Научная статья на тему 'Отношение Церкви к национальному (по материалам богословских трудов и церковной периодики конца XIX - XX вв.)'

Отношение Церкви к национальному (по материалам богословских трудов и церковной периодики конца XIX - XX вв.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение Церкви к национальному (по материалам богословских трудов и церковной периодики конца XIX - XX вв.)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Священник Игорь Поляков

Отношение Церкви к национальному (по материалам богословских трудов и церковной периодики конца XIX - XX вв.)

Опубликовано: Христианское чтение. 1997. № 15. С. 83-87

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

Священник Игорь Поляков

ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ К НАЦИОНАЛЬНОМУ (по материалам богословских трудов и церковной периодики конца XIX—XX веков)

настоящее время в церковной среде ведутся различные дискуссии об отношении Церкви к национальному. К сожалению, не всем участникам дискуссий известны мнения русских богословов и церковных публицистов по этому вопросу. Предлагаемый обзор, по мнению автора, послужит более углубленному пониманию этой важной проблемы.

Авторитетный православный богослов протоиерей Иоанн Мей-ендорф (1926—1992), рассматривая в своей статье1) отношение Церкви к национальному, отмечает, что новые нации на Балканах были всецело обязаны Православию в сохранении своей духовной культуры. Но добившись политической независимости, «не христианские эсхатологические и христологические идеи, а сама по себе нация стала рассматриваться как высшая цель социальной деятельности Церкви»2). Автор статьи подчеркивает опасность секуляризованного национализма, проявившегося в отождествлении интересов Церкви с интересами мирского национализма. Церковь осудила это отождествление в официальном соборном постановлении (1872), заклеймив его как «ересь филетизма»3). По мнению автора статьи, «соблазн религиозного национализма остается одной из самых основных слабостей современного православия» и национализм «... представляет собой капитуляцию перед тонкой формой секуляризма»4).

Прот. Иоанн Мейендорф. Церковь, общество, культура в Православном церковном Предании. Цит. по журналу «Московские епархиальные ведомости», № 1, 1992, с. 55. Впервые статья опубликована в «Вестнике русского христианского движения», № 124, 1, 1978, с. 21—35.

ЧТам же, с. 65.

3> Там же, с. 66.

4) Там же с. 66.

В другой статье5) прот. Иоанн Мейендорф, говоря об отождествлении Православия с национальными теориями, подчеркивает их относительность: «...именно вследствие этой относительности Церковь в любом случае не может отождествляться ни с какой теорией... сила Православия в том, что оно никогда всецело не отождествлялось ни с чем» 6>.

Русский религиозный философ, историк, публицист Федотов Г. П. (1886—1951) говорит о национальном, противопоставляя его вселенскому. «Христианская Церковь с первых дней своего бытия на земле раскрывается как Церковь вселенская. Природной разделенности человечества на племена и народы противополагается его единство во Христе» 7>. По мнению Федотова Г. П., национальность— символ язычества. «Язычники («языки») так именуются не по признаку многобожия, а по признаку национально-народной жизни. Языки — это народы feQvr), gentes)»8*.

Православная Византия, по мнению Федотова Г. П., жила исключительно сознанием вселенским. Но это вселенское было греческим, национально-конкретным, что явилось «великой ложью, провиденциально вскрытой в гибели греческого царства». 9>

Не греческой, а русской Церкви, по мнению Федотова Г. П., было дано раскрыть смысл национальной идеи в Православии. 10> Федотов Г. П. обращает внимание читателей, что единая сила Святого Духа сходит на апостолов в разделенности огненных языков. Дар языков был первым даром новорожденной Церкви, но этот дар долго оставался скрытым под спудом мнимо вселенской греко-римской культуры. п> Под даром «языков» Федотов Г. П. понимает и многообразие путей личного спасения, и допустимость различных национальных особенностей. Жизнь русской Церкви свидетельствует, по мнению Федотова Г. П., о «восприятии на-

5) Прот. И о а и и Ме й е и д о р ф. Православие и современный мир. Минск, 1995 г.. с. 4.

6) Там же, с. 18.

7) Федотов Г. П. Национальное и вселенское. В сб.: Федотов Г. П. О святости, интеллигенции и большевизме. СПб., 1994, с. 30.

8) Там же, с. 30.

9> Там же, с. 31.

10> Там же, с. 31.

11 > Там же, с. 33.

