Научная статья на тему 'Отношение греческого духовенства к процессу реабилитации патриарха Никона'

Отношение греческого духовенства к процессу реабилитации патриарха Никона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
греческое духовенство / судное дело патриарха Никона / разрешительные и прощательные грамоты / православный Восток / Greek clergy / court case of Patriarch Nikon / letters of permission and farewell / Orthodox East

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Великоцкая Мозгунова Н.Г.

Статья посвящена исследованию вопроса влияния греческого духовенства на процесс реабилитации Никона – восстановление чести и чина опального патриарха. Привлечение комплекса архивных документов Российского государственного архива древних актов (РГАДА) и опубликованных источников позволяют уточнить ряд вопросов, касающихся деятельности представителей Восточной церкви в «деле» патриарха Никона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The attitude of the Greek clergy to the process of rehabilitation of Patriarch Nikon

The article is devoted to the study of the influence of the Greek clergy on the process of rehabilitation of Nikon the restoration of the honor and rank of the disgraced patriarch. The use of a complex of archival documents from the Russian State Archive of Ancient Acts (RGADA) and published sources makes it possible to clarify a number of issues concerning the activities of representatives of the Eastern Church in the “case” of Patriarch Nikon.

Текст научной работы на тему «Отношение греческого духовенства к процессу реабилитации патриарха Никона»

Великоцкая (Мозгунова) Н.Г.

Аспирант. Московский Педагогический Университет.

Отношение греческого духовенства к процессу реабилитации патриарха Никона

Одним из основных направлений новой идеологии России в середине XVII в., введенной царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, было признание необходимости освобождения христианских народов, находившихся под контролем османских завоевателей. Реализация этой идеи была активно поддержана патриархом Никоном, что привело к увеличению его авторитета и влияния в православных странах Востока. Однако дальнейшее развитие процесса становления абсолютизма во второй половине XVII в. способствовало и изменению положения церкви в российском обществе. Вмешательство государства в дела церкви, ограничение ее экономической и судебной независимости вызвало протест патриарха Никона, который в 1658 г. покинул кафедру. Известие о конфликте царя и патриарха, а так же информация об опале Никона, сторонника греческого влияния в России, вызвали беспокойство на православном Востоке. По инициативе Алексея Михайловича был проведен Московский собор 1666 г., осудивший и низложивший патриарха Никона. Экономическая и политическая зависимость от России заставила двоих из четырех вселенских патриархов приехать в Москву и участвовать в вынесении обвинительного приговора.

Цель данного исследования - проследить отношение восточного духовенства к процессу реабилитации низложенного патриарха Никона.

Отметим, что в православных странах Востока круг сторонников Никона сложился уже в первые годы его патриаршества, еще до конфликта с царем и до низложения на Московском соборе 1666 г. В их число входили как рядовые чины духовенства, так и иерархи - патриархи православного Востока, предпринимавшие неоднократные попытки примирения Никона с царем.

Разделяя взгляды Алексея Михайловича, патриарх Никон относился к «грекам», представителям разных наций православного Востока, как к гонимым единоверцам, хранителям истины, страдальцам за православие. Согласно историческим источникам, до _

патриаршества Никона данная позиция не соответствовала сложившемуся в российском обществе отношению к представителям православного Востока. Так, в записках о путешествии по России Павла Алеппского, упоминается о традиционном отношении к «грекам». Приезды в Россию представителей Восточной церкви рассматривались как событие, вызванное лишь их заинтересованностью в получении материальной поддержки. Причиной «исправления веры греков» считался факт их тесного, вынужденного общения с турками-мусульманами, протестантами и католиками1. Но такое отношение к «грекам» изменилось к середине XVII в. в период правления царя Алексея Михайловича и патриаршества Никона. Ежегодно в Москву являлись просители «милостыни бедствующим христианам Востока»: митрополиты, архиепископы, игумены, простые иноки из всех Восточных церквей. По мнению исследователей, патриарх Никон был сторонником взаимовыгодных контактов с православным Востоком в области церковной жизни, политики и культуры, лично активно способствовал этому2. Так как именно в годы его патриаршества русско-греческие духовные и дипломатические связи достигли расцвета. Для этого он использовал определенные рычаги: щедрую благотворительность; обмен христианскими реликвиями; сотрудничество. Известно особое отношение Никона к древним православным святыням как реликвиям государственности и символам церковного единства - опоры всех Восточных христиан. По мнению исследователя Н.П. Чесноковой, в этот период было перемещено в Россию более ста памятников древнего христианства и новых реликвий, появившихся в эпоху турецкого господства, некоторые из них были лично заказаны патриархом Никоном3.

