Научная статья на тему 'ГАРАБАХСКИЕ ЛОШАДИ'

ГАРАБАХСКИЕ ЛОШАДИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гарабах / лошадь / селекция / грива / хвост / Garabagh / horse / selection / mane / tail

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магеррамова Солмаз

В данной статье представлена информация о древних корнях коневодства в Гарабахском ханстве, а также рассмотрено развитие коневодства в Гарабахском регионе в начале XIX-XX вв. Также в ней по обнаруженным останкам из археологических раскопок Гарабахской области говорится о принадлежности костей лошадям, функционировании заводов, занимавшихся коневодством, выведением пород гарабахских лошадей. В статье описаны эмпирические методы лечения лошадей и виды их болезней, предпринятые правительством меры для развития коневодства в более поздний период и т.д. С древних времён Гарабахский регион почитается как центр одной из древнейших культур, одним из первых, где началось домашнее разведение лошадей. Гарабахская лошадь считается древней чистокровной местной породой лошадей Азербайджана. В древние времена, когда не было сведений об арабской лошади, азербайджанские лошади, в том числе и гарабахские, были хорошо известны, снискали себе славу и были завезены во многие восточные страны. Среди 260 известных в мире пород лошадей гарабахские кони за их быструю адаптацию к холодному и жаркому климату, а также за быстрый бег, были признаны самыми лучшими лошадьми. Гарабахские лошади также отличаются ростом, средней длиной шеи, небольшой головой, глубокой и широкой грудью, хорошо развитой мускулатурой. Обладая сильными копытами, способностью восстанавливать скорость после больших нагрузок, они легко передвигаются по горной и долинно-холмовой местности. Копыта у гарабахских коней характеризуют их спокойным, уравновешенным, мирным нравом, во время прогулок по глинистой тяжёлой почве копыта этих лошадей остаются сухими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Магеррамова Солмаз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GARABAKH HORSES

This article provides information on the ancient roots of horse breeding in the Garabakh khanate, as well as the development of Garabakh’shorse-breeding in the early 19th and 20th centuries. This paper also discusses the horse gear and harness found at the archaeological sites, the Garabakh region and the activities of stud farms, breeds of the Garabagh horses, the empiricalmethods for treating the horses, and the government measures taken to develop the local horse breeding in a later period, etc.Since the ancient times, the Garabach region has been regarded as the centre for one of the most ancient cultures, one of the first where home breeding of horses was practiced. The Garabakh horse is considered as a thoroughbred local ancient horse breed of Azerbaijan. In ancient times, when there was no mention of the Arabian horse, Azerbaijani horses, including the Garabach ones, were well-famed and were brought to many eastern nations. The Garabach horses which differ from the 260 horse breeds known in the world, were preferred for their quick run as well as the fast adaptation to both cold and hot climates.The Garabakh horses are also distinguished by their height, medium-lengthneck, small head, deep and wide chest, and well-developed muscles. Possessingstrong hooves and the ability to restore speed after heavy workload allows these breeds to easily move through mountainous terrain. The hooves of the calm and friendly Garabakh horses remain dry even when they walk on hard ground.

Текст научной работы на тему «ГАРАБАХСКИЕ ЛОШАДИ»

МЭДЕНИ МУРА

https:lldoi.orgl10.47500l2023.v16.i4.04:

ГРНТИ 03:15

Магеррамова С.С.1

1Институт истории и этнологии имени А.А. Бакиханова НАНА

Баку, Азербайджан е-mail: solmaz-xanim@mail.ru

ГАРАБАХСКИЕ ЛОШАДИ

Аннотация. В данной статье представлена информация о древних корнях коневодства в Гарабахском ханстве, а также рассмотрено развитие коневодства в Гарабахском регионе в начале XIX-XX вв. Также в ней по обнаруженным останкам из археологических раскопок Гарабахской области говорится о принадлежности костей лошадям, функционировании заводов, занимавшихся коневодством, выведением пород гарабахских лошадей. В статье описаны эмпирические методы лечения лошадей и виды их болезней, предпринятые правительством меры для развития коневодства в более поздний период и т.д.

С древних времён Гарабахский регион почитается как центр одной из древнейших культур, одним из первых, где началось домашнее разведение лошадей. Гарабахская лошадь считается древней чистокровной местной породой лошадей Азербайджана. В древние времена, когда не было сведений об арабской лошади, азербайджанские лошади, в том числе и гарабахские, были хорошо известны, снискали себе славу и были завезены во многие восточные страны. Среди 260 известных в мире пород лошадей гарабахские кони за их быструю адаптацию к холодному и жаркому климату, а также за быстрый бег, были признаны самыми лучшими лошадьми.

