Научная статья на тему 'Отношение к полиции представителей разных социально-демографических групп населения (по материалам Нижегородского региона)'

Отношение к полиции представителей разных социально-демографических групп населения (по материалам Нижегородского региона) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1404
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПОЛИЦИЯ / ЖЕРТВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ГЕНДЕР / КРИМИНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / PUBLIC OPINION / POLICE / VICTIM OF CRIME / GENDER / CRIMINAL INFLUENCE / CRIMINALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Глухова Анна Анатольевна, Иудин Александр Анатольевич, Шпилев Дмитрий Анатольевич

Введение. Большинство исследований о деятельности полиции в Нижегородском регионе носят заказной характер, поэтому актуально выявление действительно существующих проблем взаимоотношения населения и полиции. Цель статьи определить реальные характеристики и особенности взаимодействия граждан и полиции на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Материалы и методы. Основу исследования составляют материалы социологических исследований, проводимых в 2016-2017 гг. Использованы общенаучные (анализ, системно-структурный подход к анализу объекта исследования) и частнонаучный методы (анкетирование жителей Нижегородской обл.), а также аспекты результатов исследований, связанные с социально-демографическими и поселенческими характеристиками отношения населения к полиции. Результаты исследования. В процессе анализа определены факторы, оказывающие наибольшее влияние на отношение населения региона к правоохранительным органам, на готовность граждан взаимодействовать с полицией, сообщать в правоохранительные органы о преступлениях, свидетелями или жертвами которых стали жители Нижегородского региона. Проанализированы социально-демографические характеристики лояльных и нелояльных респондентов по отношению к полиции, выявлены корреляции пола, возраста, образования, местожительства респондента с отношением людей к полиции. Обнаружена необходимость в выработке практических рекомендаций и предложений по корректировке работы территориальных органов Министерства внутренних дел с целью повышения уровня доверия к ним со стороны населения. Обсуждение и заключения. Практическая значимость полученных результатов заключается в выработке практических рекомендаций и предложений по корректировке работы территориальных органов Министерства внутренних дел с целью повышения уровня доверия к ним со стороны населения и формирования положительного образа сотрудников правоохранительных органов. Статья будет полезна сотрудникам полиции, социологам, криминологам, работникам городских и районных администраций, исследователям и общественным деятелям, занимающимся подобными проблемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Глухова Анна Анатольевна, Иудин Александр Анатольевич, Шпилев Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitudes of Representatives of Different Socio-Demographic Population Groups towards the Police (Based on the Materials of the Survey Conducted in the Nizhny Novgorod Region)

Introduction. Most studies on the work of the police in the Nizhny Novgorod Region are custom-made, so it is important to identify the really existing problems of the relationship between the population and the police. The purpose of the article is to identify the real characteristics and peculiarities of interaction between citizens and the police in the territory of Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod Region. Materials and Methods. The research was based on the materials of sociological research conducted in 2016-2017. The general scientific methods (analysis, systemic and structural approach to the analysis of the research object) and specific scientific ones (survey of residents of the Nizhny Novgorod region) were used, as well as aspects of research results related to the socio-demographic and settlement characteristics of the attitude of the population towards the police. Results. The performed analysis allowed to identify the factors that have the most impact on the attitudes of the population of the region towards law enforcement agencies, on the willingness of citizens to interact with the police, to report to the law enforcement on the crimes which residents of the Nizhny Novgorod Region witnessed or were victims of. The socio-demographic characteristics of respondents loyal and disloyal to the police were analyzed. The study revealed the correlation between sex, age, education, the place of residence of the respondents and their attitudes towards the police. It was found necessary to develop practical recommendations and proposals for adjusting the work of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs in order to increase the level of public confidence in them. Discussion and Conclusions. The results obtained are of practical significance as practical recommendations were developed and proposals were formulated for adjusting the work of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs with the aim of increasing the level of public confidence in them and forming a positive image of law enforcement officers. The article will be useful to police officers, sociologists, criminologists, employees of city and district administrations, researchers and public figures dealing with similar issues.

Текст научной работы на тему «Отношение к полиции представителей разных социально-демографических групп населения (по материалам Нижегородского региона)»

УДК 316.4 http://regionsar.ru

ISSN 2587-8549 (Print)

DOI: 10.15507/2413-1407.103.026.201802.384-407 ISSN 2413-1407 (Online)

Отношение к полиции представителей разных социально-демографических групп населения (по материалам Нижегородского региона)

¿1

Д. А. Шпилев1*

1ФГКОУ ВО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нижний Новгород, Россия), *зкрИеу72@таИ ги 2 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород, Россия)

Введение. Большинство исследований о деятельности полиции в Нижегородском регионе носят заказной характер, поэтому актуально выявление действительно существующих проблем взаимоотношения населения и полиции. Цель статьи - определить реальные характеристики и особенности взаимодействия граждан и полиции на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Материалы и методы. Основу исследования составляют материалы социологических исследований, проводимых в 2016-2017 гг. Использованы общенаучные (анализ, системно-структурный подход к анализу объекта исследования) и частнонаучный методы (анкетирование жителей Нижегородской обл.), а также аспекты результатов исследований, связанные с социально-демографическими и поселенческими характеристиками отношения населения к полиции.

Результаты исследования. В процессе анализа определены факторы, оказывающие наибольшее влияние на отношение населения региона к правоохранительным органам, на готовность граждан взаимодействовать с полицией, сообщать в правоохранительные органы о преступлениях, свидетелями или жертвами которых стали жители Нижегородского региона. Проанализированы социально-демографические характеристики лояльных и нелояльных респондентов по отношению к полиции, выявлены корреляции пола, возраста, образования, местожительства респондента с отношением людей к полиции. Обнаружена необходимость в выработке практических рекомендаций

© Глухова А. А., Иудин А. А., Шпилев Д. А., 2018

А. А. Глухова1 А. А. Иудин2

и предложений по корректировке работы территориальных органов Министерства внутренних дел с целью повышения уровня доверия к ним со стороны населения. Обсуждение и заключения. Практическая значимость полученных результатов заключается в выработке практических рекомендаций и предложений по корректировке работы территориальных органов Министерства внутренних дел с целью повышения уровня доверия к ним со стороны населения и формирования положительного образа сотрудников правоохранительных органов. Статья будет полезна сотрудникам полиции, социологам, криминологам, работникам городских и районных администраций, исследователям и общественным деятелям, занимающимся подобными проблемами.

Ключевые слова: общественное мнение, полиция, жертва преступления, гендер, криминальное воздействие, преступность

Attitudes of Representatives of Different Socio-Demographic Population Groups towards the Police (Based on the Materials of the Survey Conducted in the Nizhny Novgorod Region)

A. A. Glukhova", A. A. Iudinb, D. A. Shpilev"*

aNizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nizhny Novgorod, Russia), *shpilev72@mail. ru bLobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russia)

Introduction. Most studies on the work of the police in the Nizhny Novgorod Region are custom-made, so it is important to identify the really existing problems of the relationship between the population and the police. The purpose of the article is to identify the real characteristics and peculiarities of interaction between citizens and the police in the territory of Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod Region.

