Научная статья на тему 'Отношения России со странами вас после глобального финансового кризиса 2008 г'

Отношения России со странами вас после глобального финансового кризиса 2008 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
217
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / РОССИЯ / ВАС / КИТАЙ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / THE MALACCA STRAIT / REGIONAL COOPERATION / FREE TRADE ZONE / GROWTH TRIANGLES / FOREIGN INVESTMENTS / TRANS-BORDER INTERACTIONS / INTERNATIONAL ECONOMIC REGION / TERRITORIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пале Софья Евгеньевна

Статья посвящена новым тенденциям российской политики, cвязанной с выходом РФ на рынки стран АТР в последние годы. Внимание уделяется построению стратегического и экономического сотрудничества между Россией и странами региона, в частности, главным региональным игроком – Китаем. Делается вывод о том, что именно Китай способен стать для России надежным партнером в продвижении ее интересов и укреплении ее позиций в АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic development in South-East Asia in the course of globalization and regional integration leads to transformation of social and economic environment. Bilateral and multilateral projects of economic development of ASEAN countries in many instances have sub-regional binding and cross-border character. The most successful of them connected with the zone of the Strait of Malacca are: Singapore, Malaysia, Indonesia and Thailand. It is here that the making of an international economic region is under way with very complicated structure, including zones of different levels of development and integration.

Текст научной работы на тему «Отношения России со странами вас после глобального финансового кризиса 2008 г»

© Пале С.Е.

ИВ РАН

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ со СТРАНАМИ ВАС ПОСЛЕ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 2008 г.

После экономического кризиса, начавшегося в США в 2008 г. и вскоре охватившего весь мир, началась смена полюсов мирового экономического порядка. Самые большие финансовые потери понесли США и Европа. Самые малые - Китай и целый ряд стран ЮВА (достаточно вспомнить модный в 2009 г. термин «Чиндонезия» для экономически непотопляемого треугольника - Китая, Индии и Индонезии).

России также удалось успешно справиться с глобальными потрясениями, однако ей пришлось столкнуться с необходимостью пересмотра своей внешней политики, ранее направленной на партнерство почти исключительно с Западом. Новое для Росси «восточное» направление было разработано и реализовано на самом высшем уровне, причем довольно успешно, как показало начало второго десятилетия XXI в.

Выход России «на Восток» осуществлялся по двум направлениям: экономическому и стратегическому.

Прежде всего, в государствах АТР с 2010-х гг. наблюдалось увеличение спроса на энергоносители. Учитывая то, что в США и Европе потребление сырья падало, переориентация экспортных приоритетов РФ в сторону АТР стала закономерным и логичным шагом, необходимым для развития российской экономики.

России также удалось укрепить свой политический вес в АТР благодаря заметно пошатнувшимся там позициям США. Кульминационным достижением российского МИДа в этом направлении стало председательство Российской Федерации на саммите АТЭС, который прошел во Владивостоке в 2012 г.

Россия входит в «тихоокеанский дом»

Первым шагом российского руководства по установлению более тесных связей со странами АТР стало налаживание сотрудничества на региональном уровне, - а именно, со стержне-

вой региональной организацией - АСЕАН1. Сначала восточноазиатские страны с подозрением отнеслись к намерениям РФ в АТР. Но после 2009 г. стало ясно, что у традиционного тихоокеанского лидера США на восстановление экономики уйдут долгие годы, а финансовая, политическая и военная мощь Китая, напротив, стремительно усиливается (достаточно вспомнить конфликт в Южно-Китайском море, усугубившийся в 2012 г.). Тогда целый ряд государств АСЕАН проявили к России определенный интерес. Безусловно, они воспользовались излюбленной стратегией «привлечь большого, чтобы сдерживать большого» из расчета, что присутствие в регионе нового «гегемона» - России поможет «утихомирить» растущие амбиции Китая.

