Научная статья на тему 'Отношение предпринимателей к языку, своей и чужой речи'

Отношение предпринимателей к языку, своей и чужой речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение предпринимателей к языку, своей и чужой речи»

ФИЛОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 80

ОТНОШЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К ЯЗЫКУ, СВОЕЙ И ЧУЖОЙ РЕЧИ

Предприниматели - новый социальный слой российского общества, от которого во многом зависит будущая жизнь страны. Известна огромная роль языка (речи) в жизни любого народа, в том числе в жизни и деятельности предпринимателей. Десятилетние наблюдения (и запись) за их речью показывают, что они это хорошо понимают.

В саратовских СМИ существует ложное представление о речи предпринимателей. Журналистские заблуждения формируют в общественном мнении «приблатнённый» речевой облик «самых богатых людей губернии». Например, в выпуске саратовского приложения к газете «Аргументы и факты» высказывания бизнесменов цитируются таким образом: «Всё это - очередная попытка создать себе доброе имя, а нас, типа, просто разводят» или «В моём комитете его не было, я привык за базар отвечать»1. На самом деле предприниматели так не говорят (об этом свидетельствуют записи устной речи 30 предпринимателей), и если в их речи и звучат такие выражения, то только в ироническом плане.

Предприниматели идентифицируют речь социально, говоря о принадлежности того или иного выражения к определённой социальной речевой группе: Д. Откат - это называется от сделки откатили / ну процент откатили / то есть откатили денег от сделки / а нахлобучили эт значит обманули //Ну эт вообще выражение воровское /это их / воровское выражение /мы не применяем такое //.

Есть и другие примеры, где изображается чужая речь, например речь подчинённых: Ф. ... поехали домой/склад закрыли//И то указание сверху не поступало ? Оно и не должно поступать / человек должен сам позвонить и сказать / мне не на чем везти сервер / пришлите машину /ему /раз /прислали /а если /например /Г-в не подумал о том / что /эх/ ё / сам не приехал /на своём «Мерседесе» этот сервер возить / а он-то его и не забрал / то / соответственно / значит / его и никто не повезёт //. Изображается своя собственная возможная речь или речь коллег по работе в определённых обстоятельствах: С. Если какой-то вопрос возникает/от имени конгресса уже можно идти к конкретным людям и говорить / что / вот у нас такой вопрос / пожалуйста /решите его либо на законодательном уровне / либо на каком-то там / да / уров-

Т.А. Милёхина,

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и речевой коммуникации, СГУ

ВЕСТНИК. 2004. №9

не /э ... /плюс помощь вот организация /там много проектов/на самом деле//. Изображается профессиональная речь близкого родственника: И. Нет / ну Андрей же он потомственный / э /у него же отец научный работник/вот Андрюха тоже /он / он не может просто так вот чем-то заниматься /ему нужно проводить анализ там /научную работу какую-то /он исследует вопрос досконально / погружается в него /а если б ты слышала /как он про детское питание это рассказывает / это ж вообще песня! Он набор микроэлементов там знал /какие /там /должны /ребёнок там в 6 месяцев / какие витамины ему нужно / какое питание содержит эти микроэлементы /какое не содержит / тоже очень интересно / то есть он такой же человек очень /въедливый //.

Наблюдение над устной речью предпринимателей позволяет утверждать, что в этой социальной среде существует высокий имидж хорошей речи. Предприниматели чётко осознают, что говорить хорошо не только престижно, но и коммерчески ценно. Рекламное производство, посредническая деятельность, торговля требуют хорошего владения речью: И. Рынок очень сложный / потому что всех же нужно уговорить / что детское питание это очень хорошо/они там/чуть не сами ходили по поликлиникам и рассказывали /этим беременным мамаш-кам/каким питанием нужно детей кормить //; О. Тань /ну эт опять же надо же как-то с клиентами находить общий язык / м... / чтоб они как-то к тебе /м.../приехать/приехали привезли/понимаешь/ поэтому и идёт отсюда /добродушие /понимаешь ? - Т. Понимаю // - О. Если я буду приходить на всех там мр-ау-ау (изображает рычание) ой чё-нибудь такое рычать /ко мне ведь больше никто не придёт //.

