Научная статья на тему 'Отношение подростков к социальным ролям взрослого человека: к вопросу о социально-психологических перспективах взросления'

Отношение подростков к социальным ролям взрослого человека: к вопросу о социально-психологических перспективах взросления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
977
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / ATTITUDE / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / SOCIAL ROLE / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ВЗРОСЛЕНИЕ / ОБРАЗ ВЗРОСЛОГО / ADULT WAY / ADULTHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Микляева Анастасия Владимировна, Безгодова Светлана Александровна, Якунин Анатолий Павлович

Статья посвящена изучению отношения подростков к социальным ролям взрослого человека как важнейшему аспекту «образа взрослого», формирование которого традиционно рассматривается в качестве одного из важнейших механизмов взросления. Для проведения исследования использовался метод анкетирования. В качестве респондентов в общей сложности выступили 345 подростков, учащихся школ Санкт-Петербурга, в возрасте 12-15 лет. Исследование проводилось в два этапа. Результатом первого этапа стало определение социальных ролей взрослого человека, входящих в «образ взрослого», в число которых вошли семейные (супружеские и родительские), профессиональные (иерархия «руководитель коллега подчиненный») и социально-экономические («хозяин» и «наемный работник») роли. В ходе второго этапа исследования были описаны отношения подростков к данным ролям. В частности, показано, что наиболее привлекательными социальными ролями взрослого для подростков являются семейные роли, менее предпочтительными оказываются профессиональные и социально-экономические роли, причем некоторые из них («подчиненный» и «наемный работник») попадают в число отвергаемых. Описано противоречие между стереотипными представлениями о гендерной специфичности социальных ролей и отношением к этим ролям, демонстрируемым девочками и мальчиками. Полученные результаты проинтерпретированы в контексте анализа особенностей социальной ситуации взросления, характерной для современного российского общества. На основе полученных результатов сформулированы рекомендации, касающиеся задач социально-психологического сопровождения взросления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Микляева Анастасия Владимировна, Безгодова Светлана Александровна, Якунин Анатолий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGERS '' ATTITUDE TO SOCIAL ROLES OF AN ADULT: TO THE QUESTION ON SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PERSPECTIVES OF GROWING UP

The article is devoted to the study of adolescents ' attitude to social roles of an adult as the most important aspect of "adult image", which formation is generally regarded quality as one of the most important mechanisms of growing up. To conduct the study were used questionnaire method. The respondents (total 345) were teenagers, schools of St. Petersburg, at the age of 12-15 years. The study was conducted in two stages. The first stage was the definition of social roles of an adult included in a "adult image", which entered the family (marital and parental), professional (hierarchy “Manager colleague subordinate") and socio-economic ("the owner" and "employee") roles. During the second phase of the study we described the relationship of teenagers to the data roles. In particular, it is shown that the most attractive social adult roles for adolescents are family roles are less preferred be a professional and socio-economic roles, some of them ("slave" and "employee") enter a number to reject. Describes the contradiction between the stereotyped pre-concepts about gender specificity of social roles and attitudes to these roles, demonstrated by girls and boys. The results obtained are interpreted in the context of the analysis of the social situation they grow older, typical for modern Russian society. On the basis of the obtained results, recommendations relating to objectives of socio-psychological support of growing up.

Текст научной работы на тему «Отношение подростков к социальным ролям взрослого человека: к вопросу о социально-психологических перспективах взросления»

Микляева Анастасия Владимировна, Безгодова Светлана Александровна, Якунин Анатолий Павлович ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНЫМ РОЛЯМ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА ...

УДК 316.663.5

ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНЫМ РОЛЯМ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА: К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВАХ ВЗРОСЛЕНИЯ

© 2016

Микляева Анастасия Владимировна, доктор психологических наук,

профессор кафедры психологии человека Безгодова Светлана Александровна, кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии человека Якунин Анатолий Павлович, соискатель кафедры психологии человека Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург (Россия)

