Научная статья на тему 'ОТКРЫВАЯ Л. ВЫГОТСКОГО ЗАНОВО: ОТ ПРОЧТЕНИЯ НА ЗАПАДЕ К ПЕРЕПРОЧТЕНИЮ В РОССИИ'

ОТКРЫВАЯ Л. ВЫГОТСКОГО ЗАНОВО: ОТ ПРОЧТЕНИЯ НА ЗАПАДЕ К ПЕРЕПРОЧТЕНИЮ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л.С. ВЫГОТСКИЙ / Я. ВАЛСИНЕР / Р. ВАН ДЕР ВЕЕР / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаспарян Диана Эдиковна

Настоящая статье служит предисловием к публикации перевода фрагмента книги Я. Валсинера и Р. ван дер Веера «Понимая Выготского. В поисках синтеза» (глава 8 «Выготский и гештальтпсихология»). В предлагаемой русскоязычному читателю главе раскрывается вся сложность взаимоотношений гештальтпсихологии и деятельностного подхода. Авторы описывают не только обстоятельства распространения идей Л.С. Выготского по всему миру, но и полемические контексты, в которых находилось его учение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDISCOVERING VYGOTSKY: FROM INTERPRETATION IN THE WEST TO REINTERPRETATION IN RUSSIA

The article is a preface to the publication of a translation of a fragment from the book «Understanding Vygotsky. In Search of Synthesis» by Jaan Valsiner and rene Van der Veer (Chapter 8 «Vygotsky and gestalt Psychology»). The chapter offered to russian readers reveals the complexity of the relationship between gestalt psychology and the activity approach. The authors describe not only the circumstances under which the ideas of Vygotsky spread all over the world, but also the polemical contexts in which his teaching developed.

Текст научной работы на тему «ОТКРЫВАЯ Л. ВЫГОТСКОГО ЗАНОВО: ОТ ПРОЧТЕНИЯ НА ЗАПАДЕ К ПЕРЕПРОЧТЕНИЮ В РОССИИ»

методология социально-гуманитарного познания

удк 1(091)

DOI https://doi.org/10.24866/1997-2857/2023-1/68-90 Д.Э. гаспарян*

открывая л. выготского заново:

от прочтения на западе к перепрочтению в россии**

Настоящая статье служит предисловием к публикации перевода фрагмента книги Я. Валсинера и Р. ван дер Веера «Понимая Выготского. В поисках синтеза» (глава 8 «Выготский и гештальтпсихология»). В предлагаемой русскоязычному читателю главе раскрывается вся сложность взаимоотношений гештальтпсихологии и деятельностного подхода. Авторы описывают не только обстоятельства распространения идей Л.С. Выготского по всему миру, но и полемические контексты, в которых находилось его учение.

Ключевые слова: Л.С. Выготский, Я. Валсинер, Р. Ван дер Веер, деятель-ностный подход, гештальтпсихология

Rediscovering Vygotsky: from interpretation in the West to reinterpretation in Russia. DIANA E. GASPARYAN (HSE University, Moscow)

The article is a preface to the publication of a translation of a fragment from the book «Understanding Vygotsky. In Search of Synthesis» by Jaan Valsiner and rene Van der Veer (Chapter 8 «Vygotsky and gestalt Psychology»). The chapter offered to russian readers reveals the complexity of the relationship between gestalt psychology and the activity approach. The authors describe not only the circumstances under which the ideas of Vygotsky spread all over the world, but also the polemical contexts in which his teaching developed.

