Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА СУРГУТА К АГРЕССИИ'

ОТНОШЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА СУРГУТА К АГРЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / БУЛЛИНГ / НАСИЛИЕ / КИБЕРБУЛЛИНГ / ИНТЕРНЕТ-АГРЕССИЯ / ТРОЛЛИНГ / ОБУЧАЮЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богдан С.С.

В статье рассмотрены теоретические и методологические подходы к изучению молодежной агрессии. Определены основные формы физического и психического проявления агрессивного поведения. Выявлены наиболее распространенные виды вербальной агрессии у обучающейся молодежи города Сургута (кибербуллинг и троллинг), возможные факторы ее возникновения и профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SURGUT STUDENTS’ ATTITUDE TO AGGRESSION

The article discusses theoretical and methodological approaches to the study of youth aggression. The main forms of physical and mental manifestations of aggressive behavior have been determined. The most common types of verbal aggression among students of the city of Surgut (cyberbullying and trolling), possible factors of its occurrence and prevention were revealed.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА СУРГУТА К АГРЕССИИ»

DOI 10.26105/SSPU.2021.71.2.007 УДК 316.346.32-053.6 ББК 60.542.15

С.С. БОГДАН ОТНОШЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ

МОЛОДЕЖИ ГОРОДА СУРГУТА К АГРЕССИИ

S.S. BOGDAN SURGUT STUDENTS' ATTITUDE

TO AGGRESSION

В статье рассмотрены теоретические и методологические подходы к изучению молодежной агрессии. Определены основные формы физического и психического проявления агрессивного поведения. Выявлены наиболее распространенные виды вербальной агрессии у обучающейся молодежи города Сургута (кибербуллинг и троллинг), возможные факторы ее возникновения и профилактики.

The article discusses theoretical and methodological approaches to the study of youth aggression. The main forms of physical and mental manifestations of aggressive behavior have been determined. The most common types of verbal aggression among students of the city of Surgut (cyberbullying and trolling), possible factors of its occurrence and prevention were revealed.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агрессия, вербальная агрессия, буллинг, насилие, кибербуллинг, интернет-агрессия, троллинг, обучающаяся молодежь.

KEY WORDS: aggression, verbal aggression, bullying, violence, cyberbullying, internet aggression, trolling, students.

ВВЕДЕНИЕ. Различия в формировании и проявлении агрессии могут быть обусловлены множеством социально-демографических составляющих — гендер, возраст, социально-экономическое положение, этнокультурные и конфессиональные особенности и т.д. Но чаще всего именно молодежь выступает объектом изучения и пристального внимания ученых психологов, социологов, педагогов, криминалистов. Это обусловлено, с одной стороны, обеспокоенностью общества за свое будущее, а с другой — спецификой самого молодежного возраста. Это период не только психофизиологических изменений в организме, но и социальной неустойчивости и неопределенности (а также рискологич-ности), перехода от первичной к вторичной социализации со сменой референтных групп и институтов. Происходит кристаллизация характера, ценностно-мировоззренческих основ поведения, определяются ключевые нравственные и правовые ориентиры, «отшлифовываются» и апробируются усвоенные в детстве модели поведения.

Таким образом, в силу специфики своего социального положения и психологической подвижности и открытости молодежь быстрее остальных усваивает агрессивные черты. Ряд исследователей отмечает у современной молодежи проявление таких черт характера, как повышенная боязливость, тревожность, духовная опустошенность, наглость, цинизм, бессердечность, равнодушие, жестокость, дерзость, агрессивность [9]. Обращает на себя внимание не только количественное увеличение агрессивных посягательств, но и возрастание жестокости, цинизма, увеличение числа преступлений, происходящих под воздействием ситуативных, импульсивных поведенческих реакций, характеризующихся неадекватностью повода [11]. Наличие такой деструктивной тенденции в развитии личности, как агрессия может существенно повлиять на благополучие человека в дальнейшей жизни.

