Общество: философия, история, культура. 2023. № 5. С. 100-104. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 5. P. 100-104.
Научная статья УДК 141.82
https://doi.org/10.24158/fik.2023.5.14
Отличительные особенности социалистической революции в марксисткой парадигме: теория и современность
Роман Сергеевич Осин
Университет «Синергия», Москва, Россия, roman.2014.os@gmail.com
Аннотация. В статье исследуется марксистское понимание социальной и политической революций. Отмечается, что в современных условиях данные термины характеризуются множеством ненаучных трактовок. С позиции историко-материалистической методологии дается определение обозначенных феноменов, отмечаются особенности социалистической революции и вытекающие из них проблемы становления коммунистической формации. Автор актуализирует выделенные И.В. Сталиным особенности социалистической революции, отличающие ее от революций предшествующих эпох, комментирует данные теоретические обобщения, делает попытку увязать их с критическим осмыслением революционного опыта Хх века. Заключается, что социализм как его результат, достигнутый в СССР, представляет собой уникальную практику сознательного выбора общественной формации в рамках крупного государства, направленную на достижение подлинной свободы за счет произвольного изменения обстоятельств с целью создания благоприятных условий для существования человека.
Ключевые слова: социальная революция, политическая революция, социалистическая революция, социализм, капитализм, коммунизм, пролетариат, буржуазия
Для цитирования: Осин Р.С. Отличительные особенности социалистической революции в марксисткой парадигме: теория и современность // Общество: философия, история, культура. 2023. № 5. С. 100104. https://doi.org/10.24158/fik.2023.5.14.
Original article
Distinctive Features of the Socialist Revolution in the Marxist Paradigm: Theory and Modernity
Roman S. Osin
Synergy University, Moscow, Russia, roman.2014.os@gmail.com
Abstract. The article explores the Marxist understanding of social and political revolutions. It is emphasized that the word "revolution" is currently filled with many unscientific interpretations. From the standpoint of historical and materialist methodology, the definition of the indicated phenomena is given, the features of the socialist revolution and the problems of the formation of the communist formation arising from them are noted. The author updates Stalin's distinguishing features of the socialist revolution from those of previous revolutions, comments on these theoretical generalizations, and attempts to link them to a critical understanding of the revolutionary experience of the XXth century. The conclusion dwells upon socialism as its result in the USSR, a unique practice of conscious choice of social formation in the context of a large state, aimed at achieving true freedom at the expense of arbitrary change of circumstances in order to create favorable conditions for human existence.
Keywords: social revolution, political revolution, socialist revolution, socialism, capitalism, communism, proletariat, bourgeoisie
For citation: Osin, R.S. (2023) Distinctive Features of the Socialist Revolution in the Marxist Paradigm: Theory and Modernity. Society: Philosophy, History, Culture. (5), 100-104. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.5.14 (In Russian).
Введение. Понятие «революция», несмотря на определенную его проработку в научной литературе (Завалько, 2011), нередко подменяется пропагандистскими штампами, придающими как позитивную коннотацию этому слову, так и негативную - в зависимости от политической конъюнктуры той или иной страны и эпохи. Примером может послужить трактовка так называемых «цветных революций» на постсоветском пространстве. Сторонники этих событий часто только их и считают настоящими, хотя не вполне понятно, что революционного принесли перевороты народам стран, в которых они произошли. Противники же «цветных революций» используют этот термин, подчеркивая, что любая революция - это всегда рукотворное, привнесенное извне событие, идущее во вред государству и народу. В итоге в обоих случаях вместо апеллирования научными категориями мы имеем дело с борьбой пропагандистских штампов и ярлыков, суть же вопроса остается неясной.
© Осин Р.С., 2023
В рамках настоящего исследования нас интересуют понятия социальной и политической революции, а также особенности социалистической революции, которые отличают ее от буржуазной. Основная задача статьи заключается в том, чтобы познакомить читателя с марксистской теорией революции, взятой в ее наиболее общем виде в контексте советского опыта и современного развития.
Социальная и политическая революция. Более подробно о понятиях «социальная революция» и «политическая революция» мы писали ранее (Осин, 2017: 142-163). Здесь кратко отметим, что с точки зрения марксистской методологии социальная революция - это смена одной, реакционной общественно-экономической формации на другую, более прогрессивную. Она является результатом разрешения объективно назревшего противоречия между производительными силами и производственными отношениями. В политическом аспекте социальная революция означает приход к власти нового класса, а не просто смену лиц в истеблишменте. Таким образом, социальная революция не привносится извне, а является естественно-историческим процессом коренного преобразования общества и разрешения фундаментальных противоречий, назревших в нем.
