Научная статья на тему 'Отношение к США учащихся школ Москвы и Московской области: угроза или подспорье для легитимности российской власти?'

Отношение к США учащихся школ Москвы и Московской области: угроза или подспорье для легитимности российской власти? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
226
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Московская область / Москва / США / школы / политический менеджмент / легитимность / политический режим / Moscow region / Moscow / the United States / schools / political management / legitimacy / political regime

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федорченко Сергей Николаевич, Лымарь Екатерина Максимовна, Федорченко Лариса Владимировна

В период с 22 ноября по 25 января 2014 г. на базе кафедры политологии и права Московского государственного областного университета и Московского областного отделения Российского общества политологов было проведено социологическое исследование отношения учеников школ Москвы и Московской области к США. Результаты опроса показали, что на мнение респондентов оказывает влияние территориальное проживание и статус школы. Другими немаловажными факторами остаются доступность политической информации и политико-менеджерские манипуляции. Авторы пришли к выводу, что сетевые технологии информационно-пропагандистского противостояния с США используются отечественной властью для укрепления легитимности собственного политического режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Федорченко Сергей Николаевич, Лымарь Екатерина Максимовна, Федорченко Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE US SCHOOL STUDENTS MOSCOW AND MOSCOW REGION: THREAT OR HELP FOR THE LEGITIMACY OF THE RUSSIAN AUTHORITIES?

In the period from November 22 to January 25, 2014 at the Department of Political Science and Law, Moscow State Regional University and the Moscow regional branch of the Russian Society of Political Scientists had conducted a sociological survey of attitudes of school pupils in Moscow and the Moscow region to the United States. The results showed that the opinion of respondents affects the territorial status of residence and school. Other important factors are the availability of political information and political and managerial manipulation. The authors concluded that the network technology advocacy of confrontation with the United States is used to strengthen the power of the national legitimacy of their own political regime.

Текст научной работы на тему «Отношение к США учащихся школ Москвы и Московской области: угроза или подспорье для легитимности российской власти?»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 3 (7). С. 103-109.

УДК 32.019.5

С. Н. Федорченко, Е. М. Лымарь, Л. В. Федорченко

ОТНОШЕНИЕ К США УЧАЩИХСЯ ШКОЛ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: УГРОЗА ИЛИ ПОДСПОРЬЕ ДЛЯ ЛЕГИТИМНОСТИ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ?

В период с 22 ноября по 25 января 2014 г. на базе кафедры политологии и права Московского государственного областного университета и Московского областного отделения Российского общества политологов было проведено социологическое исследование отношения учеников школ Москвы и Московской области к США. Результаты опроса показали, что на мнение респондентов оказывает влияние территориальное проживание и статус школы. Другими немаловажными факторами остаются доступность политической информации и политико-менеджерские манипуляции. Авторы пришли к выводу, что сетевые технологии информационно-пропагандистского противостояния с США используются отечественной властью для укрепления легитимности собственного политического режима.

Ключевые слова: Московская область; Москва; США; школы; политический менеджмент; легитимность; политический режим.

S. N. Fedorchenko, E. М. Limar, L. V. Fedorchenko

TO THE US SCHOOL STUDENTS MOSCOW AND MOSCOW REGION:

THREAT OR HELP FOR THE LEGITIMACY OF THE RUSSIAN AUTHORITIES?

In the period from November 22 to January 25, 2014 at the Department of Political Science and Law, Moscow State Regional University and the Moscow regional branch of the Russian Society of Political Scientists had conducted a sociological survey of attitudes of school pupils in Moscow and the Moscow region to the United States. The results showed that the opinion of respondents affects the territorial status of residence and school. Other important factors are the availability of political information and political and managerial manipulation. The authors concluded that the network technology advocacy of confrontation with the United States is used to strengthen the power of the national legitimacy of their own political regime.

Keywords: Moscow region; Moscow; the United States; schools; political management; legitimacy; political regime.

