Научная статья на тему 'Отношение студентов дефектологического и инженерного факультетов к лицам с ограниченными возможностями здоровья'

Отношение студентов дефектологического и инженерного факультетов к лицам с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дефектолог / отношение / толерантность / defectologist attitude / tolerance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. А. Бучилова, И. Н. Герман

В статье приводятся результаты исследования отношения студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья, студентов, чья дальнейшая профессиональная жизнь будет связана с данной категорией людей, и студентов, имеющих только самые общие представления об инвалидах. Данные приведены в сравнительном анализе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. А. Бучилова, И. Н. Герман

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitudes towards persons with disabilities health the students of defektology and engineering faculties

This article describes the research related to persons with disabilities health of students, whose future professional life will be linked with this category of people, and students who have only the most general representations of the disabled. The data are presented in a comparative analysis.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов дефектологического и инженерного факультетов к лицам с ограниченными возможностями здоровья»

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 376.1-058.264: [378.06:62+378.096:376.1]

И. А. Бучилова, И. Н. Герман

Отношение студентов дефектологического и инженерного факультетов к лицам с ограниченными возможностями здоровья

В статье приводятся результаты исследования отношения студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья, студентов, чья дальнейшая профессиональная жизнь будет связана с данной категорией людей, и студентов, имеющих только самые общие представления об инвалидах. Данные приведены в сравнительном анализе.

This article describes the research related to persons with disabilities health of students, whose future professional life will be linked with this category of people, and students who have only the most general representations of the disabled. The data are presented in a comparative analysis.

Ключевые слова: дефектолог, отношение, толерантность.

Key words: defectologist attitude, tolerance.

Первые фундаментальные исследования, в которых представлены закономерности эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней, а также влияние этих эволюционных изменений на развитие сначала предпосылок, а затем и систем специального образования, в нашей стране были проведены под руководством Н.Н. Малофеева [3, 4, 5]. В его работах прослеживается путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что Россия проходит те же периоды, что и европейская цивилизация, но со значительным отста -ванием в развитии. В то время как в Западной Европе уже накоплен достаточно богатый опыт интегративных подходов к обучению, в нашей стране в конце прошлого тысячелетия только провозглашена смена отношения к инвалидам, продекларирован курс на интеграцию инвалидов в общество.

Анализ влияния, которое оказывало развитие научной мысли и соответствующее изменение мировосприятия и миропонимания, на отношение общества и государства к детям, имеющим отклонения в развитии, проведен в работах Л.М. Шипицыной [9, 10, 11]. Дальнейшее теоретическое осмысление имеющихся исторических фактов

осуществлено, в частности, в исследованиях М.Л. Барановой [1], цель которых - последовательное соотнесение изменения социокультурной ситуации, приводящее к изменению преобладающего культурно-исторического вида мышления, и его влияния на отношение общества и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья. При этом автор исходит из современных представлений о том, что человечество в своей истории прошло через три вида мышления: мифологическое, религиозное и научное. В настоящее время происходит формирование четвертого культурно-исторического вида мышления - космического, определяемого как синтез научного, философского и религиозного опыта человечества, а также достижений искусства и формирующего новую теорию по -знания, которая наряду с научными, рациональными способами познания включает интуитивные и духовные способы постижения человека, природы и космоса. На основе эволюции культурно-исторических видов мышления обоснована закономерность последовательной смены двух противоположных тенденций отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья: с одной стороны, их интеграция (признание права на заботу со стороны общества, позже на образование, затем на обеспечение равных возможностей), с другой - их сегрегация (агрессия, отказ во всех гражданских правах, позже - образовательная дифференциация).

Отношение общества и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья проявляется во многих сферах: в политике, бизнесе, медицине, спорте, образовании и др. Интеграция - это закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т. е. выбора) для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и пр.) [2, 6, 7].

Основные направления модернизации специального образования в связи с переходом на качественно новый этап развития, ведущей тенденцией которого является интеграция, представлены в исследованиях Н.Н. Малофеева, Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой, В.З. Кантора, В.И. Селиверстова, Н.М. Назаровой, Г.Н. Пенина, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной, В.И. Лубовского, Н.Д. Шматко, Э.И. Леонгард и др., а также в нормативных документах, носящих концептуальный характер. Выделяются два возможных пути

развития интеграции: революционный и эволюционный. Революционный путь представляет собой разрушение дифференцированной системы как традиционной формы специального обучения и искусственное внедрение западных моделей интеграционного обучения; эволюционный путь предполагает постепенное развитие интегрированных процессов внутри системы специального образования. По мнению исследователей, процессы дифференциации, с одной стороны, и процессы интеграции - с другой, совместно обеспечивают целостное эволюционное развитие отечественной системы специ -ального образования.

