УДК 327
ОТНОШЕНИЕ И РЕАКЦИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ КРУГОВ США НА КИТАЙСКУЮ ИНИЦИАТИВУ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»
Кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского федерального университета, Казань, Россия.
Пеньковцев Роман Владимирович Roman.Penkovtsev@kpfu. т
Магистрант кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений Казанского федерального университета, Казань, Россия.
Юань Ян
Аннотация. Китай, как великая держава, которая появилось после Второй мировой войны, быстро развивался в последние годы. Для того, чтобы экономика Китая не застопорилась, а также для продвижения Китая к более широкому международному миру, китайское руководство в 2013 году выдвинуло совместную инициативу «Один пояс, один путь». Но бурный прогресс КНР вызывает раздражение и критику в некоторых других странах и, в первую очередь, в США. Соединенные Штаты, хотя и не вовлечены в концепцию «Одного пояса, одного шли», могут играть сдерживающую роль в развитии данной инициативы. Для того, чтобы Китай успешно реализовал данную инициативу, необходимо понять отношение США к данной идее. В статье комплексно и всесторонне анализируется восприятие США инициативы «Один пояс, один путь».
Ключевые слова: международные отношения, международная безопасность, внешняя политика, дипломатия, проект «Один пояс, один путь», США, Китай.
Отношения, складывавшиеся между США и Китаем в XXI веке, можно охарактеризовать как весьма неоднозначные и противоречивые. Страны прошли длинный путь от открытого конфликта до относительно стабильного политического и экономического сотрудничества. Соединенные Штаты, стремясь сохранить за собой статус самой влиятельной страна в мире, препятствуют развитию тех стран, которые могут составить им конкуренцию, а также отдельных проектов, которые могут существенно ускорить прогресс стран-конкурентов. Реализация проект «Один пояс, один путь» в Китае будет находиться в трудном положении, если США будут ему препятствовать. Несомненно, что данная инициатива значительно влияет на современные китайско-американские отношения.
Зайдя на официальный сайт Госдепартамента США, выполнив поиск, по ключевым словам, «Китай», мы можем заметить то, что США уделяют Китаю не меньше внимания, чем другим развитым странам. Правильнее даже сказать, что США уделяют Китаю немного больше внимания, чем
32
другим странам. При поиске, по ключевым словам, «Один пояс, один путь» и «Шелковый путь» было найдено 138 и 44 результата соответственно. Конечно, не все результаты соответствуют ключевым словам, но поскольку почти все результаты поиска сосредоточены в течение трех лет с 2017 по 2019 год, поэтому не можно сказать, что частота появления мало в официальных речах политиков США. Читая эту литературу, можно заметить, что США воспринимает проект «Один пояс, один путь» как один из важных факторов оценки инвестиционного климата в странах, затрагиваемых данным проектом. В анализе инвестиционного климате Таджикистана [1] и Азербайджана [2] американскими аналитиками учитывается проект «Один пояс, один путь». Эти означает, что Соединенные Штаты признают роль проекта в продвижении развития соответствующих стран. Однако, в американских аналитических материалах об «Одном поясе, одном пути» всегда присутствуют негативные характеристики, такие как «коррупция», «непрозрачность», «плагиат», «долговая ловушка». В предстоящий период проект «Один пояс, один путь» станет важным фактором, влияющим на развитие отношений между Китаем и США, Это может привести к новым точкам роста сотрудничества между Китаем и США, а также к углублению и усложнению геополитической конкуренции между двумя сторонами. Вопрос о том, как создать здоровое взаимодействие между Китаем и США в рамках инициативы «Одного пояса, одного пути», становится актуальным.
В последние годы китайская дипломатия стала все более инициативной, в том числе выдвигая ряд новых идей, инициатив и идей, таких как проект «Один пояс, один путь». И в то время, как США стремятся «вернуться в Азиатско-Тихоокеанский регион», Китай предлагает лозунг «на основе партнерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе, к глобальному сотрудничеству». Сознавая это, политическое сообщество США, несомненно, будет склонно рассматривать и реагировать на внешнюю политику Китая (в том числе путем продвижения строительства «Одного пояса, одного пути») в контексте стратегической конкуренции между двумя странами.
