Научная статья на тему 'Отношение к перспективе взросления у детей 6-8 лет'

Отношение к перспективе взросления у детей 6-8 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
336
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ 6-8 ЛЕТ / ОЦЕНКА СВОЕГО ВОЗРАСТА / ОТНОШЕНИЕ К ПЕРСПЕКТИВЕ ВЗРОСЛЕНИЯ / ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ / CHILDREN 6-8 YEARS OF AGE / ESTIMATION OF OWN AGE / RELATION TO ADULTNESS PERSPECTIVE / WISH TO BECOME ADULT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нилопец Анна Михайловна

В статье представлены результаты 3-х летнего исследования отношения детей 6-8 лет к перспективе взросления, выявлены связь с уровнем интеллектуального развития и гендерные различия. Представлена разработанная автором методика «Шкала силуэтов» для исследования отношения детей к своему возрасту и перспективе взросления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relation to adultness perspective in 6-8 year-old children

This article describes results of the three-year research of relation for the 6-8 year-old children to adult perspective, as well as connection with intellectual level and gender differences. This document also describes the new method Silhouettes scale, developed by the author, for understanding childrens relation to the own age and adult perspective.

Текст научной работы на тему «Отношение к перспективе взросления у детей 6-8 лет»

УДК 373

Нилопец Анна Михайловна

Московский городской психолого-педагогический университет

[email protected]

ОТНОШЕНИЕ К ПЕРСПЕКТИВЕ ВЗРОСЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ

В статье представлены результаты 3-х летнего исследования отношения детей 6—8 лет к перспективе взросления, выявлены связь с уровнем интеллектуального развития и гендерные различия. Представлена разработанная автором методика «Шкала силуэтов» для исследования отношения детей к своему возрасту и перспективе взросления.

Ключевые слова: дети 6—8 лет, оценка своего возраста, отношение к перспективе взросления, желание стать взрослым.

Происходящие в последние десятилетия изменения в социально-культурной . сфере оказывают существенное влияние и на систему образования, и на весь спектр условий возрастного развития детей. За это время изменился возраст начала школьного обучения, существенно возросли требования к уровню дошкольной подготовки, постоянно сокращается детская игра, а ее качество ухудшается. Стираются внешние границы между дошкольным и младшим школьным возрастами (Е.О. Смирнова, О.В. Гударева, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова). Исходя из представлений культурно-исторической теории, следует признать существенные сдвиги в социальной ситуации развития современных первоклассников, что не может не сказаться на их субъективном восприятии себя как взрослеющих и изменяющихся, на их представлениях о своем возрасте и отношении к перспективе взросления. Это отношение может сказываться на успешности усвоения ребенком новых социальных ролей и норм или провоцировать «застревание» и регрессию к более ранним этапам развития.

В период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту меняется ведущая деятельность, усваиваются новые социальные роли, права и обязанности, происходит глубокая перестройка психологии ребенка. В связи с этим представляет интерес изучение динамики отношения к перспективе взросления у детей именно в этот переходный период, традиционно связанный с кризисом 7 лет.

Различные аспекты проблемы желания детей стать взрослыми стали предметом исследований как отечественных, так и зарубежных авторов: К.А. Абульханова-Славская, Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан, И.Е. Валитова, Н.Л. Белопольская, Е.Н. Дмитриева, Т.В. Ермолова, И.С. Комо-горцева, K. Lewin, B. Zazzo и др.

А.М. Прихожан и С.К. Масгутова в своем лон-гитюдном исследовании выявили, что учащиеся 4-8 классов стабильно выбирают в качестве привлекательного более старший возраст. Реже всего дети выбирают в качестве желаемого свой возраст. Эти данные расходятся с результатами, полученными в Париже в 1970-х годах Б. Заззо. В ее работах дети 6-7 лет в качестве желаемого в половине случаев выбирают возраст взрослого, однако, по мере взросления детей, число таких выборов уменьшается за счет увеличения предпочтения своего возраста. На вопрос о желании «стать на год старше» и «быстро стать взрослым» в 6 летнем возрасте много положительных ответов, затем их число падает [2, с. 174-181].