Аннотация. Статья посвящена изучению отношения подростков к социальным ролям взрослого человека как важнейшему аспекту «образа взрослого», формирование которого традиционно рассматривается в качестве одного из важнейших механизмов взросления. Для проведения исследования использовался метод анкетирования. В качестве респондентов в общей сложности выступили 345 подростков, учащихся школ Санкт-Петербурга, в возрасте 12-15 лет. Исследование проводилось в два этапа. Результатом первого этапа стало определение социальных ролей взрослого человека, входящих в «образ взрослого», в число которых вошли семейные (супружеские и родительские), профессиональные (иерархия «руководитель - коллега - подчиненный») и социально-экономические («хозяин» и «наемный работник») роли. В ходе второго этапа исследования были описаны отношения подростков к данным ролям. В частности, показано, что наиболее привлекательными социальными ролями взрослого для подростков являются семейные роли, менее предпочтительными оказываются профессиональные и социально-экономические роли, причем некоторые из них («подчиненный» и «наемный работник») попадают в число отвергаемых. Описано противоречие между стереотипными представлениями о гендерной специфичности социальных ролей и отношением к этим ролям, демонстрируемым девочками и мальчиками. Полученные результаты проинтерпретированы в контексте анализа особенностей социальной ситуации взросления, характерной для современного российского общества. На основе полученных результатов сформулированы рекомендации, касающиеся задач социально-психологического сопровождения взросления.

Ключевые слова: отношение, социальная роль, подростки, взросление, образ взрослого.

TEENAGERS ' ATTITUDE TO SOCIAL ROLES OF AN ADULT: TO THE QUESTION ON SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PERSPECTIVES OF GROWING UP

© 2016

Miklyaeva Anastasia Vladimirovna, doctor of psychological sciences, professor of the chair «Human psychology» Bezgodova Svetlana Aleksandrovna, candidate of psychological Sciences,

associate professor of the chair «Human psychology» Yakunin Anatoly Pavlovich, applicant of the chair «Human psychology» Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg (Russia)

Abstract. The article is devoted to the study of adolescents ' attitude to social roles of an adult as the most important aspect of "adult image", which formation is generally regarded quality as one of the most important mechanisms of growing up. To conduct the study were used questionnaire method. The respondents (total 345) were teenagers, schools of St. Petersburg, at the age of 12-15 years. The study was conducted in two stages. The first stage was the definition of social roles of an adult included in a "adult image", which entered the family (marital and parental), professional (hierarchy "Manager - colleague - subordinate") and socio-economic ("the owner" and "employee") roles. During the second phase of the study we described the relationship of teenagers to the data roles. In particular, it is shown that the most attractive social adult roles for adolescents are family roles are less preferred be a professional and socio-economic roles, some of them ("slave" and "employee") enter a number to reject. Describes the contradiction between the stereotyped pre-concepts about gender specificity of social roles and attitudes to these roles, demonstrated by girls and boys. The results obtained are interpreted in the context of the analysis of the social situation they grow older, typical for modern Russian society. On the basis of the obtained results, recommendations relating to objectives of socio-psychological support of growing up.

Key words: attitude, social role, adolescents, adulthood, adult way.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Подростковый возраст традиционно рассматривается в психологии как период активного становления личности, расширения социального опыта, развития системы представлений о том, по каким законам строится жизнь общества. В силу своего промежуточного положения между «эпохами» детства и взрослости подростковый возраст часто обозначается как наиболее яркий период взросления.

Взросление представляет собой сложный многогранный процесс. Одним из его психологических аспектов является становление принципиально новой возрастной идентичности - «Я-взрослый». Возрастная идентичность представляет собой компонент социальной идентичности личности, процесс и результат идентификации человека с той или иной возрастной группой, является компонентом социальной идентичности личности и выполняет функцию регуляции ее социального поведения [1]. Идентичность «Я-взрослый», таким образом, явля-

ется важнейшим ресурсом приобретения подростком принципиально новых, «взрослых» форм поведения. Особое значение в этой связи приобретает освоение подростками «взрослого» ролевого репертуара и готовность реализовывать его в своем поведении.