Materials and Methods. The research was based on the materials of sociological research conducted in 2016-2017. The general scientific methods (analysis, systemic and structural approach to the analysis of the research object) and specific scientific ones (survey of residents of the Nizhny Novgorod region) were used, as well as aspects of research results related to the socio-demographic and settlement characteristics of the attitude of the population towards the police.

Results. The performed analysis allowed to identify the factors that have the most impact on the attitudes of the population of the region towards law enforcement agencies, on the willingness of citizens to interact with the police, to report to the law enforcement on the crimes which residents of the Nizhny Novgorod Region witnessed or were victims of. The socio-demographic characteristics of respondents loyal and disloyal to the police were analyzed. The study revealed the correlation between sex, age, education, the place of residence of the respondents and their attitudes towards the police. It was found necessary to develop practical recommendations and proposals for adjusting the work of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs in order to increase the level of public confidence in them.

Discussion and Conclusions. The results obtained are of practical significance as practical recommendations were developed and proposals were formulated for adjusting the work of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs with the aim of increasing the level of public confidence in them and forming a positive image of law enforcement officers. The article will be useful to police officers, sociologists, criminologists, employees of city and district administrations, researchers and public figures dealing with similar issues.

Keywords: public opinion, police, victim of crime, gender, criminal influence, criminality

Введение. Как известно, криминология связана со многими общественными науками и, прежде всего, с социологией. Социология как наука об обществе оказывает криминологии содействие, в том числе, в изучении причин, условий, мер предупреждения преступности, личности преступника. Кроме того, социология дает методологическую базу для криминологических исследований, позволяя коллегам-криминологам активно использовать такие социологические методы, как опрос, наблюдение, метод экспертных оценок, документарный анализ, социальный эксперимент. Анализ криминальной ситуации и обстановки на определенной территории обязательно должен учитывать локальную специфику таких факторов, как, например, история, традиции и обычаи, культура, социальная структура.

В зарубежных странах социологический инструментарий уже давно активно используется при анализе преступности. Первопроходцами в этом были США, где подобные исследования массово начались в середине 60-х гг. XX в.1. В течение последующих десяти лет применение социологического инструментария при анализе преступности во всем мире приобретает регулярный характер.

В отечественной исследовательской практике социологические методы для анализа преступности задействовались недостаточно активно. Как правило, анализ традиционно осуществлялся на основе статистических данных2. Однако в последние годы в ходе реформы МВД РФ ситуация начала постепенно меняться, и специалисты-криминологи все чаще обращаются к эмпирическим методам исследования. Кроме того, в соответствии с законом о полиции3 в качестве важнейшего критерия оценки работы полиции было выбрано общественное мнение. Еще до принятия закона исследования

1 Звекич У., Дель Фрате А. А. Обзоры виктимизации: международная перспектива // Латентная преступность: познание, политика, 105 стратегия : сб. материалов междунар. семинара. М. : ВНИИ МВД России, 1993. С. 39.

2 Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности : моногр. / под ред. С. М. Иншакова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 839 с.

3 О полиции : Федер. закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7, ст. 900.

об отношении населения к органам внутренних дел проводились на регулярной основе4, но опросы не затрагивали региональные особенности мнения населения о полиции и в равной степени относились ко всей системе внутренних дел. Данная публикация призвана в определенной степени компенсировать этот недостаток, выявив реальные характеристики и особенности взаимодействия граждан и полиции в Нижегородском регионе, в котором исследования общественного мнения о деятельности полиции уже несколько лет проводятся на заказной и инициативной основе.

Предмет исследования - определение направления оптимизации образа сотрудников ОВД с помощью коррекции общественного мнения. Цель исследования - раскрытие сущностных характеристик общественного мнения как инструмента формирования образа сотрудников правоохранительных органов и оптимизации их деятельности.

Обзор литературы. В российских научных публикациях последних лет идет интенсивная дискуссия по вопросам, связанным со способами и методами получения сведений об общественной оценке деятельности полиции. В первую очередь, речь идет о соответствии оценочных критериев, традиционно используемых при изучении общественного мнения, требованиям ведомственных приказов [3]. Однако существующие теоретические положения и подходы невозможно совершенствовать без анализа актуальных эмпирических данных. Постепенно эти данные, собранные гражданскими исследователями, начинают появляться в открытом доступе, например, исследования об оценке гражданами уровня безопасности публичных мест [4], об оценке населением работы участковых уполномоченных полиции [5], о роли СМИ в оценке деятельности полиции [6]. Задействованы в этой работе и крупные аналитические центры5. Представители МВД РФ также активно занялись сбором и анализом эмпирического материала. В качестве примера можно назвать работу министерства по обеспечению безопасности перед проведением чемпионата мира по футболу FIFA 20186. Кроме того, в настоящее время на официаль-

4 Уровень доверия милиции [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». Опрос населения от 10.07.2008 г. URL: http://bd.fom.ru/report/map/d082723 (дата обращения: 10.03.2018); Полиция: вчера и сегодня [Электронный ресурс]. Пресс-выпуск № 2969 ВЦИОМ от 09.11.2015. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115453 (дата обращения: 10.03.2018).

5 Ризер Ю. Почему в России полюбили полицию [Электронный ресурс]. URL: https://openrussia.org/post/view/778/ (дата обращения: 01.03.2018).

6 Результаты изучения общественного мнения по теме «Обеспечение безопасности в периоды подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» (май - июнь 2017) [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/blanks/issledovanie (дата обращения: 02.03.2018).

ном сайте МВД России опубликована многопараметрическая оценка деятельности полиции Российской Федерации в 2017 году7. На наш взгляд, весьма интересным является аналитический материал о совершенствовании системы социологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, опубликованный в популярно-правовом альманахе МВД России «Профессионал»8. Анализ полезного международного опыта взаимодействия полиции с институтами гражданского общества изложен в статье В. И. Майорова9. Однако наибольший интерес представляют региональные замеры общественного мнения о деятельности полиции10. С каждым годом таких работ становится все больше. Тем не менее количество подобных замеров до сих пор недостаточно, оно не носит системного характера, инструментарий, используемый исследователями, не всегда отвечает критериям серьезного социологического и криминологического исследования.

Отношение населения к полиции является достаточно популярной темой и в зарубежной научной литературе. Так, например, в Германии регулярно проводятся исследования об общественном контроле за работой полиции [7], о восприятии школьниками и школьницами мужчин- и женщин-полицейских [8], в Америке - о функциях полиции в современном обществе, о монополии полиции на насилие [9], о гендерных различиях между сотрудниками полиции и восприятии этих различий населением [10].

