Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Денисова О.А., Денисов А.П., Тасова З.Б.

Волонтерское движение в период эпидемии коронавируса SARS-CoV-2 становится незаменимым ресурсом в здравоохранении, позволяющим повысить доступность медицинской помощи для населения, облегчить работу медицинского персонала, создать потенциальный кадровый резерв работников, имеющих реальное представление о профессиональной деятельности. В статье рассмотрены личностные качества волонтеров, их представления о волонтерской деятельности, ее влияние на образовательный процесс. Проведенный анализ факторов мотивации студентов-волонтеров медицинского вуза даст возможность оказать помощь в эффективной организации волонтерской деятельности применительно к практическому здравоохранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS TO VOLUNTEERING IN THE CONDITIONS OF THE NEW COVID-19 PANDEMIC

The volunteer movement during the coronavirus epidemic SARS-CoV-2 is becoming an irreplaceable resource in healthcare that makes it possible to increase the availability of medical care for the population, to facilitate the work of medical personnel, and to create a potential talent pool of workers who have a real idea of their professional activities. The article examines the personal qualities of volunteers, their ideas about volunteering, and its impact on the educational process. The analysis of the factors of motivation of volunteer students of a medical university will provide an opportunity to provide assistance in the effective organization of volunteer activities in relation to practical health care.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19»

Far Eastern Medical Journal, 4/2021

7. International Statistical Classification of Diseases and Health Problems: 10th Revision. Vol. 1, Part 1. WHO. Geneva. - M.: Medicine, 1995. - 698 p.

8. Merabishvili VM. Index of Reliability of Accounting is the most important criterion for objective evaluation of the oncological service for all localizations of malignant neoplasms, regardless of the level of mortality of patients // Oncology Issues. - 2019. - Vol. 65, № 4. -P. 510-515.

9. Merabishvili V.M. Medical and statistical terminology dictionary: methodological manual for doctors, residents, graduate students and researchers. - M.: Book on demand, 2018. - 100 p.

10. Merabishvili V.M. Oncological statistics (traditional methods, new information technologies). A guide for doctors. Part 1. - SPb.: Publishing House Costa, 2011. - 221 p.

11. Merabishvili VM. Oncological statistics (traditional methods, new information technologies). A guide for doctors. Part 2. - SPb.: Publishing House Costa, 2011. - 248 p.

12. Pletnev V.V. Identification of predisposition to cancer and method of its primary prevention. - M.: LENAND, 2015. - 160 p.

13. Russia in numbers: 2019. Short Statistical Compendium. - M., 2020. - 549p.

14. The state of oncological assistance to population of Russia in 2008 / Ed. by VI. Chissov, V.V Starinsky, G.V Petrova. - M.: P.A. Hertsen MORC, 2009. - 192 p.

15. The state of oncological assistance to the population of Russia in 2019 // Ed. by A.D. Kaprina, V V Starinsky, A.O. Shakhzadova. - M.: A. Hertsen MORC, 2020. -238 p.

Координаты для связи с авторами: Гордиенко Виктор Петрович - д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой лучевой диагностики, лучевой терапии с курсом онкологии АГМА, тел. +7-924-677-00-09, e-mail: gen-45@rambler.ru, ORCID 000-001-9289-8513; Атамашкина Галина Николаевна - врач-онколог ГАУЗ АО «Амурский областной онкологический диспансер», тел. +7-924-447-30-83, e-mail: atamashkina88@mail.ru, ORCID 0000-0002-6194-4860; Кирей Юлия Анатольевна - врач-онколог ГАУЗ ОАО «Амурский областной онкологический диспансер», тел. +7-914-381-20-01, e-mail: udjin_93@mail.ru, ORCID 0000-0002-8926-7611.

□□□

http://dx.doi.org/10.35177/1994-5191-2021-4-12

УДК 614.253.4:[37.068+578.834.1] О.А. Денисова, А.П. Денисов, З.Б. Тасова

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19

Омский государственный медицинский университет, 644099, ул. Ленина, 12, тел. 8-(3812)-95-70-01, e-mail: rector@omsk-osma.ru, г. Омск

Резюме

Волонтерское движение в период эпидемии коронавируса SARS-CoV-2 становится незаменимым ресурсом в здравоохранении, позволяющим повысить доступность медицинской помощи для населения, облегчить работу медицинского персонала, создать потенциальный кадровый резерв работников, имеющих реальное представление о профессиональной деятельности. В статье рассмотрены личностные качества волонтеров, их представления о волонтерской деятельности, ее влияние на образовательный процесс. Проведенный анализ факторов мотивации студентов-волонтеров медицинского вуза даст возможность оказать помощь в эффективной организации волонтерской деятельности применительно к практическому здравоохранению.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, студенты медицинского вуза, образовательный процесс.