циональной плоти и духа в самые недра Церкви». 12> Таким образом происходит «оправдание и осмысление природно-языческого многообразия мира». «Отныне «языки» входят в Царствие Бо-жие». 13> Национальное является одним из путей в Царствие Бо-жие, одним из путей спасения. Федотов Г. П. заканчивает свою статью предостережением: «Нет более распространенного недоразумения среди нас, как смешение «православного» и «русского». Православное — это вселенское, это для всех. Русское — только для нас». 14>

Аналогичную мысль об отношении вселенского, церковного и национального выражает и Новгородцев П. И. (1866—1924) — религиозный философ, социолог, правовед. «Православные не только русские, но и греки, и сербы, и болгары, и румыны, и абессинцы. Но когда мы ближе сходимся на церковной почве с нашими единоверцами, мы тотчас же непосредственно ощущаем разницу их религиозного сознания и нашего. Очевидно, при единстве догматов может быть различное усвоение их, в соответствии с различием национальных характеров и культурных типов. Подобно каждому другому народу и мы, русские, вносим в понимание нашей веры особые национальные черты»*.15 Далее Новгородцев П. И. перечисляет самые главные, по его мнению, черты русского благочестия и Богопочитания: созерцательность, смирение, душевная простота, радость о Господе, потребность внешнего выражения религиозного чувства, чаяние Царства Божйя. 1е>

Лосский Н. О. (1870—1965)—русский религиозный философ, также признает приоритет вселенсшго над национальным. Для русского народа, по его мнению, основной наиболее глубокой чертой характера является религиозность и «связанные с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царствии Божием».17)

12> Там же, с. 31.

13> Там же, с. 33. Там же, с. 34.

Новгородцев П. И. Сочинения. М., 1995, с. 408. Там же, с. 414.

17) Лосский Н. О. Условие абсолютного добра. М., 1991, с. 240.

Булгаков С. Н. (1871—1944)—экономист, философ, богослов, публицист и общественный деятель, национальное считает «натуральным единством или соборностью», которые принципиально отличны от истинно кафолической соборности Церкви. 18> И если такая «... натуральная соборность (народ, класс, человечество, государство) ставит себя на место этой кафолической соборности, (то) она становится лжесоборностью, во имя низшего и стихийного отрицания высшее и благодатное».19)

Булгаков С. Н. с опасением относится к проявлению национального по отношению ко вселенскому. «В национальном чувстве есть... страшная и всегда подстерегающая опасность изменить ради него кафоличности, всечеловечности, так же как национальной церкви легко отъединиться от церкви вселенской, «единой, соборной и апостольской». Национальность есть хотя и органическая, но не высшая форма человеческого единения, ибо она не только соединяет, но и разъединяет».20)

Клепинин Н. А. рассматривает вопрос об религиозном оправдании национального21). Национальное — это индивидуальность целого народа и творческая любовь к этой индивидуальности, «... это дар, данный целому народу и, поэтому связывающий его, несмотря на индивидуальные различия людей, в единое целое». 22> По мнению Клепинина Н. А., путь ко вселенскому лежит только через национальное, которое, подобно любви к родителям, семье и близким, есть «определенная степень раскрытия вселенской любви». 23) Клепинин Н. А. считает, что национальное как путь ко вселенскому оправдан религиозно.

Ильин И. А. (1883—1954)—философ, теоретик и историк религии культуры, уделял большое внимание христианскому осмыслению многих социальных явлений, в том числе и национализма.

18) Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб., 1997, с. 336.

19> Там же, с. 336.

20> Там же, с. 338.

21) Клепинин Н. А. Мысли о религиозном смысле национализма. Журнал «Путь. Орган русской религиозной мысли». Париж, № 6, 1927 г., с. 54.

22> Там же, с. 60.

23> Там же, с. 60.

По его мнению, подлинный национализм проявляется в том, что «идея Бога низводится на уровень земной нации».24) «Все бытие и вся история народа осмысливаются как самостоятельное и своеобразное служение Богу: приятие даров Святого Духа и введение их в национальную культуру».25) И в этом случае «национализм открывает человеку глаза и на национальное своеобразие других народов; он учит не презирать другие народы, а чтить их духовные достижения и их национальное чувство: ибо и они при-частны дарам Божиим, и они претворили их по-своему». 26>

Обобщая мнения русских богословов и церковных публицистов, приведенные в обзоре, можно сказать, что отношение Церкви к национальному может быть, во-первых, очень сдержанным и осторожным и, во-вторых, национальное может использоваться Церковью только лишь как один из путей достижения своих вселенских спасительных целей.

^чИльи н И. А. Собрание сочинений. Т. I, М., 1993, с. 328. 25> Там же, с. 328.

26) Там же, с. 327.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.