Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И ЕС ПОСЛЕ СМЕНЫ РУКОВОДСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 1 ДЕКАБРЯ 2019 Г'

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И ЕС ПОСЛЕ СМЕНЫ РУКОВОДСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 1 ДЕКАБРЯ 2019 Г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
344
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / ЕС / МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС / СИРИЯ / КИПР / ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА / EASTMED

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаджиев А. Г.

В настоящей статье осуществлена попытка определить и проанализировать основные факторы, оказывавшие влияние на развитие отношений между Турцией и Европейским союзом после смены руководства ЕС, а также выделить главные причины, отягощавшие эти отношения вплоть до вспышки COVID-19. Угроза резкого обострения миграционного кризиса в странах ЕС на фоне ухудшения ситуации в сирийском Идлибе и ужесточение санкций против Турции в связи с ее геологоразведочными работами в Средиземном море порождали еще большую туманность в отношениях между Турцией и ЕС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURKEY-EU RELATIONS AFTER THE CHANGE OF THE LEADERSHIP OF THE EUROPEAN UNION 1 DECEMBER 2019

This article attempts to identify and analyze the main factors that influenced the development of relations between Turkey and the European Union after the change in EU leadership, as well as highlight the main reasons that aggravated these relations until the outbreak of COVID-19. The threat of a sharp aggravation of the migration crisis in the EU countries against the background of the deteriorating situation in Syrian Idlib and the tightening of sanctions against Turkey in connection with its exploration work in the Mediterranean Sea created even greater foggy relations between Turkey and the EU

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И ЕС ПОСЛЕ СМЕНЫ РУКОВОДСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 1 ДЕКАБРЯ 2019 Г»

Гаджиев А.Г.*

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И ЕС ПОСЛЕ СМЕНЫ РУКОВОДСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 1 ДЕКАБРЯ 2019 г.

Gadjiev Amur**

TURKEY-EU RELATIONS AFTER THE CHANGE OF THE LEADERSHIP OF THE EUROPEAN UNION 1 DECEMBER 2019

DOI: 10.31696/2227-5568-2020-04-024-046

Аннотация: В настоящей статье осуществлена попытка определить и проанализировать основные факторы, оказывавшие влияние на развитие отношений между Турцией и Европейским союзом после смены руководства ЕС, а также выделить главные причины, отягощавшие эти отношения вплоть до вспышки COVID-19. Угроза резкого обострения миграционного кризиса в странах ЕС на фоне ухудшения ситуации в сирийском Идлибе и ужесточение санкций против Турции в связи с ее геологоразведочными работами в Средиземном море порождали еще большую туманность в отношениях между Турцией и ЕС.

Ключевые слова: Турция, ЕС, миграционный кризис, Сирия, Кипр, геологоразведка, EastMed.

Abstract: This article attempts to identify and analyze the main factors that influenced the development of relations between Turkey and the European Union after the change in EU leadership, as well as highlight the main reasons that aggravated these relations until the outbreak of COVID-19. The threat of a sharp aggravation of the migration crisis in the EU countries against the background of the deteriorating situation in Syrian Idlib and the tightening of sanctions against Turkey in connection with its exploration work in the Mediterranean Sea created even greater foggy relations between Turkey and the EU. Keywords: Turkey, EU, migration crisis, Syria, Cyprus, geologic exploration, EastMed.

1 декабря 2019 г. к исполнению своих обязанностей приступило новое руководство Европейского союза. Пост председателя Еврокомиссии заняла экс-министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен, верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности стал бывший министр иностранных дел Испании Жозеп Боррель, Европейский совет возглавил бельгиец Шарль Мишель. Ротация в Европарламенте произошла еще в июле 2019 г. С тех пор должность председателя Европейского парламента занимает итальянец Давид-Мария Сассоли.

* Гаджиев Амур Гаджибабаевич - к.и.н., научный сотрудник ЦИС БСВ ИВ РАН; e-mail: djakar@mail.ru. ORCID: 0000-0002-9870-3171

** Gadjiev Amur - Ph. D. (History), scientific researcher of Centre of Standing countries of Middle East, IOS RAS; e-mail: djakar@mail.ru.

Новое руководство было полно решимости внести определенные коррективы во внешнюю политику Евросоюза. Еще до вступления в новую должность Ш. Мишель призывал четко определиться с приоритетами ЕС. По его словам, «важно, чтобы Европейский совет не только реагировал на события, будь то референдум по «Брексит», твит американского президента или действия Турции, необходимо разработать собственную политическую программу действий»1. Однако на этом пути перед новым руководством ЕС стоял целый ряд проблем. В настоящей статье рассмотрим те из них, которые имели непосредственное отношение к Турции.

Очевидно, что одна из главных таких проблем, которую предстояло решить новому начальству ЕС,- это продолжающийся миграционный кризис в странах - членах Европейского союза. С момента пика в 2015 году, когда в Европу прибыли свыше 1,8 млн беженцев, миграционные потоки в сторону стран ЕС, благодаря сделке с Турцией, закрывшей границы для мигрантов, заметно сократились. Взамен Брюссель пообещал Анкаре в ускоренном порядке предоставить безвизовый режим и выделить помощь в 6 млрд евро на обустройство мигрантов. Обещание по безвизовому режиму было нарушено практически сразу - ЕС обвинил Турцию в нарушениях прав человека и отказался отменять визы. 6 млрд евро были выплачены в несколько траншей, однако и по этому вопросу возникли разногласия: Брюссель утверждал, что перевел уже всю сумму, Анкара - что недополучила европейских денег, одновременно требуя увеличения финансовой помощи2. Турецкие власти неоднократно заявляли, что их страна откроет границы с европейскими государствами для беженцев, если не получит достаточной поддержки от ЕС. Однако в Европе считали, что «Анкара не может жаловаться на сумму денег, которую ЕС тратит на сирийских беженцев в Турции, поскольку ей (Анкаре) оказывается довольно существенная помощь»3.

Трудности в переговорах между Турцией и ЕС по миграционной проблеме во многом были связаны, в том числе, с отсутствием между странами Евросоюза консенсуса по вопросу интеграции и размещения уже находившихся в Европе мигрантов. Греция, ставшая своеобразным «транзитным мостом» для большинства беженцев, направлявшихся в Европу, всячески добивалась пересмотра миграционной политики ЕС. По словам греческого министра иностранных дел Никоса Дендиаса, возможности его страны по защите внешних границ Евросоюза от нелегальной миграции почти исчерпаны, и все европейские партнеры должны взять на себя ответственность за решение общей миграционной проблемы. С турецкого побережья на греческие острова Лесбос, Хиос, Самос, Кос и Лерос ежедневно прибывали сотни мигрантов. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), около 75 тыс. человек незаконно пересекли границу из Турции в Грецию в 2019 году, что на 50% больше по сравнению с 2018 г.4 Центры приема мигрантов на островах были переполнены, местные жители требовали перевезти их на континентальную часть Греции, из-за этого обстановка

в лагерях и на островах ухудшалась. В таких условиях Афины требовали пересмотра общеевропейской системы предоставления убежища, включая Дублинскую конвенцию 1990 г.,5 в направлении солидарности и справедливого распределения ответственности. По мнению греческих властей, «миграционная проблема - это проблема, которая имеет четкое европейское измерение, это не вопрос греко-турецких отношений, а вопрос, касающийся всего Европейского союза»6.

К справедливому распределению беженцев призывала и Германия. По мнению главы МИД ФРГ Хайко Маас, промышленно развитые страны должны больше делать для решения проблемы миграции. «Нам нужны международные стипендиальные программы, которые дадут беженцам возможность реализовать свои способности», - говорил он. Министр отметил, что Германия занимает пятое место в мире по количеству размещенных беженцев7.

В немецкой газете «Вельт» со ссылкой на конфиденциальный доклад Еврокомиссии сообщалось, что в 2019 г. число нелегальных мигрантов, прибывших в страны ЕС через Турцию, резко выросло. «Число лиц, прибывших из Турции в ЕС в 2019 году, составляет 70002 чел., из них 67741 чел. прибыли в Грецию, 197 чел.- в Болгарию, 1803 чел.- в Италию, 261 чел.- на Кипр»,-приводит издание выдержки из документа. Число нелегальных мигрантов, добравшихся до Европы через Турцию за период с начала января по середину декабря 2019 года, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года выросло на 46%. «Вельт» отмечал, что число мигрантов, находящихся на греческих островах, впервые превысило 40 тыс. человек. Большинство из них - сирийцы и афганцы8.

