Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫСОКОМЕРИЮ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА'

ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫСОКОМЕРИЮ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ВЫСОКОМЕРИЕ / НАДМЕННОСТЬ / НАРЦИССИЗМ / ОБЩЕНИЕ / ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Светлана Михайловна, Петровичева Елизавета Максимовна, Воронова Елена Николаевна

Проблема высокомерия как якобы необходимого качества личности достаточно популярна в современном социуме. Нередки заявления, что наиболее успешными являются наглые, циничные, высокомерные люди. Однако, как показал проведенный авторами опрос, отношение к высокомерию как к отрицательному качеству продолжает сохраняться среди российских школьников. Молодые люди с еще только формирующимся мировоззрением и отношением к другим людям заявляют, что не хотели бы общаться с высокомерными людьми и не хотели бы обладать этим качеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF SCHOOL STUDENTS TO ARROGANCE: THE EXPERIENCE OF A SOCIOLOGICAL SURVEY

The problem of arrogance as a supposedly necessary quality of personality is quite popular in modern society. It is not uncommon to say that the most successful people are arrogant, cynical, and arrogant. However, according to the survey conducted by the authors, the attitude to arrogance as a negative quality continues to persist among Russian schoolchildren. Young people with an emerging worldview and attitude to other people say that they would not like to communicate with arrogant people and would not like to have this quality.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫСОКОМЕРИЮ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА»

ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫСОКОМЕРИЮ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

Мальцева Светлана Михайловна, к. фил.н., доцент (e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) Петровичева Елизавета Максимовна, студент (e-mail: Petrovichevaem@gmail.com) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия Воронова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа 88» «Новинская», г.о. г.Нижний Новгород, с.п. Новинки (e-mail: elena-voronova1970@yandex.ru)

Проблема высокомерия как якобы необходимого качества личности достаточно популярна в современном социуме. Нередки заявления, что наиболее успешными являются наглые, циничные, высокомерные люди. Однако, как показал проведенный авторами опрос, отношение к высокомерию как к отрицательному качеству продолжает сохраняться среди российских школьников. Молодые люди с еще только формирующимся мировоззрением и отношением к другим людям заявляют, что не хотели бы общаться с высокомерными людьми и не хотели бы обладать этим качеством.

Ключевые слова: современное общество, высокомерие, надменность, нарциссизм, общение, отношение.

Введение. Высокомерие — порок, к которому в последнее время люди в нашем обществе стали весьма снисходительны [1-3]. По крайней мере так может показаться на фоне общего кризиса человеческих ценностей [4]. Однако высокомерие — это один из самых губительных недостатков, так как он в порождает в людях и остальные пороки. Например, если человек склонен гневаться или просто у него есть какие-то зависимости, это, конечно, ухудшает качество его жизни, но он вполне способен быть и приятным собеседником, и хорошим другом, и исполнительным подчинённым, и хорошим начальником. Но этого нельзя сказать о людях, поражённых такой болезнью, как высокомерие. Высокомерный человек не способен критиковать себя — вот в этом самая главная проблема. Такой человек априори считает себя лучше, умнее, успешнее других. А часто вообще считает, что окружающие просто хуже его без всяких на то конкретных причин. Он считает, что все вокруг просто недостойные. Это является очень опасной позицией, потому что она лишает человека здравомыслия.

Высокомерие традиционно осуждается во всех религиозных системах [5,6,7], не признается как ценность оно и в воспитательно-образовательном процессе [8-12].

Цель работы и методика исследования. На основе проведенного среди школьников небольшого социологического опроса авторы данного иссле-

дования предприняли попытку выяснить реальное отношение к высокомерию в человеке. Данная социальная группа была выбрана, так как школьники - люди с формирующейся жизненной позицией, и именно они должны быть индикатором тенденций изменения отношения к высокомерию в современном мире.

