Научная смена
Вестник ДВО РАН. 2013. № 4
Артемьева Полина Александровна
В 2012 г окончила Дальневосточный федеральный университет (Школа международных и региональных исследований, специальность - востоковедение, африканистика). В том же году поступила в очную аспирантуру Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Область научных интересов - нумизматика, эпиграфика, сфрагистика. Тема диссертационных исследований - «Денежное обращение в империи Цзинь и государстве Восточное Ся» (руководитель - кандидат исторических наук А.Л. Ивлиев). Принимала участие в III Международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России», имеет публикации в тематических сборниках.
УДК 930.26(571.63) П.А. АРТЕМЬЕВА
«Крестообразные» амулеты (по материалам исследования чжурчжэньских памятников Приморья)
При исследовании чжурчжэньских городищ, относящихся к периоду существования государства Восточное Ся (1215—1233 гг.), встречаются предметы с различной благопожелательной символикой. К ним относятся и чжурчжэньские «крестообразные» амулеты. Главная особенность амулетов данного типа — заключенная в их формах и орнаментах буддийская семантика. Обнаружение крестообразных амулетов на территории чжурчжэньских жилищ указывает на то, что буддизм был широко распространен в цзиньском обществе.
Ключевые слова: амулеты, чжурчжэни, религия, буддизм, благопожелательные символы, средневековая археология.
Cross-shaped amulets (based on research of the medieval sites in Primorye). P. A. ARTEM'EVA (Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok).
While researching the Jurchen sites related to the Eastern Xia State (1215—1233), we have excavated the wide variety of things with different auspicious signs. Some of them are cross-shaped amulets. The main feature of these artifacts is Buddhistic style of their decorations and forms. The fact that these cross-shaped amulets were excavated from the Jurchens' houses can demonstrate that the Buddhism was widely spread in the Jin society.
Key words: amulets, the Jurchens, religion, Buddhism, auspicious symbols, medieval archaeology.
АРТЕМЬЕВА Полина Александровна - аспирант (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток). E-mail: [email protected]
При исследовании чжурчжэньских городищ, относящихся ко времени существования государства Восточное Ся (1215-1233 гг.), встречаются предметы с благопоже-лательными символами и надписями. Особую категорию находок составляют амулеты, на которых присутствует ребусовидное благопожелание, основанное на принципе двоякого прочтения созвучных слов (омофонов). Слова, обозначающие изображенные на амулетах предметы, созвучны ключевым благопожелательным понятиям - долголетия, исполнения желаний, продвижения в карьере и т.д.
Амулеты, найденные на средневековых памятниках Приморья, условно можно разделить на три типа.
Монетовидные амулеты (тип I) - круглые по форме, в центральной части расположено квадратное, реже круглое отверстие. Края отверстия и самого амулета оформлены бордюром, как у монет. Для амулетов этого вида характерен относительно небольшой диаметр (1,3-3 см). На лицевой стороне, как правило, изображены четыре китайских иероглифа, выполненных почерком «чжуань», «кай» или «ли» и заключающих в себе ребусовидное благопожелание. На обратной стороне некоторых амулетов отсутствует какое-либо изображение, тогда как оформление других отличается большим разнообразием. Наиболее распространены изображения буддийских и даосских мифологических сцен, растений и животных, несущие благопожелательную смысловую нагрузку [2].
Амулеты «классического» типа (тип II) также имеют круглую форму. Иероглифические надписи на них отсутствуют, и вся смысловая нагрузка заключена в изображениях. По всему периметру располагаются сквозные изображения священных мифологических существ (драконов, фениксов, карпов). На других амулетах изображения «закрытые», т.е. с двух сторон - сцены из мифических сюжетов. К этому же типу относятся календари-амулеты, на одной из сторон которых всегда изображены 12 животных, а на противоположной - мифологические сцены [1].
Особый интерес представляют амулеты с крестообразными элементами (тип III), символика которых до последнего времени не подвергалась расшифровке. Их характерной особенностью являются сквозной орнамент и крест, расположенный в центральной части. Разительное отличие таких амулетов от вышеописанных, а также отсутствие аналогов в Дальневосточном регионе дают основания отнести их к разряду уникальных археологических находок.
