АГАФОНОВА Я.В.* ОТНОШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ОБЩЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ К ГМО.
Аннотация. Республика Корея - страна с высокой степенью зависимости импорта зерновых культур, особенно таких, как кукуруза, рапс и соя. Основными поставщиками Кореи выступают США, Канада и Аргентина, где наиболее распространено выращивание сельскохозяйственных культур с использованием технологии генетической модификации. В частности, Соединённые Штаты являются основными обладателями патента по применению технологии ГМО при выращивании сельскохозяйственных культур. Уровень самообеспечения кукурузой и соей в Корее составляют крайне низкие показатели, несмотря на их огромную популярность при производстве продуктов местного происхождения. По этой причине южнокорейские власти вынуждены импортировать такие виды зерновых. Однако, согласно исследованиям, гражданское население негативно относится к факту потребления ГМО. В статье рассматриваются основные предубеждения южнокорейских граждан по поводу ГМО-продуктов и отношения властей к данной проблематике, а также основные мероприятия по устранению существующих недовольств.
Ключевые слова: Республика Корея; ГМО; Мун Чжэ Ин; Юн Сок Ёль; маркировка ГМО-продуктов.
AGAFONOVA Ya.V. The attitude of the government and society to GMO in the Republic of Korea.
Abstract. The Republic of Korea is highly dependent on imports of grain, especially corn, rapeseed and soybeans. The main suppliers of
* Агафонова Яна Вадимовна - старший редактор Центра междисциплинарных исследований Института научной информации по общественным наукам РАН.
Korea are the USA, Canada and Argentina, where the cultivation of agricultural crops is based on genetically modifying technology. In particular, the United States is the main holder of a patent on the use of GMO - technology in agricultural sphere. The level of self -sufficiency in corn and soybeans in Korea is extremely low, despite their huge popularity in the production of local products. For this reason, the South Korean authorities are forced to import such types of grain. However, according to research, the civilian population has a negative attitude to GMO - consumption. The article examines the main prejudices of South Korean citizens towards GM - products and the attitude of the authorities to this problem, as well as the main measures to eliminate existing discontent.
Keywords: Republic of Korea, GMO, Moon Jae-in; Yoon Suk-yeol; GMO-labelling system.
Для цитирования: Агафонова Я.В. Отношение правительства и общества Республики Корея к ГМО // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. - 2022. - № 4. - С. 149-161. DOI: 10.31249/rva/2022.04.08
Продукты с генномодифицированными организмами прочно закрепились в жизни людей и активно употребляются в пищу. Среди очевидных достоинств такого типа продукции можно отметить следующее: повышенная урожайность (что позволяет бороться с голодом во многих бедных странах), долгий срок хранения, экономное использование сельскохозяйственных угодий, разрешение экологических проблем и многое другое. Несмотря на очевидные «плюсы» существуют навеянные мифы об их пагубном влиянии, такие как бесплодие, развитие мутаций, развитие онкологических заболеваний, которые научно никак не доказаны на сегодняшний день. Гражданское общество во многих странах с недовольством относится к тенденции распространения ГМО-продуктов, исключением не стала и Республика Корея.
Констатируется, что в государстве преобладает высокий уровень антипатии к генетически модифицированным продуктам, население считает их опасными для здоровья. По состоянию на 2017 г. 67,6% респондентов считают, что ГМО «небезопасно» [1].
Репортёр - специалист по аграрным вопросам Чон Хёк Хун провел исследование, задавая корейцам вопрос: «Едите ли вы ГМО-продукты?», на который обычные потребители поголовно отвечали: «Нет, я не ем». Основной причиной такой негативной реакции становился объяснение - «Они не проверены на безопасность» [1].
Основываясь на нескольких исследованиях, констатируется, что отрицательное отношение южнокорейского общества к потреблению ГМО сводится к двум основным проблемам:
1. Недоверие к научным кругам и их оценкам, так как они спонсируются правительством;
2. Малая осведомленность о продукции с генномодифициро-ванными элементами.
Чон Хёк Хун подтверждает тот факт, что жители страны совсем не заинтересованы в ситуации вокруг ГМО ввиду недостаточной осведомленности. Касательно фактора негативного восприятия среди корейцев и их относительной неправоты он приводит следующие аргументы [1].
