у молодежи России и Китая

1Независимый исследователь, Китай 2Томский государственный университет, Томск, Россия

Мировые политические и экономические реалии, «поворот на Восток» в российской экономике и политике приводят к тому, что появляется задача углубления понимания психологии и культуры народов тех стран, которые являются дружественными России. Одной из таких стран является Китай. Быстроразвивающийся в экономической и социальной сфере Китай сталкивается с новыми вызовами. Нередко эти столкновения приводят к ухудшению психического здоровья населения, появлению психических расстройств, особенно среди молодежи. Одной из ключевых проблем для здравоохранения и экономики и Китая, и России, да и всего мира, является депрессия.

«Китайская синяя книга о депрессии за 2022 год» указывает, что распространенность депрессивных расстройств в течение жизни у взрослых китайцев составляет 6,8 %, из которых депрессия составляет 3,4 %. Число людей, страдающих депрессией, в Китае в настоящее время составляет около 95 миллионов; около 280 000 человек ежегодно совершают самоубийства, из них 40 % страдают от депрессии. Среди людей, страдающих депрессией, 30,28% составляли люди в возрасте до 18 лет, 35,32 % — в возрасте от 18 до 24 лет [8]. Мета-анализ 113 исследований, проведенных с 1992 по 2020 год, с общей выборкой 185 787 человек, показал, что в среднем распространенность депрессии среди студентов университетов в Китае составляет 28,4 % (с ДИ 95 % — от 25,7 до 31,2 %), что значительно превышает показатели распространенности в целом [12].

По данным главного внештатного психиатра Минздрава З.И. Кекелидзе, в 2017 году в России от депрессии страдало 5,9 % населения [11]. К сентябрю 2023 года, согласно исследованию, проведенному правительственным «Агентством стратегических инициатив», этот показатель увеличился практически в два раза, достигнув 10 % [7]. Среди российской студенческой молодежи распространенность синдрома депрессии в исследовании 2015 года составила 12,9 % [2]. В исследовании 2020 года наличие депрессивных состояний фиксировалось у 20 % студентов медицинского университета [3]. Это подтверждает, что российская молодежь, как и китайская, является группой риска по заболеваемости депрессией.

В качестве причин депрессивных расстройств китайскими пациентами были названы эмоциональный стресс (86 %), отношения между родителями и детьми (68 %), «интимная близость» (45 %) и «профессиональное развитие» (35 %) [8].

В традиционных китайских представлениях семейные факторы являются основной составляющей психологического благополучия человека. Семья

при этом зависит от изменений общества и эпохи, влияющих на ее структуру и функции. Бурные потрясения внутри семьи и за ее пределами, оставшиеся без должного внимания со стороны государства и общества, могут привести к росту заболеваемости депрессией среди подростков и взрослых.

Рассмотрим некоторые тенденции, характерные для китайской семьи.

Уровень брачности в Китае вырос с 6,7 на 1000 человек в 2000 году до 9,9 в 2013 году, а затем снижался из года в год, достигнув 4,8 в 2022 году [4].

12 ю 8 б 4 2 О

Рисунок 1. Изменение уровня брачности в Китае

Уровень разводов вырос с 0,96 на 1000 человек в 2000 году до 3,1 в 2020 году, но в связи с внедрением в 2021 году новой политики в отношении разводов (парам требуется месячная пауза для принятия решения о разводе) уровень разводов снизился до 2,0 в 2021 году [4].

Изменение уровня разводов в Китае (%о)

4

3,5 3 2,5 2 1,5

О

^ ^ гО" ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

Рисунок 2. Изменение уровня разводов в Китае

С момента основания Китайской Народной Республики общая тенденция к сокращению размера семьи была такова: в 1953 году средний размер семьи

составлял 4,30 человека, в 1964 году — 4,29 человека, в 1982 году — 4,41 человека, в 1990 году — 3,96 человека, в 2000 году — 3,44 человека, в 2010 году этот показатель составлял 3,10 человека, а в 2020 году — всего 2,62 человека [4]. В процессе уменьшения размера семьи появилось большое количество семей с одним родителем, семей без детей, семей с единственным ребенком и семей престарелых, живущих в одиночестве.