Гарабахские лошади также отличаются ростом, средней длиной шеи, небольшой головой, глубокой и широкой грудью, хорошо развитой мускулатурой. Обладая сильными копытами, способностью восстанавливать скорость после больших нагрузок, они легко передвигаются по горной и долинно-холмовой местности. Копыта у гарабахских коней характеризуют их спокойным, уравновешенным, мирным нравом, во время прогулок по глинистой тяжёлой почве копыта этих лошадей остаются сухими.

Ключевые слова: Гарабах, лошадь, селекция, грива, хвост.

Для цитирования: Магеррамова С.С. Гарабахские лошади) ll Мздени мура. 2023. №4 (103). 35-46 с.(рус.)

DOI: https:lldoi.orgl10.47500l2023.v16.i4.04

OAZAQSTAN RESPYBLIKASY

ULTTYQ MYZEli

Введение

Гарабахский регион издревле пользуется почётом, являясь очагом одной из древнейших культур, одним из первых, где началось домашнее разведение лошадей. Когда мы думаем о Гарабахе, первое, что приходит на ум, это золотисто-бурые гарабахские лошади, которые славятся во всем мире своей надёжностью и выносливостью.

Коневодство в Гарабахе имеет древнюю историю, о чем свидетельствуют находки костей различных животных, в том числе лошадиных, обнаруженных, наряду с каменными орудиями из V слоя, в Азыхской пещере Физулинского района в 1973 г. (Гусейнов, Гаджиев, Мансуров, 1974: 3-7).

Гарабахская лошадь считается чистокровной местной породой лошадей Азербайджана. В древности, когда не было сведений об арабской лошади, азербайджанские лошади, в том числе и гарабахские, были хорошо известны, снискали себе славу и были увезены во многие восточные страны (Sэttarzadэ, Н^эпоу. Qarabag аЬ, 1974: 14).

Гарабахские лошади, отличающиеся от 260 известных в мире пород лошадей, были избраны лучшими за их быструю адаптацию как к холодному, так и к жаркому климату, и быстрый бег. Что отличало гарабахскую лошадь от других и придавало ей красоту, так это то, что её грива и хвост были темно-каштанового цвета, а окрас был лимонным, жёлто-оранжевым, почти золотистым (Sэttarzadэ, Н^эпо% 1974: 32).

Гарабахские лошади также отличаются ростом, средней

длиной шеи, небольшой головой, глубокой и широкой грудью, хорошо развитой мускулатурой. Обладая сильными копытами, способностью восстанавливать скорость после больших

нагрузок, они легко передвигаются по горной и долинно-холмовой местности. Копыта по характеру спокойных и дружелюбных гарабахских лошадей остаются сухими даже при ходьбе по тяжёлой глинистой земле.

Гарабахская лошадь не была однотипной. Причиной тому было их кровосмешение с арабскими, иранскими и туркменскими лошадьми (Sэttarzadэ, 1954: 14). По подсчётам специалистов, большинство из 919 лошадей, завезённых на Донской конный завод в 1839 году, были гарабахской породы, а знаменитый здесь Платовский конный завод был комплектован гарабахскими лошадьми.

XVШ-XIX вв. - период, который считается «золотым веком» гарабахского коневодства. Именно в этот период здесь была выведена, усовершенствована как порода, и широко распространились наиболее типичные образцы

гарабахских лошадей, получивших большую известность. В этом деле незаменимую роль сыграли представители ханского рода: Панахали-хан, его сын Ибрагимхалил-хан, последний независимый правитель Гарабаха, сыновья Ибрагимхалил-хана Мехтигулу-хан, Мухаммад Хасан ага, его сын Джафаргулу Джаваншир хан, дочь хана Хуршудбану Натаван (Усмиева), внук хана Мирза Али бек, Асад бек, Фараджулла бек, Ибрагим бек, Сулейман хан, Таги бек, Гусейн ага Аганлы, Мамед бек Гилани, Адыгёзел бек Гилани, внук Адыгёзель бека Гусейн бек, конюх Мадатова Мехтер Абдул Рахман, дети кавалера Али бека - Мамед бек Гарабаглы, Мамедгасым ага и др. ( Dieterixs: 5-7).

Материалы исследования и

методология

В первой половине XIX в. только

в Шушинском уезде действовало до двадцати коневодческих заводов. Большую известность здесь получил коневодческий завод Мехтигулу-хана, после его смерти его дочь Хуршудбану Натаван уделяла особое внимание развитию коневодства. В 1877 г. она обратилась к российскому правительству и добилась открытия нового коневодческого завода в Гарабахе (Гулиев, 1996: 72-75).

