Научная статья на тему 'Отношение студентов-психологов к образовательной среде вуза'

Отношение студентов-психологов к образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ / "СВОБОДА ЗАВИСИМОСТЬ" / "ПАССИВНОСТЬ АКТИВНОСТЬ" / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / ACADEMIC ENVIRONMENT / VECTOR MODEL / FREEDOM-DEPENDENCE / PASSIVITY-ACTIVITY / VOCATIONAL TRAINING / ATTITUDE TOWARDS THE ACADEMIC ENVIRONMENT / STUDENTS MAJORING IN PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Наталья Николаевна

В статье описаны результаты экспертизы образовательных сред двух саратовских вузов, осуществляющих профессиональную подготовку студентов по психологическому профилю. Показано, что образовательная среда учебных заведений, осуществляющих подготовку по направлению «Психология», относится к карьерному типу и ориентирована преимущественно на различные внешние проявления (вопросы саморекламы, корпоративной культуры), тогда как непосредственно содержанию образовательного процесса не уделяется внимания в должной мере. Исследование позволило обнаружить следующие различия: образовательная среда классического университета ориентирована на приоритет личных интересов и ценностей студента, а технического университета на общественные ценности. Выполнен сравнительный анализ эмоционального, познавательного, практического и поступочного компонентов отношения студентов к образовательной среде вузов. Обнаружено, что поступочный компонент не сформирован у всех обследованных студентов-психологов, независимо от типа образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The attitude of students majoring in Psychology towards the university’s academic environment

The paper presents the findings of an expert study on the academic environment in two Saratov universities training students as psychologists. The research shows that the academic environment in the educational institutions training students majoring in Psychology is of a career type and focuses mainly on external issues (self-promotion, corporate culture) while the academic process is neglected. The study identifies the following differences: personal interests and values of students are the priority for the classic university whereas the engineering university focuses on public values. The author compares the emotional, cognitive, practical and action components of students’ attitude towards the university’s academic environment. The study reveals that the action component is not formed in all surveyed students majoring in Psychology regardless of the type of the academic environment.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов-психологов к образовательной среде вуза»

УДК 378.615:37.047

https ://doi.org/10.24158/spp.2018.3.9

Ткаченко Наталья Николаевна

заместитель директора колледжа физической культуры Воронежского государственного института физической культуры

ОТНОШЕНИЕ

СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Tkachenko Natalia Nikolaevna

Deputy Director, College of Physical Education, Voronezh State Institute of Physical Education

THE ATTITUDE OF STUDENTS MAJORING IN PSYCHOLOGY TOWARDS THE UNIVERSITY'S ACADEMIC ENVIRONMENT

Аннотация:

В статье описаны результаты экспертизы образовательных сред двух саратовских вузов, осуществляющих профессиональную подготовку студентов по психологическому профилю. Показано, что образовательная среда учебных заведений, осуществляющих подготовку по направлению «Психология», относится к карьерному типу и ориентирована преимущественно на различные внешние проявления (вопросы саморекламы, корпоративной культуры), тогда как непосредственно содержанию образовательного процесса не уделяется внимания в должной мере. Исследование позволило обнаружить следующие различия: образовательная среда классического университета ориентирована на приоритет личных интересов и ценностей студента, а технического университета - на общественные ценности. Выполнен сравнительный анализ эмоционального, познавательного, практического и поступочного компонентов отношения студентов к образовательной среде вузов. Обнаружено, что поступочный компонент не сформирован у всех обследованных студентов-психологов, независимо от типа образовательной среды.

Ключевые слова:

образовательная среда, векторная модель, «свобода - зависимость», «пассивность - активность», профессиональная подготовка, отношение к образовательной среде, студенты-психологи.