Результаты и их обсуждение. Высокомерие — «высокая мера». То есть в этом слове речь идёт о том, что человек предъявляет высокие требования к окружающим — высоко их «меряет». Умный человек старается предъявлять высокие требования по отношению к себе — именно такая позиция позволит ему добиться совершенства. А высокомерный человек себя уже считает совершенным (зачастую до совершенства там ещё очень далеко) и желает видеть вокруг себя таких же совершенных людей, как он сам.

Можно сказать, что высокомерный человек живёт в своём выдуманном маленьком мирке, где он является центром Вселенной, а всё, что происходит вокруг, имеет к нему прямое отношение. У такого человека люди делятся на две категории: тех, кто признаёт его исключительность и совершенство (то есть, «друзья»), и тех, кто не признаёт и не замечает достоинств и хороших качеств такого человека, которые — по его мнению — у него есть (то есть, «враги»)

Разделив это мир на «друзей» и «врагов», человек начинает всё дальше погружаться в свой выдуманный мир, где он является совершенством, а все остальные ничтожеством. И чем дольше он следует подобной парадигме, тем сильнее с каждым днём ухудшается его состояние, а также толстая пелена ложится на его глаза и реальность для него искажена [13].

Как правило, высокомерие служит своего рода компенсационным механизмом неуверенности и недоверия к самому себе. Эта черта личности закладывается ещё в детстве [14,15]. Несмотря на то, что любой человек может вести себя высокомерно и надменно в определённой ситуации или обстоятельствах, у действительно высокомерных людей это является устойчивой моделью поведения в жизни. Если высокомерие является характеристикой личности, эту черту будет очень сложно изменить, хотя это возможно.

Как и все черты личности, высокомерие может быть выражено в большей или меньшей степени. Крайней формой проявления высокомерия является нарциссизм или нарциссическое расстройство личности.

Нарциссизм является психологическим термином для высокомерия. Можно выделить два типа: уязвимый и грандиозный тип нарциссической личности. Первый возникает у людей крайне неуверенных в себе, а второй - у людей, действительно считающих себя совершенным, таким, как он это показывает [16].

Причины высокомерия:

1) Большие достижения. Очень часто люди становятся высокомерными из-за того, что им удалось многого добиться в жизни. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и осознание того, что человек смог доб-

раться до вершин, до которых не смогли другие, повышает чувство собственного достоинства.

2) Потребность в одобрении. С помощью надменного поведения человек пытается заполучить внимание, которого ему не хватает в повседневной жизни. И если такая стратегия действительно работает, то человек и дальше продолжает так себя вести. Но если в дальнейшем таким путём не уда-сться добиться внимания, то он прекращает вести себя подобным образом.

3) Низкая самооценка. Зачастую высокомерие является защитным механизмом. Его используют люди, неуверенные в себе, чувствующие себя неполноценными. Они часто ведут себя высокомерно из-за страха быть отвергнутыми [17].

Далее систематизируем признаки высокомерности:

1) Проблема с построением отношений. Если человек считает себя лучше других, то люди начинают от него отдаляться, так как складывается впечатление, что такой человек ни в ком не нуждается.

2) Неприемлемость критики. Высокомерные люди считают, что они никогда не ошибаются и делают всё хорошо. Они постоянно придумывают оправдания и ни за что не станут просить прощения. Когда высокомерному человеку делают замечание, он делает вид, будто ничего не слышит.

3) Постоянно говорят о себе. Высокомерным людям нравится быть в центре внимания. Они всегда говорят о своих достижениях, о том, что с ними случилось. Их любимая тема - это они сами. Такие люди постоянно перетягивают на себя внимание, даже если для этого придётся перебить собеседника [18].

Зачастую люди путают понятие «высокая самооценка» с высокомерием. Ведь логично думать, что причина высокомерного поведения - высокая самооценка. Но это не так, и я готова привести аргументы. У высокомерного человека пониженная самооценка, он не уверен в себе, и с помощью надменного поведения пытается завоевать внимание общества. Высокая самооценка является полной противоположностью высокомерного поведения [19-20].

