Научная статья на тему 'Отношение к танцу молодых людей с различным возрастом сексуального дебюта'

Отношение к танцу молодых людей с различным возрастом сексуального дебюта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
567
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / СЕКСУАЛЬНОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ К ТАНЦУ / ФУНКЦИИ ТАНЦА / DANCE / SEXUALITY / ATTITUDE TO DANCE / DANCE FUNCTIONS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL APPROACH TO THE DANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шкурко Татьяна Алексеевна, Шевченко Юлия Владимировна

Издано при содействии «Программы развития студенческих объединений в 2012-2013 гг.» Южного федерального университета. В статье представлены результаты исследования отношения к танцу молодых людей с различным возрастом сексуального дебюта. Работа выполнена в рамках социально-психологического подхода к танцу. Эмпирическим объектом исследования выступили 80 человек юноши и девушки в возрасте от 18 до 28 лет. Показано, что существуют различия в отношении к танцу у молодых людей, как в зависимости от возраста сексуального дебюта, так и от наличия сексуального опыта вообще.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude to dance of young people with different age of sexual debut

The article presents the results of research to do with the attitude to dance of young people with different age of sexual debut. Reseach was based on the socio-psychological approach to the dance. Empirical object of study were 80 people boys and girls aged 18 to 28 years. It is shown that there are differences in attitude to the dance in young people both depending on the age of sexual debut, and on the sexual experience of respondents at all.

Текст научной работы на тему «Отношение к танцу молодых людей с различным возрастом сексуального дебюта»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОТНОШЕНИЕ К ТАНЦУ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ

ВОЗРАСТОМ СЕКСУАЛЬНОГО ДЕБЮТА

Шкурко Т. А., Шевченко Ю. В.

Издано при содействии «Программы развития студенческих объединений в 20122013 гг.» Южного федерального университета.

В статье представлены результаты исследования отношения к танцу молодых людей с различным возрастом сексуального дебюта. Работа выполнена в рамках социально-психологического подхода к танцу. Эмпирическим объектом исследования выступили 80 человек - юноши и девушки в возрасте от 18 до 28 лет. Показано, что существуют различия в отношении к танцу у молодых людей, как в зависимости от возраста сексуального дебюта, так и от наличия сексуального опыта вообще.

Ключевые слова: танец, сексуальность, отношение к танцу, функции танца.

Танец всегда привлекал внимание ученых - культурологов, этнографов, философов, педагогов, медиков, историков, психологов. Исследуя танец с позиций своей науки, все ученые сходятся во мнении, что танец - уникальное явление культуры, особый социокультурный феномен, в котором объединяются внешнее и внутреннее, движение человеческого тела и духовная реальность - «мысль, одухотворенность, содержательность» [25].

Внимание современных исследователей к танцу огромно. На сегодняшний день изучены социокультурный потенциал спонтанного танца [27], танец как средство развития творческой индивидуальности [21], формирования культуры межнациональных отношений [10], метод развития личностной сферы подростка [20], средство гармонизации психических состояний и отношений [9]. Значительное количество работ посвящено психофизиологическим и психотерапевтическим аспектам танца [3, 7, 22], позволяющим использовать его в медицинской и психотерапевтической практиках. Также можно отметить ряд работ, посвященных философии танца [23, 25, 26, 28].

Социальная психология также обращается к изучению танца и танцевального взаимодействия, фиксируя центральную роль социальных и социально-психологических факторов в возникновении и развитии танца на протяжении тысячелетий человеческой истории. На сегодняшний день проведены исследования, показывающие, что танцевальное взаимодействие может быть способом развития системы отношений и взаимоотношений личности, экспрессивного Я личности [17, 29], влияет на развитие навыков невербального общения [4], выделены социально-психологические особенности

применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы [6].

Отдельным направлением изучения танца является исследование танца и танцевальной деятельности в связи со становлением и развитием сексуальности человека. Корни этого направления - в истории развития, как самого танца, так и его теории. Источником взглядов о связи танцевальной деятельности и сексуальности являются биологические теории танца, авторы которых трактовали танец как моторно-ритмическое выражение сексуальной энергии, как высвобождение эротизма [15, 19]. Примыкают к этим взглядам и представления о генетической связи танцев людей и танцев животных, характерные для биологических теорий танца Х. Эллиса и У. Соррела [по 13]. Но, как показывает В. Л. Круткин, «движения человеческого тела сразу складываются как человеческие, мы нигде не найдем перестроение животных движений в человеческие» [14, с. 36]. Несостоятельность биологических теорий также доказана в работе Э. А. Королевой [13].