6 декабря 2019 г. для обсуждения сотрудничества в сфере миграции в Турцию направились вице-председатель Европейской комиссии Маргаритис Схинас и комиссар по внутренним делам Илва Йоханссон. Это был их первый визит за пределы ЕС в новом качестве. В Турции на этот визит возлагали определенные надежды. В пресс-релизе, опубликованном на сайте МИД Турции, сообщалось о высоком значении, которое ЕС придавал сотрудничеству с Турцией в вопросах миграции и безопасности9. Однако дальнейших шагов со стороны ЕС после данного визита не последовало.

Р. Т. Эрдоган, выступая на Глобальном форуме по беженцам, проходившем 17 декабря 2019 г. в Женеве, заявил, что Анкара ждет от Евросоюза выполнения его обещания о выделении 3 млрд евро на решение проблемы сирийских беженцев, нашедших приют на турецкой территории. «Мы протягиваем руку помощи сирийским гражданам, покинувшим свою родину»,- сказал он, добавив, что на настоящий момент Турция «принимает более 5 млн перемещенных лиц, из которых 3,7 млн - это лица сирийского происхождения». «Согласно критериям ООН, до настоящего времени мы потратили 4 млрд долларов на обеспечение безопасности и благополучия беженцев», - отметил президент. Эрдоган сообщил, что ЕС обещал оказать поддержку Турции. «Однако пока что от Евросоюза мы получили 2 млрд евро»,- сообщил он, подчеркнув,

что Анкара «по-прежнему ждет получения оставшихся 3 млрд долларов, о которых было заявлено». Турецкий лидер сказал далее, что международное сообщество предоставило его стране помощь в 350 млн евро. В этой связи Эрдоган поблагодарил Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев «за поддержку и продемонстрированную солидарность»10.

На греческих островах ситуация продолжала обостряться. 22 января 2020 г. жители греческих островов Лесбос, Хиос и Самос устроили забастовку, протестуя против большого скопления мигрантов в лагерях для беженцев, расположенных на этих островах. По данным греческой газеты «Катиме-рини», на островах были закрыты магазины, приостановлена работа органов государственного управления. Власти островов призывали правительство ускорить трансфер мигрантов на материковую часть Греции и добивались получения информации о планах правительства по строительству новых объектов для содержания мигрантов11.

10 февраля правительство Греции приняло решение о реквизиции земель на островах Лесбос, Хиос, Самос, Кос и Лерос с целью начала строительства там закрытых центров для беженцев и мигрантов с тем, чтобы они начали функционировать уже летом и заменили ныне действующие переполненные открытые лагеря. 13 февраля в Афинах против этих планов правительства прошли акции протеста, в которых приняли участие представители муниципальных органов и жители греческих островов, страдающих от наплыва нелегальных мигрантов12.

На фоне этих событий греческие власти ужесточили условия приема мигрантов. Необходимость в принятии новых мер официальный представитель греческого правительства Стелиос Петсас объяснил изменениями в составе прибывающих людей, которые, по его мнению, в большинстве своем являются не беженцами, а «экономическими мигрантами». «Греция не готова принимать экономических мигрантов», - сказал представитель правительства в интервью телеканалу «Mega». Он также сообщил, что Греция намерена высылать по 200 мигрантов в неделю, в то время как за последние 4,5 года только 1806 нелегальных мигрантов были возвращены в страну происхождения и в Турцию. Кроме того, по его словам, турецкие власти не выполнили своих обязательств в части контроля сетей торговцев людьми на своих границах, на побережье и на суше13.

20-21 февраля 2020 г. в Брюсселе состоялся специальный саммит ЕС, посвященный долгосрочному бюджету Евросоюза на семь лет - с 2021 по 2027 гг. Проект бюджета был предложен председателем Европейского совета Шарлем Мишелем. Однако согласовать многолетний бюджет участникам саммита не удалось. Трудности, с которыми столкнулись европейские политики на проведенном мероприятии, во многом были связаны с официальным выходом Великобритании из состава ЕС. Сообщалось о нехватке средств в размере 60-75 млрд евро. Заметные сокращения по сравнению с первоначальными предложениями коснулись и ресурсов для решения

миграционной проблемы и защиты границ ЕС. Премьер-министр Греции К. Мицотакис назвал ошибкой уменьшение средств ЕС на решение миграционной проблемы14.

25 февраля на греческих островах Лесбос и Хиос произошли столкновения между полицией и демонстрантами, протестовавшими против строительства новых лагерей для беженцев. Силы безопасности применили слезоточивый газ и светошумовые гранаты для разгона демонстрантов, в результате чего несколько человек обратились к медикам из-за проблем с дыханием. Между тем, власти Греции продолжали призывать жителей островов поддержать инициативу правительства. С. Петсас заявил, что правительству пришлось принять такие меры также из-за вспышки коронавируса, поскольку, по его словам, в переполненных лагерях невозможно провести надлежащее медицинское обследование нелегалов15.

Выступая на 43-й сессии Совета ООН по правам человека, проходившей 25 февраля в Женеве, глава МИД Греции Никос Дендиас заявил, что Греция столкнулась с крупнейшим потоком мигрантов и беженцев со времен Второй мировой войны. По его словам, для противодействия этому требуются коллективные усилия стран ЕС, основанные на справедливом разделении ответственности. Н. Дендиас отметил, что границы Греции являются внешними границами Европейского союза, в связи с чем страна уже несколько лет находится «на переднем крае миграционного кризиса»16.

Другая проблема, тесно связанная с миграционной, касалась сирийской политики Анкары и ее стремлений вовлечь в «сирийскую авантюру» военно-политические и финансово-экономические ресурсы НАТО и стран-членов ЕС, причем на собственных условиях. Требования Анкары сопровождались угрозами направить в Европу новую волную мигрантов и беженцев. На саммите НАТО, прошедшем 3-4 декабря 2019 г. в Лондоне, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вновь заявил о необходимости выделить Анкаре средства для реализации ее сирийской политики, в том числе по возвращению беженцев в Сирию. Игнорировать призывы Р. Т. Эрдогана включиться в сирийскую проблему Евросоюз не мог из соображений безопасности, но и удовлетворить требования турецкого президента был не в состоянии по экономическим причинам в связи с образовавшимся дефицитом в собственном бюджете в результате выхода Великобритании из состава Европейского союза, усугубляющегося мирового экономического кризиса и набиравшей обороты пандемии нового коронавируса COVID-1917.

23 января 2020 г. внешнеполитическая служба Евросоюза распространила сообщение, в котором отмечалось, что возобновление боевых действий в Идлибе может подорвать веру в урегулирование конфликта в Сирии политическим путем. В документе указывалось, что «ЕС сохранит санкции против режима Башара Асада до тех пор, пока эти жестокие нападения будут продолжаться». Евросоюз также призвал предоставить гуманитарным организациям возможность для оказания помощи населению. Кроме того,

«присутствие в Идлибе террористических группировок, внесенных в список ООН, вызывает озабоченность у всех», добавили во внешнеполитической службе ЕС. «Однако борьба с этими группами, санкционированная ООН, не позволяет игнорировать международное гуманитарное право. Приоритетной задачей по-прежнему остается работа по достижению устойчивого политического урегулирования под эгидой ООН в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН»,- заключили в ЕС18.

5-6 февраля 2020 г. в Европейском парламенте в Брюсселе состоялась 16-я международная конференция «Европейский Союз, Турция, Ближний Восток и курды». Мероприятие было организовано Гражданской комиссией по Турции Европейского союза (ГКТЕС) в сотрудничестве с Курдским институтом Брюсселя при поддержке левой политической группы «Европейские объединенные левые/Лево-зеленые Севера (GUE/NGL)», партии «Зеленые - Европейский свободный альянс» (EFA) и Прогрессивного альянса социалистов и демократов (S&D). Среди спонсоров мероприятия числились экс-депутат прокурдской Демократической партии народов (ДИН) Лейла Зана, архиепископ Южной Африки Десмонд Туту, философ и политический деятель Ноам Хомски, посол доброй воли Совета Европы Бьянка Джаггер и др. Главными темами конференции стали миграционный кризис, военные операции Анкары на севере Сирии и влияние этих событий на курдов19. По сообщению турецких СМИ, в мероприятии приняли участие и члены РПК20.