O.A. Denisova, A.P. Denisov, Z.B. Tasova

ATTITUDE OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS TO VOLUNTEERING IN THE CONDITIONS OF THE NEW COVID-19 PANDEMIC

Omsk State Medical University, Omsk

Abstract

The volunteer movement during the coronavirus epidemic SARS-CoV-2 is becoming an irreplaceable resource in healthcare that makes it possible to increase the availability of medical care for the population, to facilitate the work of medical personnel, and to create a potential talent pool of workers who have a real idea of their professional activities. The article examines the personal qualities of volunteers, their ideas about volunteering, and its impact on the educational process. The analysis of the factors of motivation of volunteer students of a medical university will provide an opportunity to provide assistance in the effective organization of volunteer activities in relation to practical health care.

Key words: volunteer activity, medical students, educational process.

В современной сложной социально-экономической, демографической ситуации закономерно наблюдается глобальное увеличение значимости медицины, как одного из ведущих факторов сохранения здоровья, что обуславливает острую необходимость обновления в системе практического здравоохранения, процессе обучения медицинских кадров [1, 2]. Согласно «Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года» необходима такая подготовка молодых специалистов, которые готовы к самостоятельной

Материалы

Исследуемую статистическую совокупность составили отобранные случайным способом по таблицам случайных чисел 230 студентов Омского медицинского университета 1-6 курсов в возрасте от 17 до 25 лет. Для того чтобы учесть мнение каждого отдельного респондента применялись вопросы различных типов (открытого, закрытого и полузакрытого) из авторской анкеты, использовалась оценочная шкала стрессовых событий Холмса-Раге (The Holmes and Rage Stress

профессиональной деятельности, обладают социальной ответственностью и практической компетентностью. Одним из путей достижения этой цели является волонтерская деятельность (ВД) студентов, ориентированная на профессиональную самореализацию, формирование коммуникативных умений и нравственно-этических качеств [3]. Цель исследования: изучить отношение будущих врачей - студентов медицинского университета к волонтерской деятельности в условиях пандемии новой коронави-русной инфекции COVID-19.

и методы

Inventory, или Social Readjustment Rating Scale, SRRS) [4]. Кроме социологического блока анкета включала разделы, посвященные изучению факторов мотивации и уточнению личностных качеств волонтеров.

Для обработки полученных результатов использовался альтернативный анализ с оценкой качественных признаков и корреляционный анализ для установления причинно-следственных связей [5]. За статистически значимые принимали различия р<0,05.

Результаты

Добровольческое движение среди современной студенческой молодежи является весьма востребованным, в Омском медицинском университете обучается достаточно много энергичных, инициативных молодых людей, желающих испытать себя в новом виде деятельности. Учащиеся университета были проинформированы о возможности работы волонтером и в разной степени приобщались к ВД. Студенты первых трех курсов, участвовали в контроле термометрии, соблюдении масочного режима, помогали в маршрутизации пациентов и др. Старшекурсники оказывали помощь на приеме у врачей специалистов и в доврачебном кабинете.

Как показали результаты исследования, наиболее активными волонтерами оказались лица в возрасте 21-23 лет (50,7 % от общего числа респондентов), женского пола (75,8 %), обладающие развитой коммуникабельностью (45,7 %). Что подтверждалось наличием прямой корреляционной связи между вовлеченностью студентов в ВД и указанными исследуемыми признаками (г*у=0,329; р<0,01; гху=0,215 р<0,01; гху=0,224; р<0,01).

и обсуждение

Благоприятным моментом было то, что значительная часть из общего числа опрошенных лиц (32,3 %) являются действующими волонтерами и будут продолжать ВД; 18,3 % отметили, что занимались ВД ранее, но не планируют продолжать. Ответы остальных участников распределились следующим образом: 19,1 % в принципе не собирались заниматься ВД, 10,1 % опрошенных пока не пробовали, но собираются приступить, 20,2 % студентов не определились с выбором. Таким образом, имеется достаточно большой резерв потенциальных рекрутов для этой благородной и общественно значимой работы.

В связи с высокой востребованностью ВД в практическом здравоохранении, представляется крайне важным - изучить те факторы мотивации, которые могли бы привлечь студентов к этой работе. Результаты добровольного анонимного опроса показали, что к наиболее значимым стимулам для респондентов относятся: возможность принести пользу (84,9 на 100 опрошенных), приобретение нового профессионального опыта (71,7 на 100), общение с интересными людьми (51,5 на 100).