Среди сторонников низложенного Никона были как высокопоставленные представители восточных церквей, включая патриарха Константинопольского Дионисия, патриарха Иерусалимского Нектария и его преемника архидиакона Досифея, митрополита Иконий-ского Афанасия, а также архимандрита Феофана из Афонского Каста-

1 Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским / Пер. с араб. и пред-исл. Г. Муркоса. - М.: Вып 3. 1898. С. 18-19.

2 Опарина Т.А. «Исправление веры греков» в русской церкви первой половины XVII в. // Россия и Христианский Восток. Вып. II-III. - М.: 2004. С. 288-325.

3 Чеснокова Н.П. Свод восточнохристианских реликвий в России в середине XVII в. (Постановка проблемы) // Исторические традиции русско-сирийских культурных и духовных связей: миссия антиохийского патриарха Макария и дневники Павла Алеппского. Четвертые чтения памяти профессора Н.Ф. Каптерева. Международная научная конференция. 9 - 10 ноября 2006 г. Материалы. - М.: 2006. С. 144-161.

монитова монастыря. В числе его сторонников также были рядовые члены духовенства, такие как Савва (Севастьян) Дмитриев, который доставлял грамоты от патриарха Иерусалимского Нектария, дьякон Агафангел, бывший переводчик Паисия Лигарида - личного врага Никона, и Дмитрий Матвеев, который занимался переводом писем опального к вселенским патриархам и др. Они все - просвещенные греки, носители византийской традиции, интеллектуалы и богословы. За свои попытки помочь опальному патриарху Никону многие из них были наказаны царской властью. Так, Савва Дмитриев, привезший грамоту от патриарха Иерусалимского Нектария, находился в заключении в 1664-1666 гг.4, митрополит Иконийский Афанасий, один из самых верных сторонников Никона, в 1666 г., а потом с 1668 г. до самой смерти в1670 г.5.

Опубликованная переписка опального патриарха с греками - его сторонниками позволяет получить представление не только о попытках русского правительства низложить Никона, но и о мнении большинства греческого духовенства о нем как о лидере вселенской православной церкви6. Греческие иерархи осуществляли неоднократные попытки облегчить участь низложенного и сосланного, согласно решению Собора 1666 г., в Ферапонтов монастырь Никона. Так, исследователями отмечается деятельность Константинопольского патриарха Парфения IV, низложившего в 1666 г. патриархов Паи-сия Александрийского и Макария Антиохийского после участия их в суде над Никоном. Официальной причиной низложения был назван факт самовольного оставления ими своих кафедр. Весной 1668 г. Константинопольский патриарх Парфений IV, вновь вступивший на престол, обратился с просьбой к царю Алексею Михайловичу о возвращении из ссылки Никона. Согласно утверждению Константинопольского патриарха, освобождению «такого достойного человека» будет радоваться «вся вселенная, скорбящая о нем»7.

По мнению исследователей, именно эта просьба Константинопольского патриарха об облегчении участи Никона определила позицию царя по отношению к соборному приговору от 9 апреля 1668 г., в котором содержалось требование врагов низложенного патриарха о ссылки его в дальний монастырь и ужесточения режима пребывания там. По личному указу царя Никон был оставлен в Ферапонтовом

4 РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 140. Ч. 7. Л. 18, 19.

5 РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. Д. 127. Л. 266-292.

6 Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты. - М.: 2007. Приложение 6. С. 571-595.

7 РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 140а. Ч. 1. Л. 124-128, 129-147а.