Политическая революция - это смена политической системы на более прогрессивную, демократическую, которая происходит в рамках одной общественно-экономической формации, давая трудящимся больше возможностей для политических и социально-экономических завоеваний. Она может завершать, а может начинать социальную революцию (например, Великая Октябрьская революция) либо являться одним из ее этапов. Если политическая революция - это, как правило, процесс быстрый, то социальная может длиться десятилетиями, если не столетиями. Например, революция социализма в СССР длилась по меньшей мере с 1917 до 1936 гг., то есть от взятия пролетариатом власти до построения основ социализма (Бакланов, Осин, 2020).
И в социальных, и в политических революциях массы выступают творцами истории, преодолевая отчуждение от участия в жизни страны. Очевидно, что с этой точки зрения так называемые «цветные революции» не являются ни социальными, ни политическими, а представляют лишь форму государственных переворотов, в ходе которых одна группировка крупного капитала меняет другую, используя объективно назревшее недовольство широких слоев неорганизованных трудящихся классов.
Особенности социалистической революции с точки зрения марксизма. В настоящее время появилось направление в среде некоторых представителей современной левой интеллигенции, отрицающих необходимость революции при становлении посткапиталистического типа общества (Межуев, 2007: 117). Однако еще Маркс и Энгельс писали о переходе к коммунистической формации (низшей фазой которой является социализм) как о событии глобально-историческом, ломающем все прежние устои общества и создающем принципиально новый общественный строй. Так, еще в относительно ранней работе «Немецкая идеология» К. Маркс и Ф. Энгельс связывали будущую коммунистическую революцию с глубоким историческим переворотом в отношении не только собственности на средства производства, но и всех форм деятельности человечества (Маркс, Энгельс, 1988).
Мыслители также подчеркивали, что коммунизм характеризует общество, в котором не будет места стихийности, а следовательно, переход к нему означает начало более свободного социального бытия человека. Но для этого необходимо устранить и разобщенность людей между собой, что немыслимо в условиях господства частной собственности на средства производства (Маркс, Энгельс, 1988).
В предисловии «К критике политической экономии» К. Маркс прямо говорит о том, что «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (Маркс, 1931), из чего можно сделать вывод о том, что подлинная история начинается с наступлением коммунизма. Наконец, в «Анти-Дюринге» Ф. Энгельс снова пишет о переходе к коммунистическому обществу как о скачке из «царства необходимости» в «царство свободы» (Энгельс, 1983).
В.И. Ленин также обозначал коренную революционную составляющую перехода от капитализма к социализму (Ленин, 1918).
Как видно, для Маркса, Энгельса и Ленина переход к коммунистической формации - это прежде всего движение к обществу подлинной свободы, преодолевшему все стороны социального отчуждения.
Особенности социалистической революции, выделенные И.В. Сталиным. Обобщая опыт теоретического осмысления классиков, И.В. Сталин сделал крайне ценные заключения, выделив основные признаки социалистической революции в работе «К вопросам ленинизма» (Сталин, 1952). Перечислим и прокомментируем их.
1. Отсутствие у пролетарской революции готовых форм социалистического уклада. Этот признак говорит о глубине перехода к коммунистической формации. Прошлые изменения в общественно-экономических формациях, как правило, касались смены способа производства в рамках
господства частнособственнических отношений. Это относится и к смене рабовладения на феодализм, к переходу от феодализма к капитализму. При всем этом мы имели дело со сменой одной формы эксплуатации человека человеком на другую. И только социалистическая революция в марксистском ее понимании ставит целью преодоление всех форм эксплуатации и социального отчуждения как такового. В связи со столь масштабной трансформацией общественных отношений, которые вызывает социалистическая революция, изменяется и характер перехода. Если капиталистический способ производства экономически вызревает в рамках феодализма, то социалистический способ производства в рамках капитализма не вызревает, складываются лишь его технико-технологические предпосылки в виде концентрации производства, крупной промышленности и монополий. Без перехода к социализму они так и останутся предпосылками. Более того, они будут успешно освоены капитализмом, примеров чему великое множество. Это и планирование экономики, которое эффективно используется крупным капиталом в его же интересах; и так называемые «информационные технологии», которые, несмотря на все существенное влияние на общество, не порождают нового способа производства и не приводят автоматически к новой общественно-экономической формации, а успешно используются капитализмом (Осин, 2018).