Far Eastern Medical Journal, 4/2021

Таким образом, ВД дает не только уникальную возможность без отрыва от учебы, не переходя на индивидуальные программы обучения, овладеть практическими медицинскими навыками и компетенциями поведения в экстремальных ситуациях, но и погружает в особую социокультурную среду, что имеет особое значение для личностного и профессионального становления будущих врачей.

Однако, несмотря на неоспоримую привлекательность ВД для студентов, значительное число респондентов (47,3 на 100 опрошенных) были вынуждены от нее полностью отказаться. Основной причиной этого молодые люди считали недостаток свободного времени (83,5 на 100) в силу насыщенного расписания учебных занятий (47,3 на 100), больших объемов и значительной сложности изученного материала (77,3 на 100). Как показали полученные данные, разной степени сложности в освоении образовательной программы возникали у 32,2 % студентов-волонтеров. Например, один из респондентов отметил, «что из-за работы в больнице у него оставалось мало времени на сон, а личные дела пришлось отложить, на лице временами появлялись синяки от респираторов и очков, сильно сохла кожа под воздействием антисептиков. Несмотря на все эти трудности, он все равно продолжит работу, потому что хочет стать хорошим специалистом».

Напротив, высказывались и другие точки зрения: «Не планирую заниматься ВД, не считаю себя эгоисткой или что-то в этом роде, в целом это хорошая идея, но мне это не интересно». «Я бы поработала волонтером, но боюсь за здоровье близких людей. Не хочу быть для них потенциальным источником опасности, они не такие молодые и здоровые».

Поскольку результат работы волонтеров во многом определяется их личностными качествами, представляет интерес, каким должен быть идеальный волонтер, по мнению студентов, и в какой мере они сами отвечали этим требованиям. Из наиболее

важных качеств по степени значимости опрошенные выбрали ответственность - 85,5 на 100, далее по убывающей частоте коммуникабельность - 84,3 на 100, затем вежливость - 82,5 на 100, после чего милосердие, готовность прийти на помощь - 63,1 на 100. Таким образом, из представленных ответов становится понятным, что студенты относятся к ВД достаточно осознанно с пониманием общественной значимости своей работы.

Проведенная по оценочной шкале стрессовых событий Холмса-Раге оценка позволила объективно охарактеризовать индивидуальные личностные качества волонтеров. В результате по данной шкале (от 1 до 10 баллов) 38,4 % опрошенных определили уровень ответственности и 32,6 % коммуникабельности, как достаточно высокие (на 7-8 баллов), что совпадает с представлениями опрошенных об идеальном волонтере. Однако 57,4 % из общего числа опрошенных имели низкую степень сопротивляемости стрессу, как результат совмещения учебы с работой, в том числе в ночное время, что способствовало значительному увеличению умственной, психологической, физической нагрузки, степени личной ответственности, нарушению привычных стереотипов образа жизни, в том числе, режима сна и питания.

Таким образом, ВД является достаточно значимым компонентом жизни современной студенческой молодежи, включает в себя разнообразные по наполнению личностные и общественные аспекты: способность оказать поддержку нуждающимся, укрепить чувство приверженности к профессии, повысить профессиональные качества. Самый активный возраст для вовлеченности в добровольческое движение составил 21-23 года. Идеальный волонтер, по мнению опрошенных студентов, должен быть, в первую очередь, ответственным, коммуникабельным и вежливым. Основное препятствие к занятию ВД - недостаток свободного времени, обусловленный насыщенным учебным процессом.

Литература

1. Денисова О.А., Кун О.А., Денисов А.П. Современный взгляд на учебную и профессиональную мотивацию студентов-медиков / Денисова О.А., Кун О.А., Денисов А.П. // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2. - С. 90.

2. Дробышев В.В., Сергеева В.С., Денисов А.П., Рассудова Л.А. Основы доказательной психологии и педагогики. Количественные и качественные методы. - Омск, 2016. - 192 с.

3. Мешков Д.О., Безмельницына Л.Ю., Черкасов С.Н., Павлова Н.Г., Федяева А.В., Шинка-рюк А.Г., Олейникова В.С., Широкий А.А. Особен-

ности формирования охраны здоровья и системы здравоохранения в период после эпидемии корона-вируса COVID-19. В сборнике: Экономика коро-накризиса: вызовы и решения / Сборник научных трудов; [под ред. Р.М. Нижегородцева], 2020. -С. 164-170.