В исследованиях Н.Л. Белопольской [1, с. 916] была выявлена тенденция у детей выбирать в качестве привлекательного образ следующей возрастной роли. Эта особенность отражает зачастую неосознанное стремление ребенка к росту и развитию, готовность к принятию новой возрастной и социальной позиции.

В целом можно констатировать малочисленность и разрозненность исследований в сфере отношения детей к перспективе взросления, а также нехватку методических средств, сочетающих в себе измерительные и проективные возможности, и позволяющие повторные тестирования для отслеживания динамики.

Для раскрытия внутреннего мира ребенка и изучения того, как дети ориентируются в возрастной проблематике и относятся к перспективе взросления, нами была разработана методика «Шкала силуэтов».

Целью данной методики было исследование оценки своего возраста и отношения ребенка к нему, как осознанного, так и неосознаваемого; сравнение представлений детей о себе на данный момент, с тем, каким бы они хотели быть.

156

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Нилопец А.М., 2011

ШтШ

Рис. 1. Стимульный материал методики «Шкала силуэтов»

Стимульный материал: на листе в ряд по возрастанию расположены семь схематических силуэтов людей (рис. 1).

Испытуемым объяснялось, что силуэты располагаются слева направо в порядке взросления (от ребенка к взрослому). Затем, ребенку нужно было отметить крестиком свое место («Я-реаль-ное»), а кружком отметить, каким бы по возрасту, он хотел стать («Я-желаемое»). Выбранные силуэты предлагалось раскрасить.

Методика «Шкала силуэтов» наглядна и вызывает выраженный эмоциональный отклик испытуемых, а раскрашивание фигур позволяет использовать для анализа интерпретацию, характерную для проективного рисуночного метода.

После проведения методики с детьми проводилась дополнительная беседа, включающая 3 вопроса:

1) «Сколько лет ребенку, который стоит вначале очереди (слева)? Сколько лет взрослому в конце очереди (справа)?»

2) «Представь себе, что прямо сейчас ты сможешь вырасти и стать взрослым. Хотел бы ты повзрослеть или остаться ребенком как сейчас? Почему?».

3) «А как ты думаешь, у взрослых людей бывают трудности и проблемы в жизни? А у детей?»

При обработке фиксировались порядковые номера выбранных силуэтов от 1 до 7 (слева направо), а также детали и особенности раскрашивания (наличие лица, одежды, признаки асоциального поведения, агрессии и т.д.).

При анализе результатов вычислялись два условных показателя, учитывающих оценку возраста ребенка и взрослого, названных в беседе.

1) Условный возраст ребенка по выбранному силуэту (УВС)

УВС= (возраст взрослого - возраст ребенка) х номер силуэта «Я-реальное» / 7

2) Условный желаемый возраст (УЖВ), УЖВ=(возраст взрослого - возраст ребенка) х номер силуэта «Я-желаемое» / 7

Выделенные параметры отражают субъективную оценку своего и желаемого возраста в интервале, заданным самим ребенком. Вычислялось, таким образом, «Я-реальное» и «Я-желае-мое» относительно тех границ, которые были заданы самим ребенком - возраста крайних фигур.

Пример вычислений: Если испытуемый называл возраст ребенка (крайняя левая фигура) -2 года, а взрослого (крайняя правая фигура) -36 лет, выбирал в качестве «Я-реального» -3-й силуэт, «Я-желаемого» - 6-й силуэт, то:

УВС = (36 - 2) х 3 / 7 = 14,5 (лет)

УЖВ = (36- 2) х 6 / 7 = 29,1 (лет) Дополнительно проводилось исследование интеллектуального развития детей. Использовались обобщенные результаты стандартных методик психологической диагностики развития высших психических функций («4 лишний», «Прогрессивные матрицы» Равена, «Лабиринт» Векслера, корректурные пробы). А также учитывались экспертные оценки, которые давали классные руководители на основе успеваемости детей по школьным предметам и опыта общения с детьми на уроках и во внеурочное время. Вычислялся интегральный показатель уровня развития и дети распределялись на 3 группы: с высоким, средним и низким развитием интеллектуальной сферы.