2. Основная задача пролетарской революции состоит в построении нового способа производства. Данный признак означает, что социализм не вызревает стихийно в рамках капиталистического общества, а строится сознательно «сверху» после завоевания власти пролетариатом. Это порождает усиление субъективного фактора революции (коммунистической партии, пролетарского государства) в процессе становления коммунизма и его низшей фазы - социализма. Если буржуазная революция упраздняет несоответствующую новому экономическому базису устаревшую политическую надстройку, то в случае становления коммунистической формации ситуация обратная - новая политическая надстройка сознательно обеспечивает экономический фундамент нового общества. Если в случае буржуазной революции политическая революция завершает социальную, то при переходе к коммунизму она ее начинает. Может возникнуть вопрос, а не противоречит ли марксизму данный тезис? Ведь, как известно, с позиции материалистического понимания истории, выработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом, политико-правовая надстройка в конечном счете определяется экономическим базисом.
Отвечая на этот вопрос, важно исходить из не метафизического соотношения базиса и надстройки, а диалектического, то есть не из механического понимания «первичности» базиса и «вторичности» надстройки, а из конкретно-исторической диалектики их взаимодействия. Мы должны отметить, что, во-первых, положение, согласно которому базис в конечном счете определяет надстройку, не означает, что она полностью и всегда в одностороннем порядке следует за базисом. На определенных этапах развития надстройка сама может оказывать обратное и в известном смысле определяющее влияние на экономический базис. Во-вторых, сознательное управление обществом, которое предполагает коммунистическое общество (в том числе и его первая фаза), закономерно ведет к усилению роли политической надстройки при социализме.
3. Пролетарская революция начинается как политическая и заканчивается как социальная. Эта черта коренным образом отличает социалистическую революцию от буржуазной и означает, что без завоевания диктатуры пролетариата социализм не построить. Поскольку же диктатура пролетариата есть результат классовой борьбы, то одним из ключевых условий победы социализма является развитая классовая борьба пролетариата в рамках капиталистического общества.
4. Социалистическая революция сопровождается сломом старой государственной машины. Здесь И.В. Сталин показывает коренное отличие ее от буржуазной. По его мнению, последняя - лишь смена одного эксплуататорского класса на другой, социалистическая же революция призвана упразднить классовое деление в принципе, как и все формы эксплуатации человека человеком. В политическом плане это закономерно ведет к большому количеству противников социалистической революции из имущих классов и к бескомпромиссной борьбе за новое общество со стороны пролетариата. Для эффективного подавления сопротивления эксплуататорских классов, с точки зрения марксизма, ему важно не просто овладеть, а коренным образом заменить старую государственную машину на новую. Как показал революционный опыт ХХ века (Коваль, 1987), попытки обойтись без слома государственной машины буржуазии, войти в социализм без диктатуры пролетариата заканчивались очень быстрым его поражением и усилением правых профашистских сил (наиболее наглядным примером может послужить опыт Сальвадора Альенде). Более того, социализм - это постоянная борьба нового со старым. Его невозможно успешно развивать, не продвигаясь постоянно к коммунизму и не борясь с пережитками капитализма внутри социалистической системы. В этой связи интересен диалог о «спокойной жизни» писателя Ф. Чуева с одним из ближайших соратников Сталина - В.М. Молотовым, в котором последний прямо заявил: «Я смеюсь, получаю к Новому году приветствия: желаю вам спокойной
жизни и прочее. Они желают спокойной жизни, а я знаю, что это невозможно. Я против спокойной жизни! Если я захочу спокойной жизни, значит, я омещанился»1.
Интересен ход мыслей старого большевика, который, несмотря на пожилой возраст, не утратил революционной романтики молодости, и практика позднего СССР доказала правоту его слов. Благодушная тяга к «спокойной жизни» сыграла негативную роль в идеологическом развитии позднесоветского общества и не уберегла общество от реставрации капитализма и сопутствующих тяжелейших последствий для трудящихся СССР.
5. Пролетарская революция осуществляется на базе тесного союза пролетариата с другими отрядами эксплуатируемых трудящихся. Буржуазия использует эксплуатируемые классы (прежде всего, крестьянство) в своих узкоклассовых целях. Пролетариат же заинтересован в упразднении эксплуатации человека человеком как таковой, классового общества в целом, а потому его коренные интересы совпадают с интересами других слоев трудящихся, большинства населения (Сталин, 1952: 116).
Заключение. Подводя итог, можно констатировать, что социализм сам собой не «вызреет» в рамках капиталистической формации. Это общественный строй, который строится сознательно, а не стихийно. В этом смысле опыт СССР представляет особый интерес как первая масштабная практика организации сознательного управления общественными процессами в масштабах крупного государства. В этом состоит попытка овладеть законами не только природы, но и общественного развития с целью произвольного их использования на благо всего общества. Нет сомнений, что сама по себе она являлась шагом в сторону становления общества подлинной свободы, понимавшейся как господство над обстоятельствами. И несмотря на то, что далеко не все удалось реализовать на практике, подобный опыт крайне важен для будущего развития в направлении овладевания человечеством социальной формой движения материи.