Участники конференции, говоря об отношениях Турции с ЕС, неоднократно обращали внимание на «политику шантажа, которую Анкара продолжает проводить в вопросе о беженцах», и призывали ЕС «не позволять ей (Турции) диктовать свою волю». Некоторые депутаты Европейского парламента, напомнив о решении бельгийского суда о том, что Рабочая партия Курдистана не является террористической организацией, призвали освободить Абдуллу Оджалана и признать курдов одним из главных действующих лиц на Ближнем Востоке21.

Турция, как и следовало ожидать, резко осудила Европарламент за проведение конференции с участием членов РПК. «Приглашение в Европарламент представителей организации, признанной террористической в ЕС, является преступным актом и открытой демонстрацией поддержки терроризму» -заявил пресс-секретарь турецкого президента Ибрахим Калын. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу также обвинил Европарламент в поддержке терроризма22. Спикер турецкого парламента Мустафа Шентоп отправил председателю Европарламента Давиду Сассоли письмо, осуждающее участие представителей РПК в упомянутой конференции23.

Тем временем в Сирии после того, как российские и турецкие военные предприняли попытку ввести в Идлибской зоне деэскалации режим перемирия, резко усилились атаки боевиков. В результате провокаций между турецкими и сирийскими военными произошли столкновения. Обстановка

в регионе обострилась. С 3 февраля Турция неоднократно заявляла о потерях со своей стороны и ответном огне по военным Сирии. Анкара планировала до конца февраля оттеснить войска САР за пределы турецких наблюдательных пунктов в Идлибе24.

11 февраля 2020 г. Ж. Боррель, выступая в Европарламенте, заявил, что Европейский союз обеспокоен тем, что наступление правительственных войск Сирии при поддержке России и Ирана на Идлиб приведет к большим жертвам среди гражданского населения и чревато новой волной беженцев, а риск конфронтации между российскими и турецкими военными грозит конфликтом более широкого масштаба. Глава дипломатии ЕС призвал стороны конфликта к «пропорциональности» и соблюдению международного гуманитарного права. Он охарактеризовал сирийский конфликт как часть геополитической борьбы. «Мы должны удвоить усилия и определить общие интересы с другими международными участниками, в частности, с США, Россией, Турцией»,- сказал Ж. Боррель25.

18 февраля 2020 г. глава делегации Европейского парламента по связям со странами Машрика26 Изабель Сантос призвала институты и страны-члены Евросоюза приложить максимум усилий для улучшения гуманитарной ситуации в Идлибе. Глава парламентской делегации также добавила, что намерена обратиться с письмом к Ж. Боррелю, чтобы он активизировал контакты с международными партнерами «с целью облегчить открытие гуманитарных коридоров в Идлиб и другие пострадавшие населенные пункты северо-запада Сирии»27.

Угрозы Р. Т. Эрдогана о начале полномасштабных военных действий в Идлибе продолжались. На призывы европейских лидеров к перемирию во избежание гуманитарной катастрофы и неуправляемой военной эскалации он не реагировал. 21 февраля 2020 г. Э. Макрон призвал к возобновлению политического процесса и к переговорам в «стамбульском» формате с участием лидеров России, Турции, Германии и Франции. Э. Макрон выражал опасения по поводу того, что боевые действия в Идлибе грозят Европе новым миграционным кризисом. Возможное число беженцев он оценивал в 2 миллиона человек. Помимо этого, в лагерях на территории Турции на тот момент находились до 3,5 млн сирийских беженцев, которым Анкара закрыла дорогу в Европу в 2016 г. в рамках миграционной сделки с ЕС. В Брюсселе опасались, что Анкара могла бы использовать ситуацию на севере Сирии в свою пользу и огромные потоки беженцев из арабской республики и Турции могли бы в любой момент быть направлены в Европу28.

Угрозы, подкрепленные региональными реалиями, вскоре дали свои плоды. 26 февраля 2020 г. во французской газете «Монд» было опубликовано открытое обращение министров иностранных дел 14 государств-членов ЕС, в котором они призывали сирийское руководство, а также поддерживающие его государства прекратить боевые действия в Идлибе и вернуться к выполнению сочинского соглашения по Сирии от 2018 г. Обращение, в частности,

подписали министры иностранных дел Франции и Германии Жан-Ив Ле Дриан и Хайко Маас. Главы МИД указали, что «прекрасно осознают факт присутствия радикальных группировок в Идлибе», но это, по их словам, не оправдывает «бесконечных авиаударов и использования «бочковых» бомб». При этом 14 дипломатов отметили важность того, чтобы Россия продолжала переговоры с Турцией с тем, чтобы «достичь снижения напряженности в Идлибе и способствовать политическому решению»29. Таким образом, Турция добилась выработки в ЕС общей позиции по ситуации в сирийской провинции. Этому способствовало и дальнейшее развитие событий в Идлибе.

27 февраля террористы запрещенной в РФ «Хайят Тахрир аш-Шам» начали крупномасштабное наступление на позиции сирийских правительственных войск. Армия САР открыла ответный огонь. Обстрелу подверглись, в том числе, турецкие военные, которые, по информации Минобороны РФ, не должны были там находиться. В результате погибли 33 турецких военнослужащих, более 30 человек получили ранения.

Агентство Рейтер со ссылкой на высокопоставленный источник в турецком правительстве передало сообщение о том, что Турция после инцидента в Идлибе решила больше не сдерживать поток сирийских мигрантов в Европу. Сообщалось, что решение было принято на экстренном совещании под руководством Р. Т. Эрдогана. Встреча состоялась сразу после сообщений о гибели турецких солдат в результате авиаударов ВВС Сирии. По словам источника, в ожидании нового потока беженцев в связи с обострением обстановки в Идлибе турецкая полиция, береговая охрана и пограничная служба получили указания не сдерживать сирийских мигрантов на наземных и морских пограничных пунктах30.

Позднее со схожими, но гораздо более умеренными заявлениями выступил и пресс-секретарь ПСР Омер Челик, который отметил, что Турция остается приверженной своей миграционной политике, но она больше не в состоянии сдерживать поток беженцев из Сирии31. В то же время, для большинства стран ЕС угрозы Анкары о том, что она будет пропускать беженцев из Сирии, не стали неожиданностью. Об этом, в частности, сказал глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн32.

28 февраля 2020 г. глава внешнеполитической службы ЕС Ж. Боррель заявил, что Евросоюз призвал все стороны, причастные к обострению ситуации вокруг сирийского Идлиба, сделать необходимые шаги по деэскалации, а также пообещал принять меры по защите собственных интересов в сфере безопасности33. На что официальный представитель МИД Турции Х. Аксой заявил, что находящиеся в республике сирийские беженцы могут продолжить направляться в Европу, если ситуация в Идлибе продолжит ухудшаться34. А глава управления по связям администрации президента Турции Фахреттин Алтун сообщил, что у турецких властей не остается иной вариант, кроме как смягчить политику в отношении нелегальных иммигрантов, желающих

добраться до Европы. По его словам, у Турции более нет возможности помогать этим людям35.

После сообщений о том, что Анкара решила больше не препятствовать перемещению мигрантов на греческую территорию, власти Греции максимально усилили охрану границ с Турцией. С целью предотвращения наплыва «нелегалов» Греция блокировала пограничный с Турцией контрольно-пропускной пункт. По данным турецкой газеты «Ени шафак», греческие военные не позволяли пройти на территорию своей страны группе мигрантов численностью около 100 человек, пешком вышедших из Турции через КПП Пазаркуле. Пограничники блокировали местный КПП Кастаниес при помощи автобуса, уточняло издание. Помимо этого, как подчеркивала газета, греческими военными время от времени применялись светошумовые гранаты. Греческие пограничники, по сведениям «Ени шафак», объявили, что из соображений безопасности в Грецию не будет пропущен ни один мигрант с турецкой территории36.