Материалы и методы. Несомненный интерес для специалистов и научной общественности представляет изучение взаимоотношения и взаимодействия населения с сотрудниками органов внутренних

7 Оценка деятельности полиции Российской Федерации в 2017 году [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/publicopinion (дата обращения: 04.03.2018).

8 Развитие системы исследования общественного мнения о деятельности полиции. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ormvd.ru/pubs/102/the-development-of-public-opinion-research-on-police-activities (дата обращения: 09.03.2018).

9 Майоров В. И. Деятельность полиции с ориентацией на общественность [Электронный ресурс] // Отрасли права : аналит. портал. URL: http://отрасли-права. рф/article/16467 (дата обращения: 09.03.2018).

10 На Урале изучат общественное мнение о работе полиции [Электронный ресурс] // АиФ-Урал. 13.02.2018. URL: http://www.ural.aif.ru/society/na_urale_izuchat_ obshchestvennoe_mnenie_o_rabote_policii (дата обращения: 09.03.2018); Полиция о себе и об общественном контроле. Мониторинг общественного мнения [Электронный ресурс] // Российские новости. 17.01.2018. URL: http://antipytki.ru/2018/01/17/politsiya-o-sebe-i-ob-obshhestvennom-kontrole-monitoring-obshhestvennogo-mneniya/ (дата обращения: 09.03.2018); Отчет по результатам социологического исследования «Общественная оценка работы полиции» [Электронный ресурс] // Pandia. URL: http://pandia.ru/text/78/455/26714. php (дата обращения: 09.03.2018); Жителей Сосновского района спросят, что они думают о полиции [Электронный ресурс] // Сосновская нива. 20.03.2017. URL: http://sn74.ru/ articles/zakon-i-poryadok/01633 (дата обращения: 09.03.2018).

дел, а также выявление факторов, формирующих и влияющих на данные взаимоотношения. Именно поэтому объектом исследования было выбрано общественное мнение в отношении образа сотрудников органов внутренних дел.

Исходя из поставленной цели, в 2015-2017 гг. кафедрой криминологии Нижегородской академии МВД России были проведены два исследования: «Уровень латентной преступности и ее влияние на состояние оперативной обстановки в регионе» и «Влияние информации криминального характера в средствах массовой коммуникации на субъективную оценку гражданами уровня своей защищенности от преступных посягательств и степень доверия органам внутренних дел». Их результаты отражены нами в ранее опубликованных материалах11 [1; 2]. В ходе исследований применялись частнонаучные опросные методы - анкетирование (п = 1 309; п = 772) и интервьюирование (п = 24 {1}; п = 31 {2}). В обоих анкетных опросах использовалась квотная двухступенчатая выборка. Было осуществлено пропорциональное распределение числа респондентов по районам области и города. На втором этапе городские районы были объединены в группы, а областные районы - в кусты. Связано это с тем, что более мелкое деление требует значительно большего объема выборки и не позволяет проследить все необходимые характеристики. В общем и целом адекватно генеральной совокупности и половозрастное распределение респондентов при незначительном снижении доли лиц пенсионного возраста.

В процессе работы также были использованы общенаучные (анализ, системно-структурный подход к анализу объекта исследования) и логические методы.

Проведенные исследования соединяют в себе различные подходы к анализируемым процессам и позволяют сделать шаг в сторону создания системы комплексного социологического мониторинга изменения общественного мнения о деятельности полиции.

Результаты исследования. По результатам проведенных авторами исследований были выявлены и систематизированы оценки нижегородцами работы полиции, уровень латентной преступности в регионе, уровень опасений криминалитета, виктимности населения, гендерные и поселенческие особенности оценок респондентами в городе и области их жизненных обстоятельств, а также целый

11 Уровень преступности и безопасность человека: опыт социологического анализа / научн. ред. А. А. Иудин. Н. Новгород : НИСОЦ, 2017. 111 с.; Противостояние криминалу: право и правосознание. Социологический анализ / под ред. проф. А. А. Иудина. Н. Новгород : НИСОЦ, 2017. 131 с.

ряд других параметров. Однако в данной публикации мы хотели бы подробнее остановиться на анализе социально-демографических характеристик групп респондентов, лояльных и нелояльных по отношению к полиции. В обобщенном виде данные характеристики представлены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1. Социально-демографические характеристики групп лояльности12, % T a b l e 1. Socio-demographic characteristics of loyalty groups, %

Характеристики / Characteristics

Нелояльные / Disloyal

Лояльные / Loyal

Пол / Sex

Возраст / Age

Образование / Education

Мужской / Male 45 57

Женский / Female 52 38

Нет ответа / No answer 2 5

до 25 лет / under 25 years of age 8 14

26-30 лет / 26-30 years old 15 18

31-34 года / 31-34 years old 13 17

35-37 лет / 35-37 years old 12 12

38-40 лет / 38-40 years old 16 12

41-45 лет / 41-45 years old 12 9

46 лет и более / 46 years of age 18 10

and over

Нет ответа / No answer 5 8

Среднее / Secondary 36 26

Среднее специальное / Special 20 17

secondary

Высшее / Higher 33 38

Неоконченное высшее / Incom- 6 7

plete higher

Иное / Other 0 4

Среди лояльных респондентов преобладают мужчины моложе 35 лет, имеющие высшее образование и постоянный заработок. Среди нелояльных больше женщин в возрасте около 40 лет и старше, лиц со средним образованием, а также иждивенцев (учащихся, пенсионеров, безработных, людей, находящихся в декретном отпуске).

12 Здесь и далее в статье таблицы составлены авторами.

Следует также отметить, что изменение структуры лояльности происходит в возрастной группе 35-37 лет, в которой доля лояльных и нелояльных одинакова. У респондентов моложе 35 лет лояльность повышена, а у людей старше 37 лет наблюдается рост нелояльности. Очевидно, что нелояльность коррелирует с социальной незащищенностью, которая повышена у женщин и лиц старших возрастов. Еще одним параметром, влияющим на уровень лояльности, является место жительства. Высокий уровень нелояльности демонстрируют жители индустриальных территорий в городе и области, а также сельскохозяйственных территорий.

Зависимость оценок работы полиции от возраста респондентов. Рассмотрим несколько ключевых параметров, связанных с возрастом респондентов и оказывающих значительное влияние на формирование лояльного отношения к полиции. Первым параметром является оценка респондентами их жизненных обстоятельств, в частности, изменение качества жизни за последние 2-3 года. При выделении трех возрастных групп респондентов - молодые (17-30 лет), зрелые (31-55 лет) и пожилые (56-87 лет) - явно просматриваются две группы: оптимистов и пессимистов. Полученные данные показали, что жизнь молодых людей в целом несколько улучшилась, у пожилых респондентов она стала несколько хуже; опрошенные средней возрастной группы чувствуют себя достаточно стабильно, их жизнь за последнее время изменилась незначительно (табл. 2).