Теория и методология исследования

Подрастающее поколение является будущим России. От специфики менталитета, аксиологии, культурных и социальных установок, приобретённых под воздействием школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и других акторов, у молодежи складываются определенные паттерны, система стереотипов и нравственных предпочтений, тесно связанные с формированием конкретных политических взглядов. На этом фоне большой проблемой для исследователей по-прежнему остается выявление базовых информационных каналов воздействия на политическую аксиологию молодого по-

коления. Так или иначе, особым интегрирующим сегментом, в совокупности использующим масс-медиа, институты образования и семьи, выступает так называемый политический менеджмент. Точнее, его конкретные приемы и интересанты (внутренние либо зарубежные).

Означая важную ступень эволюции управленческих технологий, политический менеджмент применяется тогда, когда прежнего государственно-силового принципа становится уже недостаточно для решения более сложных информационно-политических проблем. Его основу составляет определённая матрица - ситуация, когда субъект поли-

© Федорченко С. Н., Лымарь Е. М., Федорченко Л. В., 2015

103

С. Н. Федорченко, Е. М. Лымарь, Л. В. Федорченко

тического управления отказывается от создания общеобязательных норм и не применяет официального насилия по отношению к объекту политического управления [5, с. 3-7].

Однако в силу недостаточной развитости у современных россиян правового сознания иногда политический менеджмент ассоциируется с практикой манипулятивных технологий, инициирующихся малоизвестными закулисными консультантами - своего рода «серыми кардиналами». Такая эмоциональная и совсем некорректная трактовка с подачи ангажированных масс-медиа, гонящихся за высокими рейтингами, препятствует объективному пониманию феномена политического менеджмента, в том числе и осознанию его созидательного потенциала.

Проблема заключается в том, что применять к политическому менеджменту нравственные формулы - довольно необъективная затея: его технологичный модус нацелен на конкретные задачи обеспечения функционирования современной политической системы и удержания власти элитой. Используется ли политический менеджмент для консолидации и развития демократии либо для корыстных узкогрупповых целей, в любом случае он выступает лишь неким набором несиловых приемов управления, опирающихся на принципы политических сетей и малозаметного информационного воздействия [6]. Иными словами, применение политического менеджмента напрямую зависит от целей его же заказчиков.

Часто забывают, что практической задачей политического менеджмента (и его неформальных сетевых практик) является организация эффективного и сбалансированного управленческого процесса на основе партнёрских отношений и культуры компромисса - важного условия легитимности политического режима. Любая власть очень нуждается в подобных приемах обеспечения своей легитимности (а не только формальных), так она идет в ногу со временем, лучше понимает социум и его политические силы, показывает себя современной, способной адекватно соответствовать коммуникационным нуждам простых граждан. Легитимность (от лат. legitimus - законный, правомерный, согласный с законами) - это не только традиционное согласие власти с гражданами, населени-

ем, но и технологии легитимации, предполагающие конкретные приемы по созданию эффективной коммуникации между обществом и властью, привлекательного образа политических институтов, властной элиты в социуме. К слову, широкую известность получила теория легитимности Макса Вебера [7].

Современные технологии легитимности политического режима всё больше обретают свой сетевой, неформальный характер. Сетевые приемы легитимности режима довольно разнообразны. Это имиджевые методики (создание благоприятного общего имиджа страны на мировой арене), брендпозициони-рование (пропаганда конкретных государственных символов - флага, герба, гимна и т. п.). Аксиологический компонент сетевой легитимности (он не является неким конструктом в чистом виде, так как может совмещать приемы всех видов легитимности по Максу Веберу - традиционной, рациональной и харизматической [7]) отчетливо виден в американском пропагандистском кейсе. К примеру, правительство США активно позиционирует свою страну как носительницу и защитницу демократических ценностей, претендуя на некую политическую миссионерскую роль в мире. Помимо этого, власти США в силу своих определенных экономических и геополитических целей стремятся влиять на внутриполитическую обстановку других стран. Причины этого - сырьевые ресурсы, возможность создания военно-политического союза, информационное противостояние и т. п. Демократия на этом фоне становится не просто субстратом идеологическо-режимного модуса, а преображается в активно распространяемый товар, имеющий свой бренд и цену. На деле американская модель демократического устройства оказывает серьезное воздействие на политико-идеологические предпочтения молодежной аудитории. Поэтому от пропагандистской активности национальных властей всецело зависит, будет ли молодежь и другие группы населения сравнивать легитимность собственного режима с легитимностью американской модели. Кроме того, от внутренней политики зависит, во что перейдет эта фаза сравнения - в конструктивную реформу либо приведет к смене режима посредством приемов «управляемого хаоса» и «цветных революций».