Keywords: Lev Vygotsky, Jaan Valsiner, rene Van der Veer, activity approach, gestalt psychology

Значение наследия Льва Выготского не просто велико, но и весьма вдохновляюще с точки зрения возможностей интеграции одних научных школ в другие. Несмотря на явное влияние марксизма в теоретических разработках Выготского, которое несколько сужало и специфицировало разработанное им учение, его подходу удалось доказать свою научную ценность, вы-

ходящую за пределы идеологических коннотаций. Знаменитому деятельностному подходу Выготского удалось перерасти исторические, политические и культурные обстоятельства, в которых он зарождался. Ключевые методологические и идейные разработки Л. Выготского завоевали признание в Америке, Западной и Восточной Европе и давно вошли в классиче-

* ГАСПАРЯН Диана Эдиковна, кандидат философских наук, профессор Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

E-mail: anaid6@yandex.ru © Гаспарян Д.Э., 2023

** Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РНФ. Проект № 19-18-00100.

68 гуманитарные исследования в восточной сИБИрИ и на дальнем востоке • № 1 • 2023

скую традицию освоения психологии как науки. Учение Выготского является обязательным к изучению в самых разных курсах, посвященных человеку, сознанию, мышлению, культуре, обществу и т.д.

Толчком к проникновению идей Л. Выготского в мировое научное сообщество послужил перевод главных трудов мыслителя, пришедшийся на вторую половину XX в. С выходом в свет в 1962 г. американского издания перевода книги Л. Выготского «Мышление и речь» [9] его идеи начали распространяться по всему миру. Практически сразу после этой публикации, а также после издания различных переводов книги «Развитие высших психических функций» возникает бурная реакция, и наследие Выготского, на фоне активных дискуссий, постепенно проникает в обиход западноевропейских школ. К 1980-м гг. на европейские языки было переведено достаточное количество его трудов, чтобы можно было говорить о полноценном влиянии Л. Выготского на западного исследователя. Вокруг работ Выготского постепенно формируется определенный набор тем, наиболее востребованных в рамках западноевропейских и американских исследований в дисциплинарной области «Social Studies. Это прежде всего темы противостояния между когнитивными структурами и деятельностью, обучения речи и формирования языковых компетенций у детей, прояснения понятия «зоны ближайшего развития», феномена «монологической речи», формирования абстрактного мышления и пр. Именно они привлекают внимание исследователей на Западе: в Италии [1], Нидерландах [7], Франции [2], Северной Америке и Великобритании [8; 10].

На протяжении всей истории возвышения и триумфа советского психолога неоднократно обсуждался вопрос: почему идеи Выготского смогли стать настолько влиятельными в мировом сообществе? Следует ли рассматривать этот факт в качестве курьезного исключения или вполне закономерного явления? По-видимому, объясняя специфическое влияние Выготского, нельзя игнорировать политическую обстановку в западном мире в 1960-е гг. По сравнению с другими советскими психологами, такими как А. Лурия и А. Леонтьев, Выготский в глазах западных ученых не выглядел явно вовлеченным в советскую идеологию, поскольку умер в 1934 г. На тот момент ему было всего 37 лет, и создание всех его трудов, таким об-

разом, пришлось на ранний советский период. Кроме того, его работы не распространялись западными издательскими компаниями, публикующими марксистскую литературу и книги по социализму и коммунизму, так как имя Выготского не ассоциировалось с коммунистической идеологией, приверженность которой чаще всего подразумевалась у советских интеллектуалов. Напротив, его появление на Западе через посредничество Джерома Брунера, который написал предисловие к первому послевоенному переводу «Мышления и речи», можно рассматривать как своего рода репутационный допуск со стороны западной науки. Интерес к советскому мыслителю был невольно подкреплен Жаном Пиаже, который неоднократно открыто полемизировал с Л. Выготским, создавая тем самым дискуссионное поле и саму возможность диалога: разумеется, общественности не терпелось узнать, кто удостоился звания «оппонента великого метра». Неудивительно, что к Л. Выготскому довольно быстро пришла посмертная слава. Впоследствии ученики Пиаже (например, Габриэль Муньи, Анн-Нелли Перре-Клер-мон, Бернард Шнеули), разочаровавшись в индивидуалистическом подходе своего учителя, позаимствуют многое из того, что найдут у Выготского, а вскоре и вовсе переориентируются на его разработки. В итоге внедрение идей Выготского в послевоенную западную психологию довольно быстро привело к традиционной для Запада непременной институционализации интеллектуального наследия в виде обязательных школ, лабораторий, научно-исследовательских центров и т.д. Начался «Vygotsky boom». Дж. Брунер и Г.А. Миллер основали Центр когнитивных исследований в Гарварде, деятельность которого сыграла значительную роль в развитии возрастной психологии, приведшему впоследствии к значительным подвижкам в изменении климата когнитивных наук. Результаты некоторых исследований Центра вскоре составили заметный противовес набирающей популярность генеративной лингвистике Н. Хомского и в целом нативистской линии когнитивизма (нативизму и преформизму). Благодаря рецепции идей Выготского сама полемика западных исследователей вокруг идеи врожденности стала приобретать ту же логику и риторику, которая присутствовала в его трудах. В целом акцентуация социализации именно как концепции, полемизирующей с различными версиями ког-нитивизма, была заимствована западной психо-