Т а б л и ц а 2. Изменение жизни респондентов за последние 2—3 года, % T a b l e 2. Changes in respondents' lives over the last 2—3 years, %

Моло- Люди Пожилые

Ответ / Answer Выборка / Sampling дежь / Young зрелого возраста/ Mature people люди / Elderly

people people

Стала гораздо лучше / 8

Has become much better

В целом несколько улучши- 28

лась / In general, has slightly improved

Не изменилась/ 39

Has not changed

Стала несколько хуже / 19

Has become slightly worse

Значительно ухудшилась / 5

Has significantly deteriorated

Нет ответа / No answer 1

11

39

35 11 4 0

24

41 21 5 1

22

40 25 8 0

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

Аналогичная тенденция просматривается и при оценке респондентами своего будущего: молодежь смотрит в будущее с надеждой и оптимизмом, в оценках пожилых людей преобладают тревога и неуверенность. О высоком уровне оптимизма молодежи можно судить по тому, что они чаще смотрят в будущее с надеждой и реже - с тревогой. Респонденты среднего возраста (зрелые) проявляют спокойствие, основанное на рациональности восприятия мира и жизненном опыте (табл. 3). Таким образом, лояльное отношение к полиции у молодых респондентов в значительной степени связано с общим позитивным восприятием ими своей жизни и своего будущего.

Т а б л и ц а 3. Оценка респондентами своего будущего, % T a b l e 3. Respondents' assessment of their future, %

Смотрят в будущее / Look to the future

Выборка / Sampling

Молодежь / Young people

Люди зре лого возраста / Mature people

Пожилые люди / Elderly people

С надеждой и оптимизмом / 36 48 30 28

With hope and optimism

Спокойно, но без особых на- 44 36 50 46

дежд и иллюзий / Calmly, but without much hope and illusion

С тревогой и неуверенностью / 16 12 14 22

With anxiety and uncertainty

Со страхом и отчаянием / 3 3 3 4

With fear and despair

Нет ответа / No answer 2 13 1

Наибольший разброс мнений у представителей трех возрастных групп вызвала оценка различных сторон работы полиции. В данном блоке вопросов использовалась шкала: «плохо - удовлетворительно -хорошо». Молодые респонденты оценивают работу полиции преимущественно положительно (табл. 4). Данное обстоятельство может быть связано с отсутствием у большинства представителей молодежи реального опыта общения с полицией. Жизненный опыт зрелых и пожилых респондентов богаче, они дают более взвешенные оценки, поэтому склонны выбирать вариант ответа «скорее положительно, чем отрицательно». Разница в оценках между молодыми и пожилыми респондентами особенно ярко видна при выставлении хороших оценок за различные аспекты работы полиции.

Т а б л и ц а 4. Оценка респондентами различных сторон работы полиции (оценка «хорошо»), %

T a b l e 4. Respondents' assessment of different aspects of police work (assessment being 'good'), %

Стороны работы полиции / Aspects of police work Выборка / Sampling Молодежь / Young people Люди зрелого возраста/ Mature people Пожилые люди / Elderly people

Обеспечение соблюдения за- 38 48 38 23

конов / Enforcement of laws

Быстрота реакции на вызовы / 31 36 30 25

Rapid response to calls

Доступность, вежливость, го- 41 47 44 29

товность оказать помощь /

Availability, politeness,

willingness to help

Справедливость отношения 35 43 37 22

к людям / Fair treatment of

people

Обеспечение безопасности 33 40 33 22

граждан / Ensuring safety of the

citizens

Честное, добросовестное 35 43 33 26

отношение к своей работе /

Honest, conscientious attitude to

their work

Информирование общественно- 41 47 41 29

сти о своей работе / Informing the public about their work

Интересно, что большого разброса мнений у трех возрастных групп по оценке «плохо» за те же стороны работы полиции не отмечается (за исключением параметра «быстрота реакции на вызовы»; он максимально негативно оценен зрелыми и пожилыми респондентами - 17 % в обоих случаях), а вот оценка «удовлетворительно» ставилась в основном пожилыми людьми (по параметру «удовлетворительно» существенных отличий между молодыми и зрелыми респондентами не выявлено). Таким образом, пожилые респонденты в целом удовлетворены работой полиции, хотя при этом не испытывают в отношении правоохранительных органов никаких позитивных иллюзий.

Сделанные выводы подтверждаются и анализом средних оценок (среднеарифметических показателей оценок сторон работы полиции по шкале: «хорошо» - 4; «удовлетворительно» - 3; «плохо» - 2 по каждому из параметров, приведенных в таблице 4). Зрелые респонденты дают больше всех сравнительно низких оценок, по-

нижено оценивают содержание работы полиции с населением, особенно быстроту реакции на вызовы. Пожилые тоже дают немало низких оценок и понижено оценивают формы контактов полиции с населением, особенно обеспечение соблюдения законов. Пожилые и зрелые респонденты дают оценки чуть выше «удовлетворительно», а молодые - между «удовлетворительно» и «хорошо». У молодых людей оценки выше средневыборочных, а у зрелых и пожилых - ниже средних.

Наибольший разброс мнений у респондентов разных возрастных групп проявляется также и в оценке путей улучшения работы полиции. В данном блоке использовалась шкала: «категорически не согласны - скорее не согласны - затрудняюсь ответить - скорее согласны - совершенно согласны». Все мероприятия по улучшению работы полиции получили высокий уровень согласия с необходимостью их применения, однако здесь также просматриваются различия, связанные с возрастом респондентов. Молодежь привыкла к общению через гаджеты, больше надеется на системы видеонаблюдения, поэтому молодые люди чаще затрудняются с ответом на вопрос о том, нужно ли полицейским чаще общаться с жителями, проводить беседы, лекции (табл. 5). Группового общения с полицейскими больше хотят пожилые респонденты. Они уверены, что полиция плохо информирует общественность о своей работе. В свою очередь, молодые и зрелые респонденты более требовательны к уровню образования полицейских и их умению вежливо общаться с гражданами. Представители самого старшего поколения чувствуют себя более спокойно, если видят на улице полицейские патрули, обеспечивающих их безопасность, а не камеры видеонаблюдения.