104

Отношение к США учащихся школ Москвы и Московской области...

Чтобы понять, насколько объективно складывается мнение подрастающего поколения России о такой стране, как США, на базе Московского областного отделения Российского общества политологов, кафедры политологии и права МГОУ в школах Подмосковья и Москвы был проведен социологический опрос. Исследование должно было помочь осознать уровень целостности этого мнения, а также определить факторы его хрупкости и уязвимости от манипулятивных приемов политического менеджмента.

Научный руководитель проекта -С. Н. Федорченко, доцент, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и права Московского государственного областного университета, почетный член Исторического научного центра Рожкова (Новый Южный Уэльс, Австралия). Координатор проекта - Е. М. Лымарь, студент-бакалавр III курса по направлению подготовки «Политология» Московского государственного областного университета. Редактирование окончательного аналитического отчета - Л. В. Фе-дорченко, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры истории и политологии Университета машиностроения.

В сборе эмпирических данных участвовали студенты-бакалавры по направлению подготовки «Политология» Московского государственного областного университета: С. А. Байков, М. А. Бедретдинова, А. А. Белоусов, Н. Ю. Бенсауд, Н. А. Голиков,

М. Д. Гришин, П. Р. Зимогляд, Т. М. Кабиров, Ю. В. Казимирова, И. С. Каптюхин, А. Е. Кизилов, А. А. Колчина, А. А. Леухин, С. П. Литвинова, А. И. Марченков, Т. А. Павлов, Р. Н. Панасов, Е. С. Прасолова, Е. С. Ру-завина, Г. Ю. Ряполов, А. Ю. Филенкова, Н. И. Хохановский, Е. И. Хохановский,

И. В. Чеботарева, А. А. Шестаков, Ю. Г. Шестакова (III курс); А. А. Боцкалев, Д. В. Инки-на, Н. С. Кузнецов, А. А. Орлова, С. К. Осипова, Е. Н. Полякова, Г. А. Саркисян, Н. С. Федулов, А. О. Хамидова, В. В. Чекмарева,

С. В. Щербаков (II курс); Д. Д. Богданов, К. Н. Мацюк-Хмелевская, И. С. Осипов,

И. С. Придня, Г. Ю. Рябинкин, М. К. Рябцев, А. В. Стахно, А. С. Фирсова, А. Ю. Фом-ченков (I курс).

Целевой группой исследования были учащиеся 10-11-х классов из гимназий, ли-

цеев и общеобразовательных школ Москвы и Московской области. Исследование проводилось в 31 районе Московской области, 10 городах областного подчинения Московской области и 12 округах Москвы, в том числе Новомосковском АО и Троицком АО.

Цель исследования: выяснить, каково отношение старшеклассников к Соединенным Штатам Америки, американской культуре и пр. Достижение поставленной цели реализовывалось через следующие задачи:

• выяснить, каково отношение старшеклассников к США в целом;

• определить, каково отношение старшеклассников к американской демократии, культуре, какие её составляющие им близки;

• показать, как старшеклассники оценивают взаимоотношения России и США;

• понять, насколько сильно изменилось отношение к США у старшеклассников после украинского кризиса и ввода санкций против России;

• выявить различия между мнениями респондентов, учитывая их пол, место расположения, а также тип учебного заведения.