В этой связи Восточноазиатский саммит (ВАС, включающий 10 стран АСЕАН и их 6 диалоговых партнеров11) собирался привлечь Россию и США к сотрудничеству с 2011 г. для работы в новом формате АСЕАН+8, но постепенно эта инициатива угасла в свете экономической нестабильности в мире в целом и охлаждения российско-американских отношений в частности. И если в докризисном 2005 г. и посткризисном 2010 г. были проведены широко освещенные в СМИ саммиты Россия-АСЕАН с личным участием в них президентов РФ, то к 2013 г. встречи начали осуществляться уже на министерском, деловом или культурном уровне и перестали получать громкую огласку в СМИ. Тем не менее, на министерском совещании Россия-АСЕАН в 2013 г. по-прежнему уверенно звучали слова главы российского МИД С. Лаврова о том, что «потенциал углубления партнерства <между РФ и АСЕАН> далеко не исчерпан», и «что сегодня мы сможем посмотреть, какие еще возможности можно было бы задействовать»1. Дело в том, что в последние годы риторика сменилась конкретными и целенаправленными действиями, о которых пойдет речь ниже.

Партнерство России со странами ВАС

Еще в 2010 г., на фоне страдавших от последствий мирового кризиса Северной Америки и Европы, Москва официально

I Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа

II Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия

объявила о том, что приоритетной задачей российской внешней политики станет выход на рынки стран АТР2.

Одним из самых ярких примеров партнерских отношений между Россией и ключевым, по сути, участником ВАС - Китаем стал запуск торгов парой юань/рубль на ММВБ в декабре 2010 г. с целью ослабить зависимость этих валют от доллара США. Данное событие знаменательно еще и тем, что ММВБ стала первой зарубежной площадкой, где торгуется юань. (К слову, ради снижения роли доллара США в качестве посредника в международных торговых операциях, в 2013 г. Китай выступил с предложением о создании фонда между странами БРИКС для получения кредитов в собственных валютах (или же в юанях) по фиксированному курсу «в обход» МВФ. Подобный фонд, инициированный Китаем, уже успешно действовал в АТР в продолжение Чиангмайской инициативы111 еще с 2005 г., достигнув объема 240 млрд.долл. к 2012 г.) .

Россия и Китай сумели также согласовать политику по самой острой региональной проблеме 2010 г. - Северной Корее.

Залогом сохранения долгосрочных отношений между двумя странами послужил запущенный осенью 2010 г. нефтепровод «Россия-Китай», прибыль от которого компенсировала спад доходов от продажи российского сырья в Европу.

К 2013 г. годовой объем китайских инвестиций в российскую экономику составил 3,7 млрд. долл.4, а в октябре 2013 г. между РФ и КНР на правительственном уровне был подписан пакет документов, предполагавший вливание китайских инвестиций в российскую экономику в целом и в развитие беднейших российских регионов в частности. Это историческое для российской экономики событие было охарактеризовано главой правительства РФ Д. Медведевым как «особые отношения стратегического партнерства», подкрепленные обещаниями китайской стороны довести ежегодный объем инвестиций до 12 млрд.долл. к 2020 г.5

111 Чиангмайская инициатива - пакет документов, подписанный в г. Чианг Май в Таиланде в 2000 г. между центробанками всех стран-участниц АСЕАН+3 (Япония, Южная Корея, Китай). Страны договорились заключать двусторонние (а с 2012 г. - многосторонние) своп-соглашения о предоставлении друг другу иностранной валюты на условиях, предполагавших ее обратный выкуп по фиксированному курсу в целях предотвращения спекулятивных атак на национальные валюты.

Еще один нефтепровод - «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), запущенный в 2013 г., должен превратить российский Дальний Восток в основного поставщика нефти в Японию, Китай, США, Южную Корею, Филиппины, Сингапур и Тайвань6.

