Научная статья на тему 'Мнения тольяттинцев о благотворительности'

Мнения тольяттинцев о благотворительности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
120
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / ТОЛЬЯТТИ / ПОМОЩЬ / HELP / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / СОЦИАЛЬНЫЙ ОБМЕН / SOCIAL EXCHANGE / TOGLYATTI

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Суханова Анна Юрьевна

В данной научной статье рассмотрен феномен благотворительности как объект социологического анализа. В результате проведенного авторского исследования выявлено, что несмотря на относительно низкую информированность граждан о благотворительности, многие заинтересованы в оказании различного рода помощи. Однако как население Тольятти, так и целиком России больше готовы помогать индивидуально, не прибегая к сотрудничеству с благотворительными фондами и организациями, по причине низкой степени доверия к ним. Были выявлены яркие мотивы благотворителей, по мнению респондентов, в число таких входят личные качества человека, его, скорее всего, хорошая материальная обеспеченность и проявление жалости к тем, кто нуждается в помощи. Также был сформирован некоторый эмоциональный набор чувств, которые благотворитель «получает» в обмен на свою помощь. Самыми востребованными эмоциями оказались уважение к самому себе, ощущение себя хорошим человеком и надежда на то, что в будущем будь сам человек в беде ему непременно помогут. Далее нами был проведен второй метод исследования экспертное интервью, анализ и выводы которого подробно представлены в следующем параграфе работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPINIONS OF RESIDENTS OF TOGLIATTI about CHARITY

In this scientific article the charity phenomenon as object of the sociological analysis is considered. As a result of the conducted author's research it is revealed that despite rather low knowledge of citizens of charity, many are interested in different rendering the help. However as the population of Tolyatti, and entirely are more ready to help Russia individually, without resorting to cooperation with charity foundations and the organizations, because of low degree of trust to them. Bright motives of philanthropists, according to respondents were revealed, such personal qualities of the person, his, most likely, good material security and manifestation of pity to those who needs the help are among. Also some emotional set of feelings which the philanthropist "receives" in exchange for the help was created. The respect for itself, feeling of the good person appeared the most demanded emotions and hope that in the future there is a person in trouble to it by all means will help. Further we carried out the second method of research expert interview, the analysis and which conclusions are in detail presented in the following paragraph of work.

Текст научной работы на тему «Мнения тольяттинцев о благотворительности»

УДК 316.1:65.01

МНЕНИЯ ТОЛЬЯТТИНЦЕВ О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

© 2015

А.Ю. Суханова, аспирант

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. В данной научной статье рассмотрен феномен благотворительности как объект социологического анализа. В результате проведенного авторского исследования выявлено, что, несмотря на относительно низкую информированность граждан о благотворительности, многие заинтересованы в оказании различного рода помощи. Однако как население Тольятти, так и целиком России больше готовы помогать индивидуально, не прибегая к сотрудничеству с благотворительными фондами и организациями, по причине низкой степени доверия к ним. Были выявлены яркие мотивы благотворителей, по мнению респондентов, в число таких входят личные качества человека, его, скорее всего, хорошая материальная обеспеченность и проявление жалости к тем, кто нуждается в помощи. Также был сформирован некоторый эмоциональный набор чувств, которые благотворитель «получает» в обмен на свою помощь. Самыми востребованными эмоциями оказались уважение к самому себе, ощущение себя хорошим человеком и надежда на то, что в будущем будь сам человек в беде - ему непременно помогут. Далее нами был проведен второй метод исследования - экспертное интервью, анализ и выводы которого подробно представлены в следующем параграфе работы.

Ключевые слова: благотворительность, Тольятти, помощь, социологическое исследование, социальный обмен.

Значимость развития благотворительности, особенно, в условиях реализации стратегической задачи модернизации России, трудно переоценить. С одной стороны, эта деятельность направлена на поддержание стабильных отношений в социуме, нивелирование ряда социальных проблем, активизацию ресурсов развития страны. С другой стороны, распространение практик благотворительности, помогающего поведения может привести к «качественным» изменениям в сознании россиян: к повышению ответственности, мобильности, активности, а также к большей привлекательности про-социальных видов поведения.