До XX века различные аспекты агрессивного поведения рассматривались в широком философско-этическом контексте как проявление зла и деструктивности (разрушительности) или свойственного всем живым организмам поведения (эволюционный подход), а также в русле девиантологических и криминалистических концепций поведения (в основном физического преступного). Детально феномен агрессии впервые стал объектом пристального внимания ученых лишь в начале XX века с появлением и развитием инстинктивистких направлений психологии (психоанализ) и этологии, а также в рамках бихевиористической теории поведения (стимул-реакция). Со временем концепции агрессивного поведения стали усложняться и отходить от дихотомии биологизм/социологизм. Появляются целостные, социально-психологические теории, в рамках которых определение дополняется мотивационным компонентом и конкретизируется: «агрессия — любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [см. по 3, с. 311]. Так как многие формы психической и физической агрессии в современном обществе воспринимаются как аморальные и даже преступные, то, на наш взгляд, стоит дополнить это определение, акцентировав внимание на девиационной составляющей. Так, С.Н. Ениколопов определяет агрессию как «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе» [см. по 3, с. 312].

Если говорить о специфике агрессии обучающейся молодежи, то, как показывают исследования, хотя на ранних этапах обучения юноши чаще прибегают к физической агрессии, нежели девушки, в целом представители данной общности склонны больше к психологическим (вербальным) косвенным формам проявления в виде сплетен, слухов, клеветы и травли в социальных сетях [7; 11]. Самыми распространенными формами прямой и косвенной агрессии являются буллинг и эмоциональное насилие, речевая электронная агрессия [4] (троллинг, стеб, кибербуллинг, эмоциональное насилие).

Буллинг (bullying, от bully—хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) означает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [6]. Он всегда подразумевает целенаправленный характер действий по отношению к жертве [5]. Процесс буллинга влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», так как проявляемая агрессия может стать стилем поведения в будущем. Разновидностью буллинга является эмоциональное насилие. Оно вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, снижает самооценку. Выделяют следующие виды эмоционального насилия: 1) насмешки, присвоение кличек, частые замечания, унижение в присутствии других людей. Этот вид буллинга чаще всего направлен на тех жертв, которые каким-либо образом отличаются от остальных — имеют отличия во внешности, акцент, высокую или наоборот низкую успеваемость, иную национальность или этнический статус, социально-экономическое положение, религию; 2) отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой — жертва намеренно игнорируется частью коллектива или всем коллективом (это может сопровождаться распространением записок, сплетен, слухов) [5].

Буллинг может осуществляться не только в реальной жизни, но и в виртуальной — при помощи интернет-технологий. Буллинг в виртуальной среде получил название кибербуллинг, что подразумевает под собой использование информационных и коммуникационных технологий, например, электронной почты, мобильного телефона, личных интернет-сайтов, для намеренного, неоднократного и враждебного поведения лица или группы, направленного на оскорбление других людей [2]. Кибербуллинг обладает такими особенностями, как анонимность, возможность имитации, наличие большой аудитории, которая легко поддается влиянию. Данное явление может принимать различные

формы распространения: от сообщений в социальных сетях до агрессивных открытых публикаций в интернет-сообществах [8].

Известны такие проявления кибербуллинга как угрозы, распространение слухов и сплетен в сети, рассылка издевательских изображений, вход в аккаунт жертвы или раскрытие личной информации, а также публикация фото— и видеоматериалов, содержащих сцены издевательств или насилия над жертвой буллинга, создание фейковых страниц с целью шантажа или порочащих действий. Среди форм кибербуллинга самыми распространенными являются следующие: исключение, домогательство, аутинг (публикация личной провокационной информации о человеке без его согласия с целью оскорбить или шантажировать); фрейпинг (публикация нежелательного контента от имени объекта путем получения контроля над учетными записями в Интернет-пространстве); троллинг (провокационные сообщения в социальных сетях с оскорбительным содержанием для создания конфликта); кетфишинг (создание профиля объекта в социальных сетях, используя его личные данные) [1].

