ОТКРЫВАЯ МИР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Экскурсии-уроки, посвященные анималистическому и портретному жанру, на основе Большого собрания изящных искусств ASG
Алина Булгакова искусствовед, директор МИА ASG, к.п.н.
Аннотация: в статье изложен ход уроков-экскурсий, посвященных анималистическому и портретному жанру, на основе Большого собрания изящных искусств ASG. Участниками занятий стали 4 В класс «20 гимназии имени Абдуллы Алиша» (Казань) и 10 А, Б классы «Средней общеобразовательной школы № 42» (Казань). Определены основные задачи занятий, даны дидактические единицы уроков, а также варианты организованных диалогов и дискуссий школьников совместно с педагогом.
Ключевые слова: музейная педагогика, урок-экскурсия, подростки, анималистический жанр, дискуссия, портретная живопись, диалог, задачи, дидактика.
Abstract: The article describes the course of lessons-excursions dedicated to animal and portrait genre, based on The Grand collection of fine arts ASG. Participants of the training were students of 4th class B "20TH grammar school named Alisha Abdullah" (Kazan) and 10TH A, B classes "Secondary school № 42" (Kazan). The main tasks of training, given the lessons of didactic units, as well as options for a structured dialogue and debate in conjunction with the school teacher..
Keywords: museum education, lesson-excursion, teens, animal genre, discussion, portraiture, dialogue, tasks, didactics.
Музейная педагогика - одна из важнейших и интереснейших отраслей деятельности любого музея. Направлена она, в основном, на аудиторию школьного возраста, где наиболее сложным периодом считается подростковый. Именно в этот период у большинства школьников происходит спад интереса к изобразительной деятельности, сопровождающийся расширением круга познавательных интересов. Актуальной становится деятельность по саморазвитию, а интерес к себе, к собственным переживаниям, поступкам, месту в коллективе и поиски идеалов - делаются основополагающими свойствами личности подростков. При этом данный возраст особо притягателен в учебной музейной практике возможностью включения подростков в диалог с педагогом-экскурсоводом, повышением аналитичности мышления и в то же время высокой эмоциональной восприимчивостью к искусству, а также «свежестью» восприятия художественных образов. Взыскательность школьников, их высокая планка требований к окружающим предписывают музейным работникам более ответственно относиться к проведению уроков-экскурсий, а также тщательно выбирать темы и соответствующие им экспонаты. В этом случае важно учитывать направленность музея и специфику его собрания.
Молодому музею сложно, но тем более интересно включиться в процесс художе-
ственного воспитания подрастающего поколения. Международный институт антиквариата только начинает двигаться в данном направлении и накапливает собственный уникальный опыт. Поскольку основу Большого собрания изящных искусств ASG составляют коллекции западноевропейской живописи, мебели и предметов декоративно-прикладного искусства XVI - XIX веков, то логично было выстраивать занятия, опираясь на традиционную в искусствоведческом и педагогическом понимании тематику, т.е., если занятие посвящено голландскому искусству XVII века, то мы обращаемся к классическому натюрмортному жанру, а если живописи Фландрии того же столетия, то здесь рассматривается анималистика.
При разработке курса элективных занятий с подростками на основе Большого собрания изящных искусств ASG в качестве «пилотных» были выбраны две темы -«Анималистический жанр во Фландрии XVII века» и «Западноевропейская портретная живопись XVIII века». В первом случае мы преследовали цель ознакомления учащихся с особенностями анималистического жанра, а также его спецификой и глубоким гуманистическим содержанием во фламандском искусстве XVII столетия. В качестве основных задач занятия были избраны образовательные, воспитательные и развивающие: получение знаний об анималистическом жанре и фламандской живописи XVII века,
^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
Ю[up искусств
привитие понимания художественной ценности изображения животных, обучение умению видеть красоту животного мира, его высокую художественную составляющую. Кроме того, занятие было поделено на несколько частей. Первая часть занятия посвящена развитию и особенностям анималистического жанра во Фландрии в XVII века.
Дидактические единицы урока
Главная тема фламандского искусства в целом, и анималистического жанра в частности, в XVII веке - изобилие, сочность и плодородие фламандской земли. Работы этого жанра часто велики по размерам, их композиции нарочито перегружены и динамичны. Сюжеты носят морализаторский характер, когда те или иные животные выступают как олицетворение человеческих добродетелей и пороков. Широк круг тем и образов: изображение хищников (восхищение свободолюбием и грацией зверей, компоновка их в причудливый, динамичный «клубок»); птичьи и скотные дворы (мирная сельская природа, стремление к ее эстетизации и очеловечиванию). Популярностью пользовались сцены охоты, отличающиеся высоким натурализмом. Охота на медведей, кабанов, оленей с участием охотничьих собак, догоняющих и раздирающих их. Отличительные черты: экспрессия, жизненность, хорошее знание анатомии. Подобные полотна украшали охотничьи замки. Яркие представители, работавшие в жанре: Ян Брейгель Старший (1568 - 1625), Ян Брейгель Младший (1601 - 1678), Питер Пауль Рубенс (1577 - 1640), Пауль де Вос (1590 - 1678), Ян Вильденс (1585/1586 - 1653), Давид Конинк (1636 - 1699).