Т а б л и ц а 5. Мнение респондентов о путях улучшения работы полиции («совершенно согласны»), %

T a b l e 5. Respondents' views on the ways to improve the police work (the answer being 'absolutely agree'), %

Пути улучшения работы полиции / Ways to improve police work Выборка / Sampling Молодежь / Young people Люди зрелого возраста/ Mature people Пожилые люди / Elderly people

1 2 3 4 5

Полиции нужно больше общаться с жителями, проводить беседы, лекции / Police need to communicate more with people, have conversations, hold lectures 26 21 24 34

Окончание табл. 5/Endof table 5

1

3

4

5

Устранить следующие недостатки: 25 24 22 29

недоброжелательность, высокомерное обращение к людям / To eliminate the following shortcomings: ill-will, arrogant treatment of people

Брать в полицию только тех, кто 25 26 18 33

служил в армии, в подразделениях

специального назначения / The police

should hire only those who served in

the army, in special forces units

Повысить техническую оснащен- 57 56 55 60

ность полиции / To increase the technical equipment of the police

Больше заниматься профилактикой 41 34 39 49

правонарушений / To do more to prevent offenses

Работать с подростками / To work 51 45 49 61

with teenagers

Не проводить сокращения, а рас- 47 49 46 44

ширять штат сотрудников полиции / Not to reduce, but to increase the number of police officers

Чтобы полицейские были более 51 50 46 58

образованными и относились к гражданам вежливо и доброжелательно / Policemen should be more educated and should treat people politely and kindly

Отсутствие коррупции в полиции / 67 62 67 73

The police should be free of corruption

Устранить бюрократическую работу 46 45 40 52

дежурных полиции во время приема

заявлений граждан / To eliminate the

bureaucratic work ofthe police on duty

when registering filed police reports

Необходимо пресекать пьянство 48 47 46 50

на улице, нужен вытрезвитель / It is necessary to stop street drinking, a detoxification center is needed

Более активно следить за порядком 54 48 53 61

на улице, усилить патрули / More actively to keep order on the streets, to strengthen patrols

Оценки работы полиции в гендерном аспекте. Женщины немного чаще мужчин (на 6 %) говорят о том, что смотрят в будущее с надеждой и оптимизмом или по крайней мере спокойно. Несмотря на свой оптимизм, женщины выше мужчин оценивают опасность стать

2

жертвой преступления. При этом они выделяют некоторые специфические факторы, способные создать у них ощущение безопасности в местах их проживания.

Для женщин крайне важна хорошая освещенность территории в темное время суток, а также отсутствие уединенных мест, где может скрываться преступник, наличие кнопки экстренного вызова полиции (табл. 6). Тем самым женщины демонстрируют запрос на создание условий, которые могут предотвратить преступление. Мужчины в большей мере надеются на систему постоянного видеонаблюдения и установку индивидуальной охранной системы, хотят, чтобы территория вокруг была ухожена.

Т а б л и ц а 6. Факторы, способные обеспечить мужчинам и женщинам ощущение личной безопасности в месте проживания, %

T a b l e 6. Factors that can provide men and women with a sense of personal security in their place of residence, %

Ответ / Answer Выборка / Мужчины / Женщины /

Sampling Men Women

Хорошая освещенность территории 69 62 76

в темное время суток / Good illumination

of the territory in the dark

Наличие системы постоянного видео- 48 51 46

наблюдения / Presence of a standing

surveillance system

Наличие кнопки экстренного вызова 23 18 27

полиции / Presence of the emergency

police call button

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие укромных мест, где может 19 13 25

поджидать преступник / Absence of

secluded places, where a criminal can

lie in wait

Наличие поблизости стационарного 26 27 24

поста полиции / The presence of a nearby

police station

Общая ухоженность территории / Well- 23 26 20

groomed territory

Патрулирование гражданами района 19 19 20

своего проживания / Patrolling by people

of their area of residence

Установка индивидуальной охранной 13 14 12

системы / Installation of an individual

security system

Нет ответа / No Answer 3 3 3

Т а б л и ц а 7. Мнение мужчин и женщин о путях улучшения работы полиции (ответ «совершенно согласны»), %

T a b l e 7. Views of men and women on the ways to improve the police work (the answer being 'absolutely agree'), %

Пути улучшения работы полиции / Выборка / Мужчины / Men Женщины / Women

Ways to improve police work Sampling

Полиции нужно больше общаться с жителями, проводить беседы, лекции / Police need to communicate more with people, have conversations, hold lectures Устранить следующие недостатки: недоброжелательность, высокомерное обращение к людям / To eliminate the following shortcomings: ill-will, arrogant treatment of people

Брать в полицию только тех, кто служил в армии, в подразделениях специального назначения / The police should hire only those who served in the army, in special forces units

Повысить техническую оснащенность полиции / To increase the technical equipment of the police

Больше заниматься профилактикой правонарушений / To do more to prevent offenses Работать с подростками / To work with teenagers

Не проводить сокращения, а расширять штат сотрудников полиции / Not to reduce, but to increase the number of police officers Чтобы полицейские были более образованными и относились к гражданам вежливо и доброжелательно / Policemen should be more educated and should treat people politely and kindly Отсутствие коррупции в полиции / The police should be free of corruption Устранить бюрократическую работу дежурных полиции во время приема заявлений граждан / To eliminate the bureaucratic work of the police on duty when registering filed police reports

Необходимо пресекать пьянство на улице, нужен вытрезвитель / It is necessary to stop street drinking, a detoxification center is needed

Более активно следить за порядком на улице, усилить патрули / More actively to keep order on the streets, to strengthen patrols

68 64 72

55 52 58

54 51 58

84 81 86

84 81 86 86 84 88

71 68 74

83 82 84

85 83 88

72 71 72

81 78 83

85 82 88

У женской половины опрошенных больше требований к полиции. Они склонны считать, что полицейские несправедливо относятся к людям, недостаточно вежливы и доступны. Женщины хотят от полиции большей результативности по всем направлениям работы, склонны меньше доверять полицейским по сравнению с респондентами-мужчинами (табл. 7).

Наряду с нежеланием тратить время на бумажную волокиту неверие женщин в эффективность работы правоохранительных органов часто является одной из основных причин отказа от обращения в полицию. Мужчины не обращаются в полицию по причине малозначительности преступления, жертвой которого они стали. При этом женщины (как правило, сохраняя анонимность) чаще мужчин готовы сообщать полиции обо всех правонарушениях, свидетельницами которых им приходилось быть, считая это обязанностью каждого добропорядочного гражданина. В отличие от мужчин, женщины не хотят помогать полиции не только словом, но и делом, например, лично принимать участие в работе народной дружины.

Женщины обязательно обратились бы в полицию в случае нападения и причинения вреда здоровью, квартирной кражи или угроз. Готовность мужчин обращаться в правоохранительные органы выше, например, даже в случае оскорбления. Информацию о работе полиции мужчины чаще ищут в интернете, женщины - пытаются получить от друзей и знакомых.

Таким образом, женщины настроены по отношению к полиции менее лояльно, они более требовательны к ней, оценки качества работы подразделения носят жесткий характер. Женщины стараются лишний раз не взаимодействовать с представителями органов правопорядка на личном уровне.

