Научная статья на тему 'Асиндетон как стилистический прием на примере романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»'

Асиндетон как стилистический прием на примере романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1003
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИНДЕТОН / МНОГОКОМПОНЕНТНЫЕ РЯДЫ / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ЭКСПРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ашимова А. Ф.

Статья содержит структурно-семантический анализ многокомпонентных единиц перечисления в художественной прозе Б.Л. Пастернака (1890-1960). Исследуется их роль в создании экспрессивно-личностного поля художественного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Асиндетон как стилистический прием на примере романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»»

АСИНДЕТОН КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

А.Ф. Ашимова

НОУ ВПО «Социально-педагогический институт», г. Дербент

Статья содержит структурно-семантический анализ многокомпонентных единиц перечисления в художественной прозе Б.Л. Пастернака (1890-1960). Исследуется их роль в создании экспрессивно-личностного поля художественного текста.

Ключевые слова: асиндетон, многокомпонентные ряды, стилистические фигуры, конвергенция, экспрессия.

В языковой организации прозы Б.Л. Пастернака особый интерес представляет способ построения, взаиморасположение, соотношение языковых элементов, не всегда связанных смысловыми и причинно-следственными отношениями, часто основанных на ассоциативной связи понятий, явлений.

Построение речи, при котором намеренно пропускаются союзы между членами предложений или между предложениями с целью придать высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей образует стилистическую фигуру, известную в научной литературе как асиндетон [1.С.54-55; 3.С.57 ]. «Три года перемен неизвестности, переходов, война, революция, потрясения, обстрелы, сцены гибели, сцены смерти, взорванные мосты, разрушения, пожары - всё это превратилось в огромное пустое место, лишённое содержания » [2.С.68]; « В стихотворение, точно через окно в комнату, врывались с улицы свет, воздух, шум жизни, вещи, сущности. Предметы внешнего мира, предметы обихода, имена существительные, теснясь и наседая, завладели строчками, вытесняя вон менее определённые части речи » [2.С.287]; « И всё, бывало, радовало густотой и стройностью, - церковная служба, танцы, манеры, даром что из простых была семья, мещане, из крестьянского и рабочего звания » [2.С.312]; « Он ( доктор - А.А ) думал о творении, твари, творчестве, притворстве» [2.С.331].

Асиндетон приобретает статус стилистической фигуры при определенных условиях: «Две однородно построенные части сами по себе еще не образуют фигуры, если нет добавочных экспрессивных признаков - повтора, параллелизма. Однако добавление уже третьей части актуализирует повтор и создает ощущение большей гармонии ритмомелодической и архитектонической» [4.С.192]. «Была мануфактура Живаго, банк Живаго, дома Живаго, способ завязывания и закалывания галстука булавкою Живаго, даже какой-то пирог круглой формы, вроде ромовой бабы, под названием Живаго» [2.С.17]; «Прощай, Лара, до свидания на том свете, прощай, краса моя, прощай, радость моя, бездонная, неисчерпаемая, вечная» [2.С.519]; «Социализм - это море, в которое должны ручьями влиться все эти свои отдельные революции, море жизни, море самобытности, жизни гениализованной, жизни, творчески обогащенной» [2.С.150]; «Девушка - обыкновенность, на которую древний мир не обратил бы внимания, -тайно и втихомолку дает жизнь младенцу, производит на свет жизнь, чудо жизни, жизнь всех, «живота всех» [2.С.414]. Экспрессия усиливается по мере увеличения количества соединяемых предикативных частей. Перечислительные ряды в анализируемом романе «Доктор Живаго», объединяясь в плане логико-содержательном, дают возможность соединять, нанизывать различные признаки, давать их в градации, развертывать в последовательности и т.д. При этом на грамматическую семантику, которая эксплицирована в предложении, накладываются дополнительные смыслы, но лежащие в ином измерении: градация, ассоциация, сопоставленность, последовательность, объединенность и т.д. [4.С.195]. Такие предложения можно встретить, прежде всего, в описательных и повествовательных контекстах, при характеристике природы, окружающей обстановке, внешности, характера человека и т.д. «У выхода из лагеря и из леса, росла одинокая, красивая, единственная изо всех деревьев сохранившая листву ржавая, рыже-