Между тем, Петер Стано, официальный представитель главы дипломатии ЕС Ж. Борреля, отметил, что Евросоюз намерен и далее оказывать финансовую помощь Турции, принимающей беженцев из Сирии. Касательно действующего соглашения между Турцией и ЕС по мигрантам представитель Ж. Борреля заявил, что Анкара не уведомляла Брюссель «о каких-либо изменениях в своей позиции по мигрантам». Более того, по его словам, Ж. Боррель в ходе обсуждения ситуации в Идлибе с М. Чавушоглу получил от турецкой стороны заверения о том, что она «остается привержена» договоренностям ЕС и Турции37.

28 февраля 2020 г. постпред Бельгии при ООН и председатель Совета Безопасности ООН в феврале 2020 года Марк Пекстен зачитал перед началом экстренного заседания в СБ ООН по Идлибу совместное заявление Германии, Франции, Бельгии и Эстонии, в котором осуждались удары по турецким военным в Идлибе, а также содержались призывы к прекращению военной эскалации в регионе и выражалась солидарность с Турцией. Заявление в поддержку Анкары в связи с гибелью турецких военнослужащих готовился сделать и Североатлантический альянс по итогам экстренного заседания на уровне послов в Брюсселе, созванного по запросу Турции. Однако из-за того, что текст совместного заявления не включал греческое предложение сделать ссылку на соблюдение декларации между ЕС и Турцией по проблеме беженцев и мигрантов, подписанной в марте 2016 г., Греция, несмотря на сопротивление со стороны таких стран как США, Великобритания, Германия, Франция и др., наложила вето на заявление НАТО о поддержке Турецкой Республики. В итоге руководство Североатлантического альянса заявило о готовности продолжать оказывать Анкаре свою поддержку, не объявив о каких-либо новых конкретных мерах помощи38.

29 февраля Р. Т. Эрдоган заявил, что, по меньшей мере, 18 тыс. сирийских беженцев пересекли границу Турции с ЕС после того, как Анкара открыла

ее для них. По его словам, Анкара не закроет эти двери, пока ЕС не сдержит свое слово, поскольку она не в том положении, чтобы в одиночку кормить такое число беженцев39. В тот же день европейские СМИ со ссылкой на пресс-службу греческого правительства сообщили, что Греция предотвратила проникновение из Турции на свою территорию несколько тысяч сирийских беженцев. Между греческой полицией и беженцами на границе начались столкновения 40.

В таких условиях МИД Греции потребовал срочного созыва Совета ЕС по иностранным делам. Н. Дендиас в ходе своих бесед с Ж. Боррелем и У. фон дер Ляйен пытался также прояснить, каким образом агентство по охране границ Frontex могло бы внести вклад в защиту греческих границ, которые являются и внешними рубежами ЕС. Однако в ответ на требования Афин У. фон дер Ляйен лишь повторила, что Евросоюз обеспокоен ситуацией с мигрантами на границах Греции и Болгарии с Турцией и готов оказать дополнительную поддержку этим странам, в том числе по линии Frontex41. Схожую реакцию продемонстрировал и глава Евросовета Ш. Мишель, который провел телефонный разговор с Р. Т. Эрдоганом. Призвал к деэскалации ситуации в Идлибе, Ш. Мишель также лишь подчеркнул, что ЕС поддерживает соглашение с Турцией и поддерживает Грецию и Болгарию в защите внешних границ ЕС42.

О попытках проникновения нелегальных мигрантов из Сирии сообщили и власти Республики Кипр. По данным Кипрского информационного агентства, мигранты проникли на территорию, подконтрольную властям республики, со стороны северной части острова43. Будучи самой восточной страной ЕС, Республика Кипр сталкивается с постоянным наплывом нелегальных мигрантов, большинство из которых прибывает на остров на лодках со стороны Турции при помощи услуг контрабандистов. В подавляющем большинстве случаев последние переправляют на Кипр беженцев из Сирии.

В связи с угрозой обострения миграционной проблемы поведение и заявления отдельных стран ЕС заслуживают особого внимания. Помимо Греции и Кипра, а также Германии и Франции, на ситуацию по-своему отреагировали Австрия, Болгария и Венгрия. Интересно, что три последние страны в своих контактах с Турцией и действиях по охране национальных границ руководствовались не общеевропейскими принципами, а собственными соображениями безопасности, что, безусловно, говорит о росте в странах Европейского союза евроскептических настроений. Так, например, канцлер Австрии Себастьян Курц заявил, что «в случае провала попыток Евросоюза защитить свои внешние границы Австрия станет самостоятельно защищать свои рубежи»44. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан принял решение усилить охрану границ, уделив особое внимание балканскому пути миграции45. А премьер-министр Болгарии Бойко Борисов свои активные контакты с Анкарой выразил так: «Я не посредник (между Турцией и ЕС), а заинтересованная сторона, потому что болгарский народ хочет чувствовать себя

защищенным. В этих условиях - распространение коронавируса и волны беженцев - вполне возможно развитие кризиса. Именно поэтому я настолько активен»46.

Третья проблема, связанная с Турцией, касалась ее геологоразведочной деятельности в исключительной экономической зоне входящей в Европейский союз Республики Кипр47. Греция на протяжении всего рассматриваемого периода продолжала прилагать активные усилия, в том числе в рамках Североатлантического альянса, против турецких действий по разработке углеводородных месторождений в Восточном Средиземноморье. В связи с турецко-греческими разногласиями генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в октябре 2019 года заявил, что альянсу не надлежит занимать какую-либо сторону в споре вокруг Кипра, в том числе в контексте буровых работ на шельфе, для разбора юридических вопросов существуют уполномоченные международные институты. Однако, по мнению Афин, тактика равного удаления НАТО, является для Греции несправедливой48.

27 ноября 2019 г. в Стамбуле Р. Т. Эрдоган и глава Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Фаиз Мустафа ас-Сарадж подписали два меморандума о взаимопонимании: 1) о разграничении морских зон в Средиземном море; 2) о сотрудничестве в военной сфере и в области безопасности. 2 декабря 2019 г. Анкара на основе подписанного турецко-ливийского меморандума опубликовала карту морских зон, по которой значительная часть греческой исключительной экономической зоны (ИЭЗ) отходила к Турции.

Греция по этому поводу заявила, что ее права на морские зоны ее островов установлены международным правом и не подлежат обсуждению. Более того, по мнению Афин, Турция и Ливия не имеют общих границ, а потому и подписанный ими меморандум не имеет законной силы и не влечет никаких последствий. Следовательно, Афины рассматривали турецко-ливийский документ о разграничении морских пространств в Средиземном море как игнорирующий географические интересы Греции и нарушающий суверенные права третьих стран.

4 декабря 2019 г. на сайте внешнеполитической службы ЕС было опубликовано официальное заявление, в котором сообщалось, что Турция должна немедленно предоставить Евросоюзу текст заключенного с ПНС Ливии двустороннего меморандума по демаркации морских зон. Внешнеполитическая служба также призвала Турцию соблюдать международное право и уважать суверенитет стран восточного Средиземноморья, в том числе Кипра и Греции. Таким образом, ЕС выразил солидарность с Грецией и Кипром относительно действий Турции в Восточном Средиземноморье49.

Интересно, что в тот же день в кулуарах саммита НАТО в Лондоне состоялась встреча премьер-министра Греции К. Мицотакиса и президента Турции Р. Т. Эрдогана, в ходе которой стороны договорились о продолжении обсуждения мер укрепления доверия между двумя странами. По итогам этой встречи К. Мицотакис заявил: «У нас была откровенная дискуссия

с президентом Турции. Я вынес на обсуждение все вопросы, связанные с последними действиями Анкары. Мы зафиксировали разногласия. Обе стороны согласились продолжить обсуждение мер по укреплению доверия по линии министерств обороны... Трудности в отношении Турции были, есть и будут. Но я думаю, что если две стороны покажут добрые намерения, то в конечном итоге их можно будет преодолеть»50.

Однако, несмотря на обнадеживающие заявления лидеров двух стран, сделанные по итогам этой встречи, напряженность в турецко-греческих отношениях продолжала расти. Особые опасения в Греции вызывали заявления Анкары о том, что она, действуя на основе турецко-ливийского меморандума, может послать в исключительную экономическую зону Греции в районе острова Крит буровые суда в сопровождении военных кораблей для поиска месторождений нефти и газа. В этом случае Афинам пришлось бы применить военную силу против своего союзника по НАТО.