Предприниматель - прежде всего руководитель, организатор, поэтому ему необходимы навыки риторического общения, чтобы суметь выработать общую стратегию работы предприятия, принять правильное решение, разрешить конфликтную ситуацию: Ф. Это обязанность руководителя // Что значит не знаю /ты должен административную структуру этого склада вообще перелопатить и сделать так/как тебе нужно / чтоб было легко управляться / и всё //; Ф. Да нет / в компании должен быть человек / который должен подчиняться тебе /который должен отвечать на вопросы / на все / что там происходит // Связь не работает / решили вопрос / возить сервер / да / эт не тот вариант / что со связью /но /как бы это временное решение вопроса //; Ф. Соответственно на складе звонит / должен отвечать на все вопросы / вот и вся задача / /там нет хозяина /там нет руководителя на самом деле //.

Предпринимателю необходимо умение публичной речи. Как правило, успешные бизнесмены занима-

ют активную жизненную позицию в общественной жизни, выступают по телевидению, дают интервью. Например, на вопрос журналиста «Сейчас, в наше прагматичное время, Вам, бизнесмену, можно ли говорить о романтике?» следует ответ-рассуждение: Р. Я абсолютно уверен / что прагматичные времена прошли // Я абсолютно уверен /что мы вступаем в совершенно новую пору весенних/э ... /добрых отношений / вот / и и вытаскивать себя из лужи тяжело /но мы о ... отряхиваемся /мы ... неразб. ... отдаём друг другу стихи/песни/это происходит / э ... э ... / на моих глазах / и причём / и ... идёт мощнейшее ускорение / нам нужно / чтобы только /э ... /рядом находились не только наши ровесники и не мои ровесники / а находились те / которые / э ... / ну вот / прошли / поле / поколение «пепси» /да /то есть и наши дети /они должны / э ... / как можно больше углубляться в этот процесс и находиться рядом / я думаю / что / э ... / всё будет хорошо //.

Не только самим предпринимателям, но и их жёнам необходимо владение публичной речью, поскольку они участвуют в различных благотворительных акциях, проводимых бизнесменами. Так, например, в августе 2004 г. на ГТРК «Саратов» в программе «Вести-Саратов» прошла передача, рассказывающая о восстановлении торговой компанией храма в Воскресенском районе. На освещении храма выступила супруга владельца компании. На вопрос журналиста «Что испытываете лично Вы, когда присутствуете на освещении храма?» она ответила: И. «Очень хорошо /когда открываются храмы//Вы видите / что очень много людей здесь / на освящении // Я думаю / что когда собирается так много людей и просят о чём-то высшие силы / то это обязательно сбудется // Я думаю / что у нас в России всё будет хорошо //.

Расширяющиеся контакты русских предпринимателей с иностранными бизнесменами предполагают развитие навыков делового речевого общения и в сфере международной коммуникации. Так, например, по мнению специалистов в области деловой речи, большинство русских предпринимателей не умеют себя хвалить и рекламировать, с трудом дают любую положительную самооценку, даже если она содержит совершенно объективную информацию2.

Предприниматели, оказавшиеся за границей, понимают, что должны поддерживать престиж русской речи за рубежом: С. А у меня там написано Russian library /а меня все спрашивают /а чё ты написала Russian library, а не Русская библиотека/допустим? А я грю / вы знаете / а пусть они тоже знают / что у нас есть /тоже есть русская библиотека / потому что по-русски они не прочитают //; С. В русских семьях там забывают русский язык дети / понимаешь / дети / потому что в семье как бы говорит / а канадская школа /канадская газета /

телевидение /всё //И им проще потом //Полина с девчонками по-английски висит болтает у меня дома /понимаешь ? Я им говорю: Молчать! Прекратить!; С. ... организация фонда /который будет помогать там одарённым детям /проводить фестивали /потому что сохранность русского языка и русской культуры /это всё вот/да /это тот вопрос /который волнует только нашу общину / не китайскую /не итальянскую и так далее //.

Современная предпринимательская деятельность требует активного владения несколькими иностранными языками, что успешно реализуется нашими соотечественниками: Т. Ты по-русски это делаешь?

- С. Я это делаю по-русски // Конгресс я вела на двух языках //- Т. Как у тебя с английским? - С. Ты знаешь /откуда-то взялись силы //.

