А. М. Фаттахов
Отношения государственных органов Республики Башкортостан и религиозных объединений на современном этапе
Фаттахов Азат Маратович — заместитель председателя Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан (е-таН: fattahov@ bashkortostan.ru).
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового регулирования, формирования единого правового пространства Российской Федерации и Республики Башкортостан в области свободы совести и вероисповедания.
Ключевые слова: религия, Республика Башкортостан, свобода совести, свобода вероисповедания, правовое регулирование.
На фоне конфликтов, периодически происходящих в мире, в том числе и в различных регионах России, на почве межнациональной и межрелигиозной розни, в современном российском обществе все более актуальными становятся вопросы взаимоотношения государства и религиозных объединений и организаций. Россия принадлежит к тем странам, в конституциях которых закрепляется светский характер государства. Деятельность религиозных объединений на территории России регулируется Основным Законом, принятым в 1993 г., Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
Светский характер Республики Башкортостан закреплён в ст. 4 Конституции РБ (аналогичная конституционная норма имеется в законодательстве Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Татарстана и др.). Тогда как основные законы некоторых субъектов (Конституции Республики Мордовия, Северная Осетия, Марий Эл и т.д.) не содержат положений о светском государстве, ограничиваясь указанием того, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Указанные нормативно-правовые акты не содержат в своих положениях какого-либо разграничения между религиозными организациями, которые исторически существуют на территории России, и теми, которые созданы относительно недавно. Таким образом, законодатель устанавливает общие тре-
бования и правила поведения для всех религиозных объединений, т.к. его задача состоит в том, чтобы подвести деятельность группы лиц, объединившихся для совместного исповедания и распространения веры, под действие закона.
Гарантиями светскости государства являются конституционные нормы об отсутствии государственной или обязательной религии, отделении религиозных объединений от государства и равенстве их перед законом. Как справедливо замечает в одном из своих интервью специалистов в области религиозного права М. О. Шахов, существующие конституционные нормы светскости государства, отделения от него религии и равенства всех конфессий перед законом служат неким упорядочивающим и сдерживающим началом. По мнению эксперта, «если их убрать, то тогда будет действительно неизбежным сращивание государственных и церковных структур, привилегии и предпочтения одним и игнорирование проблем других»1. Сильнейшие конфессии на федеральном и региональном уровне будут стремиться подавить слабейшие, что может спровоцировать межконфессиональные конфликты. Уберечь общество от этой вражды, считает Шахов, призвано государство и его законы.
Отделение религиозных объединений от государства явилось важнейшим этапом на пути становления светского государства. Однако говорить о полном «отделении» мы фактически не можем, т.к. невозможно отделить верующих людей, остающихся гражданами, от государства. Само государство продолжает иметь различного рода специальные отношения с конфессиями, заключая договоры о сотрудничестве, оказывая им помощь и т.д. Отделение религиозных объединений от государства - процесс, который в определённый момент заканчивается с логической, исторической, юридической и организационной точек зрения.
Конституционные нормы о светском государстве конкретизируются в отраслевом законодательстве Российской Федерации. Так, содержание отделения религиозных объединений от государства находит отражение в ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Иные конституционные принципы светского государства закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих ту или иную область.
Рассмотрим, например, область образования, где светский характер образовательной деятельности, реализуемой в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, устанавливается Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266 - 1 «Об образовании». В настоящее время идёт активная работа по внедрению с 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Данный предмет будет изучаться как обязательный учащимися четвёртых
1 Кашаф Ш. Р. Какое государство, такова и жизнь: между раем и адом // Минарет Ислама. -2011. - № 3 -4 (29 - 30).
классов в объёме 34 часов. Комплексный курс включает 6 самостоятельных модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и светской этики.
В Республике Башкортостан, согласно проведённому республиканским министерством образования мониторингу учеников третьих классов и их родителей, выявлены следующие результаты: основы православной культуры желают изучать 1,8 % учащихся, исламской культуры — 3,6 %, иудейской и буддийской культур — 0 %, мировых религиозных культур — 22,2 %, светской этики — 72,4 %. В Республике Башкортостан данный предмет будут преподавать учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку. Всего потребуется 3093 педагогов, на повышение квалификации которых в 2012 году из республиканского бюджета выделено 5 258,1 млн. руб. Однако по данным на 1 апреля 2012 года необходимое обучение прошло менее трети специалистов (29,5 %)Ч
Данные мониторинга по-прежнему вызывают множество вопросов: обоснованность выбора возрастной категории учащихся, количества модулей, их направленности, способов и методов повышения квалификации преподавателей и т.д.
К числу нововведений в области отношений государства и религиозных объединений и организаций следует также отнести: появление в 2009 г. в российской армии института военных священников, предоставление дополнительных возможностей религиозным объединениям как некоммерческим организациям, публичное участие религиозных деятелей в политической жизни страны, связанное с инициативами создания политических партий с определённой конфессиональной принадлежностью и т.д.