Респонденты могли заполнить опросный лист в электронном виде или в бумажном варианте. Каждый участник опроса мог дополнить опросный лист собственным вариантом ответа, если это было необходимо. Анкета состояла из пяти актуальных вопросов, которые затрагивали сферы международной политики, культуры и общественных ценностей:

1. «Как Вы в целом относитесь сейчас к США?»

2. «Какие составляющие американской культуры Вам близки?»

3. «Как Вы в целом относитесь сейчас к американцам (жителям США)?»

4. «Как Вы оцениваете отношения России и США на данный момент?»

5. «Изменилось ли ваше отношение к США после украинского кризиса и ввода санкций против России?»

В вопросах № 1, 3, 4 и 5 респондент мог выбрать только один вариант ответа, в вопросе № 2 - несколько.

Гипотеза исследования исходила из предположения, что на школьников большое влияние оказывают СМИ, соответственно, мнение респондентов относительно США

105

С. Н. Федорченко, Е. М. Лымарь, Л. В. Федорченко

серьезно изменилось после украинского кризиса и ввода санкций против России. Предполагалось, что отношение старшеклассников Москвы и Московской области к США в большей степени будет негативным, а оценка российско-американских отношений прогнозировалась в плоскости риторики напряженности и враждебности. Данное предположение опиралось на результаты других опросов (Левада-Центр, ВЦИОМ и др.).

Опрос «Отношение к США старшеклассников Москвы и Московской области» проводился в период с 22 ноября по 22 декабря 2014 г. в форме интервью, анкетирования, а также интернет-рассылки опросного листа в социальной сети «ВКонтакте». Было опрошено 880 старшеклассников, 620 из которых - ученики 11-х классов, а 260 - 10-х классов. В Москве было опрошено 392 респондента, в Подмосковье - 488. Состав опрошенных Москвы: 200 человек мужского пола (из них - 110 учеников гимназий и лицеев, 90 учеников общеобразовательных

школ), 192 - женского пола (из них - 97 учеников гимназий и лицеев, 95 учеников общеобразовательных школ). Состав респондентов Московской области: 256 человек мужского пола (из них - 113 учеников гимназий и лицеев, 143 учеников общеобразовательных школ), 232 - женского пола (из них -117 учеников гимназий и лицеев, 115 учеников общеобразовательных школ).

Общая оценка США респондентами

В целом отношение старшеклассников Москвы к США можно оценить скорее как отрицательное, однако стоит заметить, что процент проголосовавших за вариант ответа «нейтрально» тоже достаточно велик. Встречались такие комментарии респондентов, как «плохое отношение к политике и системе», «плохое отношение к правительству» и пр. На вопрос «Как Вы в целом относитесь сейчас к США?» данные по Москве распределились следующим образом: очень хорошо -8 %, скорее хорошо - 11 %, нейтрально -33 %, скорее плохо - 26 %, очень плохо -13 %, затрудняюсь ответить - 9 %.

По Московской области: очень хорошо - 5 %, скорее хорошо - 10 %, нейтрально -33 %, скорее плохо - 23 %, очень плохо -18%, затрудняюсь ответить - 11 %.

Таким образом, кардинальных отличий в регионах мы не видим. Однако девушки, вне зависимости от классификации учебного заведения, относятся к США лояльнее, чем юноши. Во время проведения опроса была замечена тенденция: чем дальше от Москвы находится школа, тем хуже отношение её учеников к США. Вероятно, это связанно с тем, что не у всех школьников Подмосковья есть возможность проанализировать несколько информационных источников и сделать свой собственный вывод по текущим политическим событиям. При этом старшеклассники хоть и прислушиваются к мнению старшего поколения, но всё-таки имеют свое собственное мнение по данному вопросу. Отметим, что такой источник информации, как телевидение, вызывает к себе большее доверие. В итоге, там, где доступ к информационным источникам ограничен, воздействие политико-менеджерских манипуляций на подрастающее поколение в плане навязывания паттернов агрессивной риторики, создания «образа врага» и тому подобного намного больше.

