Научная статья на тему 'Отношение к правоохранительным органам и их деятельности(на примере Республики Беларусь)'

Отношение к правоохранительным органам и их деятельности(на примере Республики Беларусь) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение к правоохранительным органам и их деятельности(на примере Республики Беларусь)»

ОТНОШЕНИЕ К ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

В. Г. Стуканов

Аннотация: в статье изложены результаты эмпирического исследования представлений законопослушных граждан и осужденных о милиции и суде, а также отношения населения к выполнению гражданского долга по поддержанию правопорядка. С учетом выявленных дефектов правосознания, сформулированы психологические задачи и направления деятельности по формированию у населения адекватного отношения к правоохранительным органам.

Ключевые слова: правосознание, социально-правовое поведение, правопорядок, правоохранительные органы, милиция.

Summary: the article presents the results of an empirical study of representations of law-abiding citizens and convicted on the police and courts, as well as attitudes to fulfill their civic duty to maintain law and order. In view of the identified defects of justice, psychological formulated objectives and activities on the formation of the population of an adequate attitude to the law enforcement authorities.

Keywords: legal sense, social legal behavior, law and order, police.

Отношение населения к правоохранительным органам, в первую очередь к милиции и суду, является одним из основных элементов правосознания, детерминирующих социально-правовое поведение людей. При этом характер этих отношений определяет

уровень правовой активности граждан в поддержании правопорядка.

Осуществляя изучение отношения населения Республики Беларусь к органам правопорядка, мы поставили перед собой задачу не только конкретизировать характер данных отношений, но и выявить причины актуального отношения к ним, а также сформулировать психологические задачи и направления деятельности по формированию к милиции и суду адекватного отношения.

Основу выборки ^ — 1206) составили законопослушные граждане, наиболее активные в юридически значимом поведении (мужчины в возрасте 18-50 лет), а также осужденные, отбывающие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы МВД Республики Беларусь. Методы исследования: опрос посредством авторской анкеты; дискуссионные фокус-группы; ассоциации; контент-анализ специализированных страниц, посвященных правоохранительной тематике, наиболее популярных у населения Республики Беларусь интернет-сайтов опПпеп.Ьу и ЬАЬу.

Отношение населения к правоохранительным органам и их деятельности выражается следующими базовыми оценочными представлениями (суждениями):

1) представления об уровне правопорядка в стране и, как следствие, наличие либо отсутствие у граждан состояния безопасности от преступных посягательств;

2) представления об уровне раскрываемости преступлений (социально-правовые ожидания населения; реализация принципа неотвратимости наказания);

3) оценка морально-деловых качеств сотрудников правоохранительных органов, в первую очередь милиции (добросовестность, отзывчивость, профессионализм, соблюдение законности, уровень коррумпированности и

др.);

4) степень доверия к правоохранительным органам;

5) отношение к выполнению гражданского долга по поддержанию правопорядка.

Эмпирическим исследованием мы охватили все пять оценочных представлений.

Результаты и выводы исследования

1. Отношение к органам правопорядка.

Результаты исследования свидетельствуют, что отношение населения к правоохранительным органам и их деятельности в целом отрицательное, в

общественном правосознании в отношении органов правопорядка, в первую очередь милиции и суда, сформированы отрицательные стереотипы.

Так, 80,0 % законопослушных граждан и 73,7 % преступников считают, что «в милиции профессионалов меньшинство» либо «там работают неудачники». Оценивая личностные качества сотрудников милиции, респонденты, как правило, указывали на их враждебность, грубость, некомпетентность, нечестность.

У населения сложился устойчивый стереотип о том, что милиция постоянно нарушает законодательство: так считает 63,0 % законопослушных опрошенных и 44,1 % осужденных. Более позитивное восприятие суда (табл. 1).

