Научная статья на тему 'Отношение личности к идеальному Я'

Отношение личности к идеальному Я Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
871
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеальное Я / Я-концепция / отношение к идеальному Я / Ideal Self / self-concept / attitude to the Ideal Self

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Т. Н. Разуваева, Е. А. Шевченко

Данная статья посвящена проблеме идеального Я личности. Идеальное Ярассматривается как структурная часть Я-концепции личности, определяющаяпредставления личности о желаемом образе. Рассматривается вопрос отношения личностик собственному идеальному Я. Выявлены три типа отношения к идеальному Я, имеющиезначимые психологические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TO THE IDEAL SELF

This article is devoted to the problem of Ideal Self of the individual. Ideal Self have seen as a structural part of the self-concept of the individual that determine the identity of the desired image. We consider the question of the attitude to the individual to his own Ideal Self and identified three types of attitude to the Ideal Self. They have significant psychological characteristics.

Текст научной работы на тему «Отношение личности к идеальному Я»

УДК 159.99

ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К ИДЕАЛЬНОМУ Я

© 2015 Т. Н. Разуваева1, Е. А. Шевченко2

1докт. психол. наук, профессор, зав. кафедрой общей и клинической психологии e-mail: Razuvaeva@bsu. edu. ru 2ассистент кафедры общей и клинической психологии e-mail: Shevchenko_e@bsu.edu.ru

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Данная статья посвящена проблеме идеального Я личности. Идеальное Я рассматривается как структурная часть Я-концепции личности, определяющая представления личности о желаемом образе. Рассматривается вопрос отношения личности к собственному идеальному Я. Выявлены три типа отношения к идеальному Я, имеющие значимые психологические особенности.

Ключевые слова: идеальное Я, Я-концепция, отношение к идеальному Я.

Идеальное Я является важной составляющей Я-концепции личности. Несмотря на то что идеальный образ личности подробно изучали многие психологи [Фрейд 2009; Хорни 1993; Роджерс 1994; Бернс 1986; Столин 1983 и др.], интерес к данной теме не угасает. Идеальное Я понимается как некий образ, представление о том, каким человек хочет стать [Бернс 1986].

Содержание идеального образа личности является индивидуальным, более того, по отдельным качествам и характеристикам трудно сделать психологические выводы об особенностях развития личности, ориентиром для которого и выступает идеальное Я [Абульханова 1999]. Более стабильные во времени, индивидуально-типологические характеристики отношения к идеальному Я личности на данный момент остаются недостаточно исследованными, отсутствуют психодиагностические методы выявления отношения личности к идеальному Я. Это и определо актуальность нашего исследования. Проработка данного круга проблем позволит, во-первых, представить проблему идеального Я личности в структуре психологических ресурсов личности, во-вторых, разработать оригинальную методику изучения отношения к идеальному Я личности и, в-третьих, раскрыть индивидуально-типологические особенности отношения к идеальному Я.

В исследовании приняли участие 50 человек в возрасте от 18 до 35 лет. Для решения поставленных задач использовалась авторская методика, направленная на выявление психологических закономерностей отношения к идеальному Я личности.

Данная методика построена на основании теоретической модели, имеющей системный характер и позволяющей объединить в одном подходе точки зрения на характеристики идеального Я разных исследователей. Помимо закрытых вопросов в нее входит несколько открытых вопросов, позволяющих выявить качественные особенности идеального Я личности.

Обработка данных осуществлялась с помощью компьютерной программы для обработки статистических данных SPSS Statistics 17.0. Был проведен кластерный анализ. Эта процедура позволяет объединить людей в группы и увидеть общие закономерности и особенности отношения к идеальному Я личности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

В ходе статистической обработки данных мы получили три кластера. Кластеры сравнили между собой, чтобы проверить гипотезу о различии выборок по уровню выраженности признаков. Для этой цели мы сравнивали средние значения t-критерием Стьюдента для двух независимых выборок. Статистический анализ показал, что различия между средними значениями кластеров можно считать статистически значимыми. Три кластера, которые характеризуют отношение личности к своему идеальному Я, мы обозначили следующим образом: пассивная позиция по отношению к идеальному Я со сформированным идеальным образом (16 респондентов), активная позиция по отношению к идеальному Я со сформированным идеальным образом (21 респондент) и пассивная позиция по отношению к своему Я с несформированным или слабо сформированным идеальным образом (13 респондентов).

Пассивная позиция по отношению к идеальному Я со сформированным идеальным образом. Идеальный образ личности воспринимается такими людьми как мечта. Однако эти фантазии не носят абстрактный характер, а связаны с индивидуальными представлениями человека о совершенстве, «совершенстве для себя». Так, одна из участниц исследования писала: «Для меня мой идеальный образ связан с понятием “совершенство”, но это совершенство, которое соответствует только мне, а не всем людям». Другими словами, у них ярко выражен личный вклад в формирование идеального образа. Более того, хотя идеалы семьи, культуры и социума оказывали свое влияние на развитие идеального Я личности (чаще всего указываются члены семьи в детстве, учителя, друзья, известные личности в подростковом возрасте), на данный момент преобладают личные представления, идеи, а более ранние качества идеального Я исчезают или предстают как переосмысленные самой личностью.

Им важно, чтобы идеальный образ был достигнут в реальности, осуществился, однако он часто является изначально недостижимым, поэтому воспринимается не как нечто конкретное, а как мечта. У этих респондентов выражен страх не только потерять идеальный образ, но и достичь его, так как он является важной координатой, находящейся в будущем, высвечивающей путь, по которому идет личность. Потеря этого ориентира некоторыми участниками данной группы приравнивается к потере смысла.