2023 • № 1 • гуманитарные исследования в восточной сивири и на дальнем востоке

69

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ

логией во многом в качестве ключевого тезиса деятельностного подхода советского психолога.

В рамках работы Центра активно развивались идеи культурной психологии. Одним из тех, кто сыграл значительную роль в развитии культурных аспектов познания, был Я. Вал-синер, чей вклад в привлечение внимания к наследию Л. Выготского нашел выражение в многочисленных работах, в том числе - в написанной в соавторстве с Р. ван дер Веером1 книге «Понимая Выготского. В поисках синтеза» [8], фрагмент которой (глава 8 «Выготский и геш-тальтпсихология») в нашем переводе предлагается русскоязычному читателю. Яан Валси-нер - известный американский исследователь эстонского происхождения, уже более 40 лет работает в области культурной психологии и последовательно развивает теорию диалога культур, неизменно привносимую им в анализ любых психологических и социальных явлений. С конца 1980-х гг. профессор Валсинер приобрел известность в качестве исследователя в области психологии взросления и культурной психологии. Особое внимание автор уделяет вопросу использования человечеством знаков и символов в качестве инструмента формирования и становления сознания. Он является редактором-основателем журнала «Culture and Psychology» (1995 г.). В настоящее время является профессором культурной психологии Нильса Бора в Ольборгском университете (Дания), а также профессором психологии на факультете психологии Университета Кларка (США). Валсинер опубликовал множество книг, наиболее актуальными из которых являются «Управляемый разум» [5] и «Культура в умах и обществах: основы культурной психологии» [6]. Он редактировал «Справочник по психологии развития» (совместно с Кевином Коннол-ли) [3], а также «Кембриджский справочник по социокультурной психологии» (совместно с Альберто Роза) [4]. Вальсинер - главный редактор журналов «Integrative Psychological and Behavioral Sciences» (с 2007 г.) и «History and Theory of Psychology» (с 2008 г.). В 1995 г. он был удостоен премии Александра фон Гумбольдта в Германии за междисциплинарную работу по развитию человека. Я. Валсинер исследует смысловые системы, обращаясь к куль-

1 Рене ван дер Веер - почетный профессор Лейденского университета (Нидерланды). Сфера интересов - культурно-историческая теория, история идей.

турной психологии, указывает на конституирующую роль культуры, а именно различных культурных кодов в процессе производства и воспроизводства смыслов. С опорой на структурализм, равно как и наследие М. Бахтина, а также деятельностный подход Л. Выготского Валсинер развил в своем учении мотив спонтанности возникновения символических систем как эпифеноменальных следствий глубоких культурных слоев, всегда залегающих глубже осознанно индивидуализированной жизни. Символические системы, которые индивидуализированные агенты сознания и речи используют для построения смыслов, являются структурами, которые уже глубоко укоренены в памяти самой культуры. Они представляют собой отражение коллективной имплементации, чья инструментальность в качестве используемых индивидом подручных средств делает их частью и манифестацией сообщества.