Результаты вторичных исследований показывают, что с кибербуллингом хотя бы один раз сталкивался каждый второй школьник — 47% (36% имели дело с интернет-травлей несколько раз, 11% — один раз). Чаще всего агрессия проявлялась в социальных сетях (95%). Значительно реже местом для выяснения отношений становились форумы, электронная почта и мессенджеры. Жертвами сетевого буллинга чаще становятся девушки (64%), нежели юноши. Также большая доля интернет-агрессии приходятся на старшеклассников (60%) за счет того, что в целом они более активны в Интернете [10]. Платформами для осуществления кибербуллинга могут стать: электронная почта, социальные сети, мессенджеры, блоги, форумы, чаты, веб-страницы, Skype, SMS-сообщения.

Интернет расширяет грани реальности и дополняет ее во многих аспектах. Проявление агрессии не является исключением, и оно активно приспосабливается к новому виртуальному окружению, создавая все новые и все более изощренные формы для проявления агрессивного поведения. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что на данный момент не существует никакого способа контроля и сдерживания агрессии в Интернете, на что, в частности, в дальнейшем будет направлена наша работа.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ заключается в анализе теоретико-методологических аспектов формирования и проявления агрессии у молодежи, а также в определении характерных особенностей отношения обучающейся молодежи города Сургут к агрессивному поведению. В частности, нам было интересно узнать мнение данной социальной общности об уровне распространенности, формах и причинах проявления агрессии, а также возможных механизмах ее контроля и профилактики.

МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ. Концептуальной методологической основой является целостный междисциплинарный социально-психологический подход к изучению феномена агрессии.

Для выявления особенностей формирования и проявления агрессивного поведения среди обучающейся молодежи г. Сургута нами были использованы качественные и количественные методы: анкетирование, контент-анализ и формализованное интервью. Тип отбора респондентов при формализованном анкетировании — неслучайный стихийный. Полученные данные обработаны в программе SPSS Statistics. В качестве эксперта в формализованном интервью выступил специалист психологической службы СурГПУ.

Объектом выступали представители обучающейся молодежи г. Сургута в возрасте от 15 до 23 лет. Было опрошено 160 респондентов — 80 представителей студенчества (40 девушек и 40 юношей) и 80 учеников старших классов (40 девушек и 40 юношей). В возрастной стратификации молодежи мы затрагиваем лишь определенную социально-демографическую группу, переходный период от подросткового к юношескому возрасту,

этап переориентировки агентов и институтов, а также кристаллизации характера. Нам было интересно посмотреть на возможные различия между представлениями и проявлениями агрессии среди старших школьников и студентов, которые, если имеются, то вероятно обусловлены не только психофизиологическими изменениями, но и социальными — новый статус в новой среде, обуславливающий определенные роли, права и обязанности.

При подготовки статьи были использованы первичные материалы исследования студента направления подготовки Социология СурГПУ — А.О. Мелентьевой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предварительной задачей исследования было разобраться в уровне восприятия и понимания сути агрессии респондентами. Ведь именно от этого в свою очередь зависит восприятие обучающимися характера и масштабов изучаемого феномена. Как показали результаты, особых различий в понимании агрессии у студентов и школьников нет. Как мы видим (таблица 1), меньше половины респондентов правильно трактуют понятие агрессии (40%), остальные акцентировали внимание на сопутствующих эмоциях.

Таблица 1 Понимание агрессии обучающимися (%)

Варианты ответов «Агрессия представляет собой...» Обучающиеся

Любую форму поведения, нацеленного на оскорбление 40

или причинение вреда

Открытую злобу 30

Враждебное состояние 25

Стремление к самоутверждению за счет других 5

Но как известно, негативные эмоции (злоба, обида, ненависть, ярость) не обязательно сопровождаются агрессивным поведением, а также существует целый комплекс физических и психологических форм агрессии чисто инструментального хладнокровного характера (троллинг, вымогательство, сплетни). Как указывает эксперт: «Злость, недовольство, раздражение — это одни из основных эмоций человека. Так что если мы иногда их испытываем, то это нормально, главное, нам нужно научиться справляться со своими эмоциями и выплескивать их не на окружающих, а направлять их в другое русло, например, заняться спортом или уборкой».