На начальных этапах реализации проекта реакция администрации Б. Обамы на инициативу «Один пояс, один путь» была в целом стабильной, хотя и не указывала на заинтересованность Соединенных Штатов в участии. Однако отношение Штатов поменялось после создания Китаем Азиатского инвестиционного банка (АИБ). Учитывая важность финансового капитала в инициативе «Один пояс, один путь», Китай предложил создать Азиатский инвестиционный банк (АИБ) и впоследствии активно продвигал его, надеясь, что в нем будет участвовать больше стран. В начале подготовки Азиатского инвестиционного банка в 2014 году более 20 стран Азии, Ближнего Востока и Африки решили присоединиться к нему. Администрация Обамы выразила обеспокоенность по этому поводу, утверждая, что Китай угрожает лидирующим позициям США в финансовом секторе. Одной из причин противодействия Азиатскому инвестиционному банку является опасение США, что Китай будет использовать банк в качестве «инструмента для реализации своей собственной воли» [3].
Министр финансов США Джек Лью заявил, что Соединенные Штаты обеспокоены тем, что AИБ не будет работать в соответствии с высочайшими
стандартами, а также выразил сомнения в кредитных рекомендациях АИБ и призвал те страны, которые планировали присоединиться к АИБ, тоже рассмотреть данные положения [4]. Высокопоставленный представитель Госдепартамента США заявил на пресс-конференции 7 ноября 2014 года: «США часто обвиняют в противодействии АИБ. Правильный взгляд на позицию США заключается в том, что мы приветствуем дополнительные ресурсы для инвестиций в инфраструктуру в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и мы очень заинтересованы, но мы надеемся, что новая организация не будет снижать стандарты, а будет опираться на существующие высокие стандарты и лучшие практики, которые были проверены в течение многих лет [5].
Хотя Б.Обама выражал сомнения относительно АИБ, он активно не противодействовала его созданию. Позднее Б.Обама наладить отношения с Китаем по этому вопросу. Президент Б.Обама также сказал на пресс-конференции: «Я хочу устранить ошибочное мнение о том, что Соединенные Штаты противодействуют присоединению других стран к Азиатскому инвестиционному банку... В этих дискуссиях вокруг Азиатского банка и его инфраструктуры мы просто следим за тем, чтобы он действовал в соответствии с лучшими практиками и установленными стандартами» [6].
Помощник государственного секретаря Ниша Бисвал отметил, что все страны Центральной Азии, включая Китай, могут играть активную роль в региональном строительстве. Это игра с ненулевой суммой. Соединенные Штаты надеются, что будут созданы новые многосторонние механизмы, такие как Азиатский инвестиционный банк, которые помогут компенсировать недостаток развития в регионе, если он будет соблюдать международные правила [7]. Заместитель государственного секретаря Энтони Дж. Блинкен сказал в своем выступлении в Институте Брукингса: «США также довольны деятельностью АИБ и инвестициями в инфраструктуру, которых в Азии не хватает, и у нас нет возражений». Также было заявлено, что «с точки зрения развития энергетики и инфраструктуры в Центральной Азии, Китай и США имеют общие интересы» [8].
В целом, во время правления Обамы Соединенные Штаты непосредственно не пересекались с инициативой «Один пояс, один путь», по двум основным причинам:
- из-за опасения, что АБИИ угрожает возглавляемому США Всемирному банку и «МВФ»;
- из-за ошибочного суждения, данный проект - это китайская версия «плана Маршалла», реализация которой может угрожать влиянию США в Тихоокеанском регионе.
Таким образом, с тех пор как Б.Обама вступил в должность, китайско-американские отношения отличались переменчивым характером. С одной стороны, Соединенные Штаты не стремились к острой эконмической конфронтации с Китаем. С другой стороны, серьезные экономические успехи Китая в области экономического развития заставили Белы дом испытывать беспокойство от угрозы того, что Китай станет «мировым экономическим гегемоном».
