Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ К МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ У АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ ГРУЗИИ'

ОТНОШЕНИЕ К МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ У АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ ГРУЗИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
азербайджанцы Грузии / аксакал / агбирчек / уважение / вера / Georgian Azerbaijanis / aкsaкals / aghbircheks / respect / trust

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алиев Асад

В данной статье, впервые написанной на основе этнографических опросов и письменных источников, повествуется об уважении, почитании азербайджанцами Грузии старейшин и пожилых женщин и доверии к ним. Указывается, что мужчины и женщины преклонного возраста выделяются, обретают уважение и авторитет не по возрасту, а благодаря делам, ответственности за свои слова, достоинству, способностям, уму, сообразительности, глубокомыслию, способности довольствоваться тем, что имеешь, умению себя вести терпеливо и спокойно разрешать трудности своего окружения. Именно поэтому на всех торжественных или траурных мероприятиях либо иных церемониях их сажают во главе стола, выслушивают указания и наставления. Там, где присутствуют мужчины и женщины старшего поколения, всегда царит спокойствие, все от мала до велика соблюдают порядок. Их слова не ставились под сомнение, а советам безусловно следовали. Не прислушиваться к аксакалу либо убеленной сединами женщине считалось величайшим грехом. Все эти вопросы всесторонне рассмотрены в статье, и на основе собранного у населения этнографического материала привлечено внимание к деятельности и благим делам живших на этой земле известных старейшин и пожилых женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDES TOWARDS AKSAKALS AND AGHBIRCHEKS AMONG GEORGIAN AZERBAIJANIS (EARLY XIX-XX CENTURIES)

This article, written for the first time on the basis of the ethnographic researches and written literature materials, talks about the trust, respect and regard of Georgian Azerbaijanis for aksakals and aghbircheks (the elders, the most honorable and experienced old men and women). It shows that not only aksakals and aghbircheks have gained respect and prestige with being old, but with patience and restraint they could carry out all the hard work of people with their own practicality, integrity, reasoning, rationality,thinking, and their abilities. That is why they have been honored at charitablegatherings, at weddings and funerals, at these or other ceremonies, and have been listened to their instructions and recommendations. At meetings where there were aksakals and aghbircheks, silence always reigned and order was observed. Their advice and recommendations were unconditionally fulfilled. The greatest sin was not to listen to aksakals and aghbircheks and to disregard their instructions. Тhe article based on the ethnographic materials which were receiving from the population have been focused on the work and kindness of the well-known aksakals and aghbircheks of the time.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ К МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ У АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ ГРУЗИИ»

МЭДЕНИ МУРА

https://doi.org/10.47500/2023.v16.i4.05

Алиев Асад Танриверди оглы1

1Институт истории имени А. Бакиханова Национальной Академии Наук Азербайджана г. Баку, Азербайджан е-mail: esed.eliyev.2020@mail.ru

ОТНОШЕНИЕ К МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ У АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ ГРУЗИИ

Аннотация. В данной статье, впервые написанной на основе этнографических опросов и письменных источников, повествуется об уважении, почитании азербайджанцами Грузии старейшин и пожилых женщин и доверии к ним. Указывается, что мужчины и женщины преклонного возраста выделяются, обретают уважение и авторитет не по возрасту, а благодаря делам, ответственности за свои слова, достоинству, способностям, уму, сообразительности, глубокомыслию, способности довольствоваться тем, что имеешь, умению себя вести терпеливо и спокойно разрешать трудности своего окружения. Именно поэтому на всех торжественных или траурных мероприятиях либо иных церемониях их сажают во главе стола, выслушивают указания и наставления. Там, где присутствуют мужчины и женщины старшего поколения, всегда царит спокойствие, все от мала до велика соблюдают порядок. Их слова не ставились под сомнение, а советам безусловно следовали. Не прислушиваться к аксакалу либо убеленной сединами женщине считалось величайшим грехом. Все эти вопросы всесторонне рассмотрены в статье, и на основе собранного у населения этнографического материала привлечено внимание к деятельности и благим делам живших на этой земле известных старейшин и пожилых женщин.

Ключевые слова: азербайджанцы Грузии, аксакал, агбирчек, уважение, вера.