Таким образом, нами было проведено исследование, целью которого являлся социологический анализ благотворительной деятельности как формы социального обмена. Методом социологического исследования было выбрано анкетирование которое смогло в полной мере отразить всю совокупность мнений респондентов относительно изучаемого вопроса. Объект аналитического исследования состоял из двух групп респондентов: мужчин и женщин, классифицированных по возрастному признаку. Предметом исследования являлась мотиваци-онная основа благотворительной деятельности граждан.

В контексте анкетирования вопрос доверия к благотворительным организациям был несколько смещен в сторону доверия, именно, к представителям, основателям и участникам различных фондов. Ведь они те лица, которые в большинстве своем известны и публичны, и респондентам представляется возможным определить мотивационную основу их действий. Также в географии нашего исследования (г. Тольятти) упор делался на изучение как таковой информированности граждан о наличии благотворительных организаций и фондов в городе, а уже в дальнейшем определение их отношения к ним. Ведь если респонденты не имеют представления о том, есть ли вообще в городе какие-либо благотворительные учреждения, то вопрос о доверии к ним является преждевременным. Поэтому вводным вопросом анкеты, располагающим к определенной теме, являлся вопрос об индивидуальной информированности граждан в области благотворительности. Полученные данные позволяют оценить степень информированности граждан в этой сфере по итогам исследования. Нельзя назвать хорошей, скорее удовлетворительной: практически пятая часть опрошенных (18%) знает о некоторых благотворительных фондах и организациях города, однако, к сожалению, не имеет представления об осуществляемой ими деятельности. Абсолютное большинство респондентов (79%) разделилось на две группы информированных: тех, кто мало, что знает о благотворительных фондах, однако хорошо осведомлен о различных благотворительных акциях в городе (40%) и тех, кто вообще не информирован о данных видах организациях и про-

граммах (39%).

Данные, полученные в ходе исследования, говорят о том, что жители г. Тольятти не достаточно информированы о подобных организациях, чем подтверждается выдвинутая нами гипотеза. Быть может, свои представления о характере деятельности благотворительных организаций граждане строят на основе информации в СМИ, которая не всегда отражает действительность. Поэтому есть определенная степень недоверия лицам, представляющим тот или иной благотворительный фонд, так треть опрошенных (26%) откровенно сомневаются в искренности намерений благотворителей, 9% граждан абсолютно равнодушны к их деятельности, что тоже не олицетворяет такое чувство как доверие.

Также в исследовании был рассмотрен аспект целевого определения деятельности благотворительных фондов, было интересным узнать, для чего, в первую очередь, благотворительные организации осуществляют свою деятельность, по мнению респондентов. Полученные ответы можно также проинтерпретировать с точки зрения доверия, например, 57% опрошенных считают, что, в первую очередь, для того, чтобы получать льготы от государства (36%) и для того, чтобы приобрести известность, пиар для основателей этих организаций (21%). Такие соотношения отнюдь не показатель безусловной веры в деятельность благотворительных организаций, однако, это не единственное мнение. Всё же большинство опрошенных, быть может, наивно, а может в силу действительной искренней веры в саму суть благотворительности, полагают, что основная цель благотворительных организаций - это помощь нуждающимся людям (57%) и привлечение внимания окружающих к какой-либо социальной проблеме (51%).

Одной из предпосылок нынешнего состояния благотворительной сферы является недоверие россиян к благотворительным организациям. В этой связи также закономерными выглядят результаты опроса, проведенного «Левада-Центром» среди 1600 россиян в 2008 году: больше половины респондентов (55%) согласились с утверждением, что деятельность благотворительных организаций для большинства граждан не заметна [1], что свидетельствует и о низкой степени информированности в этой области населения нашего города. Причиной такого незнания и явной незаинтересованностью граждан, эксперты из числа активистов благотворительного движения считают, что само понятие «благотворительность» еще не до конца освоено общественным сознанием. В ходе опросов общественного мнения респонденты с регулярностью причисляют к числу институциональных благотворителей церковные организации, Пенсионный фонд и др.