Исходя из опроса, большинство респондентов (76%), вне зависимости от уровня обучения, считают, что проблема распространенности агрессии на сегодняшний день весьма актуальна (таблица 2).

Таблица 2 Актуальность проблемы агрессии (%)

Варианты ответов Обучающиеся

Да, конечно 48

Скорее да, чем нет 28

Скорее нет, чем да 21

Нет, конечно 3

С этим согласен и эксперт: «Если говорить о современном обществе, то, по моему мнению, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько распространена агрессия. С каждым днем увеличивается число подростков с агрессивным поведением,

которое проявляется в нарушении общественного порядка, хулиганстве, вандализме, алкоголизме, наркомании и др.».

Если говорить о том, какая форма агрессии наиболее распространена в окружении обучающихся, то, как и ожидалось, респонденты отмечают именно вербальную (физическую отмечают не более 15%). Хотя большинство опрошенных (48%) заявили, что никогда не сталкивались с буллингом, 40% старшеклассников и 32% студентов наблюдали подобное явление в своем окружении. Чуть более половины опрошенных школьников и студентов (53%) указывают на то, что среди их круга общения вербальная агрессия встречается довольно часто. Отвечая на косвенный вопрос, обучающиеся отмечают, что их сверстники проявляют агрессивное вербальное поведение, более трети которого локализуется в Интернет-среде (37%).

Так, 35% школьников отметили тот факт, что были жертвой кибербуллинга, над ними издевались посредством социальных сетей. Общий процент тех, кто имел хоть какое-либо отношение к кибербуллингу (в качестве жертвы, агрессора или наблюдателя) составляет 49% опрошенных, что лишний раз подтверждает необходимость принятия серьезных мер по диагностике и профилактике подобного поведения, особенно в школьном возрасте.

Троллинг как еще одна форма вербальной агрессии весьма распространен среди молодежи преимущественно школьного возраста. Так, 68% старшеклассников были задействованы в троллинге как непосредственные акторы или свидетели (таблица 3).

Таблица 3 «Прибегали ли Вы или Ваши знакомые когда-либо к троллингу

(провокационные сообщения в социальных сетях с оскорбительным содержанием)?»

Варианты ответов Процент ответивших Общий процент

Школьники Студенты

Да 67,5 25 46,25

Нет, но я получал такие сообщения 5 15 10

Нет, никогда 20 45 32,5

Затрудняюсь ответить 7,5 15 11,25

Следующей задачей для нас было определить представления респондентов о возможных факторах формирования агрессивного поведения. Опрошенные в основном согласны с тем, что на частоту распространенности агрессии влияют макро— и микроэкономические факторы (таблица 4). Обращает на себя внимание большая доля солидарных с этим утверждением студентов по сравнению с школьниками, что возможно обусловлено наличием новых знаний и опыта.

Таблица 4 Влияние на проявление агрессии сложной экономической ситуации в стране и дома (экономический кризис, малообеспеченная семья, безработица)

Варианты ответов Процент ответивших Общий процент

Школьники Студенты

Да, влияет 55 77,5 62,5

Нет, не влияет 40 12,5 30

Затрудняюсь ответить 5 10 7,5

И студенты, и школьники сходятся во мнении, что неравный доступ к основным ресурса (деньгам, престижу, власти) также способен породить различные формы агрессии среди молодежи (68% опрошенных).

Весьма распространенной гипотезой (но спорной в профессиональной среде) является предположение о значимой роли жестоких компьютерных игр в формировании и проявлении агрессии. Результаты опроса среди школьников показали, что большинство из них отрицают влияние жестоких компьютерных игр на проявлении агрессии, а студенты в своих мнениях поделились пополам (таблица 5).