монастыре и режим содержания его не был ужесточен.

На православном Востоке среди активных и влиятельных сторонников опального, а затем низложенного Никона особое место занимал патриарх Иерусалимский Досифей - ученик и приемник патриарха Нектария. Досифей вступил на патриаршую кафедру 23 января 1669 г., неоднократно принимая активное участие в попытке примирения царя Алексея Михайловича и патриарха Никона8. Он принадлежал к числу выдающихся восточных иерархов XVII столетия, являясь известным ученым и богословом, знатоком церковной истории и права. Совокупность исторических источников отражает позицию Досифея как накануне Московского Собора 1666 г., осудившего и низложившего Никона, так и в период ссылки и последующей реабилитации патриарха. Участие Досифея в «деле» Никона хорошо прослеживается и в грамотах Иерусалимского патриарха царю Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу. В грамоте, полученной в Москве в январе 1670 г., он по просьбе царя снял запрещение с личного врага Никона Паисия Лигарида, а через два месяца возобновил запрещение. В грамоте от 11 апреля 1670 г. Досифей описал причины этого: он выяснил, что при подготовке документов для осуждения Никона его враги использовали подделки грамот и подписей9.

На православном Востоке было известно о том, что царь Алексей Михайлович с годами изменил свое отношение к Никону. Он принимал от низложенного патриарха челобитные и неоднократно просил у него прощения и благословения10. Патриарх Досифей продолжал поддерживать идею примирения царя с Никоном и возвращения последнего на патриаршую кафедру, но во время правления Алексея Михайловича не смог добиться этого. Однако после восшествия на престол Феодора Алексеевича обстоятельства изменились, и патриарх Досифей был снова приглашен принять активное участие в решении вопроса о Никоне11.

Несмотря на крайне негативное отношение патриарха Иоакима к вопросу о снятии с Никона запрещения, наложенного Московским собором 1666 г., царь Федор Алексеевич обратился лично с данной просьбой к вселенским патриархам. В июле 1681г. в Константинополь были отправлены послы, которым было поручено получить у

8 Фонкич Б.Л. Иерусалимский патриарх Досифей и его рукописи в Москве // Визант. временник. - М.: 1968. Т. 29. С. 278-281.

9 Каптерев Н.Ф. Сношение Иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия. - СПб.: 1895. Вып. 1. С. 226-228.

10 РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 140а. Ч. 2. Л. 155; Ч. 4. Л. 215.

11 Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVII столетия. - СПб.: 1895. Вып. 1. С. 238-247.

восточных патриархов прощательные грамоты Никону, и, если понадобится, не жалеть для этого царской казны12. По мнению Н.Ф. Кап-терева, царь Федор Алексеевич в этом деле надеялся главным образом на содействие Досифея, известного сторонника Никона. Прибыв в Константинополь, посол дьяк Прокопий Возницын обратился к патриарху Иерусалимскому Досифею, с просьбой помочь получить от других восточных патриархов разрешительные грамоты. Подводя итоги деятельности по данному вопросу, Возницын в «Статейном списке» утверждал, что патриарх Досифей был главным инициатором и организатором всего процесса по получению разрешительных грамот Никону. Он вел переговоры с Константинопольским патриархом и поддерживал контакт с патриархами Антиохийским и Алек-сандрийским13.

Документы о снятии с Никона запрещения, наложенного Московским собором 1666 г. - разрешительные грамоты вселенских патриархов, были доставлены в Москву уже после его смерти и были переведены в Посольском приказе 9 сентября 1682 г.14. Их содержание было основано на определении царя Федора Алексеевича о «безупречной жизни и покаянии Никона в заключении» и постановлении вселенских патриархов о том, что «бывший патриарх московский и всея России, получил прощение и разрешение от соборного запрещения, наложенного на него».

Комплекс архивных документов позволяет сделать следующие выводы. На православном Востоке сформировалась группа сторонников Никона, поддержавшая его в конфликте с царем Алексеем Михайловичем. Представители греческого духовенства, как высокопоставленные иерархи, так и рядовые чины, пытались повлиять на положение опального патриарха, за что некоторые из них поплатились своей свободой. Но, с помощью греческого духовенства-сторон-ников Никона была завершена его реабилитация - посмертное восстановление чести и чина опального патриарха.