В целом в описании результатов исследований, касающихся благотворительной сферы, можно отметить

определенную закономерность: в тех случаях, когда вопросы касаются общей информированности, большинство респондентов способно дать хоть какую-то определенную оценку, когда же речь заходит о конкретных примерах, в разы вырастает доля затруднившихся дать ответ. Так, например, и в нашем социологическом исследовании присутствовал открытый вопрос о том, какие благотворительные организации, фонды или благотворительные акции в городе респонденты знают. Выяснилось, что та пятая часть опрошенных (18%), которые знают о нескольких благотворительных фондах города, в большинстве своем в последующем вопросе, где необходимо указать названия фондов или акций - оставляют поле пустым. Лишь треть из этой группы респондентов отмечают в предоставленной графе названия фондов и организаций, но лишь те, которые действительно являются одними из самых популярных и известных, в нашем городе это «Благотворительный Фонд Тольятти» и «Независимость». Помимо определенных фондов и организаций, граждане чаще указывали в обобщенном виде просто «помощь детским домам», «помощь бездомным животным», «помощь нуждающимся людям», однако конкретных организаций, которые как раз таки осуществляют эту помощь, респонденты знают крайне мало.

В 2011 году в преддверии Дня молодежи Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные о том, в каких видах добровольческой деятельности и для чего готовы участвовать молодые россияне [2]. В нашем исследовании мы поинтересовались узнать о том, насколько граждане вообще осведомлены о людях, которые нуждаются в помощи, и о способах, которыми им можно помочь.

Так, существенные различия в ответах на эти вопросы наблюдались у разных возрастных групп. Безусловно, большинство опрошенных узнают о людях, которые нуждаются в помощи только с помощью СМИ и Интернета - это 47%. Однако старшее поколение (56 лет и выше), как мужчин, так и женщин в большей степени информировано лишь о близких им людях, которые нуждаются в помощи - это 56% мужчин и 60% женщин соответственно. Молодое же поколение (18-36 лет), особенно женщины узнают о нуждающихся лицах только с помощью средств массовой информации (68%). В возрасте 37 - 55 лет по итогам исследования наблюдались качественные различия между выборами мужчин и женщин относительно этого вопроса. Так, женщины по-прежнему остаются заинтересованными и неравнодушными, они в абсолютном своем большинстве (68%) знают о многих людях, которым нужна помощь, получая информацию о них посредством СМИ. Тогда как мужчины в этой же возрастной категории в сравнительно меньшей степени заинтересованы получать информацию о таких группах людей, 12% из них вообще ничего не знают о такой категории граждан, как нуждающиеся. Этот показатель у женщин в возрасте 37 - 55 лет равен нулю. Лишь 36% мужчин в сравнении с 68% женщин, узнают о нуждающихся с помощью СМИ, и 28% мужчин в сравнении с 16% женщин, знают лишь о близких им людях, которые ждут от них помощи. Этими соотношениями подтверждается наша вторая гипотеза исследования, предполагавшая, что молодое население в большей степени осведомлено о различных благотворительных акциях и программах в городе [3].

В проведенном нами социологическом опросе, как уже было сказано, акцентировалось внимание на знании респондентами о тех или иных способах оказания помощи, например, такого формата помощи, как волонтер-ство или оказание помощи путем распространения информации о нуждающихся в СМИ и Интернете, что сейчас является особенно популярным. В результате, большинство опрошенных (43%) знают обо всех перечисленных способах оказания помощи, указанных в шкале. В

этом вопросе распределение процентов респондентов по выбранным ответам также осуществлялось на основе возрастных отличий. Молодое поколение (18 - 36 лет) является более информационно развитым, поэтому 80% молодых людей в возрасте от 18 - 24 лет знают обо всех указанных в анкете способах помощи, также как и 68% мужчин в возрасте 25 - 36 лет. Девушки солидарны с мужчинами их возрастной группы и 68% считают, что знают обо всех способах помощи. Напротив, старшее поколение выделяют сразу несколько наиболее им знакомых направлений помощи и поддержки, но никто не знает обо всех сразу. Например, мужчины старше 56 лет в большей степени осведомлены о такой помощи, как адресная поддержка детских домов и садов, школ, больниц и других муниципальных образований - это 60% опрошенных, а женщины в том же возрасте выделяют такую помощь, как «перечисление материальных и иных средств напрямую нуждающемуся человеку» - 32%.