У большинства опрошенных сформирован стереотип о коррумпированности представителей правоохранительных органов. Так, более трети пра-вопослушных граждан считают, что все сотрудники милиции (36,8 %) и судьи (30,4 %) берут взятки. Нами были изучены представления об уровне коррумпированности других представителей органов власти, а также работников бюджетной сферы. Восприятие степени кор-

Таблица 1

Оценка соблюдения требований законодательства сотрудниками ОВД и судом

№ п/п Респонденты Соблюдение милицией законодательства, % Соблюдение судом законодательства, %

неукоснительно как правило нарушения вполне присущи нарушают часто не знаю неукоснительно как правило нарушения вполне присущи нарушают часто не знаю

1 Законопослушные граждане 1,6 20,7 45,4 17,6 10,7 19,3 25,9 37,7 8,5 8,1

2 Осужденные 9,7 27,3 26,9 17,2 13,4 14,5 30,3 17,7 18,3 15,1

румпированности чиновников, врачей, педагогов кардинально не отличается от восприятия степени коррумпированности милиции и судей. Это свидетельствует в целом об отсутствии должного авторитета и уважения к представителям власти.

В итоге большинство законопослушных граждан не доверяют милиции и лишь 25,6 % доверяют, еще меньше — 17,2 % респондентов — доверяют суду (табл. 2).

Отсутствие доверия к правоохранительным органам продуцирует у населения сомнения относительно способности власти стоять на страже интересов граждан. Это является причиной того, что только 6,9 % законопослушных граждан убеждены в том, что милиция всегда готова оказать им помощь.

Такое отношение к милиции подтвердили и результаты контент-анализа интернет-форумов («А нужно ли помогать милиции?» на опПпеп.Ьу и «Как вы относитесь к белорусской милиции?» на Ш^Ьу). Так, 65,1 % постов содержат отрицательную оценку сотрудникам милиции и их деятельности, 19,3 % — противоречивую (отмечаются и положительные и отрицательные стороны в работе правоохранительных органов) и лишь

15,6 % форумчан положительно характеризуют сотрудников милиции, благодарят их за помощь и т. д.

Результаты исследования с помощью метода ассоциаций свидетельствуют, что положительные и отрицательные реакции на проективный раздражитель «милиция» у законопослушных граждан ^ — 173) распределились практически равномерно (48,1 и 44,7 % соответственно), в свою очередь, у осужденных ^ — 177) доминируют негативные реакции (65,9 %), которые в основном касаются нарушений законности и коррупции среди сотрудников ОВД и их личностных характеристик.

Отрицательное отношение к правоохранительным органам обусловливает негативную оценку криминогенной ситуации в стране. Так, в условиях существенного улучшения в последние годы криминогенной обстановки в Республике Беларусь (рис. 1) большая часть населения, ощущая состояние безопасности от преступных посягательств (79,6 %; табл. 3), негативно оценивает уровень правопорядка: 60,6 % считают, что в обществе совершается много преступлений. При достаточно высоком по европейским меркам проценте раскрываемости преступлений в Республике Бе-

Таблица 2

Уровень доверия к милиции и суду

№ п/п Респонденты Уровень доверия к милиции, % Уровень доверия к суду, %

доверяют не в полной мере не доверяют доверяют не в полной мере не доверяют

1 Законопослушные граждане 25,6 48,8 21,9 17,2 64,5 14,3

2 Осужденные 7,6 44,3 40,4 12,9 46,4 31,9

250000 200 000 150000 100 000 50000 0

2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год

Рис. 1. Количество зарегистрированных преступлений в Республике Беларусь в 2005-2012 гг.

ларусь в общественном правосознании сформирован негативный стереотип о том, что большинство преступников уходят от наказания, а государство в лице правоохранительных органов не справляется с преступностью. Так, лишь 20,0 % законопослушных респондентов считают, что большинство преступников будут изобличены и наказаны. Именно этим можно объяснить, что респонденты в большинстве своем негативно оценивают уровень правопорядка в обществе, а также считают, что органы правопорядка ничего не делают для улучшения криминогенной ситуации в стране, слабо раскрывают преступления.