Президент Д. Трамп, который пришел к власти в 2017 году, придерживаясь концепции «Америка прежде всего» и хотел полностью перестроить внутреннюю дипломатию США. В апреле 2017 года президент Си Цзиньпин во время своего визита в США и встречи с президентом Трампом заявил, что Китай приветствует участие США в сотрудничестве в рамках инициативы «Один пояс, один путь» [9].
В начале своего пребывания в должности он весьма позитивно относился к инициативе «Один пояс, один путь». Д.Трамп направил делегацию во главе с Поттингером для участия в саммите «Один пояс, один путь», где Соединенные Штаты поддержали усилия Китая по укреплению международных экономических связей [10].
В июне 2017 года, после завершения первого раунда диалога по международной безопасности между США и Китаем, президент Трамп встретился с членом Госсовета Ян Цзечи сказал, что американская сторона готова сотрудничать с китайской стороной по проекту «Один пояс, один путь». Затем президент США Трамп совершил государственный визит в Китай 8-10 ноября 2017 года. В его ходе визита Трампа в Китай было подписано 34 проекта сотрудничества между компаниями двух стран на сумму 253,4 млрд. долларов [11]. Казалось, что все идет в хорошем направлении, но Трамп под флагом «американского первенства» не мог не вступить в противоречие с китайской инициативой «Один пояс, один путь».
В ноябре 2017 года Дональд Трамп, посещая Японию, выступил с речью перед американскими офицерами и японскими силам самообороны. В ходе переговоров между Д.Трампом и премьер-министром Японии Синдзео Абэ обе стороны выразили озабоченность по поводу усиления активности Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. Стороны обсудили новую американскую идею - «Свободная и открытая Индо-Тихоокеанская стратегия», направленную на углублённое сотрудничество между Японией, США и Австралией и Индией [12]. Основной целью данной стратегии должно было стать преодоления воздействия китайских проектов, в том числе концепцией «Один пояс, один путь» [13].
18 декабря 2017 года была обнародована очередная «Стратегия национальной безопасности США». В ней провозглашалась новая эра «конкуренции великих держав», а также стремление к усилению влияния США в мире. В стратегии указывалось: «В Индо-Тихоокеанском регионе Китай продвигал свою модель экономического развития, изменил региональный порядок, очертил сферу своего влияния и попытался заменить позиции США в регионе» [14]. Было акцентировано внимание на повышение влияния Китая в развивающихся странах и конкуренции с Соединенными Штатами. Понимая, что инициатива «Один пояс, один путь» будет оказывать большее влияние в Индо-Тихоокеанском регионе, Соединенные Штаты проявляли все большую обеспокоенность своим положением и собственными интересами в этом регионе. Администрация Трампа считала, что очень важной темой во внешней политике США являются Индийский и Тихий океаны, так как данный регион является одним из крупнейших двигателей мировой экономики в будущем.
К началу 2018 года отношение администрации Д. Трампа к инициативе «Один пояс, один путь» значительно изменилось: прежние позитивные
взгляды превратились в системную критику. Соединенные Штаты более не рассматривают данный проект, как с точки зрения перспективного сотрудничества, так и с коммерческой точки зрения. «Один пояс, один путь» оцениваться в контексте стратегической и геоэкономической конкуренции между Китаем и США. Начиная с этого момента экономические, торговые и политические противоречия между двумя странами становятся все более заметными. Соединенные Штаты начали постоянно искать предлоги для повышения тарифов на экспорт китайских товаров, что в итоге привело к началу широкомасштабной торговой войны.
