Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 3. C. 5-20 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 3, pp. 5-20 (In Russ.)
ИСТОРИЯ
DOI: 10.55959/М8Ш320-8095-13-67-3-1
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ КОРЁ И СУН В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВАНА ИНДЖОНА (1122-1146)
К.В. Хазизова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,
Россия; minari@yandex.ru
Аннотация: Период правления вана Инджона (вторая четверть XII в.) не случайно был выбран для описания истории корёско-сунских отношений. Активные взаимоотношения между корейским государством Корё (918-1392) и китайской империей Сун (960-1279) начались в XI в. Они развивались по нескольким направлениям. Прежде всего, это был обмен дипломатическими миссиями равного статуса: в мирные годы государства ежегодно обменивались одним-двумя посольствами, причем иногда сообщения из Сун привозили торговцы, на свободу передвижений которых международная обстановка практически не влияла. Активно развивался торговый обмен, затрагивавший соседнее государство Ляо (907-1125), с которым Сун вело опосредованную торговлю через Корё. Последним направлением были взаимные поездки буддийских монахов и обмен религиозной литературой.
В начале XII в. оба государства подверглись серьезным внутриполитическим испытаниям: в Корё это были восстания Ли Джагёма и Мёчхона, в Сун — Сун Цзяна и Фан Ла. Также оба государства столкнулись с масштабной внешней угрозой в лице государства Цзинь (1115-1234), которое в 1126 г. принудило Корё признать вассальную зависимость, а в 1127 г. отторгло у Сун северные территории, положив начало разделению на эпохи Северной и Южной династии. Сун неоднократно просило Корё выступить на его стороне против Цзинь, однако корейский ван предпочел сначала занять нейтральную позицию, а потом покориться чжурчжэням, чтобы избежать войны. Подобное отношение вызывало недовольство государства Сун, однако оно не имело возможности повлиять на решения Корё. Вскоре после окончательной утраты северных территорий Южное Сун практически прекратило официальные дипломатические контакты с Корё.
Ключевые слова: Корё, Сун, Цзинь, Ляо, ван Инджон, чжурчжэни, кидани, дипломатические отношения, госиньши (куксинса), Пённандо
Для цитирования: Хазизова К.В. Отношения между государствами Корё и Сун в период правления вана Инджона (1122-1146) // Вестн. Моск. ун-та.
© Хазизова К.В., 2023
О Ов
Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 3. С. 5-20. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-3-1
KORYO-SONG RELATIONS DURING THE REIGN OF KING INJONG (1122-1146)
Ksenia V. Khazizova
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; minari@yandex.ru
Abstract: The period of king Injong's reign (the second quarter of the 12th century) was specially chosen to describe the history of Koryo-Song relations. Active contacts between the Korean state Koryo (918-1392) and the Chinese Song Empire (960-1279) began in the 11th century. They developed in several directions. First, it was an exchange of diplomatic missions of equal status: in peaceful years, states exchanged one or two embassies annually, and merchants who had a certain freedom of action and did not depend much on the political situation sometimes brought messages from the Song. Trade exchange developed more actively, including the neighboring state of Liao (907-1125), with which the Song conducted indirect trade through Koryo. The last direction was mutual trips of Buddhist monks and the exchange of religious literature.
At the beginning of the 12th century, both states faced enormous difficulties in domestic politics: the uprisings of Lee Jagyom and Myoch'on in Koryo, and Song Jiang and Fang La in Song. In addition, both states faced a serious external threat in the face of the Jin state (1115-1234), which in 1126 forced Koryo to recognize vassalage, and in 1127 tore off the northern territories from the Song, marking the beginning of the division into the epochs of the Northern and Southern dynasties. Song repeatedly asked Koryo to take its side against Jin, but the Korean king preferred to observe neutrality first, and then submit to the Jurchen state in order to avoid war. This attitude caused dissatisfaction with the Song government, but it had no way to influence the decisions of the Korean neighbor. Shortly after the final loss of the northern territories, the Southern Song practically ceased official diplomatic contacts with Koryo.
Keywords: Koryo, Song, Jin, Liao, king Injong, Jurchen, Khitan, diplomatic relations, gosinshi (kuksinsa), Pyokrando
For citation: Khazizova K.V. Koryo-Song Relations during the Reign of King Injong (1122-1146). Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 3, pp. 5-20. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-3-1 (In Russ.)
Китайская империя Сун (960-1279) была провозглашена спустя несколько десятилетий после объединения государств Корейского полуострова Ван Гоном (5Ш ^^, род. в 943, ван Тхэджо Щ^, правил 918-943) и основания единого государства Корё (918-1392). Исторически между китайскими империями и корейскими государствами складывались тесные взаимовыгодные торговые контакты,
которые подкреплялись политическими отношениями в различной форме.
На раннем этапе корёско-сунских отношений в X в. корейцам постоянно приходилось балансировать между Сун и киданьским государством Ляо (907-1125), которые враждовали между собой и стремились перетянуть Корё на свою сторону. После того, как в 993 г. Корё расширило свою территорию до р. Амноккан (кит. Ялу-цзян), а в 1018 г. окончательно отбросило киданей от своих границ, тем самым помешав им напасть на Сун, оно получило право преимущественной пограничной торговли с киданьскими племенами вдоль реки. В результате в первой половине XI в. были установлены мирные взаимовыгодные отношения с Ляо, вполне устраивавшие Сун и дававшие ему возможность в полной мере продемонстрировать свой более высокий статус по сравнению с киданями, поскольку напряженные отношения между ними еще какое-то время сохранялись. Так, торговцам из Ляо был запрещен доступ на китайскую территорию, и они могли попасть туда только в составе корёских посольств. Сунским торговцам также был закрыт доступ в Ляо, и, таким образом, Корё активно вело посредническую торговлю между своими ближайшими северными соседями, получая от этого несомненную экономическую и политическую выгоду1.
