УДК 377.1
А. В. Обсков
ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ИНТЕРАКТИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Описывается анализ проведенного анкетирования преподавателей иностранного языка двух ведущих университетов Томска. Показано отношение преподавателей высших школ к интерактивному обучению при изучении иностранного языка.
Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные методы, понимание интерактивного обучения.
Интерактивное обучение имеет глубокие корни и свою историю развития, при этом за многие годы отношение к интерактивному обучению существенно изменялось. В настоящее время в России наблюдается повышение интереса к интерактивным методам обучения, что объясняется новыми требованиями к системе образования, смене образовательной парадигмы и заказом на формирование у учащихся современных ключевых компетенций в различных образовательных областях и сферах жизнедеятельности [1]. Тем не менее отношение к интерактивному обучению у школьных учителей и преподавателей высшей школы остается неоднозначным. Нами было проведено анкетирование преподавателей факультета иностранных языков педагогического университета (ТГПУ) и преподавателей кафедры иностранных языков Энергетического института политехнического университета (ТПУ), целью которого было выявление эффективности использования интерактивного обучения в образовательном процессе высшей школы, а именно:
- результативности интерактивного обучения;
- регулярности и систематичности использования методов интерактивного обучения;
- отношения обучающихся к использованию методов и средств интерактивного обучения в образовательном процессе;
- понимания преподавателями сущности и особенностей интерактивного обучения.
Анкета включала следующие вопросы:
1. На Ваш взгляд, влияет ли использование интерактивного обучения на уровень профессиональной подготовки учащихся?
a) да;
b) нет;
c) затрудняюсь ответить.
2. В чем, на Ваш взгляд, проявляется эффективность интерактивного обучения (выберите нужное)?
a) учит учащихся активности в познании;
b) предоставляет возможность учащимся проявить самостоятельность;
c) делает занятия увлекательными, интересными;
ф способствует полилогизации, диалогизации
общения;
е) способствует организации интенсивной мыслительной деятельности преподавателя и учащегося;
учит самоанализу (рефлексии) своих знаний, опыта;
g) методы не являются эффективными, поскольку представляют из себя игру, развлечение, напрямую не связанные с решением задач профессионального обучения;
Ь) способствует развитию субъектности учащегося;
1) способствует организации проблемного обучения;
) способствует проявлению индивидуальности обучающихся;
к) учит продуктивному взаимодействию с окружающими;
1) затрудняюсь ответить.
3. Достаточно ли внимания Вы уделяете использованию на занятиях интерактивному обучению (интерактивным методам обучения)?
a) уделяю большое внимание;
b) только на отдельных дисциплинах, по отдельным темам;
c) не уделяю вообще.
4. Как, по Вашим наблюдениям, учащиеся относятся к использованию на занятиях интерактивных методов обучения?
a) учащимся нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, им это интересно и помогает лучше усваивать материал;
b) учащимся не очень нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, это требует от них некоторых усилий, но в рамках отдельных дисциплин считаю это необходимым;
c) учащимся не нравятся занятия в интерактивном режиме: традиционная (монологовая) форма изложения материала им ближе;
ф учащимся безразлично, какая методика используется при проведении занятий;
е) затрудняюсь ответить.
5. Закончите фразу «Я понимаю интерактивное обучение как ...»
В результате обработки 58 анкет были получены следующие результаты. На вопрос «Влияет ли
использование интерактивного обучения на уровень профессиональной подготовки обучающихся» «да» ответили 38 человек (66 %), «нет» ответили 4 преподавателя (7 %); «затрудняюсь ответить» - 16 респондентов (28 %). Большое количество отказавшихся ответить может свидетельствовать о том, что преподаватели не видят образовательных ресурсов интерактивного обучения и не понимают, в чем его эффективность. Поскольку анкетирование проходило анонимно, можно предположить, что такой ответ дали преподаватели, которые занимаются педагогической практикой давно и менять традиционное обучение на более эффективное не хотят.
