О.В. Дьякова*
О времени падения чжурчжэньского государства Дун Ся (Восточное Ся)
АННОТАЦИЯ: В статье пересматривается дата гибели чжурчжэньского государства Дун Ся. В отечественной и зарубежной литературе принято считать, что время существования чжурчжэньского государства Дун Ся (Восточное Ся) ограничивается рамками 12151234 гг. Анализ и перекрёстная датировка археологического материала горных городищ Восточного Ся в Приморье показали, что городища продолжали функционировать длительное время после разгрома монголами империи Цзинь в 1234 г., капитуляции Восточного Ся и казни вана Пусянь Ваньну. Письменные источники свидетельствуют, что государство Восточное Ся не погибло, а восстановилось после капитуляции, сохранив свою администрацию, продолжавшую по-прежнему управлять территорией. К тому же Восточное Ся по требованию монголов принимало активное участие в военных действиях против Корё весь юаньский период, а сама территория Восточного Ся во время походов монголов в Корею превращалась в проходную дорогу.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: чжурчжэни, монголы, Корё, Дун Ся, датировка, Юань, Приморье, Китай.
Введение. Чжурчжэньское государство Дун Ся (Восточное Ся), как указано в «Истории Цзинь» и «Истории Юань», было провозглашено в 10 месяце года и-хай (т.е. осенью 1215 г.). Его созданию предшествовали сложные и во многом трагические обстоятельства, характерные для той неспокойной эпохи, насыщенной бурны-
* Дьякова Ольга Васильевна, д.и.н., Лаборатория археологии Приамурья Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия; E-mail: cmclia nova49 @ mail. rn
© Дьякова О.В., 2019
207
ми, быстро сменяющимися событиями. Чжурчжэньская империя Цзинь (1115-1234), владевшая огромными территориями, регулярно сталкивалась с монгольской агрессией. Захват северо-востока Цзинь являлся главной частью военного плана Чингисхана. Борьба велась за важнейший стратегический район Ляоси, через который проходили пути сообщения, соединявшие северо-восток (Дун-бэй) со столичными областями Срединной равнины (бассейн Хуанхэ). Потеря Ляоси означала потерю всего Северо-Востока (Дун-бэя). Кидани, находившиеся под властью чжурчжэней, воспользовались агрессией монголов и подняли мятеж, и в результате чжурчжэни потерпели поражение. Это во многом предопределило гибель империи Цзинь. Начальнику ляодунской пограничной области Пусянь Ваньну Цзиньским двором было предписано собрать разбитое войско и уйти в Дунцзин (ныне г. Ляоян провинции Ляонин). Перед ним встал выбор: 1) пойти по пути поддержки гибнущей династии с ожиданием, что когда его схватят монголы, то «выпустят дух наружу» (согласно древнему поверью «в результате казни он окажется чёртом»); 2) прибыть ко двору Цзинь и подвергнуться казни из-за всевозможных и неизбежных подозрений в измене; 3) сдаться монголам, что означало приобрести позорное посмертное имя изменника родины; 4) забыть про Цзиньский двор и избрать для себя совершенно новую дорогу. В сложившихся обстоятельствах Пусянь Ваньну решительно пошёл по новой дороге — созданию своего государства (независимого девиза правления). Самостоятельно он не мог устоять против монголов и избрал гибкую и коварную политику. Во избежание монгольского вторжения Пусянь Ваньну заявил о покорности Чингисхану и отправил к нему своего сына. Одновременно с этим он заключил союз с Корё и помог корейцам разгромить киданей — союзников монголов. Пусянь Ваньну понимал, что сформировать государство он может только на северо-восточной и восточной территории империи Цзинь. Границы чжурчжэньского государства Восточное Ся, согласно письменным источникам, были таковы: его западная граница доходила до южной части провинции Хэйлунцзян; южные территории граничили с Корё (по мнению китайских исследователей, граница проходила по восточному торцу корейской древней стены в местности Ляньпули, т.е. в современных районах КНДР Янгандо и Хамгёндо, и всё, что южнее — территория Корё, а что севернее — территория Дун Ся); восточная граница включала провинции Хамгён и Приморский край России, прилегающий к Японскому морю [3-6].