Для тех предпринимателей, которые постоянно бывают за границей или живут там, характерно использование в своей русской речи иностранных слов и выражений: И. Мы решили сюда в этот мотель вернуться / приезжаем / время 11 часов / мотель закрыт /ну закрыт /дверь закрыта / всё / и рядом стоит такой автомат /ну и там огонёчки всякие мигают / я думаю / что эт за автомат такой / ну подошли /смотрим /ну чё там gassed reserved/ну резервация /чё т типа там /что ну можно комнату заказать /мы поняли так/ну чё т типа этого написано /я уж могу /конечно /ошибаться /и значит к этому автомату подошли / чё т методом тыка /ну /мы люди тёмные /тут подошла какая-то тётка /ну француженка наверное /по-английски разговаривает / и мы с ней начали / вот / беседовать / и я её спрашиваю / она говорит / ну вот пожалуйста / вот автомат стоит / вот всё вы можете заказать /ну через автомат у нас всё равно не получилось //; С. Канада многонациональная /хотела по-английски / multicultural //Ó них этот лозунг multicultural/то есть многонациональ-ность /просто в небе /понимаешь?; С. North Iork

- это северный город Канады /район / где живут большинство /русских //; Ноупрофитная /ну это /э ... / благотворительная называется / ну даже не знаю как по-русски на это посмотреть //, но злоупотребления заимствованиями, «щеголяния» ими нет.

Новая сфера речевого воплощения предпринимателей - светское общение, в котором важно свободно, непринуждённо говорить на любые темы, владеть любой ситуацией. Многие состоятельные предприниматели стремятся дать своим детям хорошее образование, приглашают репетиторов для развития навыков интеллектуальной речи3.

Предпринимательская деятельность предполагает высокий уровень общей культуры, поэтому для некоторых из них характерно постоянное обращение к толковым словарям, их наличие в домашних библиотеках. Например, у одного из предпринимателей

дома есть «Словарь русского языка» в 4-х томах, у другого - «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, словари иностранных слов и орфоэпические справочники. Предприниматели любят читать и часто читают или научную, или художественную литературу, отдавая предпочтение классике и последним литературным новинкам. Характерно, что чтение они предпочитают телевидению. А некоторые из информантов сами являются авторами научных и художественных произведений.

Внимание к способам выражения мыслей и чувств, т.е. к языку, - один из признаков высокой речевой культуры.

Образ и стиль жизни, условия, в которых происходит общение, диктуют не только отбор языковых средств, но и выбор предпринимателем культурно-речевого типа поведения. Предприниматели говорят в соответствии со своим представлением о той социальной роли, носителями которой они в данный момент являются. Например, для владельца крупной торговой компании наиболее важен речевой имидж руководителя западного типа, который воспринимает свой коллектив как коллектив единомышленников. Для владельца магазина - женщины важно наладить хорошие отношения с поставщиками: О. Заинька моя /мы с тобой в прошлый раз делали заказ в понедельник должны были привезти / не привезли // (разговор с поставщиком-женщиной). Для владельца кафе характерен иной имидж - имидж сильного, простого, «своего парня» без излишних культурных изысков, намеренно грубовато снижающего, например, официально-деловые переговоры до уровня полуофициальных: К. Алё /здрасте! А Андрея Алексаныча я могу /можно /позвать ? Геннадий Алексеич! Здрасте! Это К-н с «Арлекино» // Ну чё /это / завтра там будем устанавливать у нас или нет? У кого там мне можно поинтересоваться-то? Да-да // Ну щас ...// Систему -то вы сделали // вытяжку-то // вы же обещали мне вытяжку сделать / Юра мне обещал // Я не знаю // Он сказалка.../это/...к...ка...кадровые вопросы/ /Вот его нет /значит /чё мне /попозже ему перезвонить ему? А когда буэ...будет Андрей Алекса-ныч-то? Не знаю //Да /ну /я перезвоню // Ну / вс... / ну / ладно / всё //.

Предприниматели, речь которых записывалась, отторгают от себя понятие «новые русские»: Р Я абсолютно уверен / что лет через 20 - 30 никто / кроме нас /которые это / через которых это пронеслось стремительно и быстро в виде красных пиджаков / которых мы видели / слава богу / не надевали/в виде / э /крутых «Мерседесов» /когда на дорогах вообще ещё не существовало никаких машин / в виде «Паркеров» и прочих / э / блестящих / э / эт самое / э / «Роллекс» т и то то то толстых бычьих / на бычьих шеях / эт самое / эти распальцовки / то есть это / это / это если

не умерло /то перешло в совершенно другие плоскости как бизнеса / так и там каких-то попыток в общем-то принять человеческое лицо / безусловно / то / что мы называем организованной преступностью / она / она существует //.