6 декабря 2019 г. премьер-министр Греции К. Мицотакис заявил, что его страна сделает все возможное для того, чтобы турецко-ливийский меморандум о разграничении морских пространств не вступил в силу. В тот же день глава МИД Греции Н. Дендиас объявил о том, что посол Ливии в Греции объявлен из-за подписанного меморандума персоной нон грата и ему было предоставлено 72 часа для того, чтобы покинуть страну. Брюссель, только получивший текст меморандума, вел сдержанную политику. Это объяснялось тем, что ЕС еще не успел должным образом изучить турецко-ливийский меморандум с точки зрения его последствий для соседей.

9 декабря 2019 г. глава дипломатии ЕС Ж. Боррель на пресс-конференции по итогам заседания министров иностранных дел стран-членов Европейского союза в Брюсселе заявил, что Евросоюз серьезно обеспокоен меморандумом о взаимопонимании между Турцией и ПНС Ливии по разграничению морских зон. Однако окончательное решение по этому поводу предстояло принять Европейскому совету.

Очередной саммит ЕС состоялся 12-13 декабря 2019 г. в Брюсселе. По итогам встречи глав государств и правительств стран-членов Европейского союза было опубликовано заявление, в котором сообщалось, что турецко-ливийский меморандум о разграничении морских зон в Средиземном море не имеет юридической силы для третьих стран. «Меморандум о взаимопонимании по разграничению морских зон между Турцией и Ливией нарушает суверенные права третьих стран, не соответствует международному морскому праву и не может иметь никакой юридической силы для третьих государств,- говорилось в заявлении.- Европейский совет выразил безоговорочную солидарность с Грецией и Кипром в отношении действий Турции». В заявлении также подчеркивалось, что предыдущий саммит, состоявшийся 17-18 октября 2019 г. осудил «незаконную геологоразведочную деятельность Турции на шельфе в исключительной экономической зоне Кипра»51.

Турция в тот же день осудила решение саммита ЕС, не признавшего турецко-ливийский меморандум о делимитации морских пространств. «Это решение Евросовета еще раз продемонстрировало, что греческая сторона под предлогом солидарности членов ЕС продолжает выступать со своими максималистскими националистическими тезисами, противоречащими международному праву и принципу справедливости. ЕС не имеет полномочий по определению морских зон, также он не является международным судом и в связи с этим не может давать оценку меморандуму, подписанному между Турцией и Ливией»,- говорилось в заявлении МИД Турции. Анкара назвала позицию ЕС по меморандуму «примером политики двойных стандартов, при которой ЕС проигнорировал узурпацию Грецией прав на континентальный шельф Ливии». «Это не заставит нас отказаться от защиты прав и интересов турок-киприотов в Средиземноморье»,- отмечалось в документе52.

Греческие усилия по вытеснению Турции из энергетических проектов в Восточном Средиземноморье при помощи ЕС не ограничиваются лишь реакцией на соответствующие действия Анкары, но также имеют и наступательный характер. Особенно это проявляется в рамках реализации планов по строительству газопровода EastMed53. Греческие власти постоянно подчеркивают, что строительстве данного трубопровода - это не реакция на действия Турции, а продолжение тех усилий, которые правительства Греции, Кипра и Израиля предпринимают для содействия росту благосостояния их народов. В то же время Афинами периодически подчеркивается, что благодаря реализации планов по строительству газопровода EastMed «создается надлежащая инфраструктура для того, чтобы справляться с любыми действиями тех, кто стремится создать нестабильную ситуацию в Восточном Средиземноморье, нарушая международное право»54.

2 января 2020 г. было подписано соглашение о газопроводе EastMed. По словам К. Мицотакиса, это стало итогом новых геополитических, партнерских отношений между Грецией, Кипром и Израилем, которые в последние годы систематически выстраиваются, формируя новый энергетический узел в Восточном Средиземноморье. Это мост, по которому будет поступать природный газ из месторождений региона в Европу через Грецию и будет обогащать смесь энергоресурсов, получаемых Евросоюзом». По словам К. Мицотакиса, данное соглашение имеет различные измерения с точки зрения экономики, развития, а также дипломатическое и геостратегическое измерения55.

В греческих СМИ отмечалось, что в межправительственном соглашении о газопроводе имеется «статья о сотрудничестве в области обороны между странами - участницами соглашения с целью обеспечения безопасности газопровода EastMed». Соответствующее положение статьи 10 соглашения считалось очень важным, поскольку подобные пункты обычно не включаются в подобные соглашения. «Кроме того, в соглашении есть еще три важных пункта: предусматривается общее нормативно-правовое, лицензионное

и налоговое регулирование вопросов в отношении газопровода во всех четырех странах (включая Италию) для содействия реализации проекта, прописана возможность присоединиться к EastMed в будущем и другим государствам, таким как Египет и Ливан, а также возможность получения объемов газа и от государств, не участвующих в разработке трубопровода», -сообщалось в греческой печати56.

О роли EastMed для энергетической безопасности ЕС в своем выступлении на церемонии подписания соглашения о газопроводе EastMed в Афинах сказал и президент Кипра Н. Анастасиадис. По его словам, заключенное межгосударственное соглашение подтверждает, что «сотрудничество трех стран - участниц достигло такой зрелости, что они могут продвигать проекты, имеющие геополитическую ценность. Партнерство, развития которого мы добились, не направлено против какой-либо третьей страны. Наоборот, любая страна, которая желает этого, приветствуется, если она придерживается норм международного права»,- сказал Н. Анастасиадис, имея в виду Турцию. Президент Кипра также сообщил, что Греция, Кипр и Израиль осуществят и связь своих электрических систем. Данный проект, по его словам, также опирается на «практическую поддержку ЕС»57.

Однако наступательная энергетическая дипломатия Греции и Кипра в Восточном Средиземноморье не дала ожидаемого эффекта. В ответ на действия Афин и Никосии Анкара 17 января 2020 г. объявила о том, что приступает к бурению в зоне под названием «^е1:,к^а1» и что в этот район уже направилось буровое судно «Явуз». Осудив этот шаг, администрация президента Кипра напомнила, что данная зона находится в пределах исключительной экономической зоны островного государства, а лицензии на разведку газа в ней уже предоставлены крупным зарубежным компаниям58. Но Турцию это не остановило.

18 января Евросоюз осудил расширение буровых работ Турции в исключительной экономической зоне Кипра. В связи с активизацией буровых работ Турции в Средиземном море Евросоюз вновь указал на необходимость конкретных шагов по созданию обстановки, способствующей диалогу. «Намерение Турции начать дальнейшие разведочные и буровые работы в более широком регионе идет, к сожалению, в противоположном направлении», -говорилось в заявлении официального представителя внешнеполитической службы ЕС П. Стано, распространенном в Брюсселе. В документе отмечалось, что ЕС решил напомнить о своей позиции в отношении незаконной буровой деятельности Турции в исключительной экономической зоне Кипра в связи с заявлениями турецких властей о том, что буровое судно «Явуз» отправляется для новой операции. В сообщении подчеркивалось, что должны соблюдаться международное морское право, принцип добрососедских отношений и уважаться суверенитет и суверенные права государств в морских зонах59. 20 января 2020 г. министры иностранных дел стран-членов Европейского союза поручили Совету ЕС подготовить новые санкции в отношении

физических и юридических лиц Турции, ответственных за проведение геологоразведочных работ на шельфе Кипра.

Реакция Анкары была неожиданной. 23 января 2020 г. министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу в своем интервью РИА Новости «на полях» Всемирного экономического форума в Давосе, отметив, что Евросоюз начал применять двойные стандарты в отношении соблюдения прав турок-киприотов на углеводородные запасы острова, заявил, что Анкаре интересно сотрудничество с Москвой по разработке месторождений газа у Кипра60.

31 января 2020 г. на сайте Совета ЕС был опубликован пресс-релиз, в котором сообщалось, что к механизму ЕС по принятию санкций против Турции61 присоединились такие страны - кандидаты на вступление в ЕС как Северная Македония, Черногория, Сербия и Албания, а также Исландия, которая является членом Европейской экономической зоны. В документе отмечалось, что отныне упомянутые страны должны будут согласовывать свою политику с данным решением62.

