СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОТНОШЕНИЕ К БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ЖИТЕЛЕЙ РЕГИОНА Канаева Л.П.
Канаева Лидия Петровна — кандидат филологических наук, кафедра социологии, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск
Аннотация: в статье на основе эмпирического исследования изучено отношение населения региона к благотворительной и добровольческой деятельности. Выявлена низкая информированность респондентов о деятельности благотворительных организаций и акциях, проводимых в регионе.
Ключевые слова: благотворительность, благотворительные программы, волонтерство, добровольческая деятельность.
УДК 316.014
Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространение добровольческой деятельности (волонтёрства) в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной рaспоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики [1]. В Концепции четко поставлена среди прочих задача гражданского образования и патриотического воспитания молодежи, содействия формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций будет способствовать решению этой задачи. Поскольку, благотворительная и добровольческая деятельность — это именно та сфера, которая обеспечивает вклад в достижение основной цели социальной политики страны — повышение качества жизни граждан.
В Российской Федерации установлены три организационно-правовые формы благотворительных организаций: учреждение, товарищество, общество. Участниками благотворительной деятельности являются как отдельные граждане, так и юридические лица, участвующие в благотворительном процессе и играющие в нем разные роли: благотворители, благополучатели и добровольцы. Для данных целей разрабатываются благотворительные программы, направленные на оказание различных видов социальной помощи: материальной (в том числе, специальными приспособлениями, например, колясками для инвалидов или протезами); психологической (людям с психическими особенностями и их близким); медицинской, способствующей расширению физических возможностей или компенсирующей повышенные расходы на медикаменты и лечение, содействующей образованию и трудоустройству, включая организацию специальных рабочих мест. Сегодня, в погоне за властью на рынке, в нелегкой конкурентной борьбе предприниматели руководствуются не только моралью, но и идеей выгоды. В стране изменяются масштабы, характер благотворительного движения, появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции. Возрождение в российском обществе благотворительности вызывает потребность в осмыслении этого феномена — его исторических традиций, основных форм, перспектив развития. Изучение всероссийских социологических опросов, касающихся деятельности благотворительных организаций, которые регулярно проводят ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр, показывает, что большинство россиян слабо информированы об организациях и фондах, осуществляющих помощь и поддержку нуждающимся людям. Социологическое исследование отношения населения к благотворительной деятельности, в ходе которого было опрошено 119 жителей города Саранска Республики Мордовия в возрасте от 16 до 79 лет, также выявило низкую информированность о благотворительных организациях и программах, проводимых в городе и регионе. В ходе опроса выяснилось, что 37% респондентов не информированы ни об организациях, ни о благотворительных программах и проектах. О некоторых проводимых в городе и регионе благотворительных акциях информированы 31,1 % опрошенных. О деятельности благотворительных организаций и существующих программах имеют самую
99
общую информацию 31,9% опрошенных. Только 18,5 % респондентов смогли назвать благотворительные организации. Популярными среди жителей являются такие организации как Красный Крест, Фонд милосердия и здоровья, благотворительный фонд «Радость моя», Благотворительный фонд «Мордовия 2018», фонд помощи ветеранам. Также упоминались волонтёрские движения и помощь бездомным животным. В анкету были включены вопросы об источниках получения информации о благотворительных организациях и благотворительных акциях, проводимых в городе. Выявлено, что для 44,5% респондентов основным источником получения информации является телевидение. Далее по убыванию друзья и знакомые (18,5 %), интернет (17, 6%), газеты и журналы (14,3%) и листовки и флаеры (5,9 %). Среди прочего респондентам был предложен блок вопросов с целью выявления уровня их информированности о способах оказания благотворительной помощи. Половина опрошенных знает о том, что можно перечислить материальные средства в благотворительные фонды и организации, 28,8% — об адресной помощи детским садам, детским домам, школам, больницам и другим муниципальным образованиям, 28% опрошенных знают о работе волонтеров. Обо всех способах благотворительной помощи знает 10,2 % респондентов, преимущественно молодёжь от 16 до 29 лет.
В исследовании ставилась задача выяснить мнение людей относительно целей деятельности благотворительных организаций, ради которых они созданы. В большинстве своем респонденты считают, что благотворительные организации в первую очередь призваны действительно помогать нуждающимся людям, и привлекать внимание окружающих к важным социальным проблемам (таблица 1).
Таблица 1. Приоритетные цели деятельности благотворительных организаций
Варианты ответов Возраст Всего
16-29 30-54 55-79
Чтобы действительно помогать нуждающимся людям 16 33 19 68
Чтобы получать льготы от государства 2 12 16 30
Чтобы приобрести известность (пиар) для основателей благотворительных организаций и фондов 7 12 6 25
Чтобы привлечь внимание окружающих к какой-либо социальной проблеме, заставить их задуматься 16 23 12 51
Чтобы, получая материальные средства от граждан, пользоваться ими не по назначению 2 6 9 17
Всего 26 54 39 119
Таким образом, исследование показало низкую информированность о благотворительных организациях, существующих программах и акциях. Очевидно высокий процент респондентов (89%), не состоящих в благотворительных организациях, можно объяснить отсутствием достаточной информации о деятельности организаций в этой сфере. При этом, следует отметить, что респонденты уважают и ценят работу, которую выполняют благотворительные организации. 81 % респондентов от 30 до 54 лет отмечают позитивное отношение к благотворительной деятельности как важному способу самореализации и новой сфере приложения гражданской активности.
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8afD9d7244d8033c6692 8fa27e527/ (дата обращения: 24.05.2018).