Предпринимателями речь «новых русских» изображается как «чужая речь»: И. Она / например / приходит в салон автомобильный / садится в машину какую-нибудь там /ну импортную /например /какую-нибудь машину типа «Хундай» и говорит /ой/что это за /я извиняюсь /за г...но за такое / чтоб на этом ездить / на этом же ездить невозможно // она садится в машину «Мерседес» /вот это вот машина настоящая / а это вот что там за туфта / вот так вот она выражается / грубо говоря //.

В речи предпринимателей встречаются целые тексты, изображающие речевое поведение других людей, например всё тех же «новых русских». Один из авторов таких текстов придумал даже название этого текста: Д. Если по Чехову/там / «Посещение театра новым русским» // Была премьера / пришли те новые русские / которые ни хера ничё в театральном искусстве не понимают / набились в зал / как зазвонили телефончики / я думал / эт начало спектакля / оказывается / нет / эт это ещё только там дяденьки телефончики не выключали свои //У мня тоже звонил сотовый телефон /поэтому я не помню половины действия /помню / мужик вышел с мотыгой так /как начал стучать по стене / стена развалилась / они куда-то побежали // Нормально / выбежали масса народу / спели песню про /про провинцию /вот /подняли эту марлю /начали бегать по сцене /вот /я заснул /вот / проснулся /там уже совершенно другое идёт/вот /начал оглядываться назад вперёд/искать знакомых /в темноте никого не нашёл /оказалось /сидит рядом братан (пауза) /у него бутылка пива / два бутерброда /вместо девушки /конечно /он на / он на сиденье всё это положил / вот / начал эт дело всё там поедать / потом захрапел / . это после ремонта / потому что братаны там / театр - то ремонтировали /вот // А потом /потом был перерыв /мы вышли в коридор /театральный / называется / (пауза) / фуйе / (пауза) посмотрел новый паркет (пауза) /картинок нет никаких /открыток / которые раньше висели / никого знакомых не нашёл /купил программку-календарь на оставшийся год / почему-то календарь начинался с две тыщи четвёртого года / с июля месяца / ну так вот они выпустили / сэкономили бумагу просто / вот так вот пролистал / смотрю / когда у меня день рождения /забыл /что тридцать первого числа две тыщи четвёртого года у меня будет день рождения / какого месяца не помню / очень дорогой коньяк/очень дорогое шампанское /тёплое /бу... /перерыв очень маленький//.

Эта отстранённость от «новых русских», осуждение и пародирование их речи также свидетельствуют о достаточно высоком уровне общей и речевой культуры предпринимателей.

В речи предпринимателей используются разные прецедентные тексты, в том числе рекламные: Т. Ну ты вот / ты щас вот как бы сказала / ты кто щас? - О. Кто? Тань /вот всё в одном/наверное / три в одном флаконе // - Н. Тут и директор и бухгалтер и продавец и / слава богу /ещё не уборщица //. Прецедентность может иметь и традиционно книжный характер: И вот этот ребёнок/вот ни разу не попросил там /хочу есть /хочу пить /купите мне там какую-нибудь жвачку /вот/она там тум / тум / тум / тум / вот шла и как стойкий оловянный солдатик /ногами /всё /в общем /ну ей / конечно / понимаешь / вот / ну для нас там Париж / ой какой красивый вот... «...» ... а для неё чё эт вообще такое ... «...» ... вот на одной ножке скачет /так/раз посмотрит /дальше поскакала //; Он должен инициировать эту ситуацию с той стороны / бить в колокол как бы /но иметь план там какой-то там по отгрузкам / он должен / как бы /это /ну /если он его не выполняет по какой-то причине / значит / он должен сюда звонить / активизировать ситуацию / решать её //; Я не монархист никак/а вот /всё-таки России написан император / там ещё что-то / я считаю / что если бы был бы царь / это было бы лучше //.