С началом торговой войны давление администрации Трампа на инициативу «Один пояс, один путь» еще более усилилось. Исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шэнахэн в марте 2019 заявил, что китайская инициатива «Один пояс, один путь» является одной из серьезных проблем для США. «Китай пытается создать международную принудительную сеть через хищническую экономику, чтобы расширить сферу своего влияния. Мы предоставили еще один вариант для реализации «пояса» и «пути». Начиная с Индо-Тихоокеанского региона, мы будем развивать множество «поясов» и множество «дорог», развивая крепнущие партнерские отношения» [15]. В ответ на угрозу деятельности проекта «Один пояс, один путь» Министерство обороны США предложило дальнейшее расширение и укрепление Индо-Тихоокеанского альянса. Джозеф Данфорд председатель Объединенного комитета командующих штабов армии США прямо заявил, что «самой большой угрозой для Соединенных Штатов в будущем будет Китай» [16]. В 2019 году Соединенные Штаты отказались принять участие в саммите «Один пояс, один путь».
В отличие от Вашингтона Пекин занимает конструктивную позицию. Китайское правительство предлагает установление нового типа отношений с Соединенными Штатами, и готово способствовать снижению уровня напряженности и борьбы между великими державами и новыми развивающимися странами.
Министр иностранных дел КНР Ван И считает, что Китай и Соединенные Штаты очень дополняют друг друга, и обе стороны должны стремиться найти отправную точку для китайско-американского сближения, чтобы стимулировать потенциал и пространство для двустороннего сотрудничества. В одном из своих выступлений Ван И заявил: «Китай и Соединенные Штаты не являются врагами. Если мы будем сотрудничать, мы действительно сможем достичь многих великих целей и добиться значительного прогресса. С одной стороны, обе стороны должны укреплять всестороннее сотрудничество, что предоставит Китаю и Соединенным Штатам больше позитивных возможностей и внесет новый вклад в мир и развитие во всем мире. С другой стороны, обе стороны должны должным образом решать разногласия и острые вопросы на основе взаимного уважения и постоянно устранять препятствия, мешающие развитию двусторонних отношений. В настоящее время обеим сторонам особенно необходимо укреплять диалог и общение, чтобы избежать новых негативных тенденций в этих отношениях» [17].
В настоящий момент Белый дом открыто отвергает проект «Один пояс, один путь». Анализируя материалы официального сайта Госдепартамента США, посвященные китайской инициативе, становится очевидным негативное и настороженное отношении к ней со стороны администрации Трампа. Несмотря на то, что ведущие американские экономисты и политологи считают торговую войну с Китаем бесперспективной, это, к сожалению, нисколько не меняет решения правительства. США предпринимают активные действия, чтобы помешать заинтересованным странам, участвовать в проекте «Один пояс, один путь». Соединенные Штаты по-прежнему обладают серьезным потенциалом, как с позиции военных ресурсов, так и механизмов использования мягкой силы, Многочисленные и отлично оборудованные американские СМИ и Интернет-ресурсы, способствует популяризации мнения Белого дома во всем мире. В результате большинство стран слушают и доверяют американской пропаганде, но не всегда могут услышать точку зрения Китая.
Китай прикладывает много усилий по продвижению инициативы «Один пояс, один путь» и намеревается развивать проект дальше. В этой связи, на современном этапе для китайской политической системы чрезвычайно важно укрепить способность к воздействию на международное общественное мнение. Пекину необходимо уметь эффективно формировать имидж ведущей державы, которая желает мирного развития и стремится развивать сотрудничество с соседними странами. Необходимо тщательно изучить восприятие проекта «Один пояс, один путь» американским политическим истеблишментом, чтобы минимизировать возможности его сдерживания. Это позволит ограничить давление на мировое общественное мнение, создаваемое Соединенными Штатами, и позволит Китаю значительно свой международный авторитет, в том числе в контексте успешной реализации инициативы «Один пояс, один путь».