Summary:

The paper presents the findings of an expert study on the academic environment in two Saratov universities training students as psychologists. The research shows that the academic environment in the educational institutions training students majoring in Psychology is of a career type and focuses mainly on external issues (self-promotion, corporate culture) while the academic process is neglected. The study identifies the following differences: personal interests and values of students are the priority for the classic university whereas the engineering university focuses on public values. The author compares the emotional, cognitive, practical and action components of students' attitude towards the university's academic environment. The study reveals that the action component is not formed in all surveyed students majoring in Psychology regardless of the type of the academic environment.

Keywords:

academic environment, vector model, freedom-dependence, passivity-activity, vocational training, attitude towards the academic environment, students majoring in Psychology.

Изменения, происходящие сегодня в социальной среде, внедрение в систему образования личностно ориентированного подхода диктуют необходимость всестороннего и целостного изучения феномена образовательной среды. Являясь ведущим фактором развития личности, образовательная среда учебного заведения способствует идентификации личности студента и удовлетворяет его потребность в развитии и самоактуализации, что в конечном итоге должно стимулировать восприятие образования студентом как личностной ценности.

Образовательные реформы последних лет позволяют акцентировать внимание на современных образовательных тенденциях, наиболее значимыми из которых являются: всеобщий, массовый характер образования; непрерывность современного образования; ориентация на постоянные нововведения; учет особенностей и специфики дальнейшей профессиональной деятельности. Обозначенные тенденции требуют создания такой образовательной среды, которая будет не только содействовать овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для дальнейшей профессиональной деятельности, но и формировать такие компетенции, которые способны побуждать студента к реализации стратегических целей и задач профессиональной деятельности, а также способствовать дальнейшей адаптации к ней.

Современная высшая школа стимулирует формирование профессиональной компетенции будущего профессионала как субъекта образовательной среды. В нашем понимании субъект образовательной среды в эпоху глобализации должен являться всесторонне развитой и творческой личностью. В этом контексте для реализации поставленной задачи образовательная среда и ее развитие должны сопровождаться внедрением инновационных технологий, профориентацией,

проектированием содержания образовательного процесса, наличием творческих и проблемных заданий, увеличением объема учебного материала для самостоятельного выполнения и т. п.

Нами проведена экспертиза образовательной среды двух высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по профилю «Психология».

В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся в классическом и техническом высших учебных заведениях по психологическому профилю. Общее количество опрошенных составило 283 студента. В качестве методического инструментария мы воспользовались методикой векторного моделирования образовательной среды [1].

Полученные результаты позволили нам построить векторную модель образовательной среды (рис. 1) в системе координат, включающей две оси. Первая ось «свобода - зависимость» выявляет наличие в системе образовательного учреждения возможностей для свободного развития студента. Вторая ось «активность - пассивность» отражает возможности для проявления студентом личностной активности.

Пассивность

Рисунок 1 - Система координат по результатам векторного моделирования образовательной среды двух вузов

На основе проведенной диагностики образовательные среды технического и классического вузов можно отнести к карьерному типу. Такая образовательная среда способствует развитию и проявлению активности студентов, но одновременно с этим формирует зависимость студента как будущего профессионала. Полученный результат позволяет констатировать ориентацию вузов на различные внешние проявления. При таком подходе внутреннее содержание образовательного процесса остается без должного внимания. Скорее всего, в данной образовательной среде большое значение приобретают вопросы саморекламы, разработки лозунгов и корпоративной культуры. В.А. Ясвин в своей работе приводит характеристику этого типа образовательной среды, данную Я. Корчаком: «Жизнь превращается в вынюхивание и обхаживание; господствуют тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие, раболепие, зависимость, злоба, злорадство. Здесь людей не любят, а только оценивают, теряют на них или зарабатывают» [2, с. 3334]. Стоит обратить внимание на то, что холодная расчетливость, принятая в данной образовательной среде, может сопровождаться соответствующим упорством в достижении поставленных целей. При этом акцентируем внимание на том, что основными чертами личности, формирующейся в карьерной среде, являются лицемерие и фальшь.

