УДК 316.356.2 DOI 10.21661/Г-462459
О.В. Григорьева, Д.И. Захарова, М.В. Данилова
ОТНОШЕНИЕ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ
Аннотация: семья представляет собой систему социального функционирования человека. C 7 по 11 апреля 2017 г. было проведено анкетирование студентов СВФУ «Отношение молодежи к семейным ценностям». В исследовании участвовало 150 студентов СВФУ. Целью исследования является определение уровня готовности молодежи к семейной жизни и влияющих факторов на формирование семьи. Данный анализ показал, что большинство студентов не готовы вступить в брак и имеют не правильное представление о создании семьи.
Ключевые слова: семья, брак, дети, молодежь, студенты, Республика Саха (Якутия).
O. V. Grigoryeva, D.I. Zakharova, M.V. Danilova ATTITUDE TO FAMILY VALUES
Abstract: family is a system of a person's social functioning. The article consists of the survey that was conducted April, 7-11, 2017, among students from NEFU: "Attitudes of teenagers to family values ". The study involved 150 students from NEFU. The aim of the research is to determine the level of teenagers ' readiness for family life and the factors affecting the creation of a new family. This analysis showed that most students are not ready to marry and have a wrong idea of creating a family.
Keywords: family, marriage, children, teenagers, students, Republic of Sakha (Yakutia).
Актуальность
Актуальность заключается в том, что на территории Республики Саха (Якутии) недостаточно разработана проблема готовности студентов к браку и семье,
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
учитывая, что в настоящее время в России отсутствуют общественные институты, готовые поддержать молодых людей в ответственный период брачно-се-мейной самореализации.
Введение
Семья представляет собой систему социального функционирования человека. Она находится в движении, меняется под воздействием социально-политических условий и в силу внутренних процессов своего развития.
Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости, так как именно в семье формируется личность человека, происходит овладение социальными ролями. В семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья стимулирует социальную и творческую активность, раскрывает индивидуальность [1].
Цели и задачи исследования
Цель исследования: определение уровня готовности молодежи к семейной жизни и выявление влияющих факторов на формирование семьи.
Задачи исследования:
1. Определить уровень готовности студентов к семейной жизни.
2. Выявить факторы, которые влияют на формирование семьи для студентов.
Материалы и методы исследования
C 7 по 11 апреля 2017 г. было проведено анкетирование студентов «Отношение молодежи к семейным ценностям».
Объект исследования - студенты - активисты СВФУ имени М. К. Аммо-
сова.
Методы исследования: анкетирование. Исследование было анонимным. На испытуемых не оказывалось никакого давления и принуждения. Каждый из них имел право выбора участвовать или не участвовать в исследовании [2].
Предмет исследования - отношение к семейным ценностям, определение представлений о семье.
Результаты исследования
В анонимном анкетировании приняли участие 150 респондентов. Возраст от 17 до 22 лет, средний возраст - 19 лет. 69,2% опрошенных женского пола и 30,8% - мужского. Опрашивались студенты с I по V курсы: I - 20%; II - 45%; III - 25%; IV - 7%; V - 3%.
Большинство респондентов не состоят в браке (93%), 5% сожительствуют и лишь 2% замужем(женаты).
На вопрос о том, собираются ли они вступать в официальный брак 52% ответили «Да», 44%, «Нет», а 4% затруднились ответить.
К сожительству, по мнению наших опрошенных людей, положительно относятся 34%, нейтрально - 58%, отрицательно - 8%.
Все чаще молодые люди оттягивают возраст для создания семьи. По результатам анкетирования 68% считают возраст от 26 до 30 лет оптимальным, в то время как 30% считают, что необходимо создавать семья от 18 до 25 лет; лишь 2% считают, что семья должна быть создана после 30 лет. В качестве предпочтительного возраста создания семьи были названы 26-30 лет (68%), 18-25 года (30%), 30 лет и старше (2%).
Наиболее популярными ответами на вопрос «Какие причины являются основными для Вас, чтобы вступить в официальный брак?» стали ответы: 1. Желание создать семью; 2. Любовь; 3. Желание иметь детей.
По мнению студентов (89%), семьи, в которых супруги имеют разные национальности, могут быть крепкими и счастливыми; в то время как 11% думают обратное.
Следуют традициям и просят согласие у родителей на вступление в брак 15% опрошенных, 80% студентов считают это лишь желательным моментом, 5% не требуют согласия.
Наши опрошенные студенты считают, что достаточным основанием для развода являются: отсутствие любви и взаимопонимания (67%), супружеские измены (89%) и аморальное поведение супругов (72%).
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
62% студентов охарактеризовали свои семейные отношения как демократические, 21% живут в матриархате, а 17% следуют патриархату.
Для нынешнего поколения семейная жизнь их родителей является образцом - 63%, но таким не является для 19% студентов. 18% затруднились ответить на этот вопрос.
70% студентов росли в полных семьях, 30% - в неполных.
Среди опрошенных у 15% имеются дети в среднем возрасте 1-2 года, у 85% отсутствуют дети.
Довольно значительная часть студентов указала, что оптимальным в семье является 2-3 детей - 91%, в то время 9% не планируют иметь детей вообще.
По мнению респондентов, семью должен обеспечивать муж - 50%, жена -4%, совместно - 46%.
Приоритетом в жизни для опрошенных студентов являются: любовь, семья, здоровье, образование.
Семейные ценности наиболее значимые для респондентов - забота друг о друге, взаимоуважение, поддержка; доверие, сходство во взглядах, взаимопонимание.
Вывод
По результатам исследования выяснилось, что большинство студентов не готовы вступить в брак и имеют не правильное представление о создании семьи. Студенты создают семьи в основном по причине большой любви, желания иметь детей и доверительных отношений друг к другу.
Список литературы
1. Атаманова Г.И. Изучение социально-психологической готовности студентов к созданию семьи / Г.И. Атаманова // Вестник. Педагогические науки. -2014. - №4. - С. 42-43.
2. Взаимодействие муниципальных дошкольных образовательных учреждений с семьей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru
Григорьева Ольга Владимировна - студентка ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Россия, Якутск.
Grigoryeva Olga Vladimirovna - student FSAEI of HE "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University", Russia, Yakutsk.
Захарова Дарина Иннокентьевна - студентка ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Россия, Якутск.
Zakharova Darina Innokentyevna - student FSAEI of HE "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University", Russia, Yakutsk.
Данилова Марина Вадимовна - ассистент, старший преподаватель, декан ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Россия, Якутск.
Danilova Marina Vadimovna - assistant, senior lecturer, dean FSAEI of HE "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University", Russia, Yakutsk.