Для цитирования: Алиев А.Т. Отношение к мужчинам и женщинам старшего поколения у азербайджанцев Грузии (XIX - нач.ХХ вв.)// Мэдени мура. 2023. №4 (103). 47-57 с.(рус.) DOI: https://doi.org/10.47500/2023.v16.i4.05

Введение

Одной из основных проблем, волнующих современных

азербайджанских историков, является исследование этнографического

разнообразия азербайджанцев. Еще в середине XIX века наши первые просветители А.А. Бакиханов, М.Ф. Ахундов, Г. Зардаби и другие обращали

OAZAQSTAN RESPYBLIKASY

ULTTYQ MYZEli

внимание на эти вопросы, описывали некоторые аспекты уникальных обычаев и традиций азербайджанцев. С этой точки зрения факты, собранные на основе этнографических опросов и письменных источников, свидетельствуют, что мужчины и женщины преклонного возраста выделяются, обретают уважение и авторитет не по возрасту, а благодаря делам, ответственности за свои слова, достоинству, способностям, уму, сообразительности, глубокомыслию, способности довольствоваться тем, что имеешь, умению себя вести терпеливо и спокойно разрешать трудности своего окружения. Изучение этих фактов обретает большую актуальность как объект исследования. Цель написания статьи - изучение уважения, почитания азербайджанцами Грузии старейшин и пожилых женщин и доверия к ним на основе этнографических опросов и письменных источников.

Основное содержание

Азербайджанцы Грузии всегда испытывали уважение к старикам, мужчинам и женщинам старшего поколения, верили им и нуждались в них. Это достойное подражания качество, традиция, поддерживавшаяся веками, сохранила свою ценность и неоспоримость до XIX - начала XX века и даже поныне.

Хотя цели и задачи института старейшин ясны, здесь есть тонкие моменты, требующие тщательного, скрупулезного рассмотрения и принятия окончательного решения. Как говорят пожилые люди, авторитет старейшины определяется не сединами. Это зависит не от того, бела либо черна борода, от поведения, советов, поступков и действий. Интересные размышления о старейшинах нашли отражение и в

кратко представленном ниже образце поэтического творчества уроженца села Гараджаллар области Гараязы в Грузии, доктора филологических наук, профессора Сабира Алиева (1935-2007): Старейшиной быть подвиг, Борода не интересна сама по себе. Старейшина - это не просто борода, Седобородый старец еще не аксакал. Благо, ели не будешь поруган, Не погрязнешь в злословии. Если лик твой в потоке света не искупается

Украсит ли гребень бороду? (TэЫэdэnэm, 2012: 160).

Интересна и мысль, подчеркнутая в этнографической литературе: «Аксакал должен быть аккуратен, солиден, безупречен в поведении, благородно ступать, отличаться мудростью, простотой, искренностью, верностью, ясностью мысли, глубиной мышления. Он должен быть находчивым, малоразговорчивым, уверенно

высказывающимся, изрекающим

мудрость, ответственным за свои слова, праведным, трудолюбивым, работящим, знающим свое дело, довольствующимся малым, неалчным, бескорыстным, чистосердечным, отзывчивым,

бесстрашным, доброжелательным

человеком. В общении с людьми - проявлять сдержанность, не конфликтность, сидеть во главе стола на мероприятиях и церемониях, придавая им весомость. Все должны его слушать, слышать и учиться у него» (Btinyadov, БаЬауеч 2007: 107).

Проявлять уважение к аксакалу, защищать честь и достоинство, человека являющегося опорой, советчиком, указывающим путь в тяжелые времена, находящим нужные слова и оказывающим поддержку в радости и горе, - эти качества,

которыми азербайджанцы Грузии, как и все тюркские народы, могут гордиться (Эliyev, 2012: 20). Они, независимо от религии и языка, выражают почтение аксакалу и пожилой женщине при встрече, выказывают желание услужить. Такое почитание аксакала уходит корнями глубоко в историю. Наглядным примером этого может служить, как отмечают исследователи, то чувство удовлетворение, которое испытывали тюрки-албанцы, оказывая уважение не только своим, но и чужеземным старейшинам и пожилым женщинам (Babayev, 2000: 43). Тюркские героические эпосы «Книга моего деда Горгуда», «Кероглы», кыргызский «Манас», узбекский «Алпамыш», казахский «Кобланды Батыр», башкирский «Урал Батыр», алтайский «Мадау Гара» и другие образцы тюркоязычного устного творчества свидетельствуют о том, что у азербайджанцев и всех тюркских народов аксакал считался символом отеческой заботы, наставничества, мудрости, показателем зрелости (Babayev, 2006: 329).

Из эпоса «Книга моего деда Горгуда» следует, что у тюрков-огузов был один аксакал, светлый и святой -Горгуд, который веским словом своим давал благославение. Все его слушали, следовали его совету и повелению. В эпосе образ его описан так: «Во времена пророка Мухаммеда в близком племени Баят был человек по имени Горгуд. Он был абсолютно сведущ среди огузов: все, о чем он вещал, сбывалось. Он объявлял невероятные сведения о будущем. Аллах вдохновил его душу...».

