Научная статья на тему 'Отношение учителей-предметников и учеников 10-11 классов к игровым методам обучения в химии'

Отношение учителей-предметников и учеников 10-11 классов к игровым методам обучения в химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцева М. А., Лазарев В. М.

В работе исследовано отношение учителей-предметников и учеников старших классов к игровым формам обучения в химии, выявлены положительные и отрицательные стороны вопроса, приведены варианты игровых методов обучения в химии. На основе результатов исследований процесса игровой деятельности учащихся и опыта работы учителей-предметников, сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение учителей-предметников и учеников 10-11 классов к игровым методам обучения в химии»

Д.И.Мендепеевз растворимости металлов-

Рис. 4. Контрольное тестирование в окне Internet Explorer

Контрольное тестирование может быть реализовано в виде адаптивного теста или в виде теста с заранее выбранным уровнем сложности.

УДК 378.

М.А. Стародубцева, В.М. Лазарев

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ И УЧЕНИКОВ 10-11 КЛАССОВ К ИГРОВЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ В ХИМИИ.

В работе исследовано отношение учителей-предметников и учеников старших классов к игровым формам обучения в химии, выявлены положительные и отрицательные стороны вопроса, приведены варианты игровых методов обучения в химии. На основе результатов исследований процесса игровой деятельности учащихся и опыта работы учителей-предметников, сделаны выводы.

Игра - наиболее доступный для школьников вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Зачастую игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

Актуальность проблемы определила выбор темы работы.

Поиск новых форм и приемов изучения химии в наше время - явление закономерное и необходимое. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести

за него ответственность, т.е. личности самореализующейся. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Есть великая формула «дедушки космонавтики» К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не извест-ные».Возможно, это путь становления творческой стороны исследовательского таланта. Одним из эффективных средств этого является игра. Можно сказать, что технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни.

Цель работы: раскрыть методику игровой деятельности в процессе обучения. Цели способствует решение следующих задач: - на основе изученной литературы определить назначение игровых форм обучения в химии и методику организации игровой деятельности на уроке; - установить, как часто используются игры в организации учебного процесса и насколько это эффективно.

Эти задачи определили круг методов исследования: беседа и анкетирование.

Для исследования игровых форм обучения в химии, использованы методы научно-педагогического исследования. Для изучения практической стороны обратились к методам изучения опыта: беседе и анкетированию. Исследования по использованию игровой деятельности в учебном процессе проходили в школе №312 , где один из авторов проводит факультативные занятия по химии и лицее №1257 (ранее №729).

Для выяснения целей и задач игры как метода обучения, в каких случаях и на каких этапах она проводится, было проведено анкетирование с учителями этой школы. Анализ анкетирования учителей-предметников показал, что только 5 (из15) используют дидактическую игру в учебном процессе. Учителя-предметники, которые никогда не применяли игровые формы обучения объяснили свои поступки следующим образом: - одни считают, что их предмет является одним из самых сложных предметов в школьной программе. Поэтому, для усвоения учебного материала нецелесообразно использовать игры; - другие полагают, что у них уже отработаны свои методы обучения и нет необходимости (а иногда, к сожалению, и желания) их менять; - третьи уверены, что организовать процесс обучения, используя дидактические игры, довольно сложно.

Интересен взгляд преподавателя химии и биологии в школе (мужчина со стажем работы 11 лет). По его мнению, использовать игру предпочтительно на этапе проверки или закрепления учебного материала, а анализ результатов проведённых игр показывает, что происходит развитие психологических качеств учеников, воспитание у школьников умения правильно и логично излагать свои мысли, развивается умение находить оптимальные решения. Исходя из своего педагогического опыта, преподаватель делает вывод, что школьники любят игры на уроке, хотя не всегда выполняют правила. Чаще всего это бывает в групповой игре, где учащиеся пытаются помочь друг другу. Когда такие случаи имели место, он не прекращал игровой процесс, но делал более жесткими правила игры. По мнению преподавателя химии и биологии, игру нельзя применять в следующих случаях: - если игра не соответствует уровню развития учащихся, т. е. даже при четком объяснении правил вызывает определенную трудность при их выполнении. На её взгляд это не способствует закреплению знаний, а рассеивает внимание на решение отвлеченных от темы задач; - если дети не имеют желания играть; - если игра новая (Причем, новые игры должны быть обязательно проверены!).