С другой стороны, отражение агрессии Ляо способствовало росту влияния Корё, и Сун закономерно опасалось этого, желая в то же время сближения. Лучшим выходом из непростой ситуации оказалось налаживание дипломатических, культурных и торговых связей. После установления стабильности в регионе, с XI в., два правительства регулярно обменивались посольствами с дарами и посланиями с выражением дружеских чувств. Следует отметить, что сунские правители глубоко уважали Корё за высокий уровень культуры, поэтому к корёским послам применялся тот же термин, что и к сунским, — госиньши (ISÍS®, кор. куксинса букв.
«доверенное лицо государства»), в отличие от других государств, которые отправляли в Сун посланников в более низком статусе чаогунши , кор. чогонса букв. «посланник с данью»)2.
Сунские власти отбирали послов из числа высокообразованных чиновников, что также было призвано подчеркнуть равный с Китаем уровень корейского государства. В этом отношении интересные сведения можно почерпнуть из труда сунского ученого и дипломата
1 Breuker, Remco E. When Truth Is Everywhere: The Formation of Plural Identities in Medieval Korea, 918-1170. University of Leiden, 2006. P. 235-236.
2Хан Ёнъу. История Кореи: новый взгляд. М.: Восточная литература, 2010. С. 178.
Сюй Цзина (1091-1153) «Гаоли туцзин» (ÄMMI® «Иллюстрированное повествование о Корё», 1124), составленного по итогам его поездки в Корё с посольством, возглавляемым госиньши, шиланом Ведомства ритуалов Лу Юньди (Й^М) в 1123 г., незадолго до гибели Северной Сун в 1127 г. «Молодой корёский ван Инджон показался китайскому гостю истинным конфуцианцем, строгим и последовательным в соблюдении этикета, и большим знатоком классических текстов. Восхищение вызвала и дворцовая библиотека с великолепным собранием сунских текстов. <.. .> Устраивавшиеся во дворце лекции по конфуцианской философии казались Сюй Цзину копией с собственно сунских придворных обычаев. <.> В целом, нарисованная сунским послом картина наглядно показывает как сходства, так и различия в экономике, духовной жизни и обиходе Китая и Корё
~ 3
времен расцвета раннекорёской культуры»3.
Сунские посольства, прибывавшие в Корё, традиционно располагались в Пённандо (^ЯЖ в устье р. Есонган, примерно в 17 км от столичного Кэгёна (совр. Кэсон, КНДР). Пённандо был международным торговым портом, через который осуществлялась морская торговля с Китаем. Резиденция сунских послов носила название Пённанджон (ШЛ^ т^^, букв. «Павильон яшмовых волн»). Также этот порт посещали, пусть и менее малочисленные, торговцы из Японии, государств, находившихся на территории современных Вьетнама, Таиланда и Индии, и арабских стран. Существует популярная версия, что именно через Пённандо слово «Корея» (искаженное «Корё») проникло в Европу.
Что касается корёских торговцев, они также часто ездили в Сун по морю, обычно останавливаясь в порту Минчжоу совр. Нинбо пров. Чжэцзян), реже в Ханчжоу (Й^'Н, совр. пров. Чжэцзян) или Дэнчжоу (Xß;Jt|, совр. пров. Хэнань). Любопытно, что и китайские, и корейские торговцы не зависели от официальных посольств, а изредка даже выполняли их функции по доставке дипломатических посланий. Например, в записи «Корёса» от 1138 г. говорится: «Сунский торговец Юй Ди <.> прибыл в Корё из Минчжоу и привез сообщение о кончине бывшего императора Хуэй-цзуна.»4. Нидерландский
3 Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи. Т.1. С древнейших времен до 1904 г. М.: Наталис, 2011. С. 321-322.
4 Корёса. Квон 16. Сега 16. Инджон 2, 16 нён (1138) муонён 3 воль кёнджаиль. [Корёса (История [государства] Корё). Книга 16. История поколений 16. [Правление вана] Инджона [часть] 2, 16 год (1138), год муо, 3 месяц, день кёнджа.] URL: https:// terms.naver.com/entry.naver?docId=1624071&categoryId=62161&cid=62131 (дата обращения: 22.05.2023).
исследователь Р. Брёкер полагает, что «китайские и корейские купцы имели давние традиции взаимодействия со времен Пэкче и Силла и потому обладали значительной степенью независимости от политической ситуации; например, в конце Х в., когда сунско-корёские отношения охладели, объем международной торговли увеличился в разы»5. Из Китая в Корё обычно ввозили шелк, лекарства, фарфор, книги, благовония и предметы роскоши, а обратно везли золото, серебро, медь, женьшень, а также ювелирные изделия. Но особенным спросом у китайских торговцев пользовались корейские книги и бумага, кисти и тушь6.