На вопрос «В чем, на Ваш взгляд, проявляется эффективность интерактивного обучения?» ответили:
52 % способствуют организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (30 чел.);
50 % учат продуктивному взаимодействию с окружающими (29 чел.);
48 % способствуют полилогизации, диалогиза-ции общения (28 чел.);
45 % делают занятия увлекательными, интересными (26 чел.);
40 % способствуют проявлению индивидуальности обучающихся (23 чел.);
38 % способствуют организации интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащегося (22 чел.);
29 % учат обучающихся активности в познании (17 чел.);
27 % учат самоанализу (рефлексии) своих знаний, опыта (16 чел.);
26 % предоставляют возможность учащимся проявить самостоятельность (15 чел.);
24 % затрудняюсь ответить (14 чел.);
17 % способствуют развитию субъектности учащегося (10 чел.);
15 % - методы не являются эффективными, поскольку представляют из себя игру, развлечение, напрямую не связанные с решением задач профессионального обучения (9 чел.);
15 % - способствуют организации проблемного обучения (9 чел.).
Распределив количество респондентов от большего к меньшему, выявили, что 15 % преподавателей не считают интерактивное обучение иностранному языку эффективным, так как оно больше несет в себе развлечение, нежели организует целенаправленный образовательный процесс. Но, с другой стороны, большая аудитория респондентов считает, что эффективность интерактивного обучения в педагогическом процессе способствует проявлению индивидуальности, полилогизации, диа-
логизации общения, учит продуктивному творческому процессу в образовательной среде и способствует самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, что очень важно в педагогическом процессе.
На вопрос «Достаточное ли внимание Вы уделяете использованию интерактивных методов и средств обучения» респонденты ответили:
41 % - уделяю большое внимание (24 чел.);
32 % - не использую интерактивные методы вообще (19 чел.);
26 % - только на отдельных дисциплинах, по отдельным темам (15 чел.).
Как видим, преподаватели используют интерактивные методы при изучении иностранного языка и уделяют большое значение в их образовательном процессе. Но, с другой стороны, 32 % респондентов не используют интерактивные методы и средства в их педагогической практике на занятиях иностранного языка. По анкетным данным можно предположить, что в силу собственного консерватизма некоторые преподаватели не желают использовать интерактивные методы и средства [2]. Тем не менее некоторые преподаватели используют интерактивные методы во взаимосвязи с традиционным обучением.
На вопрос «Как, по Вашим наблюдениям, учащиеся относятся к использованию на занятиях интерактивных методов обучения?» были получены следующие ответы:
31 % - обучающимся нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, им это интересно и помогает лучше усваивать материал [3], однако требует дополнительных усилий педагога (18 чел.); 29 % - затрудняюсь ответить (17 чел.);
17 % - обучающимся не очень нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, это требует от них некоторых усилий, но в рамках отдельных дисциплин считаю это необходимым (10 чел.);
17 % - учащимся безразлично, какая методика используется при проведении занятий (10 чел.);
5 % - учащимся не нравятся занятия в интерактивном режиме: традиционная (монологовая) форма изложения материала им ближе (3 чел.).
В последнем из предложенных пунктов анкеты, в котором предлагалось дать собственное понимание интерактивному обучению, респонденты предложили следующие варианты ответов:
«...метод обучения самостоятельной работы студентов...»;
«.обучение студентов с использованием компьютера как средства информационной и коммуникативной технологий, интерактивность - как взаимодействие пользователя с компьютером.»;
«.взаимодействие преподавателя и студентов с использованием активных методов обучения.»;
«.способ активного вовлечения студентов в коммуникативный процесс.»;
«.особая форма организации образовательного процесса, направленная на его оптимизацию.»;
«.активное взаимодействие преподавателя и студентов.»;
«.как обучение, построенное на взаимодействии, результатом которого становится осознанное, осмысленное овладение предметным содержанием.»;
«.одно из перспективных направлений в образовательном процессе.»;
«.диалоговое общение.»;
«.обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая преподавателя.»;
«.современный метод образовательного процесса.»;
«.обучение студентов в группах с использованием интерактивных средств.»;
«.процесс, направленный на формирование мотивации обучающихся через использование техник и технологий вовлечения студентов в него. Этот способ должен быть эффективен и целесообразен.»;
«.средство повышения мотивации студентов.»;
«.эффективное средство мотивации студентов.»;
«.. .обучение в форме диалога.»; «.возвращение к доброй старой традиции межличностного общения.»;
«.новое достижение современной методики обучения.»;
«.обучение в форме диалога, ролевой игры, групповой дискуссии.».