1 Пусянь Ваньну был четвёртым сыном легендарного полководца Цзиньский Учжу, служившего при первом императоре Цзинь Ваньянь Агуды.
208
Археологические источники
Установить контроль над такой большой территорией и организовать безопасность границ невозможно без сети специализированных взаимосвязанных военно-административных объектов (гарнизонов). Поэтому появление на территории Приморья нового типа серийных археологических памятников, функционально предназначенных для выполнения таких задач, вполне закономерно. Исполнять такую функцию могли горные городища, занимающие господствующие высоты, позволяющие контролировать окружающую местность и все подходы к ней, в том числе сухопутную и морскую дорожно-транспортную систему. Именно в таких местах в Приморье зафиксировано 34 укрепления, связанных с горной системой Сихотэ-Алиня. Горные городища на отрогах возводились как военно-административные объекты государства Дун Ся (города-крепости) для контроля над бывшей территорией империи Цзинь. Города-крепости имели полное автономное самообеспечение. Планировка городищ свидетельствует об их единовременной застройке. На многих городищах проведены масштабные раскопки, позволившие выявить фортификационные и планиграфические стандарты [9, с. 281; 7, с. 117; 2, с. 6584; 8, с. 312]. Время функционирования таких городов-крепостей принято обрывать 1234 г., т.е. временем падения империи Цзинь и казни Пусянь Ваньну. Однако, изучая археологические материалы горных городищ государства Восточное Ся, выясняется, что большинство городищ продолжали благополучно функционировать и после 1234 г. [1, с. 312; 2, с. 65]. Развивались ремесленные центры, получавшие из Каракорума необходимое сырьё, в частности, стеклянные плитки, производилась керамика с коричневой росписью, использовались пламевидного типа наконечники и пр. Время существования горных городищ Восточного Ся в Приморье в юаньский период подтверждают и радиоуглеродные даты.
Шайгинское городище, жил. 251 910±45 Ки-3153 уголь 1020-1220 са1 ЛБ
Шайгинское городище, жил. 251 855±55 ТИГ-242 уголь 1040-1260 са1 ЛБ
Шайгинское городище, жил. 251 820±50 ТА-2017 уголь 1050-1280 са1 ЛБ
Шайгинское городище, жил. 255 790±40 Ки-3165 уголь 1170-1280 са1 ЛБ
Ананьевское городище 1050±40 СОАН-4862 уголь 900-1030 са1 ЛБ
209
Ананьевское городище 950±30 СОАН-4863 уголь 1020-1160 са1 ЛБ
Ананьевское городище 830±60 ТА-2016 уголь 1040-1270 са1 ЛБ
Лазовское городище, печь 3 790±50 Ки-3155 уголь 1060-1280 са1 ЛБ
Лазовское городище, печь 2 780±40 Ки-3161 уголь 1170-1280 са1 ЛБ
Лазовское городище, печь 4 740±60 ТИГ-241 уголь 1170-1390 са1 ЛБ
Лазовское городище, печь 4 710±40 Ки-3154 уголь 1230-1380 са1 ЛБ
Безусловно, подобная ситуация обязательно должна отразиться в письменных источниках. Это позволит восстановить реальную историческую картину: действительно ли государство Восточное Ся навсегда исчезло с исторической арены от рук монголов в 1234 г. и после казни вана Пусянь Ваньну или всё-таки сумело подняться и вписаться в новые исторические реалии на северо-восточных землях монгольской империи.
Письменные свидетельства
На закате чжурчжэньской империи Цзинь (1115-1234) и в начале господства монголов в эпоху Юань (1271-1368) на северо-восточных территориях цзиньской империи, согласно историческим описаниям, происходили радикальные политические изменения, порождавшие сложные взаимоотношения Корё, Восточного Ся и Юань, т.е. корейцев, чжурчжэней и монголов [3, цз. 23, с. 246]. Корё по отношению к Цзинь являлась вассальным уделом. Цзиньский двор постепенно терял функции управления Ляодунским районом, а Пусянь Ваньну и его государство Дун Ся стали лидерами во взаимоотношениях с Корё. В «Истории Корё» и «Юань ши» приводятся конкретные сведения о событиях тех далёких лет, и, в частности, о Восточном Ся после его официальной гибели.