Изменения в размере китайских домохозяйств (количество человек)

о

1953 1964 1982 1990 2000 2010 2020

Рисунок 3. Изменения в размере китайских домохозяйств (с момента основания

КНР)

Кроме количественных изменений также происходили качественные изменения.

Во-первых, можно говорить о ценностных изменениях, происходящих на уровне поколений. Молодые люди поколения 90-х годов и позднее выросли в эпоху, когда в Китае начал преобладать мультикультурализм. Однако языковая и культурная среда, в которой выросли их родители, в большей степени соответствовала традиционным ценностям. В той части китайского общества, которая сформировалась после 90-х годов, часты упоминания о противоречиях в отношениях между родителями и детьми, связанные с «разрывом поколений». Молодые люди, ставшие непосредственными свидетелями развития интернета, находятся под глубоким влиянием современного открытого мышления, в котором актуальны такие феномены, как «свобода», «феминизм» и «протест». Их родители, в свою очередь, более склонны думать о будущем своих детей, включая вступление в брак, которое они воспринимают как важное жизненное событие. Еще одна черта, характерная для молодого поколения — психологизация жизни — привнесла в это поколение размышления и энтузиазм на тему «любви». Они призывают к «любви» и им не терпится определить форму и язык «любви». Противоположным явлением, по их мнению, является то, что их родители все еще придерживаются традиционной

и древней китайской модели семейного воспитания: родители стремятся поддерживать более тесный контакт со своими детьми. Они хотят постоянно контролировать поведение своих детей, но им трудно понять эмоциональные потребности, стоящие за их поведением. С современной точки зрения эти молодые люди являются более продвинутыми. Они — важная социальная группа, активные участники нынешнего информационного века. Однако с традиционной точки зрения они только еще больше запутались. Возможно, причина состоит в том, что столкновение между традиционной китайской культурой и современной культурой неизбежно оказывает давление и путает сознание китайца [10]. Данный процесс может отражать ценностный конфликт между поколениями, одна из главных характеристик которого — противоречие между ценностями коллективизма и индивидуализма. Это противоречие уже стало предметом исследования российских ученых на российской выборке в контексте культуральных факторов депрессии [1]. Другие исследователи считают, что важное место в коррекции ценностных противоречий занимают духовно-ориентированные подходы в психотерапии и реабилитации [6].

Во-вторых, качественные изменения, происходящие в китайском обществе, придают все большее значение внутрисемейным характеристикам — тем, которые отражают отношения внутри семьи, стили воспитания и т.п.

В последние годы в китайском обществе термин «родная семья» стал понятием, актуальным для современных молодых людей, взращенных интернет-культурой. Они верят, что их несчастья проистекают из социальной ячейки, в которой они родились. Люди начинают склоняться к мысли, что существует что-то вроде «семьи в китайском стиле». Помимо некоторых экстремальных случаев морального характера, таких как «насилие в семье» и «неверность партнера», в семейной структуре с относительно целостными базовыми элементами «семья в китайском стиле» полна «чрезмерных обвинений в отношении детей», «чрезмерных ожиданий», «чрезмерной критики», «чрезмерной сдержанности» и др.

Это описание очень похоже на характеристики западной семьи с высокой эмоциональной экспрессивностью, которая включает в себя критические комментарии, враждебность, сверхвключенность и является предиктором более частых и глубоких рецидивов депрессивных расстройств [9]. Также предиктором возникновения депрессивных расстройств является воспитание на основе высоких стандартов и жестких требований с наказанием за малейшее от них отклонение. Хотя такой гиперпротективный стиль воспитания некоторые исследователи относят к китайскому социуму, в противовес российскому [5], это требует уточнения и дальнейших исследований. Противоположностью высокой эмоциональной экспрессивности и негармоничным стилям воспитания (гиперпротекция, гипопротекция) является низкая эмоциональная экспрессивность, характеризующаяся позитивными комментариями (оценками друг друга) и теплом [9].