На сегодняшний день наибольшее признание и распространение получили социокультурные, социально-психологические теории танца, рассматривающие танец как чисто человеческое приобретение, как особый социокультурный феномен. Так, немецкий ученый Карл Бюхер еще в начале XX в. [5] на основании анализа большого количества этнографических материалов (трудовых песен, плясок, ритуалов) доказал, что источником ритмических танцевальных движений первобытного человека являлся ритмический строй работы. При этом ученые, признавая взаимосвязь первобытных плясок и технологических процессов того времени, обращали внимание на то, что любовные пляски не могут быть

объяснены только с этой точки зрения [24]. В работе А. Лоуэна [18] показано, что сексуальную и танцевальную активность объединяет нечто общее, а именно: ритмический характер, утрата контроля и удовольствие. Танец, по его мнению, является классическим примером получения удовольствия в ритмичном движении. В работе Э. А. Королевой приводятся данные о существовании у первобытного человека любовных танцев, в которых «юноши и девушки стремились привлечь внимание друг друга, в них происходило объяснение в любви и находила откровенное выражение любовная страсть» [13, с. 180]. Основная функция этих танцев - общение между полами. Любовные танцы представляли собой санкционированную форму ухаживания. Уже в первобытную эпоху сложились характерные черты экспрессии парного любовного танца: расположение партнеров лицом к лицу и наличие прикосновений.

Связь танцевальной активности и эротизма, сексуальности фиксируется историками, искусствоведами, культурологами, представителями творческих профессий. Известный русский художник-абстракционист В. В. Кандинский утверждал, что «происхождение танца, по-видимому, чисто сексуального характера» [8, с. 34]. Немецкий культуролог Эдуард Фукс писал: «Пляска всегда была переведенной на язык ритма эротикой. Она изображает ухаживание, отказ, обещание, исполнение желания. Тема всех танцев - символизация одного из этих элементов или же совокупности всех элементов эротики» [цит. по 1]. В диссертационном исследовании С. Ю. Бакиной [2], посвященном анализу эротизма в хореографическом искусстве, показано, что эротизм - неотъемлемый компонент танцевальной культуры, обусловленный самой природой танца, его дионисийского начала.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, приведенном в работе И. С.Кона [12], «сексуальность - стержневой аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни, от рождения до смерти. Она включает в себя пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, эротизм, удовольствие, интимность и репродукцию. Сексуальность переживается и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, верованиях, установках, ценностях, действиях, ролях и отношениях. Все эти явления взаимосвязаны, но они не всегда переживаются и выражаются совместно и одновременно. Сексуальность зависит от взаимодействия биологических, психологических, социальных, экономических, политических, культурных, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных факторов и является важным элементом не только личной, но и общественной жизни и культуры». И. С. Кон подчеркивает в своих работах, что сексуальное поведение - сложное образование, которое

«нельзя свести ни к физиологическим потребностям, ни к эмоциональным реакциям, ни к ситуативным воздействиям» [11, с. 134]. Сложность сексуального поведения определяет, с точки зрения И. С. Кона, множественность его мотивационных схем. Он выделяет ряд мотивов сексуального поведения, в основе которых лежат различные потребности субъекта сексуального поведения и особенности его ориентации на партнера. Так, интимная близость выступает средством: 1) релаксации, разрядки полового напряжения; 2) прокреации, деторождения; 3) рекреации, чувственного наслаждения; 4) познания, удовлетворением полового любопытства; 5) коммуникации; 6) сексуального самоутверждения; 7) достижения внесексуальных целей; 8) поддержания определенного ритуала; 9) компенсации [11].

И. С. Кон пишет, что наиболее сложная мотивация сексуального поведения представлена в коммуникативной сексуальности, которая «предполагает высочайшую степень индивидуальной избирательности», выступает «как момент психологической личностной интимности, выхода из одиночества, слияния двоих в единое целое».