В целом, как видно, новейшие сетевые формы обеспечения легитимности российского режима подразумевают активное информационно-пропагандистское воздействие власти на отечественную молодежь посредством выстраивания «образа врага» из американского конкурента. Негативизация США в информационном поле России происходит в материалах, посвященных геополитическому противостоянию, санкционной политике и национальной безопасности.

Кстати, аналогичные приемы для укрепления легитимности собственного режима традиционно практикуют и власти США, формируя из России «образ врага» в информационном поле для взрослого и подрастающего поколения своей страны. Формальных механизмов для обеспечения легитимности режима уже явно недостаточно (особенно в условиях глобализации и высокой конкуренции за интеллектуальные и экономические ресурсы).

Американская демократия и культура

Несмотря на не самую большую популярность демократических ценностей среди московских старшеклассников, всё же стоит

106

Отношение к США учащихся школ Москвы и Московской области...

обратить внимание на тот факт, что гимназистам и лицеистам демократические ценности ближе, чем учащимся общеобразовательных школ. Предположительно, это связано с тем, что учащиеся гимназий и лицеев имеют больше знаний относительно демократии. (Именно поэтому часть манипуляций политического менеджмента оказывает на них меньшее воздействие.) Кстати, девушки, в отличие от юношей, уделяют больше внимания таким ценностям, как американские праздники. Получается, что это определенная группа риска для легитимности российского режима, так как здесь проявляются критические мнения.

Итак, на вопрос «Какие составляющие американской культуры Вам близки?» в Москве были получены следующие ответы: демократические ценности - 15 %, американское кино, музыка и литература - 35 %, американская кухня - 13 %, американские

праздники - 17 %, никакие - 11 %, затрудняюсь ответить - 8 %, свой вариант - 2 %. Москва - центр политической жизни, что и сказалось на результатах голосования: интерес к демократическим ценностям у старшеклассников Москвы выше, чем у их сверстников из Подмосковья.

В Подмосковье были такие ответы: демократические ценности - 5 %, американское кино, музыка и литература - 34 %, американская кухня - 18 %, американские праздники -19 %, никакие - 10 %, затрудняюсь ответить - 13 %, свой вариант - 1 %.

Современное отношение к американцам

Вопрос «Как Вы в целом относитесь сейчас к американцам (жителям США)?» являлся контрольным. С его помощью была сделана попытка определить, насколько респонденты соотносят такие понятия, как «США в целом» и «американцы (жители США)», считают ли старшеклассники эти понятия тождественными или же полностью исключают понятие «американцы» из понятия «США в целом».

Москвичи отвечали следующим образом: очень хорошо - 6 %, скорее хорошо -16 %, нейтрально - 41 %, скорее плохо -21 %, очень плохо - 11 %, затрудняюсь ответить - 5 %. Жители Подмосковья отвечали так: очень хорошо - 4 %, скорее хорошо -

14 %, нейтрально - 43 %, скорее плохо -19 %, очень плохо - 9 %, затрудняюсь ответить - 11 %.

Примечательно, что старшеклассники из гимназий и лицеев реже разделяли такие понятия, как «американцы» и «США в целом». Встречались следующие комментарии: «американцы сами выбрали такого президента», «американцы считают свою страну демократической, следовательно, они часть политики страны». Старшеклассники из обычных школ в большей степени разделяют эти два понятия, аргументируя тем, что виной всему именно политики США, а не обычные граждане (которых они, по всей видимости, в понятие «США в целом» не включают).

Исходя их комментариев респондентов, а также на основе результатов опроса можно предположить, что из понятия «жители США» старшеклассники полностью исключают как политиков, так и политику в целом. Тогда как под понятием «США в целом» старшеклассники понимают в большей степени именно политику страны и её политическую систему. Возможно, поэтому большинство респондентов дали на поставленный вопрос ответ «нейтрально».