Во второй части занятия были проанализированы образцы фламандской анималистической живописи XVII века из собрания ASG, в первую очередь, произведения Франса Снейдерса (1579 - 1657) как яркого представителя этого жанра.
Дидактические единицы урока
Картина Снейдерса «Собаки на кухне» (XVII в.) является образцом соединения двух жанров. С одной стороны, это натюрморт «кухонь», характеризующий «тихое» окружение человека, а с другой - бурная сцена, демонстрирующая полную движения, жизнь животных. Мастерской Франса Снейдерса
принадлежит полотно «Олени, загнанные сворой собак» (XVII в.) - динамичная, барочная по своему характеру композиция, не лишенная свойственных живописцу натуралистических деталей. Работа представляет собой переплетение фигур в сложных, необычных ракурсах. Аналогичное звучание имеет работа мастерской Пауля де Воса «Травля кабана» (XVII в.).
Ученик Франса Снейдерса - Ян Фейт (1611 - 1661) - продолжатель традиций мастера. Полотно «Нападение на птичий двор» (XVII в.) - пример комизма в анималистическом жанре, который заключается в том, что героями столкновения становятся хищные птицы и петух с курицами. Композиция делится на две части, противостоящие друг другу: правая отведена несущимся в воздухе копчикам и колючему чертополоху под ними, левая - убегающим от них курицам и петуху, а также мягкой, округлой кроне дерева.
«Эстетика птичьих дворов» в творчестве Адриана ван Утрехта (1599 -1652/1653). Полотно «Птичий двор» (XVII в.) из собрания АБС как типичный образец анималистического жанра в творчестве мастера. На полотнах живописца соседствуют домашние (курицы, петухи, индюшки) и экзотические (павлины) птицы. Интересный момент - украшение птиц ювелирными изделиями из драгоценных металлов.
В ходе занятия важно, чтобы помимо визуальной красоты подростки воспринимали и гуманистические ценности - нравственные и духовные. Этого можно достичь путем организации дискуссии с постановкой нравственной проблемы. В частности, глядя на картину Франса Снейдерса «Олени, загнанные сворой
собак», наряду с эстетическим наслаждением от восприятия изысканных цветовых сочетаний, стремительности, динамики композиции и ее масштабности, школьники становятся перед нравственной проблемой убийства животных на охоте. Удовольствие от потребления мяса знакомо подросткам, но образ оленя имеет в их сознании высокую эстетическую ценность благодаря красоте благородного животного. Отсюда возникает проблема личного выбора: пусть олень убежит, и красота его жизни сохранится, или же он попадет в качестве обеда на стол к охотникам. Утилитаризм этой проблемы возникает сразу же - в чём большее благо для людей? Ответ должны дать сами подростки, иначе произойдет внедрение в их сознание иных императивов поведения.
Соответственно, сюжет произведения ставит перед школьниками моральную проблему, которую они разрешают в диалоге совместно с экскурсоводом. Эта вечная нравственная дилемма между гибелью красоты и удовлетворением витальных потребностей человека не может решиться однозначно. Разрешение конфликта поливариантно и происходит на основе согласования потребностей человека и его стремления к сохранению красоты в природе, при этом акцентируется исторический контекст - убийство ради выживания или ради забавы.
Посредством второго урока-экскурсии «Западноевропейская портретная живопись XVIII века» учащимся-подросткам была наглядно показана непреходящая художественная ценность искусства XVIII столетия и его значимость в формировании духовного мира современного человека. В результате знакомства с западноевропейским искусством XVIII века в целом, а также с образцами портретного жанра из Большого собрания изящных искусств ASG, школьники получили знания о стилистических особенностях портретной живописи XVIII века и о творческом пути конкретных мастеров; посредством раскрытия художественной содержательности образов усвоен их высокий нравственный уровень; на основе включенного в экскурсию материала сформированы самостоятельные суждения о ценностях эпохи и значимости отдельных живописцев. Как и в предыдущем случае, урок был поделен на несколько блоков:
1. Европейское изобразительное искусство XVIII века.
2. Художественные ценности эпохи Рококо и Классицизма.
3. Западноевропейская портретная живопись XVIII столетия.