В нашем исследовании невозможно было обойти стороной вопрос о фактическом участии респондентов в благотворительности, о возможном членстве в какой-либо благотворительной организации. Тем самым подтверждая третью гипотезу нашего социологического исследования, мы выяснили, что лишь 5% участвующих в опросе респондентов на данный момент состоят в какой-либо благотворительной организации или принимают активное участие в благотворительной деятельности [4, 5, 6, 7]. Нам, как исследователям и неравнодушным к перспективе развития благотворительности в нашем городе и стране, было важно узнать заинтересованность граждан в дальнейшем участвовать в осуществлении какой-либо формы благотворительности. В связи с этим, был задан соответствующий вопрос, по результатам которого, на наш взгляд, были выявлены положительные перспективы. Обращаясь к стандартам мирового рейтинга благотворительности, к тем трем основополагающим признакам, по которым одну из стран ставят на пьедестал почета в области помогающего поведения. Третий признак, или добровольная индивидуальная помощь нуждающимся, является одной из самых значимых. Проанализировав мнения респондентов по этому вопросу, мы определили, что тольяттинцы в большей степени заинтересованы в индивидуальной помощи, в личном участии. Большинство опрошенных (55%) планируют стараться помогать просящим на улицах города, 35% респондентов среди которых, конечно, в основном молодое поколение (72% - молодые люди в возрасте 1824 лет, 60% - девушки в возрасте 25-36 лет) будут помогать нуждающимся с помощью средств массовой информации и Интернета. Планируют перечислять некоторые материальные средства напрямую нуждающимся людям в основном граждане в возрасте 37 - 55 лет: 36% мужчин и 44% женщин соответственно. В целом же перечислять деньги нуждающимся лицам планирует 37% от всех опрошенных. Есть доля респондентов, которые хотят стать волонтерами, пусть небольшая, однако она всё-таки есть и составляет 13% респондентов. Некоторые крупные компании также провели исследования для разработки и обоснования своей благотворительной политики в регионах присутствия [6, 7].

Таким образом, заинтересованность граждан участвовать в благотворительности наблюдается и она достаточно активна, особенно, в области индивидуальной помощи, что не может не радовать, ведь именно эти показатели должны расти и поднимать Россию в мировом рейтинге благотворительности. Этими же цифрами подтверждается еще одна гипотеза нашего социологического исследования.

Есть еще один показатель, который был уточнен в нашем исследовании - это степень анонимности благотворительной помощи. В этом вопросе, казалось бы, распределение ответов будет на основе личных предпочтений и желаний, однако и здесь ярко выражено влия-

ние возраста. Распределение процентов таково, что 54% опрошенных предпочитают или предпочли бы в будущем оказывать помощь анонимно, а соответственно 46% - официально. Невелика разница между этими показателями, что может свидетельствовать о незаинтересованности граждан в этом критерии, им можно сказать, всё равно как именно помогать, главное просто помочь. Но всё-таки разницу можно объяснить возрастными различиями респондентов. Так, 80% мужчин старшего поколения и 72% женщин этой же возрастной группы (56 лет и выше) хотели бы помогать, именно, официально. Тогда как молодое поколение в лице 76% молодых людей и 64% девушек в возрасте 18 - 24 лет предпочли бы помогать анонимно. На наш взгляд, это объясняется мировоззрением каждой из этих групп, разными нормами и традициями, различиями поколений. Взрослые респонденты, достигшие определенных результатов в свой жизни, могут быть более заинтересованы в том, чтобы их деятельность ценили и уважали, для них авторитет крайне важен, особенно в профессиональной сфере. Также может быть рассмотрен и вариант того, что граждане этого возраста - пенсионеры, а значит они стараются грамотно распределять свои денежные ресурсы и хотели бы того же от различных благотворительных организаций или частных благотворителей, они хотели бы «прозрачности», официальности, хотели бы точно знать, что деньги, которые они пожертвовали, были направлены «по адресу». Незаинтересованность в официальности молодого поколения можно объяснить их темпераментом, импульсивностью, оказывать помощь нуждающимся для них является внутренним порывом, желанием быть нужным. Они не считают, что необходимо трубить о своей помощи во всеуслышание, достаточно просто помочь.