С другим немаловажным игроком ВАС - Южной Кореей у России сложились ровные отношения, не омраченные принятием Москвой такой позиции по вопросу Северной Кореи, которая не совпадала бы с ожиданиями Сеула. Так как Южная Корея полагается на партнерство с США в плане обеспечения безопасности, а с Японией - в плане высокотехнологичного экспорта, то России она отвела уже ставшую традиционной роль «великой сырьевой державы». В этом ключе Москва и Сеул в ноябре 2010 г. подписали соглашение о поставке сжиженного природного газа в Южную Корею в размере 1,5 млн тонн в год сроком на 20 лет в рамках проекта «Сахалин-2». Поставщик - российская компания «Сахалин Энерджи» приняла многообещающий девиз: «Быть ведущим источником энергии для Азиатско-Тихоокеанского региона»7. А в 2012 г. Южная Корея стала одним из инвесторов в объекты, строившиеся во Владивостоке для саммита АТЭС.

Особая форма взаимодействия наладилась между Россией и Австралией. Австралия - еще один надежный партнер США в области региональной безопасности, но при этом страна предельно заинтересована в сохранении торгово-экономических отношений с Китаем. Одновременно Австралия стремится сдерживать рост влияния и Китая, и США в АТР. И если в 2005 г. Канберра была категорически против приглашения России в ВАС, считая ее «лишним» игроком в регионе, то в 2010 г. она с удовольствием поддержала предложение о вступлении нашей страны в эту организацию, рассчитывая, что присутствие третьего гиганта - России сдержит напор двух конкурирующих между собой «гегемонов».

Кроме того, Австралия еще с середины 1990-х гг. выражала готовность принять участие в развитии российского дальневосточного горнопромышленного комплекса, предлагая свои ноу-хау, оборудование и специалистов, а также твердый австралийский доллар для развития региональных проектов. Се-

годня Австралия может предложить еще и свое высшее образование, которое считается одним из лучших в мире. С австралийскими ВУЗами уже сотрудничают ведущие российские образовательные учреждения, включая Дальневосточный Федеральный Государственный Университет (ДВФГУ) во Владивостоке.

Австралийскую позицию по вопросу приглашения России в «тихоокеанский дом» поддержали в Токио, несмотря на нерешенные разногласия между Россией и Японией по поводу Курильских островов. Тем не менее, с 2011 г. Япония закупает сахалинский сжиженный природный газ, причем в гораздо большем объеме, чем Южная Корея8. Более того, японские компании «Мицуи» и «Мицубиси» владеют 22,5% акций «Сахалин Энерджи» - компании-оператора проекта «Сахалин-2»9.

Впрочем, строя отношения с ВАС, Россия ориентируется не только на игроков, способных закупать российское сырье, но и на партнерство с такими стратегически целесообразными, по мнению МИД, государствами, как Новая Зеландия, Вьетнам и Индия, у которых, в отличие от остальных участников ВАС, исторически сложились не слишком теплые отношения с США. Правда, почти единственной перспективой стратегического сотрудничества с этими государствами видится их привлечение к участию в Таможенном союзе ЕврАзЭС. Дело осталось за малым - решить, что именно ляжет в основу товарообмена, а также обеспечить ни много ни мало транспортное сообщение РФ с Новой Зеландией, Вьетнамом и Индией, что, на самом деле, станет, пожалуй, сложнейшей задачей следующего десятилетия.

В октябре 2013 г. на саммите АТЭС на Бали (который, к слову, был повторно проигнорирован президентом США Б. Обамой), Москва четко обозначила планы по привлечению инвестиций ее стратегических восточноазиатских партнеров в развитие ближайшего к странам ЮВА российского региона -Дальнего Востока.

Главной трудностью в реализации этих планов может стать то, что Дальний Восток вызывает сильные опасения у восточных инвесторов в силу своей экономической недоразвитости и «диких» бизнес-практик. Совершенно справедливо вы-

сказался по этому поводу декан факультета политических наук ТИПП ДВГТУ, д.полит.н. С. Песцов: «Одним из важнейших условий реализации стратегии успешного проникновения и закрепления России в АТР является предоставление большего пространства и возможностей сибирским и дальневосточным регионам для их включения в региональные интеграционные процессы, проекты развития трансграничного сотрудничества и кооперации. До тех пор, пока повышение самостоятельности регионов будет восприниматься исключительно в качестве угрозы единству страны, ни о какой реальной региональной интеграции <РФ в АТР> не может быть и речи»10.