Российский учёный-зоолог И.И. Калугин писал: «Усмиевы (имеется в виду муж Натаван Хасай-хан Усмиев -С.М.) не забывали о хороших качествах гарабахской породы, но не упускали из виду и её недостатки. Для преодоления этих недостатков они усовершенствовали гарабахскую лошадь, скрестив эту породу сначала с арабскими и ахалтакскими, а затем с чистокровными английскими лошадьми, и продолжали эту работу до 1905 г., т. е. до упразднения завода» (Калугин, 1899 72-75).

М.Х. Ахундов, рассказывая о конном хозяйстве дочери хана Натаван, писал: «Хуршудбану Натаван очень любила держать лошадей. Она построила для этих лошадей подвал в виде комнаты и назначила для них специального мехтера (конюх). Когда мехтер отводил лошадей на водопой, это превращалось в зрелище. Натаван поручала мехтеру вести лошадей, а сама наблюдала за ними. Другие лошади не могли догнать ханских лошадей ни в ходьбе, ни в беге. Кони гарабахской масти не обладают поведением, присущим буйным коням, никогда не наблюдалось в них таких черт, как подпрыгивание и укус любого, кто приближался к ним. Лошади ханства были хорошо обучены. Даже если конь бежал быстро, как только ты нажимал на курок - он останавливался. Не было необходимости в дополнительной порке

МЭДЕНИ М¥РА

животного, в принуждении к бегу и т. д. Сел в седло, он летит, как ветер, да так, будто не шевелит ногами.

В гонке эти лошади обгоняли всех лошадей. Сама Натаван очень интересовалась, как бежали лошади во время скачек, и лично награждала бегунов, вышедших ей навстречу после забега» (Axundov Mirza Xosrov, 1992: 40).

В 1870 году известный русский живописец Василий Верещагин, выражая своё восхищение гарабахскими лошадьми, писал: «...лучшие лошади, которых я видел в своей жизни, принадлежат хану Джафаргулу в Шуше. Таких лошадей я нигде не видел. Я нарисовал породистого коня» (Emil Eyyubov, 2000: 4).

Рис. 1. Гарабахская лошадь. Картина В. Верещагина. 1870 год Fig. 1. Garabakh horse. Painting by V.Vereshchagin. 1870

Рис. 2. Гарабахская лошадь Fig. 2. Garabakh horse

Ханские лошади в Гарабахе делились в народе на такие типы, как «Джейранбасар», «Хачадил», «Дильбаз», «Алапача».

Гарабахские лошади получили наибольшее распространение на территориях нынешних Агдамского, Бардинского, Агджабединского,

Бейлаганского, Шушинского,

Ходжалинского, Ходжавендского,

Тертерского, Джебраильского,

Физулинского, Лачинского,

Губадлинского, Зангиланского и Кельбаджарского районов.

Более популярными были три основных типа гарабахских лошадей: «Маймун» («счастливый»), «Гарныйыртык» («распоротый живот) и «Элйетмез» (газель). Лошади породы «Маймун» избирались лучшими, потому что они устойчивы к дальним маршам, имеют спокойный темперамент, мало склонны к высоким прыжкам. «Элйетмез» (газель) типа лошади превосходили других в беге на короткие дистанции, обладали высоким прыжком, красивым сложением туловища, напоминающим газель, а также игривым аллюром.

Во второй половине ХЕК в. в результате скрещивания гарабахской лошади с кабардинскими и другими чистокровными верховыми лошадьми, внутри породы появились поколения, называемые «Шахмар», «Дурналар», «Агджадали» и «Алагёз», но были малоизвестны и быстро ушли с рынка (Sэttarzadэ, Hэsэnov, 1974: 162).

Скрещивание гарабахских лошадей с лошадьми других пород происходило в результате народной селекции. Самыми известными ханскими лошадьми-полукровками были «Тохмак» и «Теке-джейран». «Тохмак» представлял собой смесь вороной кобылы и иранского

жеребца с относительно большим телом, жёлто-золотистой окраской, гривой и ногами темно-янтарного цвета.

Во второй половине ХК в. из смеси гарабахской лошади и ахалтакской лошади была выведена также порода «Теке-джейран» (Теке-газель)». Лошади породы «Теке-джейран» отличались высоким ростом и быстротой. Однако количество выращиваемых этих лошадей было невелико и составляло около одной десятой части илхов Гарабаха.