Отец Горгуд разрешал трудности огузского народа. Не одно дело не исполнялось без обращения к отцу Горгуду. Принимали любое его повеление и следовали любому его

МЭДЕНИ М¥РА

слову (Kitabi-Dэdэ Qorqud, 1988: 129; Quluzadэ, 2018: 167). Соответствующий порядок отражен и в эпосе «Короглы», являющийся нашим богатым духовным наследием, широко вобравшим в себя национальные традиции и обычаи, осветив героические страницы в жизни нашего народа. Короглы старейшина, советчик и руководитель бесстрашных рыцарей, собранных им в крепости «Чанлибель». Хотя все здесь происходило по его решению, он не вел себя как аксакал, но все именно так относились к своему полководцу. Кероглу никогда не показывал себя сведущим человеком. Несмотря на богатырскую силу и зычный зов, сотрясавший небеса и землю, он, порой, уходил в тень своих храбрецов, всячески их восхваляя и воспевая их доблесть. Таким было одно из проявлений его мудрости и старшинства:

Матеря рожают сыновей,

Гизироглы Мустафа бек.

Но в мире равных нет

Гизироглы Мустафа беку (Кого^1и, 2005:139).

Ожидание аксакала, должное его почитание присуще не только азербайджанским тюркам Грузии, но характерно и для других народов Кавказа. Например, в абхазских семьях старейший мужчина в доме, неспособный в силу возраста распоряжаться, все-таки считался лицом семьи. Благодаря преклонным летам он обретал уважение и авторитет, как в своей семье, так и среди окружающих (Бигвава, 1983: 45-46).

Прислушиваясь к советам и наставлениям аксакала достигнешь духовной цельности, умственного превосходства, правдивости и честности. Эта мудрость сотни раз проверялась на практике. Гениальный Низами писал:

QAZAQSTAN RESPYBLIKASY

ULTTYQ MYZEli

Многими знаниями умудренный юноша

Всегда нуждается в совете старца.

Следующие поговорки, собранные среди азербайджанцев Грузии -«высказывание аксакала весомее слов сотни юношей», «слово аксакала остудит кровь», «в безбожном месте находись, но не будь там, где нет аксакала» - являются неоспоримым подтверждением

почтения к старейшине.

Как утверждают старые люди, на всех собраниях и мероприятиях аксакалы сидели на видных местах. На мероприятиях с их участием царило спокойствие, все от мала до велика соблюдали порядок, как говорят в народе «в ушах слышался Коран». Прислушивались к любому слову и высказыванию аксакала и беспрекословно их исполняли. Как указано в этнографической литературе, даже если аксакал был не прав, каждый обязан был не перечить ему.

Лгать аксакалу, возражать ему считалось проступком и если кто-то вынужден был совершить подобное, то потом никогда не мог себе этого простить. Такой случай произошел между известным поэтом-сказителем Новрузом Тахлали и аксакалом из другого края. Эта история, рассказанная аксакалами села Гаратахла и до сих пор сохранившаяся в памяти местного населения, нашла отражение и в книге стихов поэта. Поскольку это было очень интересное, показательное, наводящее на размышления событие, мы решили его поведать:

«Устилали крышу строящегося дома. Сильно припекало. Сверху послышался голос мастера:

- Ей, Галамзар-енга (подружка невесты), Вас зовут.

Мы с покойным беседовали сидя под

навесом. Новруз встал и поприветствовал вошедшего. Это был старик семидесяти - семидесяти пяти лет в поношенной одежде.

Путник вежливо поздоровался и сел. Хотела принести гостю еду, а он сказал: «Доченька, пусть господь даст тебе изобилие, я не голоден, но, если угостите кружкой чая, не откажусь». Не я, не Новруз не подали вида.

Я быстро заварила ароматный чай с чабрецом и подала каждому по стакану. Не успев отпить глоток чая, гость, плача крупными слезами, с надрывом излил Новрузу свое горе.

- Сынок, да не лишит Господь Всемогущий даже птицу и червя их гнезда. Ваш чай напомнил мне запах родины, от которой я нахожусь вдали уже более тридцати лет. На какой горе красавица ты нарвала цветы, на которых ты заварила этот чай?

Покойный дал аксакалу ответ, который я не ожидала:

- Это цветы с горы Палантокан, у подножия которой возведена «Усыпальница Гази Абдуррахмана», дедушка!

От ответа глаза его чуть не вылезли из орбит. Я эту перемену в лице мужчины списала на ложь. Посчитала, что это вранье покойного рассердило путника и про себя сказала: где Комюрлю, а где Раантокан. Хотя я и осуждала Новруза, но пред светлыми очами аксакала решила «не лезть поперек батьки» и сдержалась. Дальнейший ход разговора для меня, вообще, остался загадкой. Следующий вопрос гостя привел меня в еще большее замешательство:

- Сынок, сейчас все пути отрезаны и тебе не столько лет, чтобы я посчитал тебя переселенцем османских времен. Выходит, и ты из Эрзурума?

- Так, дедушка.

- Помилуй, во имя Аллаха! Но расскажи мне, что это за место -

эРзУРУм.