Исследование проводилось в течение 3 лет (2007-2010 гг.) и в нем приняли участие 207 человек: 31 дошкольника в возрасте 6-7 лет, 70 первоклассников, 70 второклассников и 36 учеников третьего класса. В лонгитюдном исследовании приняло участие 53 ученика.

Обработка и анализ полученных данных проводился при помощи статистического пакета SPSS (версия 16.0).

Результаты исследования и обсуждение

Абсолютные оценки своего возраста («Я-ре-альное») значимо не различались в разных возрастных подгруппах и у детей с разными уровнями развития интеллектуальной сферы: в среднем дети выбирали четвертый силуэт. Исходя из этого, можно утверждать, что эти показатели не могут служить надежными индикаторами представлений детей о своём возрасте.

Значительно больше информации предоставляют вычисляемые условные показатели, которые учитывают границы, заданные самим ребенком (указанный возраст ребенка и взрослого). Поскольку в основе выставления оценки в данной методике лежит довольно сложный набор интеллектуальных операций, то дети с более высоким уровнем развития точнее дают оценку своему возрасту. Оценки собственного возраста у детей с низким уровнем развития заметно выше хронологического возраста и имеют больший раз-брос(Б= 3,3; р < 0 ,05). Соответственно, адекватность оценки возраста может служить индикатором уровня интеллектуального развития.

Исследования отношения к перспективе взросления показало, что вне зависимости от возраста примерно 55% детей, отвечая на прямой вопрос беседы, выразили желание повзрослеть. При повторном тестировании большинство детей не меняет своего желания и через год. Среди тех, кто изменил желание на противоположное, преобладают дети, которые при повторном обследовании захотели остаться детьми.

Ответ на прямой вопрос согласуется с выбором фигуры «Я-желаемое» в методике «Шкала силуэтов», то есть ребята, которые хотели бы остаться детьми, выбирают меньший силуэт, по сравнению с желающими повзрослеть. Это свидетельствует о достаточной степени осознанности своего отношения к перспективе взросления, и о надежности методики, позволяющей его зафиксировать.

Данные вычисляемого возраста силуэта «Я-желаемое» в разных возрастных группах, представлены в таблице 1.

Результаты свидетельствуют о том, что по мере взросления снижается номер желаемого силуэта. Различия средних статистически достоверны (Т=3,5; р<0,05).

Дошкольники в качестве желаемых чаще выбирают два самых высоких силуэта в ряду. Количество таких выборов у младших школьников значительно меньше, они чаще предпочитают пятый силуэт из семи. С возрастом увеличивается процент ребят, которые в качестве желаемых называют первый (3,4%) и второй силуэт (7,7%), выражая тем самым желание вернуться в более ранний возраст.

Похожая картина обнаруживается и при повторных измерениях. Отмечается значимое снижение желаемого возраста при повторном оценивании через год (2= -3,5 р<0,01). Эти данные частично согласуются с результатами работ Б. Заззо.

При сравнении выборов фигур «Я-реальное» и «Я-желаемое» выявлены статистически значимые различия: у детей, которые по результатам опроса хотят остаться маленькими, расстояние между силуэтами минимально или же «Я-желае-мое» меньше «Я-реального», в то время как у ребят, желающих стать взрослыми, расстояние значительно больше.

Анализ полученных данных позволил установить, что отношение к перспективе взросления связано с уровнем интеллектуального развития детей (таблица 2).

