Научная статья на тему 'Откуда мы знаем то, что мы знаем об алкоголе. Аннотация книги: Ловчев В. М. Алкоголь в европейской культуре'

Откуда мы знаем то, что мы знаем об алкоголе. Аннотация книги: Ловчев В. М. Алкоголь в европейской культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
202
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Откуда мы знаем то, что мы знаем об алкоголе. Аннотация книги: Ловчев В. М. Алкоголь в европейской культуре»

How we get to know what we know about alcohol. Book review: Vladimir Lovchev. Alcohol in European Culture. (2012). [Book review]. Tobacco Control and Public Health in Eastern Europe, 2(2), 109-110. doi:10.6084/m9.figshare. 103125

How we get to know what we know about alcohol. Book review: Vladimir Lovchev. Alcohol in European Culture

Откуда мы знаем то, что мы знаем об алкоголе. Аннотация книги: Ловчев В. М. Алкоголь в европейской культуре

Странны и, казалось бы, непредсказуемы пути и перепутья шедевров мировой культуры.

Пишет Гомер о том, что Одиссей разводил вино водой в двадцать раз, но на экран этот поучительный факт не попадает.

Радикальный антиалкогольный сюжет содержится в тексте шекспировского «Гамлета», но его исключат из знаменитой советской экранизации 1964 года.

Еще более не везет жизни и быту трезвеннических организаций. Расскажет об их влиянии Марк Твен в своем знаменитом романе «Приключения Тома Сойера». Юных трезвенников не увидеть ни в фильмах, ни в спектаклях по «Тому Сойеру».

Много лет пробивались к русскоязычному читателю грандиозные антивакхистские (антидионисий-ские) поэмы Нонна Панополи-танского и Луиса де Камоэнса.

Произведения Джека Лондона были предметом подлинного культа в советскую эпоху, но его повесть «Джон Ячменное Зерно» была практически не известна

Ловчев В.М. Алкоголь в европейской культуре. - М.: Издательство «Книжный Дом Университет», 2012. -548 с. табл. ил.

россиянам. Повесть-то была сухозаконная! А антиалкогольный роман Уолта Уитмена «Франклин Эванс, или Горький пьяница» до сих пор не переведен на русский язык.

Зато там, где легальных наркотиков нет и в помине, последующие века припишут к ним такое...

Рассказал средневековый студент, прощаясь с родной Швабией, как он поехал искать «заветный клад знаний драгоценных», - превратится его исповедь в разухабистый гимн «хмельным пирушкам» (песня «Во французской стороне, на чужой планете.»).

Ладно бы Карлсону, но отцу Малыша припишут курение за обеденным столом, и мать Малыша примет это обкуривание своих детей как должное (чего не найти в замечательной повести Астрид Линдгрен).

Бесконечным в пространстве и во времени представил курение величайший советский режиссер Андрей Тарковский. В далеком будущем, на расстоянии многих световых лет от Земли его героиня курит в одной из самых лиричных сцен фильма «Соля-рис» - в невесомости на фоне картины «Охотники на снегу». Однако просмотр русского перевода текста Станислава Лема на

*

_________________________

ключевые слова «курение», «курить», «табак» и т.п. не даст вам ни одного примера распространения никотиновой зависимости в будущем.

Театральные пьесы также не пожалеют.

«Назовем кокетливую шлюхой, Скажем про веселую - под мухой»,

- запоет Тристан в известном советском фильме, внушая слушателям миф о веселящих свойствах растворов этилового спирта. Однако в пьесе «Собака на сене» эту формулировку про-алкогольного мифа не найти. Вот удивился бы Лопе де Вега!

Суровая рука проалкогольной правки катком пройдется и по живописи.

2012, Vol.2, No.2| Tobacco control and public health in Eastern Europe

Alcohol in European Culture | 109

BOOK REVIEW

Трогательная «Шоколадница» с картины Лиотара понесет на подносе уже не замечательный безалкогольный напиток - горячий шоколад. Быть ей волею «деятелей культуры» начала третьего тысячелетия ... трактирщицей!

Самый известный художник мира - Леонардо да Винчи - создаст образ «Иоанн Креститель» (про которого абсолютно точно известно, что он был трезвенник), через столетие после смерти гения, в XVII веке, его шедевр переделают в «Вакха». Трезвенник станет богом виноделия!

В чем тут дело? Тупость эпигонов, недостойных своих великих предшественников? Многовековая цензура? Заговор?

А может, простое невежество? Нет! Кто посмеет приписать А. С. Пушкину плохое знание французского языка?! Но примется переводить «солнце нашей поэзии» стихотворение известного поэта Э. Парни и создаст пару ярких алкогольных образов там, где у французского коллеги их нет.

Случайность?

Отмеченные тенденции добавления пронаркотического содержания и вычитания содержания антинаркотического установлены автором книги, историком из города Казани В. М. Ловчевым, на изучении широчайшего круга ис-

точников: художественных текстов, юридических и религиозных документов, сочинений древних и средневековых историков, произведений изобразительного искусства, археологических и эпиграфических памятников, кино- и фонодокументов, количественных характеристик интернет-материалов.

Нет, это не случайность! Данные явления в культуре носят объективный характер. Возьмем за эталон для сравнения физические явления, менее эмоциональные. Нравится нам или нет, знаем мы или нет, но вокруг нас все пропитывает гравитационное поле. И можно как угодно клясть сэра Исаака Ньютона, но с законами тяготения приходится считаться всем: бедным и богатым, молодым и старым, мужчинам и женщинам. И не только считаться: из знания законов природы люди извлекают пользу.

Так и в культуре. В ней тоже существуют законы и объективно присутствующие явления, которые обнаруживают исследователи и о которых полезно знать всем остальным. Нравится нам или нет, но современную культуру пропитывает пронаркотиче-ское культурное поле. Именно оно заставляет великих мастеров и бездарных ремесленников от культуры наращивать информа-

цию в пользу потребления психоактивных веществ и вычитать информацию, критическую к таковым. Не только культурологи, но и психологи, и социологи, и специалисты по коммуникации могут найти в арсенале своих наук явления, которые заставляют людей в общении и передаче информации акцентировать одни темы и обходить другие. Однако знание этих закономерностей, информация о том, как они формируются и в каких направлениях развиваются, всегда полезна, чтобы добиться желаемых изменений.

А как и когда сложилось пронар-котическое культурное поле, из чего оно состоит, в чем его особенности на начало третьего тысячелетия, можно узнать из монографии Владимира Ловчева.

В монографии подробно рассмотрены основные механизмы внедрения в культуру Европы моделей поведения, связанных с потреблением алкоголя и других психоактивных веществ, рассматривается влияние европейских алкогольных традиций на российскую культуру.

Главный вывод автора состоит в том, что мы не обречены навечно быть рабами пронаркотического культурного поля. Из монографии можно узнать и об успехах в его демонтаже.

Книгу можно заказать по адресу: http://www.sprinter.ru/books/alkogol-v-evropeiskoi-kulture-lovchev-3161401 .html или http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=760808

110 | Alcohol in European Culture

Tobacco control and public health in Eastern Europe | 2012, Vol.2, No.2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.