Научная статья на тему 'Отношения государственных органов Республики Башкортостан и религиозных объединений на современном этапе'

Отношения государственных органов Республики Башкортостан и религиозных объединений на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3437
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / СВОБОДА СОВЕСТИ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / RELIGION / CONFESSION / POLITICS / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / FREEDOM OF CONSCIENCE / RELIGIONS FREEDOM / RIGHT / LEGISLATIVE REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фаттахов Азат Маратович

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования, формирования единого правового пространства Российской Федерации и Республики Башкортостан в области свободы совести и вероисповедания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State-confessional policy and social partnership of religious associations and public authorities by an example of Bashkortostan Republic

An article is devoted to issues of legal regulation, formation of a unified legal space and the distribution of authority of the Russian Federation and Republic of Bashkortostan in the field of freedom of religion and belief.

Текст научной работы на тему «Отношения государственных органов Республики Башкортостан и религиозных объединений на современном этапе»

А. М. Фаттахов

Отношения государственных органов Республики Башкортостан и религиозных объединений на современном этапе

Фаттахов Азат Маратович — заместитель председателя Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан (е-таН: fattahov@ bashkortostan.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового регулирования, формирования единого правового пространства Российской Федерации и Республики Башкортостан в области свободы совести и вероисповедания.

Ключевые слова: религия, Республика Башкортостан, свобода совести, свобода вероисповедания, правовое регулирование.

На фоне конфликтов, периодически происходящих в мире, в том числе и в различных регионах России, на почве межнациональной и межрелигиозной розни, в современном российском обществе все более актуальными становятся вопросы взаимоотношения государства и религиозных объединений и организаций. Россия принадлежит к тем странам, в конституциях которых закрепляется светский характер государства. Деятельность религиозных объединений на территории России регулируется Основным Законом, принятым в 1993 г., Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Светский характер Республики Башкортостан закреплён в ст. 4 Конституции РБ (аналогичная конституционная норма имеется в законодательстве Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Татарстана и др.). Тогда как основные законы некоторых субъектов (Конституции Республики Мордовия, Северная Осетия, Марий Эл и т.д.) не содержат положений о светском государстве, ограничиваясь указанием того, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Указанные нормативно-правовые акты не содержат в своих положениях какого-либо разграничения между религиозными организациями, которые исторически существуют на территории России, и теми, которые созданы относительно недавно. Таким образом, законодатель устанавливает общие тре-

бования и правила поведения для всех религиозных объединений, т.к. его задача состоит в том, чтобы подвести деятельность группы лиц, объединившихся для совместного исповедания и распространения веры, под действие закона.

Гарантиями светскости государства являются конституционные нормы об отсутствии государственной или обязательной религии, отделении религиозных объединений от государства и равенстве их перед законом. Как справедливо замечает в одном из своих интервью специалистов в области религиозного права М. О. Шахов, существующие конституционные нормы светскости государства, отделения от него религии и равенства всех конфессий перед законом служат неким упорядочивающим и сдерживающим началом. По мнению эксперта, «если их убрать, то тогда будет действительно неизбежным сращивание государственных и церковных структур, привилегии и предпочтения одним и игнорирование проблем других»1. Сильнейшие конфессии на федеральном и региональном уровне будут стремиться подавить слабейшие, что может спровоцировать межконфессиональные конфликты. Уберечь общество от этой вражды, считает Шахов, призвано государство и его законы.

Отделение религиозных объединений от государства явилось важнейшим этапом на пути становления светского государства. Однако говорить о полном «отделении» мы фактически не можем, т.к. невозможно отделить верующих людей, остающихся гражданами, от государства. Само государство продолжает иметь различного рода специальные отношения с конфессиями, заключая договоры о сотрудничестве, оказывая им помощь и т.д. Отделение религиозных объединений от государства - процесс, который в определённый момент заканчивается с логической, исторической, юридической и организационной точек зрения.

Конституционные нормы о светском государстве конкретизируются в отраслевом законодательстве Российской Федерации. Так, содержание отделения религиозных объединений от государства находит отражение в ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Иные конституционные принципы светского государства закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих ту или иную область.

Рассмотрим, например, область образования, где светский характер образовательной деятельности, реализуемой в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, устанавливается Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266 - 1 «Об образовании». В настоящее время идёт активная работа по внедрению с 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Данный предмет будет изучаться как обязательный учащимися четвёртых

1 Кашаф Ш. Р. Какое государство, такова и жизнь: между раем и адом // Минарет Ислама. -2011. - № 3 -4 (29 - 30).

классов в объёме 34 часов. Комплексный курс включает 6 самостоятельных модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и светской этики.

В Республике Башкортостан, согласно проведённому республиканским министерством образования мониторингу учеников третьих классов и их родителей, выявлены следующие результаты: основы православной культуры желают изучать 1,8 % учащихся, исламской культуры — 3,6 %, иудейской и буддийской культур — 0 %, мировых религиозных культур — 22,2 %, светской этики — 72,4 %. В Республике Башкортостан данный предмет будут преподавать учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку. Всего потребуется 3093 педагогов, на повышение квалификации которых в 2012 году из республиканского бюджета выделено 5 258,1 млн. руб. Однако по данным на 1 апреля 2012 года необходимое обучение прошло менее трети специалистов (29,5 %)Ч

Данные мониторинга по-прежнему вызывают множество вопросов: обоснованность выбора возрастной категории учащихся, количества модулей, их направленности, способов и методов повышения квалификации преподавателей и т.д.

К числу нововведений в области отношений государства и религиозных объединений и организаций следует также отнести: появление в 2009 г. в российской армии института военных священников, предоставление дополнительных возможностей религиозным объединениям как некоммерческим организациям, публичное участие религиозных деятелей в политической жизни страны, связанное с инициативами создания политических партий с определённой конфессиональной принадлежностью и т.д.