- Дедушка, стоит ли настаивать, вижу сомневаешься, что я буду говорить, а ты сверяй: есть у грузинских ворот Эрзурума торговое место - чаршы. Как въедешь в эти ворота, увидишь соборную мечеть Улу Атабека. Немного слева от мечети горделиво возвышается крепость. В 100-150 метрах от трех куполов, расположеных недалеко от медресе с двумя минаретами, фасадом, смотрящим на солнце, по правую его сторону, находятся купол Гаранлыг, а далее круто возведен купол Гюмюшлю.

.И я и чужеземец открыли рты от удивления. Оба застыли на месте. Покойный повествовал так гладко и четко, что никто ни на йоту бы не усомнился бы, что он родом из тех мест.

- Солнечный свет, падающий на усыпальницу Хабиб паши справа по дороге от купола Джимджима Султан до купола Рабна Хатун, расцвечивает бликами как на снегу. Продолжать, дедушка?

Гость плакал навзрыд. Слезы, текшие по его щекам, исчезали в седой бороде, как заблудившиеся в лесу дети.

- Говори, сынок, говори!

Я вздрогнула от печали в его голосе.

- Эх, дедушка, напротив караван-сарая Рустам-паша есть одна мечеть, называемая Лала-паша; я вырос в доме, на который после полудня падает тень этой мечети в направлении Сарыгамышлы.

Покойный закончил свой рассказ и встал. Он направился к саду, и я пошла за ним. Он нашептывал последнюю строфу одного из своих стихов.

Когда мы вернулись из сада гость уже ушел. Покойный пошел за ним. Когда он за полночь вернулся, был

МЭДЕНИ М¥РА

похож на моряка затонувшего судна. Он обыскался незнакомца, но никто его не видел. Мужчина пропал как сдобный хлеб. В ту ночь он практически ничего не говоря ушел в свою комнату:

- Нехорошо получилось, обманул аксакала.

Много позже, когда я узнала, что в молодости одна девушка из Эрзурума подарила Новрузу тигель, поняла покойный знал все о том городе, как и об этом сосуде» (ТэЫэН, 2003: 224-226).

Из приведенного рассказа становится ясно, что поэт, желая сделать приятное аксакалу из Эрзурума, говорит «сладкую ложь», а затем испытывает моральные страдания.

По словам людей старшего поколения, что в каждом селении, уголке исследуемого нами региона были уважаемые, авторитетные аксакалы. Например, в Косалы - Хамза Исмайлов, Алмаз Велиев, в Назарли

- Зульфугар Гарибов, в Гараджаллар

- Алы Софиев, Зейнул Нуриев, Молла Ахмед Мехтиев, Омар Мехтиев, в Бирлике - Байрам Аллазоглы Гезалов (Гара Байрам), Магеррам Гасанов, Пирмамед Ибрагимов, Танрыкули Мамедов, в Тазакенде - Годжа Магамед оглы Мустафаев, Ибрагим Бахтияроглы, Гюльахмед Гасаноглы, Муса Мустафаев, в Соганлыге - Иса киши, Судья Алы, в Борчалы - Айваз Дурсуноглы Гасанов, Сулейман Сулейманлы, в Сарване -Иса Хубанов, Гачагане - Муса Алиев, в Башкечиде - Джангир Оруджев, Юхары Орузмане - Мустафа Гамидоглы, Аббас Усубоглы, в Шахмарлы - Гара Вели, Мустафа Леле оглы, Байрам Велиев, Джаваншир и Гахраман Мамедовы, в Бахчаларе - Шабан Эюбов, в Ашагы Базакли - Сади Оруджоглы, в Хамамлы

- Магомед Коха оглы, в Гемерли -Али Ойчуоглы, в Гараязы-Гаратепе -

QAZAQSTAN RESPYBLIKASY

ULTTYQ MYZEli

Меджид Гамбароглы, Джалил Мамедов, Гияс Кальбиев, Наджаф киши, Али Хойлу, Гаджи Расул Расулзаде, Абдулла Гарагез, Осман Ага, Мамед Мустафаев, Сулейман, Меджид Налбенд и другие.

В книге «Гараязы» даются следующие сведения о Меджиде Гамбароглы: Меджид Гамбароглы, будучи родом из области Гарачоп, прославился в Гараязы как Меджид Налбенд (Коваль). Родился Меджид Гамбароглы в 1882 году, а в 1927 году перебрался в Гараязы. Он собственными руками обнес кладбище забором и посадил там деревья разных сортов. Без него не обходилась ни одна свадьба и ни одни поминки в Гараязы. Свадебные торжества, обручение и погребение проходили с благословения этого аксакала. В Гараязы Меджид киши примирял самых заклятых врагов. Его вмешательство даже смертоубийственную ссору оборачивалось миром (ОтэгН, 2007: 464465).