Иногда по просьбе автора статьи предприниматели объясняют слова, которые непонятны. Например: Т. Скажи/жвачечник/это кто?- О. Жванеч-ник? Это компания «Орбит» / которая привозит мне / на реализацию / жвачку / вот / и он должен приехать за деньгами / которые я ему должна / и он так переживает / так боится / что ... - Т. А чё он боится? - О. Он боится / что я скроюсь и не расплачусь с ним и он будет выплачивать мои деньги //; Р. К вопросу о топ - менеджере // Вот топ-менеджер принимает решение /э ... то есть /в момент /когда нет /например /хорошего исполнителя / соответствующего / там / ну / выбранной бизнес-схеме /он принимает решение //; Т. Она знаешь какая коробчила /в коробочку собирает / ты говорила //- И. Нет /в коробочку собирает я не говорила / это просто словообразование / ко-робчила / ну говорят / есть такое / там / она коробчит / собирает / вот / она такая коробчила /словообразование такое /вот /ну собирала /собирала /насобирала /вот //; С. Я те расскажу про этот русскоязычный конгресс //- Т. Свет/а почему называется конгресс? - С. Стандартное название организации / которая представляет общину /этническую общину в Канаде //.

Нередки в речи предпринимателей и новообразования разного рода от бытовых до отвлечённых: И. Нет /у нас не жарко /у нас тут кандюки //; Д.

Но там появлялись печатанья таких людей / ну у которых было видение там / старое / поэтому я просто создание/издание «Наш современник» я/ как бы /подписывался на это издание из-за того / что там был Пикуль/ как бы //.

Информанты предприниматели сами оценивают свои речевые способности невысоко: Г. К слову сказать / едва ли я лучший образец для этого / объясню почему / потому как / во-первых / у меня закваска чисто деревенская /колхозного происхождения / вот явно эти оставались / когда я обучался на филфаке /я частенько ударения не там ставил /потому что читал/воспринимал многие слова и .э .не в звуковом / а в .вот .виде . / . к тому же /наверное /у меня опять же / не классическая речь /потому что вот /как то уже в более зрелом возрасте и . я сознательно / наверное / регулировал её //; Р. Она / она филолог // Она пытается / э / понять / как / как / как бизнесмены разговаривают /а мы сами не знаем/как бы/как мы разговариваем //. Иногда они подсказывают автору, записывающему их речь, то, что хотят сказать: Д. Многие где-то просто не понимают меня / надо читать между строк /надо слушать между строк / кто там молоком-то писал / дядя Ленин? //; Ф. Эт воровские выражения / мы так не говорим //.

Некоторые используют в своей речи лингвистическую терминологию: дефис, кавычки, скобки, словообразование, антонимы: ... просто пакет/социально-страховых услуг / правильно я сказал / да / можно / можно через / можно через дефис / да? меня сейчас в меньшей степени интересует //; Я те всё сказал / даже в кавычках поставил там / в скобочках//; Знаешь /такие антонимы /противоположные слова по смыслу?; Как правильно / Таньк/акадЭмик/или акадЕмик?;... это просто словообразование/коробчило /ну говорят /есть такое / там / она коробчит / собирает / вот //; характеризуют язык печатных изданий, например журнала «Огонёк»: Очень изящный язык/ искромётный такой //.

Речь предпринимателя изобилует метаязыковы-ми высказываниями, обозначающими неточный выбор и поиск слова: скажем так; как бы те сказать; как те сказать; как эт сказать; в смысле; так сказать; в широком понимании; не буквально я говорю. Интересен вопрос о том, когда наблюдается такой подбор слова, какая информация требует такого речевого оформления. Оговаривается либо поиск выражения производственных коммерческих понятий для объяснения неспециалисту, либо выбор политической характеристики какого-то отрезка времени, либо таким образом снимаются высокие, комплиментарные характеристики близкого человека. О. Вот этот вот процент накрутки / который я де-