Наконец, стоит перейти к описанию главного теоретического каркаса исследования - мотивационной основы благотворительности. В анкетировании было три основополагающих вопроса на эту тему, которые бы позволили определить, почему же всё-таки, по мнению граждан, благотворители осуществляют свою деятельность, получают ли они что-либо взамен и если да, то что это?

Прежде чем говорить о моментах, подтверждающих, что благотворительность является одной из форм социального обмена, и благотворители, по мнению респондентов, получают взамен довольно удивительные для нас, как исследователей, эмоции, стоит охарактеризовать сами мотивы, причины, по которым благотворители осуществляют свою помощь. Согласно выдвинутой нами гипотезе о том, что основными мотивами благотворителей, по мнению респондентов, будут являться жалость, особые черты характера и материальная обеспеченность, мы получили следующие результаты. Абсолютное большинство респондентов распределили свои мнения, именно, по перечисленным выше мотивам, это говорит о полном подтверждении выдвинутой гипотезы. Так, 61% граждан считает, что основным мотивов благотворителя являются его личные качества, доброта и благородство его характера, это те ключевые параметры, которые располагают человека к занятию благотворительностью. На втором, месте с количеством опрошенных в 60% стоит мотив - хорошая материальная обеспеченность. Разница настолько несущественна, что видимо в представлениях наших граждан, если соединить лучшие стороны характера человека: доброту, отзывчивость, справедливость и добавить к этому хорошую финансовую поддержку, то получится идеальный благотворитель. Однако на самом деле не всегда бывает именно так. Тем не менее, на третьем месте в приоритетных мотивах благотворителя, по мнению опрашиваемых, находится заявленный нами третий показатель -это жалость по отношению к тем, кто нуждается в помощи и поддержке (39%). Все эти три мотива были отчасти предсказуемы и ожидаемы, однако интересным является

распределение предпочтений выбора мотивов разными гендерными совокупностями.

Последние два мотива, которые респонденты выделили среди других - это современная мода на благотворительность и желание стать известным, завоевать уважение и авторитет окружающих. В принципе одно из другого может постепенно вытекать, однако участники опроса разграничили эти понятия, опять же отличия видны между поколениями, нежели между полами. В основном молодое поколение выбрала моду, как мотив для благотворителей, как парни, так и девушки. А желание стать известным в большей степени наблюдается у старших поколений, начиная с 37 лет. Например, 16% женщин в возрасте старше 56 лет считают, что такое желание стать авторитетом для окружающих не последний мотив благотворителей, тогда как молодые девушки до 24 лет ровно вдвое меньше считают так (8%). Остальные мотивы, которые были представлены в вопросе (чувство альтруизма, внутреннего порыва, сложившиеся традиции разных народов и культур о помощи нуждающимся) были отмечены респондентам крайне редко.

Переломным моментом в нашем исследовании являлся вопрос к респондентам о том, считают ли они, что благотворитель, помогая другим - помогает себе, «обменивает» ли он свои услуги на что-либо, необходимое самому? 73% опрошенных сказали, что человек, оказывающий помощь, получает что-то взамен. Этот процент делится на два показателя, которые можно проинтерпретировать как позитивный и негативный: так вот 54% считают, что благотворитель получает определенного рода эмоции (радость, моральное удовлетворение, гармонию и т.д.), а 19% граждан выделяют, что взамен благотворитель обретает известность, уважение, пиар, авторитет. Только 9% опрошенных уверенно заявили, что благотворитель делает всё абсолютно безвозмездно. Такие данные не оставляют сомнения в том, что благотворительность - это социальный обмен, это, безусловно, в большей степени искренняя, ни в коем случае не корыстная или эгоистическая помощь. Просто та помощь, осуществляя которую, мы сами получаем даже нечто большее, чем смогли отдать, конечно, в духовно-нравственном отношении.