На наш взгляд, выделенные в работах В. А. Лабунской и Т. А. Шкурко [16, 17, 30] психологические, психофизиологические, социально-психологические функции танца позволяют рассматривать танцевальную активность человека как проявление его сексуальности посредством интимно-личностной коммуникации с другим человеком. Особую роль в этом контексте играет диадный танец. Предложенная Т. А. Шкурко структурная схема анализа диадного танца как невербальной интеракции позволила автору сделать вывод, что «близкая дистанция в парном танце, наличие прикосновений, расположение лицом к лицу и пересечение персональных пространств партнеров свидетельствуют о близком личностном общении партнеров» [30, с. 67] и позволяют использовать диадный танец в качестве модели для изучения близких эмоциональных отношений личности в психологической практике. Исполнение диадного танца предполагает взаимность, некий баланс самовыражения участников, баланс включения и контроля, близости и отдаленности, доминирования и подчинения; позволяет проживать и проигрывать его участникам различные варианты паттернов взаимоотношений в паре, реализуя познавательный, рекреационный (чувственный), игровой и коммуникативный аспекты сексуального поведения. Именно благодаря этому, на наш взгляд, диадный танец существует в течение многих столетий в качестве социальной практики общения, развлечения и времяпровождения, сохраняя практически неизменными свои базовые такесико-проксемические

характеристики (близкая дистанция, наличие прикосновений и т. д. - см. выше).

Представленное в данной статье исследование посвящено изучению отношения к танцу молодых людей в связи с характером их сексуального опыта. Работа выполнена в рамках социально-психологического подхода к танцу и представляет особый интерес, т. к. подобный аспект танца недостаточно изучен. Социально-психологический подход к танцу, представленный в работах В. А. Лабунской и Т. А. Шкурко [16, 17, 30], рассматривает танец как экспрессивную модель выражения личности, включенную в определенный социально-психологический контекст; как способ раскрытия внутреннего Я посредством внешнего Я. Основными функциями танца являются [30]: 1) психофизиологические и психотерапевтические (высвобождение сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций; активизация, энергетизация организма; саморегуляция, оздоровление); 2) психологические (уменьшение тревожности, сопротивления, напряжения, агрессии; выражение эмоций и чувств);

3) социально-психологические (формирование, выражение и развитие отношений; создание образа партнера и группы; самопознание и познание других);

4) социокультурные (выражение социальных ценностей, мотивов и общественных установок).

Целью данного исследования было изучение отношения к танцу молодых людей с различным возрастом сексуального дебюта. И. С. Кон определяет начало сексуальной активности термином «дебют», возраст которого у каждого человека индивидуален. В работах И. С. Кона [11, 12] показано, что за последние десятилетия произошло значительное снижение возраста се ксуал ьного деб юта. Ранним се ксуальным дебютом считается возраст вступления в сексуальные отношения до 16 лет.

Отношение к танцу в работе рассмотрено с точки зрения трехкомпонентной структуры, когнитивный компонент которой представлен знаниями о танце, эмоциональный - эмоциями и чувствами, связанными с танцевальной активностью, поведенческий - местом и ролью танца в жизни человека.

Гипотезой исследования выступило предпо-ложение, что отношение к танцу у молодых людей с различным возрастом сексуального дебюта может различаться.

В исследовании были поставлены следующие эмпирические задачи: 1) проанализировать отношение к танцу молодых людей с точки зрения когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов; 2) провести сравнительный анализ отношения к танцу молодых людей, отличающихся возрастом сексуального дебюта.

Для проверки гипотезы был составлен опросник «Танец и интимные отношения», направленный на

изучение вышеназванных компонентов отношения к танцу. Когнитивный компонент отношения к танцу представлен вопросами, касающимися значения танца для человека и его представлений о связи танца с сексуальностью; эмоциональный компонент отношения к танцу представлен измеряемой в 5-балльной шкале степенью любви (нелюбви) к танцу (1 балл - совсем не люблю, 5 баллов - очень люблю); поведенческий компонент отношения к танцу представлен вопросами о способе танцевания, начале танцевальной активности (возраст, в котором человек начал танцевать) и 5-балльной шкалой интенсивности танцевания в настоящий момент (1 балл - практически не танцую, 5 баллов - танцую очень часто).

Объектом исследования выступили молодые люди, имеющие различный возраст сексуального дебюта. В исследовании приняли участие 80 человек - 61 женщина и 19 мужчин в возрасте 18 до 28 лет. Общая выборка для решения второй эмпирической задачи была разбита на 3 подгруппы, в каждой из которых присутствуют как мужчины, так и женщины. Первую подгруппу составили молодые люди, еще не вступившие в сексуальные отношения (5 человек), вторую - молодые люди с ранним сексуальным дебютом (14 человек); в третью группу вошли те, кто вступил в сексуальные отношения с 16 лет (61 человек).

Обратимся к решению первой эмпирической задачи исследования. Выделилось три наиболее характерных значения танца для всех респондентов: он является удовольствием, эмоциональной и физической разрядкой, самовыражением и движением, способом поддерживать тело в форме.