Таблица 5 Роль жестоких компьютерных игр в проявлении агрессии

Варианты ответов Процент ответивших Общий процент

Школьники Студенты

Да, влияют 25 42,5 33,75

Нет, не влияют 72,5 42,5 57,5

Затрудняюсь ответить 2,5 15 8,75

Сегодня в СМИ и Интернете часто транслируются сцены насилия и жестокости, доступ к которым имеют все. Молодежь много времени проводит в Интернете — общение в социальных сетях, ведение собственного блога, дистанционное обучение — все это занимает важную часть жизни. Но помимо нужной и полезной информации, в Интернете часто можно заметить жестокий контент, к которому имеет доступ каждый. Согласно теории научения модели поведения могут усваиваться косвенно, опосредовано, в том числе и через СМИ и Интернет. Опрошенные в ходе нашего исследования школьники склонны в основном отрицать влияние СМИ и Интернета (75% и 80%), а вот представители студенчества, наоборот, считают их важными факторами (48% и 45% соответственно) и доверяют этой теории.

Одним из негативных примеров влияния медиасреды на молодежь является организация в социальных сетях множества сообществ с негативным контентом (жестокое фото или видео), который можно выложить, посмотреть и прокомментировать. Для выявления частоты обращений к подобным сообществам представителей обучающейся молодежи города Сургута был проведен контент-анализ, в ходе которого просмотрены открытые страницы молодежи города Сургута в возрасте от 15 до 23 лет в социальной сети Вконтакте на предмет подписки на подобные сообщества, содержащие жестокий контент. Единицами исследования выступали публичные сообщества, в описании или названии которых содержатся следующие слова и словосочетания: агрессия, насилие, жестокость, убийства, драки, буллинг, плохие новости, издевательства, унижение, жертва. Генеральная совокупность составила 100 личных страниц (50 страниц школьников и 50 страниц студентов), находящихся в общем доступе в социальной сети «ВКонтакте».

Как показали результаты исследования, наиболее часто к подобным сообществам обращаются школьники, при этом практически одинаковые показатели как среди юношей, так и среди девушек. Более старшая обучающаяся молодежь — студенты высших учебных заведений г. Сургута — реже обращаются к подобным сообществам, но все же на каждой третьей странице были замечены сообщества с негативным контентом

Свободный доступ к различным сайтам в Интернете также осложняется и тем, что во всемирной сети человек может присвоить себе чужое имя, выдумать ник и действовать скрытно. Анонимно в Интернете можно оскорблять других пользователей, оставлять жестокие комментарии, заниматься шантажом и делиться снятыми на мобильный телефон сценами жестокости. Мы выяснили у обучающейся молодежи города Сургута

провоцирует ли агрессию анонимность в Интернете. По данному вопросу мы также получили неоднозначные результаты: большинство школьников (67,5%) считают, что агрессия не связана с анонимностью в Интернете, а большая часть студентов (62,5%) придерживается противоположной точки зрения.

Важнейшим агентом социализации молодежи является семья, именно в ней формируется характер и привычки человека, которые зачастую не меняются на протяжении всей жизни. Полученные результаты свидетельствуют о том, что школьники в большей степени по сравнению со студентами склонны считать обстановку в семье детерми-нантой последующей агрессии. Но в тоже время и те и другие в основном делают акцент на том, что в итоге все «Зависит от человека» (так считают 55% школьников и 73% студентов)

Но с возрастом, более референтной группой для подрастающего поколения становятся их сверстники и неформальные сообщества. Сегодня большинство молодых людей относят себя к той или иной субкультуре, которая оказывает непосредственное влияние как на внешний вид и привычки, так и на поведение, в котором могут проявляться агрессивные черты. Мы спросили у респондентов о том, может ли субкультура оказать влияние на формирование агрессивного поведения и получили следующие результаты. Школьники также как и студенты отмечают возможность влияния субкультуры на проявление агрессивного поведения (таблица 6).

Таблица 6 Влияние субкультуры на агрессивное поведение

Варианты ответов Процент ответивших Общий процент

Школьники Студенты

Да, влияет 67,5 60 63,75

Нет, не влияет 27,5 20 19

Затрудняюсь ответить 5 20 17,25

Безусловно, наибольшее влияние на формирование агрессивных тенденций для молодежи оказывает негативное поведение со стороны сверстников в виде насмешек и оскорблений. Так считает большинство опрошенных обеих групп (91,25%). Следует обратить внимание на то, что наиболее агрессивно чувствуют себя респонденты не после неудач в спорте, компьютерных играх или после сцен насилия в СМИ и Интернета, а после ссоры с семьей или друзьями (76,25%), то есть со «значимыми другими».