Одним из результатов того или иного отношения к органам правопорядка выступает отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка и оказанию помощи в охране имущества, поимке преступника, предупреждению преступления и т. д. В ходе опроса нами установлено, что только 28,6 % респондентов готовы оказывать помощь милиции в поддержании правопорядка, не выдвигая при этом никаких условий, 21,7 % — отказываются помогать сотрудникам ОВД. Это в целом соотносится с уровнем до-

верия населения к милиции. Определенная часть населения готовы принять активное участие в поддержании правопорядка, но при условии, что «об этом никто не узнает» — 3,7 %, «если не будет неприятностей» — 24,9 %, «если мне это будет выгодно» — 13,5 %.

Таким образом, отношение к правоохранительным органам прямо влияет на позицию населения оказывать помощь сотрудникам ОВД или нет. Положительное отношение к милиции является условием высокой гражданской активности в поддержании правопорядка. И наоборот, отрицательное отношение к правоохранительным органам выступает основной причиной отказа в оказании им помощи.

2. Причины отрицательного отношения к органам правопорядка.

В целях изучения причин отрицательного отношения населения к милиции мы использовали метод дискуссионных фокус-групп, а также контент-анализ специализированных страниц интернет-сайтов, посвященных правоохранительной тематике (опПпеп.Ьу и ЬАЬу). В ходе управляемого проблемного обсуждения этого вопроса в фокус-группах и с помощью контент-анализа указанных форумов причины (негативные стереотипы)

Таблица 3

Ощущение безопасности от преступных посягательств

№ п/п Респонденты «Вы находитесь в безопасности от преступных посягательств»

Обычно, да Часто Редко Обычно, нет

1 Законопослушные граждане 63,2% 16,4% 13,5% 5,8%

2 Осужденные 56,5% 12,7% 14,7% 10,7%

отрицательного отношения к правоохранительным органам, в первую очередь милиции, были ранжированы следующим образом.

На первом месте находится укоренившийся в правовом сознании людей стереотип о беззаконии в деятельности правоохранительных органов и нарушении прав граждан: избиение граждан, пытки, незаконные задержания, преследования, незаконные судебные решения, оскорбления, подделка доказательств, покрывательство друг друга и т. д.

На втором месте, по мнению респондентов, — отсутствие со стороны представителей органов правопорядка реальной помощи в случае совершения преступления, волокита, бюрократизм, некомпетентность, обвинительный уклон в работе с гражданами. В эту же группу причин можно отнести отсутствие культуры поведения, грубость, а также неряшливый внешний вид сотрудника милиции.

Третей причиной отрицательного отношения к органам правопорядка является негативный стереотип о широкой распространенности коррупции среди сотрудников, особенно среди руководителей ОВД. В подтверждение участниками фокус-групп приводились резонансные уголовные дела последних лет с обвиняемыми из числа выскопоставлен-

ных чиновников МВД, примеры увольнения сотрудников милиции из органов внутренних дел по отрицательным мотивам, в том числе двух заместителей министра внутренних дел.

Четвертой причиной участниками фокус-групп было названо выполнение органами правопорядка несвойственных для них функций, а именно выполнение политических задач по участию в разгоне демонстраций, незаконное преследование неугодных для власти лиц, оппозиционных политических деятелей, политическая слежка, вынесение судебных решений в угоду власти и т. д.

Пятая причина отрицательного отношения к правоохранительным органам — наличие у сотрудников силового блока необоснованных социальных льгот и высоких зарплат («квартиры получают бесплатно либо под бесплатные кредиты», «у участкового зарплата более тысячи долларов» и т. д.).

Шестая причина — представления населения о том, что в Беларуси высокая численность милиции, на которую из бюджета расходуется много средств.

И лишь на последнем, седьмом месте отрицательного отношения к милиции, находится неэффективная борьба с преступностью.

3. Средства информационного воздействия на правовое сознание граждан.

Таблица 4

Психолого-педагогические задачи информационного потока и направления деятельности по формированию позитивного имиджа правоохранительных органов

№ п/п Психолого-педагогические задачи Направления деятельности (через СМИ, конференции, круглые столы и т. д.)