Формирование идентичности «Я-взрослый» предполагает идентификацию себя с соответствующей возрастной группой. Для того чтобы это стало возможным, подростку необходимо преодолеть идентификационный разрыв между образом «Я» и обобщенным образом «взрослого», выступающим в качестве идентификационного эталона [2; 3]. Однако в условиях современного общества образ «взрослого» теряет однозначность, которая является важным условием успешной идентификации с ним, которую он имел прежде. Причинами этого становятся утрата четких социальных границ возрастных этапов [4] и удлинение перехода от детства к взрослости [5], поляризация норм поведения «детей» и «взрослых» [6], стремление общества к воспроизводству взрослости как приоритетного модуса развития челове-

Микляева Анастасия Владимировна, Безгодова Светлана Александровна, Якунин Анатолий Павлович! I сщиологичесше

ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНЫМ РОЛЯМ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА ... науки

ка [7] и т.д. Перечисленные тенденции делают актуальной задачу изучения отношения подростков к широкому спектру социальных ролей, связанных с идентичностью «Я-взрослый», как одному из аспектов идентификационного эталона «взрослый».

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В современной психолого-педагогической литературе идентификационный эталон «образ взрослого» описан достаточно подробно. Так, показано, что собирательный образ взрослого, отраженный в сознании ребенка, задает основные направления изменений, связанные с взрослением, а также является эталоном для оценки собственного взросления [8]. В подростковом возрасте именно «образ взрослого» задает основные направления социального становления личности [9]. Как указывает И.А. Сапогова, «образ взрослого» представляет собой сложное образование, опосредующее ценностно-смысловую сферу личности, включающее в себя идеальный и соотнесенный с реальным жизненным опытом аспекты представлений о взрослом человеке, а также представления о себе настоящем и будущем [10]. «Образ взрослого» в этой связи рассматривается как фактор формирования «идеального Я» подростков, оказывающий большое влияние на систему представлений о себе [11].

Целый ряд исследований описывает «образ взрослого» в аспекте личностных характеристик, наполняющих идентификационный эталон взросления. Эти исследования позволяют охарактеризовать «образ взрослого», характерный не только для подростков [9; 12; 13; 14;], но и для детей младшего возраста: дошкольников [15; 16], младших школьников [17; 18]. Однако в этих исследованиях, как правило, основной акцент делается на изучение «личностного портрета» взрослого человека в сознании детей и подростков. Ролевой репертуар взрослого как один из важнейших аспектов «образа взрослого человека» остается практически неисследованным.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данного исследования явилось изучение отношения подростков к ролям взрослого человека в контексте содержания «образа взрослого». В качестве основных задач последовательно реализовывались следующие шаги: 1) выявление социальных ролей взрослого, входящих в структуру «образа взрослого»; 2) описание отношений подростков к социальным ролям взрослого человека, входящим в характерный для них «образ взрослого»; 3) выявление гендерной специфики отношений подростков к социальным ролям взрослого человека; 4) исследование характера идентификаций подростков с социальными ролями взрослого человека, входящими в структуру «образа взрослого».

Для проведения исследования использовался метод анкетирования. На первом этапе исследования для изучения содержания «образа взрослого» использовался метод свободного ассоциирования на слово-стимул «взрослый человек», в качестве респондентов выступили 274 подростка в возрасте 12-15 лет. На втором этапе исследования, в рамках которого решались задачи изучения отношения подростков к социальным ролям взрослого человека, анкета включала в себя задания, связанные с прямым ранжированием социальных ролей по степени их привлекательности и их ранжированием посредством цветоассоциирования (на основе «Цветового теста отношений» [19]), а также оценкой степени ознакомленности с содержанием этих ролей в практике реального взаимодействия со взрослыми людьми. Кроме того, с помощью цветоассоциирования давалась характеристика отношению респондентов к себе в соответствующих ролях. На этом этапе исследовании приняли участие 71 подросток в возрасте 13-14 лет, учащиеся школ г. Санкт-Петербурга, из них 42 девочки и 29 мальчиков.

Изложение основного материала исследования с 284

полным обоснованием полученных научных результатов. Результаты исследования показывают, что большинство качеств, с помощью которых подростки описывают взрослого человека, составляют его личностные характеристики (90,839%), тогда как описание ролевой принадлежности составляет только 9,161%. С одной стороны, это полностью соответствует имеющимся в литературе данным о том, что доминирующую роль в «образе другого человека» играю именно личностные качества [20]. Именно они чаще всего и попадают в фокус внимания исследователей, оставляя «за кадром» входящие в содержание «образа взрослого» социальные роли, хотя частота встречаемости позволяет сделать вывод об их статистической устойчивости [21], и, следовательно, содержательной значимости в структуре данного образа. Полученные нами результаты позволили выделить три класса социальных ролей, представленных в «образе взрослого», который характерен для подростков: семейные роли (родительские и супружеские) -9, 30 % упоминаний респондентами; профессиональные роли (руководитель, подчиненный, коллега) - 12,79 %; социально-экономические роли (хозяин, наемный работник) - 2,32 %.