Бывалые старцы рассказывают, что в краю Гараязы, в старинном селении Тахла, благообразные, преклонного возраста аксакалы с твердыми речами всегда были в центре внимания. В народе часто упоминаются имена таких аксакалов, как Гаджи Муса, Гаджи Намаз, Аскер Сойдумалыоглы, Алескер Алимарданоглы, Байрам Амирханоглы, Магала Вели, Мешеди Гусейноглы, Байрам Шахалиоглы, Мешеди Исмаил, Яраданкули Мамедов, Мешеди Ханахмед, Пири Рустамоглу, Мамедджан Рустамов, Ахмед Гафароглу, Гасан Татероглу, Керем Гасаноглы Алиев, Байрам Алыкули оглы, Гусейн Гамбароглы-Кор Союн. Согласно собранному этнографическому

материалу и письменным источникам, Гусейн Гамбар оглы называли Кор Союн (кор - слепой), у него был орлиный глаз

и горделив он был как орел, воплощая достоинство рода Мардалы. Жесткость и суровость этого человека, привила всем членам рода армейскую дисциплину. Даже женатые мужчины стращали друг друга именем дяди Союна. Он был справедлив и никого понапрасну не наказывал. Он как бы осуществлял правосудие в роду (Мшауе^ 2001: 11).

Когда речь заходит об этих имеющих самоуважение, наставляющих на путь истинный, совершающих благие дела людях, то, как отмечает исследователь В. Амирли, в каждом из них оставил отеческий пример, который и поныне передается из уст в уста. Например, Гаджи Муса поделил с братом Халилом имущество, доставшееся от отца и, собрав деньги на дорогу, отправился в хадж. А Халил раздает свою долю нищим и кормит их. Когда Гаджи Муса добирается до Мекки, ему снится, что Халил уже здесь. По возвращению домой он говорит встречающим его людям, чтобы прежде навестили Халила, поскольку тот оказался в Мекке раньше него. Следовательно, и деяния его Аллахом приняты раньше.

Аскер Сойдумалы оглы был хлебосольным человеком. Одаривал хлебом каждого, кто приходил на гумно, зазывал и угощал любого путника и еще давал провизию в дорогу.

Алискендер Алимарданоюнун,

Байрам оглы Амирхан и Магала Вели были аксакалами в своем краю. Мешеди Гусейн Гаджи Муса оглы 32 года был главой поселения, завоевав уважение населения добрыми делами (Отэго% 2001: 376).

По опросам пожилых людей, проводившихся во время сбора этнографического материала, мы выяснили, что в селении Гаратахла были такие отличавшиеся солидным

разговором, важным поведением, полезными наставлениями аксакалы, как Муса Рагим оглы Гезалов, Абузар Маммедбагир оглы Джафаров, Танрыкули Алиев, Салман Дилянчи оглы Ахмедов, Аждар Гюльахмед оглы Садыгов, Дилянчи Мамед оглы Мамедов, Гейдар Махамамед оглы Садыгов, Каблаиса Мешеди Кязым оглы Гасанов, Мешеди Магомедали оглы Алиев, Абузар Мешеди Алескер оглы Гусейнов и другие.

Гаджи Гахраман из селения Айлис в Гарачопе за свою щедрость и хлебосольность был прозван в народе Гатамтай (равный Гатаму). Этот народный старейшина, слух о безмерной щедрости которого распространился в соседние края, покупал у правительства пахотные земли у подножия гор Пирмамед, Нагиолен, Гарадель, Агдере, Харами и Гароул, раздавал их неимущим, покупал для них лошадей, плуги, скот. По праздникам (Новруз, Пост, Курбан) выделял им долю из своего стада (Qara56p, 1996: 78-79). Такие аксакалы всегда с почетом поминаются в народе.

Не каждый мужчина с убеленной бородой удостаивается почетного звания аксакала и не каждой женщине суждено называться «агбирчек». По сведениям, полученным в результате исследования у пожилых людей, путь к званию агбирчек начинается в семье. Женщины, преодолевающие все тяготы и трудности семейной жизни, воспитывающие достойных, порядочных, любящих свой край детей, являющиеся примером и опорой во всем для соседок и родственниц, отличающиеся благородством,

человечностью, широкой душой, аккуратностью и опрятностью постепенно превращаются в агбирчек,

МЭДЕНИ М¥РА

т.е. мать всего народа, заслуживают глубокое уважение населения. Этого счастья достигали только избранные, прославившиеся добрыми делами, помыслами, дальновидностью и цельностью, и тем самым успешно пройдя свой жизненный путь.

По нашим наблюдениям и по мнению ученых-этнографов, «быть агбирчек своего края куда труднее и более ответственно. Полномочия их шире и многостороннее. Семью удостоившейся такого почета женщины бывают образцовыми и более уважаемыми. Мать народа одинаково, с равной теплотой относится к любому участнику торжества. Один взгляд и действие этих цельных, попусту не говорящих женщин решал все. Они ценят мир и спокойствие, сближают разные общины, наводят мосты доверия. Они понимают боль, сопереживают горю, разделяют печаль и радость. И в страдании, и в веселье всегда рядом. Взгляд этой мудрой женщины наполняет мир смыслом и заливает светом все вокруг» (Btinyadov, 2007:125-140).