По количеству базовых окружностей амулеты делятся на две группы. В группе А -одна, в группе Б - две базовые окружности. Подгруппы имеют дополнительные декоративные элементы (рис. 1).
К группе А отнесены три экземпляра, найденных на Шайгинском городище в жилищах 220 (2 экз.) и 46 (рис. 2, 1—3). Внешне они напоминают кресты, заключенные в базовую рамку. По форме амулеты подразделяются на три подгруппы: амулеты 1-й подгруппы представляют собой окружность, 2-й - перевернутый эллипс, 3-й - ромб. Из центральных точек каждой из этих орнаментальных фигур отходят пересекающиеся под прямым углом линии, образующие подобие креста.
Амулеты группы А различаются и по видам крепления для подвешивания. У амулета 1-й подгруппы одно крепление овальной формы, выполненное в верхней части. Концы линий крестовидного орнамента данного образца в нижней и боковых частях амулета плавно переходят в декоративные элементы. Амулет 2-й подгруппы имеет четыре симметрично расположенные петли круглой формы. У 3-го подтипа также присутствуют четыре крепления для подвешивания по углам ромбовидного базиса, однако лишь верхнее и нижнее являются сквозными, что можно списать на брак при отливке амулета.
К группе Б отнесены амулеты с двумя базовыми окружностями. 1-я подгруппа представлена амулетом, обнаруженным на Шайгинском городище в жилище 111 (рис. 2, 4). Он выполнен в виде круглого медальона диаметром 6 см со сквозным орнаментом. Во внутренней части амулета параллельно базовой окружности располагается окружность
Тип III
Рис. 1. Классификация амулетов с крестообразными элементами из чжурчжэньских памятников Приморья
меньшего диаметра (3 см), лежащая в одной с ней плоскости. В центральной точке амулета под прямым углом пересекаются две оси, проходящие через малую окружность и ограниченные базовой окружностью. Кроме того, малая окружность соединена с базовой дополнительными четырьмя перемычками, расположенными под углом 45° по отношению к основным осям. С четырех сторон амулета имеются квадратной формы крепления для подвешивания.
Ко 2-й подгруппе «крестовидных» амулетов относятся образцы, найденные при несанкционированных раскопках на одном из памятников (рис. 2, 5). У амулетов данной подгруппы помимо стандартных четырех петель для подвешивания, симметрично расположенных по всему периметру окружности, присутствуют еще два дополнительных круглых крепления в верхней части полукруга, в местах стыков перемычек с базовой окружностью.
3-я подгруппа имеет четыре основные петли для подвешивания и столько же дополнительных круглых креплений с внешней стороны соединений внутреннего круга с базовым (рис. 2, 6).
Основные крепления амулетов 2-й и 3-й подгрупп по форме напоминают стилизованные трапеции с отверстиями круглой формы, что отличает их от амулета 1-й подгруппы. Амулеты такого типа могут украшаться декоративными «шишечками», симметрично расположенными как по периметру окружностей, так и по всей длине пересекающихся прямых.
В формах и орнаментах амулетов группы Б явно прослеживается буддийская семантика, так как внешне они сильно напоминают традиционный буддийский символ дхармы -дхармачакру. Этимологически термин «дхармачакра» состоит из двух частей - дхарма (ёкагша) и чакра (сакга). Слово «дхарма» происходит от санскрита через общий индоиранский корень «дхар», который буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает». Вообще термин «дхарма» - центральное понятие в буддизме, имеющее множество значений: учение, или доктрина, излагаемая в систематической форме; правильное поведение, закон, справедливость; условие, или причинная обусловленность явлений; некие универсальные явления, присущие всему бытию; высшая реальность. Чаще всего понятие дхармы употребляется для обозначения требований буддийского учения или закона
Рис. 2. «Крестообразные» амулеты (бронза) из чжурчжэньских памятников Приморья. 1-3 - амулеты группы А из жилищ Шайгинского городища (1, 2 - из жилища 220, 3 - из жилища 46), 4-6 - амулеты группы Б (4 - из жилища 111 Шайгинского городища, 5, 6 - из несанкционированных раскопок чжурчжэньских памятников Приморья, 7 - амулет со свастикой из жилища 45 Ананьевского городища
[5, с. 379-380]. Не стоит также забывать, что термин «буддизм» появился только в XIX в. и был введен европейцами. Сами же адепты этого учения называли его Дхарма Чакра, что в переводе с санскрита означает «круг», «колесо» или «диск».