Согласно полученным в исследовании результатам (см. таблицу 1), наиболее привлекательными социальными ролями взрослого для подростков являются семейные роли: родительские и супружеские. Менее предпочтительными оказываются профессиональные роли, представленные позициями «руководитель» и «коллега», а также социально-экономическая роль «хозяин». К числу наименее предпочтительных ролей взрослого оказались отнесенными роли «подчиненный» и «наемный работник».

Таблица 1 - Усредненная оценка социальных ролей взрослого человека подростками

Социальные роли Оценка

Класс Виды прямая посредством цветоассоции-рования

Семейные роли Супруг 2Д9 3.51

Родитель 2.88 2.82

Профессиональные роли Руководитель 4.12 3.80

По дчин енный 6.30 6.59

Коллега 4.91 3.89

Социально-экономические роли Хозяин 5.46 4.01

Наемный работник 6.22 5.43

Тот факт, что прямые оценки социальных ролей взрослого человека практически полностью соотносятся с оценками, сделанными посредством цветоассоцииро-вания, свидетельствует о непротиворечивости отношения подростков к данным ролям, отсутствии приписываемых им конфликтных смыслов. Исключение составляют семейные роли, в оценках которых наблюдается незначительное расхождение. По всей вероятности, это расхождение обусловлено разнообразием личного опыта включенности в отношения со взрослыми людьми в семейных ролях: результаты анкетирования ожидаемо показали, что личный опыт взаимодействия со взрослыми людьми интерпретируется ими преимущественно в семейных ролях (77,34 % от общего числа интерпретаций). Тем не менее, несмотря на отмеченное расхождение в оценках, семейные роли взрослого человека по степени своей привлекательности для подростков являются приоритетными.

Описанная закономерность сохраняется и при анализе полученных результатов в контексте выявления их гендерной специфики (см. таблицу 2).

Наиболее очевидные совпадения наблюдаются при анализе прямых оценок ролей взрослого человека, демонстрирующих декларативный уровень представлений подростков. При этом, в полном соответствии с традиционными тендерными представлениями девочки ожидаемо оценивают семейные роли несколько выше, чем мальчики, мальчики же, напротив, более высоко оценивают профессиональные и социально-экономические роли, связанные с внесемейными формами самореализации.

Микляева Анастасия Владимировна, Безгодова Светлана Александровна, Якунин Анатолий Павлович ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНЫМ РОЛЯМ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА ...

Таблица 2 - Гендерная специфика оценок ролей взрослого человека подростками

Социальные роли Оценка

Класс Виды Прямая Посредством цветоассоцииро-

вания

Мальчики Девочки Мальчики Девочки

Семейные ро- Слпрут 3.20 2.68 3.03 3.87

ли Родитель 2.28 2.12 2.85 2.81

Профессио- Руководитель 3.86 4.31 4.25 3.56

нальные роли Подчиненный 6.12 6.46 6.62 6.58

Коллега 4.42 5.25 2.92 4.44

Социально- Хозяин 5.29 5.59 3.70 4.17

экономиче- Наемный работ- 6.06 6.37 5.05 5.67

ские роли ник

Однако при анализе оценок, данных социальным ролям взрослого посредством цветоассоциирования, наблюдается несколько иная картина. Так, обращает на себя внимание тот факт, что для мальчиков характерна более высокая, в сравнении с девочками, оценка родительской роли, и, напротив, более низкие оценки профессиональных и социально-экономических ролей, в том числе высокостатусных ролей «руководителя» и «хозяина». Отдельного внимания заслуживает статистически достоверное различие в оценках роли «коллега» (иЭмп = 218,5 при икр = 223, а<0,01). Учитывая, что данные, полученные посредством цветоассоциирования, принято интерпретировать как в меньшей степени (в сравнении с прямыми оценками) подверженные цензуре сознания, эти результаты можно трактовать как проявление ролевого конфликта, характерного для осмысления подростками данных функций взрослого человека. Суть обозначенного конфликта заключается в том, что, принимая на декларативном уровне традиционное распределение социальных ролей на «мужские» и «женские» (профессиональные / социально-экономические и семейные соответственно), в личностном отношении к этим ролям подростки не воспроизводят соответствующие гендерные стереотипы: для мальчиков оказываются в большей степени, чем они декларируют, комфортными семейные роли, тогда как для девочек - профессиональные (преимущественно «вертикальные») и социально-экономические.