Дети с низким уровнем развития в среднем выбирают большую фигуру в качестве «Я-жела-емого», по сравнению с более развитыми детьми (Б=3,9; р < 0,05), а в ответах на прямой вопрос чаще выражают желание повзрослеть (76,2%). В то же время, дети с более высоким уровнем развития предпочитают оставаться маленькими (61,3%). При объяснении своего выбора дети с низкими показателями развития рисуют более радужные перспективы взросления: «можно ходить одному», «покупать все, что захочется». Дети с высокими показателями развития представля-

Таблица1

Среднее значение силуэта «Я-желаемое» в зависимости от класса

Класс Кол-во человек Средн. знач. Я-желаемое Стд. отклонение

Дошк. 31 6,2 1,4

1 кл 70 5,9 1,5

2 кл 70 5,2 2,1

3 кл 36 5,1 2,0

158

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

Таблица2

Среднее значение вычисляемого силуэта «Я желаемое» в зависимости от уровня развития детей

Уровень развития Кол-во детей Ср. значение условного желаемого возраста Стд. отклонение

Ниже среднего 36 19,8 14,5

Средний 122 15,0 9,7

Выше среднего 30 12,1 8,3

ют взрослость более объективно, выделяя и отрицательные стороны: «много работать, и со своими детьми некогда поиграть», «дела по хозяйству, устаешь быстро» и т.д.

Таким образом, снижение с возрастом желания взрослеть, и тот факт, что ребята с высоким интеллектуальным развитием хотят оставаться маленькими, можно объяснить тем, что представление о периоде взрослости перестает быть расплывчатым и абстрактным, и больше не наделяется идеальными чертами. Дети признают положительные стороны взросления (личная и финансовая самостоятельность), но, в тоже время, выделяют и отрицательные аспекты (новые обязанности, функции, нехватка свободного времени), которые зачастую выражены более ярко, и склоняют к выбору остаться детьми.

Конкретизация образа ребенка и взрослого подтверждается результатами проективной составляющей методики «Шкала силуэтов». Чем старше становятся дети, тем чаще и более детально они прорисовывают выбранные силуэты, в частности, элементы одежды и лицо (хи-квад-рат= 19,5; р<0,01). Возрастные различия между фигурами «Я-реальное» и «Я-желаемое» подчеркивается с помощью выделения стиля одежды, аксессуаров, прически, макияжа и др.

В исследовании также были получены гендерные различия в отношении к перспективе взросления. При ответе на прямой вопрос девочки чаще выражают желание остаться детьми (56%), в то время как мальчики стремятся повзрослеть (66,7%): хи-квадрат=10,3; р<0,01. При выборе желаемого возраста («Я-желаемое») мальчики значимо чаще выбирают большую фигуру, чем девочки.

Анализируя ответы детей при обосновании своего выбора и перечисления проблем взрос-

лых, можно отметить, что мальчики чаще акцентируют внимание на положительных аспектах взрослости (покупка машины, квартиры, заработок и т.д.). В то время как для девочек существенной при выборе оказывается негативная сторона взросления, которая связывается с домашними обязанностями (глажка, стирка, уборка, покупки). Другими словами, на желание взрослеть оказывают влияние стереотипы поведения родителей и распределение ролей, которые дети наблюдают в домашних условиях.

Для уточнения гендерных различий группы мальчиков и девочек были разбиты на подгруппы по уровню интеллектуального развития и далее сравнивались их показатели внутри каждой подгруппы. Было обнаружено, что при выравнивании по интеллекту различия между мальчиками и девочками исчезают. Обнаруженные гендерные различия, таким образом, связаны с некоторым интеллектуальным опережением у девочек.

Таким образом, в работе получен определенный спектр нормативных показателей отношения к перспективе взросления детей 6-8 лет, проживающих в мегаполисе. Соответственно, отклонения от этих норм будут являться отправной точкой для углубленного психологического обследования для предотвращения регрессии в социальном развитии, а также могут использоваться учителями для индивидуализации работы с учащимися.

Библиографический список

1. Белопольская Н.Л. Психологическое исследование возможностей половозрастной идентификации у детей с интеллектуальной недостаточностью (компл.). - М.: Когито-Центр, 2002. - 20 с.

2. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. - Смоленск; М.: Универсум, 2010. - 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.