Зависимость оценок работы полиции от уровня образования респондентов. Отношение к полиции во многом зависит и от уровня образования. Респонденты с высшим образованием уверены в завтрашнем дне и смотрят в будущее более спокойно по сравнению с респондентами со средним образованием. Этот факт подтверждается и при оценке респондентами опасности стать жертвой преступления: люди с высшим образованием считают, что такая опасность существует, но в разумных пределах; более выраженны опасения у людей без высшего образования.

Образованные люди более требовательны к качеству жизни, к общей ухоженности территории, поэтому их больше раздражает разбросанный мусор в месте проживания, наличие там пьяных и агрессивных людей. Они также заинтересованы в безопасности

окружающего пространства, хотят, чтобы в месте их проживания была установлена система постоянного видеонаблюдения, а сама территория была хорошо освещена и оборудована кнопкой экстренного вызова полиции. Образованные люди в большей степени готовы инвестировать средства в установку индивидуальной охранной системы. Их требования к полиции выше, они меньше доверяют ей, более придирчиво оценивают ее работу. Это подтверждается при сопоставлении оценок различных сторон работы полиции, поставленных респондентами с разным уровнем образования (табл. 8).

Т а б л и ц а 8. Оценка сторон работы полиции респондентами с разным уровнем образования (ответ «хорошо»), %

T a b l e 8. Assessment of aspects of police work by respondents with different levels of education (the answer being 'good'), %

Стороны работы полиции / Aspects of police work

Высшее образование / Higher education

Среднее образование / Secondary education

Обеспечение соблюдения законов / Enforce- 36 42

ment of laws

Быстрота реакции на вызовы / Rapid re- 28 38

sponse to calls

Доступность, вежливость, готовность оказать 39 47

помощь / Availability, politeness, willingness to help

Справедливость отношения к людям / Fair 32 40

treatment of people

Обеспечение безопасности граждан / Ensuring 30 39

safety of the citizens

Честное, добросовестное отношение к своей 31 41

работе / Honest, conscientious attitude to their work

Информирование общественности о своей 39 43

работе / Informing the public about their work

Данные группы респондентов по-разному оценивают и пути улучшения работы полиции. Люди с высшим образованием требуют устранить в полиции коррупцию, бюрократию при приеме заявлений от граждан, очистить улицы от пьяных. Респонденты с высшим образованием в меньшей степени разделяют мнение о том, что полиция помогает гражданам в решении их проблем и защищает интересы всего общества в целом. Они также не уверены, что полицейские готовы выполнять свой долг, несмотря на угрозу жизни и здоровью.

Респонденты с высшим образованием (или их близкие) чаще обращаются в полицию по сравнению с респондентами со средним

образованием. Удовлетворенность от работы полиции у образованных людей ниже.

Как показывает практика, потерпевшие отказываются от подачи заявления в правоохранительные органы по разным причинам. Среди основных причин респонденты с высшим образованием называют неверие в эффективность работы правоохранительных органов, негативный опыт взаимодействия с правоохранительными органами в прошлом, жизненный опыт, говорящий о том, что в этом нет никакого смысла (табл. 9). Отказ от обращения в полицию по причине малозначительности преступления занимает в обеих группах респондентов лидирующее место.

Т а б л и ц а 9. Оценка результатов работы полиции после обращения респондентами разного уровня образования, % T a b l e 9. Assessment of the results of police work after reporting by respondents with different levels of education, %

Высшее образо- Среднее образо-

Реакция / Response вание / Higher вание / Secondary

education education

Последовала быстрая реакция полиции / 25 28

There was a quick response from the police

Вмешательство полиции решило про- 23 30

блемы / Police intervention solved the

problem

Полицейские не приняли необходимых 11 8

мер / The police did not take the necessary

measures

Они поздно прибыли на вызов / They 8 4

arrived late in response to the call

Не нашли или не арестовали наруши- 16 9

теля / They did not find or did not arrest

the offender

Не вернули имущество / They did not 17 8

return property

Не информировали пострадавших над- 2 1

лежащим образом / They did not inform

the victims properly

Неправильно/невежливо обращались 2 1

с потерпевшим / They treated the victim wrongly/impolitely

Отказались регистрировать правонару- 2 2

шение / They refused to register the offense

Респонденты со средним образованием в большей степени являются участниками или жертвами бытовых ссор и скандалов, семейных конфликтов. Именно поэтому они чаще, чем респонденты с высшим

образованием знакомы со своим участковым, чаще обращались к нему за помощью, готовы оценить его работу.

Территориальные и поселенческие особенности оценок работы полиции. Большинство нелояльно настроенных к полиции респондентов составляют горожане, среди лояльных преобладают жители райцентров (табл. 10). Однако это связано не с плохой работой полиции в городе. Город по природе своей анонимен в отличие от более мелких населенных пунктов, где жители, как правило, знают друг друга. Горожане больше опасаются и за свою жизнь и имущество, сильнее ощущают социальное беспокойство.

Т а б л и ц а 10. Доля лояльных/нелояльных респондентов в разных поселениях Нижегородской области, %

T a b l e 10. The share of loyal/disloyal respondents in different settlements of the Nizhny Novgorod Region, %

Тип населенного пункта / Выборка / Нелояльные / Лояльные /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Type of settlement Sampling Disloyal Loyal

Н. Новгород / Nizhny Novgorod 43 75 27

Райцентр / District center 30 11 39

Поселок / Township 11 5 14

Село, деревня / Village 7 1 10

Нет ответа / No Answer 9 8 10

Отношения к полиции жителей городских районов также различно и имеет свои особенности. Нижний Новгород включает в себя восемь районов, три из которых расположены в нагорной (верхней) части города (Нижегородский, Советский и Приокский), а пять -в заречной (нижней, промышленной) части (Автозаводский, Ленинский, Канавинский, Сормовский и Московский). Наибольшее количество состоятельных и образованных респондентов проживают в Нижегородском и Советском районах. У них очень высок уровень требований к полиции, к качеству ее работы, поэтому высок и их уровень нелояльности (табл. 11). Кроме того, в Нижегородском районе сохраняются достаточно высокие показатели экономической преступности. В заречной части города криминальными районами традиционно являются Автозаводский и Канавинский, у населения которых причина нелояльности к полиции связана, скорее, со сложившимися традициями.