4. Неволина В.В., Белоновская И.Д. Концептуальная модель профессионального саморазвития студента медицинского вуза. - М., 2019. - 237 с.

5. Holmes T.H., Rahe R.H. The social readjustment rating scale // Journal of Psychosomatic Research. -1967. - № 11. - P. 213-218.

1. Denisova O.A., Kun O.A. view of educational and professional motivation of medical students // Modern Problems of Science and Education. - 2019. - № 2. - P. 90.

Literature

Denisov A.P. Modern 2. Drobyshev VV, Sergeeva VS., Denisov A.P., Ras-

sudova L.A. Foundations of Evidence-Based Psychology and Pedagogy. Quantitative and qualitative methods. -Omsk, 2016. - 192 p.

3. Meshkov D.O., Bezmelnitsyna L.Yu., Cherka-sov S.N., Pavlova N.G., Fedyaeva A.V, Shinkaryuk A.G., Oleinikova VS., Shirokiy A.A. Features of the formation of health protection and the health care system in the period after the COVID-19 coronavirus epidemic. In the collection: Economics of Coronacrisis: Challenges and Solutions. Collection of scientific papers;

[Ed. by R.M. Nizhegorodtseva], 2020. - P. 164-170.

4. Nevolina V. V, Belonovskaya I.D. Conceptual model of professional self-development of a medical student. -M., 2019. - 237 p.

5. Holmes T.H., Rahe R.H. The social readjustment rating scale // Journal of Psychosomatic Research. -1967. - № 11. - P. 213-218.

Координаты для связи с авторами: Денисова Ольга Александровна - канд. мед. наук, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ОмГМУ, тел. +7-905-942-78-67, e-mail: olgad571@mail.ru; Денисов Александр Павлович - д-р мед. наук, проф. кафедры общественного здоровья и здравоохранения ОмГМУ, тел. 8-(3812)-65-03-88, e-mail: denap144@mail.ru; Тасова Зульфия Байтуяковна - доцент кафедры общественного

здоровья и здравоохранения ОмГМУ, тел. 8-(3812)-65-03-88, e-mail: ztasova@yandex.ru.

□□□

http://dx.doi.org/10.35177/1994-5191-2021-4-13 УДК 61(071)+614.2:376.68]378.14(47)"1929

П.Э. Ратманов

КУРСЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ВРАЧЕЙ В МОСКВЕ И ЛЕНИНГРАДЕ 1929 Г.

Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-30-53-11, e-mail: rec@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск

Резюме

В сентябре-октябре 1929 г в Москве и Ленинграде были проведены курсы для иностранных врачей. Организатором курсов стал бывший представитель Наркомздрава РСФСР в Германии доктор Я.Р. Гольденберг. Всего в СССР на курсы приехало 30 специалистов. В основном это были симпатизирующие Советскому Союзу врачи из Веймарской республики, а также врачи из Франции, Испании, Голландии, Дании, Америки, Польши и др. Организация курсов была признана успешной как участниками, так и советской стороной. Тем не менее, международный резонанс этих курсов был весьма ограниченным, поскольку в них участвовали не ведущие специалисты в области общественного здоровья, а просто врачи левых политических взглядов.

Ключевые слова: международные связи, СССР, Германия, история, Наркомздрав, социальная гигиена.

P.E. Ratmanov

COURSES FOR FOREIGN PHYSICIANS IN MOSCOW AND LENINGRAD IN 1929

Far Eastern State Medical University, Khabarovsk Abstract

In September-October 1929, the courses for foreign physicians were held in Moscow and Leningrad. The organizer of the courses was Dr. Ya.R. Goldenberg, former representative of the People's Commissariat for Health of the Soviet Russia in Germany. A total of 30 specialists came to the USSR for the courses. The most part of them were doctors sympathetic to the Soviet Union from the Weimar Republic, as well as doctors from France, Spain, Holland, Denmark, America, Poland, and others. The organization of the courses was considered a success by both the participants and the organizers. Nevertheless, the international resonance of these courses was very limited, since they were attended not by leading specialists in public health, but simply by doctors of left-wing political views.

Key words: international relations, USSR, Germany, history, People's Commissariat of Health, social hygiene.

В начале XX в. в ведущих странах Европы (Германия, Франция, Великобритания, Италия) стали организовываться международные курсы для врачей. Их целью был как обмен знаниями среди врачей разных

стран, так и пропаганда национальной науки и медицины страны - организатора курсов. После окончания Первой Мировой войны в конце 1922 г. гигиеническая секция Лиги Наций за счет средств Рокфеллеровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.