Россия versus США

При ответе на вопрос «Как Вы оцениваете отношения России и США на данный момент?» московские старшеклассники отвечали так: дружественные - 0 %, хорошие -0 %, нейтральные - 10 %, напряженные -49 %, враждебные - 36 %, затрудняюсь ответить - 5 %. Ученики Подмосковья: дружественные - 0 %, хорошие - 0 %, нейтральные -9 %, напряженные - 47 %, враждебные -32 %, затрудняюсь ответить - 12 %. Как видно, информационное воздействие политикоменеджерских приемов (увеличение потока соответствующих критических материалов по отношению к США в отечественной блогосфере, газетах, на радио, телевизионных ток-шоу и т. п.) довольно сильно повлияло на учеников в плане культивации риторики американской угрозы.

Интересно, что старшеклассники оценили российско-американские отношение в том же ключе, что и старшее поколение россиян. Дополнительным доказательством негативного отношения россиян к США служат данные другого опроса, проведенного Левада-

107

С. Н. Федорченко, Е. М. Лымарь, Л. В. Федорченко

центром [2]. Опрос проведен 23-26 января 2015 г. по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Важно подчеркнуть: в 2015 г. антизападные настроения в России достигли исторического максимума, что следует из опроса. Для примера - к США относится негативно 81 % опрошенных (год назад - 44 %!), а число россиян, называющих отношения между Россией и США враждебными, выросло за год более чем в 10 раз (с 4 до 42 %).

Из этого следует вывод, что при ответе на подобный вопрос старшеклассники склонны соглашаться с мнением взрослых, на которых, в свою очередь, влияет информационная политика российской власти (противопоставление российской «суверенной демократии» американской демократии как конкурентной). Подобный феномен негативиза-ции отношения к США поддерживается информационно-пропагандистской системой

властей и близких к нему СМИ, так как он обеспечивает дополнительную сетевую, неформальную матрицу легитимности российского режима.

Отношение к США после украинского кризиса

Старшеклассники Москвы при ответе на вопрос: «Изменилось ли ваше отношение к США после украинского кризиса и ввода санкций против России?» показали следующие результаты: да - 29 %, скорее да - 23 %, скорее нет - 17 %, нет - 22 %, затрудняюсь ответить - 9 %. В Московской области: да -29 %, скорее да - 26 %, скорее нет - 17 %, нет - 14 %, затрудняюсь ответить - 14 %.

Присутствовали такие комментарии к ответу: «изменилось отношение к правительству», «изменилось отношение к президенту» и т. п.

Следует отметить достаточно большую разницу между ответами учащихся из гимна-зий/лицеев и общеобразовательных школ Московской области. На основе опроса отчетливо видно, что на отношение старшеклассников из обычных школ украинский кризис и ввод санкций повлияли сильнее [1]. Такие тенденции можно связать с тем, что школьники из обычных подмосковных школ больше подвержены влиянию СМИ. Свыше

50 % респондентов отметили, что их отношение к США в той или иной степени изменилось после украинского кризиса и ввода санкций против России. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что причиной ухудшения отношений между Россией и США большинство респондентов видят именно в событиях на Украине и антироссийских санкциях. Можно предположить, что Донбасский кризис не просто способствовал негативизации отношения россиян к США, он вызвал консолидацию отечественной элиты и определенное патриотическое сплочение разрозненных групп россиян. Данный феномен для упрочнения легитимности собственного режима активно использовала власть.

* * *

Данные опроса показывают, что на мнение респондентов оказывает влияние территориальное проживание и классификация школы. Немаловажным фактором становится и доступность информации: жители отдаленных районов Московской области имеют проблемы с доступом к Интернету, пользуясь спутниковыми роутерами и мобильной сетью. Такое положение значительно ограничивает возможность использовать Интернет для образовательных целей и объективной политической аналитики. Что же касается москвичей, то для них Интернет давно стал обыденностью - московские школьники имеют широкие возможности для самообразования и получения новостей не только через телевидение или радио.

Давление политико-менеджерских манипуляций на сознание подрастающих россиян увеличилось по очевидной причине -из-за эскалации украинского кризиса и антироссийских санкций. В условиях возрастания информационной войны России с США и их партнёрами формирование собственной позиции у отечественных школьников попадает в незавидное положение между молотом американской пропаганды и наковальней российских масс-медиа. Именно поэтому можно фиксировать в России закономерную волну антизападных материалов, статей и видеороликов, которые так или иначе должны вызвать эмоциональную реакцию у россиян.