Литература
1. 2019 Investment Climate Statements: Tajikistan [Electronic resource]. - Mode of access: https://wwwstate.gov/reports/2019-investment-climate-statements/taiikistan/ - Accessed: 10.05.2020
2. 2019 Investment Climate Statements: Azerbaijan [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.state.gov/reports/2019-investment-climate-statements/azerbaijan/ - Accessed: 12.05.2020
3. ^¡iy^&fT / Горячая дискуссия об Азиатском инвестиционном банке [Electronic resource]. - Mode of access: http://news.china.com.cn/2015-04/17/content_35349889.htm - Accessed: 15.05.2020
4. Denyer S. China takes a jab at U.S as Europeans back Asian Bank // The Washington Post. 2015. 19 March.
5. Senior State Department Officials Preview Secretary Kerry's Trip to Paris and Beijing. Special Briefing Via Teleconference. 2014. 7 November [Electronic resource]. - Mode of access: http://2009-2017.state.gov/r/pa/prs/p s/2014/11/233827.htm - Accessed: 15.05.2020
6. Remarks by President Obama and Prime Minister Abe of Japan in Joint Press Conference. The White House. Washington D.C. 2015. 28 April [Electronic resource]. - Mode of access: https://Obamawhitehouse,archives.gov/the-press-office/2015/04/28/remarks-president-obama-and-prime-minister-abe-japan-jointpress-conference - Accessed: 17.05.2020
7. Biswal N. Central Asia in a Reconnecting Eurasia/ Remarks at Center for Strategic and International Studies, 2015. 12 May [Electronic resource]. - Mode of access: http://2009-2017.state.gov/p/sca/rls/rmks/2015/242232.htm -Accessed: 18.05.2020
8. Blinken A. An Enduring Vision for Central Asia. Brookings Institute. Washington D.C. 2015. 31 March [Electronic resource]. - Mode of access: http://2009-2017.state.goV/s/d/2015/240013.htm - Accessed: 19.05.2020
9. / Си Цзиньпин и Трамп начинают китайско-американский саммит. 2017-04-07
https://www.fmprc.gov.cn/web/zyxw/t1452097.shtml - Accessed: 19.05.2020
10. / Трамп: США готовы участвовать в инициативе «Один пояс, один путь» [Electronic resource]. - Mode of access: 2017-06-22 http://news.dwnews.com/global/news/2017-06-22/59821574.html - Accessed: 20.05.2020
11. США и Китай заключили торговые соглашения на 253 млрд. долларов [Электронный источник]. - Режим доступа: https://www.dw.com/ru/%D 1%81%D1%88%D0%B0-%D0%B8-%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9-
%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B8%D0%B B%D0%B8-
%D 1 %82%D0%BE%D 1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D 1 %8B%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%B D%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-253-%D0%BC%D0%BB%D1%80%D0%B4-
%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B 2/a-41308757 - Accessed: 20.05.2020
12. Щ—Ш" / Индо-Тихоокеанская стратегия США VS Китайская «Один пояс, один путь» [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.sbs.com.au/language/mandarin/zh-hans/guan-dian-mei-guo-yin-tai-zhan-lue-vszhong-guo-yi-dai-yi-lu - Accessed: 21.05.2020
13. Wells A. Building Regional Architectures. 2018. 28 August [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.state.gov/p/sca/rls/rmks/2 018/285557.htm - Accessed: 23.05.2020
14. The White House, Remarks by president Trump on the administration 's national security strategy. 2017. 18 December [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-administrations-natio nal-security-strategy/ - Accessed: 23.05.2020
15. Testimony to the Senate Armed Services Committee by Acting Secretary of Defense Patrick M. Shanahan. 2019. 14 March [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.armed-services.senate.gov/imo/media/doc/Shanahan_03-14-19.pdf - Accessed: 25.05.2020
16. Browne R. Top US General: China Will be "Greatest Threat" to US by 2025 // CNN. 2017. 27 September [Electronic resource]. - Mode of access: https://edition.cnn.com/2017/09/26/politics/dunford-us-china-greatest-threat/index.html - Accessed: 27.05.2020
17. State Press Availability With Secretary of Defense James Mattis, Chinese Politburo Member Yang Jiech I, and Chinese State Councilor and Defense Minister General Wei Fenghe. 2018. 9 November [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.state.gov/secretary/remarks/2018/11/287279.htm -Accessed: 27.05.2020