листная рябина» [2.С.355] - описание природы; «У библиотечных служащих были такие же опущенные, опухшие, книзу удлиненные, оплывшие лица, как у половины читающих, та же дряблая, обвислая кожа, землистая с празеленью, цвета соленого огурца и серой плесени» [2.С.292] -описание внешности людей; «Она (зима - А. А.) еще не так пугала, как две наступившие вслед за нею, но была уже из их породы, темная, голодная и холодная, вся в ломке привычного и перестройке всех основ существования, вся в нечеловеческих усилиях уцепиться за ускользающую жизнь» [2.С.199]. В данном примере многокомпонентные ряды основаны на цветовом определении, они дают отрицательную характеристику существительному «зима». Здесь отразилось на ассоциативном уровне сумрачное, безрадостное мироощущение автора.

Экспрессия асиндетона в перечислительном ряду может быть усилена синтаксическим, морфологическим, а также лексико-синтаксическим параллелизмом. «Ленивыми, отяжелевшими наплывами восходили к небу серые, черные, кирпично-красные и дымно-огненные облака поднятого на воздух мусора, расплывались, раскидывались султанами, рассеивались, оседали назад на землю» [2.С.512]; «Как подпустил ты меня к себе, как дал забрести на эту бесценную твою землю, под эти твои звезды, к ногам этой безрассудной, безропотной, незадачливой, ненаглядной» [2.С.439]; «льющаяся речь сама, силой своих законов создает по пути, мимоходом, размер и рифму, и тысячи других форм и образований еще более важных, но до сих пор неузнанных, неучтенных, неназванных» [2.С.439].

Экспрессивность конструкций усиливается стилистическим взаимодействием с метафорой: «Природа зевает, потягивается, переворачивается на другой бок и снова засыпает» [2.С.281]; «Несколько дней была переменная неустойчивая погода, дул теплый договаривающийся ветер» [2.С.133]; инверсией: «Обещание ее близости, сдержанной, холодной, ничьей, никому не принадлежащей» [2.С.145]. Перечисление построено по градационному принципу: первый компонент (сдержанной) и заключительный (никому не принадлежащей) образует кольцевое расположение членов перечислительного ряда.

Весьма существенным структурно-семантическим приемом в прозе Б.Л. Пастернака является расположение наиболее значимого семантически и эмоционально компонента в конце ряда, выполняющего итоговую семантико-стилистическую функцию, как бы завершающего градационный набор лексем. В этой роли выступают слова с обобщающей семантикой, наиболее экспрессивные конструкции с завершающими сравнительными структурами, фразеологизмами.

«Неестественность тона, казенную натянутость наших рассуждений отнес к себе, приписал тому, что он (Стрельников - А.А.) - сухарь, посредственность, человек в футляре» [2.С.406]; Фразеологизм «человек в футляре» становится центром - узловым, многозначным в перечислении рядов, возникших в подтексте. «Малмыжа Притульев был приземистый, стриженный бобриком, рябой, безобразный мужчина» [2.С.224].

Конвергенция характерна почти всем случаям использования перечислительных рядов, что расширяет их функциональную роль и, в конечном итоге, увеличивает степень экспрессивности текста: «Опрастывались, примащивались подкрепиться, отсыпались и затем дальше плелись на запад тощие, худосочные подростки из маршевых рот пополнения, в серых пилотках и тяжелых серых скатках, с испитыми дизентерией обескровленными лицами» [2.С.301]; «Прилагательные без существительных, сказуемые без подлежащих, прятки, взбудораженность, юрко мелькающие фигурки, отрывистость - как подходил этот стиль к духу времени, таившемуся, сокровенному, подпольному, едва вышедшему из подвалов, объяснявшемуся языком заговорщиков, главным лицом которого был город, главным событием - улица» [2.С.31]; «Он (док-тор-А.А.) что-нибудь да делал, вечно бывал занят, работал по дому, лечил, мыслил, изучал, производил. Как хорошо было перестать действовать, добиваться, думать и на время предоставить этот труд природе, самому стать вещью, замыслом, произведением в ее милостивых, восхитительных, красоту расточающих руках!» [2.С.396]. Данные тексты с конструкциями пере-