Очень активно укреплению взаимоотношений двух государств способствовали буддийские монахи, путешествовавшие из Китая в Корею и обратно, посещавшие монастыри, привозившие религиозную литературу и последние новости. В 1085 г. наставник Ыйчхон (Й^ 1055-1101, брат вана Сонджона, 1083-1094) якобы тайно покинул страну на сунском торговом корабле, чтобы совершить путешествие по Китаю. Придворные чиновники опасались, что визит корёского принца в Сун осложнит отношения Корё и Ляо. Ыйчхон построил в Ханчжоу в храме Хуэйюаньсы павильон секты Хваом (кит. Хуаянь) и несколько пагод, в итоге весь комплекс получил название «Гаолисы» (йЩ^ «Корёский монастырь»). Его посещали и китайцы, и корёсцы, сформировавшие к тому времени в Ханчжоу крупную влиятельную общину7.
Переломным периодом в корёско-сунских отношениях стало правление вана Инджона (Сж род. в 1109, правил 1122-1146)8. Вскоре после восшествия Инджона на престол в 1127 г. началось масштабное восстание аристократов, возглавляемых тестем вана Ли Джагёмом9. Спустя несколько лет, в 1135 г., в Пхеньяне (тогда
5 Breuker, Remco E. Ор.ск. Р. 238.
6 Хан Ёнъу. Указ. соч. С. 179-180.
7 См.: Хан Ёнъу. Указ. соч. С. 179-180; Тихонов В.М., Кан Мангиль. Указ. соч. С. 323.
8 Старший сын ванаЕджона (1105-1122) от супруги Сундок из рода Ли.
9 Ли Джагём (^ЖШ ?-1127) был внуком Ли Джаёна, который выдал трех дочерей за вана Мунджона (1046-1083) и тем самым обеспечил своему клану почет и процветание; его отец Ли Хо выдал дочь (сестру Ли Джагёма) замуж за вана Сунджона (сын Мунджона, правил менее года, 1083); а сам Ли Джагём выдал первую (старшую) дочь за Еджона, а третью и четвертую — за Инджона, еще более укрепив положение своего рода при дворе. Известно также, что Ли Джагём занял большинство высших постов по «праву тени» (ымсо). Ли Джагёму доверили опеку над малолетним ваном, и он фактически стал первым лицом государства, обладая неограниченной властью, и сразу принялся устранять соперников из числа недовольных чиновников. Ли Джагёма постоянно обвиняли в коррупции, и в 1127 г. оппозиция попыталась устранить его, однако он выжил и поджег ванский дворец,
Согён — «Западная столица») произошло восстание под предводительством буддийского монаха Мёчхона10, подавление которого заняло несколько месяцев. После этого в государстве, уставшем от внутренних усобиц, создались предпосылки для «более миролюбивой конфуцианской политики и отказа от продвижения на север»11.
Что касается империи Сун, для нее вторая четверть XII в. стала временем кардинальных преобразований, как во внутренней, так и во внешней политике. Так, в 1114-1119 гг. происходила заключительная стадия пятой китайско-тангутской войны по вопросу демаркации участков границы между Северной Сун и Си Ся. Кроме того, еще в 1113 г. чжурчжэньское государство Цзинь (1115-1234) атаковало клонившееся к упадку государство Ляо, и империя Сун, будучи давним противником киданьской империи, в 1120 г. вступило с Цзинь в военный союз12. Одновременно в Сун разгорелось несколько крупных восстаний, которые серьезно обострили внутреннюю обстановку в стране и оттянули на себя часть армии, которая должна была вместе с Цзинь атаковать Ляо13.
чтобы вынудить Инджона переселиться в усадьбу клана Ли. Существует предположение, что там вана пытались вынудить отречься от престола и даже дважды отравить. В конце концов сторонники правителя смогли освободить его из заключения, а Ли Джагём был арестован и отправлен в ссылку, где вскоре скончался при невыясненных обстоятельствах. Подробнее см.: Корёса. Книга 127. Биографии 4. Предатели и изменники 1. Ли Джагём.
10 Мёчхон , ?—1135) был лидером местной группировки, возвысившейся благодаря стремлению вана Инджона, напуганного мятежом представителя столичной знати Ли Джагёма, найти опору в среде провинциального чиновничества. Он настаивал на переносе столицы в Согён, именовании вана императором и отказе от конфуцианства в пользу местных верований. Для того, чтобы показать серьезность своих намерений, он поднял вооруженное восстание и провозгласил создание государства Тэвигук (^МШ «Государство великих деяний»). Также он ратовал за начало военных действий против набиравшего силу чжурчжэньского государства Цзинь. Мятеж был подавлен правительственными войсками под руководством Ким Бусика (^ШЗД 1075—1151), прославившегося как автор «Самгук саги» («Исторических записей Трех государств»).
11 Хан Ёнъу. Указ. соч. С. 197.
12 История Китая с древнейших времен до начала XXI века: В 10 т. / Гл. ред. С.Л. Тихвинский. Т. IV. Период Пяти династий, империя Сун, государства Ляо, Цзинь, Си Ся (907—1279) / отв. ред. И.Ф. Попова; Ин-т восточных рукописей РАН. М.: Наука; Вост. лит., 2016. С. 261—263.