Т а б л и ц а 11. Доля лояльных/нелояльных респондентов в разных районах Нижнего Новгорода, %

T a b l e 11. The share of loyal/disloyal respondents in different districts of Nizhny Novgorod, %

Район Нижнего Новгорода / District of Nizhny Novgorod

Выборка / Sampling

Нелояльные / Disloyal

Лояльные / Loyal

Нижегородский / 6 14 4

Nizhegorodsky District

Советский / 6 15 3

Sovetsky District

Приокский / 6 7 4

Prioksky District

Автозаводский / 6 12 5

Avtozavodsky District

Ленинский/ 6 9 5

Leninsky District

Канавинский / 7 14 4

Kanavinsky District

Московский / 1 1 1

Moskovsky District

Сормовский / 6 3 4

Sormovsky District

Как отмечалось выше, районы Нижегородской области были поделены на кусты. Жители области, как правило, неплохо знают не только друг друга, но и работающих в их местности сотрудников полиции, поэтому не испытывают такого повышенного уровня тревожности, как горожане. Следовательно, уровень лояльности в области выше, чем в городе (табл. 12).

Т а б л и ц а 12. Доля лояльных/нелояльных респондентов в разных территориях области, %

T a b l e 12. Share of loyal/disloyal respondents in different territories of the Nizhny Novgorod Region, %

Районы Нижегородской области, объединенные в кусты (группы) / Grouped territories of the Nizhny Novgorod Region Выборка / Sampling Нелояльные / Disloyal Лояльные / Loyal

Южный куст / Southern group 9 5 11

Юго-восточный куст / South-Eastern 6 3 8

group

Заволжский куст / Trans-Volga group 10 4 11

Северный куст / Northern group 8 4 11

Волжско-окский куст / Volga-Oka 13 1 17

group

402

Обсуждение и заключения. В заключение следует отметить, что жизненные трудности, переживаемые частью респондентов (значительное ухудшение уровня жизни за последние 2-3 года, неуверенность в завтрашнем дне, повышенная тревожность и т. д.), оказывают влияние и на их отношение к полиции. У них фиксируется высокий уровень нелояльности к полиции, опасения стать жертвой преступников или полицейского произвола. Такие респонденты склонны отрицательно оценивать качество работы полиции, личные качества сотрудников. Именно в этой ситуации особую важность приобретает наличие практических рекомендаций и предложений по корректировке работы территориальных органов МВД, в том числе с целью повышения уровня доверия к ним со стороны населения. Выработанные рекомендации должны носить не общий, а практический характер, максимально учитывать социально-демографические характеристики различных групп населения, позволять сотрудникам, ежедневно лично общающимся с гражданами, принимать во внимание менталитет различных групп населения, их надежды, чаяния, ценностные ориентации, в том числе и социально обусловленную специфику восприятия полиции и ее работы. Только в этом случае методические рекомендации могут эффективно использоваться для формирования положительного образа сотрудников органов внутренних дел.

Положительный образ полицейского способствует формированию доверительных отношений между полицией и населением. В конечном итоге это значительно способствует повышению уровня раскрываемости отдельных видов преступлений, общему смягчению криминогенной ситуации. Отметим, что представленный нами материал может быть полезен не только действующим сотрудникам полиции и руководителям территориальных органов МВД, но и социологам, криминологам, сотрудникам РЯ-служб, представителям СМИ и членам общественных советов при МВД, работникам городских и районных администраций.

При всех существующих сложностях отношение населения к полиции за последние годы постепенно приобретает устойчивую положительную динамику: начинают исчезать страх и недоверие, появляется интерес и гордость за нашу полицию. В этой ситуации перманентный социологический мониторинг отношения населения к полиции крайне необходим. Отдельные исследования (часто инициативные), проводимые как на ведомственном уровне, так и отдельными социологами и криминологами, должны смениться постоянными замерами на общефедеральном и региональных уровнях с использованием унифицированного, но при этом эффективного про-

фессионального инструментария. Очевидно, что только такой подход будет максимально полезным и позволит оперативно реагировать на любые изменения, происходящие во взаимоотношениях населения и сотрудников органов внутренних дел.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Глухова А. А., Иудин А. А., Шпилев Д. А. Опыт измерения уровня виктимизации населения Нижегородского региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 3. С. 175-186. DOI: 10.21202/1993-047X.10.2016.3.175-186

2. Глухова А. А., Иудин А. А., Шпилев Д. А. Оценка гражданами уровня доверия полиции и защищенности от преступных посягательств // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, № 3. С. 56-80. DOI: 10.21202/1993-047X.11.2017.3.56-80

3. Зиновьев С. В. Проблемы выбора направлений исследования общественного мнения в рамках формирования официальной оценки деятельности полиции // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 4 (28). С. 72-83. URL: https://izvuz_on.pnzgu. ru/on8413 (дата обращения: 09.03.2018).

4. Гаврилин С. А. Социальные представления о безопасности пребывания граждан в общественных местах // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 4. С. 32-37. DOI: 10.12737/11950

5. Дадаева Т. М., Костромкина К. А. Факторы формирования общественного мнения о работе участковых полиции (на примере г.о. Саранск) // Регионология. 2016. № 2 (95). С. 137-146. URL: https://regionsar.ru/ru/ node/1465 (дата обращения: 09.03.2018).

6. Зуева О. В., Демидов Н. Н. Влияние СМИ на оценку эффективности деятельности полиции (по результатам социологических исследований) // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 3 (33). С. 79-84. DOI: 10.15688/jvolsu7.2016.3.10

7. Heinrich A. Mehr Transparenz und Kontrolle bei der Polizei. Berlin und Brandenburg führen Polizeikennzeichnung ein, andere Bundesländer folgen // Grundrechte-Report 2012. Zur Lage der Bürger- und Menschenrechte in Deutschland. Frankfurt am Main : S. Fischer Taschenbuch Verlag, 2012. S. 168-172. URL: http://www.humanistische-union.de/nc/publikationen/ grundrechte_report/online/artikel/grr_artikel_detail/back/artikel-20/article/mehr-transparenz-und-kontrolle-bei-der-polizei-berlin-und-brandenburg-fuehren-polizeikennzeichnung/ (дата обращения: 09.03.2018).

8. Schäfer E. Die Polizistin aus der Sicht von Schülern der Sekundarstufe I in Baden-Württemberg // Innen- und Außensicht(en) der Polizei. Empirische Polizeiforschung VI. Frankfurt am Main : Verl. für Polizeiwiss. 2005. S. 179-186.

URL: https://www.amazon.de/Innen-Au%C3%9Fenansicht-Polizei-Empirische-Polizeiforschung/dp/3935979495 (дата обращения: 09.03.2018).

9. Bittner E. The Functions of the Police in Modern Society. Washington, 1970. URL: https://www.ncjrs.gov/pdffiles1/Digitization/147822NCJRS.pdf (дата обращения: 09.03.2018).

10. Burke R. J., Mikkelsen A. Gender differences in policing: Signs of progress? // Employee Relations. 2005. Vol. 27, issue 4. Pp. 425-436. DOI: 10.1108/01425450510605732

Поступила 11.03.2018; принята к публикации 20.04.2018; опубликована онлайн 29.06.2018.