Таким образом, теоретический обзор говорит, как минимум, о двух возможных направлениях исследования семьи как фактора развития депрессии у молодежи в России и Китае: а) ценностное направление — исследование соотношения в семье ценностей индивидуализма и коллективизма; б) эмо-

ционально-отношенческое направление — исследование высокой и низкой эмоциональной экспрессивности семьи.

Список литературы

1. Бохан Т.Г., Терехина О.В., Бохан Н.А., Немцев А.В., Гапажинская О.Н., Танабасова У.В. Проявления коллективизма-индивидуализма в контексте проблемы этнокультуральных факторов депрессии // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4. С. 126-133. DOI: 10.21603/2078-8975-20164-126-133

2. Гаврипова Е.С., Яшин Д.А., Яшина Л.М. Распространенность тревоги и депрессии среди студенческой молодежи и ее ассоциации с основными факторами риска хронических неинфекционных заболеваний // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=22163 (дата обращения: 09.07.2023).

3. Герасимова О.Ю. Тревожные расстройства у студентов медицинского университета / О.Ю. Герасимова, Л.Н. Семченко // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. № 4. С. 30-38. DOI: 10.14529/jpps200404

4. Гуо цзя шу цзу [Национальное статистическое бюро Китая] [Электронный ресурс]. URL: https://data.stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=C01&zb=A0P0C&sj=2017 (дата обращения: 19.01.2023).

5. Логинов И.П., Соподкая Е.В., Савин С.З. Психопатологические проявления и особенности течения депрессивных расстройств в подростковом возрасте: транс-культуральные клинические наблюдения // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2021. № 1(110). С. 78-84. DOI: 10.26617/1810-3111-2021- 1(110)-78-84

6. Магай А.И., Сопохина Т.А. Духовно-ориентированная реабилитация психически больных с депрессивными расстройствами: подходы и основные принципы // Депрессии: задачи психиатра, психолога и священнослужителя. Материалы международной конференции: сборник докладов. Москва, 15-16 декабря 2022 года. М.: ООО «Скифия-принт», 2023. С. 114-121. EDN DFAXRU.

7. Около 15 миллионов россиян находятся в депрессии, показало исследование // РИА Новости. 05.09.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20230905/ depressiya-1894414168.html (дата обращения: 09.09.2023).

8. Сяопань Ф. Чжунгуо гуоминь синьли цзянкан фа чжань баогао [Национальный доклад о развитии психического здоровья в Китае (2021-2022 годы)] / Ф. Сяолань, Ч. Кан // Шэхуй кэсюэ вэнь сян чу бань шэ. Пекин, 2023. 390 с.

9. Хопмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура // Консультативная психология и психотерапия. 1999. Т. 7. № 2. С. 61-90.

10. Цююй Л. Чуантуон йу гэсинь: чжунйи синьлисиуэ линчуан шицзянь гуочэн янь-цзю [Традиции и инновации: Исследование процесса клинической практики в области психологии традиционной китайской медицины] / Л. Цююй, Ч. Цичэна // Гуанси миньцзу дасюэ сюэбао (чжэсюэ шэхуэй кэсюэбань). 2019. Vol. 41. No. 4. С. 36-44.

11. Эксперт: около 8 млн россиян находятся в депрессии // Коммерсант. 15.04.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3273624 (дата обращения: 09.09.2023).

12. GaoL., Xie Y., Jia C., Wang W. Prevalence ofdepression among Chinese university students: a systematic review and meta-analysis // Scientific Reports. 2020. No. 10(1). doi:10.1038/ s41598-020-72998-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.