Эти выводы подтверждаются и при анализе отношений подростков к собственному «Я», представленному в различных ролях (см. таблицу 3).

Таблица 3 - Оценки потенциальных идентификаций с ролями взрослого человека

Я в социальных ролях Оценка посредством цветоассоциирования

Класс Виды В целом Мальчики Девочки

Семейные роли Супруг 3.39 2.90 3.67

Родитель 2.95 2.85 3.00

Профессиональ- Руководитель 3.63 3.90 3.47

ные роли Подчиненный 6.03 5.94 6.11

Ко.хтега 4.05 3.33 4.47

Социально- Хозяин 3.66 3.40 3.81

экономические Наемный работник 5.69 5.68 5.69

роли

Из таблицы 3 видно, что девочки, вопреки традиционным гендерным стереотипам, в большей степени, чем мальчики, идентифицируют себя с ролью руководителя, а также достоверно ниже (иЭмп = 250 при и = 263, а<0,05) оценивают собственные перспективы коллегиальных профессиональных отношений. Мальчики, напротив, дают более высокие, в сравнении с девочками, оценки «Я» в семейных ролях.

Кластеризация результатов, полученных с помощью цветоассоциативной процедуры, позволила выделить два кластера, универсальные для выборок мальчиков и девочек:

кластер «Принимаемые социальные роли взрослого» (включает стимульные категории «Я», «Я в будущем», «Я-супруг(а)», «Я-родитель», «Я-руководитель», «Я-коллега», «Я-хозяин»);

кластер «Отвергаемые социальные роли взрослого» (включает стимульные категории «Я-подчиненный» и «Я-наемный работник»).

Результаты кластеризации позволяют говорить о том, что подростки в большей степени готовы к приня-

тию семейных ролей взрослого человека, которые, как указано выше, являются для них наиболее знакомыми из опыта повседневного взаимодействия со взрослыми людьми. Перспективы принятия профессиональных и социально-экономических ролей, даже сопряженных с высоким статусом, оцениваются ими значительно ниже. Профессиональные и социально-экономические роли, которые могут быть стереотипно охарактеризованы как низкостатусные, подростками отвергаются. Этот факт может объясняться тем, что подростки, как правило, не интерпретируют взрослых, с которыми они находятся в непосредственном взаимодействии, как носителей профессиональных и социально-экономических ролей и, следовательно, мало знакомы с их истинным содержанием, а также степенью их распространённости.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. В представлениях подростков отражены три класса социальных ролей взрослого человека: семейные (родительские и супружеские роли), профессиональные (роли, отражающие иерархию «начальник - коллега -подчиненный») и социально-экономические (роли хозяина и наемного работника);

2. В практике повседневного взаимодействия подростки интерпретируют взрослых преимущественно как носителей семейных ролей, значительно реже - профессиональных; социально-экономические роли при интерпретации подростками ролевой принадлежности взрослых, составляющих круг ближайшего окружения, практически не встречаются;

3. Наиболее привлекательными социальными ролями взрослого для подростков являются семейные роли (родительские и супружеские), менее предпочтительными оказываются профессиональные роли, представленные позициями «руководитель» и «коллега», а также социально-экономическая роль «хозяин»; в число отвергаемых попадают роли, стереотипно воспринимаемые как низкостатусные («подчиненный» и «наемный работник»);

4. В представлениях подростков о социальных ролях взрослого человека наблюдается противоречие между стереотипными представлениями о гендерной специфичности ролей и отношением к этим ролям, демонстрируемым девочками и мальчиками.