Об авторах:

Глухова Анна Анатольевна, начальник кафедры криминологии ФГКОУ ВО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (603950, Россия, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3), кандидат юридических наук, доцент, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7462-8947, Researcher ID: A-5228-2016, [email protected]

Иудин Александр Анатольевич, профессор кафедры отраслевой и прикладной социологии ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» (603022, Россия, г. Н. Новгород, пр-т Гагарина, д. 23), доктор экономических наук, ORCID: http:// orcid.org/0000-0003-1925-007X, Researcher ID: А-5266-2016, [email protected]

Шпилев Дмитрий Анатольевич, профессор кафедры криминологии ФГКОУ ВО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (603950, Россия, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3), профессор кафедры социологии и социальной работы, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» (603022, Россия, г. Н. Новгород, пр-т Гагарина, д. 23), доктор социологических наук, доцент, ORCID: http://orcid. org/0000-0002-9499-0580, Researcher ID: А-5200-2016, [email protected]

Заявленный вклад соавторов:

Глухова Анна Анатольевна - администратор проекта; обеспечение ресурсами; сбор и курирование данных.

Иудин Александр Анатольевич - научное руководство; развитие методологии; критический анализ и доработка текста.

Шпилев Дмитрий Анатольевич - формализованный анализ данных; компьютерные работы; подготовка начального варианта текста; представление данных в тексте.

Для цитирования: Глухова А. А., Иудин А. А., Шпилев Д. А. Отношение к полиции представителей разных социально-демографических групп населения (по материалам Нижегородского региона) // Регионология. 2018. Т. 26, № 2. С. 384-407. DOI: 10.15507/2413-1407.103.026.201802.384-407

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

TOM 26, № 2, 2018

PErHOHOJIOrHfl

REFERENCES

1. Glukhova A.A., Iudin A.A., Shpilev D.A. Experience of measuring the level of victimization of the population of the Nizhny Novgorod region. Аktualnye problemy ehkonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law. 2016; 10(3):175-186. DOI: 10.21202/1993-047X.10.2016.3.175-186

2. Glukhova A.A., Iudin A.A., Shpilev D.A. Assessment by citizens of the level of confidence of police and protection from criminal entry. Аktualnye problemy ehkonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law. 2017; 11(3)56-80. DOI: 10.21202/1993-047X.11.2017.3.56-80

3. Zinoviev S.V. Problems of choosing directions of research of public opinion in the framework of formation of official estimation of police activity. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki = University Proceedings. Volga Region. Social Sciences. 2013; 4(28)72-83. Available at: https://izvuz_on.pnzgu.ru/on8413 (accessed 09.03.2018). (In Russ.)

4. Gavrilin S.A. Social representations of safe citizens staying in public places. Srednerusskij vestnik obshhestvennykh nauk = Central Russian Journal of Social Sciences. 2015; 10(4):32-37. DOI: 10.12737/11950

5. Dadaeva T.M., Kostromkina K.A. Factors forming the public opinion on the work of district police officers (a case study of Saransk). Regionologiya = Regionology. 2016; 2(95):137-146. Available at: https://regionsar.ru/ru/node/1465 (accessed 09.03.2018). (In Russ.)

6. Zueva O.V., Demidov N.N. The influence of mass media on the evaluation of effectiveness of police activity (based on the results of sociological research). Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 7: Filosofiya. Sot-siologiya i sotsialnye tekhnologii = The Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies. 2016; 3(33):79-84. DOI: 10.15688/jvolsu7.2016.3.10

7. Heinrich A. Mehr Transparenz und Kontrolle bei der Polizei. Berlin und Brandenburg führen Polizeikennzeichnung ein, andere Bundesländer folgen. In: Grundrechte-Report 2012. Zur Lage der Bürger- und Menschenrechte in Deutschland. Frankfurt am Main: S. Fischer Taschenbuch Verlag; 2012. p. 168-172. Available at: http://www.humanistische-union.de/nc/publikationen/grundrechte_re-port/online/artikel/grr_artikel_detail/back/artikel-20/article/mehr-transparenz-und-kontrolle-bei-der-polizei-berlin-und-brandenburg-fuehren-polizeikennzeichnung/ (accessed 09.03.2018). (In Germ.)

8. Schaefer E. Die Polizistin aus der Sicht von Schülern der Sekundarstufe I in Baden-Württemberg. In: Innen- und Außensicht(en) der Polizei. Empirische Polizeiforschung VI. Frankfurt am Main: Verl. für Polizeiwiss; 2005. p. 179-186. Available at: https://www.amazon.de/Innen-Au%C3%9Fenansicht-Polizei-Empirische-Polizeiforschung/dp/3935979495 (accessed 09.03.2018). (In Germ.)

9. Bittner E. The Functions of the Police in Modern Society, Washington 1970. Available at: https://www.ncjrs.gov/pdffiles1/Digitization/147822NCJRS. pdf (accessed 09.03.2018).

10. Burke R.J., Mikkelsen A. Gender differences in policing: signs of progress? Employee Relations. 2005; 27(4):425-436. DOI: 10.1108/01425450510605732

Submitted 11.03.2018; accepted for publication 20.04.2018; published online 29.06.2018.

About the authors:

Anna A. Glukhova, Head of Department of Criminology, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (3 Ankundinovskoye Shosse, Nizhny Novgorod 603950, Russia), Ph. D. (Law), Associate Professor, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7462-8947, Researcher ID: A-5228-2016, [email protected]

Alexander A. Iudin, Professor of Department of Sectoral and Applied Sociology, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (23 Gagarin Ave., Nizhny Novgorod 603950, Russia), Dr. Sci. (Economics), ORCID: http:// orcid.org/0000-0003-1925-007X, Researcher ID: A-5266-2016, [email protected]

Dmitry A. Shpilev, Professor of Department of Criminology, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (3 Ankundinovskoye Shosse, Nizhny Novgorod 603950, Russia), Professor at the Department of Sociology and Social Work, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (23 Gagarin Ave., Nizhny Novgorod 603950, Russia), Dr. Sci. (Sociology), Associate Professor, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9499-0580, Researcher ID: A-5200-2016, [email protected]

Contribution of the authors:

Anna A. Glukhova - project administrator; providing resources; collecting and managing data.

Alexander A. Iudin - scientific management; development of methodology; critical analysis and revision of the text.

Dmitry A. Shpilev - formalized data analysis; computer work; preparation of the initial version of the text; presentation of data in the text.

For citation: Glukhova A.A., Iudin A.A., Shpilev D.A. Attitudes of Representatives of Different Socio-Demographic Population Groups towards the Police (Based on the Materials of the Survey Conducted in the Nizhny Novgorod Region). Regionologiya = Regionology. 2018; 27(2):384-407. DOI: 10.15507/2413-1407.103.026.201802.384-407

All authors have read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.