Правовое положение религиозных организаций на территории Республики Башкортостан, помимо федерального законодательства, регулируется Законом РБ «О свободе совести и вероисповедания в Республике Башкортостан» от 20 июня 1991 г. № ВС-6/19 и рядом других подзаконных и нормативно-правовых актов. Вместе с тем, по мнению учёных и специалистов в данной области, в государстве должен быть орган, который будет не только обеспечивать соблюдение законодательства, касающегося религиозных организаций, но и проводить в жизнь политику государства в отношении религиозных объединений. Современное положение последних в России, их активная интеграция в сферу государственной политики, систему образования, воинской службы и иные области на фоне роста ксенофобии и религиозного экстремизма убеждают в целесообразности и необходимости создания такого ведомства.

В настоящее время в Башкортостане Указом Президента РБ от 16 августа 2010 года № УП-552 «Об администрации Президента Республики

1 См.: Х. Исхаков. Основы религии будут преподавать в школе // Ufa1.ru. — 2012. — 13 апреля. http://ufa1.ru/text/newsline/507 895.html (дата посещения: 27.04.2012).

Башкортостан» в структуре президентской Администрации уже утверждён Совет по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан (в ранге отдельного управления с прямым подчинением руководителю региона). Данный орган стал правопреемником Совета по делам религий при Правительстве РБ, просуществовавшего на территории республики более 65 лет.

В республике действуют 9 религиозных центров, 1583 религиозных объединений различных конфессий (всего более 22 направлений), расположены более 900 мечетей и 200 православных храмов, а также более 40 культовых зданий иных конфессий. Всем остальным религиозным организациям предоставлена возможность удовлетворять духовные потребности в приспособленных зданиях и помещениях, домах единоверцев и т.п.1 Органами государственной власти оказывается помощь в капитальном ремонте, реставрации и строительстве культовых зданий не зависимо от конфессиональной принадлежности. Религиозным объединениям и верующим по их просьбе передаются бывшие культовые здания; создана система предоставления налоговых льгот, оплаты коммунальных платежей, предоставления земельных участков под строительство культовых зданий и т.д. Религиозные объединения получили возможность свободно развивать свою собственную систему образования. Некоторые религиозные праздники, такие как Пасха, Ураза и Курбан-байрам, являются в республике выходными днями.

Вместе с тем чрезвычайно актуальными остаются вопросы, связанные с обострением межнациональных и межрелигиозных противоречий, основным инструментом разрешения которых в условиях укрепления российской нации президиумом Госсовета РФ, состоявшимся в Уфе 11 февраля 2011 года, признана толерантность2. Эффективному развитию толерантных отношений среди населения Республики Башкортостан может способствовать и мусульманское духовенство, которое однако испытывает дефицит во всесторонне хорошо образованных современных кадрах. Так, проведённый Советом по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ мониторинг среди мусульманских религиозных деятелей республики показал, что высшее религиозное образование среди действующих имамов имеют около 8,3 %, высшее светское - 14,5 % (бывшие учителя, партийные работники). Среднее религиозное образование - 8,4 %, средне-специальное светское образование - 40 % служителей мечетей. Из лиц, не имеющих специ-

1 Информация Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан о религиозной обстановке и государственно-конфессиональных отношениях в Республике Башкортостан на 01.01.2012 г. // Текущий архив Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан. - С. 7.

2 См. : Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета Российской Федерации «О мерах по укреплению межнационального согласия» //Официальный сайт Президента Российской Федерации. и1}|_: (Шр://президентрф/пеш$/10_312 (дата посещения 25.04.2012).

ального духовного образования, только 3,4 % прошли специализированные религиозные курсы1.

Приходится констатировать и такой факт, что молодые люди, решившие посвятить свою жизнь служению исламу, не заинтересованы работать в религиозных организациях, в мечетях, число которых в республике за последние 10 лет ежегодно увеличивается.

Между тем потеря духовных ориентиров, ослабление нравственных норм народной жизни все больше открывает путь к росту в обществе преступности и других негативных явлений, угрожающих безопасности не только отдельных субъектов, а государства в целом. В настоящее время мусульманское сообщество республики не в состоянии в одиночку противостоять интервенции радикальных идеологий и международным террористическим организациям, которые пытаются влиять на социально незрелую молодёжь. В связи с этим перед духовными центрами и властью одной из приоритетных задач, необходимых для решения проблем радикализации мусульманской молодёжи, должна стать консолидация усилий представителей органов государственной власти и духовных управлений по воспитанию подрастающего поколения. Только благодаря этому взаимодействию, опирающемуся на фундаментальные российские ценности, поддерживая стремление граждан к духовному и нравственному самосовершенствованию, страна добьётся всестороннего прогресса, обеспечив достойное будущее своих граждан.

В таком многонациональном и многоконфессиональном обществе, как Россия, ислам в состоянии укреплять взаимопонимание и сотрудничество светских и религиозных сообществ, облагораживая общественные отношения, содействуя духовному совершенствованию людей. Не допуская искусственной политизации религии, политика отношений между государством и религиозными объединениями должна быть направлена на сбережение и приумножение всего того, что объединяет всех россиян.

Список литературы

1. Барковская Е. Ю. Современное государство и традиции культуры управления в исламе. М. : Изд-во РАГС, 2008.

2. Семедов С. А. Ислам в политике: идеология и практика : [монография]. М. : Экон-Информ, 2009.

3. Шахов М. О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. М., 2011.

© Фаттахов А. М. , 2012

1 Информация Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан о религиозной обстановке и государственно-конфессиональных отношениях в Республике Башкортостан на 01.01.2012 г. // Текущий архив Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан. — С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.