По мнению авторов, игра помогает учащимся развиться в личностном плане: умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушать и принять мнение других... Кроме того, на протяжении всего процесса игры на уроке необходимо внимательно

следить, чтобы не возникла конфликтная ситуация между учащимися и не испортились взаимоотношения в классе. Если это замечено, то необходимо вмешаться в ход игры и, по возможности, отвлечь внимание школьников на решение других проблем в самой игре.

Проведено анкетирование среди ребят, где один из авторов ведет факультативные занятия. Их мнения о том, как сделать использование игровых методов обучения в химии более эффективными, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее (опрошенных было 12 человек), представлено в форме следующих результатов: - игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения; - большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если игра им интересна; - дети предпочитают групповую форму игр. (Предположительно, это объясняется стремлением к общению с одноклассниками, стремлением поделиться своими мыслями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей) ; - первое место по играм занимает урок-викторина, где учитель позволяет детям разгадывать различные загадки, ребусы, придумывать различные ответы на неоднозначные вопросы; - учащимся не нравится игра, если при ее организации не учтены интересы учащихся или содержание игры не соответствует увлечениям учеников; - желание учеников участвовать в игре часто зависит от их взаимоотношений с учителем, а так как химия практически у большинства школьников вызывает негативное отношение (в последние годы это уже практически регулярное явление), вследствие чего учителю необходимо четко продумывать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и делать выводы; - большинству учеников нравится в игре побеждать. (Вероятно, это стремление к победе и обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности).

Анализ опыта работы учителя-предметника и исследование игровой деятельности учащихся на уроках позволили обнаружить следующие негативные стороны при использовании игр в процессе обучения: 1) зачастую объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени (особенно у учителей с небольшим опытом организации игр). (Это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал); 2) нередко нарушается механизм игры, т. е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий. (Как правило, это наблюдается в групповых и коллективных формах игр. Несоблюдение правил приводит к путаницам и сомнительным результатам); 3) после проведения игр бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на это жалуются учителя, к которым приходят дети на следующий урок. (В изучаемой школе это было регулярным явлением); 4) при проведении парных и коллективных форм игры соревнование между школьниками иногда перерастает в соперничество (это не всегда успевают предотвратить учителя, и, как следствие, - испорченные взаимоотношения между детьми вне игры).

Таким образом, анализ наблюдений за игровой деятельностью и её результатами позволил выявить, что использование игровых форм обучения не всегда является эффективным методом для укрепления или расширения знаний. Вероятно, настоящим и будущим педагогам следует это учесть. Авторами рекомендуется: - при выборе игровых форм обучения (ИФО) обучения нельзя спешить и действовать в одиночку. Стоит посоветоваться с коллегами или старшим педагогическим составом; - не следует принимать чужие игры без надлежащей проверки (в этом я убедилась на собственном опыте). Необходимо самому убедиться в эффективности и привлекательности ИФО; - нельзя позволять себе играть с детьми свысока или идти у них на поводу. При этом, как бы ни было смешно и весело в игре, необходимо соблюдать все внешние признаки строгости и безотказной требовательности, особенно это касается молодых специалистов, ведь как правило к ним чаще всего учащиеся относятся не вполне корректно; - разработанные игры не стоит сразу нести в класс. Часто бывает так, что игра останавливается внезапно на самом интересном месте и никакое восстановление не сможет вернуть

прежний ход игры, поэтому следует тщательно разработать методику и процесс проведения мероприятия; - нигде, никогда и никого нельзя заставлять играть.

В практической части работы на основе результатов исследований процесса игровой деятельности учащихся и собственного опыта авторы делают следующие выводы: - назначением игрового обучения в химии является помощь учащимся в расширении их кругозора, закреплении учебного материала и развитии психологических и личностных качеств; - в школах довольно часто используют игровые формы обучения на уроках, хотя этот метод не всегда бывает эффективным, т. к. помимо положительных сторон в использовании игр существуют и негативные стороны, что не всегда принимается во внимание учителями при организации игровой деятельности; - необходимо отметить, что при четком продумывании, правильной разработке и правильной организации игровых методов обучения в химии, результаты при достижении поставленных целей будут более чем успешными.

Ниже приведены авторские игровые материалы: загадки «Химический элемен-тарий» и чайнворд «Химические элементы» (заполняется по кругу, по часовой стрелке).