Уточнив понятие высокомерия, переходим к практической части исследования. В мае 2020 года в Google форме нами проводился опрос среди школьников различный уровней обучения.

В опросе приняли участие 100 человек. Основной возраст участников опроса 11-15 лет (рис. 1)

1. Возраст участников опроса

0

■ 8-10 лет «11-15 лет "16-18 лет ■

Рис 1. Данные ответа на вопрос «Сколько вам лет?»

На вопрос «Как Вы относитесь к высокомерным людям?» 66,7% ответили «отрицательно» и 33,3% ответили «равнодушно» (рис. 2).

2. Как вы относитесь к высокомерным людям

00

■ положительно ■ отрицательно ■ равнодушно ■

Рис. 2. Данные ответа на вопрос «Как Вы относитесь к высокомерным людям?»

Также задавался вопрос «Общаетесь ли Вы с высокомерными людьми или стараетесь избегать их?». 70% ответили, что избегают таких людей. 30% ответили, что общаются с высокомерными людьми (рис. 3).

3. Общаетесь ли Вы с высокомерными людьми

или стараетесь избегать их

0 0

70

■ общаюсь ■ избегаю ■

Рис. 3. Данные ответа на вопрос «Общаетесь ли Вы с высокомерными людьми или стараетесь избегать их?»

Заключение. По итогам данного опроса можно сделать вывод, что высокомерие признается одним из отрицательных человеческих качеств даже среди школьников. Общение со сверстниками является для них одной из наиболее значимых сфер жизни, а высокомерие мешает продуктивному общению. Таким образом, можно утверждать, что отношение к этой черте характера продолжает оставаться традиционным, как к негативному проявлению, а мнение о переходе высокомерия в разряд социально одобряемого поведения преувеличивается. Список литературы

1. Клепцова Е.Ю. Психологические особенности терпимого отношения к себе // Вестник гуманитарного образования. 2017. № 3. С. 51-56.

2. Козлова Т. А. Проблемы современной методологии изучения человека // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 62-71.

3. Мальцева С.М., Ветюгова М.В., Родионова М.С. Причины негативного отношения учителей к использованию школьниками смартфонов в образовательном процессе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 40-44.

4. Чередниченко А.О., Дзюбан В.В. Возрождение культурно-нравственных ценностей в современном обществе // Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. Т.

10. № 1 (22). С. 74-77.

5. Чугунова Т.Г. Трактовка ключевых библейских терминов в английском переводе Библии У. Тиндела // Диалог со временем. 2012. № 38. С. 82-99.

6. Мальцева С.М., Комарова А.Н., Строганов Д. А. К вопросу о светском и атеистическом в образовании // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т.

11. № 4-3. С. 104-108.

7. Хазина А.В., Строганов Д.А. Эллинизм в опыте ментальной идентификации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2016. № 8 (229). С. 12-15.

8. Макарова М.Д., Богачёва А.В. Чтение художественных текстов на уроках по русскому языку как иностранному (на примере отрывка из романа М.Ю. Лермонтова

"Герой нашего времени") // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.

2017. № 10-2. С. 41-43.

9. Грязнова Е.В., Козлова Т.А., Тихоненко Ю.В., Курочкина Т.В. Дошкольное образование: проблемы в современной России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 118-120.

10. Селюкова Е.А. Педагогические условия воспитания толерантной личности младшего школьника // Проблемы современного педагогического образования.

2018. № 61-1. С. 268-270.

11. Баранецкий А.Н. Образование как спасение души // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2018. № 2 (18). С. 39-46.

12. Степанова Д. А., Балашова Е.С. Правовое положение педагогических работников в мире и в РФ // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: Сборник научных статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х томах. Ответственный редактор А. А. Горохов. 2019. С. 224-229.