13 После падения Ляо в 1125 г. чжурчжэни потребовали от Сун подписания неравноправного договора по вопросу о разделе бывших киданьских территорий, под предлогом того, что сунская армия почти не участвовала в сражениях. Также Сун обязалась выплачивать Цзинь огромную дань, составлявшую шестую часть налоговых поступлений от переданных империи областей. Однако «для китайцев важнее, чем даннические выплаты чжурчжэням, было то, что договор определили не как "родственный", а как "дружеский". Такое различие скрывало за собой специфическую дипломатическую тонкость. При заключении "родственного союза"
В 1126 г. Цзинь потребовало от Сун официального признания вассальной зависимости, и императору Цинь-цзуну (1125-1127) пришлось пройти через унизительный ритуал. А переломным моментом в истории династии стал 1127 г., когда войска Цзинь захватили сунскую столицу Кайфэн, включив в своё государство север Китая. Бывший император Хуэй-цзун (1100-1125) и отрекшийся от престола в 1127 г. Цинь-цзун были уведены в плен в Маньчжурию14. В 1127 г. девятый сын Хуэй-цзуна Чжао Гоу был провозглашен императором под именем Гао-цзуна (1127-1162)15.
В этой непростой обстановке Корё встало перед выбором: поддержать заведомо более слабую, однако истинно китайскую, «хань-скую» империю Сун, с которой у него сложились многовековые добрососедские отношения, или «варварское», но гораздо более сильное и потому опасное государство Цзинь. Следует отметить, что чжурчжэни всерьез строили планы если не по завоеванию Корё, то по превращению его в вассала-данника. В частности, они утверждали, что предок основателя их династии Ваньянь Агуды (1068-1123, император Тай-цзу, 1115-1123) Айцинь Цзяоло был корёс-цем, и Корё является их прародиной16. Сначала правительство Корё весьма жестко выразило свое возмущение требованиями признать вассалитет, однако с течением времени ван Инджон пришел к выводу, что безопаснее будет согласиться, поскольку Корё не было готово воевать с огромной армией, только что успешно разгромившей кида-ней. В результате в 1126 г. Корё подписало соглашение о признании Цзинь сюзереном и выплате дани. В 1128 г. Цзинь попытались также поднять вопрос о передаче им ряда территорий вдоль пограничных рек Амноккан и Туманган (кит. Тумыньцзян), однако в этом Инджон
пришлось бы вновь договариваться о характере "родственных отношений" Агуды и Хуэй-цзуна. Так как чжуржэньский правитель был на 14 лет старше китайского императора, послы больше всего опасались, что он откажется именовать себя "младшим братом". Вместе с тем "дружеский" договор предполагал признание равного статуса обеих сторон. Поэтому есть веские основания говорить, что уже на раннем этапе сунско-цзиньских отношений чжурчжэньские лидеры добились больших успехов в утверждении своего равенства с Китаем, чем киданьские. В результате договор <...> как и следовало ожидать, вслед за неудачами в войне с Си Ся и восстаниями, усилил массовое недовольство правительством». Там же. С. 265-266.
14 Там же. С. 268, 271-272.
15 Этот год считается рубежом между эпохами Северной и Южной Сун. Северная часть империи, граница которой проходила по р. Хуанхэ, оказалась под контролем Цзинь, которое провозгласило там марионеточное государство Чу. Война между Южной Сун и Цзинь за возвращение Северного Китая продолжалась до 1234 г., когда Цзинь пало в результате монгольского нашествия.
16Хан Ёнъу. Указ. соч. С. 196.
проявил твердость и дал понять, что Корё готово платить дань, и не более того (подробнее см. ниже).
В 1122—1126 гг. дипломатические контакты Корё и Сун, согласно официальной летописи «Корёса»17, были весьма немногочисленными: дважды в год в Кэгён прибывало официальное посольство, причем в 1123 г. на него была возложена миссия поздравить вана Инджона с восшествием на престол и принести соболезнования по случаю кончины вана Еджона. Однако уже с 1126 г., когда в сунско-цзиньских отношениях наметилась напряженность, Сун неоднократно направляло в Корё послания с требованием выступить на его стороне в противостоянии с «варварами». Корёское правительство, как уже упоминалось, довольно быстро пришло к решению не воевать с чжурчжэнями, поэтому сунскому послу был дан вежливый, но твердый ответ: Корё, безусловно, высоко чтит добрососедские отношения с Сун, но корёская армия так слаба и плохо натренирована, что не готова к военным действиям. В послании содержалось обещание вступить в войну на стороне Сун, когда войска будут готовы, но и корёсцы, и сунцы прекрасно понимали, что это лишь слова.
В 1128 г. в Корё прибыл новый посол теперь уже Южной Сун шан-шу Ведомства наказаний Ян Инчэн (ШШШ), который также передал требование императора вступить в войну с Цзинь и помочь вернуть северную часть империи. В отличие от главы предыдущей миссии, Ян Инчэн вел себя весьма надменно и всячески демонстрировал свое нежелание общаться с корёскими сановниками до тех пор, пока не получит положительный ответ на послание. Так, он отказался принимать участие в подготовленных для посольских чиновников увеселениях под предлогом, что Пённанджон, где они проживали, находится слишком далеко от столицы. Когда же ему было передано послание вана Инджона, где уже недвусмысленно говорилось о невозможности начать военные действия против Цзинь, он отказался присутствовать на прощальном пиру в его честь, вернул дары, предназначенные для передачи императору Сун, и покинул Корё. Спустя несколько месяцев Корё было вынуждено направить в Сун посольство с разъяснением своей позиции, принятой с пониманием. Аналогичная ситуация повторилась в 1131 г.