Однако угрозы о введении новых и расширенных санкций против Турции не возымели того успеха, на который рассчитывали в ЕС. Более того, результат оказался совершенно противоположным. 19 февраля Р. Т. Эрдоган заявил, что уже в 2020 г. к разведке и бурению морских месторождений углеводородов приступит третье турецкое буровое судно - «Кануни»63.

В итоге, 27 февраля 2020 г. Совет ЕС подверг режиму ограничительных мер двух руководителей турецких буровых работ в районе исключительной экономической зоны Кипра. «Эти лица несут ответственность или принимали участие в планировании, руководстве и реализации в восточной части Средиземного моря разведки углеводородов, которая не была разрешена Республикой Кипр», - сообщалось в пресс-релизе Совета ЕС, распространенном в Брюсселе64. Судя по опубликованному в «Официальном журнале» ЕС постановлению Евросовета, санкции наложены на Мехмета Ферруха Акалина, заместителя генерального директора и члена совета директоров Turkish Petroleum Corporation (TPAO), и Али Джошкуна Намоглу, заместителя директора департамента геологоразведочных работ TPAO65. Ограничительные меры заключались в запрете въезда на территорию ЕС и замораживании банковских авуаров в Евросоюзе. Помимо этого, физическим и юридическим лицам ЕС запрещалось выделять финансовые средства внесенным в санкци-онный список представителям Турции. В документе Совета ЕС напоминалось, что рамочное решение о введении санкций в ответ на незаконную буровую деятельность Турции было принято в ноябре 2019 г. после того, как Евросоюз неоднократно выразил свою обеспокоенность по этому поводу и решительно осудил данные буровые работы в ряде различных постановлений, в том числе в заключениях Европейского совета от 22 марта 2018 г. и от 20 июня 2019 г.

На следующий день МИД Турции осудил решение Европейского союза расширить санкции в связи с геологоразведочными работами Анкары в Средиземном море, назвав эту меру нарушением международного права.

Соответствующее заявление было опубликовано на сайте министерства. «Вызывает сочувствие тот факт, что ЕС ведет себя как раб политики и голословных заявлений греков вместо того, чтобы поддерживать сотрудничество и диалог по проблеме Восточного Средиземноморья»,- отмечалось в тексте документа. Согласно заявлению, введенные в отношении Турецкой Республики санкции ЕС не обладают никакой юридической силой. Ведомство подчеркнуло, что «ЕС не может вести себя как мировой арбитр и устанавливать границы спорных неделимитированных зон влияния в море». «Эта политика несправедлива, она нарушает законные права Турции и (самопровозглашенной - прим. А.Г) Турецкой Республики Северного Кипра, а также противоречит не только международному праву, но и нормам Евросоюза», - говорилось в заявлении МИД Турции66.

Таким образом, в период до вспышки новой коронавирусной инфекции COVID-19 перед новым руководством ЕС, приступившим к исполнению своих обязанностей 1 декабря 2019 г., стоял целый ряд проблем, часть из которых имела непосредственное отношение к Турции. Среди главных таких проблем обычно выделяют следующие: 1) продолжающийся миграционный кризис в странах ЕС; 2) сирийская политика Турции и ее стремление вовлечь в «сирийскую авантюру» военно-политические и финансово-экономические ресурсы НАТО и стран-членов ЕС; 3) геологоразведочная деятельность Анкары в исключительной экономической зоне Республики Кипр. В ЕС уже давно не спорили о европейских перспективах Турции, а некоторые страны Европейского союза и вовсе объявили ее «главным нарушителем международного права и порядка», «шантажистом» и «фактором раскола» в так называемом «западном блоке». Такой подход во многом обусловил ужесточение антитурецких санкций в связи с ее буровыми работами в Восточном Средиземноморье. В то же время, с учетом той роли, которую Анкара играла в сдерживании миграционных потоков в Европу, Брюссель был вынужден считаться с турецкими требованиями, закрывая глаза на то, что в ряде случаев они содержали «элементы откровенного шантажа». Такое положение дел порождало еще большую неоднозначность и туманность в отношениях между Турцией и Европейским союзом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Будущий глава Евросовета считает, что новая холодная война может начаться между США и КНР, ТАСС, 29.11.2019. www.tass.ru/mezhdunarodnaya-pan-orama/7224451 (дата обращения: 02.12.2019).

2. Экс-глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер попросил свою преемницу Урсулу фон дер Ляйен «позаботиться о Европе», ТАСС, 01.12.2019. www.tass.ru/mezh-dunarodnaya-panorama/7236381 (дата обращения: 02.12.2019).

3. Тоом А., Турция требует от Европы еще денег для сирийских беженцев, ИА «Sputnik», 23.12.2019. www.ee.sputniknews.ru/politics/20191223/18837141/turkey-eu-rope-bezhency-syria.html (дата обращения: 25.12.2019).

4. Полиция Греции вступила в столкновения с противниками строительства лагерей для беженцев, Информационный портал «SWISSINFO.CH», 25.02.2020. www. swissinfo.ch/rus/ полиция-греции-вступила-в-столкновения-с-противниками-строительства-лагерей-для-беженцев/45578760 (дата обращения: 25.02.2020).

5. Дублинской конвенцией от 15 июня 1990 г., в частности, предусмотрено, что ответственность за рассмотрение вопроса о предоставлении убежища лежит на стране, чью границу изначально пересек беженец при въезде в Евросоюз.

6. В Греции заявили, что почти исчерпали ресурсы по защите ЕС от нелегальной миграции, ТАСС, 28.11.2019. www.tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7221483 (дата обращения: 05.12.2019).

7. Die Welt: Число мигрантов, прибывших в ЕС через Турцию, резко выросло в уходящем году, МК-Турция, 17 декабря 2019. www.mk-turkey.ru/life/2019/12/17/ mot-die-welt-chislo-migrantov-pribyvshih-v-es.html (дата обращения: 20.12.2019).

8. Демидова О., Die Welt сообщила о росте числа нелегальных мигрантов из Турции в ЕС, Deutsche Welle, 17.12.2019. https://www.dw.com/ru/die-welt-сообщила-о-росте-числа-нелегальных-мигрантов-из-турции-в-ес/a-51702672 (дата обращения: 19.12.2019).

9. Пресс-релиз о визите Вице-президента новой Комиссии Европейского Союза Маргаритиса Схинаса и Комиссара по внутренним делам ЕС Илва Йоханссон в Турцию, № 349, МИД Турции, 5 декабря 2019 г. www.moscow.emb.mfa.gov.tr/ Mission/ShowAnnouncement/366152 (Дата обращения: 19.12.2019).

10. Эрдоган: Турция ждет от ЕС обещанной помощи в $3 млрд на решение проблемы беженцев, МК-Турция, 17 декабря 2019. www.mk-turkey.ru/life/2019/12/17/ mot-erdogan-turciya-zhdyot-ot-es-obeshannoj.html (дата обращения: 19.12.2019).

11. Жители греческих островов протестуют против массового скопления беженцев, Информационный портал «SWISSINFO.CH», 22.01.2020. www.swissinfo.ch/ rus/жители-греческих-островов-протестуют-против-массового-скопления-беженцев/45510702 (дата обращения: 25.12.2019).

12. В Греции полицейские подавили протесты против новых центров содержания мигрантов, ТАСС, 25.02.2020. www.tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7830045 (дата обращения: 25.12.2019).

13. РИА Новости, 17.02.2020.

14. Берестовая А., Саммит закончен: страны Евросоюза не смогли договориться по многолетнему бюджету, Телеканал «Звезда», 21.02.2020. www.tvzvezda.ru/news/ vstrane_i_mire/content/20202212330-bqhyU.html (дата обращения: 25.02.2020).

15. В Греции произошли столкновения местных жителей и полиции, РИА Новости, 25.02.2020. www.ria.ru/20200225/1565154996.html (дата обращения: 25.02.2020).

16. ТАСС, 25.02.2020.