I I ■ -

удопйчктпие. сансчшрдоешн лдапнегнЕС, сппгоо эмошюндльнан |[ (32%) пихь.'ржшип ^ к\чи

Рис. 1. Когнитивный компонент: значение танца

Можно сказать, что в представлении молодых людей он, прежде всего, выполняет психофизиологические и социально-психологические функции. Абсолютное большинство респондентов (83 %) считают, что танцы связаны с сексуальностью.

Эмоциональный компонент отношения к танцу представлен положительными эмоциями: значительная часть (71 %) опрошенных любят танцевать («очень люблю» и «скорее люблю»), совсем не любят

лишь 5 %. Тем не менее, любовь к этой деятельности не отражается на поведении испытуемых: половина из них танцуют редко, часто танцуют около трети, не танцуют вовсе - 20 %.

Примерно поровну делятся танцующие по возрасту начала танцевальной активности: до наступления подросткового возраста (с 3 до 11 лет) и с подросткового возраста (с 12 до 19 лет). Более половины респондентов танцуют в клубах, на вечеринках и без определенного стиля, т. е. в танцах большинства велика доля неформального психологического компонента.

80%

20%

0.9 0.8 0,7

и.ф Н Н ■. |КН>1ШЬ к

0,5 Ш ш ™цу

0.4

0.? 0,2 0,1 о

1 |ру||Ш| 2 I11и 3

Рис. 2. Эмоциональный компонент отношения к танцу в подгруппах

Обратимся к анализу отношения к танцу у подгрупп, сформированных по возрасту сексуального дебюта. Сравнение выраженности эмоционального («любовь к танцу») и поведенческого («танцевальная активность») компонентов отношения к танцу у 3-х подгрупп испытуемых по критерию Крускала-Уоллиса показало, что между ними существуют значимые различия по параметру «любовь к танцу» (сЫ^иаге = 7,467 при а = 0,024). Сравнение средних рангов выраженности эмоционального компонента отношения к танцу показывает, что наиболее выраженной любовь к танцу оказалась в подгруппе 2 (средний ранг = 45,32); далее по степени выраженности следует подгруппа 3 (средний ранг = 41,46), и наименее выражена любовь к танцу в первой подгруппе (средний ранг = 15,30). Аналогично распределены средние ранги выраженности танцевальной активности у этих подгрупп, но значимость различий между ними не подтверждается статистически. Также мы предприняли сравнительный анализ выраженности параметров отношения к танцу в зависимости от наличия/отсутствия сексуального опыта вообще. С помощью критерия Манна-Уитни были выявлены значимые различия (7 = -2,667, а = 0,008) выраженности эмоционального компонента отношения к танцу («любовь к танцу») у участников исследования, не имеющих еще сексуального опыта (под-

группа 1) и участников, начавших половую жизнь (объединенные группы 2 и 3). Интенсивность любви к танцу у первой подгруппы значительно ниже, чем у подгрупп 2 и 3.

В первой подгруппе («отсутствие сексуального дебюта») большинство (80 %) не определились или совсем не любят танцевать, во второй и третьей подгруппах («ранний дебют» и «дебют с 16 лет») более 73 % очень или скорее любят танцевать. При этом во второй группе интенсивность любви к танцу больше, чем в третьей группе.

В каждой подгруппе, как и во всей выборке, большинство опрошенных считают, что танец связан с сексуальностью (рис. 3). Стоит обратить внимание на тот факт, что данную связь утверждают даже те, кто не вступили в интимные отношения, не выражают любви к танцу и те, кто танцуют редко.

считают, что они связаны

I считают, что они не связаны

Рис. 3. Когнитивный компонент: представления о связи танца и сексуальности

В отношении поведенческого компонента отношения к танцу результаты показывают, что большинство опрошенных не танцуют, либо танцуют редко. Процент варьирует в зависимости от характера сексуального опыта. Так, респонденты первой подгруппы (кто еще не имел сексуального опыта), редко или вообще не проявляют танцевальной активности. При этом 35 % респондентов, вступивших в сексуальные отношения до 16 лет, отметили, что танцуют часто, как и 31 % вступивших в сексуальные отношения после 16 лет. 120

100

ао

ISO in

:о о

L00

65 И

■труппа I ' группа 2

■ ] P'b Jlllll ч

TüHiiyiO* редко [i.'ii I Hi l^HEiyEtff

Рис. 4. Поведенческий компонент отношения к танцу в подгруппах

Характер распределения представлений о функциях танца в подгруппах следующий: 1 группа видит танец как разрядку, движение; 2 и 3 - как разрядку и самовыражение.

