УДК 159.99
ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К ИДЕАЛЬНОМУ Я
© 2015 Т. Н. Разуваева1, Е. А. Шевченко2
1докт. психол. наук, профессор, зав. кафедрой общей и клинической психологии e-mail: Razuvaeva@bsu. edu. ru 2ассистент кафедры общей и клинической психологии e-mail: Shevchenko_e@bsu.edu.ru
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Данная статья посвящена проблеме идеального Я личности. Идеальное Я рассматривается как структурная часть Я-концепции личности, определяющая представления личности о желаемом образе. Рассматривается вопрос отношения личности к собственному идеальному Я. Выявлены три типа отношения к идеальному Я, имеющие значимые психологические особенности.
Ключевые слова: идеальное Я, Я-концепция, отношение к идеальному Я.
Идеальное Я является важной составляющей Я-концепции личности. Несмотря на то что идеальный образ личности подробно изучали многие психологи [Фрейд 2009; Хорни 1993; Роджерс 1994; Бернс 1986; Столин 1983 и др.], интерес к данной теме не угасает. Идеальное Я понимается как некий образ, представление о том, каким человек хочет стать [Бернс 1986].
Содержание идеального образа личности является индивидуальным, более того, по отдельным качествам и характеристикам трудно сделать психологические выводы об особенностях развития личности, ориентиром для которого и выступает идеальное Я [Абульханова 1999]. Более стабильные во времени, индивидуально-типологические характеристики отношения к идеальному Я личности на данный момент остаются недостаточно исследованными, отсутствуют психодиагностические методы выявления отношения личности к идеальному Я. Это и определо актуальность нашего исследования. Проработка данного круга проблем позволит, во-первых, представить проблему идеального Я личности в структуре психологических ресурсов личности, во-вторых, разработать оригинальную методику изучения отношения к идеальному Я личности и, в-третьих, раскрыть индивидуально-типологические особенности отношения к идеальному Я.
В исследовании приняли участие 50 человек в возрасте от 18 до 35 лет. Для решения поставленных задач использовалась авторская методика, направленная на выявление психологических закономерностей отношения к идеальному Я личности.
Данная методика построена на основании теоретической модели, имеющей системный характер и позволяющей объединить в одном подходе точки зрения на характеристики идеального Я разных исследователей. Помимо закрытых вопросов в нее входит несколько открытых вопросов, позволяющих выявить качественные особенности идеального Я личности.
Обработка данных осуществлялась с помощью компьютерной программы для обработки статистических данных SPSS Statistics 17.0. Был проведен кластерный анализ. Эта процедура позволяет объединить людей в группы и увидеть общие закономерности и особенности отношения к идеальному Я личности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
В ходе статистической обработки данных мы получили три кластера. Кластеры сравнили между собой, чтобы проверить гипотезу о различии выборок по уровню выраженности признаков. Для этой цели мы сравнивали средние значения t-критерием Стьюдента для двух независимых выборок. Статистический анализ показал, что различия между средними значениями кластеров можно считать статистически значимыми. Три кластера, которые характеризуют отношение личности к своему идеальному Я, мы обозначили следующим образом: пассивная позиция по отношению к идеальному Я со сформированным идеальным образом (16 респондентов), активная позиция по отношению к идеальному Я со сформированным идеальным образом (21 респондент) и пассивная позиция по отношению к своему Я с несформированным или слабо сформированным идеальным образом (13 респондентов).
Пассивная позиция по отношению к идеальному Я со сформированным идеальным образом. Идеальный образ личности воспринимается такими людьми как мечта. Однако эти фантазии не носят абстрактный характер, а связаны с индивидуальными представлениями человека о совершенстве, «совершенстве для себя». Так, одна из участниц исследования писала: «Для меня мой идеальный образ связан с понятием “совершенство”, но это совершенство, которое соответствует только мне, а не всем людям». Другими словами, у них ярко выражен личный вклад в формирование идеального образа. Более того, хотя идеалы семьи, культуры и социума оказывали свое влияние на развитие идеального Я личности (чаще всего указываются члены семьи в детстве, учителя, друзья, известные личности в подростковом возрасте), на данный момент преобладают личные представления, идеи, а более ранние качества идеального Я исчезают или предстают как переосмысленные самой личностью.
Им важно, чтобы идеальный образ был достигнут в реальности, осуществился, однако он часто является изначально недостижимым, поэтому воспринимается не как нечто конкретное, а как мечта. У этих респондентов выражен страх не только потерять идеальный образ, но и достичь его, так как он является важной координатой, находящейся в будущем, высвечивающей путь, по которому идет личность. Потеря этого ориентира некоторыми участниками данной группы приравнивается к потере смысла.
Для этой группы респондентов характерно острое осознание своего несовершенства и как обратная сторона - стремление к самосовершенствованию. В этом личности помогают представления об идеальном Я. Качества, характеризующие идеальный образ, не кажутся им легко достигаемыми, наоборот, если сравнивать субъективное ощущение трудности пути к идеалу, то именно этой группе участников исследования достижение идеального образа кажется наиболее сложным, наполненным трудностями и противоречиями.