Таким образом, на основе изучения отношения подростков к ролям взрослого человека в контексте содержания «образа взрослого» можно отметить ряд особенностей современной ситуации взросления подростков. Наиболее «понятными» и принимаемым вектором взросления для подростков является принятие семейных ролей взрослого человека: роли супруга и роли родителя. Эти роли взрослого являются для подростков наиболее очевидными, потому что именно их они чаще всего приписывают взрослым людям, составляющим их ближайшее окружение и, следовательно, лучше знакомы с их содержанием, имеют более или менее чёткие представления о признаках этих ролей, путях и «маркерах» их достижения. При этом отдельного внимания заслуживает конфликтный смысл семейных ролей взрослого человека, обнаруженный в выборке девочек, причиной которого, на наш взгляд, является размывание традиционных ориентиров гендерной социализации, сопровождающее трансформацию гендерных отношений в современном российском обществе [22]. На фоне принятия семейных ролей более низкие оценки профессиональных и социально-экономических ролей могут рассматриваться как признак дефицита в сфере профессиональной и социально-экономической социализации, не позволяющего подросткам сформировать более или менее целостное представление о содержании соответствующих ролей.

В целом, можно говорить о том, что полученные результаты отражают специфику современной социальной ситуации взросления подростков, для которой харак-

Микляева Анастасия Владимировна, Безгодова Светлана Александровна, Якунин Анатолий Павлович ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНЫМ РОЛЯМ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА ...

терны неоднозначность содержания социальных ролей взрослого человека, связанная с изменением системы социальных отношений в обществе в целом, а также тенденция к сужению пространства социализации границами семьи и школы, сокращающая возможности для «социальных проб» на этапе знакомства с ролями взрослого человека. В этих условиях важнейшим направлением работы по социально-психологическому сопровождению взросления должно является расширение представлений подростков о социальных ролях взрослого человека в аспектах их содержания, путей достижения, реального статуса в системе социальных отношений, а также возможностей, которые они предоставляют своему носителю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Микляева А.В. Психология межвозрастных отношений. М.: СВИВТ, 2014. 159 с.

2. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. - 96

с.

3. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 672 с.

4. Проценко Л.М. Социально-психологические инициации подростков во временных объединениях как условие развития личности. Автореферат дис. ... к.пс.н. М., 2001. 23 с.

5. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 7-24.

6. Чеботарева Е.Э. Борьба с морщинами как социальная теодицея // Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 24. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.59-61.

7. Мид М. Культура и мир детства.: Избранные произведения / Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Алексеева; Отв. ред. И.С. Кон. М.: Наука, 1988. 380 с.

8. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). СПб: Химиздат, 2001. 228 с.

9. Зорина В.И. Опыт исследования идеального образа взрослого в подростковом возрасте с помощью семантических пространств // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. № 1 (17). с. 83-93.

10. Сапогова И.А. Роль взрослого в личностной и профессиональной идентичности подростков // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всерос. съезда психологов: в 8 т.). СПб.: Изд-во С.Петербург, ун-та, 2003. Т. 7. С. 50-53.

11. Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. 400 с.

12. Александрова Н.Л., Федорова В.В. Имплицитные представления о взрослости // V Съезд ООО «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. Т. 1. М.: РПО, 2012. 496 с. С. 262.

13. Деды З.Ю. Образ взрослого у подростков общеобразовательной школы // Научная палитра. 2012. № 1. С . 17-22.

14. Любомирский К.Д. Психологические основания формирования образа значимого взрослого у подростков и юношей. Автореферат дис. ... к.пс.н. М., 2006. 26 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Нилопец А.М. Динамика представлений о возрасте и перспективе взросления у детей 6-8 лет // Психологическая наука и образование. 2010. №2. С. 2027.

16. Романовский Н.В. Представления об образе взрослого у детей-сирот старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Автореферат дис. ... к.пс.н. М., 2010. 24 с.

17. Вараева Н.В. Особенности образа взрослого в сознании детей младшего школьного возраста, про-

живающих в условиях социально-реабилитационного центра //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. 2007. Том 13. Вып 4. С. 160-167.

18. Люблева Е.Ю. Личностный смысл взросления как фактор развития самосознания в детстве. М.: изд-во УРАО, 2012. 142 с.

19. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. СПб.: изд-во РГПУ, 2008. 119 с.

20. Панферов В.Н. Психология человеческих отношений. Избранное. СПб.: изд-во ИПП, 2009. 497 с.

21. Еремеев Б.А. Статистические процедуры при психологическом изучении текста. СПб.: Образование, 1996. 55 с.

22. Клецина И. С. Психология гендерных отношений. Автореферат дис. ... д.пс.н. СПб., 2004. 39 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.