11 Й I

141 »ш ^и

Рис. 5. Когнитивный компонент: функции танца

Танец в подгруппах 2 и 3 у большинства является свободным - он исполняется на вечеринках, в клубах и без определенного стиля.

В целом можно заключить, что существуют различия в отношении к танцу у молодых людей, как в зависимости от возраста сексуального дебюта, так и от наличия сексуального опыта вообще. Те, кто еще не вступил в сексуальные отношения, видят в танце разрядку, движение, считают себя далекими от танца и не любят танцевать. Те, кто уже вступил, воспринимают танец не только как разрядку, но и как самовыражение, они любят танцевать, делают это в свободном стиле и в неформальной обстановке. Общим для всех опрошенных является представление о танце как о феномене, тесно связанном с сексуальностью. Таким образом, можно говорить о гармоничном сочетании компонентов отношения к танцу молодых людей. Представления находят свое отражение в эмоциональном и поведенческом аспектах отношения к танцевальной деятельности. Эти данные подтверждают идеи, лежащие в основе социально-психологического подхода к танцу: танец способствует успешным отношениям, взаимодействию с другими людьми, самовыражению личности. Представленное в данной статье исследование является первым этапом нашей совместной работы по изучению танца как феномена, тесно связанного с сексуальностью человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакина С. Ю. Эрос и танец. Некоторые аспекты изучения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2007. - Т. 11. - № 32.

2. Бакина С. Ю. Эротизм в хореографическом искусстве. Исторический и современный аспект:

автореф. дис____канд. искусствоведения. - СПб.,

2007.

3. Беглова О. А. Коррекция психофизических проявлений в структуре заикания подростков и взрослых средствами танцевально-двигательных техник: автореф. дис____канд. пед. Наук. - М., 2009.

4. Бубнова О. Б. Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009.

5. Бюхер К. Работа и ритм. - М., 1923.

6. Веремеенко Н. И. Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2003.

7. Жарикова А. А. Интегративная танцевально-двигательная психотерапия в системе лечебно-реабилитационных мер для больных с сома-тоформными расстройствами: автореф. дис. . канд. мед. наук. - М., 2011.

8. Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992.

9. Каневская Н. В. Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений у подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2004.

10. Каюмова Л. А. Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2010.

11. Кон И. С. Введение в сексологию. - М., 1988.

12. Кон И. С. От Эроса к сексуальности // Доклад на конференции «Эрос и Логос: Феномен сексуальности в современной культуре, Москва, Российский институт культурологии, 13-14 мая 2003 г. - ШЬ: http://www.neuronet.ru/sexology/ publ035.html

13. Королева Э. А. Ранние формы танца. - Кишинев: Штиинца, 1977.

14. Круткин В. Л. Антология человеческой телесности. - Ижевск, 1993.

15. Куракина С. Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ): автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 1994.

16. Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. - Ростов н/Д, 2009.

17. Лабунская В. А., Шкурко Т. А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. - 1999. - № 1. - С. 31.

18. ЛоуэнА. Удовольствие. Творческий подход к жизни. - М.: Психотерапия, 2008.

19. Менегетти А. Музыка души. Введение в музы-котерапию. - СПб., 1992.

20. Мужичкова Ю. Е. Роль художественных форм самовыражения в развитии личностной сферы подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008.

21. Нестерова К. В. Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2011.

22. Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств: автореф. дис____канд. психол. наук. - СПб., 2005.

23. Осинцева Н. В. Танец в аспекте антропологической онтологии: автореф. дис____канд. философ.

Наук. - Тюмень, 2006.

24. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. - М., 1958. - Т. 5.

25. Ромм В. В. Танец как фактор эволюции человеческой культуры: автореф. дис. ... д-ра культурол. наук. - Барнаул, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Ромм В. В. Древнегреческая танцевальная культура и проблемы военного воспитания: автореф. дис. ... канд. культурол. наук. - Кемерово, 1999.

27. Рубаненко А. М. Социокультурный потенциал спонтанного танца: автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Нижний Новгород, 2001.

28. Степанова Н. Ю. Феноменология танца: движение в структуре временности: автореф. дис. . канд. философ. наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2010.

29. Шкурко Т. А. Гетерохронность динамики различных видов отношений личности в процессе социально-психологического тренинга // Российский психологический журнал.- 2009. -Т. 6. - № 5. - С. 23-31.

30. Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг. - СПб, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.