1 Укрепление в правовом сознании положительных представлений и ценностной значимости правоохранительной системы, в первую очередь милиции и суда - разъяснение, какие задачи и функции в разъяснение значимости и необходимости правоохранительных органов для стабильного функционирования общества и благополучия каждого гражданина; - разрушение в общественном мнении стереотипа об ОВД как структуры, обеспечивающей безопасность только политической и государственной элиты общества; - разрушение стереотипа о правоохранительных органах как о структуре, в которой мало профессионалов, сотрудники которых постоянно нарушают законодательство и коррумпированы; - соответствии с законом выполняют ОВД, в том числе по обеспечению общественного порядка при проведении массовых мероприятий политического характера; - позиционирование милиции как не карательного органа, а защищающего, оказывающего помощь, действий суда — как восстанавливающего справедливость и т. д.

2 Формирование в правовом сознании ценностной значимости сотрудника правопорядка, позитивного, эмоционально привлекательного образа сотрудника ОВД - формирование образа сотрудника ОВД как компетентного, порядочного, благородного, строго следующего букве закона; - культивирование эмоционально привлекательного образа сотрудника ОВД, который всегда придет на помощь, защитит (дяди Степы из произведения С. Михалкова «Дядя Степа — милиционер», 1954 г.); - постоянное освещение фактов оказания сотрудниками ОВД помощи населению, не связанной с исполнением профессиональных обязанностей (спасение утопающего, при пожаре, оказание своевременной первой медицинской помощи и т. д.); - подготовка репортажей о тяжелых повседневных буднях сотрудников ОВД; - информирование о системе жесткого профессионального отбора в целях внушения мысли о том, что в органах правопорядка служат лучшие из лучших и т. д.

3 Разрушение убеждений о широкой распространенности в обществе противоправных деяний - своевременное информирование населения о раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, особенно вызвавших общественный резонанс, либо если объектом преступного посягательства были дети, старики, беременные женщины, инвалиды; - информирование населения об ухудшающейся криминогенной обстановке в других странах, отсутствия безопасности от преступных посягательств в вечернее время; - позиционирование милиции в качестве главного защитника от растущей преступности и т. д.

4 Формирование общественного мнения (представлений, убеждений) о постоянно усиливающейся борьбы с преступностью - постоянное информирование общественности о благоприятных тенденциях в борьбе с преступностью; - систематическое опубликование данных, свидетельствующих об улучшении криминогенной обстановки в регионе, стране; - укрепление уверенности населения в том, что милиция действует эффективно, добивается максимума с точки зрения вложенных в нее бюджетных затрат и имеющихся у нее сил и средств и пр.

5 Формирование представлений о реальной реализации в стране принципа неотвратимости наказания, эффективно осуществляемой государством борьбы с преступностью - широкое освещение фактов привлечения к уголовной ответственности преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, особенно вызвавших общественный резонанс; - информирование о поимке и наказании преступников, совершающих наиболее распространенные преступления (квартирные, карманные кражи, угон автотранспортных средств и др.), а также коррупционные преступления; - в каждом материале (репортаже) подчеркивать тезис о неотвратимости наказания и т. д.

6 Закрепление представлений (убеждений, ощущений) о состоянии безопасности от преступных посягательств, которые испытывают граждане - в информационных материалах формировать уверенность населения в возможности всегда и при любых обстоятельствах получить помощь со стороны сотрудников ОВД; - широко информировать граждан об улучшении криминогенной ситуации; - информировать о мерах, направленных на повышение эффективность работы с обращениями граждан, свое-временного выбывания на место преступлений и т. д.