1. Примерно 95% импортируемых продуктов (основные страны-поставщики: Соединённые Штаты, Канада, Аргентина), таких как соя и кукуруза, для использования в пище и кормах, содержат ГМО. Например, кукуруза в основном используется для прикормки скота, бобовые культуры в свою очередь - для производства масла. Поэтому непосредственно или косвенно, но население употребляет ГМО-продукцию при использовании мясных изделий или блюд с растительным маслом;
2. Относительно вопроса о безопасности, согласно законодательным актам Южной Кореи, вся продукция проходит строгую оценку качества, проверяется пятью министерствами по отдельности - Министерством промышленности, торговли и энергетики, Министерством сельского хозяйства, продовольствия и сельскохозяйственных районов (Департамент управления развитием сельских районов), Министерством здравоохранения и социального обеспечения (Центр по борьбе и предотвращению заболеваний), Министерством окружающей среды (Национальный институт экологии), Министерством по морским делам и рыболовству (Национальный институт рыбохозяйственных исследований и разработок). По 20 специалистов от каждого учреждения собираются и
проводят оценку качества ГМО, их влияния на здоровье и окружающую среду [3; 9].
Как отмечает эксперт, несмотря на возросшую роль генно-модифицированных продуктов и их использование на каждодневной основе, обычные жители мало осведомлены об их пользе. Среди основных причин специалист Чон выделяет нежелание правительства, правительственных кругов и бизнес-кругов публично обсуждать данную проблему, так как при относительно небольшом выражении поддержки в пользу ГМО они сталкиваются с критикой со стороны гражданских групп, неправительственных организаций (НПО) и предприятий по производству органической сельскохозяйственной продукции.
Одним из основных факторов недоверия жителей к действиям правительства и их поддержки ГМО можно привести инцидент 2012 г. На тот период примерно 90% жителей Республики Корея потребовали от правительства урегулирования процессов, связанных с поставками ГМО, на уровне стандартов, принятых в развитых странах [13]. Однако вместо этого, будучи одной из крупнейших стран - импортеров генетически модифицированных продуктов, в Южной Корее правительство освободило некоторые компании от уплаты таможенных пошлин [13].
Нежелание воспринимать требования со стороны высокопоставленных лиц вызвало недовольство и недоверие среди граждан. Из-за послаблений в проверках южнокорейцы стали больше беспокоиться о своем здоровье.
Правительство Мун Чжэ Ина (2017-2022)
Во время предвыборной гонки 2017 г. бывший президент Мун Чжэ Ин выступил в пользу необходимости укрепления системы маркировки ГМО-продукции [5], которая была направлена на внесение в список ГМО-ингредиентов, используемых в продуктах отечественного производства. Тем не менее общественные круги восприняли данное обещание как утверждение о «полной маркировке и внесении в перечень всех продуктов, содержащих модифицированные гены».
В апреле 2018 г. в Сеуле прошли массовые митинги (около 500 человек), направленные на предоставление списка генетически
модифицированных организмов на этикетках, а также была подана общественная петиция, которая набрала почти 217 тыс. подписей1. Главным предубеждением демонстрантов о полной маркировке стала уверенность во вреде ГМО, а также их право на знание содержания каких-либо ингредиентов данного типа в покупках. Лозунги были следующими [14]:
• Среди фермеров: «Я не хотел бы, чтобы у нас были ГМО-продукты, однако правительство продолжает их импортировать. Я боюсь ГМО. Попав один раз в организм крыс, они могут лишить их потомства. Я хочу, чтобы у нас была здоровая Республика Корея»;
• «Ведущие политики довольствуются продуктами без ГМО, в то время как обычные люди даже не знают, что они потребляют»;
• «Плохая маркировка ГМО - нет, лучшая маркировка - да!»;
• «Изгнать ГМО из страны, чтобы предотвратить вымирание человечества! »;
• «Прекратить уступки в отношении популярных конгломератов и начать процесс утверждения открытой системы индексации ГМО».
Кроме того, в 2018 г. произошел еще один митинг по прекращению использования ГМО-продуктов компании Monsanto. Требования активистов сводились к следующему [12]:
1. «Система маркировки ГМО!»;
2. «Школьные обеды без ГМО!»;
3. «Прекращение коммерческого использования ГМО-техно-логий!»;
4. «Безопасность ГМО-технологий и продуктов должна быть научно доказана. Правительству следует незамедлительно провести индексацию генетически модифицированных ингредиентов и продуктов. Потребители имеют право знать, что они едят»;
5. «Учащиеся (школьники) - будущее нашей нации. Они заслуживают того, чтобы потреблять экологически чистую пищу»;
6. Ко Ын Ён (на тот момент кандидат от прогрессивной оппозиционной партии «Зелёная партия Кореи» на пост губернатора Чечжу): «ГМО-продукты угрожают здоровью человечества. Пра-
1 Согласно установленным правилам, в Республике Корея правительство должно предпринять меры в отношении требований, указанных в петициях, набравших 200 тыс. подписей и более.