Подводя итог, отметим несколько основных характеристик идеального Я личности при пассивном отношении к сформированному идеальному Я:
• идеальное Я сформировано, выступает для личности в качестве ориентира развития;
• выступая как мечта, идеальное Я представляет из себя оторванный от реальности образ, из-за чего снижается самооценка;
• трудности и противоречия при достижении этого образа кажутся личности непреодолимыми, из-за чего человек перестает быть активным.
Активная позиция по отношению к идеальному Я со сформированным идеальным образом. Основной и наиболее главной чертой этого типа является то, что качества, приписываемые идеальному Я, выступают в форме цели. Другими словами, идеальный образ выступает как итог достижения реальных целей и устремлений, тесно связанных с жизнью человека. Например, один из участников исследования пишет:
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)
Разуваева Т. Н., Шевченко Е. А. Отношение личности к идеальному Я
«Мой идеальный образ - это скорее образ действий, в голове держу образ того, что надо сделать, чтобы приблизить этот идеал». Для этой группы респондентов идеальное Я также является ориентиром саморазвития, но, в отличие от предыдущей группы, этот образ им представляется вполне достижимым. Важнейшими являются такие качества идеального Я, как успешность, перспективность, часто эти стремления связываются и с профессиональным развитием человека, и с межличностными отношениями.
Для людей с активным отношением к идеальному Я характерно то, что достижение идеального образа кажется им очень важным, но при этом страх потери и ошибки в выборе идеалов и пути к ним несколько ниже, чем в предыдущей группе. Вероятно, это связано с тем, что идеальное Я не становится смыслом для человека; если он теряется или уже достиг его, человек формирует новые идеалы-цели.
Так как подобные идеальные образы тесно связаны с реальностью, трудности, которые человеку необходимо преодолеть для их достижения, носят конкретный характер, их можно преодолеть, на это и направлена активность личности.
Респонденты, входящие в эту группу, строят планы на жизнь, у них развитая система целей, которые служат необходимым условием для достижения идеального Я. Причем идеалы-цели для них выглядят вполне достижимыми, более того, часть респондентов говорит о том, что некоторые качества, приписываемые идеальному Я, ими уже были достигнуты. Одна из участниц исследования пишет: «Реальные достижения - это вопрос прошлого, а желаемые, идеальные качества - это вопрос будущего...». Идеальное Я тесно связаны с социальной действительностью, с
реальностью, в которой живет человек.
Подводя итог, отметим несколько основных характеристик идеального Я личности при активном отношении к сформированному идеальному Я:
• активная позиция по отношению к идеальному Я, выступающему в форме цели развития;
• связь идеального Я с реальностью и реальными представлениями о себе и своих возможностях.
Пассивная позиция по отношению к своему Я с несформированным или слабо сформированным идеальным образом (отсутствие стремления к совершенству). Эта группа респондентов затрудняется ответить на вопросы об идеальном образе, более того, они либо не отвечают на вопросы о своем несовершенстве, либо пишут о том, что собственное несовершенство ими редко осознается, они об этом не задумываются. Свой идеальный образ представляют как воображаемые или фантазийные мечты, которые не связаны с их жизнью и имеют несколько отстраненный характер, из-за чего достижение идеала кажется абсолютно невозможным. Например, один из участников исследования описывает свое представление об идеальном образе как об «определенном состоянии», которое трудно достичь, другая участница описывает свое идеальное Я как «что-то хорошее для себя».
Интересно заметить, что при описании идеалов детства и подросткового возраста у них не возникает трудностей, на первый план выходят близкие родственники, знакомые, известные личности и герои книг. Однако в более старшем возрасте идеальное Я оказывается малоструктурированным, неосознанным. При этом личностный вклад минимален и активности по отношению к достижению идеального образа у таких людей нет, то есть в самом идеальном Я нет интенции к действию. Такой человек принимает идеалы и ценности в готовом виде, у него нет стремления к более глубокому пониманию своей внутренней жизни, он ориентирован исключительно на личное счастье и материальное благополучие, то есть на те идеалы, которые предлагаются обществом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Они не могут оценить, насколько трудно достичь идеального образа. У них нет желания его достигнуть, так же как нет страха потерять данный ориентир. Таким образом, данная группа респондентов отличается следующими характеристиками:
• идеальное Я плохо структурировано и неосознанно, нет образа себя в будущем;
• личность не стремится к совершенству, даже не задумывается о своем несовершенстве, пассивна по отношению к идеальному Я.
Подводя итог, можно отметить, что данное исследование дало нам возможность увидеть различия в отношении личности к своему идеальному Я. Идеальное Я входит в Я-концепцию индивида, служит источником его ожиданий, определяет его отношение к себе. Реальное поведение личности во многом определяется ракурсом восприятия собственного идеального Я. Выступая в форме представлений, самопрезентации, иногда приобретая ложные и ошибочные черты, идеальное Я составляет внутреннюю сущность личности.
Библиографический список
Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд.: НПО «МОДЭСК», 1999. 224 с.
Бёрнс Р. Развитие Я-концепция и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с. Роджерс К. О становлении личностью. М.: Прогресс, 1994. 101 с.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 288 с.
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Психология масс и анализ человеческой самости. Харьков: Фолио, 2009. 170 с.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 288 с.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)