Заслуга Валсинера состоит в том, что он не только сыграл большую роль в деле адаптации и интерпретации наследия Л. Выготского, но и показал, в каких отношениях теория Выготского состоит с другими влиятельными учениями о человеке (в частности, с гештальтпсихо-логией, о чем можно прочесть в публикуемой главе). Это позволило включить разработки Выготского в живой диалог наук и исследовательских практик, что не в последнюю очередь позволило Выготскому надежно «осесть» на западной почве.

Подход Я. Валсинера и его коллеги Р. ван дер Веера, разветвленный и в значительной степени междисциплинарный, принимает во внимание основы деятельностного подхода внутри культуральной активности. Задача авторов состояла в том, чтобы проанализировать применение Выготским деятельностного подхода как универсального принципа построения наук о человеке. В своей совместной работе они показывают, как Выготскому удалось опереться на понятие диалектического синтеза и применить ряд теоретических конструкций в непосредственной эмпирической практике. Интересно, что авторам удалось извлечь из трудов Выготского довольно много фундаментальных положений диалектической философии, таких как синтез и снятие, и успешно применить их в области теоретической психологии.

В предлагаемом читателю переводе главы из книги Я. Валсинера и Р. ван дер Веера не только рассказывается о том, при каких обстоятель-

70

гуманитарные исследования в восточной Сибири и на дальнем востоке • № 1 • 2023

ствах идеи Л. Выготского начали распространяться по всему миру, но и рассматривается, в каких полемических контекстах находилось учение Выготского. Авторы прослеживают коэволюцию взглядов гештальтистов и последователей Выготского. Менялись не только взгляды теоретиков, но и сами теории. Авторам удается продемонстрировать весьма любопытные факты. В частности, довольно непривычно сближение гештальтпсихологии с подходом Выготского по критерию анти-редукционизма, а также отношения к набирающему обороты в начале XX в. элиминативистски ориентированному бихевиоризму. В исследовании показано, что Выготский многое позаимствовал у своих коллег по гештальту (Кёлера, Коффки, Левина, Гольдштейна), критикуя их, в свою очередь, за недиалектичность. Читатель может узнать, к каким неожиданным последствиям привели попытки Выготского объединить принцип гештальта и принцип диалектического развития. Авторы заставляют по-новому взглянуть на историю рождения концепции «внутренней речи», а также ряда идей, связанных с обучением и развитием ребенка. Наконец, итоговая тема диалектического противостояния Выготского гештальт-сообществу раскрывает всю сложность взаимоотношений гештальтпсихологии и деятельностного подхода. Данная книга является наглядной демонстрацией плодотворной

идеи рецепции отечественной мысли на Западе, развития науки «поверх барьеров».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

1. Mecacci, L., 1983. Lezioni di psicologia: Vygotsky. Bologna: Il Mulino.

2. Schneuwly, B. and Bronckart, J.-P. eds., 1985. Vygotski aujourd'hui. Neuchatel; Paris: Delachaux & Niestle.

3. Valsiner, J. and Connolly, K.J. eds., 2003. Handbook of developmental psychology. London: Sage.

4. Valsiner, J. and Rosa, A. eds., 2007. Cambridge handbook of socio-cultural psychology. New York: Cambridge University Press.

5. Valsiner, J., 1998. The guided mind. Cambridge: Harvard University Press.

6. Valsiner, J., 2007. Culture in minds and societies: foundations of cultural psychology. New Delhi: Sage.

7. Van der Veer, R. 1984. Cultuur en cognitie. Groningen: Wolters-Noordhoff.

8. Van der Veer, R. and Valsiner, J., 1991. Understanding Vygotsky: a quest for synthesis. Oxford: Blackwell.

9. Vygotsky, L.S., 1962. Thought and language. Cambridge: MIT Press.

10. Wertsch, J.V., 1985. Vygotsky and the social formation of mind. Cambridge: Harvard University Press.

2023 • № 1 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.