Сравнительный анализ полученных профилей произведен с помощью непараметрической математической статистики с использованием углового преобразования Фишера. Результаты расчетов, принятые на 5 %-м уровне значимости, подтвердили наличие статистически значимых отличий в данных профилях.

Как видно из данных, представленных на рисунке 1, у студентов классического вуза констатируется больший приоритет личных интересов и ценностей, нежели у студентов технического вуза, которым свойственен приоритет общественных ценностей. Статистически значимые различия также были обнаружены по оси «активность - пассивность», что свидетельствует о наличии в системе технического вуза таких условий, которые не способствуют проявлению активности студентов. В качестве таких условий могут выступать различные неприятности, возникающие на пути реализации студентом своих планов (отсутствие поддержки инициативы со стороны администрации и педагогов, наличие наказаний за инициативу и т. п.). В отличие от образовательной среды

Активность 3

— Технический вуз ■••• Классический вуз

Свобода

Зависимость

технического вуза, образовательная среда вуза классического стимулирует активность и инициативность студентов, предоставляя дополнительную возможность для их творчества и развития.

Таким образом, путем элементарного математического построения нами получен вектор, моделирующий «карьерную» среду технического вуза, способствующую развитию высокой степени зависимости и малой степени активности, что в дальнейшем обозначается нами как «карьерная среда активной зависимости».

Вектор, полученный по результатам исследования студентов классического вуза, моделирует «карьерную» среду, стимулирующую высокую активность и предполагающую небольшую степень зависимости, что позволяет обозначить ее как карьерную среду зависимой активности.

Далее сравним эмоциональный, познавательный, практический и поступочный компоненты отношения студентов к образовательной среде вуза. Результаты данного этапа исследования представлены на рисунке 2.

Эмоциональный

компонент — — Технический вуз

10

8

Классический вуз

Интенсивность отношения

6 4 2

0 I ^ I

Познавательный компонент

Поступочный Практический

компонент компонент

Рисунок 2 - Отношение студентов к разным образовательным средам

Сравнительный анализ, проведенный с помощью параметрического критерия Стьюдента, позволил обнаружить на уровне значимости 0,05 существенные различия по эмоциональному и практическому компонентам отношения студентов к учебному заведению. Эмоциональный компонент студентов классического вуза связан с более положительными оценочными суждениями, предпочтениями и чувствами по отношению к образовательной среде. Студенты технического вуза демонстрируют более сформированный практический компонент, что позволяет говорить о их готовности и стремлении к практической деятельности, связанной с образовательной средой учебного заведения.

В отношении познавательного и поступочного компонентов отношения различий между двумя образовательными средами не обнаружено. Данный результат позволяет сделать вывод, что мотивация и направленность познавательной активности двух групп испытуемых не имеют существенных различий. Студенты и психолого-педагогического, и технического университетов демонстрируют схожий уровень развития когнитивного компонента и одинаковую степень интереса к образовательной организации. Следует помнить, что благоприятное взаимодействие между обучающимися и преподавателями стимулирует мотивацию первых к обучению [3].

Следует обратить внимание на то, что поступочный компонент, определяющий активность личности, направленную на изменение ее окружения в соответствии со своим отношением к образовательной организации, почти не сформирован. Данный результат свидетельствует о том, что студенты не склонны изменять и совершенствовать образовательный процесс, скорее всего, они не готовы влиять на формирование у других субъектов положительного отношения к данной образовательной организации. При этом следует помнить, что именно поступок служит критерием и выражением отношения студента к образовательной организации.

На основании результатов проведенных анализа и экспертизы образовательной среды были сделаны следующие выводы.

Системное рассмотрение феномена образовательной среды позволяет говорить о том, что внимание к анализу ее составляющих и характеристик занимает одно из ведущих мест как в теории, так и в методике высшего образования. К сожалению, существующие определения понятия

«образовательная среда» и те подходы, которые представлены в научной литературе, описывающие ее структурные составляющие, недостаточно полно соответствуют ее характеристике.