В селах, где мы проводили исследования, и поныне вспоминают этих умудренных седовласых женщин, доброжелательных и человеколюбивых. Такими были Саялы Молла кызы, Захра Джигарова, Захра Аббас кызы, Ругия Алиева в селении Гочулу, Тюкезбан Мамедова, Нигяр Салахлы из Сарачлы, Асия Ягублу из Инджаоглу, Ненеханым Гусейнова их Арыхлы области Болус, Набат Исмаил кызы из Борчалинского (Марнеульского) селения Юхары Сарал, Минавар Гасанова из села Юхары Гарабулаг в Башкечиде, Пери Ана из Кедак Дага, Фатьма Меджид кызы Ибрагимова, Гызханым (Гарагыз) Гатам Гурбан кызы, Гезал Магомед кызы Гаджиева, Марал Гамид кызы из Юхары

QAZAQSTAN RESPYBLIKASY

ULTTYQ MYZEli

Орузмана, Сарида Юсубова (Гамбарова) из Гараязы, Санам Омарова из селения Назарли, Боюкханум Исмайлова из Татьяновки, Салтанат Аббаскули кызы (Геюшли), Хейранса Худаверди кызы (Зейналлы), Зохра Лалаева, Малейка Магалова, Гезал Алиева, Пери Зорбаева, Заргелем Магалова, Багдагюль Гамбарова (Гпахлар), Мудвар Мурадова, Сура Гамбарова (Мамедова), Бановша Гамбарова, Фатьманиса Мусаева, Абуковсар Гурбанова (Алиева), Шехерханым Алиева, Гумай Алиева, Дилара Алиева, Бакиназ Танриверди кызы Алиева, Тезегюль Алиева, Джаннат Алиева, Миная Алиева, Зинят Алиева (Сойдумаллар), Кысханум Зорбаева из Тахлы, Лютва Сафарова, Набат, Тюкезбан, Пери ханым Софиевы из Гараджалар и другие.

Как говорят старейшие мужчины и женщины села Гараджалар, Периханым Софиева, была не только агбирчек своего края, но и тюрчан кой - депутатом парламента Грузинской Демократической Республики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Периханым была гордой, смелой, бесстрашной, душой болеющей за свой край женщиной. По словам академика Рамиза Мамедова: «В пятилетнем возрасте я увидел сестру моего деда Меджида Пери ханым. Я не обладаю сведениями о ее жизни, образовании и деятельности, но знаю, что она была депутатом в созданной в 1918 году под руководством Ноя Жордании Грузинской Демократической

Республике. Помню, что она говорила громко и повелительно... А еще я помню, что моего дядю Мамеда в чем-то обвинили и арестовали. Пери ханым гневно обратилась к мужчинам нашего рода: «Я смогла вызволить из рук советской власти моего брата Гаджи, убившего человека, а вы не можете

спасти безвинно задержанного Мамеда, - с укором сказала она и всего через пять дней после этого ушла в мир иной» (Сэ1а1о£1и, 2018: 17).

Жительницы села Гочулу - Захра Мамед кызы Джигарова, Захра Аббас кызы и Ругия Керем кызы Алиева были известны не только односельчанам, но и всей республике. За рекордные результаты в заготовке табака они получили награды указом Президиума Верховного Совета СССР. «Джигарова Захра награждена орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда», удостоившись почетного звания Герой Социалистического Труда, Захра Аббас кызы и Ругия Алиева получили орден Ленина. Помимо этого, Захра Джигарова избиралась депутатом Верховного Совета СССР двух созывов, представляя с высоких трибун трудящихся женщин Борчалы» ^а^ап, 1998: 455).

Заключение

Таким образом, в результате проведенного историко-этногра-

фического исследования мы установили:

- среди азербайджанских тюрок Грузии, как и везде, где проживают азербайджанцы, есть достойные, цельные в словах и делах, болеющие душой за родные места, уважающие себя, думающие, доброжелательные, высоконравственные старейшины, именуемые «аксакал» и «агбирчек»;

- аксакал и агбирчек всегда активно участвуют в общенародных делах, непосредственно участвуют в решении самых трудных социально-экономических проблем;

- люди старшего возраста из поколения в поколение передают сведения об их добрых делах, человечности и глубоком уме.

МЭДЕНИ МУРА

Литература

1. Babayev T.A., 2000. Ömrünüza nur calansin. - Baki: Azarna§r. - 60 s.

2. Babayev T.A., 2006. Agsaqqalliq // Azarbaycan Tarixi Muzeyi. - s. 327-335.

3. Бигвава В.Л., 1983. Современная сельская семья у абхазов. - Тбилиси: Мецние-реба. - 111 с.