Убедившись в том, что определенного рода отдачу благотворители всё-таки получают, одной из целей нашего исследования было узнать, что именно. Ведь не любая ответная эмоционально окрашенная реакция будет полностью подтверждать факт обмена, а только та, которая действительно полезна и необходима помогающему человеку, та, ради которой он и помогает. Безусловно, мы смогли выделить не одно чувство, которое испытывает благотворитель после того, как помог.

Согласно полученным данным, сложился небольшой комплекс эмоций, на которые и производит «обмен» благотворитель. Самым популярным вариантом получаемых в ответ на помощь чувств и эмоций стал - «уважение к самому себе» (53%). Далее к благотворителю приходит осознание и ощущение того, что «он хороший человек» (48%) и наконец, в дальнейшем это позволяет ему надеяться на то, что «в будущем будь он в беде, ему тоже окажут помощь» (42%). Получение, именно, таких эмоций полностью повторяет модель неполного альтруизма, которая отвечает принципу социального обмена. Нельзя считать, что получая такого рода отдачу, человек лишь удовлетворяет свой собственный эгоизм. В шкале вопроса были представлены многие показатели, среди которых такие как гордость, превосходство, сила, которые в большей степени могут отражать понятие эгоизма. Уважение - это то, что необходимо каждому нормальному социально адаптированному человеку, потому что мы живем в обществе, мы ежедневно соприкасаемся и устанавливаем миллион социальных связей, некоторые из которых крепнут и перерастают в такое состояние, как уважение. По Канту уважение устанавливает норму человеческих отношений даже в большей мере, чем сим-

патия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание [8]. Также уважение — это моральный долг и единственная правильная позиция человека перед лицом всего ценного, перед лицом любого человека. Уважать - это значит своим отношением, словами или поступками показывать, что люди (и вы в том числе) и предметы вокруг вас имеют ценность. Как утверждают, психологи в области изучения такого понятия, как самооценка, только начав уважать себя - мы сможем уважать других. Иными словами, хочется определить, что полученный результат исследования, в лице такого чувства, как «уважение» не олицетворяет что-либо негативное, удовлетворяющее собственное достоинство, это то, что необходимо каждому человеку, однако далеко не каждый решается помогать другим.

Следующей и вполне объяснимой получаемой благотворителем эмоцией является «ощущение, что он хороший человек». И в этом показателе нет никаких подводных камней, всё действительно именно так: сделал хорошее дело - ты хороший человек, сделал плохое - ты плохой. Логическая дихотомия, которая нашла отражение и в нашем исследовании. И, наконец, надежда, что в будущем тоже окажут помощь. В этом параметре ярко прослеживается социальный обмен, в научных примерах Дж. Хоманса было четко подмечено взаимодействие людей на основе личных выгод, когда один помогает другому, потому что знает, что тот в будущем ему тоже поможет. Относительно этого вопроса гипотеза исследования подтвердилась не полностью, так как радость и счастье благотворитель, по мнению респондентов, испытывает лишь в пятую очередь, пропуская вперед такое чувство, как гармония и душевное спокойствие. Тем не менее, именно, два последних чувства - радость и гармония - это те эмоции, которые были отмечены в большей степени помимо уже описанных. 34% составляет эмоция гармонии и душевного спокойствия и 27% радости и счастья.

