АСИНДЕТОН КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
А.Ф. Ашимова
НОУ ВПО «Социально-педагогический институт», г. Дербент
Статья содержит структурно-семантический анализ многокомпонентных единиц перечисления в художественной прозе Б.Л. Пастернака (1890-1960). Исследуется их роль в создании экспрессивно-личностного поля художественного текста.
Ключевые слова: асиндетон, многокомпонентные ряды, стилистические фигуры, конвергенция, экспрессия.
В языковой организации прозы Б.Л. Пастернака особый интерес представляет способ построения, взаиморасположение, соотношение языковых элементов, не всегда связанных смысловыми и причинно-следственными отношениями, часто основанных на ассоциативной связи понятий, явлений.
Построение речи, при котором намеренно пропускаются союзы между членами предложений или между предложениями с целью придать высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей образует стилистическую фигуру, известную в научной литературе как асиндетон [1.С.54-55; 3.С.57 ]. «Три года перемен неизвестности, переходов, война, революция, потрясения, обстрелы, сцены гибели, сцены смерти, взорванные мосты, разрушения, пожары - всё это превратилось в огромное пустое место, лишённое содержания » [2.С.68]; « В стихотворение, точно через окно в комнату, врывались с улицы свет, воздух, шум жизни, вещи, сущности. Предметы внешнего мира, предметы обихода, имена существительные, теснясь и наседая, завладели строчками, вытесняя вон менее определённые части речи » [2.С.287]; « И всё, бывало, радовало густотой и стройностью, - церковная служба, танцы, манеры, даром что из простых была семья, мещане, из крестьянского и рабочего звания » [2.С.312]; « Он ( доктор - А.А ) думал о творении, твари, творчестве, притворстве» [2.С.331].
Асиндетон приобретает статус стилистической фигуры при определенных условиях: «Две однородно построенные части сами по себе еще не образуют фигуры, если нет добавочных экспрессивных признаков - повтора, параллелизма. Однако добавление уже третьей части актуализирует повтор и создает ощущение большей гармонии ритмомелодической и архитектонической» [4.С.192]. «Была мануфактура Живаго, банк Живаго, дома Живаго, способ завязывания и закалывания галстука булавкою Живаго, даже какой-то пирог круглой формы, вроде ромовой бабы, под названием Живаго» [2.С.17]; «Прощай, Лара, до свидания на том свете, прощай, краса моя, прощай, радость моя, бездонная, неисчерпаемая, вечная» [2.С.519]; «Социализм - это море, в которое должны ручьями влиться все эти свои отдельные революции, море жизни, море самобытности, жизни гениализованной, жизни, творчески обогащенной» [2.С.150]; «Девушка - обыкновенность, на которую древний мир не обратил бы внимания, -тайно и втихомолку дает жизнь младенцу, производит на свет жизнь, чудо жизни, жизнь всех, «живота всех» [2.С.414]. Экспрессия усиливается по мере увеличения количества соединяемых предикативных частей. Перечислительные ряды в анализируемом романе «Доктор Живаго», объединяясь в плане логико-содержательном, дают возможность соединять, нанизывать различные признаки, давать их в градации, развертывать в последовательности и т.д. При этом на грамматическую семантику, которая эксплицирована в предложении, накладываются дополнительные смыслы, но лежащие в ином измерении: градация, ассоциация, сопоставленность, последовательность, объединенность и т.д. [4.С.195]. Такие предложения можно встретить, прежде всего, в описательных и повествовательных контекстах, при характеристике природы, окружающей обстановке, внешности, характера человека и т.д. «У выхода из лагеря и из леса, росла одинокая, красивая, единственная изо всех деревьев сохранившая листву ржавая, рыже-
листная рябина» [2.С.355] - описание природы; «У библиотечных служащих были такие же опущенные, опухшие, книзу удлиненные, оплывшие лица, как у половины читающих, та же дряблая, обвислая кожа, землистая с празеленью, цвета соленого огурца и серой плесени» [2.С.292] -описание внешности людей; «Она (зима - А. А.) еще не так пугала, как две наступившие вслед за нею, но была уже из их породы, темная, голодная и холодная, вся в ломке привычного и перестройке всех основ существования, вся в нечеловеческих усилиях уцепиться за ускользающую жизнь» [2.С.199]. В данном примере многокомпонентные ряды основаны на цветовом определении, они дают отрицательную характеристику существительному «зима». Здесь отразилось на ассоциативном уровне сумрачное, безрадостное мироощущение автора.
Экспрессия асиндетона в перечислительном ряду может быть усилена синтаксическим, морфологическим, а также лексико-синтаксическим параллелизмом. «Ленивыми, отяжелевшими наплывами восходили к небу серые, черные, кирпично-красные и дымно-огненные облака поднятого на воздух мусора, расплывались, раскидывались султанами, рассеивались, оседали назад на землю» [2.С.512]; «Как подпустил ты меня к себе, как дал забрести на эту бесценную твою землю, под эти твои звезды, к ногам этой безрассудной, безропотной, незадачливой, ненаглядной» [2.С.439]; «льющаяся речь сама, силой своих законов создает по пути, мимоходом, размер и рифму, и тысячи других форм и образований еще более важных, но до сих пор неузнанных, неучтенных, неназванных» [2.С.439].
Экспрессивность конструкций усиливается стилистическим взаимодействием с метафорой: «Природа зевает, потягивается, переворачивается на другой бок и снова засыпает» [2.С.281]; «Несколько дней была переменная неустойчивая погода, дул теплый договаривающийся ветер» [2.С.133]; инверсией: «Обещание ее близости, сдержанной, холодной, ничьей, никому не принадлежащей» [2.С.145]. Перечисление построено по градационному принципу: первый компонент (сдержанной) и заключительный (никому не принадлежащей) образует кольцевое расположение членов перечислительного ряда.