При этом Корё продолжало настаивать на неизменно дружеском отношении к Сун как к высококультурному и достойному государству; например, в записи от 8 месяца 1129 г. говорится: «Ван повелел
17 Здесь и далее подробно см. Хронологию ниже.
<...> провести в Соджиксо публичное чтение сунского трактата "Чжунъицзи" "Собрание [сочинений] о верности и долге")».
Любопытно, что Корё всерьез опасалось, что действия сунских посольств могут негативно сказаться на его отношениях с Цзинь и привести к военным действиям. В частности, послов просили путешествовать морем, а не по суше, поскольку в последнем случае они неминуемо пересекут территорию, контролируемую цзиньскими войсками, и это может быть расценено как попытка Корё пренебречь вассальными отношениями. Сунское правительство не осталось в долгу и в 1132 г. попросило Корё некоторое время не присылать посольства под предлогом, что возможно новое нашествие «варваров с севера». Южнокорейский историк Ли Джонсин полагает, что это было пассивным выражением отказа от переноса начала сезонной торговли на более поздний срок в ситуации, когда Корё пыталось укрепить свой статус, ведя торговый обмен и с Цзинь, и с Сун18. С другой стороны, это послание датировано 5-м месяцем, и не исключено, что оно было связано именно со временем года, ведь посольство не могло быть снаряжено ранее, чем через несколько месяцев, ближе к зиме, когда ехать в Сун было небезопасно19.
В 1133 г. Корё сделало попытку направить в Сун посольство морским путем, в обход театра военных действий, но шторм нарушил планы и вынудил миссию вернуться. А в 1135 г. во время мятежа Мёчхона правительство Сун прислало посольство с предложением военной помощи для усмирения восставших. Однако, хотя китайцы и обещали прислать армию по первому зову, в речи посланника прозвучала оговорка, что путь в Корё труден и долог, море штормит, и армия вряд ли сможет добраться в срок. Тем не менее, подчеркнул посланник, Сун готово прислать армию по первой просьбе, и со стороны Корё было бы благородно поступить так же, прислав войска для борьбы с Цзинь, как и было обещано несколько лет назад. На это ван Инджон ограничился выражением благодарности и еще раз просил передать императору, что для Корё выгоднее оставаться
18 Ли Джонсин. Корё-ый тэве кванге-ва Мёчхон-ый нан [Внешняя политика Корё и мятеж Мёчхона] // Сачхон [Всё об истории], 45. 1996. С. 77.
19 «Чжурчжэни, привыкшие к холодному климату, плохо переносили летнюю жару. Кроме того, от нее портилось их вооружение (размягчался клей из рыбьих пузырей, скреплявший луки), а для боевых коней весной было трудно найти фураж. Поэтому чжурчжэни предпочитали с наступлением весеннего периода возвращаться в родные земли, отправляя скакунов на пастбища, и возобновлять войну осенью, после начала холодов и созревания урожая. Соответственно, китайцы считали наиболее благоприятным временем для борьбы с чжурчжэнями разгар лета, т. е. 6-й месяц». См.: История Китая. Т. IV. С. 269.
«буферной зоной» между Цзинь и Сун, и он надеется, что император поймет его устремления и согласится с ними.
В 1137 г. власти Корё помогли нескольким сунским подданным вернуться домой, предоставив корабли, за что удостоились благодарности от императора. С этого времени и до смерти вана Инджона в 1146 г. в летописи не было упомянуто ни одного визита либо отправки посольства, что явно свидетельствует о сокращении дипломатических контактов между Корё и Южной Сун в условиях, когда корейцы категорически отказались помогать китайцам в возвращении отторгнутых территорий.
Таким образом, мы видим, что в сложных внешне- и внутриполитических условиях, в которых оказалось государство Корё в правление вана Инджона, дипломатические отношения с империей Сун развивались крайне неравномерно. В мирные годы государства ежегодно обменивались одним-двумя посольствами, причем иногда сообщения из Сун привозили торговцы, имевшие определенную свободу действий и не сильно зависевшие от политической ситуации. Пик отношений пришелся на период с 1125 по 1135 гг., когда Сун подверглось нападению чжурчжэньского государства Цзинь и искало помощи у давнего друга и соседа Корё, а последнее сначала заняло нейтральную позицию, а потом и вовсе согласилось стать вассалом Цзинь, чтобы избежать войны. После 1135 г., когда в Корё наладилась внутриполитическая ситуация, а Южное Сун поняло, что сосед не станет помогать с возвращением северных территорий, дипломатический обмен свелся практически к нулю и продолжался столь же нерегулярно при следующем ване Ыйджоне (1146—1170).
Хронология дипломатических отношений Корё и Сун при ване Инджоне (1122-1146)20
1122 г., 6 мес. Из Сун прибыло посольство из 69 человек во главе с посланником день чонми чидеши кор. чичхопса цзиньу сяовэй Яо Си (Мв).
1123 г., 1 мес. Из Сун прибыло посольство во главе с посланником чидеши Сюй день капча Ли
—"—, 6 мес. Из Сун прибыло посольство во главе с посланниками госиньши день кабо кор. куксинса шиланом Ведомства ритуалов Лу
Юньди (Й^Й) и чжуншу шэжэнем Фу Моцином (^ШШ). Лу Юньди прибыл в сопровождении Сюй Цзина (ШШ) и пробыл в Корё около месяца.