В Гарабахе и Восточном Зангезуре в хозяйствах и сельских домах разводили все породы гарабахских лошадей, а также казахских «дильбазских» лошадей. Султан-бек (Султан-бек из Лачина - С.М.) в Зангезурском уезде и Али бек Джебраильский в Джебраильском уезде имели большие коневодческие хозяйства. В 1884 году в Джебраильском уезде насчитывалось 2020 голов лошадей, а в начале 90-х годов их количество достигло 3248. В этот период более популярными были шесть больших конных экипажей ^иНуе% Abbasov, Quliyev, 1993: 33).

Начиная с середины XIX в., гарабахские лошади экспонировались на всероссийских конных выставках в Москве (в 1866, 1869, 1872 годах) и даже на Всемирной конной выставке в Париже в 1867 году (Гулиев, 1996: 80). В 1867 году золотисто-рыжая (масть лошади) лошадь по кличке «Хан», выведенная на конезаводе дочери хана Натаван, была выставлена на выставке в Париже и поразила зрителей своей красотой и особенностями тела. Она была удостоена большой серебряной медалью на выставке и стоимостью около 3500 франков. В том же 1867 году её лошади участвовали во всемирных сельскохозяйственных выставках в

Москве и Тбилиси и каждый раз награждались медалями.

В 1869 году гарабахские жеребцы «Маймун» завоевали серебряную медаль, «Тохмак» - бронзовую, а золотисто-оранжевый конь Усмиевых (ханской дочери Натаван) по кличке «Элйетмез» был награждён дипломом на Всероссийской выставке того же 1869 года.

Одна из 6 лошадей, присланных на выставку в Париж в 1895 году, - жеребец «Халдар» был из конюшни Султан-бека (Лачин - С.М.) Зангезурского уезда (Гулиев, 1996: 80).

Как и везде в Азербайджане, в Гарабахском районе лошади, отличавшиеся возрастами,

имели соответствующие имена. Новорождённую лошадь называли жеребёнком, шестимесячного коня -«дайлаг» (жеребёнком), трёхлетнего самца - жеребёнком, самку - «гулан» (жеребёнок в возрасте до 1 года), четырёхлетнего самца - конь, самку «мадян» (кобыла) а породистая лошадь называлась <^о1Шк».

Лошадей обучали верховой езде и езде с вьюком. Для верховой езды была выбрана трёхлетняя «й^э» (жеребёнок). Необъезженные лошади называли «хам ат». Так как необъезженные лошади требует особых навыков, к этой работе привлекались опытные люди. Необъезженных лошадей приручали и подготавливали к верховой езде и грузу. На спину лошади надевали попон, а потом седло.

В XIX - нач. ХХ вв. в Гарабахе и Восточном Зангезуре были распространены местное мусульманское седло, русское седло, английское седло, черкесское седло, ханское (ардебильское) седло. Казачьи и черкесские седла стали

МЭДЕНИ М¥РА

распространяться после завоевания царской Россией Азербайджана. Такие седельные наборы принадлежали в основном состоятельным людям. Седла английского типа использовали с конца Х1Х в. (Керимов, 1989: 6). В регионе предпочитали местные седла. Большой интерес к русским и английским сёдлам проявляли представители зажиточного сословия.

Для управления лошадью использовали «нохта» (недоуздок) и «уйуэп» (уздечка). Нохта состояло из головки, носика и гантарги (удила), которые соединялись в кольцо. Удилы коня изготавливали из верёвки, часто из ремня, а уздечку - из металла. С правой и левой стороны уздечки устанавливались специальные кольца, к которым крепили ремешковую узду (сilоv). Нередко часть «уйуэп», соединённая с уздечкой, украшалась кистями и драпировками. Помимо декоративного элемента, кисточки и драпировки имели защитную функцию: при движении лошади они раскачивались, тем самым защищали животное от мух и насекомых.

В зависимости от времени года на лошадь одевали попону. Попону создавали из шерстяной ткани, хлопчатобумажных нитей, а также из бархатных и шёлковых тканей. Здесь ткали красивые и богато украшенные конские попоны, украшенные кистями, которые выставлялись на различных выставках. На Кавказской выставке, открывшейся в Тбилиси в 1889 г., экспонировались 6 конских попон, вывезенных из Джебраильского уезда, а сплетённый Мехти Миркиши оглы из Джебраила конская попона была отмечена на этой выставке серебряной медалью ^иНуе% Abbasov, Quliyev, 1993: 33-34).

w

Рис. 3. Конская попона Fig. 3. Horse blanket

Рис. 4. ^armix (Чармык) Fig. 4. ^armix (Charmyk)

Ещё одним образцом прикладного искусства, сотканным гарабахскими мастерицами, являлся богато украшенный конский попон,

подаренный поэтессой Хуршудбану Натаван семье царя Николая II: «На собрание семьи императора Николая II прибыли две женщины из Гарабахского ханства. Одна из них была дочерью гарабахского хана Мехтигулу. Она была одета в национальную одежду, на талии у неё был повязан золотой пояс, а на голове золотая корона, украшенная драгоценными камнями. Дочь хана подарила императрице богато украшенный ковёр и архалук (короткий бешмет), вышитую золотыми нитями, и попону, сотканный гарабахскими мастерами из шерстяных нитей, для коня императорского царевича» (Калугин, 1899: 208-209).