Перечислив все самые ключевые чувства «обмена» стоит уделить внимание выбору этих эмоций разными гендерными совокупностями, так как между возрастными группами не выявилось сильного различия в этом вопросе. Сначала рассмотрим различия между мужчинами и женщинами относительно трех главных получаемых эмоций благотворителями. Среди мужчин большее предпочтение такому чувству, как уважение к самому себе, отдают представители самого молодого поколения (18-24 лет) и самого старшего (56 лет и выше) по 68% в каждой группе, сходно с тем, как они были солидарны в вопросе недостаточного участия государства в деле благотворительности, как мотива. Женщины разделяют выбор такой эмоции в более зрелом возрасте, начиная с 37 лет, молодые девушки реже выбирали данный вариант. «Ощущение, что он хороший человек» выбрали в большей степени женщины, в каждой возрастной группе, кроме возраста от 37 до 55 лет, насчитывается 60%, которые отметили этот вариант. Мужчины напротив, не были так единодушны, в этом вопросе их мнения разделились в зависимости от возраста, однако наибольшее предпочтение этому варианту отдают мужчины старшего поколения (56 лет и выше). Женщины гораздо больше мужчин верят в то, что благотворители, помогая другим, надеются на ответную помощь и поддержку в будущем, причем выбирают этот вариант равноценно в любом возрасте. Мужчины старшего поколения (80%) также выбирают «надежду», как одну из основных эмоций, получаемых благотворителем, а молодые люди в возрасте до 24 лет наоборот практически не придерживаются этого мнения (4%), в то время как девушки в этой возрастной группе в шесть раз чаще соглашаются с таким ответом (24%).

Гармонию и душевное спокойствие выбирают практически в равном соотношении, как мужчины, так и женщины, а вот с таким неоднозначным чувством, как

гордость есть некие различия. Как выяснилось женщины в большей степени выделяли этот вариант, что является довольно непредсказуемым. Но надо помнить, что это женское мнение относительно благотворителей, которые часто выступают в лице состоятельных бизнесменов, которые жертвуют деньги на благотворительность и, возможно, по мнению слабого пола, гордятся этим. А мужчины же, ставя себя на место благотворителя, занимают другую позицию, поэтому среди мужчин чаще всего выбирали этот ответ молодые, в возрасте до 24 лет, а мужчины постарше крайне редко обращались к этому показателю. Напоследок, хочется осветить еще один немаловажный, выдвинутый нами в гипотезе, показатель, такой как радость и счастье. Проанализировав множество интервью благотворителей, как мужчин, так и женщин, мы выделили, что они часто прибегают к описанию своих чувств относительно того или иного поступка благотворительности, используя слова радости и счастья. Поэтому мы предположили, что такая эмоция будет одной из самых ярких и даже желаемых благотворителем, однако мнения респондентов не подтвердили наши предположения. Этот показатель не на последнем месте в приоритетах опрашиваемых, он довольно популярен и важен, по их мнению, однако три других являются наиболее существенными. Различия в этом вопросе между мужчинами и женщинами присутствуют во всех возрастах, но наиболее выражены в старшем поколении - женщины больше разделяют это чувство, нежели мужчины (24% и 6% соответственно). Также молодое поколение девушек вдвое больше отдают предпочтение «радости и счастью», как получаемой благотворителем эмоции, нежели парни (32% и 16% соответственно).

Таким образом, по результатам исследования были выявлены основные мотивы благотворителей, было подтверждено рассмотрение благотворительности, как формы социального обмена и в доказательство к этому выделены основные чувства и эмоции, которые в большей степени испытывает благотворитель, после того, как оказал помощь.

Последним, в некотором смысле обобщающим вопросом нашей анкеты стал вопрос респондентам о благотворительности в России в принципе, о том, какова она для российского общества, распространена ли, доступна ли и понятна, или же это новая не отлаженная система, которая требует, безусловно, финансовых вложений и грамотной политики. Абсолютное большинство опрошенных (57%) придерживается последнего, они считают, что благотворительность для России - это новый, не достаточно сформированный социальный механизм, а 34% респондентов затруднились ответить на этот вопрос, что также не свидетельствует о благоприятном состоянии благотворительности в России.

Благотворительные организации создаются, помощь осуществляется, но простые граждане не до конца понимают, что же такое «благотворительность» и как в ней участвовать, и должны ли они вообще принимать в этом участие. Важно отметить, что регулирование благотворительной деятельности вполне укладывается в рамки хорошо зарекомендовавших себя социальных технологий [9; 10; 11]. Использование адаптированных социальных технологий позволит с наименьшими ресурсными затратами реализовывать цели и решать задачи благотворительности в обществе. Необходимо доносить до граждан пользу и огромное значение такого явления, как благотворительность, которая вполне может стать основной формой социального обмена в обществе, навсегда исключив когда-то господствовавшие тиранические и меновые формы обмена.