17. Cumhurba§kani Erdogan NATO Zirvesi i^n Londra'ya gidiyor: Dörtlü zirve ve S-400 gündemde, Timeturk, 02.12.2019. www.timeturk.com/cumhurbaskani-erdogan-na-to-zirvesi-londra-ya-gidiyor-dortlu-zirve-ve-s-400-gundemde/haber-1313094 (дата обращения: 02.12.2019).

18. ТАСС, 23.01.2020.

19. The European Union, Turkey, the Middle East and the Kurds, The Greens/EFA in the European Parliament, 05.02.2020. www.greens-efa.eu/en/article/event/the-euro-pean-union-turkey-the-middle-east-and-the-kurds/ (дата обращения: 25.02.2020).

20. Durul T., Di§i§lerinden PKK, YPG/PYD yöneticilerinin katilimiyla AP'de sözde Kürt konferansi düzenlenmesine tepki, Anadolu Ajansi, 05.02.2020. www.aa.com.tr/tr/ turkiye/disislerinden-pkk-ypg-pyd-yoneticilerinin-katilimiyla-apde-sozde-kurt-kon-feransi-duzenlenmesine-tepki/1725729 (дата обращения: 25.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. The European Union, Turkey, the Middle East and the Kurds, The Greens/EFA in the European Parliament, 05.02.2020. www.greens-efa.eu/en/article/event/the-euro-pean-union-turkey-the-middle-east-and-the-kurds/ (дата обращения: 25.02.2020).

22. Di§i§leri Bakanligi Avrupa Parlamentosunda Kürt konferansi düzenlenmesini §iddetle lanetledi, Habertürk, 05.02.2020. https://www.haberturk.com/disisleri-bakan-ligi-avrupa-parlamentosunda-kurt-konferansi-duzenlenmesini-siddetle-lanet-ledi-2574314 (дата обращения: 25.02.2020).

23. Son dakika: TBMM Ba§kani Mustafa §entop'tan AP'ye kinama mektubu! Tak-vim, 07.02.2020. https://www.takvim.com.tr/guncel/2020/02/07/son-daki-ka-tbmm-baskani-mustafa-sentoptan-apye-kinama-mektubu (дата обращения: 25.02.2020).

24. В Кремле прокомментировали слова Эрдогана о военной операции в Идлибе. Известия, 19.02.2020. www.iz.ru/977968/2020-02-19/v-kremle-prokommen-tirovali-slova-erdogana-o-skoroi-voennoi-operatcii-v-idlibe (дата обращения: 25.02.2020).

25. ЕС выразил опасение из-за наступления войск Сирии в Идлибе при поддержке России, ИНТЕРФАКС, 12.02.2020. www.interfax.ru/world/694971 (дата обращения: 25.02.2020).

26. Регион, включающий арабские страны к востоку от Египта и к северу от Аравийского полуострова.

27. Statement by MEP Isabel Santos, Chair of the Delegation: Urgent action is needed to open humanitarian corridors to Idlib, European Parliament, Brussels, 18 February2020. www.europarl.europa.eu/delegations/ro/dmas/product/20200218DPU24444 (дата обращения: 25.02.2020).

28. Макрон заявил, что конфликт в Идлибе грозит Европе новым миграционным кризисом, ТАСС, 21.02.2002. www.tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7818333 (дата обращения: 25.02.2020).

29. Irish J., Europeans demand Syria government, Russia return to 2018 Idlib ceasefire deal, Reuters, February 26, 2020. www.reuters.com/article/us-syria-security-eu-rope/europeans-demand-syria-government-russia-return-to-2018-idlib-ceasefire-deal-idUSKCN20K25Y (дата обращения: 27.02.2020).

30. Coskun O., Erkoyun E., Turkey says will not stop Syrian refugees reaching Europe after troops killed, Reuters, 28.02.2020. www.ru.reuters.com/article/topNews/idUK-KCN20M0H1 (дата обращения: 29.02.2020).

31. Alta§ M., Yildirim O., AK Parti Sozcusu ^elik, "Multeci politikamiz aynidir ama ortada bir durum var, artik multecileri tutabilecek durumda degiliz." dedi, Anadolu Ajansi. www.aa.com.tr/tr/politika/ak-parti-sozcusu-celik-artik-multecileri-tutabilecek-du-rumda-degiliz/1747670 (дата обращения: 29.02.2020).

32. Foreign Minister Sergey Lavrov's statement and answers to media questions at a joint news conference following talks with Minister for Foreign and European Affairs of the Grand Duchy of Luxembourg Jean Asselborn, Moscow, February 28, 2020. www. mid.ru/en/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/ id/4062358 (дата обращения: 29.02.2020).

33. EU Calls for Rapid De-Escalation in Idlib, istanbul - BIA News Desk, 28 February 2020. http://m.bianet.org/english/world/220704-eu-calls-for-rapid-de-escalation-in-idlib (дата обращения: 29.02.2020).

34. Di§i§leri'nden multeci ve g09 a^klamasi, Sozcu, 28 §ubat 2020. www.sozcu.com. tr/2020/gundem/son-dakika-disislerinden-multeci-ve-goc-aciklamasi-5651575/ (дата обращения: 29.02.2020).

35. Fahrettin Altun: Suriye'deki operasyonlarimiz devam edecek, Bloomberg, 28 §ubat 2020. https://www.bloomberght.com/fahrettin-altun-bu-olanlari-hicbir-sey-yapma-dan-izleme-luksumuz-yok-2247791 (дата обращения: 29.02.2020).

36. Go9men yogunlugunun ya§andigi Pazarkule'ye ge^ler kapatildi: Go9menler tampon bolgede bekliyorlar, Yeni §afak, 01 Mart 2020. https://www.yenisafak.com/ gundem/gocmen-yogunlugunun-yasandigi-pazarkuleye-gecisler-kapatildi-gocmen-ler-tampon-bolgede-bekliyorlar-3527735 (дата обращения: 02.03.2020).

37. Nielsen N., Migrant deal with Turkey 'still stands', EU says, Brussels, 28. Feb. www. euobserver.com/migration/147589 (дата обращения: 02.03.2020).

38. idlib i^n olaganustu toplanan NATO'daki ortak bildiriye Yunanistan vetosu, Yeni §afak, 29 §ubat 2020. www.yenisafak.com/dunya/idlib-icin-olaganustu-toplanan-natoda-ki-ortak-bildiriye-yunanistan-vetosu-3527606 (дата обращения: 02.03.2020).

39. Erdogan says border will stay open as Greece tries to repel influx, The Guardian, 29 Feb. 2020. www.theguardian.com/world/2020/feb/29/erdogan-says-border-will-stay-open-as-greece-tries-to-repel-influx (дата обращения: 02.03.2020).

40. Greek police fired tear gas at migrants on Turkish border, Deutsche Welle, 29.02.2020. www.dw.com/en/greek-police-fire-tear-gas-at-migrants-on-turkish-bor-der/a-52582096 (дата обращения: 02.03.2020).

41. Over 13,000 migrants gather on Turkey-Greece border, Deutsche Welle, 29.02.2020. https://www.dw.com/en/over-13000-migrants-gather-on-turkey-greece-bor-der/a-52593052 (дата обращения: 02.03.2020).

42. VanOpdorp D., EU remains committed to refugee pact with Turkey, Deutsche Welle, 09.03.2020. www.dw.com/en/eu-remains-committed-to-refugee-pact-with-turkey /a-52698050 (дата обращения: 10.03.2020).

43. Group of 14 Syrian refugees picked up in Athienou, Cyprus Mail, February 29, 2020. www.cyprus-mail.com/2020/02/29/group-of-14-syrian-refugees-picked-up-in-athienou/ (дата обращения: 02.03.2020).

44. Austrian chancellor hints at closing borders as police clash with refugees on Greece-Turkey border, Independent, 29.02.2020. www.independent.co.uk/news/ world/europe/austria-immigration-border-refugee-crisis-greece-turkey-a9366536. html (дата обращения: 05.03.2020).

45. Dunai M., Komuves A., Hungary will defend EU against migrant wave, Orban says, Reuters, 05.03.2020. https://www.reuters.com/article/us-europe-migrants-central-europe/hungary-will-defend-eu-against-migrant-wave-orban-says-idUSKBN20R1H0 (дата обращения: 05.03.2020).