Библиографический список

1. Каптерев Н.Ф. Сношение Иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия. - СПб.: 1895. Вып. 1.

12 Тимошина Л.А. Прощательные грамоты патриарху Никону в делопроизводстве Посольского приказа // Пятые чтения памяти чтения памяти профессора Н.Ф. Каптерева. - М.: 2007. С. 115.

13 Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVII столетия. - СПб.: 1895. Вып. 1. С. 243-248.

14 Тимошина Л.А. Прощательные грамоты патриарху Никону в делопроизводстве Посольского приказа // Пятые чтения памяти чтения памяти профессора Н.Ф. Каптерева. - М.: 2007. С. 108-129.

2. Опарина Т.А. «Исправление веры греков» в русской церкви первой половины XVII в. // Россия и Христианский Восток. Вып. II-III. - М.: 2004. С. 288-325.

3. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским / Пер. с араб. и предисл. Г. Мур-коса. - М.: 1898. Вып 3. 208 с.

4. Российский государственный архив древний актов (далее - РГАДА). Ф. 27. Оп. 1. Д. 140., Д. 140а.

5. РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. Д. 127.

6. Севастьянова С.К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты. - М.: 2007. 776 с.

7. Тимошина Л.А. Прощательные грамоты патриарху Никону в делопроизводстве Посольского приказа // Пятые чтения памяти профессора Н.Ф. Каптерева. - М.: 2007. С. 108-129.

8. Фонкич Б.Л. Иерусалимский патриарх Досифей и его рукописи в Москве // Визант. временник. - М.: 1968. Т. 29. С. 278-281.

9. Чеснокова Н.П. Свод восточнохристианских реликвий в России в середине XVII в. (Постановка проблемы) // Исторические традиции русско-сирийских культурных и духовных связей: миссия антиохийского патриарха Макария и дневники Павла Алеппского. Четвертые чтения памяти профессора Н.Ф. Каптерева. Международная научная конференция. 9 - 10 ноября 2006 г. Материалы. - М.: 2006.

References

1. Kapterev N.F. The relationship of the Jerusalem patriarchs with the Russian government from the half of the 16th to the end of the 18th century. - St. Petersburg: 1895. Issue. 1.

2. Oparina T.A. "Correction of the Greek Faith" in the Russian Church of the first half of the 17th century. // Russia and the Christian East. Vol. II-III. - M.: 2004. P. 288-325.

3. The journey of the Patriarch of Antioch Macarius to Russia in the middle of the 17th century, described by his son Archdeacon Paul of Aleppo / Trans. from Arabic and preface G. Murcosa. - M.: 1898. Issue 3. 208 p.

4. Russian State Archive of Ancient Acts (hereinafter referred to as RGADA). F. 27. Op. 1. D. 140., D. 140a.

5. RGADA. F. 357. Op. 1. D. 127.

6. Sevastyanova S.K. Epistolary legacy of Patriarch Nikon. Correspondence with contemporaries: research and texts. - M.: 2007. 776 p.

7. Timoshina L.A. Farewell letters to Patriarch Nikon in the office work of the Ambassadorial Prikaz // Fifth readings in memory of Professor N.F. Kaptereva. - M.: 2007. P. 108-129.

8. Fonkich B.L. Patriarch of Jerusalem Dosifei and his manuscripts in Moscow // Byzantine. temporary - M.: 1968. Vol. 29. P. 278-281.

9. Chesnokova N.P. A collection of Eastern Christian relics in Russia in the middle of the 17th century. (Problem statement) // Historical traditions of Russian-Syrian cultural and spiritual ties: the mission of the Antiochian Patriarch Macarius and the diaries of Paul of Aleppo. Fourth readings in memory of Professor N.F. Kaptereva. International scientific conference. November 9 - 10, 2006 Materials. - M.: 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.