Научная статья на тему 'Открытый семантический ряд как средство экспрессивного синтаксиса в военных повестях (1941-1945 гг. )'

Открытый семантический ряд как средство экспрессивного синтаксиса в военных повестях (1941-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
268
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАТАКСИЧЕСКИЙ / ГИПОТАКСИЧЕСКИЙ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ПРАГМАТИКА / АППЛИКАЦИЯ / ГРАДАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Арсланбекова Зумруд Шамсутдиновна

Статья содержит структурно-семантический анализ открытых перечислительных конструкций в аспекте создания экспрессивно-личностного поля художественного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытый семантический ряд как средство экспрессивного синтаксиса в военных повестях (1941-1945 гг. )»

• • • Известия ДГПУ, №2, 2008

УДК 82:7.03

ОТКРЫТЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ РЯД КАК СРЕДСТВО ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА В ВОЕННЫХ ПОВЕСТЯХ (1941-1945 гг.)

©zoos Арсланбекова З.Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

Статья содержит структурно-семантический анализ открытых перечислительных конструкций в аспекте создания экспрессивно-личностного поля художественного текста.

The article contains the structural and semantic analysis of the opened enumeration constructions in the aspect of creation of the expressive-personal field of the fictional text.

Ключевые слова: паратаксический, гипотаксический, конвергенция, прагматика, аппликация, градация.

Keywords: parataxical, hypotaxical, convergence, pragmatics, application, gradation.

Актуальность темы определяется необходимостью устранения

пробелов в научном изучении художественно-речевой организации произведений важного периода в истории России, исследования языкового выражения авторских интенций, языковой личности авторов, которые были личностями в высоком смысле слова. Это П. М. Леонов, К. М. Симонов, В. Л. Василевская, В. П. Катаев и другие, чьи повести составили основу исследования.

Одной из ярких особенностей художественно-речевой структуры анализируемых произведений

является прием количественного накопления однотипных лексико-грамматических единиц в

многокомпонентные перечислительные ряды. В пределах одного высказывания создается таким образом концентрация слов однородных грамматически, часто метафорически, не всегда связанных смысловыми и причинно-след-

ственными отношениями,

объединенных на основе ассоциации понятий, явлений. Образующийся перечислительный ряд - вариант стилистического приема перечисления - представляет собой

контаминированную структуру, где в группу однородных включаются части целого, объединенные

перечислительной интонацией, часто сочинительными союзами.

Особенности конструкций с однородными членами как простыми линейными рядами исследовались многими языковедами (В. В. Бабайцева, Н. С. Валгина, О. И. Москальская, А. М. Пешковский, Л. Д. Чеснокова и др.). Однако конструкции с распространенными однородными элементами не анализировались ни в функциональном, ни в семантическом аспектах, тогда как осложнение элементов однородного ряда по правилам детерминации и деривации, различная степень осложненное™ непредикативного,

полупредикативного и предикативного

характера значимы в стилистическом анализе текстов [1, 3, 4, 5].

Бессоюзный перечислительный ряд образует стилистическую фигуру, известную в научной литературе как асиндетон, различные аспекты которой исследовали Н. В. Васильева, М. Д. Кузнец, С. Е. Никитина, Н. И. Формановская, Т. Г. Хазагеров и др. Функционирование стилистического приема перечисления и его различных типов в полном объеме их проявления нуждается в

дальнейшем изучении и обобщении на материале текстов различных жанров и стилей. Из двух разновидностей асиндетона -паратаксического и гипотаксического - широко представлены в анализируемой прозе первые, позволяющие писателям наиболее полно и ярко передавать эмоциональную напряженность, активность мысли, высокий накал чувств. В статье разделяется мнение А. П. Сковородникова о том, что степень экспрессивности

бессоюзного перечислительного ряда зависит от количества его компонентов, причем это суждение в полной мере относим и к перечислительным рядам с союзом перед последним членом, завершающим ряд [2. С. 57]. И в том, и в другом случаях смысловая и эмоциональная значимость текста прямо пропорциональна

множественности членов

перечисления. «Фикус, оставленный здесь, верно, для веселья, бодрости, здоровья и красоты...» (Леонов «Взятие Великошумска»); «И время стало маленькое, время молний, в которое она успевает родиться, ослепить вселенную, ужаснуть живое и погаснуть» (Там же); «Масленников подбежал к нему, обнял, расцеловал, снял шинель, подвинул скамейку, сел против него, вытащил папиросу, предложил ему, чиркнул спичкой, закурил - все это быстро, в полминуты» (Симонов