7 Формирование положительного отношения к участию в поддержании правопорядка, пресечению преступных посягательств, оказания помощи работникам правоохранительных органов в изобличении виновных - разъяснение важности и необходимости партнерских отношений милиции и населения в профилактике правонарушений; - регулярное освещение фактов оказания помощи граждан сотрудникам милиции в раскрытии преступлений, задержании преступника, защиты жизни и здоровья потерпевшего от преступного посягательства и т. д.; - в каждом подобном материале необходимо подчеркивать, что в конечном итоге оказана помощь конкретным людям, а не только милиции

Основными средствами информационного воздействия на правовое сознание граждан и формирование соответствующего отношения к правоохранительным органам и их деятельности являются (в порядке убывания): телевидение, сеть Интернет, личные наблюдения и опыт, печатные газеты, радио, а также общение в семейном кругу и с товарищами. Практически аналогичные информационные источники доминируют у осужденных, за исключением сети Интернет (в силу отсутствия возможности им пользоваться в условиях отбывания наказания).

4. Психологические задачи и направления деятельности по формированию адекватного отношения к правоохранительным органам.

Мы отмечали, что отношение к правоохранительным органам — один из основных элементов правосознания, детерминирующих социально-правовое поведение людей. В связи с этим одной из задач государства является формирование адекватного отношения к милиции, суду, прокуратуре, следственному комитету, органам государственной безопасности в целях повышения доверия ко всей правоохранительной системе, что, в свою очередь, станет основой увеличения базовой поддержки всей политической системы. На основании этого важнейшим направлением данной деятельности выступает налаживание должного взаимодействия, в первую очередь милиции и населения, а также организация систематического квали-

фицированного информационного потока на общественное правовое сознание.

Во-первых, необходимо формирование системы конструктивного взаимодействия населения и милиции, которое, как свидетельствует опыт развитых стран Европы и Америки, существенно повышает эффективность борьбы с преступностью, а также авторитет органов правопорядка. Данные отношения в системе «население-милиция» необходимо организовывать на партнерской основе, что повысит степень удовлетворенности работой милиции, улучшит доверие ко всей правоохранительной системе, будет стимулировать население оказывать ей всемерное содействие.

Во-вторых, улучшению имиджа, в первую очередь милиции, будет способствовать установление конструктивных отношений с неправительственными общественными организациями (НПО) в целях организации информационно-психологического воздействия на общественное мнение посредством проведения различного рода семинаров, конференций, круглых столов на правоохранительную тематику, издания специальной литературы и т. д. В последующем надо привлекать НПО для организации общественного контроля за деятельностью милиции.

В-третьих, формирование позитивного имиджа правоохранительного ведомства невозможно без установления нормальных (конструктивных) отношений со средствами массовой информации, в том числе негосударственными, и организации постоянного взаимодействия с ними. Отсутствие необходимых отношений со СМИ приводит к формированию негативного имиджа милиции, суда и т. д. И наоборот, позитивные отно-

шения, в первую очередь с наиболее популярными государственными и негосударственными средствами массовой информации, могут оказать серьезную помощь в повышении степени удовлетворенности граждан деятельностью правоохранительных органов и доверия к ним.

В-четвертых, используя местные и республиканские СМИ (государственные и негосударственные) и сеть Интернет, необходимо организовать непрерывно действующий информационный поток на правовое сознание граждан. Сформулируем основные психолого-педагогические задачи информационного потока по формированию позитивного, конструктивного отношения к правоохранительным органам, коррекции восприятия и оценки состояния правопорядка в обществе (табл. 4).

И в-пятых, в рамках информационного потока на общественное правовое сознание должна быть налажена система контрпропаганды — опровержения негативной информации о правоохранительных органах и их сотрудниках. Контрпропаганда должна: быть своевременной; носить упреждающий характер, препятствовать распространению слухов; быть аргументированной; отличаться спокойствием и уверенностью; распространяться по всем основным каналам СМИ; доводиться авторитетными в глазах населения источниками. При ее организации желательно привлекать независимых журналистов с возможностью посещения тех объектов, деятельность которых подвержена необоснованной критике.

Таким образом, в целях улучшения имиджа правоохранительных органов необходим комплекс мер организационно-правового и практиче-

ского характера, который должен сопровождаться налаживанием партнерского взаимодействия населения и милиции, конструктивных отношений со СМИ и неправительственными общественными объединениями, формированием обще-

ственного контроля за деятельностью органов правопорядка, а также организацией систематического квалифицированного информационного потока на общественное правовое сознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.