вительство должно незамедлительно остановить продажу продукции Monsanto!»
При этом продукция компании прошла проверки на безопасность в Министерстве безопасности пищевых продуктов и медикаментов и была одобрено к потреблению.
На основе данных лозунгов можно сделать вывод, что население Южной Кореи плохо осведомлено как о пользе, так и вреде генномодифицированных продуктов и руководствуется лишь голословными утверждениями.
Мун Чжэ Ин (2017-2022) в своем обещании о маркировке ГМО лишь утверждал о необходимости налаживания системы и стандартизации ее на уровне развитых стран. Одновременно с этим обычные граждане предположили о создании полного списка ГМО-продуктов. Данное требование сложно осуществимо ввиду следующей причины: большинство продуктов и ингредиентов для производства местных продуктов питания в основном импортируется из других стран (например, уровень самообеспечения соей составляет только 9,4%, кукурузой - 0,9% [5]). Введение системы полной маркировки приведет к высокой степени инфляции и торговым спорам с основными странами-поставщиками.
Бывший президент Мун говорил лишь о снижении идентификации продукции как «не ГМО» с 3% до 0,9% (уровня Европейского союза). Однако ни о какой полноценной маркировке продукции не говорилось.
Со стороны администрации Мун Чжэ Ина предпринималась попытка по выполнению требований общественности: был создан «консультативный орган по ГМО», куда вошли представители научных кругов, пищевой промышленности и гражданского общества [6]. Тем не менее вызванные разногласия со стороны задействованных групп лиц привели к приостановке деятельности совета.
Очередным выступлением против ГМО стала демонстрация в 2021 г., во время которой представители от 46 общественных организаций высказались против политики Мун Чжэ Ина и свое недовольство невыполнением обещаний его предвыборной кампании по ГМО-маркировке [7]. Демонстранты также указали на то, что в провинциях незаконно выращиваются сельскохозяйственные культуры рапса (семена которого поставляет компания Monsanto),
что говорит о халатности проверок и отношения к безопасности граждан со стороны органов власти [7].
Правительство Юн Сок Ёля (2022)
Во время предвыборной гонки среди обещаний Юн Сок Ёля, впоследствии выбранного на должность президента Республики Корея, прозвучало обещание о «полной маркировке ГМО-продуктов» [8]. Данный тезис вызвал резонанс среди кругов пищевой промышленности и побудил интерес среди гражданского населения к процедуре имплементации и внедрения. Со слов Юн Сок Ёля, цель полной индексации заключается в гарантии прав потребителей на знание и расширении права выбора.
Согласно стандартам маркировки 2019 г., объекты ограничиваются случаями содержания измененных ДНК или белковых компонентов на конечной стадии потребления. Кроме того, ГМ-ингредиенты подлежат обязательной маркировке на всех продуктах, даже если следы генномодифицированной ДНК не обнаружили во время процесса обработки.
Тем не менее отношение различных кругов к обещаниям нового президента разнятся. В то время как гражданское общество настаивает на изменении стандартов существующей системы, представители пищевой промышленности не согласны с данными требованиями.
1. Мнение общества: «Мы продолжим осуществлять мониторинг действий следующего правительства в сфере системы маркировки. Однако несмотря на то что правительство заявляет о реализации полной индексации, хотя льготный период по меньшей мере составляет 3-4 года, скорее всего, решение вопроса прекратится на стадии частичного применения». То есть граждане не уверены в полноценной реализации задуманных планов нового президента.
2. Представители пищевой промышленности занимают противоположную позицию и констатируют рост негативного представления среди потребителей. В частности, они выражают обеспокоенность, что при внутренней проверке готовых продуктов, импортируемых иностранными компаниями, при изготовлении которых используются ГМО, невозможно подтвердить нали-
чие следов измененной ДНК или белка, и они маркируются, как «не ГМО» (Non - GMO). Утверждение требуемых стандартов приведет к дискриминации национальной продукции.