«Дни и ночи»); «Орудия поражают не только тело, но и душу. И после того, как поражена психика, как сломлен дух, можно гнать, настигать, убивать, пленять толпы врагов» (Бек «Волоколамское шоссе»). В результате различных вариантов построения однородных рядов образуются своеобразные синтаксические микросистемы с яркой экспрессивной окраской, при этом в текстообразующей роли чаще выступают глаголы, их формы. Роль данных структур в значительной степени определяется лексическим наполнением их компонентов: способствуют полноте и цельности описания, создают эффект быстроты смены действий; конструкции асиндетона, создавая впечатление лаконизма и компактности выражения мыслей, придают изложению динамичный характер. Экспрессивность конструкций

усиливается стилистическим

взаимодействием с лексической анафорой, метафорой и другими фигурами. «Танк. крушил боками, исчезал в грудах утиля и вылезал из-под обломков, неожиданный, ревущий, гневный, переваливаясь, скользя в месиве, которое щепилось, горело, кричало, вздувалось...» (Леонов «Взятие Великошумска»); «Сколько людей, мечтавших, желавших, мысливших, каявшихся, погребено за эти годы в русской земле, и никогда они уже не осуществят того, о чем думали... Все это исполнимое, но не выполненное, все задуманное, но не сделанное теми, кто теперь мертв., ложится на плечи живых» (Симонов «Дни и ночи»); «Отдал родине свою молодость, силы, счастье, радость» (Василевская «Просто любовь»); «На краю леса сверкало пламя, вздымалась земля, валились деревья, взлетали автоматы» (Бек «Волоколамское шоссе»). Конструкции с однородными членами в едином временном плане выступают как составные

компоненты художественной речи. В перечислительных рядах

представлены аппликация, градация, выполняющие функцию

характеристики ситуации, усиливая прагматику восприятия;

категориальная цепочка

предложений передает

эмоциональное состояние автора и персонажа. Фигуры

перечислительных рядов выполняют различные функции: выделительно-эмоцио-нальную, выделительно-образную, выделительно-оценочную и др. Кроме этого, перечислительные ряды придают тексту определенную ритмико-инто-национную тональность. Например, в следующих фрагментах из анализируемой повести Л. Леонова представлены ритмически

спокойная, размеренная речь, паузы между однородными членами, акцентное их выделение: «. Сделали остановку -осмотреться, оправиться, принять последнее решение»; «Никто не плакал, не поднимал рук, не молил о пощаде»; «Мост, пламя, хруст, трескотня бесполезной стрельбы -все осталось позади»; «Ни лаской, ни приказанием, ни шуткой не удавалось ему проникнуть в меркнущее сознание Дыбка»; «Что-то красное, шерстистое, неправдоподобное металось

кругом». Паратаксический асиндетон отмечается не только в сфере однородных членов предложения, но и в структуре сложного предложения при бессоюзном соединении его частей. Две однородно построенные части сами по себе еще не образуют фигуры, если нет добавочных экспрессивных признаков повтора, параллелизма. Однако добавление третьей части актуализирует восприятие синтаксической

микросистемы и создает ощущение ритмомелодической и

архитектонической гармонии.

«Скажи, чтоб не серчал. От этого дружба вянет, волос лезет,

здоровье портится» (Леонов «Взятие Великошумска»); «Солдаты с непокрытой головой посетят скелеты наших городов, они раскопают известковые карьеры братских могил, святая и умная печаль отуманит их сердце» (Там же).

Какими бы ни были структура рядов (однородные члены, простые предложения, части сложных конструкций), способы осложнения элементов однородного ряда (по правилам детерминации,

деривации), степень синтаксической сложности однородных

семантических блоков, исследуемый стилистический прием способствует смысловому углублению текста, усложнению семантики

высказывания, усилению его экспрессивности и, в конечном итоге, созданию целостного экспрессивно-семантического микрополя.

Многокомпонентные перечислительные ряды играют важную роль в реализации полноты и глубины содержательной стороны текста, его выразительности, личностного аспекта изображаемого. Конструкции с семантически и экспрессивно осложненными

однородными элементами при сохранении исходной синтаксической модели, синтаксической функции выступают как экспрессивно мотивированные, реализующие авторскую коммуникативную

установку. Осложняющие сегменты присоединяются к одному или нескольким элементам однородного блока, могут характеризоваться различной синтаксической

сложностью, образовывать

однородные синтаксические ряды второго порядка, быть присловными, прифразовыми, распространенными или нераспространенными,

предикативными, полупредикативными, непредикативными. Это влияет на коммуникативный и экспрессивный характер всей конструкции,

фрагмента текста.

Примечания

1. Воробьева Н.Г. Конструкции с осложненными однородными элементами в современном русском литературном языке. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2002. 2. Сковородников А.П. Асиндетон как стилистическая фигура//Русская речь. 2004. №4, 3. 3. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М„ 1973. 4. Телевина Н.Ф. Стилистический анализ художественного текста. Л., 1980. 5. Формановская Н.И. Стилистика сложного предложения. М„ 1978.

Статья поступила в редакцию 20.09.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.