УДК 373
Нилопец Анна Михайловна
Московский городской психолого-педагогический университет
ОТНОШЕНИЕ К ПЕРСПЕКТИВЕ ВЗРОСЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ
В статье представлены результаты 3-х летнего исследования отношения детей 6—8 лет к перспективе взросления, выявлены связь с уровнем интеллектуального развития и гендерные различия. Представлена разработанная автором методика «Шкала силуэтов» для исследования отношения детей к своему возрасту и перспективе взросления.
Ключевые слова: дети 6—8 лет, оценка своего возраста, отношение к перспективе взросления, желание стать взрослым.
Происходящие в последние десятилетия изменения в социально-культурной . сфере оказывают существенное влияние и на систему образования, и на весь спектр условий возрастного развития детей. За это время изменился возраст начала школьного обучения, существенно возросли требования к уровню дошкольной подготовки, постоянно сокращается детская игра, а ее качество ухудшается. Стираются внешние границы между дошкольным и младшим школьным возрастами (Е.О. Смирнова, О.В. Гударева, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова). Исходя из представлений культурно-исторической теории, следует признать существенные сдвиги в социальной ситуации развития современных первоклассников, что не может не сказаться на их субъективном восприятии себя как взрослеющих и изменяющихся, на их представлениях о своем возрасте и отношении к перспективе взросления. Это отношение может сказываться на успешности усвоения ребенком новых социальных ролей и норм или провоцировать «застревание» и регрессию к более ранним этапам развития.
В период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту меняется ведущая деятельность, усваиваются новые социальные роли, права и обязанности, происходит глубокая перестройка психологии ребенка. В связи с этим представляет интерес изучение динамики отношения к перспективе взросления у детей именно в этот переходный период, традиционно связанный с кризисом 7 лет.
Различные аспекты проблемы желания детей стать взрослыми стали предметом исследований как отечественных, так и зарубежных авторов: К.А. Абульханова-Славская, Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан, И.Е. Валитова, Н.Л. Белопольская, Е.Н. Дмитриева, Т.В. Ермолова, И.С. Комо-горцева, K. Lewin, B. Zazzo и др.
А.М. Прихожан и С.К. Масгутова в своем лон-гитюдном исследовании выявили, что учащиеся 4-8 классов стабильно выбирают в качестве привлекательного более старший возраст. Реже всего дети выбирают в качестве желаемого свой возраст. Эти данные расходятся с результатами, полученными в Париже в 1970-х годах Б. Заззо. В ее работах дети 6-7 лет в качестве желаемого в половине случаев выбирают возраст взрослого, однако, по мере взросления детей, число таких выборов уменьшается за счет увеличения предпочтения своего возраста. На вопрос о желании «стать на год старше» и «быстро стать взрослым» в 6 летнем возрасте много положительных ответов, затем их число падает [2, с. 174-181].
В исследованиях Н.Л. Белопольской [1, с. 916] была выявлена тенденция у детей выбирать в качестве привлекательного образ следующей возрастной роли. Эта особенность отражает зачастую неосознанное стремление ребенка к росту и развитию, готовность к принятию новой возрастной и социальной позиции.
В целом можно констатировать малочисленность и разрозненность исследований в сфере отношения детей к перспективе взросления, а также нехватку методических средств, сочетающих в себе измерительные и проективные возможности, и позволяющие повторные тестирования для отслеживания динамики.
Для раскрытия внутреннего мира ребенка и изучения того, как дети ориентируются в возрастной проблематике и относятся к перспективе взросления, нами была разработана методика «Шкала силуэтов».
Целью данной методики было исследование оценки своего возраста и отношения ребенка к нему, как осознанного, так и неосознаваемого; сравнение представлений детей о себе на данный момент, с тем, каким бы они хотели быть.
156
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Нилопец А.М., 2011
ШтШ
Рис. 1. Стимульный материал методики «Шкала силуэтов»
Стимульный материал: на листе в ряд по возрастанию расположены семь схематических силуэтов людей (рис. 1).
Испытуемым объяснялось, что силуэты располагаются слева направо в порядке взросления (от ребенка к взрослому). Затем, ребенку нужно было отметить крестиком свое место («Я-реаль-ное»), а кружком отметить, каким бы по возрасту, он хотел стать («Я-желаемое»). Выбранные силуэты предлагалось раскрасить.
Методика «Шкала силуэтов» наглядна и вызывает выраженный эмоциональный отклик испытуемых, а раскрашивание фигур позволяет использовать для анализа интерпретацию, характерную для проективного рисуночного метода.
После проведения методики с детьми проводилась дополнительная беседа, включающая 3 вопроса:
1) «Сколько лет ребенку, который стоит вначале очереди (слева)? Сколько лет взрослому в конце очереди (справа)?»
2) «Представь себе, что прямо сейчас ты сможешь вырасти и стать взрослым. Хотел бы ты повзрослеть или остаться ребенком как сейчас? Почему?».