При этом на фоне возросшего внимания к теме упорядочения системы маркировки, эксперты отмечают, что Южная Корея является одним из основных государств - импортеров сельскохозяйственной продукции с ГМО. Вследствие осуществления крупномасштабных импортных покупок будет нанесен ущерб прежде всего по большей части населению. Следовательно, распространяется мнение о том, что необходимо поставлять продукты, которые можно потреблять и которым можно доверять, с учетом требований потребителей, призывающих к огласке информации о товарах с содержанием ГМО.
Вскоре, спустя 3 года после начала пандемии COVID-19, вслед за инаугурацией нового президента в мае 2022 г., вновь разгорелись митинги. Участники «гражданской волны против ГМО Bayer - Monsanto 2022» выразили недоверие к планам нового правительства в сфере генномодифицированных продуктов в результате публикации «110 целей правительства», в которых данная тема была опущена, что привело к новой волне протестов. На этот раз среди уже утвердившихся лозунгов в отношении данной темы, как в 2018 и 2021 гг., добавились новые комментарии [10]:
• «...Monsanto символизирует ГМО и монополию на рынке семян, а Корея до сих пор зависима от ее влияния. Мы приложим все усилия по взращиванию сельскохозяйственных культур без ГМО»;
• «Новый вид ГМО-технологии - "генетические ножницы"1 -является еще одним видом, который нельзя игнорировать. Технология, такая как "генетические ножницы", которая представляет технологические и этические риски, должна контролироваться демократическим путем посредством независимого участия граждан. Вместо этого, Министерство торговли, промышленности и энергетики, игнорируя общественный консенсус, намерено ослабить уре-
1 Речь идет о технологии «CRIPSR - Саз9», которая позволяет редактировать геном, исключая вредоносные белки. Однако «разрез» ДНК, «редактирование путем исключения» многими специалистами не приравнивается к ГМО; это совершенно другая технология.
гулирование новейших ГМО-технологий, выдвигая введение поправок к "Закону о транспортировке ГМО между странами"» [3; 8; 11];
• «ГМО-характерный "зеленый камуфляж", прикрытие по защите окружающей среды. Агропродовольственные и агрохимические многонациональные корпорации преподносят технологию разработки ГМО как "экочистую" и в качестве метода "климатически умной агропромышленности". ГМО разрабатывается, исходя из логики капитализма, и служит только интересам бизнеса и наносит ущерб жизням фермеров по всему миру».
Правительственные круги
В 2020 г. среди членов Национального собрания 21-го созыва был проведен опрос о необходимости внедрения маркировки ГМО. Согласно опубликованным данным, 41,9% респондентов высказались в пользу «необходимости расширения», 14,5% ответили - «следует сохранить» [4].
На вопрос о заинтересованности в сфере ГМО наблюдаются тенденции спада: по состоянию на 2016 г. - 39,6%, в 2020 г. -25,5% [4]. Среди причин, обуславливающих интерес чиновников к данной тематике, следует отметить: «сомнения относительно безопасности», «беспокойство среди граждан страны», «альтернативный способ по реагированию на продовольственный кризис в результате изменений климата», «увеличение посевной площади для ГМО-культур по всему миру».
Однако на вопрос о необходимости внедрения ГМ-техноло-гий количество положительных ответов составило только 19,2% ввиду низкой заинтересованности. В ходе проведенного опроса, посвященного «процессу коммерциализации ГМ-продукции, разрабатываемой на национальном уровне», респонденты, которые «относятся положительно», составили 18%, «отрицательно» -25%, «затруднились ответить» - 57% [4].
На вопросы о безопасности ГМО 5 из 10 человек ответили -утвердительно. Количество ответов «не безопасно» сократилось на 30% по сравнению с 2017 г. и составило в 2020 г. - 39,8% [4]. Причинами, обусловившими выражения мнения «против», стали уверенность в «недостаточной осведомленности о ГМО» и «случаях, подтверждающих риски».
Среди респондентов 50,4% высказались «за поставки пищевых ингредиентов без ГМО», однако среди политических кругов отмечается такое соотношение: прогрессисты составили 62,9%, умеренные - 48,4, консерваторы - 29,3% [4].
Как показывают данные, именно консерваторы, по сравнению с остальными менее всего поддерживают идею импортных поставок продуктов с ГМО-элементами. Такое отношение отразилось в обещаниях новоизбранного президента Юн Сок Ёля, представляющего консервативную партию «Сила народа».