Наш эксперт отмечает: «В проявлении агрессии участвуют многие факторы. Это может быть влияние СМИ, Интернета, возраста и рода деятельности человека, задачи и стили семейного воспитания, тип темперамента человека и его способности контролировать свои эмоции».

Агрессивное поведение, как иные виды социального поведения, может подвергаться контролю и профилактике. Для контроля агрессивного поведения обучающейся молодежи необходимо принимать комплексные меры. Как указывает большинство опрошенных, «для успешной профилактики агрессивного поведения необходимо проводить мероприятия не только на учебе, но и дома» (так считают 83% обучающихся).

Также представителям обучающейся молодежи было предложено оценить по 5-балльной шкале эффективность различных социально-экономических механизмов и способов профилактики агрессивного поведения, где 0 — самый неэффективный способ, 5 — самый эффективный. Тремя самыми эффективными способами профилактики, по мнению опрошенных, стали: воспитание в семье; беседы с психологом; работа преподавателей (таблица 7).

Таблица 7 Эффективность мер профилактики и контроля агрессии

Способ профилактики Среднее значение

Воспитание в семье 4,35

Беседы с психологом 3,73

Работа преподавателей 3,5

Улучшение экономических условий 3,06

Занятия спортом 2,74

Трудовые работы 2,59

Социальная реклама против агрессии 2,05

Запрет на использование компьютерных игр 1,53

Ограничение доступа в Интернет 1,34

ВЫВОДЫ. Обучающаяся молодежь считает проблему агрессии актуальной, хотя и не до конца понимает суть данного феномена (его характерные признаки и спектр проявлений). Наиболее распространенными формами агрессии являются психологические (вербальные), среди и которых доминирует кибербуллинг и троллинг. Практически каждый второй школьник в той или иной степени сталкивался с проявлениями интернет-агрессии в различных формах. Молодежь становится более агрессивной не под воздействием устоявшихся стереотипных факторов (жестокие компьютерные игры, просмотр негативного контента в СМИ и Интернете), а в результате проблемных отношений с семьей или друзьями.

Эффективность профилактики агрессивного поведения молодежи обеспечивается системной работой. В этом случае необходимы усилия всех участников образовательных отношений (семьи, преподавателей, психологической службы). На сегодняшний день существует множество технологий и методик по профилактике агрессии, но для более эффективной работы требуется постоянный мониторинг и выявление новых тенденций в формировании и проявлении молодежной агрессии, а также детальный анализ отношения самой молодежи к изучаемому явлению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллина Л.Р., Артамонова Е.В. Особенности троллинга в интернет-комментариях к новостной статье (на материале французского языка) // Вестник вятского государственного университета. 2017. № 11. С. 185-188.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Баранов А. А., Рожина С. В. Кибербуллинг — новая форма угрозы безопасности личности подростка // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. № 11. С. 62-66.

3. Богдан С.С. Человеческая деструктивность как социокультурный феномен // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 124. С. 310-320.

4. Виноградова С.В., Федосеева Ю.А. Стеб как разновидность агрессии в Интернете (на примере Интернет-энциклопедии «Луркоморье») // Русская речевая культура: теория и практика филологического образования в школе и вузе. 2017. № 3. С. 196-201.

5. Иванченко Р.Б., Соловьев В.С. Современные подходы к определению и классификации школьного насилия // Вестник Воронежского института МВД. 2014. № 5. С. 23-27.

6. Ильминскова В. В. Буллинг как форма проявления девиантного поведения подростков // Психологическая культура и психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях: материалы рег. науч.-практ. конф., г. Тольятти, 26 янв. 2015 г. Тольятти, 2015. С. 118-121.

7. Магомедова Р.М. О причинах проявления агрессии и агрессивного поведения студентов современного вуза // Казанский педагогический журнал. 2012. № 11. С. 52-59.

