Научная статья на тему 'Отношение к семейным ценностям'

Отношение к семейным ценностям Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1120
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / СЕМЬЯ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / БРАК / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / STUDENTS / FAMILY / CHILDREN / TEENAGERS / MARRIAGE / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Ольга Владимировна, Захарова Дарина Иннокентьевна

семья представляет собой систему социального функционирования человека. C 7 по 11 апреля 2017 г. было проведено анкетирование студентов СВФУ «Отношение молодежи к семейным ценностям». В исследовании участвовало 150 студентов СВФУ. Целью исследования является определение уровня готовности молодежи к семейной жизни и влияющих факторов на формирование семьи. Данный анализ показал, что большинство студентов не готовы вступить в брак и имеют не правильное представление о создании семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Григорьева Ольга Владимировна, Захарова Дарина Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

family is a system of a person’s social functioning. The article consists of the survey that was conducted April, 7–11, 2017, among students from NEFU: “Attitudes of teenagers to family values”. The study involved 150 students from NEFU. The aim of the research is to determine the level of teenagers’ readiness for family life and the factors affecting the creation of a new family. This analysis showed that most students are not ready to marry and have a wrong idea of ​​creating a family.

Текст научной работы на тему «Отношение к семейным ценностям»

УДК 316.356.2 DOI 10.21661/Г-462459

О.В. Григорьева, Д.И. Захарова, М.В. Данилова

ОТНОШЕНИЕ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ

Аннотация: семья представляет собой систему социального функционирования человека. C 7 по 11 апреля 2017 г. было проведено анкетирование студентов СВФУ «Отношение молодежи к семейным ценностям». В исследовании участвовало 150 студентов СВФУ. Целью исследования является определение уровня готовности молодежи к семейной жизни и влияющих факторов на формирование семьи. Данный анализ показал, что большинство студентов не готовы вступить в брак и имеют не правильное представление о создании семьи.

Ключевые слова: семья, брак, дети, молодежь, студенты, Республика Саха (Якутия).

O. V. Grigoryeva, D.I. Zakharova, M.V. Danilova ATTITUDE TO FAMILY VALUES

Abstract: family is a system of a person's social functioning. The article consists of the survey that was conducted April, 7-11, 2017, among students from NEFU: "Attitudes of teenagers to family values ". The study involved 150 students from NEFU. The aim of the research is to determine the level of teenagers ' readiness for family life and the factors affecting the creation of a new family. This analysis showed that most students are not ready to marry and have a wrong idea of creating a family.

Keywords: family, marriage, children, teenagers, students, Republic of Sakha (Yakutia).

Актуальность

Актуальность заключается в том, что на территории Республики Саха (Якутии) недостаточно разработана проблема готовности студентов к браку и семье,

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

учитывая, что в настоящее время в России отсутствуют общественные институты, готовые поддержать молодых людей в ответственный период брачно-се-мейной самореализации.

Введение

Семья представляет собой систему социального функционирования человека. Она находится в движении, меняется под воздействием социально-политических условий и в силу внутренних процессов своего развития.

Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости, так как именно в семье формируется личность человека, происходит овладение социальными ролями. В семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья стимулирует социальную и творческую активность, раскрывает индивидуальность [1].

Цели и задачи исследования

Цель исследования: определение уровня готовности молодежи к семейной жизни и выявление влияющих факторов на формирование семьи.

Задачи исследования:

1. Определить уровень готовности студентов к семейной жизни.

2. Выявить факторы, которые влияют на формирование семьи для студентов.

Материалы и методы исследования

C 7 по 11 апреля 2017 г. было проведено анкетирование студентов «Отношение молодежи к семейным ценностям».

Объект исследования - студенты - активисты СВФУ имени М. К. Аммо-

сова.

Методы исследования: анкетирование. Исследование было анонимным. На испытуемых не оказывалось никакого давления и принуждения. Каждый из них имел право выбора участвовать или не участвовать в исследовании [2].