«Химический элементарий»

На верхнем этаже храма Менделеева проживаю, В разных подъездах две квартиры занимаю,Причем под номером один. Вот такой я господин! (Водород)

Разглядев мой спектр в оконце, Нашли меня на Солнце. Я с благородностью дружу, В семейство газов я вхожу. (Гелий)

Чаще черный я по цвету, Могу и быть прозрачным. Мною пишут и рисуют Бываю я и мрачным. (Углерод)

Большую роль играю в жизни, В атмосфере содержусь. В воде почти не растворяюсь, И химинертностью горжусь. (Азот)

«Химические элементы»

1. Химический элемент, чье название в переводе с немецкого языка означает «волчья пена». Вольфрам

2. Химический элемент, находящийся в VII группе, побочной подгруппе. Проявляет валентность - 2, 4, 6, 7. входит в состав перманганата калия. Марганец

3. Химический элемент с порядковым номером 30. Цинк.

4. Название меди по латыни. Купрум.

5. Химический элемент, название которого состоит из двух животных. Мышьяк.

6. Химический элемент, латинское название которого -«силициум». Кремний.

7. Химический элемент, спиртовой раствор которого используют для обработки ссадин. Иод.

8. Выдающийся английский физик и химик. Ввел в химию символы элементов и формулы соединений. Дальтон

9. Какой газ утверждает что он - это не он? Неон

10. Щелочной металл. (Металл I группы, главной подгруппы). Натрий

Игровые формы обучения в химии - это один из многих способов заинтересовать школьников, закрепить ранее изученный материал, поддержать интерес к изучае-

мому предмету, а так же своеобразный «ключ», с помощью которого можно открыть двери к сердцам учащихся, а значит неподдельно заинтересовать их занимательной и таинственной наукой - х и м и е й .

Список литературы

1. Оконь, В. Введение в общую дидактику ( пер. С.Кольского)/ В. Оконь. - М.: Высшая школа, 1990.

2. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе/ Г.М. Чернобель-ская. - М.: Владос, 2000.

3. Головнер, В.Н. Интересные уроки. Из зарубежного опыта преподавателя 8-11класс/ В.Н.Головнер. - М.: НЦ ЭНАС, 2002.

4. Леенсон, И.А. Занимательная химия часть 1/ И.А.Леенсон - М.: Дрофа, 1996.

5. Фирсова, Л.М. Игры и развлечения часть 1/ Л.М.Фирсова. - М.:Молодая гвардия, 1989.

УДК 379

С.А. Щербинина, Е.В. Крылова

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛИЗОВАННОГО ЭТАПА ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ РАЗДЕЛОВ «ОПТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА» И «ХРОМАТОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ» В КУРСЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Построение материализованного этапа в цикле обучения в форме заданий, специально составленных по составу признаков изучаемых научных понятий, способствует более эффективному усвоению учебного материала. Разработаны задания для изучения методов гель-хроматографии, газо-жидкостной хроматографии и турбидиметрии в курсе аналитической химии.

Качественная подготовка специалистов с высшим образованием, несомненно, приоритетная задача в развитии современного образования. Получения более эффективного результата образования можно достигнуть при построении обучающих программ с привлечением психолого-педагогических исследований.

Методические рекомендации деятельностной теории учения [1,2,3] дают возможность формировать научные понятия по системе показателей качества на основе усвоения определенных действий (умений) через организацию специальных этапов усвоения. Одним из важнейших является материализованный этап, который может быть представлен в схеме усвоения в виде системы задач.

Анализ результатов коллоквиумов, контрольных работ и результатов подготовки студентов к выполнению лабораторных работ разделов «Оптические методы анализа» и «Хроматографические методы» курса аналитической химии показал, что сформирован-ность признаков научных понятий недостаточная. В основном, это связано с неполным усвоением состава признаков научных понятий этих разделов.

Для преодоления указанных затруднений рекомендуется разработка специальных заданий [4] и организация усвоения изучаемых научных понятий через построение специальных этапов, отвечающих условиям управляемого пути формирования научных понятий.

Построение материализованного этапа связано, прежде всего, с выделением полного состава признаков изучаемых научных понятий и представление выделенных признаков в условиях разрабатываемых задач, так как «знание извлекается не из объекта, а из действий с объектами» (Гальперин П.Я.). При формировании знаний о конкрет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.