После приручения лошади, приступали к её подковке. Для этой цели использовался «^гтгх» (чармык). Чармык был сделан из четырёх больших закопанных в землю кусков дерева, соединённых джутами с трёх сторон и закреплённых. Лошадь, поставленную на «^гтгх», приподнимали из-под живота уздечкой. Этот метод ковки обычно применялся к молодым лошадям. Обузданных лошадей подковывали кузнецы и их помощники, делалось это следующим образом: помощник кузнеца (подмастерье) связывал ноги лошади верёвкой и держал её на колене, а коваль чистил гнилые части копыт и надевал подкову. Основной инструмент кузнеца состоял из молотка, гвоздя, шила, плоскогубцев, дротика и верёвки. Лошадей подковывали каждые 2-3 месяца.

Лошадь кормили сеном, люцерной и ячменем. С лошадьми в стойлах (ильхы) обращались не так внимательно, как

в конюшнях. Ильхы содержали под открытым небом. Сеном и сухой травой подкармливали только тогда, когда на земле лежал снег.

Ячмень считался качественным кормом для лошадей. Не случайно здесь была распространена пословица: «Конь, который ест ячмень, быстро бежит». Лошадям давали корм и воду два раза в день, давали также соль.

Кормление лошадей в конюшнях требовало особого внимания. В течение дня лошадь дважды расчесывали, гриву и хвост подгребали пальцем. Под ногами лошадей должно было быть особенно сухо. Стойла хорошо проветривались и содержались в чистоте. Чистку проводили 2-3 раза в течение дня, лошадям под ноги насыпали сухую солому.

В Гарабахе и Восточном Зангезуре был накоплен эмпирический опыт в области защиты лошадей от болезней.

Обычно ноги лошадей, которые несли тяжелую ношу, отекали от щиколотки до колена. В народе это называлось «накоплением воды в ногах» или болезнью «бага». В это время опухоль лодыжка лошади прижигали и прокалывали.

Во время простуды лошадей, кипятили корень растения «андыз» и поили их этой водой. Поскольку вода горькая, для эффективности лечения лошадь держали голодным 3 дня. За это время ослабевшая и измученная лошадь легко могла бы выпить такую воду.

Одышка и удушье возникали у лошадей, которые много бегали. Это называлось «дэг1этэ» (черлеме). В целях профилактики заболеваний надрезали хрящ в области носа у лошадей с молодого возраста.

МЭДЕНИ М¥РА

Обсуждение

Во всем тюркском мире конь считался символом святости, могущества, силы, верности, доверия, усердия; другом и соратником, спасавшим своего владельца в тяжёлые времена и в кровопролитных битвах. Эта традиция нашла воплощение в наших эпосах: Кырат Кёроглу, Дурат, Бозат Наби. Белый конь Хызыра прославлен как напарник и друг богатырей, ведущий их к победе. Жена, лошадь и папаха мужчины считались его честью. Это также отражено в нашем фольклоре и литературе:

Ви dйnyada йд §еу Ьа§а bэ1adlr: Уатап о^и1, yaman arvad, yaman at. istэyirsэn qurtarasan э1indэn, Вшт Ьо§Ы, Ыпт Ьо^, birini sat ^эд Э1эsgэr, 1973: 167). В переводе:

В этом мире есть три бедовые вещи: Плохой сын, плохая жена, плохая лошадь.

Если хочешь избавиться от них, первого - освободи, с другой -разойдись,

третьего - продай (Аэд Э1эsgэr, 1973: 167).