В условиях экономических санкций, роста цен и пропагандистской дуэли люди

108

Отношение к США учащихся школ Москвы и Московской области...

всё охотнее будут верить в образ врага. Заслуживает интереса тот факт, что россияне противопоставляют российскую демократию американской демократии. Согласно опросу Левада-центра, опубликованному 5 февраля 2015 г., большинство (49 %) респондентов уверены, что Россия является демократическим государством. Выигрывает у России только Германия: демократической её считают 52 % опрошенных, а вот США демократичными считают менее 43 % [4].

Россияне стали намного хуже относиться к США и американцам по сравнению с прошлыми годами. Появляется специфическая форма легитимации российского политического режима, выстраиваемая на основе создания конкурентного символа из Соединённых Штатов. Однако сохранению такой формы легитимации российской власти способствует и сама жёсткая американская политика и риторика Вашингтона по отношению к Москве. Власти США также создают «образ врага» из России для своего населения. Причем создают как готовый продукт массовой культуры для общества потребления. Серьёзным доказательством этого явления служит опрос, проведенный среди американцев, его целью являлось выяснение их мнения по поводу России. Этот недавний социологический опрос, проведённый Институтом Гэллапа, свидетельствует о том, что во мнениях американцев по отношению к Российской Федерации произошли кардинальные изменения [3]. Теперь впервые с начала 1990-х гг. большинство американских респондентов относят Россию к врагам их страны. Если в 2012 г. лишь 2 % американцев относили нашу страну к самым большим недругам США, то в 2015 г. 18 % американцев считают Россию самым большим врагом США (Северную Корею - лишь 15 %). Отношение элиты США к России и её власти накладывает отпечаток на американские средства массовой информации, газеты, радиопередачи, ток-шоу и американский интернет-сегмент.

Подводя итоги, заметим, что сетевые -информационно-манипулятивные - техники

политического менеджмента (создание «образа врага», негативизация имиджей политиков, муссирование темы провокаций, заговора, противопоставление культур, государств, избирательных, политических и партийных систем, политических режимов, пересмотр значения исторических фактов, информационная агрессия и т. п.), использующиеся Вашингтоном и Москвой, культивируют недоверие россиян и американцев друг к другу. Это, в свою очередь, создает благодатную почву для грядущих политических конфликтов.

Помимо этого, новейшие сетевые формы обеспечения легитимности российского режима подразумевают активное информационно-пропагандистское воздействие власти на отечественную молодежь посредством выстраивания «образа врага» из американского конкурента. По этой причине негати-визация образа США в информационнокоммуникационном поле России происходит в материалах, посвященных геополитическому противостоянию, санкционной политике и национальной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоров В. Г. и др. Украинский кризис 20132014: причины и последствия (Круглый стол) // Вестник Московского государственного областного университета : электронный журнал.

- 2014. - № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Как Вы в целом относитесь сейчас к США? [Левада-центр]. - URL: http://www.levada.ru/ 09-02-2015/mezhdunarodnye-otnosheniya (дата обращения: 25.03.2015).

3. Николаев К. Старый добрый враг. Американцы вновь считают, что Россия представляет угрозу для США // Новые известия. - 2015. -18 февраля.

4. Россия скорее демократична, чем нет [Левада-центр]. - URL: http://www.levada.ru/05-02-2015/rossiya-skoree-demokratichna-chem-net

( дата обращения : 25.03.2015).

5. Федорченко С. Н. Искусство политического менеджмента : монография. - М. : ИИУ МГОУ, 2013. - 200 с.

6. Федорченко С. Н. Двуликий Янус политического менеджмента // Обозреватель-Observer.

- 2014. - № 4.

7. Weber M. Economy and Society: An Outline of

an Interpretive Sociology : Translated by

G. Roth and C. Wittich. - Berkeley : University of California Press., 1978.

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.