46. Sideris S., Refugee issue: As Greece panics, Bulgaria remains calm, Independent Balkan News Agency, 01.03.2020. www.balkaneu.com/refugee-issue-as-greece-pan-ics-bulgaria-remains-calm/ (дата обращения: 05.03.2020).

47. На шельфе и в исключительной экономической зоне Кипра были найдены крупные месторождения природного газа. В 2011 г. американская компания Noble Energy обнаружила месторождение «Афродита», запасы которого оценивались примерно в 140 млрд куб. м. Анкара, оспаривающая границы исключительной экономической зоны Кипра, направила в район судно «Фатих», заявив, что бурение продлится до 3 сентября 2019 г. 10 июня 2019 г. власти Республики Кипр санкционировали арест членов экипажа турецкого бурового судна. 4 июля 2019 г. Турция направила второе судно «Явуз» для проведения геологоразведочных работ на шельфе. Р.Т. Эрдоган заявил о готовности страны защищать права турок-киприотов на шельфовые месторождения, в том числе

с применением вооруженных сил. В сентябре 2019 г. правительство Кипра подписало с французской компанией «Тоталь» и итальянской «Эни» соглашение об освоении 7-го сектора месторождения на шельфе острова. Однако в начале октября 2019 г. Турция направила в этот район собственное буровое судно в сопровождении военных кораблей.

48. Премьер Греции потребует от НАТО осудить поведение Турции, РИА Новости, 01.12.2019. www.ria.ru/20191201/1561809157.html (дата обращения: 02.12.2019).

49. Statement by the Spokesperson on the situation in the Eastern Mediterranean, Brussels, 04.12.2019. https: / / eeas.europa.eu/diplomatic-network/palau/71513/ statement-spokesperson-situation-eastern-mediterranean_en (дата обращения: 05.12.2019).

50. Mitsotakis says 'all issues' raised in meeting with Erdogan, Ekathimerini-com, 04.12.2019. https://www.ekathimerini.com/247184/article/ekathimerini/news/ mitsotakis-says-all-issues-raised-in-meeting-with-erdogan (дата обращения: 05.12.2019).

51. European Council, 12-13 December 2019: Main results, European Council, Brussels, 13.12.2019. https://www.consilium.europa.eu/en/meetings/european-coun-cil/2019/12/12-13/ (дата обращения - 15.12.2019).

52. SC-76, 13 Aralik 2019, Di§i§leri Bakanligi Sozcusu Hami Aksoy'un Avrupa Birligi Kon-seyi'nin Ulkemizle ilgili ifadeleri Hakkindaki Soruya Cevabi, Turkiye Cumhuriyeti Di§i§leri Bakanligi, Ankara, 13.12.2019. http://www.mfa.gov.tr/sc_-76_-avrupa-birli-gi-konseyi-nin-ulkemizle-ilgili-ifadeleri-hk-sc.tr.mfa (дата обращения - 15.12.2019).

53. Предполагается, что по завершении EastMed обеспечит поставкуэнергоносителей, которые будут добываться на шельфах Израиля и Кипра, в континентальную Грецию. Маршрут трубопровода проляжет через территорию Республики Кипр и греческий остров Крит. Из Греции газ будет поставляться по газопроводу «Посейдон» в Италию и по соединительному газопроводу между Грецией и Болгарией (Interconnector Greece-Bulgaria, IGB) - в другие европейские регионы. Европейская комиссия назвала газопровод EastMed проектом общего интереса и предоставила 34,5 млн евро для завершения технических исследований для проекта. Ожидалось, что строительство этого трубопровода длиной 2 тыс. км займет около семи лет и будет стоить примерно 7 млрд долларов. Однако в мае 2019 года премьер-министр Италии Джузеппе Конте заявил, что Италия против строительства газопровода «Посейдон», который должен стать последним участком EastMed, что поставило под вопрос весь проект. Другие страны -участницы проекта подчеркивали, что усилят сотрудничество в этом плане с Италией.

54. Greece, Israel, Cyprus sign gas pipeline deal, angering Turkey, Aljazeera, 02.01.2020. www.aljazeera.com/ajimpact/greece-israel-cyprus-sign-gas-pipeline-deal-angering-turkey-200102142853126.html (дата обращения: 05.01.2020).

55. Премьер Греции: соглашение о газопроводе EastMed укрепляет отношения с Кипром и Израилем, ТАСС, 02.01.2020. www.tass.ru/ekonomika/7459895 (дата обращения: 05.01.2020).

56. Премьер Греции: соглашение о газопроводе EastMed укрепляет отношения с Кипром и Израилем, ТАСС, 02.01.2020. www.tass.ru/ekonomika/7459895 (дата обращения: 05.01.2020).

57. Президент Кипра считает, что проект газопровода EastMed укрепит энергобезопасность ЕС, ТАСС, 02.01.2020. www.tass.ru/ekonomika/7460071 (дата обращения: 05.01.2020).

58. Кипр обвинил Турцию в пиратстве из-за планов провести буровые работы у берегов острова, ТАСС, 19.01.2020. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-pan-orama/7553275 (дата обращения: 20.01.2020).

59. Turkey: Statement by the Spokesperson on the announcement of a new drilling operation, Statements by the Lead Spokesperson for Foreign Affairs and Security Policy, Brussels, 18.01.2020. www.eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_ en/73190/Turkey:%20Statement%20by%20the%20Spokesperson%20on%20the%20 announcement%20of%20a%20new%20drilling%20operation (дата обращения: 20.01.2020).

60. Исакова Е., Турция заинтересована в сотрудничестве с РФ по разработке газа у Кипра, РИА Новости, 23.01.2020. www.ria.ru/20200123/1563766924.html (дата обращения: 25.01.2020).

61. Механизм, утвержденный ЕС в ноябре 2019 года, позволяет ввести санкции в отношении физических лиц и компаний, ответственных за ведение буровой деятельности, связанной с геологоразведкой углеродных ресурсов, которая не разрешена Кипром, в его территориальных водах, эксклюзивной экономической зоне или на континентальном шельфе. Кроме того, под санкциями могут оказаться физические лица и компании, оказывающие финансовую поддержку этой деятельности Турции. Первый предупредительный блок санкций в отношении Анкары ЕС ввел 15 июля 2019 г., сократив финансовую поддержку и приостановив переговоры по соглашению о воздушных перевозках.

62. Declaration by the High Representative on behalf of the EU on the alignment of certain third countries concerning restrictive measures in view of Turkey's unauthorised drilling activities in the Eastern Mediterranean, Council of the EU, Press release, 31.01.2020. www.consilium.europa.eu/en/ press/press-releases/2020/01 /31 / declaration-by-the-high-representative-on-behalf-of-the-eu-on-the-alignment-of-certain-third-countries-concerning-restrictive-measures-in-view-of-turkey-s-unautho-rised-drilling-activities-in-the-eastern-mediterranean/ (дата обращения: 02.02.2020).

63. Новое судно «Кануни» относится к шестому поколению буровых судов и может проводить работы по бурению на глубине 11 400 метров.

64. Turkey's illegal drilling activities in the Eastern Mediterranean: EU puts two persons on sanctions list, Council of the EU, Press release, 27 February 2020. https://www. consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2020/02/27/turkey-s-illegal-drill-ing-activities-in-the-eastern-mediterranean-eu-puts-two-persons-on-sanctions-list/ (дата обращения: 01.03.2020).

65. COUNCIL DECISION (CFSP) 2020/275 of 27 February 2020 amending Decision (CFSP) 2019/1894 concerning restrictive measures in view of Turkey's unauthorised drilling activities in the Eastern Mediterranean, Official Journal of the European Union, 27.02.2020 // https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=uris-erv:OJ.LI.2020.056.01.0005.01.ENG&toc=OJ:L:2020:056I:TOC (дата обращения: 01.03.2020).

66. No: 58, 28 §ubat 2020, Dogu Akdeniz'deki Sondaj Faaliyetlerimiz Nedeniyle Avrupa Birligi'nin Aldigi Yaptirim Kararina ili§kin Listenin Onaylanmasi Hk., T.C. Di§i§leri Bakanligi, Ankara, 28.02.2020. http://www.mfa.gov.tr/no_58_-dogu-akdeniz-son-daj-faaliyetlerimiz-hk.tr.mfa (дата обращения: 01.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.