На наш взгляд, целенаправленная и систематическая работа по формированию знаний о социально-психологических и психолого -педагогических условиях интеграции, умений и навыков проведения интеграционных мероприятий в массовых и специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья должна проводиться в высших учебных заведениях с первых лет обучения. На начальном этапе этой работы у студентов педагогических специальностей формируется положительное отношение к ли -цам с ограниченными возможностями.

Нами было проведено пилотажное исследование, направленное на изучение отношения к проблемам интеграции студентов Че -реповецкого государственного университета, обучающихся по специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология (третьего и пятого курсов), в сравнении с отношением к дан -ной проблеме лиц, будущая профессиональная деятельность которых не связана с коррекционной педагогикой. Общее количество респондентов составило 111 человек. В исследовании мы использовали анкету на выявление отношения к лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности, разработанную по материалам Л.М. Шипицыной. Респондентам предлагались следующие вопросы: «Как Вы относитесь к инвалидам?», «Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов?», «Какие отрицательные черты Вы можете отметить у инвалидов ?», «Как Вы относитесь к тому, чтобы инвалид был соседом по дому, квартире, коллегой, подчиненным и т. д.?», «В какой школе лучше всего учиться детям с нарушениями в развитии ?», «Нужны ли инвалидам льготы?», «Нужна ли государственная программа трудоустройства инвалидов, создание для них рабочих мест?».

При анализе ответов студентов III и V курсов специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология нами был сделан вывод о том, что студенты - будущие дефектологи положительно относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья. Отрицательное отношение выявлено у незначительного количества студентов (2,6 % - у студентов III курса и у 7,6 % -

у студентов V курса) к инвалидам с психическими нарушениями. Студенты обоих курсов выделяют такие положительные черты лич -ности инвалидов, как доброжелательность, упорство в достижении цели, работоспособность, внимательность к другим людям, искренность, чувствительность, мужественность, привязанность, эмпатия, доброта, жизнелюбие, вера в лучшее, любовь, интерес к жизни. Из возможных отрицательных черт личности инвалидов перечисляют следующие черты: завистливость, недовольство окружающими, злость, агрессия (у некоторых людей с ограниченными возможностями), чрезмерную привязанность к кому-либо, пессимизм, комплекс неполноценности. Около половины студентов положительно относятся к тому, чтобы инвалид был соседом по дому, коллегой по работе, а ребенок с нарушениями в развитии - одноклассником собственного ребенка. Однако если дело касается более близких, непосредственных отношений, процент положительных ответов сокращается, а процент отрицательных ответов увеличивается. Так, например, соседом по квартире согласны видеть инвалида только 26,3 % студентов III курса и 19,2 % студентов V курса. Отрицательные ответы в среднем составили 40 0%. Положительные ответы относительно того, чтобы инвалид был родственником, составляют примерно 40 %, а отрицательные даны 42 % студентов III курса и 23 % - студентов V курса. Студенты обоих курсов затрудняются видеть в людях с ограниченными возможностями здоровья учителей, врачей, представителей органов власти. Все респонденты указывают на то, что детям с нарушениями в развитии необходимо обучение в специальной школе или в специальном классе массовой школы. Многие студенты указали на целесообразность обучения детей по индивидуальным программам на дому. Возможность обучения в обычных классах массовой школы указывается в ответах 26,3 % студентов III курса и 15,3 % у студентов V курса. При ответе на данный вопрос анкеты респонденты могли выбрать сразу несколько вариантов обучения. Студенты обоих курсов отмечают необходимость получения инвалидами льгот при поступлении в вузы, техникумы - около 80 %, при приеме на работу - 64 %, в транспорте - 95 %/0, при лечении - 98,5 %/0. Все участники опроса считают, что нужна государственная программа трудоустройства инвалидов, создание для них рабочих мест и пенсии по инвалидности.

Итак, несмотря на достаточно сильно выраженные положительные установки к лицам с ограниченными возможностями, со студентами, обучающимися на коррекционных педагогов и специальных психологов, необходима дальнейшая работа по их развитию, а также по формированию знаний, умений и навыков осуществления интеграционных процессов в специализированных учреждениях, обеспечения социально-психологических и психолого-

педагогических условий интеграции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, в общество и проведения подготовки интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей.

С целью сравнительного анализа выраженности положитель-ных установок к лицам с ограниченными возможностями здоровья у студентов, обучающихся по специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология, и у лиц, будущая профессиональная деятельность которых не связана с дефектологией, было проведено анкетирование. Для выявления статистических различий использовался коэффициент Фишера.