лаю / он у меня вот зависает / понимаешь / он от... от... отходит /как бы те сказать /немножко / несколько процентов / на аренду / э. там /на налог /а прибыль остаётся у меня //; О. Ну не дают развиваться малому бизнесу // Почему не дают? Ну потому что зажимают/понимаешь /не / как те сказать / не то что администрация / эм... вот налоги/вот это вот всё/аренда/ты понимаешь / они просто душат //; И. Хотя он / скажем так/неплохой/отец /всё свободное время / которое у него есть / проводит с семьёй //; скажем так / до каких-то небольших успехов //; И. Если мужчина / скажем так / реализовался / то и женщине с ним легко / он и ей даёт возможность реализоваться //; Д. Ну у него есть / он русофоб такой его считали ещё в журналах старых там как / ещё в эпоху / ну как эт сказать / в эпоху / ну / застоя там что ли / там перестройки / были журналы там толстые журналы / «Новый мир» там считался прогрессивный журнал / «Знамя» там /ещё чё то //; Д. Я те говорю/что я поверил / ну как те сказать /в Бога / не то что что б я в него верю /я знаю / что что-то есть /всё-таки / какая-то сила есть такая / по крайней мере / как минимум - это ангел - хранитель //; К. У меня звание было подполковник / в смысле / должность подполковничья там / по тем временам я получал там /ну /около 400 рублей там //; К. А потом вы обобщить што ль хотите? Потому што улюдей-то всё разное. Все люди / так сказать / некоторые люди ... могут не попасть ... в ваши/рамки ... докторской// Чё вы тада будете делать?; Р. Мы это м ... русские в широком понимании слова ...; Р. Защитный рефлекс сработал /несмотря там на десятки лет э . запоя страны / не буквально запоя я говорю /а э ... именно то /что она была заболочена сознанием / что можно так существовать и быть счастливым //.

В речи предпринимателей нередки ссылки на какое-либо широкоизвестное, общепринятое мнение (считалось, считали, считался, как говорится): Д. Ну у него есть / он русофоб такой его считали ещё в журналах старых там как / ещё в эпоху /ну как эт сказать / в эпоху /ну /застоя там что ли / там перестройки / были журналы там толстые журналы / «Новый мир» там считался прогрессивный журнал /«Знамя» там /ещё чё то //- Т. Ты его читал / Дим? - Д. Я его выписывал на протяжении некоторых лет /очень много журналов выписывал / вот / и почему-то Пикуля печатали в журнале «Наш современник» в основном /это считалось такой / застойный журнал / вот / и почему-то Пикуль там печатался / и почему он мне нравился и / . собственно / литература была недоступна /вот как бы/и я выписывал из-за того / что / ввиду своих взглядов / что / вот / не хочу /

там / коммунистическую прессу там ещё какую-то там покупать / вот / я хотя и не считал и считал / что это литературное издание всё-таки в конце концов //; К. В Югославию поехал /потом в Турцию стал ездить и всё / как говорится / проклинал - надо одеваться /надо деньги зарабатывать //.

Говорящий может ссылаться и на мнение определённого круга людей, в который входит и он сам (мы говорим, мы называем): Р. Тем более /да/Тань / тем более мы говорим / что / м . это / ну на хребте всплеска цивилизации / на изменении / на вот этом переломе / появилась новая стая тараканов / вот / и / эта стая м ... сама сама же и ушла; Р. Во-первых /э ... / век только начался / если мы будем отображать его вот / э . / через какие-то флюиды / да... я абсолютно уверен / что мы наглотались тех проблем / которые / э ... / охватили / сначала то есть они захватили нас в том / э . / длинном / промежутке / времени / когда вообще не было понятно /куда мы идём/ и которая перевернулась в другую сторону // Вытаскивать себя из лужи тяжело /но мы о... отряхиваемся / мы ... неразб. ... отдаём друг другу стихи / песни /это происходит/э ... э ... /на моих глазах / /; Р. Безусловно /то /что мы называем организованной преступностью / она / она существует //.

Может быть представлена и ссылка на своё мнение (я называю; ввиду своих_взглядов; я считаю так; я думаю): Р. То наше потерянное поколение / которое всё-таки определилось в своём времени и делало бизнес / делало задел на будущее /нашло себя / нашло своё место / или поломалось / ну и так далее и тому по ... подобное /э ... /сейчас произошло у всех /я называю его всплытием /то есть мы вот / десять лет показали / что мы где-то проходили там по-крупному в среде / там она была жёсткая / она более другая / да / для того чтобы пойти на свет / на свет божий / на свет правды / на свет чистоты / на свет . личности /нужно провести с собой работу... //; Д. Собственно /литература была недоступна /вот как бы / и я выписывал из-за того /что /ввиду своих взглядов / что /вот /не хочу /там /коммунистическую прессу там ещё какую-то там покупать / вот /я хотя и не считал и считал / что это литературное издание всё-таки в конце концов //; Д. Я считаю так/ что /если бы у нас был /я не монархист никак / а вот / всё-таки России написан император /там ещё что-то /я считаю / что если бы был бы царь / это было бы лучше //; Д. Ну я думаю / что у нас должна быть всё-таки конституционная монархия / вот //.