Мы ориентируемся на определение образовательной среды, данное в работах М.В. Григорьевой [4], и рассматриваем образовательную среду как систему педагогических, психологических и организационных условий и воздействий, обеспечивающих когнитивное, эмоциональное, коммуникативное и в целом субъектно-личностное развитие обучающихся на основе их природных и возрастных особенностей с учетом целей общества. По нашему мнению, данное определение характеризуется логичностью и содержательной конкретностью.

Образовательная среда учебных заведений, осуществляющих подготовку по психологическим профилям образования, с точки зрения студентов-психологов, относится к карьерному типу и ориентирована на различные внешние проявления, тогда как внутреннее содержание образовательного процесса остается без должного внимания.

Существуют различия в образовательных организациях. Так, образовательная среда классического университета, по мнению студентов-психологов, ориентирована на приоритет личных интересов и ценностей студента, а технического университета - на общественные ценности.

Неприятности на пути реализации студентом своих планов (отсутствие поддержки инициативы со стороны администрации и педагогов, наличие наказаний за инициативу и т. п.), возникающие в среде технического университета, мешают проявлению активности студентов. Образовательная среда классического университета, напротив, стимулирует активность и инициативность студентов, предоставляя дополнительные возможности для проявления творчества и развития.

Карьерная среда зависимой активности обусловливает более положительные оценочные суждения и чувства студентов по отношению к учебному заведению. Также она формирует практический компонент. В данной среде у студентов развиты готовность и стремление к дальнейшей практической деятельности, связанной с образовательной средой вуза.

Мотивация, степень интереса к образовательной организации, направленность и уровень познавательной активности студентов значимо не отличаются в разных типах образовательной среды вуза.

Вне зависимости от типа образовательной среды у студентов, обучающихся по психологическому профилю, слабо сформирован поступочный компонент, определяющий активность личности, направленную на изменение ее окружения в соответствии со своим отношением к образовательной организации.

Ссылки:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

2. Ясвин В.А. Оценка студентами университетской среды на основе метода векторного моделирования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, № 2. С. 33-37.

3. Sources of Stress for Students in High School College Preparatory and General Education Programs: Group Differences and Associations with Adjustment / Sh.M. Suldo, E. Shaunessy, A. Thalji, J. Michalowski, E. Shaffer // Adolescence. 2009. Vol. 44, no. 176. P. 925-948 ; Urdan T., Schoenfelder E. Classroom Effects on Student Motivation: Goal Structures, Social Relationships, and Competence Beliefs // Journal of School Psychology. 2006. Vol. 44, no. 5. P. 331 -349. http://dx.doi.org/10.1016/jjsp.2006.04.003.

4. Григорьева М.В. Понятие «образовательная среда» и модели образовательных сред в современной отечественной педагогической психологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 4. С. 3-11.

References:

Grigoryeva, MV 2010, 'The concept of educational environment and the model of educational environments in modern national educational psychology', Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya, no. 4, pp. 3-11, (in Russian).

Suldo, ShM, Shaunessy, E, Thalji, A, Michalowski, J & Shaffer, E 2009, 'Sources of Stress for Students in High School College Preparatory and General Education Programs: Group Differences and Associations with Adjustment', Adolescence, vol. 44, no. 176, pp. 925-948.

Urdan, T & Schoenfelder, E 2006, 'Classroom Effects on Student Motivation: Goal Structures, Social Relationships, and Competence Beliefs', Journal of School Psychology, vol. 44, no. 5, pp. 331-349. http://dx.doi.org/10.1016/jjsp.2006.04.003. Yasvin, VA 2001, Educational environment: from modeling to design, Moscow, 356 p., (in Russian). Yasvin, VA 2012, 'Students' assessment of the university environment based on the vector modeling method', Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya, vol. 1, no. 2, pp. 33-37, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.