3) «А как ты думаешь, у взрослых людей бывают трудности и проблемы в жизни? А у детей?»
При обработке фиксировались порядковые номера выбранных силуэтов от 1 до 7 (слева направо), а также детали и особенности раскрашивания (наличие лица, одежды, признаки асоциального поведения, агрессии и т.д.).
При анализе результатов вычислялись два условных показателя, учитывающих оценку возраста ребенка и взрослого, названных в беседе.
1) Условный возраст ребенка по выбранному силуэту (УВС)
УВС= (возраст взрослого - возраст ребенка) х номер силуэта «Я-реальное» / 7
2) Условный желаемый возраст (УЖВ), УЖВ=(возраст взрослого - возраст ребенка) х номер силуэта «Я-желаемое» / 7
Выделенные параметры отражают субъективную оценку своего и желаемого возраста в интервале, заданным самим ребенком. Вычислялось, таким образом, «Я-реальное» и «Я-желае-мое» относительно тех границ, которые были заданы самим ребенком - возраста крайних фигур.
Пример вычислений: Если испытуемый называл возраст ребенка (крайняя левая фигура) -2 года, а взрослого (крайняя правая фигура) -36 лет, выбирал в качестве «Я-реального» -3-й силуэт, «Я-желаемого» - 6-й силуэт, то:
УВС = (36 - 2) х 3 / 7 = 14,5 (лет)
УЖВ = (36- 2) х 6 / 7 = 29,1 (лет) Дополнительно проводилось исследование интеллектуального развития детей. Использовались обобщенные результаты стандартных методик психологической диагностики развития высших психических функций («4 лишний», «Прогрессивные матрицы» Равена, «Лабиринт» Векслера, корректурные пробы). А также учитывались экспертные оценки, которые давали классные руководители на основе успеваемости детей по школьным предметам и опыта общения с детьми на уроках и во внеурочное время. Вычислялся интегральный показатель уровня развития и дети распределялись на 3 группы: с высоким, средним и низким развитием интеллектуальной сферы.
Исследование проводилось в течение 3 лет (2007-2010 гг.) и в нем приняли участие 207 человек: 31 дошкольника в возрасте 6-7 лет, 70 первоклассников, 70 второклассников и 36 учеников третьего класса. В лонгитюдном исследовании приняло участие 53 ученика.
Обработка и анализ полученных данных проводился при помощи статистического пакета SPSS (версия 16.0).
Результаты исследования и обсуждение
Абсолютные оценки своего возраста («Я-ре-альное») значимо не различались в разных возрастных подгруппах и у детей с разными уровнями развития интеллектуальной сферы: в среднем дети выбирали четвертый силуэт. Исходя из этого, можно утверждать, что эти показатели не могут служить надежными индикаторами представлений детей о своём возрасте.
Значительно больше информации предоставляют вычисляемые условные показатели, которые учитывают границы, заданные самим ребенком (указанный возраст ребенка и взрослого). Поскольку в основе выставления оценки в данной методике лежит довольно сложный набор интеллектуальных операций, то дети с более высоким уровнем развития точнее дают оценку своему возрасту. Оценки собственного возраста у детей с низким уровнем развития заметно выше хронологического возраста и имеют больший раз-брос(Б= 3,3; р < 0 ,05). Соответственно, адекватность оценки возраста может служить индикатором уровня интеллектуального развития.
Исследования отношения к перспективе взросления показало, что вне зависимости от возраста примерно 55% детей, отвечая на прямой вопрос беседы, выразили желание повзрослеть. При повторном тестировании большинство детей не меняет своего желания и через год. Среди тех, кто изменил желание на противоположное, преобладают дети, которые при повторном обследовании захотели остаться детьми.
Ответ на прямой вопрос согласуется с выбором фигуры «Я-желаемое» в методике «Шкала силуэтов», то есть ребята, которые хотели бы остаться детьми, выбирают меньший силуэт, по сравнению с желающими повзрослеть. Это свидетельствует о достаточной степени осознанности своего отношения к перспективе взросления, и о надежности методики, позволяющей его зафиксировать.
Данные вычисляемого возраста силуэта «Я-желаемое» в разных возрастных группах, представлены в таблице 1.
Результаты свидетельствуют о том, что по мере взросления снижается номер желаемого силуэта. Различия средних статистически достоверны (Т=3,5; р<0,05).
Дошкольники в качестве желаемых чаще выбирают два самых высоких силуэта в ряду. Количество таких выборов у младших школьников значительно меньше, они чаще предпочитают пятый силуэт из семи. С возрастом увеличивается процент ребят, которые в качестве желаемых называют первый (3,4%) и второй силуэт (7,7%), выражая тем самым желание вернуться в более ранний возраст.