Нами получены статистически значимые различия по положи -тельным установкам к лицам с ограниченными возможностями здоровья у студентов - будущих дефектологов и инженеров. Положительные установки выражены сильнее у студентов дефекто -логического факультета (р < 0,01). Они легче оценивают личностные качества лиц с ограниченными возможностями здоровья, так как знакомы с теоретическими и практическими основами коррекцион-

V V п

ной педагогики и специальной психологии. В целом можно отметить тенденцию к более высокому оцениванию будущими дефектологами личностных качеств у данной категории лиц. Значимые различия нами были выявлены только по одному качеству - инициативности: студенты-дефектологи склонны считать лиц с ограниченными возможностями здоровья более инициативными, чем студенты-инженеры. Будущие специалисты в области коррекционной педаго -гики выражают большую степень согласия в принятии инвалида в качестве соседа по дому, родственника, коллеги по работе, одноклассника собственного ребенка (р < 0,01). Обе категории респондентов затрудняются в принятии инвалидов в качестве соседа по квартире, подчиненного, представителя органов власти, врача, учителя ребенка.

По мнению всех студентов, предпочтение должно отдаваться специальному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом данные установки выражены сильнее у студен-тов-дефектологов (р < 0,01). Примерно 20 % среди них рассматривают возможность обучения детей-инвалидов в обычном классе массовой школы, среди студентов-инфенеров такую возможность не рассматривает никто. Около трети респондентов указывают на целесообразность обучения детей с нарушениями в развитии по инди -видуальным программам или на дому.

Необходимость льгот инвалидам и государственной программы трудоустройства признается практически всеми участниками опроса.

Таким образом, по многим вопросам данной анкеты студенты специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика

и психология показали более выраженные положительные установки к лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности по сравнению со студентами инженерного факультета, что в определенной степени свидетельствует о правильном выборе будущей профессии. Тем не менее в системе подготовки будущих специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии большее внимание должно уделяться обучению студентов проводить интеграционные мероприятия в специализированных учрежде -ниях, оказывать помощь семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии. Реализация указанных задач возможна через ознакомление студентов с проблемами интеграции на лекционных и семинарских занятиях, проведение дискуссий, деловых игр, «круглых столов», написание курсовых и выпускных работ, ознакомление с опытом специализированных образовательных учреждений, реабилитационных центров, центров сопровождения.

Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что изучение проблемы отношения общества и государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья в контексте интеграционных процессов является актуальным и перспективным направлением специальной психологии и коррекционной педагогики и требует дальнейшего осмысления и разработки, в том числе на уровне вузовского обучения специалистов.

Список литературы

1. Баранова М.Л. Проектирование и организация региональных систем специального образования: автореф. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2006.

2. Денисова О.А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями: автореф. ... д-ра пед. наук. - М., 2007.

3. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Н.Н. Малофеева. - М., 2001.

4. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 1997. - № 4.

5. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Н.Н. Малофеева. - М., 2001.

6. Система регионального специального образования: моногр. / О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, А.П. Коновалова и др.; под общ. ред. О.А. Денисовой. - Вологда: Виро, 2008.

7. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2002.

8. Шипицына Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2004. -№ 2.

9. Шипицына Л.М. Интеграция - ведущее направление специального образования в России на рубеже XXI века // Актуальные проблемы интеграции и коррекционного обучения детей с нарушениями развития / под ред. Л.С. Моты-левой. Межвуз. сб. - ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2000.

10. Шипицына Л.М. Современные тенденции развития специального образования в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Н.Н. Малофеева. -М., 2001.

УДК 376.112.4

Е. Т. Логинова

Уровень готовности специалистов для работы с детьми с комплексными нарушениями развития

В статье представлен анализ готовности специалистов в области дефектологии для работы с детьми с сочетанными нарушениями. Указано, что педагоги, выступая агентами социализации, сталкиваются с рядом барьеров, которые мешают им эффективно работать с данной категорией детей.

The article presents an analysis of preparedness experts in the field defectology to work with children with associated disorders. Indicated that teachers, acting as agent of socialization, face several barriers that prevent them to work effectively with this category of children.

Ключевые слова: комплексные нарушения развития, социализация, агенты социализации, педагогический процесс, молодой специалист.

Key words: integrated development of a violation, socialization, socialization agents, pedagogical process, young professionals.

Одними из важнейших социальных институтов общества являются образовательные учреждения. Они представляют собой сознательно организованную и управляемую социальную форму совместной деятельности большой совокупности людей, систематизированный и целесообразный, основанный на социальных нормах процесс передачи одними и усвоения другими знаний, социально-значимых ценностей и удовлетворения тем самым потребностей социума в формировании социально зрелых граждан.

Наиболее важными являются культурно-образовательная и регулятивная функции образовательного учреждения, так как в силу своей масштабности, системности они - важнейшее средство просвещения социума, фактор социальной регуляции и духовного

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.