Выражается оценка сказанного ими самими: Д. Я за то чтобы / не то что за монархию / там ещё за что-то / а за то чтобы /у нас / даже не / ну / это

было бы глупо /если я сказал/что всё это дело перечеркнуть / чтобы была одна семья стояла у власти /ну я думаю / что у нас должна быть всё-таки конституционная монархия / вот //; Р. Просто пакет /социально-страховых услуг / правильно я сказал//; С. То есть всё это нужно собрать в одном месте и представить опять же перед канадской общественностью / вот такую единую картину / что такое творческая интеллигенция русскоязычной общины Канады //Ну /как тебе это нравится? Классно! Вот такие вот дела //; Т. Опять начал прикалываться // - Д. Ну а чё ж ты хотела/Тань? (смеётся) Ну? Я /я что не Петро-сян что ль / Ак-нян / ё / просто //.

В речи предпринимателей может быть выражена как уверенность в себе, так и неуверенность. Неуверенность в себе, оговор себя: Т. Ир /ну как там / парижанки? - И. Парижанки? ты знаешь / я не знаю /конечно /какое количество /какой процент там парижанок был / и вообще . - Т. Там туристов полно //- И. ... француженок//Да /потому что очень много туристов / но вообще / в принципе / женщины очень красивые //; . мы поняли так /ну чё т типа этого написано /я уж могу /конечно / ошибаться / и значит к этому автомату подошли //. Уверенность в себе ярко выражена в уже упоминавшемся телевизионном интервью одного из предпринимателей: Я абсолютно уверен/ что закончились прагматичные времена // Во-первых / э ... / век только начался / если мы будем отображать его вот/э .../через какие-то флюиды / да / то есть аура / там эта / то есть которая щас идёт выставка в Саратове / кстати аура /это Ра /если перевернуть /э ... и то мы ... я абсолютно уверен / что мы наглотались тех проблем / которые / э . / охватили / сначала то есть они захватили нас в том / э . / длинном / промежутке / времени / когда вообще не было понятно / куда мы идём / и которая перевернулась в другую сторону //Я бы не хотел говорить о политике /но я абсолютно уверен / что мы вступаем в совершенно новую пору весенних/э ... /добрых отношений / вот / и и вытаскивать себя из лужи тяжело / но мы о . отряхиваемся / мы . неразб. ... отдаём друг другу стихи/песни/это происходит/э ... э ... /на моих глазах/и причём/ и ... идёт мощнейшее ускорение / нам нужно / чтобы только / э ... / рядом находились не только наши ровесники и не мои ровесники / а находились те / которые / э ... / ну вот / прошли / поле / поколение «пепси» /да /то есть и наши дети /они должны / э ... / как можно больше углубляться в этот процесс и находиться рядом / я думаю / что / э . / всё будет хорошо //.

Частотны в речи предпринимателей рефлексивы и актуализаторы, устанавливающие контакт с собе-

седником (правда, да, ты понимаешь, ну как тебе это нравится): С. Потому что эмигранты из всех стран / на них держится экономика / на них держится как бы всё / и главное /правительство умное / обеспечить э . м . / как бы нормальное существование каждой общины/дружное между все / между собой и чтобы всё было мирно / тихо / дружно и замечательно /правда? Я стала спикером /то есть я веду вот эти собрания /ты понимаешь /собрания совета директоров /они проходят раз в месяц //; С. То есть всё это нужно собрать в одном месте и представить опять же перед канадской общественностью / вот такую единую картину/что такое творческая интеллигенция русскоязычной общины Канады // Ну / как тебе это нравится? Классно! Вот такие вот дела //. Коммуникативы служат средством привлечения внимания: (слышь; слуште); А. Говорю/ребят / слуште /как ваш коньяк продаётся /пишете французский в Калининграде / а они грят / очень просто /мы наняли в четвёртом поколении коньячного мастера /слышь /забираем в Гранд Шампани прям бочки с коньяком / с хранения / везём в Калининград ... - Т. Ир / вот это поешь / Ир // - И. Я уже ела / вкусно //Я ещё хочу // - А. ... слышь / везём в Калининград /сливаем /значит /на закрытой дегустации / после Ажье второе место / Кра-вуазье после него идёт / на закрытой дегустации / вот //Я говорю /ну налейте попробовать /попробовали /налили /я обалдел /понимаешь? то есть / вот подобный уровень / он / конечно / разный / коньяк бывает //.