Предмет исследования - отношение к семейным ценностям, определение представлений о семье.

Результаты исследования

В анонимном анкетировании приняли участие 150 респондентов. Возраст от 17 до 22 лет, средний возраст - 19 лет. 69,2% опрошенных женского пола и 30,8% - мужского. Опрашивались студенты с I по V курсы: I - 20%; II - 45%; III - 25%; IV - 7%; V - 3%.

Большинство респондентов не состоят в браке (93%), 5% сожительствуют и лишь 2% замужем(женаты).

На вопрос о том, собираются ли они вступать в официальный брак 52% ответили «Да», 44%, «Нет», а 4% затруднились ответить.

К сожительству, по мнению наших опрошенных людей, положительно относятся 34%, нейтрально - 58%, отрицательно - 8%.

Все чаще молодые люди оттягивают возраст для создания семьи. По результатам анкетирования 68% считают возраст от 26 до 30 лет оптимальным, в то время как 30% считают, что необходимо создавать семья от 18 до 25 лет; лишь 2% считают, что семья должна быть создана после 30 лет. В качестве предпочтительного возраста создания семьи были названы 26-30 лет (68%), 18-25 года (30%), 30 лет и старше (2%).

Наиболее популярными ответами на вопрос «Какие причины являются основными для Вас, чтобы вступить в официальный брак?» стали ответы: 1. Желание создать семью; 2. Любовь; 3. Желание иметь детей.

По мнению студентов (89%), семьи, в которых супруги имеют разные национальности, могут быть крепкими и счастливыми; в то время как 11% думают обратное.

Следуют традициям и просят согласие у родителей на вступление в брак 15% опрошенных, 80% студентов считают это лишь желательным моментом, 5% не требуют согласия.

Наши опрошенные студенты считают, что достаточным основанием для развода являются: отсутствие любви и взаимопонимания (67%), супружеские измены (89%) и аморальное поведение супругов (72%).

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

62% студентов охарактеризовали свои семейные отношения как демократические, 21% живут в матриархате, а 17% следуют патриархату.

Для нынешнего поколения семейная жизнь их родителей является образцом - 63%, но таким не является для 19% студентов. 18% затруднились ответить на этот вопрос.

70% студентов росли в полных семьях, 30% - в неполных.

Среди опрошенных у 15% имеются дети в среднем возрасте 1-2 года, у 85% отсутствуют дети.

Довольно значительная часть студентов указала, что оптимальным в семье является 2-3 детей - 91%, в то время 9% не планируют иметь детей вообще.

По мнению респондентов, семью должен обеспечивать муж - 50%, жена -4%, совместно - 46%.

Приоритетом в жизни для опрошенных студентов являются: любовь, семья, здоровье, образование.

Семейные ценности наиболее значимые для респондентов - забота друг о друге, взаимоуважение, поддержка; доверие, сходство во взглядах, взаимопонимание.

Вывод

По результатам исследования выяснилось, что большинство студентов не готовы вступить в брак и имеют не правильное представление о создании семьи. Студенты создают семьи в основном по причине большой любви, желания иметь детей и доверительных отношений друг к другу.

Список литературы

1. Атаманова Г.И. Изучение социально-психологической готовности студентов к созданию семьи / Г.И. Атаманова // Вестник. Педагогические науки. -2014. - №4. - С. 42-43.

2. Взаимодействие муниципальных дошкольных образовательных учреждений с семьей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru

Григорьева Ольга Владимировна - студентка ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Россия, Якутск.

Grigoryeva Olga Vladimirovna - student FSAEI of HE "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University", Russia, Yakutsk.

Захарова Дарина Иннокентьевна - студентка ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Россия, Якутск.

Zakharova Darina Innokentyevna - student FSAEI of HE "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University", Russia, Yakutsk.

Данилова Марина Вадимовна - ассистент, старший преподаватель, декан ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Россия, Якутск.

Danilova Marina Vadimovna - assistant, senior lecturer, dean FSAEI of HE "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University", Russia, Yakutsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.