20 Составлена по: Корёса. Книга 15—17. История поколений 15—17. [Правление вана] Инджона 1—3.
день кёнджа Ван Инджон принял послание из Сун с поздравлениями по случаю
восшествия на престол и подарками. день кемё Ван получил из Сун послание с выражением скорби по поводу кончины предшествующего правителя [Еджона] и дарами для поминального храма Хондан. Лу Юньди [также] обратился к вану с личным обращением, выразив соболезнования по поводу кончины [вана Еджона] и пожелания процветания новому правителю. Ван выступил с ответной речью, выразив благодарность и надежду на дальнейшее благотворное развитие отношений с Сун, подчеркнув лояльность Корё.
-"-, 7 мес. Посольство Лу Юньди отправилось домой, перед отъездом вновь день синю выразив соболезнования.
1124 г., 5 мес. Из Сун прибыл торговец Лю Чэн (ЯШ) в сопровождении 49 спут-день кёнджа ников, привез письмо, в котором речь шла о судьбах двух китайцев, переехавших жить в Корё.
-"-, 7 мес. В Сун послали пуса Военного бюро (Чхумильвон) Ли Джадока день муджа (ФШШ ° ) и сынвона Цензората (Осадэ) Ким Бучхоля (^Ш Й чтобы передать императору послание с выражением
благодарности и особые дары.
1126 г., 3 мес. На северной границе участились атаки со стороны государства дни синмё, Цзинь, чиновники и ван решали, стоит ли заключать с ними ди-ыльми пломатические отношения, либо готовиться к войне, поскольку
они напали на Сун, с которым у Корё добрососедские отношения.
-"-, 7 мес. Из Сун прибыло посольство во главе с гэмэнь чжихоу Хоу Чжаном день чонмё и Гуй Чжунфу (ВФ^), которые передали вану послание
императора Цинь-цзуна, вступившего на престол после отречения Хуэй-цзуна, с требованием начать военные действия против Цзинь, дабы подтвердить свою лояльность Сун. день кеми Передав послание, Хоу Чжан быстро собрался обратно в Сун, однако перед отъездом еще раз обратился к вану Инджону с требованием помощи, на что ван ответил, что Корё на протяжении двух столетий было лояльно к Сун и готово всячески его поддерживать, но возразил: как может маленькая изолированная страна справиться с полчищами варваров, перед которыми бессилен даже великий Китай? «Однако [с нашей] слабой военной мощью кажется невозможным победить варваров, [которые только] набирают силу». Он обещал начать военные действия, как только будет подготовлено вооружение и натренированы воины. Ван отметил, что еще несколько месяцев назад Корё отправило в Цзинь письмо с предложением дружбы, однако ответа не получило.
Также ван передал императору Цинь-цзуну послание, в котором Корё обещало вступить в войну с Цзинь после того, как накопит силы, поскольку «нельзя не последовать приказу».
—"—, 9 мес. Пуса Военного бюро Ким Бусик (^ШЗД ^^^) и сиран Ведомства день ыльчхук наказаний (Хёнбу) Ли Джуён (^М® отправились в Сун
с поздравлениями по случаю восшествия императора Цинь-цзуна на престол.
1127 г., 5 мес. По дороге в сунский [порт] Минчжоу посольство во главе с Ким день синчхук Бусиком встретилось с цзиньской армией и было вынуждено повернуть обратно и возвратиться в Корё.
—"—, 7 мес. Из Сун прибыло посольство во главе с фуши (губернатором) Мин-
день чиниль чжоу Чжан Шэнем
1128 г., 3 мес. Из Сун прибыл торговец Цай Шичжан с сообщением день чонхэ о восшествии на престол императора Гао-цзуна.
—"—, 6 мес. Из Сун прибыло посольство во главе с посланниками госиньши: день чонми шаншу Ведомства наказаний Ян Инчэном (ШШШ) и фанюйши Цичжоу Хань Янем (1$®). Они передали вану послание от императора и сообщили, что не смогут принимать участие в увеселениях в их честь, кроме ритуала вручения императорского послания, поскольку разместились в порту Пённандо в 30 ли от столицы, и им далеко добираться. день кими Вану было вручено послание императора Сун, в котором говорилось о намерении Сун продолжать дружеские отношения с Корё, о необходимости поддержать Сун в борьбе с Цзинь и о передаче вану даров от нового императора.
Затем Ян Инчэн со свитой вернулся из посольства и зачитал еще одно послание: «Корея была верна [Китаю] из поколения в поколение. Сейчас двух императоров (Хуэй-цзуна и Цинь-цзуна) захватили варвары, и Корё [должно] помочь [их] вызволить. [Вы] говорите, что дорога в Цзинь трудна и непроходима, [но, когда вы] посылали туда [посланников] с данью, [все было] проходимо. Не позволяйте этим варварам (Цзинь), внезапно пришедшим к власти, [заставить вас] отказаться от клятвы, [которую вы] давным-давно дали Китаю (Сун). Ван не должен медлить с этим вопросом и быстро принять решение».