Таким образом, термин «дхармачакра» можно буквально перевести как «колесо дхармы», «колесо закона». Функционально дхармачакра представляет собой символ дхармы -учения Будды о пути к просвещению, освобождению от кармических перерождений в сансаре (круговороте рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой). Традиционно данный символ изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восьмью спицами. Восемь спиц обычно трактуются как составляющие Благородного Восьмеричного Пути. Благородный Восьмеричный Путь (арья-аштангика-марга) в буддизме - это указанный Буддой путь, ведущий к прекращению страдания, лежащий между приверженностью мирским удовольствиям и аскетизмом.
Дуккха (страдание), возникновение дуккха, прекращение дуккха и путь, ведущий к прекращению дуккха, являются Четырьмя Благородными Истинами (чатвари арья сатья-ни), «отпечатками слоновьих ног», которые содержат в себе основные принципы учения Будды. Нельзя сказать, что какая-то одна истина важнее других, поскольку они связаны вместе как одно целое. Но если мы попытаемся выделить одну истину, которая может служить ключом ко всей дхарме, то это будет Четвертая Истина - истина о пути к прекращению страдания. Это и есть Благородный Восьмеричный Путь. В буддийском учении Благородный Восьмеричный Путь состоит из восьми шагов: 1) правильного взгляда, 2) правильного намерения, 3) правильной речи, 4) правильного действия, 5) правильного образа жизни, 6) правильного усилия, 7) правильного внимания, 8) правильной сосредоточенности. Первые два шага являются критериями мудрости. Три следующих шага означают моральную дисциплину. Правильное усилие, правильное внимание и правильная сосредоточенность составляют единство понятия «сосредоточение» [3].
Вполне возможно, что парные окружности, которые мы наблюдаем в орнаментах амулетов группы Б, символизируют две части Благородного Восьмеричного Пути. Первая известна как путь видения (даршана-марга), вторая - как путь изменения (бхавана-марга). Путь видения соответствует лишь первому шагу (первой анге) - совершенному видению, или правильному взгляду. Путь же изменения включает семь остальных шагов. Смысл такого деления состоит в том, что совершенное видение знаменует этап первого духовного прозрения и переживания, тогда как остальная часть Благородного Восьмеричного Пути представляет собой всестороннее изменение сущности человека, со всеми его взлетами и падениями. Путь изменения — это полное и коренное изменение эмоциональной жизни человека, его речи, общения с другими людьми, способа зарабатывать на жизнь и т.д.
Интересной особенностью амулетов группы Б является то, что из центральной точки к внутренней окружности расходятся всего четыре луча. Вероятно, они олицетворяют собой Четыре Благородные Истины. Внутренняя же окружность соединена с внешней восьмью лучами-спицами, которые, скорее всего, символизируют составные части Благородного Восьмеричного Пути.
С интерпретацией символики амулетов группы А дело обстоит несколько сложнее. Внешне они также напоминают дхармачакры. Однако вместо традиционных пяти, шести или восьми спиц стилизованного колеса в структуре их орнаментов присутствуют только четыре. По аналогии с амулетами группы Б такой орнамент можно соотнести с символикой Четырех Благородных Истин. Тем более что форма креплений для подвешивания на данных амулетах очень похожа на «чжэньбао» («драгоценности». - с кит. яз.) - декоративные элементы, часто украшающие дхармачакры.