Тем не менее в ходе опроса в отношении темы «влияния ГМО» среди членов Национального собрания отмечаются также тенденции положительного восприятия: «ГМО принесет больше пользы человечеству, нежели потерь», «они будут хорошо приняты в нашем обществе». Данный фактор говорит о различии в подходах к оценке влияния ГМО на жизни людей среди правительственных кругов и гражданского общества. Нежелание обычных граждан воспринимать положительные факторы, их радикальные настроения в отношении полной детализации состава продуктов и искоренения генетически замененных элементов говорят о труднодостижимом консенсусе в решении данного вопроса.
Таким образом, констатируется, что в южнокорейском обществе очень развито негативное восприятие ГМО-продукции. Основные причины, приведшие к этому, - распространение недоказанных фактов, таких как «небезопасность», «повышенный риск развития онкологических заболеваний», «бесплодие».
Кроме того, следует сделать предположение, что общественные круги особенно беспокоятся ввиду высокой импортной зависимости в поставках продовольствия из развитых стран, прежде всего США. В 2018-2022 гг. неоднократно проходили акции протестов по закупкам продукции компании Monsanto (американская) и упрощения правил по ввозу и распространению ее сельскохозяйственных товаров на территории Республики Корея, в которых содержится большой процент ГМО. Также, основываясь на собственных выводах, можно отметить распространение антиамериканских настроений, которые увеличивают рост недовольства среди корейцев.
Гражданское население Южной Кореи активно требует от правительства внедрения «полной маркировки ГМО-ингредиен-
тов» на этикетках продуктов для обеспечения их законных прав по оповещению того, что они едят. Как показывают данные, с 2020 г. среди правительственных кругов возросло количество заинтересованных по внедрению такой системы на национальном уровне, приближенной по стандартам к развитым странам.
В ходе предвыборной гонки бывший президент Мун Чжэ Ин заявил о необходимости «усиления системы индексации содержания ГМО». Данный тезис был неправильно воспринят среди граждан Кореи, которые неоднократно обвиняли лидера в нарушении обещания и неосуществлении планов по «внедрению определения полного перечня ГМО в продукции».
Избранный на пост президента кандидат от партии «Сила народа» Юн Сок Ёль вновь поднял вопрос в отношении существующей проблемы, заявив об осуществлении «полной маркировки ГМО-продуктов». Тем не менее среди основных проектов новой администрации пункт с темой генномодифицированных продуктов не поднимался. Такое нарушение обещаний привело к новой волне протестов, в которых отражались лозунги прошлых лет, но одновременно добавились новые - относительно «эколо-гичности», «коммерциализации вредных ГМО» и «усовершенствования технологий этой области, таких как «генетические ножницы».
Констатируется, что круги агропромышленного производства не согласны с требованиями гражданского общества по внедрению системы маркировки, которая может привести к продовольственному кризису, дискриминации национальной продукции, торговым спорам с основными странами - поставщиками и высоким темпам инфляции, что окажет сильный удар по населению Республики Кореи.
Стоит добавить, что резонансное мнение вызвано рядом причин, и основанная из них - нежелание со стороны правительства публично обсуждать данную проблему. Одновременно с этим среди аналитических работ корейских экспертов отметается недоверие общества к научным кругам, которые спонсируются государством. Такие противоречия приводят к росту количества недовольных граждан и укреплению степени уверенности в халатности отношения государства и правительственных кругов к их здоровью.
Список литературы
1. ГМО, прочно закрепившиеся в обычной жизни всего мира. История о несбыточности культивирования сельскохозяйственных культур в Корее =
^fe A|-^S, 05.12.2021 // Mk.co.kr. - URL: https://www.mk.co.kr/ news/economy/view/2021/12/1116726 (дата обращения: 05.06.2022). - Кор. яз.
2. Закон о продовольственной санитарии от 1 января 2022 г. (Закон № 18363 с
изменениями и дополнениями от 27 июля 2021 г.). статья № 18. = ^Sflou
[A|S 2022. 1. 1.] [ЙЖ Я118363Ж, 2021. 7. 27., 10.06.2022 //
Law.go.kr. - URL: https://www.law.go.kr/LSW//lsLinkProc.do?lsNm=^#£|^S &chrClsCd=010201&mode=20#0000 (дата обращения: 11.06.2022). - Кор. яз.
3. Закон о транспортировке генетически модифицированных организмов между странами от 12 июня 2019 г. (Закон № 15868 от 12 декабря 2018 г. с изменениями) = 0|ё SO! ЙЩАЩ 2019. 6. 12.] [ЙЖ Я115868®, 2018. 12. 11., // ^Й^М^, 12.06.2019 // Law.go.kr. - URL: https://www.law.go.kr^iy/^A|-ldS^S^|£R7^l-0| SSO^&Ös (дата обращения: 11.06.2022). - Кор. яз.