Языковые предпочтения говорящего выражаются в речи с помощью рефлексивов типа (извините за выражение, грубо говоря, извиняюсь): К. Бармен / он приходит / в одном месте поработает барменом / как правило / там много возможностей для того/чтобы это /с.стащить /грубо говоря/ /. Интересно в таких случаях, какие именно выражения сопровождаются подобными оговорками. В приведённом примере оговаривается литературное слово, причём человеком, который не только в качестве хезитатива использует нецензурное ё, но и прямо допускает в своей речи нецензурное ругательство. В данном случае он оговаривает не грубость самого слова, но его значение. Чаще оговариваются или жаргонные выражения покоцанная, туфта, или грубые (г.но), «некрасивые» названия продуктов жизнедеятельности человека (сопля). В. Ну прямо где плесень / где пятно / где вот / извиняюсь за выражение/сопля такая//; В. Вообще вся кофточка покоцонная /ну она вся какая-то попорченная /помеченная / грубо говоря //; И. Она / например / приходит в салон автомобильный / садится в машину какую-нибудь там /ну импортную /например /какую-нибудь машину типа «Хундай» и говорит / ой/что это за/я извиняюсь/за г...но за такое/

чтоб на этом ездить / на этом же ездить невозможно //она садится в машину «Мерседес» / вот это вот машина настоящая /а это вот что там за туфта /вот так вот она выражается / грубо говоря / вот с кем интересно было бы поговорить //.

Все эти рефлексивы - свидетельство небезразличного отношения предпринимателей к своей и чужой речи, к выбору тех или иных слов, понимания ими возможности выбора, т.е. потенциального богатства их лексикона.

Однако, несмотря на ряд позитивных фактов, прямой вопрос «Нужно ли деловому человеку умение хорошо говорить?» не получает однозначного ответа. По мнению предпринимателей, слишком пристальное внимание к слову, воспринимаемое как внешнее украшательство, вызывает неприязнь, недоверие к деловым качествам человека, в чём находит своё выражение один из стойких стереотипов русского менталитета: «по делу, значит без излишеств», краснобайство мешает делу и вызывает негативные оценочные суждения у партнёров по бизнесу. Поэтому смысловое наполнение и прагматическое содержание высказывания может быть очень хорошим, толковым, а речевое оформление ниже среднего. Нельзя провести прямую параллель между хорошим владением речью и успешностью человека в бизнесе. Человек может плохо говорить и быть состоявшимся предпринимателем.

Речь бизнесмена «в белом воротничке» и речь предпринимателя - владельца, например, транспортных средств («ГАЗелей», «КАМАЗов») - различны. Иначе говоря, существуют такие области профессиональной деятельности предпринимателя, где хорошо говорить просто опасно (например, палаточная, ларёчная торговля, работа в мужском коллективе на стройке, в гараже, ремонт автотранспорта). Есть целый ряд отраслей, где мужские жёсткие разговоры просто необходимы, иначе не поймут, не будут доверять, не будут выполнять приказы, не будут воспринимать вас как руководителя.

Конечно, нельзя исключить, что в каких-то ситуациях речь предпринимателей оказывается далёкой от той, что представлена в наших материалах. Однако длительность наблюдений (10 лет, 30 предпринимателей) за их речью в разных ситуациях (от публичных выступлений до «домашней» речи, от спокойной до эмоционально напряжённой в условиях телефонных и непосредственных разговоров, всегда спонтанных, иногда раздражённых), доказывает, что наши выводы достаточно объективны.

1 Аргументы и факты - Саратов. 2004. №28.

2 Подробнее об этом см.: Милёхина Т.А. Светская беседа - Хорошая речь. Саратов, 2001. С.142.

3 Подробнее см.: Там же. С. 140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.