числения создают впечатление статичности, медленного движения мысли писателя от одного явления к другому, впечатление спокойного, эпического описания, недостаточной его полноты, чему способствуют комментарии, пояснения в рядах. Такие структуры характеризуются обстоятельностью изложения, что привлекает внимание читателей не только к основному содержанию, но и к деталям.

Иначе обстоит дело в конструкциях асиндетона, построенных не на основе перечисления компонентов (членов и частей предложения), а на основе бинарных конструкций, соотносительных с такими союзами, в которых компоненты связаны соединительными, противительными, разделительными и градационными союзами (разумеется, недостаточная дифференциро-ванность отношений компонентов при их бессоюзной связи ограничивает точность таких сопоставлений). Наиболее частотны бинарные асиндетические конструкции с отсутствующими союзами «а», «но», менее частотны - с отсутствующими союзами «и», «не только, но и» (с пропуском второй половины этого союза); случаи устранения разделительного союза «или» достаточно редки. «Над головой деревня горела - не видал, надо мной (доктор-А.А.) мамушка родимая в прорубь бросилась - не знал» [2.С.543], ср.: горела - но не видал, бросилась - но не знал; «Его не бойся, он (Сашка - А.А.) смирный, ну конечно, когда не трогать. Ведь вот ты в дверь -он из двери» [2.С.128], ср.: ты в дверь - а он из двери; «Только проходит месяц - ограбление на хуторе» [2.С.542], ср.: проходит месяц - и ограбление на хуторе.

Наибольшая степень экспрессивности присуща таким лаконичным бинарным асиндетическим конструкциям в романе, которые вступают в конвергенцию с другими стилистическими приемами, например, с антитезой: «Всё освещенное казалось белым, всё неосвещенное черным» [2.С. 144].

Эллиптичность, неполнота конструкций в прозе создают динамизм и подчеркнутую ритмомелодику, ведущие к экспрессивному эффекту. Текст приобретает при этом добавочные семантические признаки, связанные с передачей динамики событий, действий, быстрой смены движений, накала обстановки [4.С.149]. «Это было молодое искусство Скрябина, Блока, Комис-саржевского, Белого - передовое, захватывающее, оригинальное» [2.С.239].

Основной функцией асиндетона на базе перечисления считается усиление изобразительности речи [1.С.54]; отмечается, что «асиндетон, основанный на пропуске союзов при однородных членах, изображает быстрое движение, мелькание, быструю смену событий, предметов, на которых внимание не задерживается» [5.С.212]. Асиндетон неперечислительного (бинарного) типа часто используется для усиления смысловой противопоставленности частей бессоюзной конструкции, причем при наличии в первой части конструкции отрицания оказывается логически акцентированной ее вторая часть [3.С.58].

Рассмотренные бессоюзные синтаксические конструкции фигурального типа в прозе Б.Л. Пастернака обладают определенными грамматическими признаками, основными смыслами и добавочными приращениями смыслов, определенной компоновкой элементов, служащей предпосылкой для фигур с параллелизмом и особым ритмико-интонационным строением.

Исследуемый стилистический прием способствует усилению экспрессивности текста и созданию целостного экспрессивно-семантического микрополя.

Литература

1. Никитина С.Е. Васильева Н.В. Экспрессивный системный толковый словарь стилистических терминов. Принципы составления и избранные статьи. - М., 1996.

2. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. Повести, статьи, очерки. - М., 2000.

3. Сковородников А.П. О системном описании понятия «стилистическая фигура» // Русская речь. 2004. №4.

4. Формановская Н.И. Стилистика сложного предложения. М., 1978.

5. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций; словарь риторических приемов. -Ростов н/Д., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.