Дидактические единицы урока
1. Своеобразие исторической эпоха-внешняя политика французского двора при Людовике XIV (1638 - 1715), разорительные войны с сопредельными государствами. Борьба за испанское наследство, колониальная политика. Влияние исторических событий в сознании человека XVIII века. Противостояние роскоши королевского двора и нищеты народных масс. Агрессивные силы провинции в столкновении с властью. Стремительное развитие культуры, оказавшейся во власти олигархии, при полном отчуждении от культурных ценностей простого народа. Роль Просвещения в духовном воспитании человека. Академия наук и искусства. Энциклопедия и энциклопедисты. Желание просветиться, тяга к знаниям при сохранении приверженности к традиционным патриархальным ценностям. Стилистическое развитие культуры и искусства. Развитие литературы, музыка, театра. Творчество Вольтера (1694 - 1778), Монтескьё (1689 -1755), Дидро (1713 - 1784), Руссо (1712 -1778); музыка Жана-Филиппа Рамо (1683 -1764), Жана-Батиста Люли (1632 - 1687), бр. Куперенов. Изобразительное искусство в Европе XVIII в., отмеченное стремительным развитием стилевых направлений Барокко, Рококо, Классицизма. Французская живопись XVIII столетия. Школы, жанры и направления. Антуан Ватто (1684 - 1721), Франсуа Буше (1703 - 1770), Жан Оноре Фрагонар (1732 -1806) как представители куртуазного направления в искусстве. Реалистические тенденции в творчестве Жана-Батиста Симеона Шардена (1699 - 1779). Искусство Жака-Луи Давида (1748 - 1825) - представителя Классицизма, увлеченного культурой античности. Изобразительное искусство XVIII века Италии и Англии как продолжение французской художественной традиции.
2. Отход изобразительного искусства от экспрессивных барочных форм. Воплощение тонких нюансов души. Любовь раскрывается в живописи как галантное ухаживание. Восхищение художников физической красотой и культ молодости. Изобразительное искусство носит фантазийный характер, стремится убежать от реальности и воспеть радости сельского быта. Основные стилевые черты: камерный характер живописи, декоративность, изысканность, причудливость форм, легкость цветовой гаммы.
Вторая половина XVIII века ознаменована общеевропейским увлечением антично-
^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
Шшр искусств
стью (понятие неоклассицизма). Искусство приобретает новые черты: лаконичность, строгость форм, драматичность художественного языка, гражданственность, патриотизм, пропаганда идеалов Великой французской революции.
3. Портрет как самостоятельный жанр в изобразительном искусстве. Андре Фели-бьен (1619 - 1695) - первый, кто употребил термин «портрет» для изображения конкретного человека. «Портрет Франсуазы-Марии де Бурбон в образе Юноны» Франсуа де Труа (1645 - 1730) - образец французского аллегорического портрета XVIII столетия. «Женский портрет в образе Святой Агнессы» Марианны Луар (ок. 1715 - 1769) как пример портретной живописи позднего рококо и проблемы становления женщины в изобразительном искусстве XVIII века. Образ интеллектуала эпохи Просвещения, воплощенный кругом Витторе Гисланди (1655 - 1743) в «Портрете кардинала». Заостренное внимание на индивидуальности человека в работе мастерской Джошуа Рей-нольдса (1723 - 1792) «Портрет господина Готье» как характерный образец портретного жанра XVIII века.
В данном случае после изложения основного материала следует обратить внимание школьников на такую важную категорию творчества, как «художественный образ» -форму истолкования и освоения мира с позиции эстетического идеала, путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Этот образ создается автором художественного произведения с целью наиболее полного раскрытия описываемого явления действительности. При этом необходимо иметь в виду, что автор художественного образа (художник) не просто пытается повторить жизнь - он ее дополняет, домысливает. Художественное творчество глубоко субъективно и носит авторский характер. Поэтому в каждой картине отпечатывается личность творца, его воображение, фантазия и вымысел.
Для наиболее полного и доступного для подростков растолкования категории «художественного образа» портретный жанр подходит как никакой другой, поскольку напрямую дает возможность школьникам отождествлять себя с изображенным на полотне человеком. В этом случае художественный образ коррелируется с образом «Я» зрителя. Осу-
ществить эту взаимосвязь можно путем наводящих вопросов (Кто изображен на полотне? Во что одета модель? Каков её социальный статус, профессия? О чем думает портретируемый? Импонирует ли вам данный образ?), а также предложив подросткам попробовать проанализировать образ, дать ему характеристику и вербализировать увиденное.
Роль педагога-экскурсовода в данном случае заключается в том, чтобы помочь подросткам осуществить верную оценку образа, стараясь при этом опираться на авторское прочтение, а не на собственные субъективные представления. Художественное произведение должно вызвать у школьников чувство сотворчества. Только в этом случае образ «Я» подростка объективируется в художественном образе и присвоит его духовно-эстетический потенциал с целью саморазвития.
Кроме того, сотрудниками Международного института антиквариата разработаны занятия с подростками по темам: «Голландский натюрморт XVII века», «Живопись и декоративно-прикладное искусство Германии XVII - XVIII веков», «Русское интерьерное искусство начала XIX века». Содержание занятий основано на анализе произведений из коллекций Большого собрания изящных искусств ASG. Здесь важно не только передать знания об изобразительном искусстве, заложить основы художественного мышления, сформировать способности интерпретировать художественную действительность, но и дать толчок к формированию практических умений и навыков, необходимых для успешной учебной и художественной деятельности. Для этого в будущем планируется использование наряду с такими формами занятий, как «урок-беседа» и «урок-экскурсия», еще и «уроков-практикумов», которые помогают творчески реализовать знания, полученные подростками в музее.