Эти слова, наконец, были услышаны: в октябре 2013 г. в ходе встречи с участниками Всемирного экономического форума в Москве вице-премьер РФ И. Шувалов заявил, что «пришло время передать регионам дополнительные полномочия от федерального центра», т.е. дать регионам возможность самостоятельно привлекать дополнительные средства различных отечественных и иностранных инвесторов11.

Кто будет главным партнером России в АТР?

В заключение следует отметить, что в ближайшие годы стержнем сотрудничества России со странами АТР может стать китайский капитал, подкрепленный золотовалютными резервами Поднебесной, которые с 2004 по 2012 гг. увеличились на 721% и достигли 3,3 трлн. долл. (этого хватит, чтобы дважды купить золотые запасы всех центробанков в мире)12.

Китай строит взвешенную и осторожную политику в отношениях со своими ближайшими соседями - странами АСЕАН, а также их диалоговыми партнерами, плавно «подминая» под себя их экономики и постепенно вытесняя юанем доллар США из торговых операций. В эти планы органично вписывается Российская Федерация, которая считает КНР своим стратегическим партнером, готовым, в свою очередь, вкладывать в развитие российских регионов немалые средства и закупать российское сырье в огромных объемах, расширяя, таким образом, экономическую составляющую взаимовыгодного партнерства.

В целом, в последние годы динамика отношений России не только с Китаем, но и с остальными странами ВАС заметно выросла, и, возможно, следующее десятилетие станет эпохальным в истории российской внешней политики, направленной на укрепление позиций РФ в АТР.

I Выступление Министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова на Министерском совещании Россия-АСЕАН, Бандар-Сери-Бегаван, 1 июля 2013 г. -

http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/A2F84FABAC6AB59B44257B9B003F2F99

л

Лавров С.В. Россия и АСЕАН могут многое сделать вместе // Международная жизнь, № 10, 2010 -http://interaffairs.ru/author.php?n=arpg&pg=319

-5

Asia’s nations to double currency swap deal // The International News, 20 March 2012 - http://www.thenews.com.pk/Todays-News-3-98519-Briefs

4 Рост китайских инвестиций в экономику России составил 11% // Пронедра, 28.01.2013 -

http://www.pronedra.ru/energy/201 З/01/28/matvienko-forum/

5 18-я регулярная встреча глав правительств России и Китая, 22 октября 2013 г. - http://government.ru/news/7684

6 Нефтепровод ВСТО даст России рычаг влияния на Европу // Центр энергетической экспертизы, 07.01.2013 - http://www.energy-experts.ru/comments8636.html

п

Официальный сайт компании «Сахалин Энерджи» -http://www.sakhalinenergy.ru/ru/aboutus.asp

8 Единственный в России завод сжиженного природного газа экспортирует объем, эквивалентный 10% всех поставок российского газа в Европу // OilCapital.ru, 09.08.2012 -

http: //www.oilcapital .ru/export/ 171559.html

9 Официальный сайт компании «Сахалин Энерджи» -http://www.sakhalinenergy.ru/ru/aboutus.asp

10 Песцов С.К. Азиатско-тихоокеанский регионализм: теоретические проекты и практика региональной интеграции // У карты Тихого океана, №14, 2010 - http://ihaefe.org/files/pacific-ocean-map/14.pdf

II Шувалов поддержал передачу регионам дополнительных полномочий // АиФ, 20.10.2013 - http://www.aif.ru/politics/russia/950739

12 Двойной запас // Взгляд, 04.03.2013 -http://vz.ru/economy/2013/3/4/622983.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.