8. Мелешкина И.И. Кибербуллинг как форма агрессии в Интернет-пространстве // Азия — Россия — Африка: экономика будущего: материалы четвертого Евразийского экономич. форума, Екатеринбург, 2018. С. 221-224.

9. Нефедова С. С. Особенности проявления агрессии у студенческой молодежи // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 1. С. 52-56.

10. Соколова Д.В.Агрессия в Интернете: распространение кибербуллинга среди Российских подростков // Медиаскоп. 2017. № 2. С. 51-62.

11. Шкилев С.В., Одрына О.В., Парамонова Ю.А. Особенности проявления агрессии у студенческой молодежи // Синергия наук. 2017. № 13. С. 403-414.

REFERENCES

1. Abdullina L.R., Artamonova E.V. Osobennosti trollinga v internet-kommentarijah k novostnoj stat'e (na materiale francuzskogo jazyka) [Peculiarities of trolling in internet comments to the news article (on the material of french language)] // Vestnik vjatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 11. S. 185-188. (In Russian).

2. Baranov A. A., Rozhina S. V. Kiberbulling — novaja forma ugrozy bezopasnosti lichnosti podrostka [Cyberbullying, a new threat to adolescents' personal security] // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. 2015. № 11. S. 62-66. (In Russian).

3. Bogdan S.S. Chelovecheskaja destruktivnost' kak sociokul'turnyj fenomen [Human destructivy as a sociocultural phenomenon] // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I.Gercena. 2010. № 124. S. 310-320. (In Russian).

4. Vinogradova S.V., Fedoseeva Ju.A.Steb kak raznovidnost' agressii v Internete (na primere Internet-jenciklopedii «Lurkomor'e») [Banter as a kind of verbal aggression in the internet (illustrated by online encyclopedia «Lurkmore»)] // Russkaja rechevaja kul'tura: teorija i praktika filologicheskogo obrazovanija v shkole i vuze. 2017. № 3. S. 196-201. (In Russian).

5. Ivanchenko R.B., Solov'ev V.S.Sovremennye podhody k opredeleniju i klassifikacii shkol'nogo nasilija [Modern approaches in defining and classification of school violence] // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD. 2014. № 5. S. 23-27. (In Russian).

6. Il'minskova V.V. Bulling kak forma projavlenija deviantnogo povedenija podrostkov [Bullying as a form of manifestation of deviant behavior of teenagers] // Psihologicheskaja kul'tura i psihologicheskoe zdorov'e lichnosti v sovremennyh sociokul'turnyh uslovijah: materialy reg. nauch.-prakt. konf., g. Tol'jatti, 26 janv. 2015 g. Tol'jatti, 2015. S. 118-121. (In Russian).

7. Magomedova R.M. O prichinah projavlenija agressii i agressivnogo povedenija studentovsovremennogo vuza [About the reasons of display of aggression and aggressive behavior of modern high school students] // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2012. № 11. S. 52-59. (In Russian).

8. Meleshkina 1.1. Kiberbulling kak forma agressii v Internet-prostranstve [Cyberbullying as a form of aggression on the Internet] // Azija — Rossija — Afrika: jekonomika budushhego: materialy chetvertogo Evrazijskogo jekonomich. foruma, Ekaterinburg, 2018. S. 221-224. (In Russian).

9. Nefedova S.S.Osobennosti projavlenija agressii u studencheskoj molodezhi [Features of aggression at students] // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2017. № 1. S. 52-56. (In Russian).

10. Sokolova D.V. Agressija v Internete: rasprostranenie kiberbullinga sredi Rossijskih podrostkov [Digital aggression: cyberbullying among russian teenagers] // Mediaskop. 2017. № 2. S. 51-62. (In Russian).

11. Shkilev S.V., Odryna O.V., Paramonova Ju. A. Osobennosti projavlenija agressii u studencheskoj molodezhi [Peculiarities of manifestations of aggression in students] // Sinergija nauk. 2017. № 13. S. 403-414. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.