Как видно из ответов респондентов анкеты, для преподавателей характерно следующее понимание интерактивного обучения. Во-первых, интерактивное обучение - это образовательная коммуникация, взаимодействие, диалог, межличностное общение. Во-вторых, это средство мотивации и активизации студентов. В-третьих, новое направление в обучении (современное, перспективное, эффективное).
Таким образом, проанализировав ответы преподавателей иностранного языка двух томских вузов, можно сделать следующие выводы. Во-первых, методы и средства интерактивного обучения успешно используются и активно внедряются в собственную педагогическую практику, поскольку глубоко убеждены в эффективности и результативности основных положений данной инновационной технологии. В то же время ряд преподавателей отрицательно относятся к интерактивному обуче-
нию в целом и не используют на занятиях элементы интерактивного обучения, отдавая предпочтение традиционным методам и средствам обучения. Поскольку анкетирование проходило анонимно, нельзя однозначно определить их предпочтения и отношение к интерактивному обучению, однако предполагаем, что отрицательное или индифферентное отношение к использованию методов и средств интерактивного обучения преподавателей существует из-за консервативного подхода к преподаванию иностранных языков и нежелания что-либо менять в преподавании.
В то же время значительная часть преподавателей относится к данным методам довольно настороженно, считая их недостаточно эффективными в профессиональной подготовке студентов, поскольку, по их мнению, данные методы представляют игру, развлечение, напрямую не связанные с решением задач профессионального обучения, что, на наш взгляд, в корне является заблуждением. Только один респондент отважился заметить, что результатом интерактивного обучения становится осознанное, осмысленное овладение предметным содержанием.
Следует отметить, что причина затруднений с ответами по поводу характеристик и особенностей интерактивного обучения связана с недостаточной осведомленностью части преподавателей вузов о современных инновационных технологиях обучения, их возможностях, с отсутствием понимания практической значимости интерактивного обучения в преподавании иностранного языка, в неосна-щенности материально-техническими средствами учебных аудиторий, а также в отсутствии спецсеминаров и курсов ПК по данному направлению.
Следовательно, мы считаем необходимым внедрение в педагогический процесс методов и средств интерактивного обучения через организацию педагогических семинаров по ознакомлению с инновационными педагогическими технологиями, изучение опыта использования интерактивных методов обучения в образовательном процессе, их влияния на уровень профессиональной подготовки студентов и преподавателей.
Мы можем заключить, что под интерактивным обучением преподавателями понимается целенаправленный процесс коммуникации, формирования интересов и мотивов, желаний в успешном и интенсивном овладении иностранным языком, усиления вовлеченности студентов в образовательный процесс. Все это является эффективным условием формирования образовательных и коммуникативных компетенций в образовательном процессе высшей школы.
Список литературы
1. Поздеева С. И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. Томск: Дельтаплан, 2004. 311с.
2. Обсков А. В. К проблеме организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып.
11. С. 120-124.
3. Петроченко Л. А. О формировании словарного запаса учащихся (на материале английского языка) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) 2013. Вып. 2 (2). С. 70-76.
Обсков А. В., аспирант кафедры теории и методики профессионального образования.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: а1ехапёегоЬзкоу@ко1таН.сот
Материал поступил в редакцию 18.11.2013.
A. V. Obskov
HIGHER SCHOOL TEACHERS ATTITUDE TO INTERACTIVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING
The article describes the analysis of the survey that was conducted among foreign language teachers at the leading Tomsk universities. It shows the teachers’ opinion to the interactive teaching of the English language.
Key words: interactive learning, interactive methods, interactive learning understanding.
References
1. Pozdeeva S. I. The Educational Content of Joint Activities in the Elementary School. Tomsk, Deltaplan, 2004. 311 p. (in Russian).
2. Obskov A.V. The Problem of Interactive Study of Teaching Foreign Language at High School. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol. 11, pp.120-124 (in Russian).
3. Petrochenko L. A. On the Formation of Students’ Vocabulary (Data of English). Scientific and Pedagogical Review (Pedagogical Review), 2013, no. 2 (2), pp. 70-76 (in Russian).
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634041.
E-mail: alexanderobskov@hotmail.com