Еще одним выводом из рассмотренного в статье вопроса является тот, что масштабность задачи социалистической революции порождает не меньшую (а может быть, и большую) сложность удержания её завоеваний. Сам же процесс становления новой формации выглядит не однолинейным и автоматическим (как его часто представляли советские учебники по научному коммунизму), а сложным, многоэтапным и противоречивым.
Список источников:
Бакланов В.И., Осин Р.С. Социально-философское измерение советского общества в современной общественной мысли // PolitBook. 2020. № 4. С. 116-147.
Завалько Г.А. Понятие «революция» в философии и общественных науках: проблемы, идеи, концепции. М., 2011. 320 с.
Коваль Б.И. Революционный опыт ХХ века. М., 1987. 542 с.
Ленин В.И. Государство и революция: учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. Петроград, 1918. 115 с.
Маркс К. К критике политической экономии. М. ; Л., 1931. 352 с.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1988. 574 с.
Межуев В.М. Маркс против марксизма. Статьи на непопулярную тему. М., 2007. 176 с.
Осин Р.С. Левые силы и стихийный протест: история, уроки, современность, перспективы. М., 2017. 206 с.
Осин Р.С. О некоторых особенностях современного противоречия между производительными силами и производственными отношениями (социально-философский аспект) // Философия хозяйства. 2018. № 6 (120). С. 162-179.
Сталин И.В. К вопросам ленинизма // Вопросы ленинизма. М., 1952. С. 110-162.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1983. 482 с.
References:
Baklanov, V. I. & Osin, R. S. (2020) The Socio-Philosophical Dimension of Soviet Society in Modern Public Thought. PolitBook. (4), 116-147. (In Russian).
Engel's, F. (1983) Anti-Dyuring [Anti-During]. Moscow. 482 р. (In Russian).
Koval, B. I. (1987) Revolyutsionnyi opyt ХХ veka [The Revolutionary Experience of the XX Century]. Moscow. 542 p. (In Russian).
Lenin, V. I. (1918) Gosudarstvo i revolyutsiya: uchenie marksizma o gosudarstve i zadachi proletariata v revolyutsii [The State and the Revolution: the Marxist Doctrine of the State and the Tasks of the Proletariat in the Revolution]. Petrograd. 115 р. (In Russian).
Marks, K. & Engel's, F. (1988) Nemetskaya ideologiya [German Ideology]. Moscow. 574 р. (In Russian).
Marks, K. (1931) K kritike politicheskoi ekonomii [To the Criticism of Political Economy]. Moscow ; Leningrad. 352 р. (In Russian).
Mezhuev, V. M. (2007) Marks protiv marksizma. Stat'i na nepopulyarnuyu temu [Marx Against Marxism. Articles on an Unpopular Topic]. Moscow. 176 p. (In Russian).
Osin, R. S. (2017) Levye sily i stikhiinyi protest: istoriya, uroki, sovremennost', perspektivy [Left Forces and Spontaneous Protest: History, Lessons, Modernity, Prospects]. Moscow. 206 р. (In Russian).
1 Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым: из дневника Ф. Чуева. М., 1991. 623 с.
- 103 -
Osin, R. S. (2018) O nekotorykh osobennostyakh sovremennogo protivorechiya mezhdu proizvoditel'nymi silami i proizvod-stvennymi otnosheniyami (sotsial'no-filosofskii aspekt) [On Some Features of the Modern Contradiction between Productive Forces and Production Relations (Socio-Philosophical Aspect)]. Philosophy of Economy. (6 (120)), 162-179. (In Russian).
Stalin, I. V. (1952) K voprosam leninizma [Concerning Questions of Leninism]. In: Voprosy leninizma. Moscow, рр. 10-162. (In Russian).
Zaval'ko, G. A. (2011) Ponyatie «revolyutsiya» v filosofii i obshchestvennykh naukakh: problemy, idei, kontseptsii [The Concept of "Revolution" in Philosophy and Social Sciences: Problems, Ideas, Concepts]. Moscow. 320 p. (In Russian).
Информация об авторе Р.С. Осин - кандидат философских наук, доцент кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин Университета «Синергия», Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=859902
Information about the author R.S. Osin - PhD, Associate Professor, Department of Fundamental Legal and Socio-Humanitar-ian Disciplines, Synergy University, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=859902
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 04.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 23.05.2023.