Весьма существенным структурно-семантическим приемом в прозе Б.Л. Пастернака является расположение наиболее значимого семантически и эмоционально компонента в конце ряда, выполняющего итоговую семантико-стилистическую функцию, как бы завершающего градационный набор лексем. В этой роли выступают слова с обобщающей семантикой, наиболее экспрессивные конструкции с завершающими сравнительными структурами, фразеологизмами.
«Неестественность тона, казенную натянутость наших рассуждений отнес к себе, приписал тому, что он (Стрельников - А.А.) - сухарь, посредственность, человек в футляре» [2.С.406]; Фразеологизм «человек в футляре» становится центром - узловым, многозначным в перечислении рядов, возникших в подтексте. «Малмыжа Притульев был приземистый, стриженный бобриком, рябой, безобразный мужчина» [2.С.224].
Конвергенция характерна почти всем случаям использования перечислительных рядов, что расширяет их функциональную роль и, в конечном итоге, увеличивает степень экспрессивности текста: «Опрастывались, примащивались подкрепиться, отсыпались и затем дальше плелись на запад тощие, худосочные подростки из маршевых рот пополнения, в серых пилотках и тяжелых серых скатках, с испитыми дизентерией обескровленными лицами» [2.С.301]; «Прилагательные без существительных, сказуемые без подлежащих, прятки, взбудораженность, юрко мелькающие фигурки, отрывистость - как подходил этот стиль к духу времени, таившемуся, сокровенному, подпольному, едва вышедшему из подвалов, объяснявшемуся языком заговорщиков, главным лицом которого был город, главным событием - улица» [2.С.31]; «Он (док-тор-А.А.) что-нибудь да делал, вечно бывал занят, работал по дому, лечил, мыслил, изучал, производил. Как хорошо было перестать действовать, добиваться, думать и на время предоставить этот труд природе, самому стать вещью, замыслом, произведением в ее милостивых, восхитительных, красоту расточающих руках!» [2.С.396]. Данные тексты с конструкциями пере-
числения создают впечатление статичности, медленного движения мысли писателя от одного явления к другому, впечатление спокойного, эпического описания, недостаточной его полноты, чему способствуют комментарии, пояснения в рядах. Такие структуры характеризуются обстоятельностью изложения, что привлекает внимание читателей не только к основному содержанию, но и к деталям.
Иначе обстоит дело в конструкциях асиндетона, построенных не на основе перечисления компонентов (членов и частей предложения), а на основе бинарных конструкций, соотносительных с такими союзами, в которых компоненты связаны соединительными, противительными, разделительными и градационными союзами (разумеется, недостаточная дифференциро-ванность отношений компонентов при их бессоюзной связи ограничивает точность таких сопоставлений). Наиболее частотны бинарные асиндетические конструкции с отсутствующими союзами «а», «но», менее частотны - с отсутствующими союзами «и», «не только, но и» (с пропуском второй половины этого союза); случаи устранения разделительного союза «или» достаточно редки. «Над головой деревня горела - не видал, надо мной (доктор-А.А.) мамушка родимая в прорубь бросилась - не знал» [2.С.543], ср.: горела - но не видал, бросилась - но не знал; «Его не бойся, он (Сашка - А.А.) смирный, ну конечно, когда не трогать. Ведь вот ты в дверь -он из двери» [2.С.128], ср.: ты в дверь - а он из двери; «Только проходит месяц - ограбление на хуторе» [2.С.542], ср.: проходит месяц - и ограбление на хуторе.
Наибольшая степень экспрессивности присуща таким лаконичным бинарным асиндетическим конструкциям в романе, которые вступают в конвергенцию с другими стилистическими приемами, например, с антитезой: «Всё освещенное казалось белым, всё неосвещенное черным» [2.С. 144].
Эллиптичность, неполнота конструкций в прозе создают динамизм и подчеркнутую ритмомелодику, ведущие к экспрессивному эффекту. Текст приобретает при этом добавочные семантические признаки, связанные с передачей динамики событий, действий, быстрой смены движений, накала обстановки [4.С.149]. «Это было молодое искусство Скрябина, Блока, Комис-саржевского, Белого - передовое, захватывающее, оригинальное» [2.С.239].
Основной функцией асиндетона на базе перечисления считается усиление изобразительности речи [1.С.54]; отмечается, что «асиндетон, основанный на пропуске союзов при однородных членах, изображает быстрое движение, мелькание, быструю смену событий, предметов, на которых внимание не задерживается» [5.С.212]. Асиндетон неперечислительного (бинарного) типа часто используется для усиления смысловой противопоставленности частей бессоюзной конструкции, причем при наличии в первой части конструкции отрицания оказывается логически акцентированной ее вторая часть [3.С.58].
Рассмотренные бессоюзные синтаксические конструкции фигурального типа в прозе Б.Л. Пастернака обладают определенными грамматическими признаками, основными смыслами и добавочными приращениями смыслов, определенной компоновкой элементов, служащей предпосылкой для фигур с параллелизмом и особым ритмико-интонационным строением.
Исследуемый стилистический прием способствует усилению экспрессивности текста и созданию целостного экспрессивно-семантического микрополя.
Литература
1. Никитина С.Е. Васильева Н.В. Экспрессивный системный толковый словарь стилистических терминов. Принципы составления и избранные статьи. - М., 1996.
2. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. Повести, статьи, очерки. - М., 2000.
3. Сковородников А.П. О системном описании понятия «стилистическая фигура» // Русская речь. 2004. №4.
4. Формановская Н.И. Стилистика сложного предложения. М., 1978.
5. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций; словарь риторических приемов. -Ростов н/Д., 1999.