В 1231 г. юаньский Угэдэй (1229-1241), третий сын Чингисхана, взошёл на трон и в третий год своего правления, обидевшись на Корё, занял более сорока городов Корё. «Корёский Ван Чэ послал родного брата для замирения и сдачи всех позиций» [6, цз. 208]. В конце 1232 г. Корё, в соответствии с монгольским высочайшим указом, «доукомплектовало войска людским и конским составом и пошло в карательный поход на Пусянь Ваньну» [3, цз. 23]. Весной 1233 г. Угэдэй двинул войска из Внешней Монголии ив 9 месяце разрушил южную столицу Дун Ся. Пусянь Ваньну был схвачен жи-
210
вым в плен, а затем казнён. «В начале Юань, в год гуй-сы... полководцы дошли до Кайюань, Сюйпинь, восточные территории были усмирены и успокоены» [5, цз. 154]. Это означает, что все города Дун Ся перешли во владение Монголии. Весной, во второй год (1234) монголы вывели свои войска и только лишь «оставили чуть более сотни всадников в Дун Ся, все лишние были выведены» [3, цз. 23]. В результате на территории Дун Ся постепенно восстановился «обычный жизненный порядок». Сотня конников несла дозорно-патрульную службу и поддерживала местную администрацию, управлявшую территорией ещё при Пусянь Ваньну. После капитуляции перед монголами Дун Ся беспрекословно им подчинялось и активно помогало монгольским войскам подавлять Корё, что зафиксировано в письменных источниках.
В 9-м месяце 1235 г. войска Дун Ся с монгольским авангардом вторглись в Корё, взяли штурмом северо-восточную территорию Корё, углубились в волостной город Лунцзинь, затем сопровождаемые монгольскими войсками пошли на восток, монгольские войска у Хайпин наголову разбили войска корёского Ли Юйчжэня. В 6-й месяц 23 года правления Гао-цзуна (1236) монгольские войска опять перешли Ялуцзян, стали отдельными гарнизонами по всем городам северной окраины Корё, авангард вторгся в Хуанчжоу (хванджу), Хэсинь, Аньэрчжоу. В 7-й месяц монгольские войска вошли в восточное предместье Цычжоу, перебили и угнали в плен всех жителей областного города. В 8-й месяц Дун Ся послало подкрепление количеством более сотни конников и вторглось в северо-восточную часть Корё на фронте от Яодэ по направлению к продовольственным складам Юнсин. За эти несколько лет монголы не проявляли особо большой военной активности, и отношения между Дун Ся и Корё по этой причине смягчились.
Будучи лояльным к монголам, Дун Ся было вынуждено по их требованию использовать свои войска против Корё. В последний год своего правления Угэдэй часто посылал на территорию Корё войска Дун Ся в качестве дозора и контроля. Во время правления Мункэ/Мэнгэ (1251-1259) монголы ещё раз осуществили крупную войсковую операцию против Корё, а Дун Ся в очередной раз превратилось в дорогу, по которой монгольские войска прошли на северо-восточную территорию Корё. Например, в то время, когда Мункэ/Мэнгэ заслушивал рапорты Амуканя/Хун Фуюаня, а корёс-ский ван по-прежнему находился в Цзянду и внутри города отстраивал укреплённый город, совершенно не имея мысли его сдавать, тогда сразу же были посланы две полевые армии в Корё. Одна полевая армия выбрала дорогу через Дун Ся и вышла к северо-
211
восточным границам Корё, младший брат монгольского хана Сун-чжу лично возглавлял отборное войско количеством в 10 000 человек, оно было основной ударной воинской силой армии монголов; воинские части из другой полевой армии, возглавляемые Амуканем/ Хун Фуюанем, пошли по направлению к северным границам Корё. Одновременно с этим подтянулись войска Дун Ся и, пользуясь ослаблением и тяжёлым положением Корё, стали грабить приграничные районы Корё, углубившись на территорию Корё до её северовосточной части и вышли к восточному побережью.