Положительное отношение к лошади отражается в пословицах и поверьях: «Конь - украшение храбреца» ('^ igidin yara§lgldlr"), «Конь -мечта» ("At muraddlr"), «Привязать коня к коню можно если не цветом, то характером» ("Ай atm yanma bag1asan hэmrэng o1masa da hэmxasiyyэt о^г"), «Мужественный человек тот, кто падает с лошади и снова садится в седло, тот, кто терпит любую муку» ("igid odur, atdan dй§э at1ana, igid odur, hэr эzaba qat1ana"), «Лошадь - по походке, человек по знаниям» ("At yerimэk1э, insan bi1ik1э"), «Если увидишь во сне лошадь - достигнешь мечты» ("Yuxuda at g6rsэn muradma

OAZAQSTAN RESPYBLIKASY

ULTTYQ MYZEli

5atarsan"), «Кто во сне подкову увидит - достигнет цели» ("Yuxuda at nall g6rэn muradma yeti§эr"), «Подкову в мусор не выбрасывают» ('^ nalml zibilliyэ atmazlar"), «Лошадь бежит не шагом своим, а по человеку своему» ('^ addlmma g6rэ уох, adamma g6rэ qa5ar"), «Конь, знающий свой аллюр, не будет бит кнутом» ( "Теп^т bilэn at 6ztinэ qam5l vurdurmaz"), «Конь по копыту, человек по уху» ( dlmagmdan, insan qulagmdan"), «Выше коня, ниже собаки (седло) ("Atdan htindtir, itdэn al5aq" (yэhэr) и др.

В Гарабахе и Восточном Зангезуре к лошади относились с особой заботой и уважением, а подкова и череп считались символами, приносящими благо, отгоняющими злые силы, оберегающими от сглаза. На порог дома ставили подкову, а над дверью вешали конский череп. Когда видели в конюшне вспотевшую лошадь, говорили, что на ней едет демон. Вот почему спину лошади натирали кирью. Когда конская грива спутывалась и на ней образовывались узелки, люди связывали это с проделками демонов и этому случаю в гриву лошади втыкали иглу. Мужчины клялись гривой лошади.

В регионе конь считался самым ценным подарком, и потому его в качестве дара преподносили самому дорогому другу. Говоря о плохом человеке, употребляли выражение: «Она лошадь, которая сбила своего хозяина». Человек, получивший небольшой подарок, выражая свою благодарность по этому случаю, говорит: «Как будто ты мне лошадь подарил».

В конце XIX в. после падение феодальных социально-экономических отношений в Азербайджане завоевание страны царской Россией, продажа большого количества лошадей, особенно

кобыл, в Россию, Англию, Иран и другие страны, ослабила породу гарабахских лошадей. Череда исторических событий в начале ХХ века, подстегнувших этот процесс, выдвинула на первый план новый подход к этой породе в целом, а точнее к её реабилитации (Emil Eyyubov, 2020: 4).

В 1921 году была организована центральная случная станция в составе 20 племенных жеребцов. Она сыграла значительную роль в улучшении племенных качеств местных лошадей. С этой станции, которая называлась Государственной конюшней («DAT», или «ГЗК» по-русски), жеребцов распределяли на станции в Шеки, Шамахах, Агдаше, Газахе, Гёйчае и Шуше в весенние месяцы, а после завершения похода снова собирали в центральный участок. Из них 12 жеребцов были гарабахской породы. В 1933 году в Лачинском районе была создана Государственная конюшня, где было сосредоточено много гарабахских лошадей.

Рис. 5. Питомец Агдамского конного завода, Гарабахская лошадь породы «Заман» Fig. 5. Pet of the Agdam stud farm, Garabakh horse of the breed "Zaman"

В ХХ в. одним из важных событий, сыгравших большую роль в улучшении состава гарабахской породы лошадей, стало создание специализированного племенного завода «Гарабах» в Агдамском районе на основании решения № 1681 Совета Министров СССР от 8 октября 1948 г. и № 583 Совета Министров Азербайджанской ССР от 27 мая 1949 г. ^пэН М^э^еч 2009: 3).

Выводы

Таким образом, карабахская порода лошадей является одной из древнейших в мире. Родиной её является высокогорья Гарабаха (Азербайджан). Гарабахские скакуны, будучи по нраву - спокойные и дружелюбные, выделяются красотой внешнего экстерьера и игривым аллюром. Отличительной чертой их является, прежде всего, цвет их шерсти: они в основном рыжие, золотисто-рыжие, бурые, лимонно-жёлтые с золотистым или серебристым отливом.

МЭДЕНИ М¥РА

Эти лошади являются символом национального наследия. Касательно выносливости гарабахских коней, следует отметить, что исторически отличительной особенностью их была способность преодолевать горную и пересечённую местность.

В современности, гарабахские кони в основном используются для скачек. Порода карабахского скакуна, известная под названием « Заман», вплоть до к. XIX века была красой и гордостью Кавказа, достойной не только княжеского, но и царского седла. Данная особь гарабахской лошади, разводимая на Агдамском конном заводе с 1956 года, и преподнесённая главой Советского Союза Н.С. Хрущевым в дар королеве Великобритании Елизавете II, получила широко распространение и популярность в Европе, и с этого времени многие европейские исследователи сосредоточили своё внимание на гарабахских лошадях.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. A§iq Qlasgar (tartibgilar: Q.Axundov, M.N.Tahmasib). - B.: Elm, 1973. - 326 s.