Для этой группы респондентов характерно острое осознание своего несовершенства и как обратная сторона - стремление к самосовершенствованию. В этом личности помогают представления об идеальном Я. Качества, характеризующие идеальный образ, не кажутся им легко достигаемыми, наоборот, если сравнивать субъективное ощущение трудности пути к идеалу, то именно этой группе участников исследования достижение идеального образа кажется наиболее сложным, наполненным трудностями и противоречиями.

Подводя итог, отметим несколько основных характеристик идеального Я личности при пассивном отношении к сформированному идеальному Я:

• идеальное Я сформировано, выступает для личности в качестве ориентира развития;

• выступая как мечта, идеальное Я представляет из себя оторванный от реальности образ, из-за чего снижается самооценка;

• трудности и противоречия при достижении этого образа кажутся личности непреодолимыми, из-за чего человек перестает быть активным.

Активная позиция по отношению к идеальному Я со сформированным идеальным образом. Основной и наиболее главной чертой этого типа является то, что качества, приписываемые идеальному Я, выступают в форме цели. Другими словами, идеальный образ выступает как итог достижения реальных целей и устремлений, тесно связанных с жизнью человека. Например, один из участников исследования пишет:

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Разуваева Т. Н., Шевченко Е. А. Отношение личности к идеальному Я

«Мой идеальный образ - это скорее образ действий, в голове держу образ того, что надо сделать, чтобы приблизить этот идеал». Для этой группы респондентов идеальное Я также является ориентиром саморазвития, но, в отличие от предыдущей группы, этот образ им представляется вполне достижимым. Важнейшими являются такие качества идеального Я, как успешность, перспективность, часто эти стремления связываются и с профессиональным развитием человека, и с межличностными отношениями.

Для людей с активным отношением к идеальному Я характерно то, что достижение идеального образа кажется им очень важным, но при этом страх потери и ошибки в выборе идеалов и пути к ним несколько ниже, чем в предыдущей группе. Вероятно, это связано с тем, что идеальное Я не становится смыслом для человека; если он теряется или уже достиг его, человек формирует новые идеалы-цели.

Так как подобные идеальные образы тесно связаны с реальностью, трудности, которые человеку необходимо преодолеть для их достижения, носят конкретный характер, их можно преодолеть, на это и направлена активность личности.

Респонденты, входящие в эту группу, строят планы на жизнь, у них развитая система целей, которые служат необходимым условием для достижения идеального Я. Причем идеалы-цели для них выглядят вполне достижимыми, более того, часть респондентов говорит о том, что некоторые качества, приписываемые идеальному Я, ими уже были достигнуты. Одна из участниц исследования пишет: «Реальные достижения - это вопрос прошлого, а желаемые, идеальные качества - это вопрос будущего...». Идеальное Я тесно связаны с социальной действительностью, с

реальностью, в которой живет человек.

Подводя итог, отметим несколько основных характеристик идеального Я личности при активном отношении к сформированному идеальному Я:

• активная позиция по отношению к идеальному Я, выступающему в форме цели развития;

• связь идеального Я с реальностью и реальными представлениями о себе и своих возможностях.

Пассивная позиция по отношению к своему Я с несформированным или слабо сформированным идеальным образом (отсутствие стремления к совершенству). Эта группа респондентов затрудняется ответить на вопросы об идеальном образе, более того, они либо не отвечают на вопросы о своем несовершенстве, либо пишут о том, что собственное несовершенство ими редко осознается, они об этом не задумываются. Свой идеальный образ представляют как воображаемые или фантазийные мечты, которые не связаны с их жизнью и имеют несколько отстраненный характер, из-за чего достижение идеала кажется абсолютно невозможным. Например, один из участников исследования описывает свое представление об идеальном образе как об «определенном состоянии», которое трудно достичь, другая участница описывает свое идеальное Я как «что-то хорошее для себя».

Интересно заметить, что при описании идеалов детства и подросткового возраста у них не возникает трудностей, на первый план выходят близкие родственники, знакомые, известные личности и герои книг. Однако в более старшем возрасте идеальное Я оказывается малоструктурированным, неосознанным. При этом личностный вклад минимален и активности по отношению к достижению идеального образа у таких людей нет, то есть в самом идеальном Я нет интенции к действию. Такой человек принимает идеалы и ценности в готовом виде, у него нет стремления к более глубокому пониманию своей внутренней жизни, он ориентирован исключительно на личное счастье и материальное благополучие, то есть на те идеалы, которые предлагаются обществом.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Они не могут оценить, насколько трудно достичь идеального образа. У них нет желания его достигнуть, так же как нет страха потерять данный ориентир. Таким образом, данная группа респондентов отличается следующими характеристиками:

• идеальное Я плохо структурировано и неосознанно, нет образа себя в будущем;

• личность не стремится к совершенству, даже не задумывается о своем несовершенстве, пассивна по отношению к идеальному Я.

Подводя итог, можно отметить, что данное исследование дало нам возможность увидеть различия в отношении личности к своему идеальному Я. Идеальное Я входит в Я-концепцию индивида, служит источником его ожиданий, определяет его отношение к себе. Реальное поведение личности во многом определяется ракурсом восприятия собственного идеального Я. Выступая в форме представлений, самопрезентации, иногда приобретая ложные и ошибочные черты, идеальное Я составляет внутреннюю сущность личности.

Библиографический список

Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд.: НПО «МОДЭСК», 1999. 224 с.

Бёрнс Р. Развитие Я-концепция и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с. Роджерс К. О становлении личностью. М.: Прогресс, 1994. 101 с.

Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 288 с.

Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Психология масс и анализ человеческой самости. Харьков: Фолио, 2009. 170 с.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 288 с.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.