Похожая картина обнаруживается и при повторных измерениях. Отмечается значимое снижение желаемого возраста при повторном оценивании через год (2= -3,5 р<0,01). Эти данные частично согласуются с результатами работ Б. Заззо.
При сравнении выборов фигур «Я-реальное» и «Я-желаемое» выявлены статистически значимые различия: у детей, которые по результатам опроса хотят остаться маленькими, расстояние между силуэтами минимально или же «Я-желае-мое» меньше «Я-реального», в то время как у ребят, желающих стать взрослыми, расстояние значительно больше.
Анализ полученных данных позволил установить, что отношение к перспективе взросления связано с уровнем интеллектуального развития детей (таблица 2).
Дети с низким уровнем развития в среднем выбирают большую фигуру в качестве «Я-жела-емого», по сравнению с более развитыми детьми (Б=3,9; р < 0,05), а в ответах на прямой вопрос чаще выражают желание повзрослеть (76,2%). В то же время, дети с более высоким уровнем развития предпочитают оставаться маленькими (61,3%). При объяснении своего выбора дети с низкими показателями развития рисуют более радужные перспективы взросления: «можно ходить одному», «покупать все, что захочется». Дети с высокими показателями развития представля-
Таблица1
Среднее значение силуэта «Я-желаемое» в зависимости от класса
Класс Кол-во человек Средн. знач. Я-желаемое Стд. отклонение
Дошк. 31 6,2 1,4
1 кл 70 5,9 1,5
2 кл 70 5,2 2,1
3 кл 36 5,1 2,0
158
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
Таблица2
Среднее значение вычисляемого силуэта «Я желаемое» в зависимости от уровня развития детей
Уровень развития Кол-во детей Ср. значение условного желаемого возраста Стд. отклонение
Ниже среднего 36 19,8 14,5
Средний 122 15,0 9,7
Выше среднего 30 12,1 8,3
ют взрослость более объективно, выделяя и отрицательные стороны: «много работать, и со своими детьми некогда поиграть», «дела по хозяйству, устаешь быстро» и т.д.
Таким образом, снижение с возрастом желания взрослеть, и тот факт, что ребята с высоким интеллектуальным развитием хотят оставаться маленькими, можно объяснить тем, что представление о периоде взрослости перестает быть расплывчатым и абстрактным, и больше не наделяется идеальными чертами. Дети признают положительные стороны взросления (личная и финансовая самостоятельность), но, в тоже время, выделяют и отрицательные аспекты (новые обязанности, функции, нехватка свободного времени), которые зачастую выражены более ярко, и склоняют к выбору остаться детьми.
Конкретизация образа ребенка и взрослого подтверждается результатами проективной составляющей методики «Шкала силуэтов». Чем старше становятся дети, тем чаще и более детально они прорисовывают выбранные силуэты, в частности, элементы одежды и лицо (хи-квад-рат= 19,5; р<0,01). Возрастные различия между фигурами «Я-реальное» и «Я-желаемое» подчеркивается с помощью выделения стиля одежды, аксессуаров, прически, макияжа и др.
В исследовании также были получены гендерные различия в отношении к перспективе взросления. При ответе на прямой вопрос девочки чаще выражают желание остаться детьми (56%), в то время как мальчики стремятся повзрослеть (66,7%): хи-квадрат=10,3; р<0,01. При выборе желаемого возраста («Я-желаемое») мальчики значимо чаще выбирают большую фигуру, чем девочки.
Анализируя ответы детей при обосновании своего выбора и перечисления проблем взрос-
лых, можно отметить, что мальчики чаще акцентируют внимание на положительных аспектах взрослости (покупка машины, квартиры, заработок и т.д.). В то время как для девочек существенной при выборе оказывается негативная сторона взросления, которая связывается с домашними обязанностями (глажка, стирка, уборка, покупки). Другими словами, на желание взрослеть оказывают влияние стереотипы поведения родителей и распределение ролей, которые дети наблюдают в домашних условиях.
Для уточнения гендерных различий группы мальчиков и девочек были разбиты на подгруппы по уровню интеллектуального развития и далее сравнивались их показатели внутри каждой подгруппы. Было обнаружено, что при выравнивании по интеллекту различия между мальчиками и девочками исчезают. Обнаруженные гендерные различия, таким образом, связаны с некоторым интеллектуальным опережением у девочек.
Таким образом, в работе получен определенный спектр нормативных показателей отношения к перспективе взросления детей 6-8 лет, проживающих в мегаполисе. Соответственно, отклонения от этих норм будут являться отправной точкой для углубленного психологического обследования для предотвращения регрессии в социальном развитии, а также могут использоваться учителями для индивидуализации работы с учащимися.
Библиографический список
1. Белопольская Н.Л. Психологическое исследование возможностей половозрастной идентификации у детей с интеллектуальной недостаточностью (компл.). - М.: Когито-Центр, 2002. - 20 с.
2. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. - Смоленск; М.: Универсум, 2010. - 312 с.