2. Axundov Mirza Xosrov. Ömürdan sahifalar. - B.: Yazigi, 1992. - 126 s.

3. Canali Mirzaliyev. At muraddir, insanlarin dostudur // «Madaniyyat» qazeti, 3 aprel 2009.

4. Emil Eyyubov. Qarabag atlari // «Xalq qazeti». 31 oktyabr, 2020.

5. Kitabi-Dada Qorqud. - B.: Yazigi, 1988. - 188 s.

6. Quliyev §., Abbasov T., Quliyev F. Cabrayil. Tarixi ogerk. - B.: i§iq, 1993. - 112 s.

7. Qasimli M. El düzgülari, elat söylamalari. - B.: Azarna§r, 1993. - 176 s.

8. Sattarzada R.X. Qarabag ati. - B.:Azarna§r, 1954. - 76 s.

9. Sattarzada R.X., Hasanov S.O. Qarabag ati. - B.: Azarna§r, 1974. - 162 s.

10. Гусейнов М.М., Гаджиев В.С., Мансуров М.М. Раскопки в пещере Азых. АЭИ в Азербайджане (1973). - Б.: 1974. - С. 3-7.

11. Гулиев Г.А. Этнографические проблемы скотоводческого хозяйства Азербайджана Х1Х - начало ХХ в. - Б.: Элм, 1996. - 223 с.

12. Дитeриxс К. Взгляд на ^^водс^о Карабаха / Журнал «^о^водс^о», 1806, № 3. - С. 5-7.

13. Керимов Т.М. Традиционные транспортные средства Азербайджана. -

Б.: Элм, 1989. - 20 с.

14. Калугин И.И. Царская семья Кавказа. - Тифлис: 1899.

References

1. Ashiq Alasgar (editor: A. Akhundov, M.N. Tahmasib). B.: Science, 1973, 326

2. Akhundov Mirza Khosrov. [Pages from life]. B.: Yazychi, 1992, 126 p.

3. Janali Mirzaliyev. [A horse is desirable, a friend of people ]/ "Medaniyat", die 3 Aprilis, 2009.

4. Emil Eyyubov. [Karabakh horses]. "People's newspaper". October 31, 2020.

5. Kitabi-Dada Gorgud. B.: Yazychi, 1988, 188 p.

6. Guliyev Sh., Abbasov T., Guliyev F. Jabrayil. [Historical essay]. B.: Light, 1993, 112

p.

7. Gasimli M. [Folk truths and sayings] . B.: Azernashr, 1993, 176 p.

8. Sattarzade R.X. [Karabakh horse]. B.: Azernashr, 1954, 76 p.

9. Sattarzade R.X., Hasanov S.O. [Karabakh horse]. B.: Azernashr, 1974, 162p.

10. Huseynov M.M., Gadzhiev V.S., Mansurov M.M. Raskopki v peschere Azih [Excavations in the Azykh cave]AEI in Azerbaijan (1973). B.: 1974, p. 3-7.

11. Guliev G.A. Etnograficheskie problemi skotovodcheskogo hozyaistva Azerbaidjana X1X _ nachalo XX v. [Ethnographic problems of the pastoral economy of Azerbaijan in the X1X -th - early XX -th centuries] . B.: Elm, 1996, 223 p.

12. Theodoricus K . Vzglyad na konevodstvo Karabaha [A look at horse breeding in Karabakh]/ Magazine "Horse breeding", 1806, No. 3, p. 5-7.

13. Kerimov T.M. Tradicionnie transportnie sredstva Azerbaidjana [Traditional transport in Azerbaijan] B.: Elm, 1989, 20 p.

14. Kalugin I.I. Carskaya semya Kavkaza [Tsar family of Caucasus] Tbilisi: 1899.

Магеррамова С.С.1

1Эзiрбайжан ¥лттык гылым академиясы, А.А. Бакиханов атындагы Тарих жэне этнология институты Баку к., Эзiрбайжан e-mail: solmaz-xanim@mail.ru

КДРАБАК, ЖЫЛК,ЫСЫ

Ацдатпа. Гылыми макалада Карабак хандырындагы жылкы шаруашылыгыньщ калыптасу тарихы мен Х1Х-ХХ гасырлардьщ басындагы дамуы карастырылады. Карабактан табылган археологиялык казба калдыктарына сYЙeнe отырып, сYЙeктeрдщ жылкыга тиeсiлi eкeндiгi жэне жылкы шаруашылыгымен айналысатын зауыттардын кызмeтi мен карабак жылкысынын тукымдарын eсiру туралы баяндалады. Макалада жылкыларды eмдeудiн эмпирикалык эдiстeрi мен жылкы ауруларынын тYрлeрi, кeйiнгi кезенде жылкы шаруашылыгын дамыту Yшiн Yкiмeт

МЭДЕНИ МУРА

кабылдаган непзп шаралар туралы мэлiмет усынылган.