Таким образом, подводя итог проведенному анкетированию, можно отметить, что были достигнуты в основном позитивные результаты. Несмотря на относительно низкую информированность граждан о благотворительности города, многие заинтересованы в оказании

различного рода помощи. Однако как население нашего города, так и целиком России больше готовы помогать индивидуально, не прибегая к сотрудничеству с благотворительными фондами и организациями, по причине низкой степени доверия к ним. Были выявлены яркие мотивы благотворителей, по мнению респондентов, в число таких входят личные качества человека, его, скорее всего, хорошая материальная обеспеченность и проявление жалости к тем, кто нуждается в помощи. Также был сформирован некоторый эмоциональный набор чувств, которые благотворитель «получает» в обмен на свою помощь. Самыми востребованными эмоциями оказались уважение к самому себе, ощущение себя хорошим человеком и надежда на то, что в будущем будь сам человек в беде - ему непременно помогут. Далее нами был проведен второй метод исследования - экспертное интервью, анализ и выводы которого подробно представлены в следующем параграфе работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шувалова, Н. Благотворительность в зеркале общественного мнения. Обзор исследований / Н. Шувалова. - М. : Форум доноров, 2009. - С. 44.

2. Добровольчество в России: потенциал участия молодежи [Электронный ресурс]: http://wciom.ru / пресс-выпуск ВЦИОМ № 1785 (дата обращения: 30. 04. 2013).

3. Горбачева, Н. Б. Влияние межпоколенной коммуникации на социализацию молодёжи // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 111-114.

4. Иванова, Т. Н. Субкультура как альтернативная форма социализации личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 1 (10). - С. 78-81.

5. Иванова, Т. Н. Деятельность профсоюзных лидеров в студенческой среде // Балтийский гуманитарный журнал. - 2015. - № 1 (10). - С. 165-168.

6. Желнина, Е. В. К вопросу о значении градообразующего предприятия в социокультурной и экономической жизни моногорода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 129-133.

7. Zhelnina, E., Zhelnin, O. Attitude of Indusrtial Enterprises Employees to Innovations // Modern European Researches. - 2014. - № 1. - С. 36-39.

8. Кон, И.С. Словарь по этике /И. С. Кон. -М. : Политиздат, 1981. - С. 245.

9. Желнина Е. В. Социальная технология подготовка персонала как фактор инновационной активности промышленного предприятия. Монография / Е. В. Желнина. - Тольятти: ООО «Технокомплект», 2015. - 265 с.

10. Уланова Е.С. Благотворительность в современном российском обществе: тенденции возрождения и особенности развития // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 315-321.

11. Галиуллина С.Д., Валиев Ш.З., Герасимова Д.И., Сафина Е.А. Государственные формы стимулирования попечительского движения и благотворительной деятельности в России // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 1 (33). С. 32-38.

OPINIONS OF RESIDENTS OF TOGLIATTI ABOUT CHARITY

© 2015

A.Y. Suhanova, graduate student

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. In this scientific article the charity phenomenon as object of the sociological analysis is considered. As a result of the conducted author's research it is revealed that despite rather low knowledge of citizens of charity, many are interested in different rendering the help. However as the population of Tolyatti, and entirely are more ready to help Russia individually, without resorting to cooperation with charity foundations and the organizations, because of low degree of trust to them. Bright motives of philanthropists, according to respondents were revealed, such personal qualities of the person, his, most likely, good material security and manifestation of pity to those who needs the help are among. Also some emotional set of feelings which the philanthropist «receives» in exchange for the help was created. The respect for itself, feeling of the good person appeared the most demanded emotions and hope that in the future there is a person in trouble - to it by all means will help. Further we carried out the second method of research - expert interview, the analysis and which conclusions are in detail presented in the following paragraph of work

Keywords: charity, Toglyatti, help, sociological research, social exchange.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.