13. Коллектив клуба OUM.RU. Высокомерие. Это важно знать. URL: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/vysokomerie-eto-vazhno-znat/ (дата обращения: 29.05.2020).

14. Мальцева С.М., Максимова К. А., Морозкина В. А. Взгляды И. Канта и Г. Гегеля на субъективизацию когнитивного процесса // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 289-291.

15. Булганина С.В., Тюмина Н.С., Погодина Т.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся // Наука, техника и образование. 2015. № 9 (15). С. 75-77.

16. Коноваленко Ю. В. Ментальный сценарий высокомерного поведения в языковой картине мира / Ю. В. Коноваленко // Вестник томского государственного педагогического университета. - 2019. - №. 4(201). - С. 7-13.

17. Замотаев И. А. Психология высокомерия и успеха / И. А. Замотаев // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике. - 2018. - С. 111-113.

18. Зайончковская Э. Высокомерие, признаки и причины - как определить высокомерного человека. URL: https://zdravyismysl.ru/psihologiya-povedeniya/vysokomernoe-povedenie.html (дата обращения: 29.05.2020).

19. Винник В.К., Воронкова А.А., Нацвалова М.Ю. Применение информационно-коммуникативного метода обучения в высшей школе на основе e-learning // Инновационные методы обучения в высшей школе: сборник статей по итогам методической конференции ННГУ. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. 2016. С. 48-50.

20. Клепцова Е.Ю. Терпимое, толерантное, нетерпимое отношение молодежи // Омский научный вестник. 2006. № 6 (41). С. 35-38.

21. Проблема развития сетевых технологий в образовании/ Малянова А.Р.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.20-23

22. Приемы, используемые педагогом для мотивации познавательной активности/ Муравейникова Е.А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 24-25

23. Особенности профессионального становления личности студента в процессе обучения/ Небавова Т.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 26-29

24. Построение методического аппарата для определения потребностей в получении новых научных знаний и технологий/ Пашникова И.К.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.30-34

25. Возможности адаптации и эффективности внедрения выявленных инновационных тенденций в условиях отечественных вузов/ Раздорова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.35-38

26. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории/ Бы-ланова С.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 4-7

27. Всероссийская олимпиада как форма апробации научных исследований/ Молова О.И.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 8-13

28. Дополнительное образование как средство профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних/ Муромов В. А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.14-16

29. Ориентация на активные методы овладения знаниями/ Мутешко Н.С.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 17-19

30. И / Павленчекова Л.А.// Образование и проблемы развития общества. 2017спользование информационно-коммуникационных технологий в современном обучении иностранному языку, № 1 (3). стр.20-23

Maltseva Svetlana Mikhailovna, Candidate of Philosophy, associate Professor of the Department of philosophy and theology, Minin University

(1 Ulyanova str., Nizhny Novgorod, 603005, Russia, e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru)

Petrovicheva Elizaveta Maksimovna ovna, student, Minin University

(1 Ulyanova str., Nizhny Novgorod, 603005, Russia, e-mail: Petrovichevaem@gmail.com)

Voronova, , primary school teacher MBOU "School 88 ""Novinskaya",

607635, Nizhny Novgorod, s. p. Novinki, 6 Tsentralnaya str.

(e-mail: elena-voronova1970@yandex.ru)

ATTITUDE OF SCHOOL STUDENTS TO ARROGANCE: THE EXPERIENCE OF A SOCIOLOGICAL SURVEY

The problem of arrogance as a supposedly necessary quality ofpersonality is quite popular in modern society. It is not uncommon to say that the most successful people are arrogant, cynical, and arrogant. However, according to the survey conducted by the authors, the attitude to arrogance as a negative quality continues to persist among Russian schoolchildren. Young people with an emerging worldview and attitude to other people say that they would not like to communicate with arrogant people and would not like to have this quality. Key words: modern society, arrogance, arrogance, narcissism, communication, attitude.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.