Карабак территориясыежелденен кенемэдениеттердщнепзп орталыгы жэне отандык, жылкы шаруашылыгы бастау алган алгашк,ы елкелердщ бiрi ретiнде карастырылады. Карабак жылкысы - Эзiрбайжаннын ежелгi таза, эрi жергiлiктi жылкы тукымы болып саналады. Ежелгi дэуiрде араб жылкысы туралы мэлiмет болмаган кезде Эзiрбайжан жылкылары, онын iшiнде Карабак жылкылары Yлкен данк пен танымалдылыкка ие болып, кептеген шыгыс елдерiне тасымалданган болатын. ДYние жYзiне белгiлi 260 жылкы тукымынын, iшiнде Карабак жылкылары суыкка да, ыстыкка да тез бейiмделуiмен, сондай-ак жылдам жYгiруiмен Yздiк жылкылар деп танылган болатын.

Карабак аттары: басы кiшкентай, кеудесi кен жэне бYлшыкеттерi жаксы дамыган, бойы мен мойынынын узын болуымен ерекшеленедь Туяктары мыкты, эрi таулы жэне ангарлы жерлерде женiл козгалады, ауыр жYк кетерсе де жылдамдыкты калпына келтiру кабiлетi жогары. Карабак жылкылары мiнезi байсалды жэне сазды топыракта жYргенде туягы кургак болып калуы онын негiзгi ерекшелiгi болып табылады.

Кiлт сездер: Карабак, жылкы, селекция (сурыптау), жал, куйрык.

Ддйексвз ушт: Магеррамова С.С. Карабах; жылцысы // Мэдени мура. 2023. №4 (103).

35-46 б.(;аз.)

DOI: https://doi.org/10.47500/2023.v16.i4.04

MAGERRAMOVA S.S.1

institute of History named after. A. Bakikhanov, The National Academy of Sciences of Azerbaijan, Baku, Azerbaijan e-mail: solmaz-xanim@mail.ru

GARABAKH HORSES

Abstract. This article provides information on the ancient roots of horse breeding in the Garabakh khanate, as well as the development of Garabakh's horse-breeding in the early 19th and 20th centuries. This paper also discusses the horse gear and harness found at the archaeological sites, the Garabakh region and the activities of stud farms, breeds of the Garabagh horses, the empirical methods for treating the horses, and the government measures taken to develop the local horse breeding in a later period, etc.

Since the ancient times, the Garabach region has been regarded as the centre for one of the most ancient cultures, one of the first where home breeding of horses was practiced. The Garabakh horse is considered as a thoroughbred local

ancient horse breed of Azerbaijan. In ancient times, when there was no mention of the Arabian horse, Azerbaijani horses, including the Garabach ones, were well-famed and were brought to many eastern nations. The Garabach horses which differ from the 260 horse breeds known in the world, were preferred for their quick run as well as the fast adaptation to both cold and hot climates.

The Garabakh horses are also distinguished by their height, medium-length neck, small head, deep and wide chest, and well-developed muscles. Possessing strong hooves and the ability to restore speed after heavy workload allows these breeds to easily move through mountainous terrain. The hooves of the calm and friendly Garabakh horses remain dry even when they walk on hard ground.

Keywords: Garabagh, horse, selection, mane, tail

For citation: Magerramova S.S. Garabakh horses) // Madeni mura. 2023. №4 (103). 35-46 p. (eng.)

DOI: https://doi.org/10.47500/2023.v16.i4.04

Автор туралы мэлiмет:

Магеррамова Солмаз Саттар к;ызы - тарих гылымдарынын докторы, доцент, Эзiрбайжан ¥лттык гылым академиясы, А.А. Бакиханов атындагы Тарих жэне этнология институтыньщ бас гылыми кызметкер^ Баку, Эзiрбайжан.

Сведения об авторе:

Магеррамова Солмаз Саттар кызы - доктор исторических наук, доцент, главный научный сотрудник Института Истории им. А. Бакиханова Национальной Академии Наук Азербайджана, г.Баку, Азербайджан.

Information about the author:

Magerramova Solmaz Sattar kyzy - Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Chief Researcher of the Institute of History named after. A. Bakikhanov of the National Academy of Sciences of Azerbaijan, Baku, Azerbaijan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.