4. Bünyadov Т.Э., Babayev T.A., 2007. Agsaqqalliq // Azarbaycan etnoqrafiyasi. Üg cildda. III cild. - Baki: §arq-Qarb. - s. 107-124.

5. Bünyadov Т.Э., 2007. El anasi // Azarbaycan etnoqrafiyasi. Üg cildda. III cild. - Baki: §arq-Qarb. - s. 125-140.

6. Calaloglu E., 2018. Xazarin xani, yaxud akademik ömrünün spektrlari. - Baki: 2018.

- 124 s.

7. Эliyev Э.Т., 2012. XIX-XX asrin avvallarinda Gürcüstan azarbaycanlilarinin aila mai§ati (tarixi-etnoqrafik tadqiqat). - Baki: Elm va tahsil. - 156 s.

8. Kitabi-Dada Qorqud, 1988.- Baki: Yazigi. - 265 s. + 12 §.

9. Koroglu, 2005 (matni hazirlayib tartib edanlar: i.Abbasli., B.Abdulla). - Baki: Lider.

- 552 s.

10. Qaragöp, 1996 (tartib edani va na§ra hazirlayani: N.Эbdülrahmanll). - Baki: Dünya.

- 514 s.

11. Quluzada T.N., 2018. Qahramanliq dastanlarinda Azarbaycan etnoqrafiyasinin aksi.

- Baki: Elm va tahsil. - 236 s.

12. Musayev Z (S).M., 2001. Agtahla va Mardali nasli haqqinda dü§üncalarim va xatiralarim. - Baki: Araz. - 70 s.

13. Ömarov V.A., 2001. Qarayazi: Gürcüstanda türklar. I hissa. - Baki: ^a§ioglu. - 760 s.

14. Ömarli V.A., 2007. Qarayazi. II hissa. - Baki: Ocaq. - 348 s. 15.Sarvan M., 1998. Ulu Borgali. - Baki: Elm. - 370 s.

16. Tahladanam özüm, daglar... Tahla gökayi adabi antologiyasi (tartib edani va na§ra hazirlayani: N^bdülrahmanli). Baki: Qanun, 2012. - 552 s.

17. Tahlali N. Daglar, ayil, yar görünsün... Baki: Nurlan, 2003. - 298 s.

References

1. Babayev T.A., 2000. Let there be light in your life. - Baku: Azernashr. - 60 p.

2. Babayev T.A., 2006. Eldership // Azerbaijan History Museum. - p. 327-335.

3. Bigvava V.L., 1983. Sovremennaya selskaya semiya y Abkhazov. - Tbilisi: Metsniereb.

- 111 p.

4. Bunyadov T.A., Babayev T.A., 2007. Eldership // Ethnography of Azerbaijan. In three volumes. Volume III. - Baku: East-West. - p. 107-124.

5. Bunyadov T.A., 2007. El anasi // Ethnography of Azerbaijan. In three volumes. Volume III. - Baku: East-West. - p. 125-140.

6. Celaloglu E., 2018. Khan of the Caspian Sea, or the spectra of academic life. - Baku: 2018. - 124 p.

7. Aliyev A.T., 2012. Family life of Georgian Azerbaijanis at the beginning of XIX-XX centuries (historical-ethnographic research). - Baku: Science and education. - 156 p. 8. Kitabi-Dada Gorgud, 1988.- Baku: Yazichi. - 265 p. + 12 sh.

9. Koroghlu, 2005 (the text was prepared and compiled by: I. Abbasli., B. Abdullah). -Baku: Leader. - 552 p.

10. Karachop, 1996 (compiled and prepared for publication by: N. Abdulrahmanli). -Baku: World. - 514 p.

11. Guluzade T.N., 2018. Reflection of Azerbaijani ethnography in heroic epics. - Baku: Science and education. - 236 p.

12. Musayev Z (S.M.), 2001. My thoughts and memories about Agtahla and Mardali

OAZAQSTAN RESPYBLIKASY

ULTTYQ MYZEli

generation. - Baku: Araz. - 70 p.

13. Omarov V.A., 2001. Karayazi: Turks in Georgia. Part I. - Baku: ^a§ioglu. - 760 p.

14. Omarli V.A., 2007. Black script. Part II. - Baku: Ojak. - 348 p.

15. Sarvan M., 1998. Ulu Borchali. - Baku: Science. - 370 p.

16. I am from Tahla, the mountains... Tahla Chukayi literary anthology (compiled and prepared for publication by: N. Abdülrahmanli). Baku: Qanun, 2012. - 552 p.