К крестообразному типу мы отнесли амулет, обнаруженный на Ананьевском городище в жилище 45 (рис. 2, 7) [6, с. 227, рис. 120, 2]. Он значительно отличается от вышеописанных не только внешним видом, но и заключенной в нем смысловой нагрузкой. Данный амулет представляет собой круг, внутри которого имеется сквозное изображение свастики. Как известно, термин «свастика» (символы «Щ» или « ») состоит из двух санскритских корней: существительного «благо», «связанное с благом» и глагола «быть» или «состоять», что в совокупности означает «благосостояние», «благополучие». Другое толкование этимологии слова «свастика» связано с санскритскими понятиями «су» (солнечная птица) и Астика (божество времен года).
Свастика - один из самых архаичных солярных знаков, указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре сезона. Фиксирует два солнцестояния (летнее и зимнее) и годовое движение Солнца. Четыре загнутых конца свастики трактуются как четыре стороны света. Свастика символизирует движение в двух направлениях - по часовой стрелке и против. Подобно инь-ян, это дуальный знак: вращающийся по часовой стрелке представляет мужскую, против часовой стрелки - женскую энергию. В древнеиндийских текстах имеются мужская и женская свастики. В виде свастики могли
изображаться также два женских и два мужских божества. Знак имеет нравственную характеристику: движение по солнцу - добро, против солнца - зло. Благоприятным знаком считается крест с концами, загнутыми под углом или плавно в направлении движения часовой стрелки. Он означает концентрацию, «завинчивание» энергий, удержание потока физических сил с целью управления низшими силами. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией (как в йоге: удержание тела в неподвижности, «завинчивание» низших энергий дает возможность проявиться высшим энергиям). Левосторонняя свастика, напротив, означает «развинчивание» физических сил и инстинктов и создание препятствия для высших сил. Она символизирует механическую, земную сторону бытия, стремление исключительно к материальному могуществу. Такая свастика является также символом черной магии и негативных энергий.
В буддизме свастика — это следы стоп Будды. В Китае и Японии, куда свастика проникла из Индии, она означает процветание, изобилие, долголетие. Очевидно, что и у чжурчжэней символ свастики имел аналогичное значение.
Стоит отметить, что исследователи чжурчжэньских памятников Приморья зачастую склонны преуменьшать влияние буддизма на повседневную жизнь и мировоззрение чжур-чжэней. Так, М.В. Воробьёв считал, что только правящая верхушка и некоторые другие слои чжурчжэньского населения из числа тех, кто переселился на юг империи, наряду с традиционными верованиями исповедовали буддизм и даосизм. Буддизм был уделом натурализовавшихся китайцев, бохайцев и лишь в слабой степени владел умами чжурчжэней. Исследователь сделал вывод о том, что религиозные воззрения чжурчжэней в X-XIII вв. в основе своей оставались самобытными, несмотря на некоторые заимствования, наслоения и изменения [4, с. 135]. Однако археологические открытия последних лет доказывают факт более широкого, как в духовном, так и в географическом плане, распространения буддизма в империи Цзинь. Это подтверждается большим количеством связанных с буддизмом предметов, обнаруженных на средневековых памятниках Приморья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева Н.Г., Артемьева П.А. Календари-амулеты из чжурчжэньских памятников Приморья // Средневековые древности Приморья. Вып. 1. Владивосток: Дальнаука, 2012. С. 172-182.
2. Артемьева Н.Г., Артемьева П. А. Монетовидные амулеты из чжурчжэньских памятников Приморья // Горизонты тихоокеанской археологии. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2011. Вып. 20. С. 267-277.
3. Бхиккху Бодхи. Некоторые основные принципы буддизма (Лекции, прочитанные на конференции, посвященной памяти Салара Джунга в музее Салара Джунга). Хайдерабад, 1999. - http://theravada.ru/Teaching/Books/ Some_Basic_Principles_Of_Buddhism/bodhi_some-basic-principles-of-buddhism-1-perera.htm
4. Воробьёв М.В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (X в.-1234 г.). М.: Наука, 1983. 367 с.
5. Сурженко А.А. Религия мира: Буддизм. М.: Книжный дом, 2009. 384 с.
6. Хорев В.А. Ананьевское городище. Свод археологических источников по средневековой истории Приморья. Средневековые города Приморья XII-XIII вв. Владивосток: Дальнаука, 2012. 340 с.