Ван ответил: «Начиная с правления императора Шэнь-цзуна (1067—1085) и до отречения императора Хуэй-цзуна, Корё было преданным другом Сун, и выражает глубочайшее сожаление и обеспокоенность пленением [правительством Цзинь] двух императоров». Тем не менее, ван вновь выразил обеспокоенность тем, что если Корё вступит в военные действия с Цзинь, оно может оказаться в уязвимом положении, особенно «если [Цзинь] разведают морской путь [к южной части Корейского полуострова] и поймут, что он удобен».
-"-, 8 мес. Госиньши Ян Инчэн перед отбытием на родину передал вану день кёнъо благодарственное письмо, где в очередной раз настаивал на необходимости встать на сторону Сун и вступить в военные действия с Цзинь, пленившим двух императоров.
На это ван дал недвусмысленный ответ, что Корё неизменно лояльно по отношению к Сун, но не будет воевать с Цзинь. Более того, он выразил озабоченность тем, что если сунские послы будут возвращаться сухопутным путем через северные территории Корё, где на пограничной р. Амноккан стоят цзиньские войска, это может быть расценено последними как стремление Корё обострить отношения с новой империей.
После этого Ян Инчэн выразил недовольство позицией Корё, отказался присутствовать на прощальном банкете и вернул поднесенные посольству дары, в том числе ритуальные предметы. день капсуль Сиран Ведомства ритуалов (Ребу) Юн Они (^ШШ. от-
правился в Сун с посланием от вана Инджона, где выражалось сожаление по поводу того, что из-за внутренней смуты ван не смог устроить должное празднество в честь воцарения нового императора Гао-цзуна. Также ван приносил извинения по поводу отказа участвовать в военных действиях против Цзинь из-за опасений за судьбу своей страны и подтверждал, что Корё готово и впредь выплачивать Сун установленную дань. -"-, 12 мес. Посланник Юн Они вернулся из Сун с письмом от императора, где день кабин говорилось, что Сун понимает позицию Корё, и что единственной целью требования об участии Корё в войне с Цзинь было стремление вернуть похищенных императоров.
1129 г., 8 мес. Ван повелел сынсону Чон Хану провести в Соджик-день мусин со (ведомство, отвечавшее за хранение книг) публичное чтение
сунского трактата «Чжунъицзи» (ЙШЖ «Собрание [сочинений] о верности и долге»).
1130 г., 4 мес. Прибыл сунский посланник цзиньу сяовэй Ван Чжэнчжун (1Ш день капсуль с сообщением, что Сун в течение некоторого времени не будет
принимать корёских послов, поскольку из-за напряженной военной ситуации не смогут гарантировать их безопасность.
-"-, 7 мес. Ван Чжэнчжун сообщил, что вскоре его сменит посол более вы-день киса сокого ранга, не имевший возможности выехать ранее, после чего будут совершены все полагающиеся церемонии.
1131 г., 4 мес. Прибыл сунский доуган (ЙИ, чиновник, занимавшийся дипломати-день кичхук ческой перепиской) Чжо Жун с сообщением, что Сун начало
военные действия против Цзинь. Ван Инджон собрал придворных чиновников и спросил совета: поскольку ранее послы Сун дважды просили Корё о помощи, которая не была оказана, сейчас Корё оказалось перед моральной дилеммой: выполнить долг или сберечь [свое государство]. Чиновники посоветовали вану направить [в Сун] посланника с разъяснением позиции Корё.
1132 г., 2 мес. день синса
—"—, 5 мес. день кеми
1133 г., 2 мес. день ыльса
1135 г., 6 мес. день кими
день ыльхэ
—"—, 9 мес. день кеса
1136 г., 9 мес. день ыльхэ
Вонверан Ведомства ритуалов (Ибу) Чхве Ючхон ^^^)
и хаммун чиху Сим Ги (ШШ ) отправились в качестве посланников в Сун с грамотой, в которой ван Инджон принес извинения за то, что не смог вовремя приветствовать нового императора: ни сразу после его восшествия на престол из-за боязни военного столкновения с Цзинь, ни позднее, поскольку послы сообщили, что корёсцев не смогут принять в Сун.
Чхве Ючхон со свитой вернулся из Сун с посланием от императора, где говорилось, что Корё может прислать официальное посольство, но лучше сделать это до осени, поскольку потом Сун опасается нового нашествия «варваров с севера».
Ван отправил санынса (ИЖ®, букв. «посланник с данью») Хан Ючхуна и Ли Джиджо (Ф2.& с дарами
в Сун. Однако на море разыгрался шторм, кораблю едва не затонул, а дары промокли, так что посольство было вынуждено возвратиться в Кэсон.
Из Сун прибыл дигунлан Юй Дуньли с сообщением, что
император узнал о беспорядках в Согёне и готов в случае необходимости прислать 100 тысяч воинов для усмирения мятежников. Отбывая в Сун, Юй Дуньли вновь сообщил вану, что Сун готово оказать военную поддержку армии Корё, осадившей мятежников в Согёне, однако отметил, что [в этом сезоне] море бурное, поэтому прибытие армии может столкнуться с трудностями.
были
Мун Сынми (^Ж^ ) и Но Хёнъён (ШШ
отправлены в Сун с официальным посланием.