В 9-й месяц 36 года Гао-цзуна (1249) войска Дун Ся вторглись в восточные области Корё и в этот же месяц вступили в бой с корёсца-ми у Гаочэна, Ганьчэна; во 2-й месяц 37 года (1250) двести конников Дун Ся вторглись на территорию Корё; в 5-м месяце 39 года (1252) войска Дун Ся количеством 2000 человек вторглись на территорию Корё; во 2-м месяце 40 года (1253) 300 конников Дун Ся окружили Дэнчжоу; в 9-м месяце 41 года (1254) войска Дун Ся в большом количестве опять вторглись на территорию Корё; в 5-м месяце 42 года (1255) более сотни конников Дун Ся вторглись в Гаочжоу, Хэчжоу; в 4-й месяц в високосный год 44 года правления Гао-цзуна (1257) войска Дун Ся разграбили территорию восточной области; в 5-м месяце опять вторглись, угнали с собой мужчин, женщин, быков, лошадей и др.; в том же месяце более 3000 конников Дун Ся вошли в Дэнчжоу; в 12-й месяц 45 года (1258) войско Дун Ся на лодках окружило остров Сундао в уезде Гаочэн (кор. Косон в демилитаризованной зоне двух Корей. — О.Д) и сожгло боевые корабли; в 1-й месяц 46 года (1259) разграбили Цзиньганчэн» [6, цз. 208].
Вывод. Проанализировав вышеописанные ситуации, становится ясно, что после казни Пусянь Ваньну чжурчжэньское государство Восточное Ся капитулировало перед монголами, а затем восстановилось и продолжало управлять своей территорией в вассальном статусе, но с большой самостоятельностью как минимум до 1259 г. или, вероятнее всего, всю эпоху Юань, и, судя по радиоуглеродным датам, некоторые горные города не прекращали свою деятельность даже в эпоху Мин (1368-1644). Выявленные факты кардинально меняют всю военно-историческую картину дальневосточного Приморья.
Литература
1. Дьякова О.В. Археологические памятники династии Юань в Приморье // VIII Международная научная конференция «Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая». Чанчунь (Китай), 11-15 сентября 2017 г. С. 312-319.
212
2. Дьякова О.В. Горные городища Восточного Ся в Приморье (фортификационные и стратиграфические особенности) // Поволжская археология. 2018. № 2 (24). С. 65-84.
3. История Корё, цзюань 23, 24 «Семья Гао-цзуна».
4. История Юань, цзюань 149 «Повествование о Ван Жун-цзу».
5. История Юань, цзюань 154 «Повествование о Хун Фу-юань».
6. История Юань, цзюань 208 «Повествование о Корё».
7. Леньков В.Д, Артемьева Н.Г. Лазовское городище. Владивосток: Дальнаука, 2003. 283 с.
8. Хорев В А. Ананьевское городище. Владивосток: Дальнаука, 2012.
9. Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-удигж XII-XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. М.: Наука, 1990. 281 с.
O. V. Dyakova*
On the fall of the Jurchen State of Dong Xia (Eastern Xia)
ABSTRACT: The article reviews the date of the death of the Jurchen state of Dong Xia. It is a common view in domestic and foreign literature that the time of existence of the Jurchen state of Dong Xia (Eastern Xia) is limited to 1215-1234. The analysis and cross-dating of the archaeological material of the mountain settlements showed that in Primorye the Eastern Xia mountain settlements continued to function for a long time after the defeat of the Jin Empire by the Mongols and the execution of Puxian Wannu. Written sources indicate that the Eastern Xia state recovered from the capitulation, retained its administration and continued to govern its territory, taking an active part in the hostilities against the Koryo during the entire Yuan period.
KEYWORDS: Jurchen, Dating, Primorye, Jin, Yuan, Eastern Xia, settlements, fortifications.
* Dyakova Olga Vasilievna, Dr. hab. (History), Institute of History, Archaeology and Ethnography of Peoples of the Far East, Far-Eastern Branch Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russian Federation. E-mail: [email protected]
213