4. Количество чиновников Национальной Ассамблеи, выступающих «за расширение системы маркировки ГМО» увеличивается, а поддерживающих «сохранение существующей системы» уменьшается = GMO &А| 'адвНоИ fei, '^S SO, 19.01.2021 // Foodnews.co.kr. - URL: https://www.foodnews.co.kr/news/articleView.html?idxno=76588 (дата обращения: 11.06.2022). - Кор. яз.
5. Обещание «укрепить систему маркировки ГМО» выполняется = 'GMO
£А|Я|£ O^S 18.09.2018 // Newstof.com. - URL:
http://www.newstof.com/news/articleView.html?idxno=950 (дата обращения: 11.06.2022). - Кор. яз.
6. Обещание Юн Сок Ёля о «полной маркировке ГМО» привело к «сопротивлению» среди кругов пищевой промышленности = сг^Щ о^'
GMO#££AW| 'Щ^и', 10.03.2022 // M.ekn.kr. - URL:
https://m.ekn.kr/view.php?key=20220310010001680 (дата обращения: 11.06.2022). - Кор. яз.
7. «Осуществим систему полной маркировки ГМО до истечения срока полномочий Мун Чжэ Ина!» = СШ'У ^S LH GMO А|^Е[",
21.05.2021 // Agrinet.co.kr. - URL: http://www.agrinet.co.kr/news/article View.html?idxno=301224 (дата обращения: 11.06.2022). - Кор. яз.
8. Постановление о введение в действие закона о транспортировке ГМО между странами от 9 сентября 2021 г. (Указ Президента № 31001 с частичными изменениями) = 0|g AIS^ [AS 2021. 3. 9.] [dS^^ Я131001®, 2020. 9. 8., //
09.03.2021 // Law.go.kr. - URL: https://www.law.go.kr/S^/^S^^S^w^
Sl^^OlggOOI^SMAIS^ (дата обращения: 11.06.2022). - Кор. яз.
9. Правила проведения экспертизы безопасности генетически модифицированных пищевых продуктов от 6 августа 2021 г. (Приказ Министерства безопасности пищевых продуктов и медикаментов № 2021-67 по состоянию на 6 августа 2021 г.) = ^Af- Щ0\\ 2021. 8. 6.] Я|2021-67®, 2021. 8. 6., 06.08.2021 // Law.go.kr. - URL: https://www.law.go.kr/SSfl^/^S^^S^#5^%20
№^%20^A|-%20S00|%20£^%20flS (дата обращения: 09.06.2022). -Кор. яз.
10. Спустя 3 года в центре Сеула вновь прозвучали лозунги «против ГМО» = 3УЩ-011 МШ Ш^П^ 'GMO ВД' 21.05.2022 // Ikpnews.net. -URL: http://www.ikpnews.net/news/articleView.html?idxno=47483 (дата обращения: 11.06.2022). - Кор. яз.
11. Стандарты маркировки генетически модифицированных пищевых продуктов от 28 октября 2019 г. (Приказ Министерства безопасности пищевых продуктов и медикаментов № 2019-98 с частичными изменениями) =
£А|7|ё [A|S 2019. 10. 28.] Я12019-98®, 2019. 10. 28., // ^S^SM^Ei 28.10.2019 //
Law.go.kr. - URL: https://www.law.go.kr/SSfl^/^S^^S^#5^%20 ±A|7|S (дата обращения: 11.06.2022). - Кор. яз.
12. Jhoo Dong-chan. Monsanto Targeted by Anti-GMO Activists // The Korea Times. -25.05.2018. - URL: http://www.koreatimes.co.kr/www/nation/2018/04/113_ 247041.html (дата обращения: 11.06.2022).
13. Kim Jin-hyun. Is Corn with GMO Safe? // The Korea Times. - 28.09.2017. -URL: http://www.koreatimes.co.kr/www/opinion/2017/08/137_234462.html (дата обращения: 09.06.2022)
14. Ko Dong-hwan. Consumers, Farmers Demand Food Labels List GMO Ingredients // The Korea Times. - 2018. - 04.11. - URL: http://www.koreatimes.co.kr/www/ nation/2018/04/113_247041.html (дата обращения: 11.06.2022).