Ким Чхигю (&ШШ и Ю Дэго ($ШЩ были от-
правлены в Минчжоу с официальным посланием, гласившим, что, хотя Корё на протяжении 200 лет было предано Сун и пользовалось благосклонностью Сыновей Неба, у него не было иного выхода, кроме как заключить мир с Цзинь, дабы избежать военных действий, на которых в 1128 г. настаивал посол Ян Инчэн. Поскольку Сун и Цзинь находятся в состоянии войны, если Сун начнет атаковать Цзинь по суше (т. е. через северные территории Корё), то и Цзинь двинется по этим территориям, что причинит огромный вред Корё. Таким образом, для Корё выгодно оставаться «нейтральной зоной» между Цзинь и Сун, и ван надеется, что император поймет его устремления и согласится с ними.
В ответном послании из Минчжоу говорилось, что в Сун понимают трудности, с которыми столкнулось Корё. Однако во время своего пребывания в Корё посланник Юй Дунли заверял вана в готовности Сун предоставить армию для помощи в борьбе с мятежниками, и было бы благородно со стороны Корё так же прислать войска.
1137 г., 4 мес. Ким Чхигю и Ю Дэго вернулись из Сун с ответным посланием от день кабин императора Гао-цзуна, который благодарил Корё за предоставление кораблей для некоторых жителей Сун, находившихся в Корё и не имевших возможности вернуться домой сухопутным путем. Он также выразил надежду, что власти Корё предоставят корабли и для других сунцев.
1138 г., 3 мес. Сунский торговец Юй Ди (йЙ) в сопровождении 63 человек при-день кёнджа был в Корё из Минчжоу и привез сообщение о кончине бывшего
императора Хуэй-цзуна и императрицы Ниндэ из рода
Чжэн(^).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. История Китая с древнейших времен до начала XXI века: В 10 т. / Гл. ред. С.Л. Тихвинский. T. IV. Период Пяти династий, империя Сун, государства Ляо, Цзинь, Си Ся (907-1279) / Отв. ред. И.Ф. Попова; Ин-т восточных рукописей РАН. М.: Наука; Вост. лит., 2016.
2. Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи: В 2 т. Т. 1. С древнейших времен до 1904 г. М.: Наталис, 2011.
3. Хан Ёнъу. История Кореи: новый взгляд. М.: Восточная литература, 2010.
4. Корёса. Сега. Ёльчон. [Корёса (История [государства] Корё). История поколений. Биографии.] URL: https://terms.naver.com/entry.naver?docId=1624071&cate goryId=62161&cid=62131 (дата обращения: 22.05.2023).
5. ЛиДжонсин. Корё-ый тэве кванге-ва Мёчхон-ый нан [Внешняя политика Корё и мятеж Мёчхона] // Сачхон [Всё об истории], 45. 1996. С. 67-98.
6. Breuker, Remco E. When Truth Is Everywhere: The Formation of Plural Identities in Medieval Korea, 918-1170. University of Leiden, 2006.
REFERENCES
1. IstoriiaKitaya s drevneishikh vremen do nachalaXXIveka. V101. /gl. red. S.L. Tikh-vinskii. T. IV. Period pyati dinastii, imperia Sun, gosudarstva Liao, Tzin, Si Sia (907-1279) / Otv. red. I.F. Popova; In-t vostochnykh rukopisei RAN. M.: Nauka — Vost. Lit., 2016. [History of China from Ancient Times till the Beginning of the 21st Century. 10 Vol. Editor-in-chief S.L. Tikhvinskii. Vol. 4. Period of Five Dynasties, Song Empire, Liao, Jin, Xi Xia States (907-1279) / ed. I.F. Popova; Institute of Oriental Manuscripts of RAS. Moscow, "Science — Oriental Literature", 2016.]
2. Tikhonov V.M., Kang Mangil. Istoriia Korei. V 2 t. T. 1. S drevneishikh vremen do 1904 g. M.: Natalis, 2011. [Tikhonov V.M., Kang Mangil. History of Korea. 2 Vol. Vol. 1. From Ancient Times Till 1904. M.: Natalis, 2011.]
3. Han Young-woo. Istoriia Korei: novyi vzglyad. M.: Vostochnaya literature, 2010. [Han Young-woo. History of Korea: New View. Moscow, "Oriental Literature", 2010.]
4. Koryösa. Sega. Yölchön. [Koryösa (History of Koryö). Generations. Biographies.] URL: https://terms.naver.com/entry.naver?docId=1624071&categoryId=62161&c id=62131.
5. Lee Chöngsin. Koryö-üi taewae kwan'gye-wa myoch'öng-üi nan. [Koryo's Foreign Relations and the Rebellion of Myochong.] Sach'ong [All About History] 45, 1996. P. 67-98.
6. Breuker, Remco E. When Truth Is Everywhere: The Formation of Plural Identities
in Medieval Korea, 918-1170. University of Leiden, 2006.
Статья поступила в редакцию 05.07.2023; одобрена после рецензирования 20.09.2023; принята к публикации 26.10.2023.
The article was submitted 05.07.2023; approved after reviewing 20.09.2023; accepted for publication 26.10.2023.
ОБ АВТОРЕ
Хазизова Ксения Владимировна — магистр востоковедения и африканистики, старший преподаватель Кафедры истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, ведущий методист Международного центра корееведения МГУ; minari@yandex.ru
ABOUT THE AUTHOR
Ksenia V. Khazizova — M.A. in Oriental Studies, senior lecturer at the Dept. of History of Far Eastern and South-Asian Countries of Institute of Asian and African Studies of Moscow State University, leading methodologist at International Center for Korean Studies of MSU; minari@yandex.ru