17. Tahlali N. Let the mountains look bent and narrow... Baku: Nurlan, 2003. - 298 p.

Алиев А.Т.1

1Эзiрбайжан ¥лттык Академиясы А. Бакиханов атындагы тарих институты Баку, Эзiрбайжан e-mail: esed.eliyev.2020@mail.ru

ГРУЗИЯЛЫК, ЭЗ1РБАЙЖАНДАРДЫН, AFA БУЫН ЭК1ЛДЕР1МЕН КАРЫМ-КАТЫНАСЫ (Х1Х - ХХ FACblP БАСЫ)

Ацдатпа. Гылыми макалада грузиялык эзiрбайжандардын Yлкeндeр мен карт эйелдерге деген курмет мен сешмше этнографиялык зерттеулер мен жазба деректер непзшде талдау жасалган. Жасы егде ерлер мен эйел-дер тек жасынын Yлкeндiгi Yшiн емес, юнщ, жауапкершытнщ, кадiр-ка-сиетшщ, кабтетшщ, парасаттылыгынын, зeрдeлiлiгiнiн, ойлылыгынын, колында барга канагат eтуiнiн аркасында eрeкшeлeнeтiн болтан жэне eзiн коршаган ортадагы киындьщтарды шыдамды жэне байсалдылыкпен шеше быу аркылы курмет пен беделге ие болгандыгы кeрсeтiлгeн. Осы нeгiздe барлык салтанатты немесе аза туту шараларында, баска да дэс^р-лi рэамдерде олар дастарханнын жогары жагында отыратын болган. Егде тарткан карт ер мен эйел отырган жерде эркашан тыныштык сакталып, Yлкeн-кiшiнiн бэрi тэртш сактап курмет керсеткен. Олардын сездерше кYмэн кeлтiрiлмeдi жэне тэрбиeлiк кенестерш орындауга тырысты. Ак-сакалдын немесе шашы агарган эйeлдiн сeзiн тындамау курмeтсiздiк, эрi Yлкeн кYнэ саналган. Жогарыда аталган мэсeлeлeрдiн барлыгы макалада жан-жакты карастырылып, осы елкеде eмiр сYргeн атакты кариялар мен карттардын кызмeтi, игi iстeрi халыктан жинакталган материалдар не-гiзiндe этнографиялык зерттеу жасалынган.

Кiлт сездер: Грузия эзiрбайжандары, аксакал, агбирчек, курмет, сeнiм.

Ддйексвз ушт: Алиев А.Т. Грузиялыцэз1рбайжандардыц ага буын вк1лдер1мен царым-ца-тынасы (XIX-XX гасыр басы) // Мэдени мура. 2023. №4 (103). 47-57 б.(цаз.)

D01:https://doi.org/10.47500/2023.v16.i4.05

МЭДЕНИ МУРА

Aliyev A.T.1

institute of History A.Bakikhanov of the National Academy of Sciences of Azerbaijan г. Баку, Азербайджан e-mail: esed.eliyev.2020@mail.ru

ATTITUDES TOWARDS AKSAKALS AND AGHBIRCHEKS AMONG GEORGIAN AZERBAIJANIS (EARLY XIX-XX CENTURIES)

Abstract. This article, written for the first time on the basis of the ethnographic researches and written literature materials, talks about the trust, respect and regard of Georgian Azerbaijanis for aksakals and aghbircheks (the elders, the most honorable and experienced old men and women). It shows that not only aksakals and aghbircheks have gained respect and prestige with being old, but with patience and restraint they could carry out all the hard work of people with their own practicality, integrity, reasoning, rationality, thinking, and their abilities. That is why they have been honored at charitable gatherings, at weddings and funerals, at these or other ceremonies, and have been listened to their instructions and recommendations. At meetings where there were aksakals and aghbircheks, silence always reigned and order was observed. Their advice and recommendations were unconditionally fulfilled. The greatest sin was not to listen to aksakals and aghbircheks and to disregard their instructions. The article based on the ethnographic materials which were receiving from the population have been focused on the work and kindness of the well-known aksakals and aghbircheks of the time.

Keywords: Georgian Azerbaijanis, aKsaKals, aghbircheks, respect, trust.

For citation: Aliyev A.T. Attitudes towards aksakals and aghbircheks among Georgian azerbaijanis (early XlX-XX centuries) // Madeni mura. 2023. №4 (103). 47-57 p. (eng.)

DOI: https://doi.org/10.47500/2023.v16.i4.05

Автор туралы мэлiмет:

Алиев Асад Танрыверди оглы, тарих бойынша философия докторы, доцент, Эзiрбайжан ¥лттык Академиясы А. Бакиханов атындагы Тарих Институтынын же-текшi гылыми кызметкер^ Баку к., Эзiрбайжан.

Сведения об авторе:

Алиев Асад Танрыверди оглы, доктор философии по истории, доцент, ведущий научный сотрудник Института Истории им. А.Бакиханова Национальной Академии Наук Азербайджана, г.Баку, Азербайджан.

Information about the authors:

Aliyev Asad Tanriverdi ogly, doctor of Philosophy in history, associate docent6 leading researcher at the Institute of History, A. Bakikhanov of the National Academy of Sciences of Azerbaijan, Baku, Azerbaijan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.