Правовое положение религиозных организаций на территории Республики Башкортостан, помимо федерального законодательства, регулируется Законом РБ «О свободе совести и вероисповедания в Республике Башкортостан» от 20 июня 1991 г. № ВС-6/19 и рядом других подзаконных и нормативно-правовых актов. Вместе с тем, по мнению учёных и специалистов в данной области, в государстве должен быть орган, который будет не только обеспечивать соблюдение законодательства, касающегося религиозных организаций, но и проводить в жизнь политику государства в отношении религиозных объединений. Современное положение последних в России, их активная интеграция в сферу государственной политики, систему образования, воинской службы и иные области на фоне роста ксенофобии и религиозного экстремизма убеждают в целесообразности и необходимости создания такого ведомства.
В настоящее время в Башкортостане Указом Президента РБ от 16 августа 2010 года № УП-552 «Об администрации Президента Республики
1 См.: Х. Исхаков. Основы религии будут преподавать в школе // Ufa1.ru. — 2012. — 13 апреля. http://ufa1.ru/text/newsline/507 895.html (дата посещения: 27.04.2012).
Башкортостан» в структуре президентской Администрации уже утверждён Совет по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан (в ранге отдельного управления с прямым подчинением руководителю региона). Данный орган стал правопреемником Совета по делам религий при Правительстве РБ, просуществовавшего на территории республики более 65 лет.
В республике действуют 9 религиозных центров, 1583 религиозных объединений различных конфессий (всего более 22 направлений), расположены более 900 мечетей и 200 православных храмов, а также более 40 культовых зданий иных конфессий. Всем остальным религиозным организациям предоставлена возможность удовлетворять духовные потребности в приспособленных зданиях и помещениях, домах единоверцев и т.п.1 Органами государственной власти оказывается помощь в капитальном ремонте, реставрации и строительстве культовых зданий не зависимо от конфессиональной принадлежности. Религиозным объединениям и верующим по их просьбе передаются бывшие культовые здания; создана система предоставления налоговых льгот, оплаты коммунальных платежей, предоставления земельных участков под строительство культовых зданий и т.д. Религиозные объединения получили возможность свободно развивать свою собственную систему образования. Некоторые религиозные праздники, такие как Пасха, Ураза и Курбан-байрам, являются в республике выходными днями.
Вместе с тем чрезвычайно актуальными остаются вопросы, связанные с обострением межнациональных и межрелигиозных противоречий, основным инструментом разрешения которых в условиях укрепления российской нации президиумом Госсовета РФ, состоявшимся в Уфе 11 февраля 2011 года, признана толерантность2. Эффективному развитию толерантных отношений среди населения Республики Башкортостан может способствовать и мусульманское духовенство, которое однако испытывает дефицит во всесторонне хорошо образованных современных кадрах. Так, проведённый Советом по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ мониторинг среди мусульманских религиозных деятелей республики показал, что высшее религиозное образование среди действующих имамов имеют около 8,3 %, высшее светское - 14,5 % (бывшие учителя, партийные работники). Среднее религиозное образование - 8,4 %, средне-специальное светское образование - 40 % служителей мечетей. Из лиц, не имеющих специ-
1 Информация Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан о религиозной обстановке и государственно-конфессиональных отношениях в Республике Башкортостан на 01.01.2012 г. // Текущий архив Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан. - С. 7.
2 См. : Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета Российской Федерации «О мерах по укреплению межнационального согласия» //Официальный сайт Президента Российской Федерации. и1}|_: (Шр://президентрф/пеш$/10_312 (дата посещения 25.04.2012).
ального духовного образования, только 3,4 % прошли специализированные религиозные курсы1.
Приходится констатировать и такой факт, что молодые люди, решившие посвятить свою жизнь служению исламу, не заинтересованы работать в религиозных организациях, в мечетях, число которых в республике за последние 10 лет ежегодно увеличивается.
Между тем потеря духовных ориентиров, ослабление нравственных норм народной жизни все больше открывает путь к росту в обществе преступности и других негативных явлений, угрожающих безопасности не только отдельных субъектов, а государства в целом. В настоящее время мусульманское сообщество республики не в состоянии в одиночку противостоять интервенции радикальных идеологий и международным террористическим организациям, которые пытаются влиять на социально незрелую молодёжь. В связи с этим перед духовными центрами и властью одной из приоритетных задач, необходимых для решения проблем радикализации мусульманской молодёжи, должна стать консолидация усилий представителей органов государственной власти и духовных управлений по воспитанию подрастающего поколения. Только благодаря этому взаимодействию, опирающемуся на фундаментальные российские ценности, поддерживая стремление граждан к духовному и нравственному самосовершенствованию, страна добьётся всестороннего прогресса, обеспечив достойное будущее своих граждан.
В таком многонациональном и многоконфессиональном обществе, как Россия, ислам в состоянии укреплять взаимопонимание и сотрудничество светских и религиозных сообществ, облагораживая общественные отношения, содействуя духовному совершенствованию людей. Не допуская искусственной политизации религии, политика отношений между государством и религиозными объединениями должна быть направлена на сбережение и приумножение всего того, что объединяет всех россиян.
Список литературы
1. Барковская Е. Ю. Современное государство и традиции культуры управления в исламе. М. : Изд-во РАГС, 2008.
2. Семедов С. А. Ислам в политике: идеология и практика : [монография]. М. : Экон-Информ, 2009.
3. Шахов М. О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. М., 2011.
© Фаттахов А. М. , 2012
1 Информация Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан о религиозной обстановке и государственно-конфессиональных отношениях в Республике Башкортостан на 01.01.2012 г. // Текущий архив Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан. — С. 8.